Влияние публикаций опросов на население Буркина-Фасо в электоральный период

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Опросы общественного мнения играют важную и зачастую противоречивую роль в предвыборных состязаниях. Это один из основных инструментов политической коммуникации в демократических странах, где значительную часть информации граждане получают в ходе избирательных кампаний. Во франкоязычных странах Африки предвыборные опросы все более заметны на публичной арене. Однако обнародование их результатов в период выборов становится предметом критики и споров, ставящих под сомнение их достоверность: опросы общественного мнения, публикуемые в СМИ, могут повлиять на избирателей. Опросы, проведенные научно-исследовательским институтом «Апидон» по заказу газеты «Бендре» перед президентскими выборами и выборами в законодательные органы, состоявшимися в ноябре 2015 года в Буркина-Фасо, вызвали резкую критику в обществе. Многие граждане осудили их за недостоверность. Учитывая интерес, проявленный к этому инструменту политической коммуникации в Буркина-Фасо, цель исследования - выяснить, в какой степени публикация опросов повлияла на поведение избирателей. Интервьюирование респондентов в столице Уагадугу и сельской провинции Лумбила позволило изучить реакции различных социальных категорий электората. Анализ результатов показал, что влияние на избирателей опубликованных данных предвыборных опросов незначительное. При этом голосовавшие имели заведомо негативное представление о роли в политической жизни обнародования цифр предвыборного мониторинга общественного мнения. Полученные результаты подтвердили наличие проблемы и показали необходимость ее дальнейшего изучения. С одной стороны, будущие исследования могли бы сосредоточиться на влиянии результатов опросов общественного мнения на политических игроков, чтобы определить, как они используются. С другой стороны, полезно посмотреть, придерживаются ли журналисты профессиональных правил при работе с подобной информацией.

Об авторах

Реджис Дитри Балима

Университет Джозефа Ки-Зербо

Email: dimitri.balima@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-0156-7654

доцент, доктор наук, кафедра коммуникаций и журналистики

Буркина-Фасо, 03 BP 7021, Уагадугу

Казимир дит Пенгдвенде Савадого

Университет Джозефа Ки-Зербо

Автор, ответственный за переписку.
Email: sawlecasi@yahoo.fr
ORCID iD: 0009-0009-9227-3965

преподаватель, кафедра коммуникации и журналистики

Буркина-Фасо, 03 BP 7021, Уагадугу

Список литературы

  1. Balima, S.T., & Duchenne, V. (2005). Méthodologie de la Recherche en Sciences de l’Information et de la Communication, l’élaboration du mémoire de maitrise. Ouagadougou: Sankofa & Gurli, Sidwaya.
  2. Bonneville, L., Grosjean, S. & Lagace, M. (2007). Introduction en méthodes de recherche en communication. Quebec: Chenelière Education.
  3. Brule, M. (1988). L'empire des sondages: Transparence ou manipulation? Paris: Robert Laffont.
  4. Champagne, P. (1990). Faire I'opinion le nouveau jeu politique. Paris: Editions de Minuit.
  5. Champagne, P. (1995). Les sondages, le vote et la démocratie. Actes de la recherche en sciences sociales, 109(4), 73-92. https://doi.org/10.3917/arss.p1995.109n1.0073
  6. Charlier, J.E., & Campenhoudt, L.V. (2014). Quatre méthodes de recherche en sciences sociales. Cas pratiques pour l'Afrique francophone et le Maghreb. Paris: Dunod. http://hdl.handle.net/2078.1/146176
  7. Di Franco, G. (2024). The return of non-probability sample: The electoral polls at the time of internet and social media. Qual Quant, 58, 3811-3830. https://doi.org/10.1007/s11135-024-01835-8
  8. Fernández-Roldán, A., & Barnfield, M. (2024). Voters share polls that say what they want to hear: Experimental evidence from Spain and the USA. International Journal of Public Opinion Research, 36(4), edae047. https://doi.org/10.1093/ijpor/edae047
  9. Frankovic, K.A. (1998). Public opinion and polling. In D. Graber, D. McQuail & P. Norris (Eds.), The Politics of News: The News of Politics. Washington, DC: Congressional Quarterly Press.
  10. Gasuku, S.M. (2023). Public perception of political opinion polls and their influence on people’s voting behavior: The case of Mwanza City residents. Sage Open, 13(2). https://doi.org/10.1177/21582440231174167
  11. Gerstle, J. (2010). La communication politique (2e ed.). Paris: Armand Collin.
  12. Graham, M.H., Hillygus, D.S., & Trexler, A. (2024). Misleading polls in the media: Does survey clickbait have social consequences? Public Opinion Quarterly, 88(2), 315-336. https://doi.org/10.1093/poq/nfae009
  13. Larsen, E.G., & Fazekas, Z. (2021). Alternatives to opinion polls: No polls, vox pop, poll aggregators and social media. Reporting Public Opinion (pp 109-121). Cham: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-75350-4_6
  14. Lasswell, H. (2015). Propaganda techniques in the World War. Kindle Edition. Ravenio Books.
  15. Marquis, L. (2005). Sondages d'opinion et communication politique. Sciences Po Center for Political Research.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Distribution of voters according to whether or not they were aware of the poll results

Скачать (28KB)

© Балима Р.Д., Савадого К.д., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах