Делегированное нормотворчество Центральной избирательной комиссии России
- Авторы: Лопатин А.И.1, Малкаров А.И.2
-
Учреждения:
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Министерство юстиции Российской Федерации
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023)
- Страницы: 338-353
- Раздел: КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/35028
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2023-27-2-338-353
- EDN: https://elibrary.ru/RUAJLK
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема систематизации законодательства актуальна, и задача по ее решению является частью государственной правовой политики. При этом решение вышеназванной задачи невозможно в отрыве от исследования целого ряда вопросов, затрагивающих как теоретическую, так и практическую сторону правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, одним из таких ключевых вопросов является иерархия нормативных правовых актов, в том числе издаваемых государственными органами Российской Федерации. Дискуссионным является вопрос о наличии нормотворческих полномочий у тех или иных государственных органов. Рассмотрены практики реализации института делегированного законодательства в Российской Федерации, на примере делегированного нормотворчества Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Российской Федерации. Последовательно исследованы вопросы о конституционно-правовом статусе ЦИК России, в том числе касающиеся ей нормотворческих полномочий. Обозначены различные точки зрения, существующие в научной среде по этой проблематике. Нормотворческие полномочия являются неотъемлемыми атрибутивными свойствами конституционно-правового статуса ЦИК России. Исходя из поставленных задач, исследуются вопросы форм нормативных правовых актов ЦИК России, как источников конституционного права. Авторами обозначена необходимость в диверсификации актов, издаваемых ЦИК России в рамках исполнения своих непосредственных полномочий, с актами, издаваемыми в рамках делегированного нормотворчества. Отдельное внимание обращено на нормативно-правовое регулирование относительно новой избирательной процедуры - дистанционного электронного голосования. Учитывая колоссальную значимость для государства и его обязанность по обеспечению прозрачности и легитимности при проведение электоральных процедур, объяснимо, что их законодательное регулирование должно быть адекватно уровню решаемых задач. Авторы полагают, что акты делегированного нормотворчества, при условии соблюдения определенных ограничений и требований, отвечают заданным характеристикам. Методическую и методологическую базу исследования составили диалектический метод, а также методы анализа, синтеза и аналогии, а также формально-юридический и сравнительно-правовой.
Ключевые слова
Об авторах
Антон Игоревич Лопатин
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: lopatin@cikrf.ru
член Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации Российская Федерация, 109012, г. Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Ахмат Идрисович Малкаров
Министерство юстиции Российской Федерации
Email: akhmat.malkarov@yandex.ru
кандидат юридических наук, ведущий советник контрольно-ревизионного отдела, Департамент организации и контроля Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная д. 14, стр. 1
Список литературы
- Артемова О.Е., Романовская О.В. Конституционно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: монография. М.: Проспект, 2017. 176 с.
- Червонюк В.И., Якадин Д.Д. Делегирование законодательных полномочий как вид юридических производств (сравнительно-правовой анализ) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 3(98). С. 180-187.
- Чистобородов И.Г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации как основной субъект государственного управления избирательным процессом // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 8-12.
- Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. 2011. № № 11(179). С. 5-20.
- Давид Р. Основные правовые системы современности / пер. с фр. и вступ. ст. В.А. Туманов. М.: Прогресс, 1988. 496 с.
- Догадайло Е.Ю., Горлачев Р.Ю. К проблеме понятия и существенных признаков нормативного правового акта в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 10. С. 56-62. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2018-10-56-62
- Избирательное право: учебник / Б.С. Эбзеев и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 431 c.
- Эбзеев Б.С. «Твердое» и «мягкое» право в конституционном правопорядке России (новые смысли в понимании источников права) // Государство и право. 2019. № 12. С. 26-38.
- Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник. Москва: Проспект, 2019. 768 с.
- Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.А. Клишаса. М.: Статут, 2019. 512 с.
- Колюшин Е.И. Проблема квазиверховенства закона в избирательном праве // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 6. С. 51-56. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2022-6-51-56
- Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 томах. Т 2. Источники конституционного права: монография. М.: Проспект, 2014. 352 с.
- Конституционное право России / В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев, Е.Н. Хазов и др. 10-е изд-е, перереб. и доп. Москва: Юнити-Дана, 2019. 687 с.
- Осавелюк А.М. К вопросу о системе государственных органов в России // Право и государство: теория и практика. 2017. № 2(146). С. 113-117.
- Постников А.Е. О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 5. С. 31-42. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.050