Влияние публикаций опросов на население Буркина-Фасо в электоральный период
- Авторы: Балима Р.Д.1, Савадого К.д.1
-
Учреждения:
- Университет Джозефа Ки-Зербо
- Выпуск: Том 29, № 2 (2024): Африканские медиа в новой реальности: перепозиционирование медиаисследований
- Страницы: 337-345
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/41363
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-2-337-345
- EDN: https://elibrary.ru/RUHYHN
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Опросы общественного мнения играют важную и зачастую противоречивую роль в предвыборных состязаниях. Это один из основных инструментов политической коммуникации в демократических странах, где значительную часть информации граждане получают в ходе избирательных кампаний. Во франкоязычных странах Африки предвыборные опросы все более заметны на публичной арене. Однако обнародование их результатов в период выборов становится предметом критики и споров, ставящих под сомнение их достоверность: опросы общественного мнения, публикуемые в СМИ, могут повлиять на избирателей. Опросы, проведенные научно-исследовательским институтом «Апидон» по заказу газеты «Бендре» перед президентскими выборами и выборами в законодательные органы, состоявшимися в ноябре 2015 года в Буркина-Фасо, вызвали резкую критику в обществе. Многие граждане осудили их за недостоверность. Учитывая интерес, проявленный к этому инструменту политической коммуникации в Буркина-Фасо, цель исследования - выяснить, в какой степени публикация опросов повлияла на поведение избирателей. Интервьюирование респондентов в столице Уагадугу и сельской провинции Лумбила позволило изучить реакции различных социальных категорий электората. Анализ результатов показал, что влияние на избирателей опубликованных данных предвыборных опросов незначительное. При этом голосовавшие имели заведомо негативное представление о роли в политической жизни обнародования цифр предвыборного мониторинга общественного мнения. Полученные результаты подтвердили наличие проблемы и показали необходимость ее дальнейшего изучения. С одной стороны, будущие исследования могли бы сосредоточиться на влиянии результатов опросов общественного мнения на политических игроков, чтобы определить, как они используются. С другой стороны, полезно посмотреть, придерживаются ли журналисты профессиональных правил при работе с подобной информацией.
Ключевые слова
Об авторах
Реджис Дитри Балима
Университет Джозефа Ки-Зербо
Email: dimitri.balima@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-0156-7654
доцент, доктор наук, кафедра коммуникаций и журналистики
Буркина-Фасо, 03 BP 7021, УагадугуКазимир дит Пенгдвенде Савадого
Университет Джозефа Ки-Зербо
Автор, ответственный за переписку.
Email: sawlecasi@yahoo.fr
ORCID iD: 0009-0009-9227-3965
преподаватель, кафедра коммуникации и журналистики
Буркина-Фасо, 03 BP 7021, УагадугуСписок литературы
- Balima, S.T., & Duchenne, V. (2005). Méthodologie de la Recherche en Sciences de l’Information et de la Communication, l’élaboration du mémoire de maitrise. Ouagadougou: Sankofa & Gurli, Sidwaya.
- Bonneville, L., Grosjean, S. & Lagace, M. (2007). Introduction en méthodes de recherche en communication. Quebec: Chenelière Education.
- Brule, M. (1988). L'empire des sondages: Transparence ou manipulation? Paris: Robert Laffont.
- Champagne, P. (1990). Faire I'opinion le nouveau jeu politique. Paris: Editions de Minuit.
- Champagne, P. (1995). Les sondages, le vote et la démocratie. Actes de la recherche en sciences sociales, 109(4), 73-92. https://doi.org/10.3917/arss.p1995.109n1.0073
- Charlier, J.E., & Campenhoudt, L.V. (2014). Quatre méthodes de recherche en sciences sociales. Cas pratiques pour l'Afrique francophone et le Maghreb. Paris: Dunod. http://hdl.handle.net/2078.1/146176
- Di Franco, G. (2024). The return of non-probability sample: The electoral polls at the time of internet and social media. Qual Quant, 58, 3811-3830. https://doi.org/10.1007/s11135-024-01835-8
- Fernández-Roldán, A., & Barnfield, M. (2024). Voters share polls that say what they want to hear: Experimental evidence from Spain and the USA. International Journal of Public Opinion Research, 36(4), edae047. https://doi.org/10.1093/ijpor/edae047
- Frankovic, K.A. (1998). Public opinion and polling. In D. Graber, D. McQuail & P. Norris (Eds.), The Politics of News: The News of Politics. Washington, DC: Congressional Quarterly Press.
- Gasuku, S.M. (2023). Public perception of political opinion polls and their influence on people’s voting behavior: The case of Mwanza City residents. Sage Open, 13(2). https://doi.org/10.1177/21582440231174167
- Gerstle, J. (2010). La communication politique (2e ed.). Paris: Armand Collin.
- Graham, M.H., Hillygus, D.S., & Trexler, A. (2024). Misleading polls in the media: Does survey clickbait have social consequences? Public Opinion Quarterly, 88(2), 315-336. https://doi.org/10.1093/poq/nfae009
- Larsen, E.G., & Fazekas, Z. (2021). Alternatives to opinion polls: No polls, vox pop, poll aggregators and social media. Reporting Public Opinion (pp 109-121). Cham: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-75350-4_6
- Lasswell, H. (2015). Propaganda techniques in the World War. Kindle Edition. Ravenio Books.
- Marquis, L. (2005). Sondages d'opinion et communication politique. Sciences Po Center for Political Research.