Обзор законодательства и практики КНР в области развития современного цифрового права

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

За последние пять лет Китай стремительно входит в цифровое общество. Новое поколение цифровых технологий, включая большие данные и искусственный интеллект, играет все более важную роль. Для того чтобы ответить на новые вопросы, возникшие перед традиционной правовой системой в связи с широким применением новых технологий, такие как информационная безопасность и защита персональных данных, китайские законодатели провели беспрецедентные интеллектуальные инновации, и цифровое законодательство продолжает совершенствоваться. Развитие цифровых технологий и наступление цифровой эры не только привели к новым изменениям в общественном производстве и создали новое пространство для жизни человека, и также расширили новые сферы государственного управления, в связи с тем что концепция «цифровое правовое правительство» в качестве продукта интеграции цифрового правительства и правового правительства была введена китайскими юристами и играет важную роль в процессе государственного управления. В настоящее время Китай ускорил изменения в судебной реформе, всестороннее создание цифрового суда. Правила по онлайн-суду, Правила по онлайн-медиации и Правила по онлайн-операциям, последовательно вводимые Верховным судом Китая с июня 2021 года, обеспечили онлайн-работу цифрового суда. Подробно анализируется ряд новейших нормативных правовых актов в области трансформации цифрового права в Китае. Раскрываются основные концепции и меры в практике, связанные с построением «цифрового правового правительства». Демонстрируется опыт Китая по созданию типичных цифровых судов в качестве примера, в надежде предоставить другим странам полезный опыт по совершенствованию цифрового права.

Полный текст

Введение В цифровую эпоху «данные» стали важным фактором производства и были названы «нефтью новой эры». Профессор Ма Чаншань отметил, что уже в 1990-х годах Китай начал строительство информатизации государства и информатизации права, в ходе которого он прошел три этапа развития. Первый - этап информационного верховенства права (1990-2015 гг.), на котором в основном происходит электронный, сетевой и информатизированный процесс государственных дел и правосудия, а его главной особенностью является инструментальное применение технологий. Второй - этап интеллектуального верховенства права (2016-2020 гг.). Этот период в основном включает в себя создание сервисов «Интернет-правительство», «умных судов» и «умных прокуратур», и характеризуется в основном вспомогательной функцией «умных технологий». В-третьих, этап цифрового верховенства права (2021 г. - настоящее время). В этот период в основном развивается цифровая экономика, создается цифровое правительство и строится цифровое общество (Ma, Changshan, 2023). В 2022 г. масштаб цифровой экономики Китая достигнет 50,2 триллиона юаней, а ее доля в ВВП увеличится до 41,5 %[59]. По состоянию на июнь 2023 г. число китайских интернет-пользователей достигло 1,079 миллиарда, а уровень проникновения Интернета - 76,4 %[60]. Стремительное развитие цифровой экономики невозможно отделить от активного продвижения национальной политики. В январе 2022 г. Госсовет выпустил 14-й пятилетний план развития цифровой экономики[61], в котором предлагалось построить всеобъемлющую цифровую информационную инфраструктуру. В марте 2022 г. были изданы Мнения ЦК КПК и Госсовета об ускорении строительства национального единого рынка[62], которые требуют устранить монополию предприятий платформ на данные и предотвратить использование данных, алгоритмов, технических средств и т. д. для исключения или ограничения конкуренции, усилить регулирование недобросовестной конкуренции в экономике платформ, экономике совместного использования и других новых отраслях. В феврале 2023 г. ЦК КПК и Госсовет опубликовали Общий план строительства цифрового Китая[63], согласно которому Китай будет укреплять строительство цифровой инфраструктуры и систем информационных ресурсов, способствовать глубокой интеграции цифровых технологий в строительство экономической, политической, культурной, социальной и экологической цивилизации. 4 января 2024 г. Национальное бюро данных и 17 других ведомств совместно опубликовали Трехлетний план действий «Элемент данных „x“» (2024-2026)[64], в котором выбраны 12 отраслей и сфер, включая промышленное производство, современное сельское хозяйство, коммерцию и товарооборот, транспорт, финансовые услуги, научно-технические инновации, культуру и туризм, медицину и здравоохранение, управление чрезвычайными ситуациями, метеорологические службы, городское управление, а также экологичные и низкоуглеродные технологии, чтобы способствовать мультипликативному эффекту элементов данных и высвободить их ценность. Развитие цифровой экономики невозможно отделить от правовой защиты. В последние годы Китай продолжает продвигать верховенство права в киберпространстве, чтобы обеспечить здоровое функционирование Интернета на основе верховенства права, и соответствующее законодательство Китая в таких ключевых областях, как кибербезопасность, управление данными, надзор за платформами и другие ключевые области, сформировало множество достижений. Практическая значимость настоящей статьи заключается в том, что результаты исследования позволят более подробно разобраться в изучении законодательства и практике развития цифрового права в Китае за последние годы, что также может позволить другим исследователям эффективно использовать информацию для проведения соответствующих исследований, сравнений и т.п. Данное исследование поможет понять особенности китайского подхода к регулированию цифровых технологий, а также выявить тенденции и изменения в законодательстве рассматриваемой страны в этой области, что дает возможность другим странам и предпринимателям, работающих на китайском рынке, быть в курсе существующих и дополненных правил и требований во избежание возможных юридических проблем и сложностей в межкультурной коммуникации. Рассмотрим последние изменения в цифровом законодательстве Китая и соответствующие практики применения права. Новейшие законодательные основы киберпространства в Китае Во второй половине 2022 года Государственное управление интернет-информации последовательно выпустило нормативные правовые акты, такие как Положение об управлении информацией об учетной записи пользователя Интернета[65], Положение об управлении службой проталкивания информации во всплывающих окнах Интернета[66] и Положение об управлении службой информации о мобильных интернет-приложениях[67], уточнив нормы регистрации и использования информации об учетной записи, повысив требования к отображению атрибуции IP-адреса учетной записи и усилив нормативное управление службой проталкивания информации во всплывающих окнах. Также были повышены требования к отображению атрибуции IP-адреса учетной записи, усилено нормативное управление информационными сервисами всплывающих окон и push-сервисами, а также всесторонне определены обязанности платформ, таких как магазины приложений и платформы апплетов по управлению информационным контентом. Что касается совершенствования системы управления трансграничным потоком данных, то были изданы нормативные акты, такие как Меры по оценке безопасности при выводе данных[68], Меры по заключению стандартных договоров о выводе личной информации[69] и Объявление о внедрении сертификации защиты личной информации[70], которые усовершенствовали систему вывода личной информации путем заключения стандартного договора с зарубежным получателем. В июле 2023 года Бюро секретариата Центрального информационного бюро Интернета выпустило Уведомление об усилении управления самомедиа-платформами[71] , которое эффективно решает проблему искажения содержания информации в самомедиа-платформх путем маркировки источника информации. Что касается управления ИИ, то в ноябре 2022 года Государственное управление интернет-информации и другие ведомства совместно выпустили Положение об управлении глубинным синтезом информационных интернет-услуг[72], в котором четко указано, что ни одна организация или частное лицо не должны использовать услуги глубинного синтеза для производства, воспроизведения, публикации или распространения информации, запрещенной законами и административными правилами, и требуется, чтобы поставщик услуг глубинного синтеза создавал и совершенствовал механизм для рассеивания слухов. В июле 2023 года были опубликованы Временные меры по управлению услугами генеративного искусственного интеллекта[73], в которых государству предлагается придерживаться принципов равного внимания к развитию и безопасности, а также сочетания поощрения инноваций и управления в соответствии с законом, принимать эффективные меры по поощрению инноваций и развития генеративного ИИ, а также выдвигать конкретные меры по поощрению развития технологии генеративного ИИ. В области травли в Интернете, в ноябре 2022 года Государственное управление интернет-информации выпустило Уведомление об эффективном укреплении управления и контроля травли в Интернете[74], приняв меры по улучшению мониторинга и идентификации, защиты в режиме реального времени, вмешательства и ликвидации, отслеживания и подотчетности, а также по предотвращению и борьбе с травлей в Интернете. По состоянию на март 2023 года было перехвачено и удалено 28,75 млн единиц информации, которая так или иначе затрагивает честь или достоинство пользователей, также более 22 000 учетных записей лиц, замешанных в травле и распространении незаконной информации, были строго наказаны в соответствии с Законом[75]. В области укрепления защиты прав несовершеннолетних, в октябре 2023 года Госсовет принял Правила защиты прав несовершеннолетних в Интернете[76]. Далее в сентябре 2023 года Верховный суд, Верховная народная прокуратура и Министерство общественной безопасности совместно издали Руководящие заключения о наказании за травлю в Интернете в соответствии с законом[77], которые регулируют деятельность в Интернете, такие как диффамация в Интернете, оскорбления в Интернете и борьбы с демонстрацией насилия в каком-либо виде, в Китае используется фигуральное выражение «поиск человеческой плоти»[78]. В марте 2022 года Государственное управление интернет-информации выпустило Мнение о дальнейшем регулировании коммерческой деятельнности прямых трансляций и содействии их корректному развитию[79]. И в сфере онлайн-трансляций в прямом эфире и коротких видеороликов была проведена программа «Чистка - специальные акции по устранению хаотичных элементов в сфере онлайн-трансляций в прямом эфире и коротких видеороликов», в рамках которой особое внимание уделялось представлению информационного контента, сосредоточилось на первом экране главной страницы веб-сайтов и платформ, списке горячего поиска, горячих темах, всплывающих окнах PUSH, странице важного информационного контента и других ключевых местах и своевременно очистило вульгарную информацию, насилие, шокирующий контент и другую незаконную и нежелательную информацию, создав более чистое киберпространство, эффективно решив проблему чрезмерного бесконтрольного поведения людей на прямых трансляциях, усилило управление аккаунтами интернет-знаменитости и т.д. В 2022 году Государственное управление интернет-информации организовало 13 программ «Чистка - специальные меры», очистив более 54,3 млн незаконной и нежелательной информации в виде текста или рекламы, которые были размещены в Интернете, удалив более 6,8 млн аккаунтов, удалив более 2890 приложений и мини-программ, распустив и закрыв 260 000 групп и плакатов, закрыв более 7300 сайтов[80]. В области борьбы с мошенничеством 1 декабря 2022 года вступил в силу Закон КНР о борьбе с мошенничеством в телекоммуникационных сетях[81], обеспечивающий всестороннюю правовую поддержку борьбы с мошенничеством в телекоммуникационных сетях. 30 ноября 2023 года Верховная прокуратура опубликовала Отчет о работе органов прокуратуры по борьбе и регулированию мошенничества в телекоммуникационных сетях и связанных с ним преступлений (2023 год)[82], в котором говорится, что с января по октябрь 2023 года органы прокуратуры привлекли к уголовной ответственности более 34 000 человек за мошенничество в телекоммуникационных сетях, что почти на 52 % больше, чем в прошлом году. В настоящее время, в связи с усилением борьбы с мошенничеством внутри страны, большое количество преступных групп, занимающихся мошенничеством в телекоммуникационных сетях, переместились за пределы страны и организовали вербовку и привлечение людей внутри страны для участия в совершении преступлений за пределами страны путем незаконного пересечения через границу. В соответствии со ст. 321 УК КНР лицо, которое перевозит другое лицо с целью незаконного пересечения государственной границы, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не более пяти лет уголовного задержания или общественного наблюдения, а также подлежит штрафу[83]. Так, с января по октябрь 2023 года органами прокуратуры по всей стране было привлечено к уголовной ответственности более 17 000 человек за преступление, связанное с незаконным пересечением через государственную границу, что на 5,3 % больше, чем в прошлом году; почти 2 000 человек - за организацию незаконного перевоза людей через государственную границу, что почти на 16 % больше, чем в прошлом году, и т.д. Целью незаконного выезда из страны или перевозки других людей является распространение ложной и мошеннической информации в сети Интернет. В настоящее время ситуация с преступлениями, связанными с мошенничеством в телекоммуникационных сетях, остается серьезной и сложной, а средства и методы совершения таких преступлений продолжают расширяться и развиваться, что делает их серьезной проблемой в управлении сетью в Китае. Создание цифрового правового правительства в Китае Развитие цифровых технологий и наступление цифровой эры не только привели к новым изменениям в общественном производстве и создали новое пространство для жизни человека, но и расширили новые сферы государственного управления. В августе 2021 года ЦК КПК и Госсовет опубликовали Основные направления реализации строительства правового государства (2021-2025)[84], в части IX которого предлагается улучшить систему научно-технических гарантий для строительства правового государства и всесторонне построить цифровое правовое государство, что знаменует собой новый этап в строительстве правового государства в Китае. Профессор Гуань Баоин считает, что «цифровое правовое правительство» - это продукт интеграции цифрового правительства и правового правительства (Guan, Baoying & Wang, Junliang, 2022). Профессор Чжан Пэн считает, что ключ к построению «цифрового правового правительства» заключается в полном использовании цифровых технологий для продвижения управления в соответствии с законом, оптимизации и инновации процесса и способа государственного управления, а также в продвижении глубокой интеграции цифровых концепций и концепций правового государства в построении правительства, чтобы лучше предоставлять общественные услуги населению (Zhang, Peng, 2022). С 2015 года Государственный совет выпустил План действий по содействию развитию больших данных[85], План национальной стратегии развития информатизации[86], План реализации интеграции и совместного использования государственных информационных систем[87] и Положения Государственного совета об онлайновых государственных услугах[88]. Переход от электронного правительства, которое в основном основано на сетевой информатизации, к современному цифровому правительству, которое в основном основано на цифровой информатизации, означает, что форма правительства претерпевает глубокие изменения. Как новый тип структуры правительства, объединяющий цифровое правительство и правовое правительство, «цифровое правовое правительство» имеет большое значение для решения проблемы недостаточной интеграции строительства цифрового правительства и правового правительства, а также для уточнения целей, механизмов и способов комплексной цифровой трансформации правительства. Автор настоящей статьи считает, что «цифровое правовое правительство» нельзя понимать просто как некое принятие законов в сфере цифровизации правительства, а как глубокую интеграцию науки и техники, права и управления. Существенное различие между «цифровым правительством» и «цифровым правовым правительством» заключается в том, что первое стремится использовать цифровые технологии для достижения социального контроля, а второе стремится использовать цифровые технологии для служения обществу и народу. Первое сосредоточено на осуществлении власти, а второе - на защите прав человека. В последние годы Китай добился определенных успехов в построении цифрового правового государства, которое служит народу. Например, в 2019 году Пекин использовал блокчейн для создания системы «каталог-блокчейн», которая эффективно и синергетически связывает каталоги компетенций и данные 53 городских департаментов, и данные 53 департаментов могут быть переданы в течение 10 минут, например, регистрация недвижимости, которая в противном случае заняла бы пять дней, может быть завершена за один раз. Для того чтобы решить проблему, когда люди вынуждены преодолевать большие дистанции и посещать различные учреждения (например, если живут далеко от суда и другие случаи), стоят в очередях по несколько раз для оформления документов, бюро общественной безопасности Ханчжоу создало «окна единой обработки» во всех 182 залах обслуживания города, принимая 99 высокочастотных предприятий 7 основных категорий, таких как регистрация недвижимости, контроль транспортных средств и вождения, иммиграция и общественная безопасность и т.д. В то же время каждое окно создало зону самообслуживания, энергично продвигает применение APP «Zheli Office», «Police Uncle», предлагая гражданам воспользоваться онлайн платформой на своих смартфонах, что является более удобным и быстрым способом решить свою проблему. К настоящему времени число зарегистрированных пользователей APP «Police Uncle» превысило 6 миллионов, а общее количество посещений превысило 200 миллионов, обеспечив 150 миллионов раз услуги портативного офиса для 37 миллионов пользователей[89]. Другой пример - система «Sky Eagle» стала большим прорывом для Управления рыночного надзора района Цзинъань в Шанхае в области интеллектуального надзора. В условиях серьезных проблем с безопасностью пищевых продуктов в Китае система «Sky Eagle» обеспечила интеллектуальный надзор за 180 предприятиями по производству и управлению пищевыми продуктами с высокой степенью риска, а бюро образования также состыковало данные мониторинга 223 студенческих столовых с системой «Sky Eagle». Система «Sky Eagle» позволяет обнаруживать живых животных, вредящих гигиене, например, крыс, которые часто встречаются на кухнях. Камеры с функцией обнаружения грызунов могут анализировать динамические изображения кухни и фиксировать передвижение крыс. Когда камера фиксирует нарушение, система автоматически подает сигнал тревоги и отправляет его на мобильный телефон сотрудников надзорного органа района, а ответственное лицо предприятия общественного питания-нарушителя также получает тревожное уведомление и должно сотрудничать с сотрудниками правоохранительных органов, чтобы своевременно завершить работы по устранению нарушений. Когда работа по устранению нарушений будет завершена и подтверждена сотрудниками правоохранительных органов, система автоматически загрузит результаты обработки на платформу. С помощью такой уникальной системы в итоге достигается цель контроля за хранением пищевых продуктов в стране, своевременно предупреждая ответственных лиц о проблемах, что позволяет легко и быстро устранить нарушения уже на ранних этапах. Кроме того, система увеличивает камеру автоматической функции захвата по времени, оборудование будет в центре внимания времени съемки, надзорные сотрудники только нужно просмотреть фото, чтобы понять кухня очищена или нет[90]. Однако строительство цифрового правового государства в Китае все еще находится на начальной стадии, и существующие проблемы нельзя игнорировать. Как китайские ученые отмечают, что стремление к справедливости, надзор за государственной властью и защита прав граждан, заложенные в концепции верховенства закона, - вот принципы, которым должны следовать любые технологические инновации в применении к процессу социального управления (Zhang, Zhiming & Zhao, Xuanyi, 2022). В контексте прежней традиционной плановой экономики Китая функции правительства были почти всеобъемлющими, и все функции в социальной, экономической и культурной сферах были централизованы в руках правительства, что привело к иллюзии «неограниченного правительства» и «всемогущего правительства» (Yang, Xiejun, 2020). Аналогичным образом, «цифровой левиафан» подчеркивает однонаправленное использование сверхмощности и неограниченное поглощение ресурсов (Tang, Huangfeng, 2018). Такая вертикальная концепция власти, очевидно, не может соответствовать требованиям построения «цифрового правового государства». В последние годы канадское правительство запустило программу «Консультации с канадцами» и программу «Открытое регулирование», чтобы дать гражданам возможность выражать свое мнение в режиме онлайн, проводить обзоры и общественные консультации, способствуя тем самым двустороннему диалогу и участию граждан (Tan, Xi, 2021). Китай также должен всеми силами стараться преодолеть инструментализм, технократизм, утилитаризм и формализм при построении цифрового правового правительства и сосредоточиться не только на расширении технологических возможностей и потенциала управления, но и превратить цифровое правительство в базовую платформу, которая лучше служит народу, способствует развитию народной демократии. Что еще более важно, позволить населению понимать политическую информацию, выражать свои предложения и участвовать в принятии решений (Gao, Qinwei, 2022). Поскольку административной цифровой системы обычно разрабатываются по заказу исполнительной власти частными компаниями, которые находятся в состоянии технологической монополии (Zhang, Linghan, 2020). Таким образом, общественность не имеет возможности узнать, как составляются алгоритмы автоматического принятия административных решений. Правительство должно позволить общественности выражать свои мнения и комментарии по основным вопросам, связанным с их собственными интересами или общественными интересами, связанными с законодательством и принятием решений, и предоставить общественности канал связи с правительством (Wang, Xixin, 2008). В условиях цифрового разрыва и алгоритмической дискриминации группы населения, находящиеся в неблагоприятном положении с точки зрения цифровых технологий (пожилые люди, бедные и т. д.), имеют правоспособность и дееспособность, но они не умеют пользоваться программами для вызова такси, бронировать билеты онлайн, сканировать коды для автобусов или получать государственные услуги онлайн, не говоря уже о более высокой степени цифровой демократии и онлайн-участия в политике. Это означает, что после вступления в цифровую эпоху каждый гражданин должен обладать «третьей способностью», которая представляет собой цифровую способность (Ma, Changshan, 2022). Сегодня цифровое неравенство больше не определяется цифровыми устройствами и доступом в Интернет, а сосредоточено на цифровых навыках пользователей (Liao, Yi, 2023). В настоящее время китайское правительство быстро продвигается в проектах, способных усилить государственный контроль, таких как налогообложение, таможня, управление сетями, видеонаблюдение и мониторинг общественного мнения, в то время как проекты, направленные на усиление внешнего контроля и укрепление взаимодействия между правительством, обществом и народом, явно отстают. В будущем при построении «цифрового правового государства» следует расширить сотрудничество между правительством и предприятиями, а также принять дополнительные меры по обслуживанию групп населения, находящихся в неблагоприятном положении с точки зрения цифровых технологий (Wang, Weiling, 2022). Поскольку объективная алгоритмическая предвзятость может заставить правительство пойти против своего первоначального намерения работать для людей (Yao, Shangjian, 2022). Несмотря на то, что цифровые технологии обработки информации, такие как большие данные и облачные вычисления, произвели революцию в ведении государственных дел, какой бы инновационной ни была форма государственного управления, важно обеспечить, чтобы принципы верховенства закона руководствовались практикой оцифровки, и чтобы суть правового государства оставалась неизменной (Xie, Zhiyong, 2023). 25 октября 2023 года в Китае было создано Национальное бюро данных (НБД), призванное координировать планирование и строительство цифрового Китая, цифровой экономики и цифрового общества на национальном уровне. Для достижения максимальной безопасности данных граждан автор предлагает введение соответствующих дополнительных отделов, включающих специалистов, которые будут проверять данные о состоянии и возможностях использования информационными технологиями, а также создать регулирующие их деятельность правила и подзаконные акты для демонстрации ответственности государственных органов перед народом за управлением данными в правительстве и улучшении цифровых возможностей населения. Например, такие специалисты будут содействовать созданию и развитию новых информационных технологий, которые будут не только инновационными, но и будут учитывать потребности пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, способствуя устойчивому и эффективному развитию инклюзивного цифрового общества. По мнению автора, такое новшество приведет к улучшению благосостояния всего населения, будет в какой-то мере преодолен цифровой разрыв, который возник в результате быстрого развития информационно-коммуникационных технологий. Правительство и предприятия, занимающиеся развитием цифровых технологий, совместно обновляют программное обеспечение на правительственных платформах, подходящее для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, готовят и распространяют своевременные научно-популярные видеоролики о том, как пользоваться соответствующими возрасту версиями правительства, и стремятся повысить уровень правовой грамотности нетизенов[91] в Интернете. Квартальные комитеты также должны взять на себя инициативу по организации для пожилых людей непрерывного тематического обучения и проведения курсов по использованию социальных программ, онлайн-покупок, онлайн-бронирования автомобилей, записи на прием к врачу и других жизненных сценариев, чтобы помочь пожилым людям повысить свою цифровую грамотность и лучше интегрироваться в современную жизнь. Цифровое правосудие В последние годы развитие интернет-судебной системы в Китае достигло значительных результатов, обеспечив возможность построения новой модели суда (Li, Zhanguo, 2022). Всестороннее развитие цифрового обслуживания, цифрового судопроизводства и цифрового исполнения судебных актов, а также создание цифрового суда, все операции которого осуществляются в режиме онлайн. Правила по онлайн-суду[92], Правила по онлайн-медиации[93] и Правила по онлайн-операциям[94], последовательно вводимые Верховным судом с июня 2021 года, обеспечили единую спецификацию для функционирования цифрового суда. В сценарии цифрового суда судебные документы, такие как исковые заявления и ходатайства о медиации и другие, могут вводиться непосредственно на платформе, и электронные документы создаются напрямую. Процесс судебного разбирательства и медиации напрямую синхронизируется для создания электронных записей, а формат, установленный платформой для заполнения документов, формирует структурированное поведение судебного процесса. Согласно статье 11 Правил по онлайн-суду, если платформа, хранящая электронные данные, состыкована с платформой судебного процесса, стороны могут напрямую передавать электронные данные на платформу судебного процесса; в то время как бумажные доказательные материалы должны быть преобразованы в электронные материалы путем сканирования, расшифровки и другими способами. Кроме того, в суде повысилась осведомленность о сохранении доказательств из источника электронных данных, и все больше внимания уделяется безопасной передаче электронных данных, которые сохраняются в режиме реального времени для проверки. В статьях 16-19 Правил по онлайн-суду содержатся специальные положения о приеме и проверке электронных доказательств на основе блокчейна. С 2018 года Интернет-суд Ханчжоу объявил о первом случае определения достоверности доказательств блокчейн-депозита в первой инстанции, платформа блокчейн-депозита быстро развивается, и строительство судебного блокчейна в судах по всей стране происходит одно за другим. 25 мая 2022 года Верховный народный суд выпустил Мнения Верховного народного суда об усилении судебного применения блокчейна[95], в котором предлагается улучшать функцию проверки доказательств на платформе блокчейн, поддерживать сторон и судей в проверке электронных доказательств, хранящихся в блокчейне в режиме онлайн, способствовать совершенствованию стандартов и правил хранения в блокчейне. Мнения также предлагают установить процедуры смарт-контракта для автоматической подачи исковых заявлений и дел об исполнении в случае невыполнения соглашения о медиации. В рассмотренном Мнении предлагается создать взаимосвязанные приложения между Народными судами и судебно-административными департаментами для поддержки реализации онлайн-запросов и проверки квалификации адвокатов и кредитных историй сторон, повысить эффективность совместной работы разных органов. Рассмотрим примеры типичного опыта строительства цифровых судов в Китае. В 2023 году Шанхайский суд последовательно сформулировал Программу строительства цифрового суда Шанхая и Мнения по планированию строительства цифрового суда Шанхая (2023-2025 гг.), а также создал целевую группу по строительству цифрового суда. В судебной практике судьи часто сталкиваются с некоторыми общими проблемами, но не имеют путей решения, например, в процессе изменений и дополнений уже имеющихся законов, возникают следующие вопросы: как уберечься от ошибок в применении соответствующего закона? Какое еще имущество ответчика может быть арестовано? Для решения типичных проблем летом 2023 года Высший суд Шанхая организовал судей задавать вопросы при применении права, многие из которых можно было легко решить, если использовать цифровое моделирование и сотрудничество между различными органами власти. По состоянию на 9 ноября 2023 года суды города объявили более 2300 сценариев применения, завершили 544 цифровых моделирований, и 88 моделей данных сценариев применения были встроены в систему судебного рассмотрения дел[96]. Шанхайский суд разрабатывает соответствующие сценарии применения и внедряет их в систему рассмотрения дел, благодаря чему дело автоматически проходит «медицинское обследование» в соответствующих процессах. Например, в июле 2023 года Народный суд района Путуо, судья Шао Лисин получил рано утром от платформы Шанхайского суда сообщения: «уважаемая Шао Лисин, в рассматриваемом деле № сторона-ответчик Чжао умер более года назад. В связи с этим нет основания для открытия уголовного дела, пожалуйста, проверьте указанную информацию тщательно и действуйте в соответствии с законом, чтобы избежать дальнейших ошибок». Шао Лисин была потрясена, дело уже прошло через судебное заседание, и вот-вот должен был быть вынесен приговор, но оказалось, что обвиняемый умер более года назад? Судебные органы, по просьбе стороны, немедленно приступили к рассмотрению произошедшей ситуации. Запросив органы общественной безопасности, регистрацию населения и общественное расследование для подтверждения, судья установил, что обвиняемый действительно умер, его мать из-за того, что ей было трудно смириться со смертью сына, намеренно скрыла этот факт. Под руководством судьи мать осознала свою ошибку, и в итоге дело было урегулировано путем применения медиации. Приведем еще один пример, когда народный суд шанхайского района Цзинъань создал модель данных по предотвращению уклонения от уплаты налогов, с помощью которой были проанализированы контракты по передаче акционерного капитала и возмещению вознаграждения за труд после ухода руководителей компаний за последние пять лет, после чего было обнаружено 832 случая в подозрении в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, система синхронно отправляла соответствующую информацию о делах в налоговые органы и создала механизм регулярной передачи информации о вновь выявленных случаях, способствуя улучшению системы налогового надзора. Помимо автоматического обмена данными шанхайские суды также разработали сценарии запроса судебных данных для удовлетворения потребностей общественных организаций. Так, в ответ на ситуацию, когда банки боятся давать кредиты малым и средним предприятиям, если те вовлечены в судебные процессы, суд создал сценарий приложения под названием «Обмен информацией о судебных процессах малых и средних предприятий с финансовыми учреждениями», который предоставляет финансовым учреждениям канал для запроса информации о судебных процессах предприятий. В настоящее время народный суд района Баошань уже сотрудничает с девятью финансовыми учреждениями, оказывая им помощь в проведении точной предварительной оценки предприятий, помогая ряду предприятий получить кредиты на сумму около 125 млн юаней. На основе изучения больших судебных данных в сочетании с технологией искусственного интеллекта, основанной на правовых знаниях, умная судебная система помогает судьям быстро сортировать дела, автоматически генерировать судебные документы и интеллектуально помогать в вынесении приговора, обеспечивая всестороннюю интеллектуальную помощь судьям в рассмотрении дел (Zuo, Weimin, 2018). Интернет-суд Ханчжоу был создан 18 августа 2017 года. По состоянию на июнь 2023 года было получено в общей сложности 204 953 искового заявления, при этом почти две трети дел были разрешены в досудебном порядке с использованием Интернета, и только одна треть - в процессе судебных заседаний[97]. Как решить проблему досудебного разбирательства? Опираясь на большие данные, интернет-суд и административные правоохранительные органы, народная медиация, нотариальные органы создают «бесшовную интеграцию»[98] данных. Интернет работает 24 часа в сутки, как и суды. Здесь судебный процесс «ноль времени в пути», «ноль затрат на проезд». В связи с тем, что требования сторон к срокам очень высоки, был создан интернет-суд, среднее время суда составляет всего 32 минуты. Учитывая, что участники в судебных процессах - это люди в возрасте от 29 до 39 лет, что составило 46,2 % молодых людей, от 40 до 50 лет составили 22,9 % людей среднего возраста, первое пиковое время для поздней подачи заявления о возбуждении дела, - с 1:00 до 2:00 ночи, а второй пик в течение дня приходится на период с 16:00 до 18:00 вечера, так что стороны могут реализовать онлайн-суд в свободное время. Что касается преодоления трудностей, связанных с хранением и получением электронных доказательств, то Интернет-суд перешел на первую в стране судебную блокчейн-платформу. Если стороны предоставляют номер заказа, название счета и т. д., исходные данные могут быть найдены непосредственно из общих данных платформы, что предотвращает фальсификацию данных электронных доказательств. Интернет-суд Ханчжоу разработал совершенно новые правила судебного разбирательства, первый в суде режим асинхронного судебного процесса, позволяющий сторонам использовать свое свободное время не одновременно, а асинхронно участвовать в судебной деятельности, и все аспекты судебного процесса могут быть завершены асинхронно, путем входа на платформу в течение указанного периода времени и в соответствии с собственным выбором времени. Таким образом, традиционное присутствие в суде обретает новое понимание. Платформа также имеет две функции асинхронного и синхронного посредничества, они похожи на функцию отправки и получения коротких сообщений WeChat и функцию видеочата, чтобы достичь соглашения о посредничестве, стороны могут оставить сообщение друг другу, и также могут использовать видеозвонок. Так что стороны больше не будут испытывать беспокойства, а будут активнее участвовать в судебных процессах и решать проблемы более эффективно. Народный суд района Шанчэн в Ханчжоу, провинция Чжэцзян, самостоятельно разработал и модернизировал версию 2.0 «единой платформы разрешения финансовых споров». Суд взял на себя инициативу по внедрению полнопроцессной автоматизированной обработки дел по принципу «пустить дело на самотек», реализовав пакетную обработку дел, эффективно снизив нагрузку на суд и одновременно облегчив ведение судебных процессов сторонами. Сотрудники банка могут работать непосредственно в собственной системе управления судебными процессами, извлекать элементы, необходимые для судебного процесса, автоматически формировать исковое заявление и скреплять его электронной подписью, а анкеты кредитной карты, реквизиты погашения и другие доказательные материалы в виде электронных данных направлять непосредственно в суд по финансовым спорам с помощью платформы единого окна. При традиционном режиме рассмотрения дела после его подачи департамент по рассмотрению дел должен определить судью-подрядчика и секретаря, а секретарь назначает слушание и вводит его в систему управления судебным процессом, составляет повестку, уведомление о доказательстве и другие документы, вручает их обеим сторонам, а затем вводит в судебный процесс. Версия 2.0 «единой платформы разрешения финансовых споров» не только дало возможность реализовать в полной мере автоматическую подачу искового заявления, но и последующее разделение дела, создание документов и другие транзакционные работы автоматически обрабатываются платформой для достижения всего процесса обработки дела, судебному персоналу нужно только поработать над подтверждением и рассмотрением документов, а объем работы секретаря сократился на 70 %. С помощью платформы судья рассматривает дело о конкретном случае, начиная с чтения подготовленной информации в виде файла, слушания и заканчивая вынесением решения, в среднем затрачивая на это всего около 15 минут. Значительное повышение эффективности работы судьи с делом также означает, что цикл получения сторонами судебных актов был эффективно сокращен[99]. Искусственный интеллект широко применяется в судебной практике, позволяет создать новую судейскую систему на основе алгоритмов и знаний судей (Xiao, Feng, 2021). Но такие технологии, как искусственный интеллект, могут быть лишь средством достижения справедливости, и с ними нельзя спешить (Ji, Weidong, 2018). Нельзя допустить, чтобы искусственный интеллект полностью заменил судью при вынесении решения. Если исходить из классификации логики, то в суждениях судьи применяется дедуктивный метод, то есть рассуждение от предпосылок к выводам, когда предпосылки истинны; а арифметическое правило больших данных - это индуктивный метод, благодаря полноте и всесторонности данных выводы приближаются к справедливости. Однако его предпосылки не обязательно истинны, а вывод не является стопроцентно верным, интеллектуальная система может быть лишь помощником судьи (Hong, Dongying, 2017). Суды в провинции Чунцин используют 5G транспортные средства, в которых возможно использование Интернета, поддерживающие интеллектуальное судебное разбирательство. «Суд в автомобиле 5G» перенес судебное разбирательство на улицу города, деревни, открыто обрабатывая типичные споры, например, о взыскании оплаты труда и другие дела. С начала 2022 года «Суд в автомобиле 5G» провел и решил в общей сложности 7200 судебных разбирательств и дел, провел юридические консультации и другие интеллектуальные судебные услуги, принося пользу более чем 500 000 человек[100]. Юридические процедуры, такие как подача иска, медиация и судебное разбирательство, могут проводиться в автомобиле. По словам сотрудников низовых судов Чунцина, «каждый раз, когда они отправляются на окружной судебный процесс, автомобильный переносной гражданский суд может привлечь множество окружающих людей для участия в судебном процессе и поездок в сельские и городские суды, что не только облегчает работу масс, но и способствует оживлению сельской местности». Данный способ проведения «суда в автомобиле 5G» позволяет решить проблемы людей в отдаленных районах на пути к судебному разбирательству и потребности судей в рассмотрении дел и представлении документов на месте, этот автомобиль может использовать искусственный интеллект и другие технологии для создания и продвижения «автомобильного портативного гражданского суда», который объединяет «цифровизацию», «искусственный интеллект» и «удобство» и доставляет «мобильный суд» прямо к двери, тем самым облегчая работу судов и предоставляя дополнительные варианты участия в судебном процессе гражданам. Заключение В рамках развития цифровой экономики и цифрового общества необходимо сделать акцент и на усилении государственного контроля и мониторинге и на улучшении доступа к необходимой информации, технологий для всех слоев населения. На данный момент можно проследить тенденцию, что в основном пожилая часть населения, а также люди с ограниченными возможностям имеют некоторые проблемы с использованием и наличием соответствующих технологий. Странам нужно продолжать развивать специализированные программы и обучение, продвигая тем самым и инклюзивность, цифровую грамотность с целью обеспечения полноценного участия всех групп населения в цифровом обществе. Можно также сделать вывод, что в последние годы Китайская Народная Республика активно реформирует судебную систему, внедряя в нее определенные цифровые технологии для улучшения и более эффективной работы судопроизводства и исполнения судебных актов. Например, рассмотренное нововведение онлайн-суда и соответствующих правил гарантирует единый стандарт функционирования цифрового суда. Важным аспектом в данном случае можно выделить возможность ввода судебных документов с помощью созданной платформы и создания электронных подписей, что сокращает и экономит время сотрудников и граждан. Предложения о расширении и более плотного пользования технологией блокчейн для проверки доказательной базы и автоматической подачи исковых заявлений свидетельствует о стремлении государства к увеличению эффективности и прозрачности судебных процессов, что имеет огромное преимущество перед «устаревшей» системой Развитие блокчейна и смарт-контрактов не только повысило эффективность судов, но и увеличило взаимодействие между государственными органами и гражданами. За последние два десятилетия развитие цифрового права в Китае претерпело огромные изменения, и за этот период был достигнут богатый исследовательский прогресс. Пока технологии продолжают развиваться, будут возникать новые проблемы, и цифровое право должно на них реагировать. В будущем на внутреннем уровне Китай продолжит совершенствовать систему цифрового управления, усилит управление данными и алгоритмами, будет регулировать порядок конкуренции в платформенной экономике, предотвратит бесконтрольное расширение капитала, оптимизирует условия ведения бизнеса, реализует слияние цифровой экономики и цифрового управления, чтобы постепенно сформировать благоприятные условия для стандартизированного, упорядоченного и здорового развития цифровой экономики. На международном уровне Китай будет активно участвовать в переговорах и нормотворчестве в цифровой сфере в таких международных организациях, как ООН, Всемирная торговая организация, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и страны БРИКС, а также вносить предложения и пожелания, основанные на практике развития цифровой экономики в Китае. Исходя из данного исследования, можно с точностью сказать, что Китай сделал определенные успехи в развитии способов участия в судебном производстве, облегчив работу судебных сотрудников и разгрузив суды, предоставляя альтернативные варианты разрешения споров. Китай планирует и дальше совершенствовать, и поддерживать двусторонние и многосторонние механизмы управления цифровой экономикой, активно создавать общественные продукты для цифрового управления, чтобы восполнить недостатки существующей международной системы управления цифровой экономикой, постоянно создавать новые аспекты международного сотрудничества в цифровой экономике и способствовать созданию мирного сообщества в киберпространстве.
×

Об авторах

Шаосюе Цзя

Центр Международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС Шанхайского политико-юридического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: ys02302041@126.com
ORCID iD: 0000-0002-3159-0387

доктор юридических наук, доцент

Китайская Народная Республика, 201701, г. Шанхай, район Ципу, проспект Вэйцисун, 7989

Список литературы

  1. Gao, Qinwei (2022) Development of administrative rule of law and its challenges in the context of digital government. Oriental jurisprudence. (2), 174-187. (in Chinese). 高秦伟. 数字政府背景下行政法治的发展及其课题 // 东方法学. 2022. № 2. С. 174-187.
  2. Guan, Baoying & Wang, Junliang. (2022) Building digital legal government through collaborative governance. Fujian Forum (Humanities and Social Science). (5), 188-200. (in Chinese). 关保英 汪骏良. 基于合作治理的数字法治政府建设 // 福建论坛 人文社会科学版 . 2022. № 5. С. 188-200.
  3. Hong, Dongying. (2017) Jurisprudential Reflections on Smart Courts. Jurisprudence. (3), 55-64. (in Chinese). 洪冬英. 智慧法院的法理审思 // 法学. 2017. № 3. C. 55-64.
  4. Ji, Weidong. (2018) Changes in judicial power in the era of artificial intelligence. Oriental Law. (1), 125-133. (in Chinese). 季卫东. 人工智能时代的司法权之变 // 东方法学. 2018. № 1. C. 125-133.
  5. Li, Zhanguo. (2022) The construction and realization of digital courts in the whole area. Peking University Law Journal. (1), 5-24. (in Chinese). 李占国. 全域数字法院的构建与实现 // 中外法学. 2022. № 1. C. 5-24.
  6. Liao, Yi. (2023) Towards balance: the logic of digital rule of law in Chinese-style modernization. Enforcement. (11), 24-33. (in Chinese). 廖奕. 迈向均衡 中国式现代化的数字法治逻辑 // 法律适用. 2023.№ 11. С.24-33.
  7. Ma, Changshan. (2023) Systematic construction of digital rule of law - based on the analysis of digital rule of law construction in China since 2021. Bulletin of Zhejiang Police Institute. (1), 1-10. (in Chinese). 马长山. 数字法治的体系性建构--基于2021年以来我国数字法治建设的观察分析 // 浙江警察学院学报. 2023. № 1. С. 1-10.
  8. Ma, Changshan. (2022) Reengineering the digital legal governance framework. Policy and Law. (11), 17-32. (in Chinese). 马长山. 数字法治政府的机制再造 // 政治与法律. 2022. № 11. С. 17-32.
  9. Tang, Huangfeng. (2018) Inherent risks of the digital leviathan and data governance. Controversial Issues and Research. (5), 42-45. (in Chinese). 唐皇凤. 数字利维坦的内在风险与数据治理 // 探索与争鸣. 2018. № 5. С. 42-45.
  10. Tan, Xi. (2021) Reform practices and reflections on digital public administration in Canada. Chinese administration. (7), 140-146. (in Chinese). 谭溪. 加拿大数字政府治理改革实践及反思 // 中国行政管理. 2021. № 7. С. 140-146.
  11. Wang, Weiling (2022) The Evolution of China’s Digital Government Forms and Development Bottlenecks. Administrative Reform. (5), 23-30. (in Chinese). 王伟玲. 中国数字政府形态演进和发展瓶颈 // 行政管理改革. 2022. № 5. С. 23-30.
  12. Wang, Xixin. (2008) Institutional Practice of Public Participation in the Administrative Process, Beijing: China Law Press. (in Chinese). 王锡锌. 行政过程中公众参与的制度实践 北京:中国法制出版社. 2008. 306 c.
  13. Xiao, Feng. (2021) Algorithmic elaboration of cognition: implications of artificial intelligence for contemporary epistemological research. // Academia. (2), 67-78. (in Chinese). 肖峰.认知的算法阐释 人工智能对当代认识论研究的启示 // 学术界. 2021. № 2. C. 67-78.
  14. Xie, Zhiyong. (2023) Four directions of the construction of digital rule of law government and its realization. Comparative law studies.(1), 1-18. (in Chinese). 解志勇. 数字法治政府构建的四个面向及其实现 // 比较法研究. 2023. № 1. C. 1-18.
  15. Yang, Xiejun (2020) Building Public Administration: Characteristics, Process and Role. Modern Law. (1), 15-30. (in Chinese). 杨解君. 政府治理体系的构建 特色、过程与角色 // 现代法学. 2020. № 1. С. 15-30.
  16. Yao, Shangjian. (2022) Power control and rights breaking in digital governance. Theory and reform. (3), 130-140. (in Chinese). 姚尚建. 数字治理中权力控制与权利破茧 // 理论与改革. 2022. № 3. C. 130-140.
  17. Zuo, Weimin. (2018) How to realize the judgment of class cases through artificial intelligence. China Law Review. (2), 26-32. (in Chinese). 左卫民. 如何通过人工智能实现类案类判 // 中国法律评论. 2018. № 2. C. 26-32.
  18. Zhang, Linghan. (2020) Conflict and Reconciliation of Algorithmic Automated Decision Making and Administrative Due Process System. Oriental Jurisprudence. (6), 4-17. (in Chinese). 张凌寒. 算法自动化决策与行政正当程序制度的冲突与调和 // 东方法学. 2020. № 6. C .4-17.
  19. Zhang, Peng (2022) Building Blockchain-Influenced Digital Legal Government: Content, Connectivity and Pathway. Electronic Government. (7), 88-97. (in Chinese). 张鹏. 区块链赋能下的数字法治政府建设 内涵、关联及路径 // 电子政务. 2022. № 7. С. 88-97.
  20. Zhang, Zhiming & Zhao, Xuanyi. (2022) Where the future rule of law lies: a conceptual introspection of the analytical approach. Journal of the National Prosecuting Attorney's Institute. (1), 92-104. (in Chinese). 张志铭 赵轩毅. 未来法治植根何处 一种分析进路的概念省察 // 国家检察官学院学报. 2022. № 1. С. 92-104.

© Цзя Ш., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах