Особенности опыта Казахстана и Беларуси по реализации концепции единого органа предварительного следствия
- Авторы: Бабич Н.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 1 (2023)
- Страницы: 221-239
- Раздел: УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/34066
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2023-27-1-221-239
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Формулирование и рассмотрение вопросов о совершенствовании следственного аппарата России находятся в зоне постоянного внимания представителей юридической науки. Действующая по настоящее время государственная концепция и построенная на ее основе практическая модель следственного аппарата страны требуют существенного совершенствования в целях разрешения имеющихся проблем организационного и процессуального характера. Цель исследования - выявить и проанализировать этапы построения, положительные и отрицательные стороны организации и деятельности самостоятельных органов предварительного следствия в зарубежных странах, а также проследить генезис и тенденции их развития; сформулировать на основе полученных результатов предложения по совершенствованию следственного аппарата страны на базе Следственного комитета России. Для достижения поставленной цели исследуется опыт организации единых и независимых органов предварительного следствия в странах бывшего СССР и Запада. Все результаты и выводы научной работы были получены с помощью общенаучных методов научного исследования: диалектического, логического, системного, а также частнонаучных и специальных: сравнительно-правового, формально-юридического, статистического, толкования и ряда других. Автор приходит к выводу о том, что организация и деятельность следственных комитетов России и Беларуси в основном схожи, но присутствуют некоторые позиции, которые существенно различаются. Отрицательный опыт построения единого и независимого следственного комитета имеется в Республике Казахстан. Общей причиной его явилось недостаточное внимание к созданию такого ведомства со стороны руководства страны. Так, совмещение оперативно-розыскной, следственной, экспертной функций, дознания и статистики, а также передача части важных и неотъемлемых полномочий органов прокуратуры при создании такого правоохранительного органа недопустимы.
Об авторах
Никита Владимирович Бабич
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: babich_nv@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-5043-1720
кандидат юридических наук, ассистент кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности, Юридический институт
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Багмет А.М., Цветков Ю.А. Сильное следствие и его противники // Lex Russica. 2015. Т. 101. № 4. С. 60-70.
- Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Образование следственных комитетов на пространстве бывшего СССР // История государства и права. 2013. № 12. С. 50-54.
- Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Самостоятельные следственные органы на постсоветском пространстве: сравнительное исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 1 (62). С. 114-121.
- Бранчель И. Предварительное расследование: его роль и место в правоохранительной системе // Юстиция Беларуси. 2008. № 9. С. 27-30.
- Фролов В.В., Батов В.А. Роль и место Следственного комитета Российской Федерации в рамках теории разделения властей // Правда и закон. 2018. № 2(4). С. 24-29.
- Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М.: Велби, Проспект, 2008. 208 с.
- Головко Л.В. Казахстан: десоветизация уголовного процесса. Статья 1 Отказ от стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное судопроизводство. 2011. № 4. С. 11-13.
- Головко Л.В. Реформа полиции в контексте модернизации предварительного производства в российском уголовном процессе // Уголовная юстиция: связь времен: избранные материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 6-8 октября 2010 года. М.: Актион-Медиа, 2012. С. 24-31.
- Гончаров Д.Ю. Самостоятельность следователя: быть или не быть? // Журнал российского права. 2002. № 9. С. 104-110.
- Когамов М.Ч. Предварительное расследование уголовных дел в Республике Казахстан: состояние, организация, перспективы. Алматы, Аян Эдет, 1998. 176 с.
- Когамов М.Ч. Реформирование правоохранительных органов и правосудия по уголовным делам (фрагментарный анализ ретроспективы и перспективы развития в период 1991-2008 гг.) // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2009. № 2. С. 78-88.
- Колбачев Е.Б. и др. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / под ред. Колбачева Е.Б., Штаповой И.С. Ростов на Дону: Феникс, 2012. 269 с.
- Мальцев Л.С. Создание Следственного комитета Республики Беларусь как реализация концептуальных основ национальной безопасности государства в современных условиях // Беларуская думка. 2011. № 9. С. 3-9.
- Носкевич И.Д. Формирование и реформирование органов предварительного расследования Республики Беларусь // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2017. № 2. С. 88-94.
- Якубович Н.А., Конах Е.И., Михайлова Т.И., Воскресенский В.В., Прокудина Л.А. Необоснованное обвинение и реабилитация в уголовном процессе: метод. пособие / под ред. О.Я. Радченко. М.: НИИ Укрепления законности и правопорядка при ГП РФ, 1995. 104 с.
- Соловьев Н.Г. Реформа следственного аппарата: от перераспределения подследственности до модернизации УК // Российская юстиция. 2000. № 12. С. 2-5.
- Шаяхметова А.Г. Перспективы развития деятельности правоохранительных органов и судебной системы в Республике Казахстан // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2010. № 4 (20). С. 78-84.
- Швед А. Правовое регулирование деятельности и предпосылки образования Следственного комитета Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. 2012. № 11. С. 21-23.
![](/img/style/loading.gif)