Развитие журналистики в Республике Конго: проблемы и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное состояние журналистики Республики Конго вызывает особый исследовательский интерес в связи со сложной международной военно-политической ситуацией в контексте гибридных угроз. Цель исследования - выявить актуальные проблемы и перспективы развития журналистики Республики Конго. Изучены предпосылки становления конголезской журналистики, дана характеристика медиасистемы Республики Конго, анализируется система военных источников информации, в том числе журналов Министерства обороны «Армия и нация» (Armée et nation) и «FAC инфо» (FAC infos). Выдвигается общий тезис о том, что для понимания особенностей журналистики указанного государства огромное значение имеют исторические предпосылки. Республика Конго пережила непростую историю, даже после обретения независимости ей пришлось столкнуться с суровыми испытаниями: политическими кризисами и гражданскими войнами. Таким образом, ее медиасистема складывалась в сложных экономических и политических условиях. Важную роль в судьбе страны играли Конголезские Вооруженные силы (КВС), являющиеся гарантом политической стабильности и национальной безопасности, что актуализирует информационную составляющую в работе армии Конго. Подчеркивается значение внутренних факторов, воздействующих на медиасистему: национальных, языковых, культурных. На развитие журналистики Конго влияют уровень жизни населения, привычки потребления информационного продукта, а также включенность медиасистемы Конго в медиапространство Африканского континента.

Полный текст

Введение

В июле 2022 года на пресс-конференции во время официального визита в Камерун президент Франции Эммануэль Макрон выразил обеспокоенность «гибридным присутствием России в Африке», имея в виду информационную, военную и дипломатическую активность Москвы на Африканском континенте. Он охарактеризовал действия России как «пособничество ослабленным политическим властям, или же абсолютно нелегитимным военным хунтам». Макрон упомянул открытие новых бюро российского информационного агентства «Спутник» и телеканала RT на континенте и выразил недовольство тем, что журналисты распространяют в Африке «нужные России нарративы». Выступление Макрона во многом является знаковым. Сегодня, с одной стороны, Африканский континент для западных и восточных партнеров – это свободная площадка для трансляции идей и ценностей. Неслучайно исследователи обращают внимание на опасность информационной экспансии в отношении Африканского континента и утрату африканскими государствами своей культурной идентичности (Панцерев, 2015, с. 95; Nhemachena, 2021, p. 864). Они отмечают, что за последнее десятилетие информационно-идеологическая экспансия Китая в Африку достигла беспрецедентных масштабов (Хижняк, 2018, с. 166; Umejei, 2018, p. 104). Представляется, что для журналистики Африканского континента первоочередной является проблема определения собственного пути развития с учетом национальных интересов и перспектив международного сотрудничества (Wasserman, 2019, p. 429). С другой стороны, медиапространство Африканского континента в силу неоднородности и национальных особенностей государств представляет сложный объект для изучения и реализации информационных стратегий. Например, Б. Беавоги исследовал современное состояние СМИ отдельных стран Африканского континента и отметил, что после крушения колониальной системы журналистика Нигерии, Мозамбика, Руанды, Уганды, Бенина и других стран оказалась в трудном положении «экономического выживания», политического и идеологического становления (Беавоги, 2012, с. 67). Есть сложности в распространении процессов информатизации, обеспечении доступа населения к СМИ и новым медиа. При этом не приходится говорить о единой медиасистеме Африки, ведь страны континента слишком отличаются по уровню экономики и качеству жизни (Ngwainmbi, 2000, p. 534).

Изучение журналистики Республики Конго актуально в контексте сложной военно-политической ситуации в мире; новизна связана с отсутствием системных исследований особенностей журналистики этой страны. Что касается военных источников информации в медиасистеме Конго, эта тема практически не разрабатывалась (Макашова, 2022, с. 27).

Обсуждение

Предпосылки становления журналистики в Конго

История журналистики Республики Конго чрезвычайно сложна в силу ряда причин. Во-первых, страна после обретения независимости столкнулась с политическими кризисами и гражданскими войнами, а значит, медиасистема Конго складывалась в сложных политико-экономических условиях. Во-вторых, в судьбе страны важную роль играли Конголезские Вооруженные силы (КВС) – гарант политической стабильности и национальной безопасности, что актуализирует информационную составляющую в работе армии. В-третьих, необходимо учитывать внутренние факторы, влияющие на медиасистему: национальные, языковые, культурные. Имеет значение и уровень жизни населения Конго, привычки потребления информационного продукта, включенность медиасистемы Конго в медиапространство Африканского континента.

Республика Конго как государство является продуктом колонизации. Среди бесчисленных изменений, которые в течение колониального периода повлияли как на статус Конго, так и на его географическое положение, решающими стали два события: в 1910 году была создана Французская Экваториальная Африка, а в 1960 году – торжественно провозглашена независимость Республики Конго, президентом которой стал Фюльбер Юлу. На момент обретения независимости Конго была малонаселенной страной с ограниченными ресурсами. С этого периода она пережила ряд кризисов, в частности гражданские войны 1994 и 1997 годов. Журналистика Конго развивалась в сложнейших социальных, экономических и военно-политических условиях. Эти факторы необходимо учитывать при анализе сложившейся медиасистемы.

Характеристика медиасистемы

Система телекоммуникаций в Республике Конго – это радиои телевещание, фиксированная и мобильная телефония, а также сеть Интернет.

Радиовещание в Конго осуществляется с 1935 года на французском и местных языках, телевещание – с 1962 года на французском и языках китуба и лингала. На рынке телерадиовещателей важную роль играет государственная корпорация Radiodiffusion-télévision congolaise (основана в 1962 году). В стране работают три государственные и несколько частных радиостанций, доступны ретрансляции нескольких международных вещателей. Большинство конголезцев полагаются на радио для получения информации, что связано с высоким уровнем неграмотности. «Радио-Конго» и «Радио-Браззавиль» – национальные радиостанции, вещающие на французском, китубском и лингале. Помимо «Радио Свобода» и «Кана FM», конголезцы могут прослушивать эфир Киншасы и радиостанций Демократической Республики Конго[1], а также международное «Радио Франс» (Radio France Internationale) и «Голос Америки» (на английском языке), ретрансляции BBC (103,8 FM).

Деятельность в области телерадиовещания в Конго полностью находится под контролем государственной Конголезской телерадиовещательной компании. Работает один государственный и несколько частных телеканалов, есть спутниковое телевидение, доступны ретрансляции нескольких международных вещателей. «Телевидение Конго» – общенациональный государственный телеканал общего пользования. Он принадлежит Национальному конголезскому радиотелевизионному центру (CNRTV). Телевидение Конго доступно в Пуэнт-Нуар, втором по величине городе страны, но там нет материально-технического обеспечения. Большинство граждан получают новости по местным радиоили телевизионным станциям.

Все больше людей, особенно молодежи, выходят в интернет и используют социальные сети. Однако только обеспеченные граждане имеют доступ в интернет дома, остальные используют киберкафе. Уровень проникновения мобильной связи составляет менее 50 % на большей части Центральной Африки. Интернет-провайдеры: Africa Telecom, Airtel Congo. Очевидно влияние цифровых медиа на традиционные СМИ по всему Африканскому континенту (Okon, 2022, p. 45).

Печатные СМИ издаются только в Браззавиле и не распространяются в регионах, где информация предоставляется только правительственными радиои телекомпаниями. Большинство периодических изданий выходит на французском языке: газеты «Шок» (Choc), «Наблюдатель» (Observateur), «Гуманитарный журнал» (Magazine Humanitaire), «Там Там» (Tam Tam), «Эхо Конго» (Echo du Congo), еженедельник католической церкви «Африканская неделя» (Semaine Africaine) и т. д.

Ежедневные газеты: «Мвети» (Mweti), «Пробуждение черной точки» (Aujourd’hui, VEveil de Pointe Noire), «Газета Браззавиля» (Journal de Brazzaville), «Почта Африки» (Courrier dʼAfrique), «Официальный вестник Республики Конго» (Journal o\Officiel de la Republique du Congo). Газеты являются наиболее активным и оперативным медиа в Конго, но лишь для жителей городов. Наиболее известные журналы: «Депеши из Браззавиля» (Les Dépêches de Brazzaville), «Мвинда Пресс» (Mwinda Press), «Рельефная Сеть Конго» (Relief Web Congo) и др. Их основная задача – давать аналитическую информацию о событиях в стране. Большинство газет и журналов имеют сетевые версии.

Функции поставщика новостей в Конго осуществляет Национальное информационное агентство (Agence Congolaise dʼInformation, ACI), оно работает с 1962 года.

Свобода слова и СМИ гарантированы ст. 27 Конституции Республики Конго. В стране запрещена цензура. Тем не менее в Конго активно проводится политика контроля над СМИ, что обусловлено сложной политической ситуацией в стране в последние десятилетия.

Система военных источников информации

Военные источники информации – это СМИ и медиаплощадки Министерства обороны Республики Конго, которые являются важным средством проведения государственной информационной политики.

В первую очередь необходимо сказать о журналах Министерства обороны «Армия и нация» (Armée et nation) и «FAC инфо» (FAC infos; FAC – Force Armee Congolaise). Их основная задача – всестороннее, достоверное и своевременное информирование конголезской аудитории о мероприятиях, проводимых в КВС. Следует подчеркнуть, что информация, размещаемая в официальных изданиях Министерства обороны Республики Конго, предназначена для широкой аудитории. Целевая аудитория журналов – молодежь призывного возраста, члены семей военнослужащих, представители профессиональных сообществ, прежде всего, журналисты и военные эксперты.

Редакционная политика изданий предусматривает возможность для читателей задать вопрос, для этого достаточно просто позвонить в редакцию. Это обеспечивает мобильную связь с военнослужащими и гражданским населением, способствует быстрому получению необходимой информации. Важной составляющей информационного наполнения журналов является новостной контент. Здесь представлена актуальная информация о последних событиях как внешней, так и внутренней политики, действиях КВС, проектах Министерства обороны. В журналах размещается и постоянно обновляется массив справочной информации: сведения о военно-территориальном делении, составе и предназначении видов и родов КВС, военных округов и флотов, задачах органов военного управления, правовые акты и отчеты.

«FAC инфо» – это ежеквартальный журнал о КВС, выходящий тиражом более 4000 экз. Интерес представляют рубрики «История Вооруженных сил Конго», «Военная церемония», «Советник по безопасности», «Принимая командование», «Подражание и ношение знаков различия», «Взгляд на терроризм», «Новая военная униформа» и др. В журнале представлена подробная информация о порядке и особенностях прохождения воинской службы по призыву, контракту и альтернативной воинской службе, а также другие сведения, связанные с гражданским персоналом, военкоматами и т. д.

Журнал «Армия и нация» выходит раз в два месяца. Это успешный проект: в 2008 году его тираж составлял всего 500 экз., сегодня – 5000. Примерно на 95 % журнал состоит из военных тем, лишь на двух полосах можно найти информацию для гражданских.

Сравнительный анализ двух журналов показал, что «FAC инфо» предлагает больше информации о военной деятельности и службах, содержит много подробностей. В нем можно найти информацию о любой военной сфере, он содержит сведения об истории и составе армии. Кроме того, журнал рассказывает о гражданской деятельности в армии, о различных учебных центрах для новобранцев. Очевидно, что редакции располагают возможностями для систематической работы с читательскими предпочтениями.

В условиях политический нестабильности и гибридных угроз журналы Министерства обороны Республики Конго являются важным инструментом формирования имиджа КВС среди различных социальных групп населения. Граждане хотят иметь полноценное представление об армии, так как это один из важнейших институтов государства и от него напрямую зависит безопасность страны. Важен образ Вооруженных сил в молодежной среде, так как в Конго идет смешанное комплектование войск, и многие военнослужащие осуществляют свою службу по призыву. Целостный образ конголезской армии на международной арене повышает ее силу в глазах мирового сообщества, ведь Республика Конго активно сотрудничает с такими крупными державами, как Россия, Китай и США, в частности в закупках оружия и танков.

Журналы «Армия и нация» и «FAC инфо» – это основной информационный ресурс и главный инструмент Министерства обороны Конго. Однако для реализации информационной политики используются многочисленные гражданские СМИ, а также «новые медиа» и мультимедийные технологии создания и распространения контента. Так, в разработке находится официальный сайт министерства. Также Минобороны имеет официальные страницы в социальных сетях и канал на YouTube, однако данное направление информационного обеспечения нуждается в оптимизации с учетом актуальных методик медийной работы (Blanchett, 2021, p. 5).

С 2001 года при Министерстве работает Управление информации и связи армии (Direction de l information et de la communication des armées, DICOMAR), это основное средство коммуникации для командования, связующее звено между КВС и населением. Департамент обладает исключительным правом на распространение официальных заявлений и сообщений министерства, а также на осуществление взаимодействия с журналистами. Его основными задачами являются: обеспечение деятельности министра обороны по проведению им государственной информационной политики в области обороны; организация информационного обеспечения КВС; управление информацией в структуре КВС.

Заключение

Республика Конго – небольшая страна с непростой историей, журналистика здесь проходила процесс становления в сложных экономических и политических условиях, связанных с историческими предпосылками. С момента обретения независимости в 1960 году и до 1990-х годов журналистика Конго развивалась по советскому образцу, но затем ситуация кардинально изменилась: появился сегмент коммерческих СМИ, сформировалось нормативно-правовое регулирование медиа, возникли организации для защиты свободы информации. Сегодня журналистика Конго во многом похожа на российскую, прослеживаются схожие тенденции. Например, государственное присутствие в медиапространстве, система контроля над СМИ.

Однако на различных этапах развития страны, а также в ситуациях политических кризисов и гражданских войн важную роль играла армия. В условиях общей нестабильной политической ситуации, появления новых форм «ментальной войны» важное значение в медийном ландшафте Конго имеют военные источники информации и органы информационного обеспечения КВС. Это одна из отличительных черт медиапространства Конго.

Министерство обороны Республики Конго системно и целенаправленно проводит информационную политику, используя как многочисленные гражданские СМИ, так и специальные ресурсы. Основным информационным ресурсом министерства являются журналы «Армия и нация» и «FAC инфо». Будучи источником официальной информации о деятельности КВС, они способствуют проведению государственной информационной политики в сфере национальной обороны и безопасности. Журналы Министерства обороны предназначены для широкой аудитории, реализуют задачу всестороннего информирования и формирования положительного имиджа конголезской армии. Очевидно, что при такой стратегии необходимо активнее встраивать эти журналы в медиасистему Конго, с учетом стремительно развивающегося интернет-пространства внедрять их в сегмент новых медиа.

 

1 Демократическая Республика Конго, ДРК (бывший Заир) со столицей Киншаса, в прошлом колония Бельгии. Следует отличать ДРК от Республики Конго.

×

Об авторах

Валерия Валерьевна Макашова

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: rusina6@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0089-699X

кандидат филологических наук, доцент кафедры информационного обеспечения

Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Большая Садовая, д. 14

Тристан Мешлер Нгакоссо

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ

Email: rusina6@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9233-9084

младший лейтенант, курсант 4-го курса специального факультета

Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Большая Садовая, д. 14

Список литературы

  1. Беавоги Б. Средства массовой информации африканских стран: от несвободы к свободе и обратно («закон маятника») // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 14. С. 67-73.
  2. Макашова В.В., Ибембе Ококо К. Военные источники информации в медиасистеме Республики Конго // Медиасреда. 2022. № 1. С. 27-32.
  3. Панцерев К.А. Страны Африки в современном взаимозависимом мире: диалог культур или столкновение цивилизаций? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2015. Вып. 4. С. 95-105.
  4. Хижняк М.В. Информационное наступление Китая в Африке // Управленческое консультирование. 2018. № 3. С. 166-171. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-3-166-171
  5. Blanchett N. Participative gatekeeping: The intersection of news, audience data, newsworkers, and economics // Digital Journalism. 2021. № 9. Pp. 1-19. https://doi.org/10.1080/21670811.2020.1869053
  6. Melnyk I. The image of China and the United States of America in selected African media // African Journalism Studies. 2021. Vol. 42. № 1. Pp. 75-90. https://doi.org/10.1080/23743670.2021.1887908
  7. Ngwainmbi Е. Africa in the Global Infosupermarket: perspectives and prospects // Journal of Black Studies. 2020. Vol. 30. No. 4. Pp. 534-552. https://doi.org/10.1177/002193470003000404
  8. Nhemachena А. Hakuna Mhou Inokumira Mhuru Isiri Yayo: examining the interface between the African body and 21st century emergent disruptive technologies // Journal of Black Studies. 2021. Vol. 52. No. 8. Pp. 864-883. https://doi.org/10.1177/00219347211026012
  9. Okon P.E., Obukoadata P.R., Ekwok L. Mediamorphosis: assessing the influence of digital media on traditional newspapers in Nigeria from the audience and media managers’ perspectives // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2022. No 1. Pp. 45-64. https://doi.org/10.30547/worldofmedia.1.2022.3
  10. Umejei E. Chinese media in Africa: between promise and reality // African Journalism Studies. 2018. Vol. 39. No 2. Pp. 104-120. https://doi.org/10.1080/23743670.2018.1473275
  11. Wasserman H. Media, conflict and democratisation in Africa: political communication by other means // Медиалингвистика. 2019. Вып. 6. № 4. C. 429-440. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.401

© Макашова В.В., Нгакоссо Т.М., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах