СМИ как проводник патриотической идеи в контексте теории поколений
- Авторы: Талышева М.А.1, Поплавская Н.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 26, № 1 (2021)
- Страницы: 123-131
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/26085
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-1-123-131
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается роль средств массовой информации в формировании общественного мнения, в котором проявляется отношение представителей разных поколений к патриотической идее. Анализируются тексты четырех государственных программ под общим названием «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020 гг.), проводится их сопоставление с положениями теории поколений, где отражены типологические черты индивидуализированных объектов воспитания. В контексте психологического портрета молодежи (так называемых поколений Y и Z) в программах обнаруживается недостаточная теоретическая проработка стратегии работы со СМИ, транслирующими актуальную государственную повестку, - разрыв между особенностями коммуникативного поведения цифрового поколения и предлагаемыми методами воспитания. По итогам исследования делается вывод о необходимости пересмотра и конкретизации роли СМИ в формировании патриотизма молодежи в будущих государственных программах. Сформулированы рекомендации по проведению мероприятий в цифровых медиа с учетом положений теории поколений.
Ключевые слова
Об авторах
Мария Александровна Талышева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: talysheva-ma@rudn.ru
ассистент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Наталия Владимировна Поплавская
Российский университет дружбы народов
Email: poplavskaya-nv@rudn.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы“». URL: http://base.garant.ru/1584972/ (дата обращения: 12.10.2020).
- Дубин Б.В. Время и люди: о массовом восприятии социальных перемен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 3 (41). С. 16-24.
- Strauss W., Howe N. Generations: the history of America’s future, 1584-2069. New York: William Morrow and Company, 1991. 538 p.
- Strauss W., Howe N. The fourth turning: an American prophecy. What the cycles of history tell us about America's next rendezvous with destiny. New York: Broadway Books, 1997. 400 p.
- Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 42-46.
- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы“» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/ 188373/ (дата обращения: 16.10.2020).
- О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». 2010. URL: http://archives.ru/documents/order_ gov795_2010.shtml (дата обращения: 16.10.2020).
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы“». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/ (дата обращения: 16.10.2020).
- Волкова И.И. Поколенческая специфика восприятия игрового медийного контента // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-11154 (дата обращения: 18.10.2020).
- Болычева М.Д. Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 4. С. 159-169.
- Волкова И.И. Феномен стриминга: журналистика будущего? // Мультимедийная журналистика: сборник научных трудов. Минск: БГУ, 2018. С. 213-218.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 92-101.
- Немчинова И.П. Влияние медиа на воспитание патриотических ценностей у молодежи // Молодой исследователь Дона. 2017. № 5 (8). С. 199-203.
- Гужвий Д.А. Измерение эффективности контента новых медиа: постановка проблемы // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2016. С. 252-255.