Особенности допроса детей в возрасте до 7 лет

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена некоторым аспектам допроса детей младше 7 лет. Как показывает судебно-следственная практика, при принятии решения о привлечении к уголовной ответственности и вынесении обвинительного приговора судом за совершение указанных преступлений большое влияние на следователей и судей оказывают показания потерпевших детей, которые становятся краеугольным камнем обвинения. Чтобы информация, полученная от несовершеннолетнего, могла быть использована в качестве доказательства в суде, она должна быть получена только в процессе допроса с соответствующим оформлением протокола. При этом в процессе проведения следственного действия кроме следователя в обязательном порядке принимают участие законный представитель ребенка, психолог и педагог. В статье делается вывод, что особенность допроса несовершеннолетних заключается не в преждевременной оценке достоверности рассказанного, а в тех методах и приемах, которые, учитывая особенности развития ребенка, помогут получить от него наиболее полную, достоверную информацию. В данной статье рассматриваются методы, не получившие до сих пор широкого распространения, хотя они разработаны на основе практического опыта, и их эффективность подтверждена исследованиями, проведенными в процессе расследования тяжких и особо тяжких преступлений в Российской Федерации. Основные рекомендации по организации таких следственных действий сформулированы в соответствии с когнитивным развитием ребенка. Проведение монографического исследования по данной проблематике оказало бы пользу в работе сотрудников следственных подразделений, прокуроров, следователей, а также было бы полезно для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, представителей юридических учебных заведений, а также людей, заинтересованных в вопросах криминалистики и психологии. Принимая во внимание, что получение информации на допросе основывается на объективных законах психологии и криминалистики, представляется, что полученные результаты исследования могут быть использованы не только в практике российских правоохранительных органов, но и в других странах.

Об авторах

Лев Владимирович Бертовский

Российский университет дружбы народов

Email: ugolovnoe_pravo@list.ru
Кафедра уголовного права и процесса Юридический институт

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. - М.: ЛексЭст, 2002.
  3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: СОЮЗ, 1998.
  4. Зорин Г.А. Криминалистическая эвристика. - Т. 2. - Гродно, 1994.
  5. Карагодин В.Н. Расследование преступлений в отношении несовершеннолетних. - М., 2010.
  6. Коченов М.М., Осипова Р.Н. Психология допроса малолетних свидетелей: метод. пособие. - М., 1984.
  7. Крайг П., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010.
  8. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. - М.: Экзамен, 2004.
  9. Лобзин В. Допрос несовершеннолетних дошкольного возраста. - М., 1912.
  10. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - СПб.: Питер, 2011.
  11. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. - Минск: Высшая школа, 1973.
  12. Райс Ф., Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010.
  13. Шавер Б.М. Допрос несовершеннолетних // Социалистическая законность. - 1938. - № 10.
  14. Bruck M., Ceci S.J. The suggestibility of young children // Current Directions in Psychological Science. - 1997. - № 6.
  15. Cordon I.M., Pipe M.E., Sayfan L., Mclinder A., Goodman G.S. Memory for traum; experiences in early childhood // Developmental Review. - 2004. - № 24.
  16. Cutshall J.L., Yuille J.C. Field studies of eyewitness memory of actual crimes // Psychological methods in criminal investigation and evidence / ed. by D.C. Raskin. - New York: Springer, 1989.
  17. Gordon N.J., Fleisher W.L. Effective interviewing and interrogation techniques // Interviewing Children and the Mentally Challenged. - 3rd ed. - 2011.
  18. Gross J., Hayne H. Drawing facilitates children’s verbal reports after long delays // Journal of Experimental Psychology. - 1999. - № 5.
  19. Jones D.P.H., Krugman R.D. Can a three-year-old child bear witness to her sexual assault and attempted murder? // Child Abuse and Neglect. - 1986. - № 10.
  20. Landry K.L., Brigham J.C. The effect of training in Criteria-Content Analysis on the ability to detect deception in adults // Law and Human Behavior. - 1992. - № 16.
  21. Leander L., Christianson S.Å., Granhag P.A. (2007). A sexual abuse case study: Children’s memories and reports // Psychiatry, Psychology, and Law. - 2007. - № 14 (1).
  22. Lewis M., Brooks-Gunn J. Toward a theory of social cognition: The development of self // New Directions for Child Development. - 1979. - № 4.
  23. Lyon T.D. Child witnesses and the oath: Empirical evidence // Southern California Law Review. - 2000. - № 73.
  24. Myers N. A., Рerlmutter M. Memory in the years from two to five // Memory development in children / ed. by P. Ornstein. - Hillsdale, NJ: Eribaum, 1978.
  25. Nelson K. Where do taxonomic categories come from? // Human Development. - 1988. - № 31.
  26. O’Konnor R.D. Relative efficacy of modeling, shaping and the combined procedures for modification of social withdrawal // Journal of Abnormal Psychology. - 1972. - № 79.
  27. Paz-Alonso K., Ogle C.M., Goodman G.S. Children’s memory and testimony in «scientific case studies» of child sexual abuse: A review // Issues in investigative interviewing, eyewitness memory, and credibility assessment: Festschrift for John Yuille. - NY: Springer, 2009.
  28. Priestley G., Roberts S., Pipe M.E. Returning to the scene: Reminders and context reinstatement enhance children’s recall // Developmental Psychology. - 1999. - № 35.
  29. Saywitz K.J., Thomas D. Lyon, & Gail S. Goodman Interviewing Children // The APSAC handbook on child maltreatment. - 3rd ed. - 2011.
  30. Thompson W.C, Clarice-Stewart K.A., Lepore S.J. What did the janitor do? Suggestive interviewing and the accuracy of children’s accounts // Law and Human Behavior. - 1997. - № 21.

© Юридические науки, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах