Философская журналистики в новых медиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В ответ на повышение просветительской роли медиа и нарастание общественного запроса на познавательные материалы, автор исследует интернет-ресурсы, посвященные философии, в том числе авторские каналы в мессенджерах. сформулировано понятие современной философской журналистики, выявлено своеобразие контента русскоязычных и англоязычных медиа, позиционирующих себя в рамках философии. сделан вывод об их особенностях в методах работы и целеполагании. сравнительный контент-анализ выпусков десяти медийных проектов обнаружил два стратегических направления в развитии экранной философской журналистики. Первое - учебно-развлекательное, тяготеющее к выполнению двух базовых функций журналистики: обучение и развлечение. Второе - научно-публицистическое, которое преимущественно выполняет воспитательную и информационную функции сми (обучающую - в меньшей степени). Для первого направления характерно интенсивное использование мультимедийных компонентов, ориентация на изложение основ учений и разъяснение базовых философских концептов, игнорирование актуальной повестки. Второе направление использует информационные поводы, в философских выпусках есть связь с вопросами текущей повестки, акцент ставится на развитии аудиоподкастов и лонгридов. российским журналистам, которые связаны с философской проблематикой, предлагается расширить свой вклад в развитие философской журналистики на цифровых ресурсах, приблизить их к стандартам качественных изданий и повысить эффективность информационно-публицистической работы.

Полный текст

Введение

Нарастающая турбулентность и крупные потрясения разрушают привычную картину мира, раскалывают общество, порождают в людях тревогу и беспокойство, возникает естественное желание больше узнать о причинах, особенностях, последствиях переживаемых перемен: зрители, слушатели, читатели все чаще и чаще обращаются к проблемам смысла жизни и ее ценности. В этих обстоятельствах многократно усиливается роль медиа в интеграции, адаптации и просвещении массовой аудитории. Такая деятельность, пожалуй, наиболее полно может осуществляться в рамках философской журналистики, так как именно она обладает необходимым интеллектуальным потенциалом и эффективными средствами информационно-коммуникационной работы. Особая роль принадлежит новым медиа, в которых совмещаются многовековой опыт «властительницы дум» прессы и культурно-технологические новации киберэпохи. Число таких медиа растет и за рубежом, и в России, как и количество подписчиков, их влияние и вес увеличиваются, одновременно укрепляет свои позиция и философская журналистика. Однако в России эти значимые явления и тенденции остаются малоизученными.

В отечественной литературе отсутствует признанная в научном сообществе дефиниция философской журналистики. На основе данных представленного ниже исследования автор предлагает свое определение. Философская журналистика – это создание и распространение актуальной, достоверной, общественно значимой информации, которая разъясняет фундаментальные вопросы человеческого бытия и окружающего мира, которая наполнена обоснованными абстракциями (идеями, ценностями, смыслами, понятиями, концепциями, гипотезами).

Обзор литературы

За рубежом проблематика философской журналистики обсуждается довольно широко, в основном, в англо- и франкоязычных странах. Американские исследователи Т. Бошамп, С. Клайдман, Ф. Майер, Д. Хальберстам показали роль философии для более глубокого понимания журналистами актуальных общественно значимых противоречий, раскрыли философские аспекты теории (особенно ее этического раздела) и практики журналистской деятельности. Они дали варианты ответов на классические концептуальные вопросы журналистики о фактах, цензуре, свободе слова, неприкосновенности частной жизни, объективности и достоверности, о профессиональной ответственности, отношениях с властью (Philosophical issues in journalism, 1992). Трудности и перспективы взаимодействия между философами и журналистами обсудил К. Гудман, обосновав необходимость преодоления взаимного недоверия и помощи друг другу в решении насущных задач (Goodman, 1989). Л. Пэнто охарактеризовал историю развития и предметное поле философской журналистики во Франции во второй половине XX в. (Пэнто, 1996). Условия эффективной работы философов в медиа в соответствии с правилами практической журналистики рассмотрел Г. Вильнев (Villeneuve, 2015).

В отечественной науке немногие исследователи уделяют внимание собственно философской журналистике. Поиск подобных научных публикаций в российской электронной библиотеке Elibrary за последние семь лет приводит лишь к трем материалам.

В статьях «Философия и журналистика: концепт событийного» (Быстров, Соколов, 2017) и «Философия и журналистика: пролегмоны к философской концепции события» (Быстров, Осипов, 2018) определяется потенциал философии для совершенствования медийных дискурсивных практик, сделан вывод о том, что в основе связи дискурсивных практик философии и журналистики может находиться концепт события. В 2017 г. в Санкт-Петербурге вышел сборник «Отечественная философская журналистика. История и современность» (Отечественная философская журналистика…, 2017). В нем опубликованы материалы участников одноименного Круглого стола в рамках Международного научно-культурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге». Авторы, сосредоточившись на периоде, почти совпадающем со временем гражданской войны в России, проанализировали специфику философской журналистики на этапе социально-политической трансформации. Они исследовали вклад П.А. Кропоткина и М.М. Ковалевского в журналистику, показали, как ставился вопрос о философии права в отечественных СМИ (на материалах издававшегося в Московском университете журнала «Вопросы философии и психологии»).

При этом следует подчеркнуть, что публикации по теории и практике новых медиа широко представлены в научном дискурсе, в них цифровые СМИ исследованы обстоятельно и с разных позиций (напр., Бодрунова, 2023; Водопетов, Махмуд, 2022; Градюшко, 2022; Поляков, 2022; Экосистема медиа…, 2021; Вырковский, Колесниченко, 2020; Волкова, Лазутова, 2017; Howard, 2006). Отмечу, что философская проблематика прежде не изучалась на примере современных цифровых ресурсов, которые занимаются философией и развивают философскую журналистику[1].

Методология исследования

Для выявления особенностей, проблем и перспектив философской журналистики с января 2022 г. по декабрь 2023 г. проведено исследование с применением метода контент-анализа с последующим сравнением результатов. Цель – обозначить в научном дискурсе первое приближение к предмету (философская журналистика в эпоху цифровизации) и начать аналитическое рассмотрение интернет-ресурсов, специализирующихся на философии. Дальнейшие выводы, в ситуации первого приближения, касаются наиболее интенсивно выраженной специфики и нуждаются в дальнейшем в уточнении и проверке.

Для достижения цели автором поставлены следующие исследовательские вопросы. Какими особенностями обладает современная философская журналистика в России? В чем заключается своеобразие формы и содержания российских новых медиа, выполняющих задачи философской журналистики? Что составляет контент философских новых медиа, отражает ли он наиболее актуальные и важные проблемы и сюжеты российской социальной реальности? Для выявления общих тенденций автором были задействованы не только российские, но и иностранные интернет-ресурсы.

Всего изучено 349 материалов (аудио- и видеопрограммы, подкасты и другие экранные материалы в различных форматах), российских и англоязычных (Великобритания и США), размещенных на следующих интернет-ресурсах, в том числе видеохостингах, порталах и мессенджерах:

—  HiSocrates (90 статей специалистов по философии, Россия);
—  Insolarance Cult (63 статьи из раздела «Философия», Россия);
—  LS Philosophy (40 видеоподкастов философа Андрея Лемана, Россия);
—  «Дмитрий Волков. Неискусственный интеллект» (22 видеоподкаста, беседы в студии с преподавателями философии, Россия);
—  Elucidations (9 подкастов, беседы преподавателя Чикагского университета Мэта Тейкмана с философами, США);
—  The Badlands (7 лонгридов и 15 аудиоподкастов, подготовленных с участием философов, США);
—  The Public Philosopher (17 аудиолекций профессора Майкла Сэндела, прочитанных в Вашингтонском университете, Великобритания – США);
—  Philosophize this! (19 аудиоподкастов доктора философии Стивена Уэста, США);
—  Andrii Baumeister (43 видеоподкаста философа Андрея Баумейстера, Украина);
—  IPPL-The Institute for Philosophy in Public Life (24 аудиоподкаста, беседы журналиста Эшли Торнберга с философом Джеком Расселом Вайнштейном, США).

