Правовые последствия для государства, возникающие из использования вооружения в отношении судов гражданской авиации: обзор и развитие правовой базы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается один из самых неоднозначных вопросов международного воздушного права - безопасность гражданского воздушного судна в случае применения вооружения государством в отношении такого самолета. В первой части настоящей статья авторы оценивают крупнейшие воздушные инциденты, связанные со сбитыми самолетами гражданской авиации за последние 70 лет как фактическую основу для дальнейшего правового анализа. Во второй части авторами приводятся аргументы в поддержку обычно-правового характера принципа запрещения использования вооружения в отношении самолетов гражданской авиации в полете и последствий, возникающих из нарушения указанного принципа. Авторы исследуют основания для применения исключения по соображениям безопасности и приходят к выводу, что единственным исключением к названному принципу может служить право на самооборону в рамках статьи 51 Устава ООН. Однако даже в случае применения права на самооборону государству необходимо исчерпать ряд мер предосторожностей до принятия решения об использовании вооружения. Авторы также заключают, что компенсационные выплаты жертвам таких воздушных инцидентов неуклонно отражают процесс монетизации человеческой жизни. Более того, переговоры государств вскрывают неоднозначную реальность торгов между ними, в которой сумма компенсации напрямую связана с внешними политическими факторами и текущим положением того или иного государства в международном сообществе.

Об авторах

Татьяна Васильевна Новикова

Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия

Автор, ответственный за переписку.
Email: tnovikova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-8889-0444

декан факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет), кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права

Российская Федерация, 350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 234

Степан Олегович Куц

Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия

Email: kutstefan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8008-7625

студент 1 курса магистратуры факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет)

Российская Федерация, 350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 234

Список литературы

  1. Beckham, J.A. (2015) Nation-State Culpability and Liability for Catastrophic Air Disasters: Reforming Public International Law to Allow for Liability of Nation-States and the Application of Punitive Damages. Florida International University Law Review. 10 (2), 585-633
  2. Cheng, C. (eds.) (2017) The Destruction of KAL Flight KE007, and Article 3 Bis of the Chicago Convention. In: Studies in International Air Law, Leiden, The Netherlands: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004345140_015 [Accessed 10 July 2021]
  3. Crawford, J.R. (2006) The Creation of States in International Law. 2nd ed. Oxford University Press.
  4. Crawford, J.R. (2012) Brownlie’s Principles of Public International Law. 8th ed. Oxford University Press.
  5. Foont, B.E. (2007) Shooting down Civilian Aircraft: Is There an International Law. Journal of Air Law and Commerce. 72 (3), 695-725.
  6. Geiß, R. (2005) Civil Aircraft as Weapons of Large-Scale Destruction: Countermeasures, Article 3BIS of the Chicago Convention, and the Newly Adopted German “Luftsicherheitsgesetz”. Michigan Journal of International Law. 27 (1), 227-256
  7. Hughes, W.J. (1980) Aerial Intrusions by Civil Airliners and the Use of Force. Journal of Air Law and Commerce. 45 (3), 595-620.
  8. Leich, M.N. (1989) Denial of Liability: Ex Gratia Compensation on a Humanitarian Basis. American Journal of International Law. 83 (2), 319.
  9. Linnan, D.K. (1991) Iran Air Flight 655 and Beyond: Free Passage, Mistaken Self-defence, and State Responsibility. The Yale Journal of International Law. 16 (2), 245-389.
  10. McCarthy, G.M. (1984) Limitations on the Right to Use Force Against Civil Aerial Intruders: The Destruction of KAL Flight 007 in Community Perspective. New York Law School Journal of International and Comparative Law: 6 (1), 177-209
  11. Nase, V. et al. (2015) A Call for Legal Accountability in the Wake of the MH17 Tragedy. Journal of Air Law and Commerce. 80 (4), 639-692.
  12. Oron, Y. et al. (1960) Middle East Record Vol. I. London, Reuven Shiloah Research Center, Israel Oriental Society.
  13. Phelps, J.T. (1985) Aerial Intrusions by Civil and Military Aircraft in the Time of Peace. Military Law Review. (107), 256-303.
  14. Schwartz, J.B. (2007) Dealing with a “Rogue State”: The Libya Precedent. American Journal of International Law. (101), 553-570.
  15. Shaw, M.N. (2017) International Law. 8th ed. Cambridge University Press, p. 71.
  16. Whiteman, M. M. (ed.) (1967) Digest of international law Vol. VIII. Washington, D.C., U.S. Government Printing Office.

© Новикова Т.В., Куц С.О., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах