Генезис российского электорального PR: проблема периодизации
- Авторы: Шилина М.Г.1, Минтусов И.Е.2
-
Учреждения:
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 4 (2020)
- Страницы: 756-765
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/25460
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-4-756-765
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Практики электорального (выборного) PR в новейший период российской истории составляют существенную долю в структуре отечественных связей с общественностью, однако до сего дня системно не изучены: не определены специфика как направления коммуникационной деятельности, объектно-предметное поле, а также проблемы генезиса, что является основанием исследований в каждой предметной области. Исследовательская проблема обусловлена достаточной новизной и спецификой эмпирического материала, отсутствием значимых теоретико-методологических оснований и концепций. В статье впервые в отечественном научном дискурсе предпринята попытка изучения и дефиницирования электорального PR как процесса коммуникации и определения особенностей его генезиса с конца 1980-х до 2014 гг. в контексте становления российских связей с общественностью. На основе структурно-функционального и модельного подходов фиксируются характеристики, структура, модели, месседжи, функции, параметры институализации. В статье впервые представлены элементы, новые субъекты моделей коммуникации выборного PR в России, а также систематизированы данные и предложены основания периодизации становления электоральных связей с общественностью на основе авторской методики периодизации PR. Одним из базовых условий трансформации и периодизации электорального PR определяется законодательное регулирование выборного процесса. Выявленные характеристики генезиса российского электорального PR позволяют зафиксировать незавершенность процесса его институализации к середине 2010-х гг. Представленные методологические основания изучения выборных связей с общественностью представляются базовыми для дальнейших исследований в данной сфере.
Об авторах
Марина Григорьевна Шилина
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Автор, ответственный за переписку.
Email: SHilina.MG@rea.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна факультета маркетинга
Российская Федерация, 115093, Москва, Стремянный пер., д. 36Игорь Евгеньевич Минтусов
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: mintusov@nikkolom.ru
доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, д. 26Список литературы
- Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 328 с.
- Гринберг Т.Э. Тенденции развития избирательных коммуникаций: электоральные исследования, стратегии, интернет-технологии // Российская школа связей с общественностью. 2019. № 14. С. 47-58.
- Grunig E.J., Hunt T. Managing Public Relations. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1984.
- Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-медиа; РУСИЧ, 2002. 444 с.
- Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
- Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М.: РИЦ «Северо-Восток»; НИУ ВШЭ, 2012. 736 с.
- Горохов В.М., Шилина М.Г. Генезис и социальная сущность связей с общественностью // Медиаскоп. 2019. № 4. doi: 10.30547/mediascope.4.2019.5.