Возможности использования коротких видео в научной коммуникации: пример социальных наук
- Авторы: Трищенко Н.Д.1,2, Михайловская В.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН
- Выпуск: Том 29, № 3 (2024)
- Страницы: 564-576
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/41917
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-3-564-576
- EDN: https://elibrary.ru/GDPZHM
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Поскольку все больше ученых используют для обмена научной информацией альтернативные коммуникационные платформы, в том числе видеосервисы (например, TikTok), необходимо изучить потенциал подобных ресурсов для научной коммуникации, особенно с молодой аудиторией. Мы провели контент-анализ 163 постов под четырьмя хэштегами: #researchpaper, #scientificarticle, #socialscience, #pewresearch. Выяснилось, что TikTok действительно используется как площадка для обмена научным контентом, в том числе результатами исследований. Некоторые публикации даже содержат прямые ссылки на научные статьи и монографии, что говорит о потенциале платформы для преодоления разрыва между научным сообществом и широкой аудиторией. В то же время, короткие видео в TikTok вызывают больший интерес, когда авторы делятся личным опытом и советами, а не результатами исследований. Форматы и примеры контента, способные претендовать на замену традиционных способов передачи научной информации, в ходе исследования обнаружены не были. Хотя TikTok возможно использовать в качестве средства научной коммуникации, он все же может быть лишь дополнительным каналом, а не заменой традиционных медиа, таких, как академические журналы или новые онлайн-ресурсы (например, серверы препринтов). Необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить влияние TikTok на научную коммуникацию в рамках различных дисциплин и возрастных групп.
Ключевые слова
Об авторах
Наталия Дмитриевна Трищенко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: trishchenko.nataliia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6834-6206
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры новых медиа и теории коммуникации, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова ; старший научный сотрудник, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН
Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 1; Российская Федерация, 630102, Новосибирск, ул. Восход, д. 15Валерия Андреевна Михайловская
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: mihailovskaya.lera@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-8836-5958
студентка кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики
Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 1.Список литературы
- Bolter, J.D. (2001). Writing space: Computers, hypertext, and the remediation of print. New York; Abingdon: Routledge.
- Canet, F. (2019). Changing times for scholarly communication: The case of the academic research video and the online video journal. El profesional de la información, 28(4). https://doi.org/10.3145/epi.2019.jul.06
- Cervi, L. (2021). Tik Tok and generation Z. Theatre, dance and performance training, 12(2), 198–204. https://doi.org/10.1080/19443927.2021.1915617
- Grande, D., Gollust, S.E., Pany, M., Seymour, J., Goss, A., Kilaru, A., & Meisel, Z. (2014). Translating research for health policy: researchers’ perceptions and use of social media. Health Affairs, 33(7), 1278–1285. https://doi.org/10.1377/hlthaff.2014.0300
- Harley, D., Acord, S.K., Earl-Novell, S., Lawrence, S., & King, C.J. (2010). Assessing the future landscape of scholarly communication: An exploration of faculty values and needs in seven disciplines. Berkeley: University of California.
- Hoić, M. (2022). Using TikTok as a platform for science communication: the latest challenges and opportunities. Book of abstracts of the 9th Conference on Scholarly Communication in the Context of Open Science (PUBMET 2022). Zadar: Morepress. P. 62. https://doi.org/10.15291/pubmet.3946
- Kanthawala, S., Cotter, K., Foyle, K., & DeCook, J.R. (2022). It’s the methodology for me: A systematic review of early approaches to studying TikTok. In: Proceedings of the 55th Hawaii International Conference on System Sciences. IEEE Computer Society. P. 3105–3121.
- Kousha, K., Thelwall, M., & Abdoli, M. (2012). The role of online videos in research communication: A content analysis of YouTube videos cited in academic publications. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 63(9), 1710–1727. https://doi.org/10.1002/asi.22717
- Lindsley, M. (2022). Addressing diversity challenges in clinical research through digital communication: TikTok as an inclusive recruitment strategy. (Master thesis). University of North Carolina, Chapel Hill. https://doi.org/10.17615/27mz-8y34
- Löwgren, J. (2011). The need for video in scientific communication. Interactions, 18(1), 22–25. https://doi.org/10.1145/1897239.1897246
- Pasquali, M. (2007). Video in science: Protocol videos: The implications for research and society. EMBO reports, 8(8), 712–716. https://doi.org/10.1038/sj.embor.7401037
- Piwowar, H. (2013). Value all research products. Nature, 493(159). https://doi.org/10.1038/493159a
- Radin, A.G., & Light, C.J. (2022). TikTok: An emergent opportunity for teaching and learning science communication online. Journal of microbiology & biology education, 23(1). https://doi.org/10.1128/jmbe.00236-21
- Spicer, S. (2014). Exploring video abstracts in science journals: An overview and case study. Journal of Librarianship and Scholarly Communication, 2(2). https://doi.org/10.7710/2162-3309.1110
- Sugimoto, C.R., Work, S., Larivière, V., & Haustein, S. (2017). Scholarly use of social media and altmetrics: A review of the literature. Journal of the Association for Information Science and Technology, 68(9), 2037–2062.
- Tenopir, C., Volentine, R., & King, D.W. (2013). Social media and scholarly reading. Online Information Review, 37(2), 193–216. https://doi.org/10.1108/OIR-04-2012-0062
- Thelwall, M., Kousha, K., Weller, K., & Puschmann, C. (2012a). Chapter 9. Assessing the impact of online academic videos. In: Widén G., Holmberg K. (eds.) Social information research (Library and Information Science. Vol. 5). Leeds: Emerald Group Publ. Ltd. P. 195–213. https://doi.org/10.1108/S1876-0562(2012)0000005011
- Thelwall, M., Sud, P., & Vis, F. (2012b). Commenting on YouTube videos: From Guatemalan rock to el big bang. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 63(3), 616–629. https://doi.org/10.1002/asi.21679
- Van Noorden, R. (2014). Online collaboration: Scientists and the social network. Nature news, 512(126). https://doi.org/10.1038/512126a
- Vázquez-Herrero, J., Negreira-Rey, M.C., & López-García, X. (2022). Let’s dance the news! How the news media are adapting to the logic of TikTok. Journalism, 23(8), 1717–1735. https://doi.org/10.1177/1464884920969092
- Viney, I. (2013). Altmetrics: research council responses. Nature, 494(176). https://doi.org/10.1038/494176c
- Wang, P., Yu, M., & Liu, Y. (2022). Assessing the content topics of the educational videos on TikTok for science communication. In: Proceedings of the 2022 6th International Seminar on Education, Management and Social Sciences. Atlantis Press. P. 1792–1801. https://doi.org/10.2991/978-2-494069-31-2_210
- Wilsdon, J., et al. (2015). The metric tide: Independent review of the role of metrics in research assessment and management. https://doi.org/10.13140/RG.2.1.4929.1363
- Zawacki, E.E., Bohon, W., Johnson, S., & Charlevoix, D.J. (2022). Exploring TikTok as an effective platform for geoscience communication. EGUsphere. https://doi.org/10.5194/egusphere-2022-494
- Zeng, J., Abidin, C., & Schäfer, M.S. (2021). Research perspectives on TikTok and its legacy apps: introduction. International Journal of Communication, 15, 3161–3172. https://doi.org/10.5167/uzh-205427
- Zeng, J., Schäfer, M.S., & Allgaier, J. (2020). Reposting “till Albert Einstein is TikTok famous”: The memetic construction of science on TikTok. International Journal of Communication, 15, 3216–3247.
- Zheng, H., Aung, H.H., Erdt, M., Peng, T.Q., Sesagiri Raamkumar, A., & Theng, Y.L. (2019). Social media presence of scholarly journals. Journal of the Association for Information Science and Technology, 70(3), 256–270. https://doi.org/10.1002/asi.24124