Медиарепрезентации конфликтов в Африке: кейс российских изданий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты анализа публикаций в ведущих российских газетах - «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсантъ» за 2023 год, посвященных Африке в контексте конфликтов и конфронтаций разного рода. Анализ выявил, что основная часть внимания СМИ была уделена политическим изменениям, касающимся установления нового мультиполярного порядка в мире, в котором Африка рассматривается как значимый и поддерживающий Россию игрок. Кроме того, в российских изданиях присутствовали упоминания о многочисленных региональных конфликтах в Африке, хотя их освещение осуществлялось не так долго и интенсивно, как в случае конфликтов, затрагивающих Россию непосредственно. Таким образом, возможно говорить о формировании положительных медиарепрезентаций Африки даже в контексте негативного - конфликтного информационного фона. Выстраиваемая вокруг Африки повестка дня характеризуется «российскоцентричностью» - то есть вопросы развития африканского региона преломляются сквозь призму российского контекста.

Об авторах

Елена Леонидовна Вартанова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: eva@smi.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-7716-4383

академик РАО, доктор филологических наук, профессор, декан, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Денис Владимирович Дунас

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: dunas.denis@smi.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8531-3908

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, кафедра теории и экономики СМИ, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Анна Александровна Гладкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: gladkova_a@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-7102-6425

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, кафедра теории и экономики СМИ, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Полина Андреевна Киреева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: polinakireeva_msu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3720-0087

аспирант, кафедра теории и экономики СМИ, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Дарья Олеговна Малюченко

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: maluchenkodari@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-4573-8476

специалист международного отдела, выпускница магистратуры, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Bennet, W.L. (1996). News: The politics of Illusion. University of Chicago Press.
  2. Budka, P., & Brauchler, B. (Eds.) (2020). Theorising media and conflict. New York: Berghahn.
  3. Epstein, E.J. (1973). News from nowhere: Television and the news. New York: Random House.
  4. Eskjaer, M., Hjarvard, S., & Mortens, M. (2015). The dynamics of mediatized conflicts. New York: Peter Lang.
  5. Galtung, J., & Ruge, M.H. (1965). The structure of foreign news: The presentation of the Congo, Cuba and Cyprus crises in four Norwegian newspapers. Journal of Peace Research, 2(1), 64-90. https://doi.org/10.1177/002234336500200104
  6. Лабуш Н.С., Пую А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2019. 340 c.
  7. Лукина М.М., Толоконникова А.В. Конфликт в повестке дня российских информационных агентств: исследование в контексте конструктивной журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 5. С. 27-50. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.2750
  8. McCombs, M.E., & Shaw, D.L. (1972). The agenda-setting function of mass media. The Public Opinion Quarterly, 36(2), 176-187. https://doi.org/10.1086/267990
  9. Morse, T. (2018). Mediatized war and the moralizing function of news about disruptive events. Journalism, 19(3), 384-401. https://doi.org/10.1177/1464884917693861
  10. O’Neill, D., & Harcup, T. (2009). News values and selectivity. In K. Wahl-Jorgensen & T. Hanitzsch (Eds.), The Handbook of Journalism Studies (pp. 161-174). New York: Routledge.
  11. Schultz, I. (2007). The journalistic gut feeling. Journalism Practice, 1(2), 190-207. https://doi.org/10.1080/17512780701275507
  12. Semetko, H.A., & Valkenburg, P.M. (2000). Framing European politics: A content analysis of press and television news. Journal of Communication, 50(2), 93-109. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2000.tb02843.x
  13. Shoemaker, P., & Reese, S.D. (2014). Mediating the message in the 21st century: A media sociology perspective. New York: Routledge.
  14. Shoemaker, P.J. (1996). Hardwired for news: Using biological and cultural evolution to explain the surveillance function. Journal of Communication, 46(3), 32-47. https://doi.org/10.1111/jcom.1996.46
  15. Смирнова О.В., Шкондин М.В., Денисова Г.В., Антипова А.С., Ильченко Д.С. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422-436. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(3).422-43
  16. Vartanova, E., Gladkova, A., & Dunas, D. (2023). Media representations of social conflicts: Identifying theoretical foundations for typology. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, (2), 26-45. https://doi.org/10.30547/worldofmedia.2.2023.2

© Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А., Киреева П.А., Малюченко Д.О., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах