Уголовная ответственность за преступления против детей в США

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Во всех странах мира дети нуждаются в особой правовой охране, в том числе уголовно-правовой, так как являются одной из наиболее уязвимых категорий населения. Преступные посягательства на них наносят не только непосредственный вред потерпевшим, но и влияют на дальнейшее развитие общества в целом. Опыт США в области уголовно-правовой охраны детей обладает существенной спецификой и представляет научный интерес. Цель исследования - выявить и описать характерные черты американского уголовного права в указанной сфере, проанализировать его применимость к российской действительности. Использованы формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы. Особенностью американского законодательства является наличие обязанности заявить о случаях жестокого обращения с ребенком. За ее нарушение предусмотрена уголовная ответственность. Своды законов некоторых штатов содержат специальные главы о преступлениях против детей. Родитель или иное лицо, осуществляющее уход за ребенком, не вправе не только наносить вред ребенку непосредственно, но и, бездействуя, допускать его нанесение третьими лицами. Такое бездействие является преступлением. В США разрешено применять разумную силу к ребенку с целью наказания, если при этом не причинен вред, больший, чем преходящая боль, и соблюдены иные законодательные требования. Родитель или иное обязанное лицо должны обеспечить контроль за ребенком, не оставляя его одного дома до достижения определенного возраста. Законы «о горячем автомобиле» запрещают оставлять детей, не достигших определенного возраста, в автомобиле без присмотра. Нарушение таких обязанностей в ряде случаев является преступлением. Применимость указанного опыта в России проанализирована для каждого отдельного уголовно-правового запрета. Сделан вывод об избыточности многих положений американского уголовного закона. Выявлены особенности, представляющие интерес для нашей страны.

Полный текст

Введение Вопросы уголовно-правовой охраны жизни и здоровья, а также иных прав несовершеннолетних вызывают все больший интерес исследователей. Это объясняется тем, что речь идет об одной из наиболее уязвимых категорий населения, от которой зависит будущее любого государства. Вред, причиненный жестоким обращением с детьми и иными преступлениями, влияет на правонарушающее поведение потерпевших во взрослом возрасте, затрагивает экономическое развитие страны и имеет иные долгосрочные последствия (Dedel, 2010:6-7; Ben-David, Jonson-Reid, Drake &Kohl, 2015:132-141). В США уделяется большое внимание проблеме жестокого обращения с детьми и иных преступных посягательств на них. Необходимые законодательные, организационные и другие меры приняты как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Указанный опыт чрезвычайно интересен, поскольку в американском законодательстве и судебной практике поднимаются некоторые проблемы, которые отечественный законодатель обошел молчанием. В то же время ситуация в рассматриваемой сфере остается серьезной, несмотря на все предпринимаемые усилия (Mahoney, 2019:434; Austin, Lesak & Shanahan, 2020:334-335). Как и в России, помимо общих уголовно-правовых запретов, которые направлены на охрану всех лиц, в том числе детей (например, норм об убийстве, причинении вреда здоровью), своды законов штатов предусматривают отдельные главы, разделы и статьи о преступлениях против детей. Составы именно этих преступлений станут предметом научного анализа. Нормы об уголовной ответственности за соответствующие деяния в США являются весьма разработанными. Однако ряд законодательных решений и практика применения отдельных уголовно-правовых запретов вызывают оживленные дискуссии в американском научном сообществе. Указанные споры связаны не столько со спецификой американского общества, сколько с особенностями процесса воспитания детей, общими для всех государств. В статье будут выделены основные особенности американского уголовного законодательства в указанной сфере, проанализирован вопрос о применимости рассмотренного опыта к российской правовой действительности, приведены доктринальные позиции и правоприменительная практика. Законодательство штатов будет подробно изучено на примере Свода законов штата Флорида, где существует специальная глава, посвященная преступлениям против детей. Также будут приведены примеры из законов Миннесоты и штата Вашингтон. Рассматривая опыт США в указанной сфере, необходимо иметь в виду, что данное государство имеет самый высокий уровень уголовной репрессии и это является признанной американским научным сообществом проблемой, которая до сих пор не решена и влечет за собой крайне драматичные последствия для всего государства. Под высоким уровнем уголовной репрессии в данном случае понимается самое большое количество осужденных к лишению свободы в мире как в абсолютном, так и в относительном исчислении, а также чрезвычайно суровые наказания, включая смертную казнь и пожизненное лишение свободы, в том числе без возможности условно-досрочного освобождения[263]. Таким образом, опыт США может быть оценен с двух сторон: как детально разработанный и имеющий ответы на многочисленные вопросы, возникающие в реальной жизни, и как чрезмерно репрессивный и не подлежащий механическому заимствованию. Обширное цитирование нормативных правовых актов объясняется тем, что рассмотренный материал является актуальным, учитывает последние законодательные новеллы и раннее не был переведен на русский язык. Перевод и анализ данного материала являются вкладом автора в дальнейшие научные исследования рассматриваемой темы. Зарождение правовых механизмов охраны детей в США Современные правовые механизмы охраны детей связаны с существенными изменениями общественного сознания и имеют сравнительно недавнюю историю. Здесь приводится лишь беглый обзор основных этапов их формирования в США. Внимание американского общества и государства к проблеме защиты детей от преступных посягательств существенно возросло в 1960-х гг. Особую роль в этом сыграла публикация «Синдром избитого ребенка» (The Battered Child Syndrome), подготовленная в 1962 г. С.Г. Кемпе и другими авторами (Stanziani & Cox, 2021:691). В это время в законодательство были внесены значимые изменения, в частности, в 1962 г. были приняты поправки в Закон о социальном обеспечении от 1935 г. (Social Security Act), которые увеличили финансирование органов охраны детей. К 1967 г. все штаты законодательно обязали врачей сообщать об обнаруженных следах насилия над детьми (Reed, 2004:271; Mahoney, 2019:432-433). В 1974 г. был принят Закон о предотвращении и устранении жестокого обращения с детьми (Child Abuse Prevention and Treatment Act - CAPTA), обеспечивший федеральное финансирования штатам для предотвращения, выявления и устранения жестокого обращения с детьми и ненадлежащего исполнения обязанностей в отношении детей (Reed, 2004:271; Vandervort, 2020:9). Закон о содействии усыновлению и детском благополучии от 1980 г. (Adoption Assistance and Child Welfare Act) был посвящен усыновлению и приемным семьям. В нем подчеркивалась необходимость оставлять ребенка в его семье и доме во всех случаях, когда это возможно. Подобный подход был подвергнут критике в 1990-х гг., поскольку позволял оставить ребенка в небезопасных условиях (Reed, 2004:271; Mahoney, 2019:432-433). В 1997 г. был принят Закон об усыновлении и безопасности в семье (Adoption and Safe Families Act), который назвал главной целью обеспечение безопасности ребенка (Reed, 2004:271; Mahoney, 2019:432-433). В настоящее время этот подход сохраняется и предопределяет особенности как регулятивного, так и уголовного законодательства в США. Обязанность сделать заявление о жестоком обращении с детьми Такая обязанность стала играть важнейшую роль в правовом механизме защиты детей (Liu & Vaughn, 2019:219-229). Ее, начиная с 1960-х гг., ввели в свое законодательство все штаты США (Dedel, 2010:4). К первой особенности уголовного законодательства США в области охраны детей можно отнести то, что за ее нарушение наступает уголовная ответственность. Соответствующие законы штатов устанавливают: 1. Круг субъектов, обязанных сделать соответствующее заявление. Обычно он включает в себя медицинских работников, учителей, специалистов в области психического здоровья, сотрудников правоохранительных органов и других лиц, которые постоянно контактируют с детьми в процессе профессиональной деятельности. Некоторые штаты возлагают обязанность заявить о жестоком обращении с ребенком на любое лицо. 2. Санкции за нарушение обязанности. 3. Срок, в течение которого должно быть сделано заявление. 4. Перечень государственных органов, уполномоченных принимать заявления и проводить расследование (Dedel, 2010:4-5). Так, в Своде законов штата Флорида содержится разд. V «Судебная ветвь власти». Часть II гл. 39 данного раздела «Процедуры, относящиеся к детям» объединяет нормы об обязанности заявить о случаях жестокого обращения с ребенком[264]. Параграф 39.201 требует незамедлительно заявить на горячую линию органа защиты детей о совершенном правонарушении, если лицо знает или имеет разумную причину подозревать, что оно имело место. В ч. 2 параграфа указаны лица, которые обязаны сообщить свое имя сотрудникам горячей линии, включая врачей и судей. Согласно § 39.205 лицо, которое не заявляет или препятствует другому лицу сделать заявление о правонарушении, совершает фелонию 3 степени (под фелонией (felony) в уголовном праве США понимается тяжкое преступление, под мисдиминором (misdemeanor) - менее тяжкое). Обязанность заявить о жестоком обращении лежит также на лицах, достигших 18 лет и живущих в одном доме с ребенком, однако суд может учесть, что это лицо также являлось жертвой домашнего насилия или иные смягчающие обстоятельства. Подобную норму, характерную именно для американского правопорядка, следует считать излишне жесткой: вряд ли, например, сын или дочь, достигшие 18 лет, могут эффективно противостоять насилию в отношении младших детей. В Миннесоте обязанность заявить о жестоком обращении с ребенком предусмотрена § 260E.06 гл. 260E «Заявление о ненадлежащем обращении с несовершеннолетними» разд. «Социальное обеспечение и связанная с ним деятельность» Свода законов штата. Она лежит на специальных субъектах, в частности, на медицинских работниках, работниках сферы образования[265]. Параграф 260E.08 устанавливает уголовную ответственность за неисполнение обязанности сделать заявление. Параграф 26.44.030 гл. 26.44 «Жестокое обращение с детьми» разд. 26 «Семейные отношения» Свода законов штата Вашингтон обязывает сделать соответствующее заявление работников школы, сотрудников правоохранительных органов, психологов, фармацевтов и прочих специальных субъектов. Уголовная ответственность за нарушение обязанности наступает согласно § 26.44.080[266]. Установление юридической ответственности специальных субъектов за нарушение рассматриваемой обязанности предполагается наиболее обоснованным решением. В нашей стране органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать органы внутренних дел о фактах жестокого обращения с ребенком и иных преступлениях (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[267]). Ответственность за нарушение данной обязанности, как и иных обязанностей, наступает согласно локальным актам или законодательству на общих основаниях. После надлежащего обсуждения возможно введение специальной нормы, предусматривающей административную ответственность за несообщение о случаях жестокого обращения с ребенком для более широкого круга специальных субъектов. Система преступлений против детей по законодательству штатов В США термин «child abuse» - злоупотребление, жестокое обращение с ребенком - употребляется как в широком, охватывая преступления против детей вообще, так и в узком смысле, когда речь идет собственно о жестоком обращении как отдельном составе преступления. Рассмотрим детально законодательство штата Флорида. Раздел XLVI «Преступления» Свода законов штата Флорида содержит гл. 827 «Жестокое обращение с детьми»[268]. Несмотря на свое название, рассматриваемая глава включает в себя не только состав собственно жестокого обращения с ребенком, но и иные уголовно-правовые запреты. Параграф 827.01 раскрывает основные понятия. Согласно ч. 2 под ребенком понимается любое лицо, не достигшее 18 лет. Согласно ч. 1 лицом, осуществляющим уход, является родитель, взрослый член семьи, иное лицо, ответственное за благополучие ребенка. Согласно п. «b» ч. 1 параграфа 827.03 жестокое обращение с ребенком означает: - умышленное причинение физического или психического вреда ребенку; - умышленное деяние, которое может с разумной вероятностью повлечь причинение такого вреда; - активное подстрекательство другого лица к перечисленным выше деяниям. Жестокое обращение при отягчающих обстоятельствах имеет место, согласно п. «a» ч. 1 параграфа, если лицо: - применяет физическое насилие при отягчающих обстоятельствах; - намеренно пытает, злонамеренно наказывает или намеренно и незаконно лишает свободы; - со знанием или намерением причиняет существенный физический вред, постоянную нетрудоспособность или постоянное обезображивание потерпевшего. Злонамеренно (maliciously) означает неправомерно, умышленно и без правовых оснований либо при отсутствии обстоятельств, исключающих уголовную ответственность. Злонамеренность может быть установлена, если, исходя из обстоятельств дела, суд придет к выводу о том, что разумный родитель не предпринял бы подобных действий по отношению к ребенку и основной целью таких действий было причинение необоснованной боли или вреда. В американском законодательстве активно используется ссылка на «разумного родителя» (Vitiello, 2010). В российском уголовном праве на доктринальном уровне используется, в частности, фикция «среднего человека» (Fedotov, 2012). В целом понятие жестокого обращения с детьми является чрезвычайно широким. В Уголовном кодексе РФ[269] (далее - УК РФ) различные виды посягательств предусмотрены множеством других статей, включая ст. 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», что представляется наиболее правильным решением. Уголовная ответственность за бездействие как в России, так и в США, наступает в ограниченном числе случаев, предусмотренных законом. Учитывая, что дети являются зависимыми от взрослых и не могут самостоятельно удовлетворять свои потребности, именно применительно к детям широко используется подобные уголовно-правовые запреты (Loewy, 2009:161-162). Ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к ребенку (neglect of a child) определено в п. «e» ч. 1 § 827.03 гл. 827, это: - невыполнение лицом, осуществляющим уход, обязанности по обеспечению заботы, контроля, а также по поддержанию физического и психического здоровья, включая, но не ограничиваясь предоставлением пищи, одежды, жилища, медицинских услуг, которые благоразумный человек сочтет необходимыми для благополучия ребенка; - невыполнение лицом, осуществляющим уход, разумных усилий для защиты ребенка от злоупотреблений, ненадлежащего выполнения обязанностей по отношению к нему или эксплуатации другим лицом. Ненадлежащим исполнением обязанностей по отношению к ребенку может, как и в нашей стране, признаваться повторяющееся поведение или единичное действие либо бездействие, которое причинило или по разумному предположению может причинить серьезный психический или физический вред либо смерть. Составы поставления в опасность активно используются при конструировании уголовно-правовых запретов, направленных на охрану детей в США, что выражается в формуле «по разумному предположению может причинить». Следует, однако, учитывать, что использование подобных составов преступления должно быть обоснованно и максимально ограничено, поскольку в противном случае происходит чрезмерное усиление уголовной репрессии. Согласно § 827.035 к ненадлежащему исполнению обязанностей не относятся случаи оставления новорожденного ребенка в больнице, на станции скорой помощи или пожарной станции или в приемном покое больницы с намерением не забирать его. Новорожденным считается ребенок, которому, по мнению лицензированного врача, исполнилось не более 7 дней. Данная оговорка применяется также и к другим параграфам, связанным с бездействием в отношении ребенка (§ 827.10, § 827.04). Четкое определение мест, в которых допустимо оставить новорожденного, является совершенно правильным и позволяет отграничить уголовно наказуемое оставление в опасности от правомерного, хотя и социально осуждаемого, поведения. Наказания во Флориде устанавливаются путем отнесения преступлений к фелониям или мисдиминорам. Подробнее классификации преступлений и наказания будут рассмотрены ниже. Это необходимо для уяснения системы всех преступлений в отдельных штатах США и понимания соотношения наказаний за разные деяния (LaFave, 2010:36-38). Жестокое обращение с ребенком при отягчающих обстоятельствах считается фелонией 1 степени. Если лицо намеренно или по небрежности совершает ненадлежащее исполнение обязанности по отношению к ребенку и причиняет ему существенный телесный вред, постоянную нетрудоспособность или постоянное обезображивание, то оно будет наказано за фелонию 2 степени. Если подобные последствия не наступили - за фелонию 3 степени. Рассмотрим иные составы преступлений, содержащиеся в гл. 827. Согласно § 827.04 «Содействие правонарушающему поведению или зависимости ребенка; наказания» запрещены деяния, которые: - влекут за собой, могут повлечь, способствуют или побуждают ребенка стать правонарушителем либо материально зависимым, а также нуждающимся в социальных услугах; - вовлекают или пытаются вовлечь ребенка с помощью угрозы, приказа или убеждения в совершение деяний, которые связаны с поведением или образом жизни, влекущим или могущим повлечь то, что ребенок станет правонарушителем либо материально зависимым, а также нуждающимся в социальных услугах. Такое преступление является мисдиминором 1 степени. Данные составы преступления в целом соответствуют ст. 150-151.2 УК РФ и, несомненно, должны существовать в каждом развитом правопорядке. В США уголовно-правовые запреты сформулированы шире путем общей отсылки к зависимости и нуждаемости несовершеннолетнего. Значительный интерес представляет следующий уголовно-правовой запрет, предусмотренный § 827.04, который может стать предметом дальнейших научных дискуссий в плане его применимости к российской действительности. Лицо, достигшее возраста 21 года, от которого забеременела девушка, моложе 16 лет, считается совершившим указанное преступление, независимо от его осуждения за иные деяния. Данное деяние является фелонией 3 степени. В § 827.071 говорится о непредоставлении поддержки зависимым лицам. Понятие поддержки раскрывается в литературе (Artemyeva & Sergeeva, 2019). Параграф оговаривает, что большинство родителей хотят обеспечивать своих детей и поддерживать связь с семьей. Однако часть родителей намеренно нарушает обязанность по содержанию детей, имея возможность для ее исполнения. Это, как видится, ответ на не раз прозвучавшие в американской литературе упреки в том, что законодатель и суды склонны считать плохими родителями бедных и менее образованных людей и навязывать им свои представления о воспитании (Funderburk, 2013:259; Jacobs, 1998:591, 608). Устанавливается, что в тех случаях, когда гражданско-правовые меры не привели к выплате денег, необходимо применять уголовно-правовые меры. Любое лицо, умышленно не предоставляющее финансовую поддержку ребенку, в отношении которого, как известно этому лицу, у него есть юридическая обязанность ее предоставить, а также возможность это сделать, совершает мисдиминор 1 степени. Согласно ч. 3 параграфа лицо несет ответственность за фелонию 3 степени, если оно: - осуждено за четвертое или последующее такое преступление или - должно заплатить более чем за один год сумму, равную или превышающую 5000 долл. Статья 157 УК РФ предусматривает ответственность за неуплату средств на содержание детей. Состав преступления формулируется с использованием административной преюдиции. Представляется, что использование тех или иных криминообразующих признаков не столь принципиально, если они обеспечивают применение уголовного закона лишь в крайних случаях, когда меры иных отраслей права оказались неэффективны. Параграф 827.071 гл. 827 предусматривает ответственность за использование ребенка в представлении сексуального содержания и изготовление детской порнографии. Первое деяние имеет место, если лицо нанимает, разрешает или побуждает ребенка участвовать в данном представлении, а равно если родитель, опекун или попечитель ребенка дает согласие на его участие в подобном представлении. Уголовная ответственность также наступает за изготовление, руководство или рекламирование подобных представлений. Незаконным признается владение с целью распространения фотографией или иным изображением, которое включает в себя детскую порнографию. Доказательством умысла на распространение является владение тремя или более копиями изображений. Перечисленные выше деяния считаются фелониями 2 степени. Кроме того, уголовная ответственность наступает за умышленное владение или просмотр таких изображений. Такие деяния являются фелониями 3 степени. Под ребенком понимается лицо, личность которого известна или неизвестна, не достигшее 18 лет. Сходные составы преступлений содержатся в ст. 242.1-242.2 УК РФ. Параграф 827.08 гл. 827 говорит о неправомерном использовании денег, выделенных на поддержку ребенка другим лицом или государством, если они были использованы на иные цели, кроме обеспечения ребенка жильем, едой, одеждой, удовлетворения иных его жизненных нужд, и это деяние привело к лишению ребенка названных благ. Преступление совершается умышленно, за первое деяние лицо наказывается как за мисдиминор 1 степени, за второе и последующее - как за фелонию 3 степени. Оценить данный состав преступления однозначно довольно трудно, так как выделяемые деньги обычно используются на различные семейные нужды. Именно поэтому законодатель штата Флорида прибегают к дополнительному криминообразующему признаку - лишению ребенка благ. Представляется, что в нынешних экономических реалиях уголовная ответственность за подобные деяния в нашей стране будет излишней. Параграф 827.10 посвящен незаконному оставлению ребенка в месте или с лицом, не являющимся родственником, с намерением не возвращаться за ним и не осуществлять о нем заботу. Если лицо, осуществляющее уход, совершило данное деяние и при этом знало или должно было знать, что тем самым подвергает ребенка неоправданному риску, оно виновно в фелонии 3 степени. Аналогичный запрет в российском уголовном законодательстве отсутствует и представляется излишним. В случае необходимости применима ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Уголовная ответственность за торговлю людьми предусмотрена иной главой. Параграф 787.06 гл. 787 «Похищение, преступления, связанные с незаконным лишением свободы, торговля людьми и связанные с ними преступления» разд. XLVI Свода законов штата Флорида определяет торговлю людьми как перевозку, склонение, вербовку, укрывательство, передачу, вовлечение, удержание, покупку, содержание, подбор или получение другого лица с целью его эксплуатации (п. « d» ч. 2) [270]. Данные деяния, совершенные в отношении взрослых лиц или несовершеннолетних, являются фелониями 1 степени. Формулировка ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми» отличается от вышеприведенной тем, что предусматривает ответственность за куплю-продажу и иные сделки в отношении человека независимо от цели. Иные деяния могут оцениваться как торговля людьми при наличии цели эксплуатации. Более широкая сфера действия статьи в данном случае является оправданной. Совершение деяния в отношении несовершеннолетнего рассматривается как квалифицирующий признак (п. «б» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ). Ответственность за незаконное лишение свободы предусмотрена § 787.02. Отдельно выделяется незаконное лишение свободы ребенка в возрасте до 13 лет, под которым понимается удержание ребенка без согласия его родителя или опекуна. Если в процессе этого деяния совершены иные преступления, перечисленные в параграфе, в том числе жестокое обращение с ребенком при отягчающих обстоятельствах, суд может назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы. Согласно п. «д» ч. 2 ст. 127 УК РФ «Незаконное лишение свободы» совершение данного деяния в отношении заведомо несовершеннолетнего является квалифицированным составом преступления. Параграф 775.08 гл. 775 «Общие наказания; регистрация преступников» разд. XLVI Свода законов штата Флорида устанавливает, что преступления (crimes) подразделяется на фелонии и мисдиминоры[271]. Согласно § 775.081, 775.082, 775.083 видами фелоний являются: 1. Фелония, за которую может быть назначено наказание в виде смертной казни (capital felony). 2. Фелония, за которую может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы (life felony). 3. Фелония 1 степени, которая наказывается лишением свободы на срок до 30 лет и/или штрафом в размере до 10000 долл. 4. Фелония 2 степени, наказание - до 15 лет лишения свободы и/или штраф до 10000 долл. 5. Фелония 3 степени, наказание - до пяти лет лишения свободы и/или штраф до 5000 долл. Существуют также два вида мисдиминоров. Мисдиминор 1 степени наказывается лишением свободы на срок до одного года и/или штрафом в размере до 1000 долл. Мисдиминор 2 степени - лишением свободы на срок до 60 дней и/или штрафом в размере до 500 долл. Закон также содержит понятие неуголовного правонарушения, наказуемого штрафом, конфискацией или другим неуголовным наказанием. Таким образом создается стройная и последовательная система, в которой каждое преступление из различных глав Свода законов может быть сопоставлено с другим по тяжести содеянного и срокам или размерам наказаний. Глава 609 «Уголовный кодекс» Свода законов штата Миннесота содержит раздел «Преступления против семьи»[272]. Он включает в себя такие преступные деяния в отношении детей, как неоказание им поддержки - § 609.375, злонамеренное наказание ребенка - § 609.377, пытка ребенка - § 609.3775, ненадлежащее исполнение обязанностей или поставление ребенка в опасность - § 609.378. Согласно § 609.376 ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Уголовная ответственность за торговлю людьми предусмотрена § 609.281-609.284, за незаконное лишение свободы - § 609.255. Согласно ч. 3 § 609.255 родители не вправе необоснованно запирать или иным образом ограничивать свободу ребенка на долгое время или жестоким образом. В Миннесоте фелонии не имеют универсальной классификации, максимальное наказание предусмотрено для каждого отдельного тяжкого преступления. Например, если лицо злонамеренно наказало ребенка до четырех лет и причинило вред его голове, глазам, шее либо оставило многочисленные повреждения на теле, оно виновно в совершении фелонии и может быть наказано лишением свободы на срок до пяти лет и/или штрафом в размере до 10000 долл. За пытку ребенка может быть назначено до 25 лет лишения свободы и/или штраф до 35000 долл. За мисдиминор при отягчающих обстоятельствах предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года и/или штраф до 3000 долл. За мисдиминор - до 90 дней лишения свободы и/или штраф до 1000 долл. Мелкий мисдиминор (petty misdemeanor) не является преступлением, максимальный штраф за его совершение - 300 долл. В штате Вашингтон понятие жестокого обращения с детьми закреплено в гл. 26.44 «Жестокое обращение с ребенком» разд. 26 «Семейные отношения» Свода законов штата[273]. Параграф 26.44.020 устанавливает, что жестокое обращение или ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к ребенку означает сексуальное злоупотребление, сексуальную эксплуатацию или нанесение увечий любым лицом, которые приводят к причинению вреда его здоровью, благополучию, безопасности, а равно ненадлежащий уход со стороны лица, обязанного заботиться о ребенке. Под ребенком понимается лицо, не достигшее 18 лет. Конкретные составы преступлений и наказания за их совершение установлены разными главами разд. 9А «Уголовный кодекс» Свода законов штата Вашингтон. В частности, гл. 9А.42 посвящена ненадлежащему осуществлению ухода за ребенком[274], в гл. 9А.44 содержатся составы половых преступлений, включая изнасилование ребенка[275]. Параграф 9A.64.030 гл. 9A.64 предусматривает ответственность за продажу и покупку ребенка, если сделку совершают родители между собой или одной из ее сторон является компетентный орган, а также в некоторых иных случаях[276]. Параграф 9A.20.010 гл. 9А.20 «Классификация преступлений» разделяет все преступления на фелонии класса А, В и С, мисдиминоры и мисдиминоры при отягчающих обстоятельствах[277]. Наказания установлены § 9A.20.021: - за фелонию класса А - пожизненное лишение свободы и/или штраф до 50000 долл.; - за фелонию класса В - лишение свободы на срок до 10 лет и/или штраф до 20000 долл.; - за фелонию класса С - лишение свободы на срок до пяти лет и/или штраф до 10000 долл.; - за мисдиминор при отягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок до 364 дней и/или штраф до 5000 долл.; - за мисдиминор - лишение свободы на срок до 90 дней и/или штраф до 1000 долл. Обязанность по защите ребенка от действий третьих лиц К особенностям американского законодательства можно отнести то, что за нарушение такой обязанности установлена уголовная ответственность. Уголовное преследование родителей за нарушение обязанности по защите может производиться по разным правовым основаниям. Некоторые штаты прямо криминализуют так называемое нанесение травм путем бездействия (т.е. когда лицо допускает нанесение травмы другим лицом). В других штатах ответственность может наступать за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей или помещение ребенка в опасную ситуацию (Stanziani & Cox, 2021:692). Согласно ч. 2 § 609.378 Свода законов штата Миннесота родитель, опекун или лицо, осуществляющее уход, которое осознанно позволяет продолжающееся физическое или сексуальное насилие над ребенком, виновно в ненадлежащем исполнении обязанностей по отношению к ребенку. Наказание - до одного года лишения свободы и/или штраф до 3000 долл. В штате Вашингтон имеется специальный состав преступления - оставление ребенка на попечении сексуального преступника (§ 9A.42.110). Данное преступление имеет место, если родитель или иное лицо, обязанное обеспечивать безопасность или осуществлять уход, оставляет ребенка с лицом, которое, как ему известно, зарегистрировано или обязано зарегистрироваться как сексуальный преступник по закону штата Вашингтон либо по закону (подзаконному акту) иной юрисдикции, имеющей аналогичные требования, за половое преступление против ребенка. Данное деяние является мисдиминором. Параграф 9A.42.100 содержит состав поставления ребенка в опасность с использованием ограниченных в обороте веществ. Оно имеет место, если лицо умышленно разрешает находящемуся на его иждивении ребенку подвергаться действию, глотать, вдыхать или контактировать с метамфетамином, эфедрином, псевдоэфедрином, жидким аммиаком, включая их соли, изомеры и соли изомеров, которые используются в производстве метамфитамина. Установление уголовной ответственности за нарушение обязанности по защите стало предметом многолетних оживленных дискуссий среди американских исследователей. В литературе говорится о том, что, хотя законы штатов сформулированы гендерно нейтрально, применение данной нормы приводит к дискриминации матерей. Отчасти это объясняется тем, что мужчины по статистике чаще являются субъектами жестокого обращения с ребенком путем активных действий, следовательно, матери чаще оказываются в роли бездействующих субъектов. Так, согласно Четвертому национальному исследованию случаев жестокого и ненадлежащего обращения с детьми 2010 г. (The Fourth National Incidence Study of Child Abuse and Neglect) 62 % ребенка подверглись посягательствам со стороны мужчин (Stanziani & Cox, 2021:692). Однако следует учитывать, что доля женщин, допустивших жестокое обращение путем действия, все же очень велика, а отцы реже привлекаются за нарушение обязанностей по защите (Stanziani & Cox, 2021:692; Lee & Douglas, 2021:641-645). Американские исследователи пишут о том, что традиционно именно матери рассматриваются как лица, которые обязаны нести полную ответственность за безопасность ребенка, защищать его, забыть о своих собственных интересах, если этого требуют интересы ребенка. Ожидания общества в отношении отцов гораздо меньшие и сводятся в основном к материальному обеспечению ребенка (Mahoney, 2019:434; Jacobs, 1998:646, 660). Некоторые уголовные дела действительно свидетельствуют о том, что отношение правоприменителей к матерям, которые не смогли по разным причинам защитить детей от третьих лиц, более суровое: они могут быть осуждены по тем же статьям, что и лица, непосредственно применявшие насилие. Так, в штате Флорида имели место два резонансных уголовных дела. По делу Zile vs State (1998) за убийство и несколько эпизодов жестокого обращения с дочерью была осуждена мать, которая присутствовала во время нанесения своим мужем ударов потерпевшей и бездействовала. Хотя мать не причиняла дочери повреждений и сама подвергалась насилию со стороны супруга, она была приговорена к пожизненному лишению свободы. Ее супруг был осужден за убийство первой степени своей падчерицы (Mahoney, 2019:442-444). В деле Schwarz vs State (1997) женщина была осуждена за жестокое обращение со своим пасынком, повлекшее его смерть. В деле имелось 17 свидетелей, осужденная обсуждала свою нелюбовь к мальчику со знакомыми, служба защиты детей получала неоднократные сообщения о жестоком обращении. Отец, однако, заявил, что не замечал ничего подобного. В итоге мачеха была приговорена к пожизненному лишению свободы, а отец ребенка не был обвинен ни в каком преступлении (Mahoney, 2019:442-444). В литературе указывается на несправедливость такого подхода, особенно в ситуациях, когда матери сами подвергались домашнему насилию. Такие матери не просто физически не могут противостоять своим партнерам, но и испытывают финансовые, психологические и иные трудности с тем, чтобы покинуть их и поместить ребенка в безопасные условия (Mahoney, 2019:434, 441-444). Парадокс в том, что, если мать подверглась домашнему насилию, она тут же рассматривается как лицо, которое знает об опасности для ребенка, даже если сам ребенок насилию не подвергался, и должна немедленно предпринять меры для обеспечения его безопасности, хотя даже свою безопасность она обеспечить не в состоянии. Обращение за помощью в государственные органы ставит ее в уязвимое положение, поскольку ребенка могут забрать из семьи (Stanziani & Cox, 2021:694, 706). Сложившаяся практика, при которой бездействующие родители наказываются так же или строже тех, кто непосредственно наносил ребенку вред, не может быть признана справедливой. Нормы российского уголовного закона об оставлении в опасности и о жестоком обращении с ребенком и практика их применения являются в этом отношении предпочтительными. Телесные наказания К особенностям уголовно-правовой охраны детей в США следует также отнести то, что в стране разрешено применение физической силы с целью наказания детей (Edwards,1996:983-984). США является единственной страной с развитой правовой системой, которая не ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка (1989 г.). Хотя ст. 19 и п. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка напрямую не запрещают телесные наказания, Комитет по правам ребенка считает их неприемлемыми (пункты 20-22 Замечания общего порядка 8 «Право ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания», CRC/C/GC/8, 21 августа 2006 г.[278]). В штате Флорида разрешено применение разумных (reasonable) и нечрезмерных (non excessive) наказаний. Телесные наказания дозволено применять не только дома, но и в школах[279]. Часть 2 § 39.01 гл. 39 «Процедуры, относящиеся к детям» Свода законов штата Флорида устанавливает, что поддержание дисциплины путем телесных наказаний родителем или иным законным опекуном ребенка само по себе не является жестоким обращением, если не наносит ребенку вреда[280]. Согласно п. «а» ч. 34 § 39.01 вред здоровью или благополучию ребенка - это причинение физического, ментального или эмоционального ущерба. При этом принимаются во внимание такие факторы, как возраст ребенка, история предыдущих травм, расположение повреждений на теле, число повреждений, тип нанесенной травмы. В деле Raford vs State (2002) Верховный суд штата Флорида постановил, что обычные шлепки в принципе являются разумным и неизбыточным телесным наказанием. Однако в ряде дел суды приходили к выводу, что шлепки не являлись допустимыми. Так, в деле Hall vs State (2018) ребенок попытался защитить мать, когда подсудимый решил ее ударить в машине. По прибытии домой подсудимый привел ребенка в дом и нанес ему несколько ударов ремнем. Кожа ребенка была повреждена, следы на ней оставались несколько дней. Суд признал подсудимого виновным в жестоком обращении с ребенком. Апелляционный суд подтвердил законность и обоснованность приговора, отметив, что о поддержании дисциплины в данном случае речи идти не могло, поскольку ребенок защищал свою мать[281]. Прецедентное право штата Флорида разрешает шлепать ребенка по ягодицам рукой, ремнем или лопаткой, если ребенок одет и удары не оставляют следов на коже или следы незначительны. Ребенку не должны наноситься повреждения, требующие медицинского вмешательства. Наказание - это ответ на ненадлежащее поведение ребенка. Недопустимо шлепать ребенка по причине гнева или из мести[282]. Физические меры поддержания дисциплины избыточны, если они являются результатом применения смертоносного оружия или влекут следующие или иные подобные им повреждения: 1. Растяжения, вывихи или повреждения хрящей. 2. Переломы костей или черепа. 3. Поражение головного или спинного мозга. 4. Внутричерепное кровоизлияние или повреждения других внутренних органов. 5. Удушение или утопление. 6. Ожоги или ошпаривание. 7. Порезы, рваные раны, проколы или укусы. 8. Постоянное или временное обезображивание. 9. Постоянную или временную потерю или повреждение части тела, нарушение либо утрату ее функции. 10. Значительные синяки или рубцы. В Миннесоте разрешено применение силы к ребенку родителем, опекуном, учителем или другим лицом, осуществляющим уход, для сдерживания или коррекции поведения, согласно § 609.379 гл. 609 Свода законов штата. При этом следует принимать во внимание § 609.377, запрещающий злонамеренное наказание[283]. Параграф 9A.16.100 гл. 9А.16 «Защиты» разд. 9А Cвода законов штата Вашингтон разрешает применение разумной и умеренной силы к ребенку родителем, опекуном или учителем для сдерживания и исправления нежелательного поведения[284]. Российская Федерация обязана соблюдать принятые на себя международные обязательства. Телесные наказания являются недопустимыми, однако это не означает, что всякое наказание должно влечь за собой уголовную ответственность. Вполне возможны прекращение уголовного дела по причине малозначительности и административная ответственность (Nagornaya, 2017). Возраст, с которого ребенка можно законно оставить одного дома Такой возраст законодательно установлен в 5 штатах США. Он варьируется от 6 до 14 лет (Jennissen, Evans, Oral & Denning, 2018:56). Национальная кампания по защите детей - National Safe Kids Campaign - первая национальная организация, направленная на предотвращение нанесения детям неумышленных травм - рекомендует не оставлять одних дома детей до 12 лет. Присматривать за другими детьми могут несовершеннолетние, достигшие 15 лет. Департамент штата Флорида по делам детей и семьи руководствуется именно этими рекомендациями. Необходимо убедиться, что детям недоступно огнестрельное оружие, а также оградить их от бассейна, если таковой имеется. Детям должно быть известно о телефонном номере службы спасения. Рекомендуется установить технические средства, через которые можно увидеть ребенка в течение дня и говорить с ним[285]. В Миннесоте возраст, с которого можно оставить ребенка дома одного, не установлен законом. Согласно рекомендациям штата ребенка младше 7 лет нельзя оставлять дома одного. С 8 до 10 лет можно оставить максимум на 3 часа. С 11 до 13 лет - на 12 часов. С 14 до 15 лет - на 24 часа. В 16-17 лет - на большее количество часов, если есть связь с родителями и план, как действовать в чрезвычайной ситуации. Оставить ребенка с младшими детьми можно с 11 лет на промежуток времени, соответствующий возрасту присматривающего ребенка. При этом должны учитываться уровень зрелости ребенка; его предыдущее поведение, включая суицидальные мысли и поступки, поджоги, правонарушения; пожарная безопасность в доме и другие факторы[286]. Согласно рекомендациям штата Вашингтон дети, не достигшие 9 лет, не должны оставаться дома без присмотра. От 9 до 12 лет детей можно оставлять не более, чем на 2 часа. С 13 лет ребенок вправе присматривать за другими детьми не более, чем 12 часов. Детей с инвалидностью или иными подобными особенностями не рекомендуется оставлять дома одних. Принимая решение, родители должны учитывать уровень зрелости ребенка и возможность получить поддержку от друзей или соседей в случае чрезвычайной ситуации[287]. Все эти факторы должен учесть каждый родитель в любой стране, оставляя ребенка одного дома (Schnitzer, Covington, Kruse,2011:45). Они подлежат оценке при возможной квалификации деяния как оставления ребенка в опасности. Оставление ребенка одного в автомобиле По данным статистики, с 1990 по 2022 г. в среднем в США ежегодно умирало 38 детей из-за перегрева в автомобилях. Однако в большинстве случаев ребенок был неумышленно оставлен в машине или получил к ней доступ самостоятельно. Вопреки общественному мнению только немногие дела были связаны с употреблением родителем или иным обязанным лицом алкоголя либо наркотиков или с предыдущим вмешательством службы по охране детей[288]. На федеральном уровне этот вопрос не урегулирован. В 21 штате имеются специальные законы об оставлении детей в автомобиле, 26 штатов предусматривают более общие нормы об оставлении в автомобилях животных и детей и освобождении от гражданско-правовой ответственности тех, кто предпринял меры по их защите (так называемые законы о горячей машине - hot car laws). Большинство законов применяется к детям до 6 лет. Некоторые штаты допускают, чтобы за ребенком присматривал другой ребенок старше 12, 14 или 16 лет[289]. Согласно ч. 1 § 316.6135 гл. 316 «Унифицированные правила дорожного движения в штате» разд. XXIII «Автомобили» Свода законов штата Флорида запрещается оставлять ребенка младше 6 лет без присмотра в автомобиле: - более чем на 15 минут (п. «а») или - на любое время, если мотор автомобиля включен, здоровье ребенка под угрозой либо он испытывает стресс (п. «b») [290]. Нарушение п. «а» представляет собой мисдиминор 2 степени, пункта «b» - неуголовное нарушение правил дорожного движения, за которое назначается штраф от 50 до 500 долл. В Миннесоте нет специального закона на этот счет, применяются общие нормы. Согласно § 46.61.685 гл. 46.61 «Правила дорожного движения» разд. 46 «Автотранспортные средства» Свода законов штата Вашингтон любое лицо не вправе оставлять ребенка до 16 лет без присмотра в автомобиле во время работы двигателя, на парковке, при остановке на общественной трассе или в общественном месте с включенным мотором[291]. Деяние является мисдиминором. В России ответственность водителя может наступить по п. 1 ст. 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях[292]. Согласно п. 12.8 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090[293], запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица. Также возможна уголовная ответственность по ст. 125 УК РФ. Заключение 1. В США нормы, обеспечивающие защиту детей от жестокого и ненадлежащего обращения, существуют как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В каждом штате законодательно установлена обязанность сделать заявление в компетентные органы о случаях жестокого обращения с ребенком. В некоторых штатах она распространяется на всех лиц, включая членов семьи ребенка, достигших 18 лет, в других - только на лиц, занимающихся определенной профессией, например врачей. В нашей стране органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать органы внутренних дел о фактах жестокого обращения с ребенком. Ответственность за нарушение данной обязанности, как и иных обязанностей, наступает согласно локальным актам или законодательству на общих основаниях. После надлежащего обсуждения возможно введение специальной нормы, предусматривающей административную ответственность за несообщение о случаях жестокого обращения с ребенком для более широкого круга специальных субъектов. 2. В США под жестоким обращением с ребенком (child abuse) понимается в узком смысле конкретный состав преступления, а в широком - совокупность преступных посягательств на ребенка. Своды законов некоторых штатов содержат отдельные главы или разделы, посвященные преступлениям против детей (Флорида) либо против детей и семьи (Миннесота). Уголовный кодекс РФ содержит собственную систему уголовно-правовых запретов, направленных на охрану несовершеннолетних. Опыт США может быть применен в нашей стране в ограниченном числе случаев. Подробнее этот вопрос рассмотрен для каждого состава преступления в отдельности. В целом следует признать многие американские уголовно-правовые нормы в указанной сфере избыточными для нашей страны. 3. В США предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение обязанности по защите ребенка от посягательств со стороны третьих лиц. В некоторых штатах подобное бездействие рассматривается как неисполнение родительских обязанностей, в других как поставление в опасность. В ряде штатов формулируются специальные составы преступлений, такие, как оставление ребенка на попечении сексуального преступника. В американской литературе подчеркивается, что матери привлекаются к ответственности за подобное бездействие чаще, чем отцы, а взрослые лица, сами ставшие жертвами домашнего насилия, автоматически рассматриваются как поставившие ребенка в опасность, даже если к нему такое насилие не применялось. Российское законодательство в этом отношении является более справедливым, устанавливая уголовную ответственность за оставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Само по себе бездействие одного из родителей не может быть признано соучастием при причинении ребенку того или иного вреда. 4. Большинство штатов США разделяют все преступления, включая посягательства на детей, на фелонии (более тяжкие преступления) и мисдиминоры (менее тяжкие преступления) различных видов, за каждый из которых предусмотрены унифицированные наказания в виде лишения свободы и/или штрафа. Это позволяет создать стройную и последовательную систему, в которой все имеющиеся преступления можно соотнести друг с другом по тяжести и размеру наказания. В целом для американского уголовного законодательства характерны чрезмерно суровые наказания. Наша страна отличается более разумным подходом к данному вопросу, сохраняя, однако, суровые санкции в статьях, предусматривающих ответственность за тяжкие или особо тяжкие преступления в том числе против несовершеннолетних. 5. В США не ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. Применение умеренной и разумной физической силы к детям в качестве телесного наказания считается допустимым, если были соблюдены правила, предусмотренные законом и судебной практикой. Телесное наказание не может причинять ребенку больший вред, чем преходящая боль, и должно применяться в ответ на ненадлежащее поведение. Российская Федерация обязана соблюдать принятые на себя международными обязательства. Телесные наказания считаются недопустимыми, однако это не значит, что каждое наказание будет рассматриваться как жестокое обращение с ребенком. Возможна административная ответственность за побои или же признание деяния малозначительным по УК РФ. 6. Возраст, с которого родитель может оставить ребенка дома одного, законодательно установлен лишь в пяти штатах США. Однако органы исполнительной власти по делам семьи и детей многих других штатов выпускают рекомендации, описывающие, с какого возраста и на какой период времени ребенок может остаться дома один и присматривать за более младшими детьми. Рекомендуется учитывать и такие факторы, как зрелость ребенка и безопасность в доме. Они могут быть приняты во внимание и в нашей стране при решении вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ. 7. В ряде штатов США формулируются специальные составы преступлений и неуголовных правонарушений, не допускающие оставление детей, не достигших определенного возраста, в автомобиле без присмотра. В России установлена административная ответственность за оставление ребенка до 7 лет без взрослых в транспортном средстве при его стоянке. Также возможна уголовная ответственность за оставление в опасности по ст. 125 УК РФ.
×

Об авторах

Ирина Игоревна Нагорная

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: irnag@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8423-3754
SPIN-код: 6087-4020

кандидат юридических наук, до доцент департамента уголовного права, процесса и криминалистики

101000, Российская Федерация, Москва, Мясницкая ул., д. 20

Список литературы

  1. Artemyeva, Y.A. & Sergeeva, V.V. (2019) Problems of determining child support obligations in Russian and American. Utopía y Praxis Latinoamericana. 24 (5), 429-439.
  2. Austin, A., Lesak, A. & Shanahan, M. (2020). Risk and protective factors for child maltreatment: A review. Injury epidemiology. 7(4), 334-342. https://doi.org/10.1007/s40471-020-00252-3
  3. Ben-David, V., Jonson-Reid, M., Drake, B. & Kohl, P. (2015) The association between childhood maltreatment experiences and the onset of maltreatment perpetration in young adulthood controlling for proximal and distal risk factors. Child abuse & neglect. (46), 132-141. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2015.01.013
  4. Dedel, K. (2010) Child abuse and neglect in the home: problem-oriented guides for police. Tempe, Center for Problem-Oriented Policing.
  5. Edwards, L. (1996) Corporal punishment and the legal system. Santa Clara law review. 4(36), 983-1023.
  6. Федотов А.В. Фикция «среднего» человека в российском уголовном праве. Ч. 1. М.: Юрлитинформ, 2012. 571 c.
  7. Funderburk, C. (2013) Best interests of the child should not be an ambiguous term. Children`s legal rights journal. 33(2), 229-266.
  8. Jacobs, M.S. (1998) Requiring battered women die: murder liability for mothers under failure to protect statutes. Journal of criminal law and criminology. 88(2), 579-660.
  9. Jennissen, C., Evans, E., Oral, R. & Denning, G. (2018) Child abuse and neglect experts' determination of when a child being left home alone constitutes child neglect. Injury Epidemiology. 5(16), 55-62. https://doi.org/10.1186/s40621-018-0144-0
  10. LaFave, W.R. (2010) Criminal law. 5th edition. Thomson Reuters, West Academic.
  11. Lee, K.A. & Douglas, E.M. (2021) An exploratory study of the prosecution of fatal child maltreatment: Criminal charges filed against presumed perpetrators in the United States in 2017. Violence & victims. 5(36), 638-650.
  12. Loewy, A.H. (2009) Criminal law. Thomson Reuters.
  13. Liu, B. & Vaughn, M. (2019) Legal and policy issues from the United States and internationally about mandatory reporting of child abuse. International journal of law and psychiatry. (64), 219-229. https://doi.org/10.1016/j.ijlp.2019.03.007
  14. Mahoney, A. (2019) How failure to protect laws punish the vulnerable. Health matrix: the journal of law-medicine. 29(1), 429-461.
  15. Нагорная И. И. Жестокое обращение с ребенком как оценочное уголовно-правовое понятие // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 142-154. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2017.2.142.154
  16. Рид Дж. Г. Жестокое обращение с детьми: Американская перспектива // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 265-282.
  17. Schnitzer, P., Covington, T., Kruse, R. (2011) Assessment of caregiver responsibility in unintentional child injury deaths: challenges for injury prevention. Injury prevention. 17, 45-54.
  18. Stanziani, M. & Cox, J. (2021) The failure of all mothers or the mother of all failures? Juror perceptions of failure to protect laws. Journal of interpersonal violence. 36(1-2), 690-711. https://doi.org/10.1177/088626051773627
  19. Vandervort, F. (2020) The law and policy of child maltreatment. Handbook of interpersonal violence and abuse across the lifespan. In: Geffner, R. et al., (eds.). New York, Springer International Publishing.
  20. Vitiello, M. (2010) Defining the reasonable person in the criminal law: fighting the lernaean hydra. Lewis & Clark law review. 14(4), 1435-1454.

© Нагорная И.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах