Моя профессия - юрист: обзор IV Международной летней академии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

С 24 по 28 июня 2024 г. в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы прошла организованная Юридическим институтом IV Международная летняя академия «Моя профессия - юрист», в которой приняли участие преподаватели из Москвы (всего были представлены 5 московских вузов), Астаны (Республика Казахстан), Волгограда, Донецка, Кемерово, Сочи. В мероприятии приняли участие свыше 40 преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, практикующих юристов. География, представленная участниками мероприятия, охватила две страны - Россию и Казахстан - и шесть городов. Целью Зимних и Летних академий, инициированных в РУДН в 2015 г. и проводимых ежегодно, является освоение их участниками моделей и алгоритмов профессионального поведения, формирование базовых навыков и компетенций юриста. Представленный в публикации материал отражает общую концепцию Летней академии, ход ее проведения, достигнутые результаты. Мероприятие позволило выявить проблемы российского юридического образования в части ориентированности на практику и предложить некоторые варианты их решения. Мероприятие носит системный характер. За 10 лет, начиная с 2015 г., были проведены девять Зимних и четыре Летних академии - всего 13 мероприятий. I Зимняя Академия «Моя профессия - юрист» прошла в 2015 г. в период студенческих зимних каникул на площадке Сочинского института (филиала) РУДН и организовывалась там ежегодно до 2020 г. Когда из-за ковидных ограничений Зимнюю академию пришлось перевести в режим on-line, возникла идея проведения Летней академии, которая прошла в Красной Поляне в июне 2021 г. Стали меняться локации проведения мероприятий. Так, в 2023 г. Зимняя академия прошла одновременно в городах Сочи и Кемерово с использованием режима видеоконференцсвязи, Летняя академия была организована в г. Махачкала. Партнерами Юридического института РУДН в проведении этих мероприятий являются: Сочинский институт (филиал) РУДН, Ассоциация юридических вузов, Кемеровский государственный университет, Дагестанский государственный университет. Отличительными чертами ежегодно проводимых РУДН Зимних и Летних академий «Моя профессия - юрист» стали: совместная работа в интерактивном режиме преподавателей и студентов; решение фабул гипотетических дел и выработка по ним позиции; разнообразные формы коммуникаций участников; методики практико-ориентированного обучения. Формат состоявшейся в июне 2024 г. в Москве на площадке РУДН IV Летней академии дополнили выступления ученых и практиков по широкому спектру проблем, что дало возможность участникам мероприятия ознакомиться с последними тенденциями в юридической профессии, правовой науке и практике правоприменения. Окрытие IV Летней академии, первый день ее работы. Мероприятие открыл проректор РУДН по работе со студентами, к.ю.н., доцент М.И. Кацарский, обратившийся к участникам и гостям с приветственными словами. Директор юридического института РУДН, к.ю.н., доцент С.Б. Зинковский, приветствуя собравшихся, подчеркнул важность практико-ориентированного обучения в юридическом образовании, а также значение проводимого мероприятия для профессионального роста преподавателей и студентов. С.Н. Бабурин, президент Ассоциации юридических вузов, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации в своем выступлении обозначил значимость проводимых РУДН Зимних и Летних академий, в которых ему самому довелось участвовать, обратил внимание на их системный и инновационный характер, уникальность формата обучения и применяемых методик. В.М. Платонов, к.ю.н., заведующий кафедрой публичной политики и истории государства и права РУДН, президент Московской торгово-промышленной палаты, в своем выступлении на тему «Юристы всех стран - объединяйтесь!» обозначил роль юридической профессии в современном обществе и государстве, подчеркнув необходимость взаимодействия представителей различных сфер профессионального юридического сообщества в разрешении проблемных ситуаций в России и мире. Приветствуя участников и гостей, руководитель IV Летней академии и всех других состоявшихся в разные годы в этом формате мероприятий, профессор кафедры публичной политики и истории государства и права РУДН, д.ю.н., профессор, Почетный работник сферы образования Российской Федерации М.В. Немытина обозначила цель и задачи мероприятия, подчеркнув его инновационный потенциал для развития системы образования. В своем выступлении она обратилась к истории профессиональной корпорации юристов в России, становление которой связала с судебной реформой 1864 г., именно тогда в России сформировались сферы юридической деятельности, этические требования к представителям профессии, массивы знаний о праве. Было обращено внимание на то, что формирование личности в профессии и профессиональный рост юриста основаны на гармоничном соединении знаний, навыков и компетенций, которые требуют постоянного обновления. Н.А. Власенко, профессор кафедры теории права и государства РУДН, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, в своем выступлении на тему «Ученые-юристы, или Путь в правовую науку» посвятил подготовке юристов к научной деятельности. Он обратил внимание на необходимость формирования у студентов и аспирантов навыка научного письма. По мнению профессора Н.А. Власенко, навыки и компетенции юриста-исследователя формируются посредством правильного поиска и прорабатывания источников и литературы, работой с текстом, техникой исполнения научного письма. В выступлении были поставлены проблемы связи поколений и преемственности в науке, обращено внимание на сложности с внедрением новых научных идей в образовательный процесс юридических вузов. Д.ю.н., профессор Н.А. Власенко представил научный журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки». Журнал издается с 1997 г. и публикует исследования в области права. Издание выходит ежеквартально и доступно в формате открытого доступа без платы за публикацию. Журнал входит в К1 ВАК РФ по специальностям 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, а также индексируется в различных научных базах данных, включая RSCI, РИНЦ, DOAJ и др. Издание стремится содействовать научному обмену между российскими и зарубежными учеными. Публикации доступны на русском и английском языках, что расширяет аудиторию и способствует международному сотрудничеству в области юридической науки. С.А. Смирнова, директор института судебных экспертиз РУДН, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, выступила по теме «Роль судебных экспертиз в профессиональной юридической деятельности», обратив внимание участников на необходимость использования специальных знаний в работе юриста. Были приведены конкретные примеры относительно того, как применение экспертных знаний меняет ход разбирательства по делу. В частности, был приведен пример по защите прав российских спортсменов в развернутом против них на Западе допинговом скандале в рамках судебно-экспертной деятельности, с использованием российскими экспертами современных технологий. М.В. Захарова, профессор Университета имени О.Е. Кутафина, д.ю.н., доктор публичного права (Франция), в своем выступлении на тему «Профессия «юрист» в условиях технологических вызовов внешней среды» остановилась на проблемах эволюции юридической профессии в условиях внедрения новых цифровых и биогенных технологий в практики современных государств и их правовых систем. Она отметила, что сегодня высшие учебные заведения находятся в противоположной точке эволюционного роста, нежели описанная И. Кантом в работе «Спор факультетов» (1798 г.) университетская модель XIX в. Научное знание не дифференцируется, а наоборот интегрируется в междисциплинарном ключе. Так, например, совместная работа юристов с представителями естественно-научного знания дает эффективные модели правового регулирования и подготовки юристов в сфере цифрового и биоправа. Вместе с тем было подчеркнуто, что несмотря на изменения в профессии, вызванные внешними факторами, ее главным фокусом и целью остается человек, защита его прав, свобод и законных интересов. В завершении программы первого дня мероприятия была проведена викторина, охватывающая широкий спектр проблем, связанных с деятельностью профессиональной юридической корпорации, что внесло разнообразие в конференционный формат работы первого дня, позволило акцентировать внимание на проблемных моментах в деятельности юриста, а также мотивировало участников на дальнейшую работу в игровом формате. При составлении вопросов викторины была проделана большая работа студентами первого курса юридического института РУДН под руководством д.ю.н., профессора М.В. Немытиной. Вела викторину студентка юридического института РУДН Карина Успенская. Работу жюри возглавила представитель Ассоциации юридических вузов Н.В. Липунова. В конце первого дня организаторы сориентировали участников на необходимость проработки материала, представленного в учебнике «Профессиональные навыки юриста» (М.: Изд-во Юрайт, 2014)[231] и в учебном пособии «Практические навыки юриста» (М.: Изд-во РУДН, 2023)[232]. Второй день работы был посвящен формированию коммуникативных навыков юриста. Раскрывая тему «Профессиональные коммуникации юриста», д.ю.н., профессор М.В. Немытина пояснила, что для овладения навыками общения необходима реализация образовательного процесса на основе форм и методов интерактивного обучения с моделированием ситуаций коммуникативного характера. В различных группах профессионального сообщества, на разных стадиях работы юриста существуют разные виды коммуникаций, например, взаимодействие между юристом и его доверителем, между представителями сторон и судьей в процессе и т.д. При этом существуют определенные алгоритмы и модели поведения, которые в ходе обучения в вузе должны быть освоены студентами. В обязательном порядке нужно формировать у студентов первичные навыки «интервьюирования» и «консультирования». В ходе дальнейшей работы участникам Летней академии было предложено попробовать себя в типичной профессиональной коммуникации «доверитель - юрист». Можно было заметить, что, оказавшись «внутри» предложенной игровой ситуации, некоторые затруднения испытывали не только начинающие, но и опытные юристы. В работе второго дня приняла участие в качестве эксперта С.А. Васильковская, заместитель директора по правовым вопросам ООО «ПРИОР КЛИНИКА» (г. Москва). Подготовленные заранее видеосюжеты с ее участием продемонстрировали два варианта поведения - как следует и как не стоит вести себя юристу в общении с доверителем, впервые обратившимся за правовой помощью. В своем комментарии С.В. Васильковская пояснила, каким образом в профессиональной коммуникации юриста сочетаются одновременно этическая, психологическая и правовая составляющие, привела конкретные примеры из своей практики. Третий день был полностью посвящен проблематике, связанной с формированием позиции по делу. О.В. Протопопова, к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права юридического института РУДН в своем выступлении «Выработка позиции юриста по делу» привела конкретные примеры по делам частно-правового характера, сопровождая их научными и практическими комментариями. Эксперт объяснила, как при наличии одних и тех же исходных фактических и юридических обстоятельств по делу могут быть выстроены разные позиции. Было обращено внимание участников на определенный алгоритм, которому должен следовать юрист при выработке позиции и который включает: анализ правоотношений, выбор подлежащих применению правовых норм, определение оптимального способа защиты нарушенных прав и оспариваемых интересов доверителя. Тему продолжило выступление Б.И. Башилова, к.ю.н., доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права юридического института РУДН, главного редактора журнала «Корпоративный юрист». Выступающий обратил внимание на формы и способы судебной защиты, на сложности, с которыми сталкиваются представители сторон в процессе, а также сами судьи. По мнению выступающего, в современной ситуации от юриста требуется профессионализм при составлении и подаче документов, в частности, с использованием методик «Legal design». Во второй половине дня участники перешли в формат интерактивной работы в малых группах по выработке позиций на основе гипотетических дел. Четвертый день работы Летней академии открыло выступление заместителя руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - начальника Управления судебной защиты, д.ю.н., профессора, Заслуженного юриста Российской Федерации У.А Омаровой, которая рассказала о формах и способах защиты и восстановления нарушенных прав в рамках деятельности института уполномоченных по правам человека. Большой интерес вызвали приведенные и прокомментированные У.А. Омаровой проблемные ситуации, связанные с обеспечением и защитой прав российских граждан и их семей в различных регионах России, а также обозначенные в ее выступлении перспективы развития деятельности уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах, связанные, в частности, с наделением их процессуальными полномочиями в свете готовящихся изменений в законодательстве РФ. Серьезную заинтересованность участники проявили к выступлению к.пед.н., доцента кафедры русского языка и лингвокультурологии РУДН З.С. Зюкиной, которое было посвящено культуре речи юриста и речевым коммуникациям. В выступлении были даны рекомендации относительно использования юристом языковых средств для успешного решения профессиональных задач. Было обращено внимание на различные социальные коммуникации, в которых юристу приходится подбирать адекватные ситуации грамматические конструкции и речевые средства. Был сделан акцент на необходимость постоянных тренировок речевых навыков со стороны юриста, а также на повышение общего уровня культуры юриста, частью которой является культура речи. Е.С. Трезубов, к.ю.н., доцент, заместитель директора Кемеровского государственного университета по научной работе, практикующий юрист, в своем выступлении перед участниками (это было единственное выступление в мероприятии в формате on-line) поделился опытом составления гипотетических дел и высказал некоторые рекомендации по поводу взятого им из практики «сюжета», с которым участникам Летней академии предстояло работать. В пятый, заключительный, день слушатели Академии работали в малых группах по фабуле гипотетического дела частноправового характера. Формат этой работы по сути воспроизводил реальную деятельность юриста: «выявление юридически значимых обстоятельств - определение подлежащих применению норм права - выбор формы и способа защиты нарушенного права в интересах стороны - презентация позиции юристом в условиях состязательного процесса». Логическим завершением работы Летней академии стала имитация состязательного процесса с выступлениями представителей сторон. Следует отметить, что в финале мероприятия с позициями по делу в интересах сторон выступили начинающие юристы из числа студентов и аспирантов, а преподаватели выполняли роли их наставников в ходе подготовительной работы. В ходе мероприятия можно было оценить степень овладения навыками работы юриста студентами и аспирантами, с одной стороны, методиками формирования таких навыков преподавателями - с другой. Приобретение преподавателями опыта построения практико-ориентированных занятий, воспроизводящих алгоритм работы юриста по делу, являлось гораздо более сложной задачей для организаторов и вместе с тем весьма продуктивной, поскольку речь идет о дальнейшей трансляции методик в систему российского высшего юридического образования. В целом работу IV Летней академии можно признать эффективной, поскольку в рамках одного мероприятия организаторам удалось объединить две модели обучения, одну ориентированную на студентов, другую - на преподавателей. В завершении IV Международной летней академии «Моя профессия - юрист: Москва 2024», проходившего в рамках системы ДПО, преподавателям, студентам, аспирантам и практическим работникам были вручены удостоверения и свидетельства о повышении квалификации, сертификаты участника. Проведенное мероприятие в очередной раз показало, что практическим навыкам и компетенциям юриста нельзя выучиться в теории, их можно освоить и развить только посредством деятельностных моделей обучения, путем моделирования профессиональных ситуаций в игровом формате, через имитационные формы. Дальнейшие перспективы организаторы видят не только в продолжении проведения Зимних и Летних академий «Моя профессия - юрист», но и в последовательном внедрении уже созданных в их рамках эффективных практико-ориентированных форм, методов и моделей обучения в образовательный процесс юридических вузов.
×

Об авторах

Руслан Мурадович Аллалыев

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: allalyev-rm@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0334-6862

кандидат юридических наук, заместитель директора по научной работе, юридический институт

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Анна Игоревна Евдокимова

Российский университет дружбы народов

Email: evdokimova-ai@rudn.ru
специалист, Управление приема обучающихся 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы


© Аллалыев Р.М., Евдокимова А.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах