Развитие научно-популярной журналистики в условиях кросс-медиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие информационно-коммуникативных технологий и цифровизация медиапространства создают новые возможности для популяризации научного знания. Существует потребность в изучении научно-популярной журналистики как деятельности, активно осваивающей мультимедийный сетевой формат и различные каналы дистрибуции медиаконтента. Цель работы - анализ особенностей развития в интернете научно-популярной журналистики в условиях кросс-медиа. В исследовании использовались общенаучные методы (анализ и синтез), метод изучения документов с элементами контент-анализа, сравнительный метод, включающий сопоставление различных типов контента, а также данные сервисов аналитики социальных сетей и мессенджеров. Изучены медиаканалы и способы продвижения медиаконтента, его идейно-тематические и структурные характеристики, особенности трансформации медиатекста интернет-СМИ научно-популярной тематики на базе Nplus1.ru и Naked-science.ru. Установлено, что вовлечение аудитории в исследуемых интернет-СМИ осуществляется за счет дифференцированного кросс-медийного присутствия, использования процессов рерайтинга и репостинга. Особое внимание было уделено сравнительному анализу медиаконтента официальных сайтов, аккаунтов в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram.

Об авторах

Лидия Камиловна Лободенко

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: lobodenkolk@susu.ru

доктор филологических наук, директор, Институт медиа и социально-гуманитарных наук, профессор, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080, Челябинск, пр-кт имени В.И. Ленина, д. 76

Елена Васильевна Давлетшина

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Email: lobodenkolk@susu.ru

начальник, управление медиакоммуникаций и мониторинга, доцент, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080, Челябинск, пр-кт имени В.И. Ленина, д. 76

Список литературы

  1. Тертычный А.А. Быть ли научно-популярной журналистике? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 2. С. 212-217.
  2. Баканов Р.П. Становление распространения научного знания в России XVIII-XX веков // Информационное поле современной России: практики и эффекты / под ред. Р.П. Баканова. Казань: Казан. ун-т, 2014. С. 22-40.
  3. Парафонова В.И. Научно-популярные журналы в дореволюционный период // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/897 (дата обращения: 13. 02. 2021).
  4. Суворова С.П. Предметно-функциональные особенности современных российских научно-популярных журналов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. № 7. С. 128-134.
  5. Дивеева Н.В. Научная популяризация как одна из актуальных задач журналистики в условиях высоких технологий и рыночной экономики // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2012. № 7-8 (110-111). С. 13-16.
  6. Хорольский В.В. Научно-популярная публицистика в информационном обществе: неизбежность бума // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2011. № 3-4. С. 13-24.
  7. Волкова И.И., Гужвий Д.А. Интегративный подход к измерению эффективности контента в новых медиа: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 3. С. 532-543.
  8. Макарова Е.Е. Научно-популярные сайты в Интернете // Современная журналистика: опыт и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. М.: ИГУМО и ИТ, 2012. С. 90-97.
  9. Пушкарев А.А. Научно-популярная журналистика в Интернете как инструмент развития научно-технического прогресса Российской Федерации // Идеи и новации. 2016. № 3(6). С. 91-97.
  10. Сынбулатова А.Р. Специфика научно-популярной журналистики о природе на мультимедийных ресурсах Рунета // Медиасреда. 2015. № 10. С. 63-70.
  11. Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности пред-метной области, функций, задач // Вестник Московского университета. Серия: Журналистика. 2009. № 6. С. 14-23.
  12. Поповец Л.А. Научно-популярная журналистика: развлечение или просвещение // Век информации. 2018. Т. 1. № 2. С. 124-125.
  13. Женченко М. Эволюция терминов «мультимедиа», «кросс-медиа», «трансмедиа» в развитии цифрового сторителлинга // Studia medioznawcze. 2016. No. 4. Pp. 113-119.
  14. Любановская Ю.О. Кросс-медийность в аспекте конфликта региональных медиаинтересов // Век информации. 2018. № 2-2. С. 264-265.
  15. Зайцев М.Л. Явления трансмедийности в массовом информационном процессе // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2020. № 1. С. 16-20.
  16. Davidson D. Cross-Media communications: An introduction to the art of creating integrated media experiences. Pittsburgh: ETC Press, 2010. 294 р.
  17. Hayes G. Cross-media // Personalizemedia: weblog by Gary Hayes. URL: http://www.personalizemedia.com/ articles/cross-media/ (дата обращения: 11.03.2021).
  18. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.
  19. Пащенко Н.А. Кроссмедийность в трэвел-журналистике (на примере программы ТК ВЕТТА «Доступный Урал») // Студент и наука (гуманитарный цикл). 2019. Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2019. С. 673-679.
  20. Калинина Л.В. Вербальная конкуренция в пространстве Интернета: реклама, рерайт, репост // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 3. С. 80-88.

© Лободенко Л.К., Давлетшина Е.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах