Юридическая аномия как фактор снижения эффективности правотворческой деятельности
- Авторы: Малько А.В.1, Липинский Д.А.1, Иванов А.А.1, Маркунин Р.С.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 7-28
- Раздел: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/38377
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2024-28-1-7-28
- EDN: https://elibrary.ru/PMLSLC
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается проблема юридической аномии через призму внесения изменений в действующее российское законодательство. Отмечено, что в кризисных ситуациях развития общества подобного рода изменения могут быть объяснены как потребностью урегулировать новые общественные отношения, так и развитием аномии, проникающей в структуру государственного управления. Анализируется характеристика субъекта законодательной инициативы через проявление правового идеализма. Используется метод сопоставления количества изменений, вносимых в различные нормативные акты, что позволяет прийти к выводу о частом отсутствии системности в действиях законодателя. Отмечено, что законодательство, касающееся различных сфер правового регулирования, изменяется различным образом. В качестве примера рационального внесения изменений приводится конституционное законодательство, делается вывод, что от периодических внесений поправок в закон необходимо перейти к научно-обоснованному проведению правовых реформ, в рамках осуществления которых вносимые в закон дополнения должны характеризоваться системностью. Одна из ведущих ролей в преодолении деструктивных процессов в развитии отечественного законодательства отводится Конституционному Суду РФ. Делается вывод, что процесс внесения изменений в законодательство и его динамика имеет определенную историческую связь с развитием состояния юридической аномии в обществе. Различная активность в сфере разработки новых законопроектов, свойственная различным участникам законотворческого процесса, может свидетельствовать о том, что уровень аномии является неодинаковым в различных органах власти и на разных уровнях государственного управления. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей реализации права законодательной инициативы представительными органами субъектов Российской Федерации. Распространение юридической аномии в законотворческом процессе Российской Федерации представляет собой одно из наиболее опасных явлений, оно самым деструктивным образом влияет на эффективность правоприменения и правосудия.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Васильевич Малько
Тольяттинский государственный университет
Email: alex25-58@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3204-9696
SPIN-код: 5306-7069
ResearcherId: P-4826-2017
доктор юридических наук, профессор кафедры Конституционное и административное право, главный научный сотрудник
445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14Дмитрий Анатольевич Липинский
Тольяттинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dmitri8@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1870-069X
SPIN-код: 4145-7652
ResearcherId: P-3192-2017
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Конституционное и административное право, главный научный сотрудник
445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14Александр Александрович Иванов
Тольяттинский государственный университет
Email: ale_iv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6171-7214
SPIN-код: 9535-2068
ResearcherId: N-8489-2016
кандидат юридических наук, доцент кафедры Конституционное и административное право, старший научный сотрудник
445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14Роман Сергеевич Маркунин
Тольяттинский государственный университет
Email: markunin88@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0001-7308-4848
SPIN-код: 5041-4265
ResearcherId: M-7788-2016
кандидат юридических наук, доцент
445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14Список литературы
- Аксенова Г. Н. Характер соотношения правового нигилизма и правового идеализма // Российско-азиатский правовой журнал. 2020. № 2. С. 3-9. https://doi.org/10.14258/ralj(2020)2.1
- Anggadi, F. (2022) What states say and do about legal stability and maritime zones, and why it matters. International and Comparative Law Quarterly, 71(4), 767-798. https://doi.org/10.1017/S002058932200032X
- Boute, A. (2012) The quest for regulatory stability in the EU energy market: An analysis through the prism of legal certainty. European Law Review. 37(6), 675-692. https://doi.org/10.2139/ssrn.2193904
- Дорская А.А. Дискуссия о содержании понятия «правовая реформа» // Юстиция. 2014. № 4. С. 10-17.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: перевод с французского А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. 430 с.
- Fernando Dias Simões (2017) Blusun S.A. and others v. Italy: Legal (In)stability and Renewable Energy Investments. Review of European Community and International Environmental Law. 26(3), 298-314. https://doi.org/10.1111/reel.12218
- Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. 9-е изд. М.: Изд-во КДУ, 2008. 240 с.
- Braithwaite, J, Braithwaite, V, Cookson, M. & Dunn, L. (2010) Anomie and Violence: Non-truth and reconciliation in Indonesian peacebuilding. Canberra, The Australian National University E Press. https://doi.org/10.22459/AV.03.2010
- Петр Великий. Избранное / под ред. Каменского А.Б. М.: Изд-во Росспэн, 2010. 485 с.
- Каменский А.Б., Корчмина Е.С., Серов Д.О. и др. Реформы в России с древнейших времен до конца XX в: в 4 томах. Т. 2. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 429 с.
- Liebman, B.L. (2014) Legal Reform: China’s Law-Stability Paradox. Daedalus. 143(2), 96-109. https://doi.org/10.1162/DAED_a_00275.
- Лупандина О.А. Об избыточности в нормативно-правовой деятельности // Известия ТРТУ. 1998. № 3(9). С. 115.
- Merton, R.K. (1938) Social Structure and Anomie. American Sociological Review. (3)5, 672-682.
- Петров А.А., Кохан М.В. К вопросу о понятии и структуре текстуальных изменений нормативных правовых актов // Мониторинг правоприменения. 2014. № 3(12). С. 54-60.
- Праскова С.В. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта: существующая практика и перспективы использования // Академический юридический журнал. 2022. Т. 23. № 4. С. 378-388. https://doi.org/10.17150/1819-0928.2022.23(4).378-388
- Щелоков К.С. Бюрократизация права // История государства и права. 2010. № 13. С. 23-25.
- She, B. (2022) Deep Learning-Based Text Emotion Analysis for Legal Anomie. Front. Psychol. 13:909157. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.909157.
- Сычев В.Б. Содержание и формы участия Конституционного Суда РФ в правотворчестве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21. № 2. С. 223-231. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-223-231
- Усенков И.А. Стабильность законодательства Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. М.: Изд-во Русайнс, 2022. 192 c.
- Власенко Н.А. Проблемы правовой неопределенности: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2015. 176 с.
- Zanatta, C., Campos, L.A.M., Moreira, C.B., da Silva, J.C.T., & Souza, M.A. (2020) As leis, o trânsito e o comportamento social dos motoristas. Lex Humana. 11(2), 24-36.
- Журавлев М.П. Стабильность и динамизм законодательства как условие обеспечения законности в правовом государстве // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 1(11). С. 50-59.