Том 21, № 4 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 8
- URL: https://journals.rudn.ru/law/issue/view/1039
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2017-21-4
Весь выпуск
Статьи
ПРОБЛЕМА ЮСТИЦИАБЕЛЬНОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИЯХ ИХ КОНКУРЕНЦИИ И ПРИНЦИП ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
Аннотация
При обсуждении проблемы юстициабельности прав человека в ситуациях их конкуренции принципиальное значение приобретают два вопроса. Первый из них касается тех факторов, которые способны по крайней мере осложнить юстициабельность ситуаций конкуренции основных прав. Автор приходит к выводу о том, что стоящие за тем или иным пониманием прав человека различные мировоззренческие картины и ценности, актуальное переживание которых способно поляризовать общество (не исключая и судейского сообщества), являются тем фактором, который проблематизирует юстициабельность конкурирующих прав и затрудняет рациональную, претендующую на общезначимость, аргументацию судебного решения. Именно поэтому принципиальное значение приобретает второй - методологический - вопрос, связанный с поиском адекватных инструментов конституционного толкования, которые позволили бы минимизировать издержки вовлечения конституционного правосудия в сферу политического дискурса. Рассматривая проблему юстициабельности прав человека и конституционных принципов как их нормативных оснований в ее методологическом аспекте, автор делает вывод о том, что в рамках диктуемой принципом пропорциональности логики «взвешивания» конкурирующих прав их юридическая природа трансформируется таким образом, чтобы они представляли собой удобный материал для осуществления «взвешивания». По мнению автора, логика «взвешивания» способна привести к парадоксу: права человека являются таковыми лишь постольку, по-скольку подлежат ограничению - вывод, который радикально меняет взгляд на юридическую природу фундаментальных прав. В статье приводятся критические аргументы против позиции нормативного дуализма между нормами-правилами и нормами-принципами, делающей возможным «взвешивание». При этом автор предлагает рассматривать правовые принципы, с точки зрения особенностей текстуального выражения их нормативной природы в конституционных актах как категорические (безусловные) нормы высокой степени абстрактности, имеющие предоставительно-обязывающий характер. Соответствующие правовым принципам права и обязанности являются абсолютными (безусловными) в том смысле, что они связываются не с наличием каких-либо юридических фактов, но исключительно с самим существованием (экзистенцией) человека. Обсуждая возможные методологические альтернативы принципу пропорциональности, автор приходит к выводу о том, что при разработке такой методологии необходимо отталкиваться от нормативной - не телеологической - природы конституционных принципов (фундаментальных прав).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):464-485
464-485
СОРАЗМЕРНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ САНКЦИИ
Аннотация
Принцип соразмерности является одним из основополагающих правовых принципов, определяющих пределы государственных полномочий. Данный принцип, среди прочего, лежит в основе юридической ответственности и обеспечивает справедливость назначаемого наказания. Своими корнями требование соразмерности наказания совершенному правонарушению уходит в раннюю историю человечества, уже первые институты реагирования на преступления - кровная месть и талион - базировались на идее соразмерности. Универсальность этих институтов в истории человечества свидетельствует и об универсальности принципа соразмерности. Постепенно в процессе развития общественных отношений осуществлялся переход от прямого физического наказания, что предполагалось кровной местью и талионом, к материальному возмещению ущерба. Одновременно с этим зарождались и современные подходы к определению соразмерности наказания правонарушению. Сегодня на принципе соразмерности основывается законодательное регулирование и практическая реализация юридической ответственности во всех демократических странах. Этот принцип активно применяется в практике национальных и международных судов в целях защиты прав человека. Принцип соразмерности требует, чтобы при назначении наказания был найден баланс конкурирующих интересов, при этом учитываться должно не только то, как предусмотренные санкцией меры будут способствовать защите публичных и частных интересов, но и то, какое воздействие они окажут на лицо, нарушившее право. Принцип соразмерности предполагает обязанность законодателя предусматривать в нормативных правовых актах такие санкции, которые обеспечивают соразмерность деяния и наказания, и обязанность судов осуществлять их надлежащее применение. Проведенный анализ законодательства и судебной практики России, США, Канады и Германии позволяет выявить некоторые общепринятые способы законодательного регулирования (квалифицированные составы правонарушений, дифференцированные санкции, возможность назначения наказания ниже низшего предела), обеспечивающие реализацию требования соразмерности, а также процедуры судебной проверки соразмерности законодательно установленных санкций и конкретных правоприменительных решений (тест на пропорциональность).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):486-507
486-507
РОССИЙСКИЙ ПРОТЕКТОРАТ НАД БУХАРОЙ В ОЦЕНКАХ БУХАРСКОЙ ЭЛИТЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в
Аннотация
В статье анализируются сведения и оценки представителей бухарской правящей и интеллектуальной элиты 1870-1910-х гг. о правовых преобразованиях, произведенных российскими властями в Бухарском эмирате, с 1868 г. попавшем под протекторат Российской империи. Привлечены труды ряда авторов, являющихся как чиновниками бухарских эмиров, одни из которых критиковали политику властей (А. Дониш, А. Сами), другие были полностью лояльны ей (Садри Зийа, Салимбек), так и оппозиционерами - сторонниками реформ (А. Фитрат, С. Айни). С использованием историко-правового, формально-юридического, сравнительно правового анализа дается характеристика отношения представителей местной элиты к вмешательству имперских властей в дела Бухары в целом, а также их оценка изменений, произошедших после установления российского протектората в отдельных сферах правоотношений - налоговой, торговой, уголовно-правовой и процессуальной, а также в области здравоохранения. Социальный статус и политические взгляды представителей бухарской элиты современников, работы которых анализируются, во многом повлияли на их оценку преобразований, произведенных в Бухарском эмирате по инициативе российских властей. Консервативные представители власти весьма критически оценивают эти преобразования и всячески выступают против реформ в Бухаре, реформаторы же (джадиды, младобухарцы) многие нововведения оценивают положительно. Вместе с тем нельзя не отметить довольно противоречивую позицию ряда авторов: приветствуя изменения, которые имперская администрация пыталась провести в Бухаре, они вместе с тем опасались окончательной утраты эмиратом независимости и его дальнейшего развития по «русскому» (т.е. европейскому) пути, без учета национальной и религиозной специфики местного населения, традиций государственности и права Средней Азии. Тем не менее, практически все авторы, несмотря на настороженное отношение к российским правовым преобразованиям, демонстрируют адаптацию к новым политическим и правовым реалиям, осознают, что влияние России на дальнейшее развитие эмирата - свершившийся факт и в ряде случае даже приводят сведения о том, как они сами или их знакомые научились даже извлекать пользу из изменения правоотношений в той или иной сфере. Сведения бухарских современников о правовых преобразованиях в Бухаре под российским протекторатом представляют ценное дополнение к правовым памятникам и свидетельствам российских и западных современников, относящимся к этому периоду, и позволяют раскрыть еще один аспект правовой политики Российской империи в Средней Азии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):508-527
508-527
ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ПРОДУКТ ЗАПАДНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Статья посвящена обоснованию того, что федерализм имеет ряд особенностей, общих с признаками и характеристиками демократии. Автор доказывает, что оба этих явления представляют собой политические формы организации общества, выработанные западноевропейской и североамериканской политической и правовой культурами. Взаимосвязь между федерализмом и демократией прослеживается в западной правовой и политической культурах на концептуальном, структурном и функциональном уровнях, эти явления вызваны типологической спецификой западных обществ. То есть диффузия публичной власти, конкуренция социальных групп, развитие институтов гражданско-го общества внутренне имманентно западной политической и правовой культурам. Интегрирующие элементы федерализма обеспечиваются рассмотрением его в трех основных плоскостях - как структурно-функционального принципа, характеризующего общество и публичную власть, как способ политико-территориальной организации государства, предполагающий сочетание элементов централизации и децентрализации, и как процесс, характеризующий общество в аспекте его демократизации. Представители американской и европейской политической и правовой науки второй половины ХХ века приходили к выводу, что формирование демократического государства и реализация принципов федерализма невозможна в обществах, где имеет место идеологическое противостояние, отсутствие однородной политической и правовой культуры, дифференциация общества по религиозному, этническому, социальному и иным принципам. В стремлении решить проблему теоретического обоснования возможности внедрения принципов либеральной демократии и федерализма в любом обществе, в любых культурно-исторических условиях идеологи либеральной демократии идут на видоизменение их концептов. Примером может служить идея консоциативной демократии, которая рассматривается как своего рода «социальное измерение федерализма». Однако, несмотря на такие попытки, следует при-знать, что в тех обществах, где политическая власть институционализировалась в иных, чем в Европе и Северной Америке, исторических условиях, где в основу взаимоотношений индивида, общества и государства легли иные принципы, где либерализм и либеральная демократия как концепции не являлись продуктом самого общества, а были привнесены извне, принципы федерализма в их западном, либерально-демократическом понимании оказываются неприменимы в силу отсутствия объективных социальных, экономических, политических, идеологических и культурных предпосылок к их реализации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):528-540
528-540
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В НЕМЕЦКОЙ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ XIX-XX вв
Аннотация
Исполнение обязательств в рамках договорного права является одним из сложных и содержательных правовых явлений. Правовая природа исполнения договорного обязательства, его теоретические аспекты по-прежнему являются спорными. Единства не существует ни в немецкой правовой доктрине, ни в судебной практике Германии. Однако без четкого и единого понимания сущности исполнения договорного обязательства нельзя установить общие критерии исполнения, а их отсутствие, в свою очередь, порождает противоречивость правоприменения. Цель статьи - проведение комплексного анализа правовой природы исполнения договорного обязательства и выделение основных его элементов. В связи с этим автор обращается к материалам немецкой цивилистической доктрины XIX-XX вв. Прежде всего в статье анализируются идеи пандектного права, которые являются фундаментом для изучения сущности исполнения, восходят к римскому праву и отличаются подробной и основательной аргументацией, а также не теряют своей значимости для современного понимания правовой природы исполнения договорного обязательства. В частности, такие основополагающие идеи, как исполнение посредством бездействия, наличие воли, цели и др., нашли свое развитие и в теориях немецкой правовой мысли ХХ в., а в последующем в немецком законодательстве и судебной практике. Обращаясь к немецким цивилистическим доктринам XX в. об исполнении договорного обязательства, автор уделяет внимание, во-первых, консенсуальным теориям (общая договорная теория, ограниченная договорная теория, теория соглашения о намерениях); во-вторых, теории реального исполнения договорного обязательства; в-третьих, теории односторонней субъективной природы исполнения договорного обязательства. В заключении автор делает вывод о наличии трех основных элементов - деяние, воля, целенаправленность - через призму которых должно рассматриваться исполнение договорного обязательства и определяться его правовая природа.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):541-564
541-564
ИНСТИТУТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДОГОВОРА В ИТАЛЬЯНСКОМ ПРАВЕ
Аннотация
Актуальность обращения к проблематике регулирования недействительности договора в итальянском праве продиктована кризисом пандектной системы деления порочных договоров на недействительные и ничтожные. Именно в итальянском праве - в судебной практике и доктрине - сделана попытка, оставаясь в рамках пандектной системы недействительности сделок, дополнить ее новыми видами порочности договора, заимствованными в том числе из французской правовой традиции. Цель статьи - анализ основных черт института недействительности договора в итальянском гражданском праве. При написании статьи использовался главным образом сравнительно-правовой метод, были проанализированы итальянские доктрина и судебная практика. Прежде всего, в статье уделяется внимание влиянию немецкой и французской правовых традиций на систематику норм о недействительности договора в Итальянском гражданском кодексе 1942 г. Рассматриваются основания ничтожности и оспоримости договоров в гражданском праве Италии. В связи с тем, что особое значение для теории гражданского права отводится цен-тральная роль causa в качестве реквизита или существенного условия договора, которая также во-многом определяет организацию норм о ничтожности договора в итальянском гражданском праве, подробно анализируется данная категория. Наконец, рассматриваются такие дискуссионные в итальянской доктрине и судебной практике вопросы, как ничтожность договора по основанию противоречия императивной норме и публичному порядку. В заключительной части статьи представлены общие выводы о регулировании недействительных и оспоримых сделок в итальянском праве, а также представлен обзор таких способов исцеления недействительных договоров, как конвалидация и конверсия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):565-581
565-581
ЮБИЛЕЙ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ДОСТОЙНАЯ ВСТРЕЧА Рецензия на сборник научных статей «Эволюция российского и зарубежного государства и права. К 80-летию кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета» / под ред. А.С. Смыкалина. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2016
Аннотация
Рецензия посвящена своеобразному способу празднования 80-летнего юбилея кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета, который состоялся в сентябре 2016 г. Своеобразие празднования юбилея состояло в том, что кафедра во главе с ее заведующим профессором А.С. Смыкалиным, проделав гигантскую работу, выпустила в свет сборник научных трудов, четыре тома, общим объемом в 3700 страниц и почти в 310 печатных листов под общим названием «Эволюция российского и зарубежного государства и права». О цели данного издания свидетельствует подзаголовок «К 80-летию кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета (1936-2016)». Указанное издание отличается также существенным своеобразием с точки зрения состава авторов, структуры публикуемого материала и содержания статей. Его авторами являются 256 ведущих и известных ученых, представляющих почти 80 вузов и около десятка академических учреждений из 37 городов России, а также университеты и исследовательские учреждения США, Германии, Финляндии, ЮАР и Казахстана. В сборнике представлены научные статьи по отечественной и зарубежной истории государства и права, теории государства и права, философии и методологии права, а также практически всех отраслевых дисциплин, изучаемых в юридических вузах. Cтатьи авторов, не являющихся членами кафедры-юбиляра, рассматриваются как ее поздравление с юбилеем. В сборнике глубоко раскрыта история кафедры, а также - в известной мере - состояние современной историко-правовой науки и других отраслей юридического знания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):582-587
582-587
ОБЗОР ЕЖЕГОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ АССОЦИАЦИИ ИНСТИТУТОВ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (27-28 АПРЕЛЯ 2017 Г., ЛЕВЕН, БЕЛЬГИЯ)
Аннотация
Ежегодная конференция Ассоциации институтов по правам человека, состоявшаяся 27-28 апреля 2017 г. в г. Левен (Бельгия) на базе Левенcкого католического университета - одно из важнейших мероприятий профессиональных сообществ, объединяющих юристов-международников, занимающихся проблематикой защиты прав человека. Ключевыми темами конференции являлись вопросы, касающиеся деятельности универсальных и региональных механизмов по правам человека, а именно: правозащитных органов ООН, договорных органов по правам человека и региональных и субрегиональных правозащитных механизмов в рамках европейской, межамериканской и региональных систем защиты прав человека, по осуществлению контроля над выполнением международных правозащитных обязательств государств. В рамках обсуждения данных вопросов особое внимание уделялось взаимодействию универсальной и региональной систем защиты прав человека, в частности, роли региональных механизмов в поощрении и защите прав человека и содействии укреплению универсальных стандартов в области прав человека, закрепленных в международных договорах по правам человека. В данном обзоре представлен краткий анализ отдельных докладов, которые по мнению автора, вызвали особый научный и практический интерес. В частности, уделяется внимание выступлениям, посвященным: во-первых, факторам, обусловливающим принятие государствами международных обязательств по международным договорам по правам человека; во-вторых, имплементации государствами международных норм по правам человека сквозь призму взаимодействия соответствующих органов на международном, региональном и национальном уровнях; в-третьих, взаимодействию универсальной и европейской систем защиты прав человека (Европейского суда по правам человека с договорными органами по правам человека и специальными процедурами Совета ООН по правам человека).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017;21(4):588-596
588-596