Выборка сделана по следующим параметрам: не менее 1000 подписчиков, активность в настоящем времени, периодичность – не реже одного раза в месяц, четко обозначенная философская направленность.

Единица качественного контент-анализа: тема текста/подкаста, позволяющая вычленить «обоснованную абстракцию», лежащую в основе сюжета. Единицы количественного контент-анализа: форма материалов (текст, аудио, видео), анимация, инфографика, иллюстрации, выносные цитаты (мультимедийные элементы учитываются каждый в отдельности).

В выборке содержатся мультимедийные проекты – подкасты и тексты (лонгриды), в которых максимально проявлена философская ориентация. Одно из существенных ограничений состоит в том, что лишь материалы IPPL и The Public Philosopher подготовлены профессиональными журналистами, остальные – преподавателями, философами, блогерами. Может возникнуть вопрос о целесообразности соединения этих материалов в рамках философской журналистики. Ответ дает сама история, которая распорядилась так, что с момента своего зарождения в США, Франции, России философская журналистика представляла собой пространство тесного (весьма трудного и противоречивого) взаимодействия профессионалов из разных сфер: сначала из философии и журналистики, позднее других.

Такая особенность изначально придала этому направлению открытый интегративный характер и стала преимуществом, обеспечив расширение и обновление за счет постоянного привлечения новых авторов. Немаловажно и то, что в последнее время, особенно в новых медиа, наблюдается размывание границ между цехом профессиональных журналистов и когортой энтузиастов информационной работы. Кроме того, ширятся ряды гражданских журналистов и медиаактивистов. Поэтому совмещение в одном исследовании текстов и подкастов, выполненных как журналистами, так и другими коммуникаторами, вполне в духе философской журналистики, сочетающей усилия всех, кто нацелен на осмысление ценностей и смыслов, а также на распространение результатов рефлексии посредством новых медиа в целях общественного развития.

Результаты и обсуждение

Выделив предварительно пять видов мультимедийного контента (анимация, инфографика, иллюстрации, выносные цитаты, титул/отбивка), мы последовательно отсмотрели 349 материалов (единиц контента) на десяти обозначенных выше ресурсах, затем определили среднее значение в единице контента на каждом ресурсе.

  1. Анимация. Отсутствует.
  2. Инфографика. Есть: LS Philosophy, «Дмитрий Волков. Неискусственный интеллект»
  3. Иллюстрации. Есть: HiSocrates, Insolarance Cult, LS Philosophy, «Дмитрий Волков. Неискусственный интеллект», Elucidations
  4. Выносные цитаты. Есть: HiSocrates, Insolarance Cult, LS Philosophy, «Дмитрий Волков. Неискусственный интеллект»
  5. Титул/отбивка. Есть: «Дмитрий Волков. Неискусственный интеллект», Elucidations, The Badlands, IPPL

Больше всего мультимедийных элементов в условной единице контента – 20 – содержит русскоязычный канал LS Philosophy. Остальные данные таковы: «Дмитрий Волков. Неискусственный интеллект» – 10, Insolarance Cult – 7, HiSocrates4, Elucidations 2, IPPL – 2, The Badlands – 1, The Public Philosopher, Andrii Baumeister, The Public Philosopher – 0.

Количественный контент-анализ показывает, что русскоязычные авторы предпочитают насыщенные мультимедийными элементами текстовые и видеоматериалы, а иностранные – более сдержанные в оформлении аудиоподкасты.

На первый взгляд, представленные данные могут свидетельствовать о более высоком технологическом уровне отечественных проектов, на чьем фоне иностранные тексты с одной иллюстрацией и аудиоподкасты, половина которых не имеют даже титула и отбивки, выглядят слишком аскетично. Однако объяснение, скорее всего, иное: оно касается специфики самих материалов философской журналистики и подхода к их созданию у зарубежных авторов.

Например, The Public Philosopher делается специалистами BBC, и эту корпорацию вряд ли можно заподозрить в отсталости; нельзя также сказать, что материалы этого медиа слабы и не достигают цели. Аналогичным образом дело обстоит с продукцией IPPL. Иной путь избрали россияне, многие из которых, особенно обладающие соответствующими техническими и программными средствами, стремятся использовать все имеющиеся мультимедийные возможности и все доступные каналы восприятия. Для разъяснения этого контраста необходимо обратиться к качественному анализу.

Общее и предварительное рассмотрение тем и содержания позволяет заключить, что в подавляющем большинстве статей, лонгридов и подкастов российских ресурсов популяризируются классические философские понятия и концепции, а результаты собственных изысканий представляются менее чем в четвертой части выборки. Например, стоицизму посвящен почти часовой подкаст от 29.11.2022 г. (в виде лекции) на канале LS Philosophy. Публикация на HiSocrates от 21.09.2022 г. – это обзор имеющихся философских представлений о судьбе и свободе. Схожий контент преобладает в других отечественных новых медиа. В подборе тем не просматривается системность и связность, а, скорее, хаотичность и фрагментарность; кажется, что авторы действуют произвольно, не следуют определенной редакционной политике. На это указывает, в частности, то, что почти не привлекаются информационные поводы. Если же обсуждается нечто, находящееся на пике популярности, выпуски только выигрывают. Например, 28.01.2023 г. на видеохостинге в рамках проекта «Дмитрий Волков. Неискуственный интеллект» вышел актуальный видеоподкаст о возможностях искусственных нейросетей «ChatGPT. Мощь и немощь искусственного интеллекта».

Аудитория российских философских новых медиа имеет дело, в основном, с темами, отвлеченными от крупнейших социальных событий и от повседневной жизни, отдается предпочтение материалам, похожим на учебные. Иными словами, здесь отвлекаются от насущных забот (развлекаются) или обучаются. В таких случаях использование многочисленных и разнообразных мультимедийных элементов оказывается уместным и даже необходимым условием. По российским проектам вряд ли можно составить представление о наиболее актуальных и востребованных российской общественностью философских вопросах и темах, о духе времени, отраженном в отечественной философской мысли. Так называемые материалы на злобу дня единичны: например, текст от 30.03.2023 г., размещенный на HiSocrates под названием «Я потерял смысл жизни: ради чего продолжать жить в кризисный период?» и подзаголовком «В трудные времена мы особенно остро нуждаемся в опорах и ориентирах. И чаще всего такой опорой являются наши ценности и смысл». Неясно, как философия реагирует сегодня на наиболее важные проблемы российского общества, какие решения предлагает, как отвечает на запросы аудитории, на информацию философского характера. Видимо, эти обстоятельства являются отражением непростых процессов, происходящих в российской философии и нашей стране в целом.

Заметно отличаются темы и содержание материалов зарубежных философских новых медиа. Более чем в половине случаев их материалы подготовлены как философский ответ и размышление по поводу крупного общественно значимого события и по вопросам актуальной повестки, что хорошо иллюстрирует контент IPPL и The Badlands. Например, одна из последних публикаций The Badlands посвящена философско-правовому осмыслению решения Верховного суда США по делу «Босток против округа Клейтон», в другой статье рассматривается сегодняшняя журналистика и роль в ней философии. Участники программ IPPL исследуют идейные причины сопротивления вакцинации в период COVID-19 (24.05.2021); обсуждают стресс, возникающий накануне новогодних отпусков, и предлагают способы самоконтроля (28.12.2021); осмысливают моральные дилеммы СВО на Украине (25.02.2022); ищут философские основания Хеллоуина по случаю этого праздника (31.10.2022); изучают феномен академической свободы в связи с увольнением профессора истории искусств университета Хэмлайн за демонстрацию картины с изображением пророка Мухаммеда (25.01.2023).

На канале Andrii Baumeister в 2022 г. увеличилось количество выпусков по актуальным поводам: 6 февраля 2022 г. по мотивам статьи в журнале Der Spiegel вышел подкаст, в котором рассматривались негативные тенденции в сфере использования социальных сетей. Русскоязычный канал Andrii Baumeister стоит особняком среди зарубежных источников, так как его стиль и манера схожи с подобными российскими проектами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сдержанность иностранных каналов в использовании арсенала мультимедийных средств обусловлена высоким уровнем серьезности и общественной значимости поднимаемых тем, затрагивающих многих граждан, остротой и злободневностью материала, требующего максимальной сосредоточенности и погружения. И здесь оптимальными являются именно тексты и аудиоподкасты с минимумом мультимедийных элементов, что позволяет избежать рисков рассеянного восприятия, прерывания мыслительной работы. Преимущественный выбор звуковой формы оправдан: функционала вполне достаточно для решения информационно-коммуникационных задач, видео в данном случае кажется избыточным. Возможности выбранного формата реализуются авторами в полной мере посредством коротких реплик в диалогах, расстановке акцентов и динамичного темпоритма монолога. Поэтому кажущийся на первый взгляд большим хронометраж (от 25 до 50 мин) прослушивается вполне комфортно, кроме того, он позволяет развернуто представить философские темы.

Следует отметить, что в большей части материалов выражается установка на независимость суждений и мотивы интеллектуальной оппозиции, противостояния действующей власти. Журналисты и философы осознанно стремятся к всестороннему и комплексному критическому рассмотрению совокупности явлений общественной и государственной жизни и желают внести собственный вклад в позитивные изменения и решение назревших проблем. Видное место занимают элементы расследовательской журналистики, позволяющей раскрыть подоплеку и разоблачить злоупотребления корпораций, лидеров мнений, правительства в аспектах, касающихся социальной справедливости и подотчетности.

Выводы

Оперативное сообщение о фактах, пусть и во всех деталях, далеко не всегда способно завершить дело информирования: для полноты и достоверности в журналистской деятельности необходимо прибегнуть к размышлениям и рассуждениям, что особенно актуально в эпоху постправды и инфодемии. В связи с этим все более востребованной становится философская журналистика на ресурсах новых медиа.

Главные жанры современной философской журналистики – статья (лонгрид), очерк, интервью-беседа. Философская журналистика близка просветительской, нацеленной на совершенствование общественных нравов, в то время как аналитическая журналистика делает ставку на обобщение конкретных явлений, выявление закономерностей в полученной фактуре, их интерпретацию; журналистика социальной ответственности содействует обмену мнениями, достижению консенсуса и общих интересов; гражданская журналистика вовлекает в процесс информирования и решения насущных проблем всех заинтересованных лиц; «медленная» журналистика, создающая доверие, фокусируется на глубине и качественности материала, требует сосредоточенности.

Предметом философской журналистики являются не конкретные события, факты, действия (хотя они могут выступать информационными поводами), а идеи, ценности, смыслы, имеющие большую социальную значимость, связанные с актуальной повесткой дня (желательно, но не обязательно). Философская журналистика не столь ограничена требованием простоты и ясности языка, как просветительская; она не привязана к жизненному стилю, как традиционная журналистика; не соотносится столь прямо с конкретной фактурой, как аналитическая журналистика; не имеет выраженного организующего характера, как гражданская журналистика.

На основе проведенного исследования можно заключить, что фи­лософская журналистика является весьма заметным и востребованным направлением в новых медиа Великобритании и США, в которых существует большой сегмент философских новых медиа. Последние харак­теризуются производством преимущественно звуковых и текстовых жанровых форм (аудио-подкасты и статьи-лонгриды), систематическим применением приемов журналистского мастерства, использованием информационных поводов, устойчивой корреляцией философской оптики с вопросами текущей повестки (пандемия, противостояние России и Украины, академическая свобода и т. д.).

В свою очередь, в России философская журналистика пока не проявила себя в полной мере в новых медиа, что обусловлено недостаточным участием в ней журналистов, самоцензурой, общими социальными проблемами. При этом философские новые медиа активно развиваются. Однако их подъем связан не с качественными характеристиками (глубокая разработка актуальной общественно значимой тематики), а с количественными показателями (рост подписчиков и числа публикаций). В их деятельности прослеживаются такие специфические черты, как ориентация на изложение основ учений и разъяснение концептов, создание, в основном, видео- и текстовых жанровых форм (видео-подкасты и лонгриды), ставка на мультимедийные элементы. Пожалуй, их главной особенностью в сравнении с зарубежными медиа является оторванность от философской журналистики и текущей повестки дня. Поэтому по их содержанию вряд ли возможно составить представление о том, какие основ­ные идеи сейчас наиболее всего будоражат российскую общест­венность, каким образом отечественные интеллектуалы осмысливают наиболее важные явления социально-политической жизни, какие философские ответы предлагаются на вызовы времени.

В число основных проблем отечественных новых медиа философской направленности входят ориентация на коммерциализацию, установка на самовыражение, отвлеченность от запросов общественности и текущей повестки дня, пренебрежение приемами журналистского мастерства и проверенными методиками производства эфирных программ и создания текстовых материалов. Решению этих задач может способствовать ориентация гражданских медийных активистов на стандарты качественной журналистики и взаимное сближение философов и профессиональных журналистов.

Дальнейшее направление исследования видится в уточнении понятийно-категориального аппарата, раскрытии содержания этапов развития, определении жанрового своеобразия и специфических приемов философской журналистики в новых медиа.

 

1 Автор статьи ввел эту тему в исследовательское поле медиакоммуникаций на Международной конференции, проводившейся на факультете журналистики МГУ (Яковлев, 2024).

×

Об авторах

Максим Владимирович Яковлев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: yakovlevmv@my.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0127-5642

доктор политических наук, профессор кафедры философии политики и права, философский факультет

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Бодрунова С.С. Кумулятивная делиберация: новая нормативность в изучении публичных сфер онлайн // Вестник Московского университетета. Серия 10. Журна­листика. 2023. № 1. С. 87–122. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2023.87122
  2. Быстров В.Ю., Осипов И.Д. Философия и журналистика: пролегмоны к философской концепции события // Конфликтология. 2018. Т. 13. № 3. С. 160–171.
  3. Быстров В.Ю., Соколов А.М. Философия и журналистика: концепт событийного // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33. Вып. 3. C. 266–274. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.301
  4. Водопетов С.В., Махмуд К.Н.М. Трансформация журналистской деятельности в эпоху цифровых технологий // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 6. С. 19–25.
  5. Волкова И.И., Лазутова Н.М. Экранные массмедиа и экология человека: от зачаровывания к присоединению // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 12 (212). С. 106–111.
  6. Вырковский А.В., Колесниченко А.В. Новые медиа как площадки для политического дискурса в странах постсоветского пространства // Меди@льманах. 2020. № 1. С. 48–59. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2020.4859
  7. Градюшко А.А. Современная журналистика в цифровой экосистеме: теоретические подходы зарубежных медиаисследователей // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. 2022. № 1. С. 22–27.
  8. Отечественная философская журналистика. История и современность / под ред. И.Д. Осипова. М.: Институт Мира и исследования конфликтов, 2017. 80 с.
  9. Поляков М.Л. Взаимодействие цифровых платформ и государств: события и явления 2019–2022 гг. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2023. № 1. С. 116–120.
  10. Пэнто Л. Философская журналистика / отв. ред. Н.А. Шматко // Социо-Логос постмодернизма. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. С. 30–56.
  11. Экосистема медиа: цифровые модификации / под ред. С.Л. Уразовой. Челябинск: Изд. центр Южно-Уральского государственного университета, 2021. 252 с.
  12. Яковлев М.В. Философская журналистика в цифровом медиапространстве // Материалы международной научно-практической конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия». М.: МГУ, 2024. С. 35–36.
  13. Goodman K. Journalism and Philosophy // Proceedings and Addresses of the American Phi­losophical Association. 1989. Т. 63. No. 1. P. 35–40. https://doi.org/10.2307/3130332
  14. Howard P.N. New media campaigns and the managed citizen. New York: Cambridge University Press, 2006. 264 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511615986
  15. Philosophical issues in journalism. Cohen E.D. (ed.). New York; Oxford: Oxford University Press, 1992. 288 p.
  16. Villeneuve G. Philosophers in newspapers: about a collaboration between journalists and philosophy professors on the Libé des philosophes // French Journal for Media Research. 2015. Vol. 3. https://frenchjournalformediaresearch.com/lodel-1.0/main/index.php?id=471

© Яковлев М.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах