Пересмотр отдельных требований, предъявляемых к должности следователя следственного комитета
- Авторы: Бабич Н.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 25, № 2 (2021)
- Страницы: 521-540
- Раздел: ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/26712
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2021-25-2-521-540
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопросы и проблемы в области организации и деятельности органов предварительного следствия в части реализации правового статуса следователя, а также варианты их разрешения постоянно находятся в центре внимания юристов. Действующая государственная концепция подготовки следственных кадров, а также система квалификационных требований к должности следователя Следственного комитета России (далее - СК России) имеют серьёзные недостатки. Они выражаются в том, что для кандидата на должность следователя, во-первых, отсутствуют взаимосвязанные между собой этапы подготовки, а во-вторых, не требуется наличие обязательного практического стажа и не предусмотрено этапов его получения. В результате таких проблем большое количество следователей, которые проходят службу в СК России, попросту не имеют высокой квалификации и, соответственно, не подготовлены к следственной работе, что в итоге приводит к общему снижению эффективности и качества предварительного следствия. Это недопустимо для развитого демократического и правового государства. Не имеющие соответствующего практического опыта и не должным образом подготовленные, начинающие следователи принимают важные процессуальные решения, которые существенным образом отражаются на жизни конкретного человека. В этой связи разработанные должным образом государственная концепция, а также система квалификационных требований к должности следователя, включающая взаимосвязанные этапы ее достижения, будут способствовать формированию высококвалифицированных и подготовленных следственных кадров, что приведет к реальному улучшению всего предварительного следствия.
Об авторах
Никита Владимирович Бабич
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: babich_nv@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-5043-1720
кандидат юридических наук, ассистент кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности, Юридический институт
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении. М.: Нальчик, 2008. 327 с.
- Азаров В.А. Следователь как участник современного уголовного процесса России // Вестник ОГУ. 2008. № 3. С. 7-10.
- Багмет А.М. Следователь - судья на досудебной стадии // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. Вып. 4. 2014. С. 337-339.
- Дяблова Ю.Л. Личность следователя и его профессиональное мышление как объект криминалистического изучения // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 2-2. С. 75-81.
- Гаврилов Б.Я. О некоторых проблемных вопросах уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации // Юридический консультант. 2002. № 1. С. 4-13.
- Ефанова В.А. Идеи Л.Д. Кокорева о нравственных началах уголовно-процессуальной деятельности прокурора и не только // Судебная власть и уголовный процесс. 2015. № 4. С. 172-177.
- Игнатов С.Д. Требования, предъявляемые к личности следователя // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2014. № 2. С. 133-141.
- Ищенко Е.П. К проблеме качества предварительного расследования преступлений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 5 (33). С. 120-134.
- Харатишвили А.Г. К вопросу о формировании профессиональных качеств следователя в контексте создания Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации // Правда и закон. 2017. № 1. С. 51-53.
- Климанов А.М., Пешков Д.В. Некоторые вопросы организации дополнительного профессионального образования в системе Следственного комитета Российской Федерации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 74-79.
- Кони А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Том 4. Под общей редакцией В.Г. Базанова, Л.Н. Смирнова, К.И. Чуковского. М.: Юридическая литература, 1967. 528 с.
- Курнышева Е.А., Родионова Ю.В. Становление системы профессионального образования следователей Следственного комитета Российской Федерации в Приволжском федеральном округе // Lex Russica. 2016. № 4 (113). С. 138-150. DOI: https://doi.org/ 10.17803/1729-5920.2016.113.4.138-150
- Люблинский П.И. Систематический комментарий к Уставу уголовного судопроизводства / Под ред. М. Гернета. М.: Типография А. И. Мамонтова и К, 1915. 613 с.
- Муравьев Н.В. О судебной службе. М.: Типография А. И. Мамонтова и К°, 1886. 58 с.
- Огородов А.Н. Процессуальная самостоятельность следователя в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Университет прокуратуры Российской Федерации, 2018. 26 с.
- Россинский С.Б. О концепции подготовки профессиональных следственных кадров для современной России // Следствие в России: три века в поисках концепции: материалы науч-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. М.: Московская академия СК России, 2017. С. 271-273.
- Сазин С.Т. Следственные органы США, Германии и Российской Федерации как основной инструмент защиты прав и свобод человека и гражданина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 340-344.
- Шишкина Е.В. Профессиональная подготовка следователей в условиях современной образовательной политики // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 2 (104). С. 88-94.
- Шоронов О.В. Правовое регулирование деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2016. № 1 (13). С. 48-54.
- Татьянина Л.Г. Нравственные начала деятельности следователя // Судебная власть и уголовный процесс. 2015. № 4. С. 137-140.
- Цветков Ю.А. Цели и задачи высшего образования в системе Следственного комитета Российской Федерации // Правда и закон. 2017. № 1. С. 54-57.
- Вахмянина Н.Б. Организация адаптации молодых следователей // Современные проблемы организации следственной деятельности: Материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург: Альфа-Принт, 2014. С. 26-34.
- Виноградова А.А. Институт повышения квалификации как элемент подготовки кадров в сфере правоохранительной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2011. 24 с.
- Зайцев Е.А., Киселев Я.С., Кореневский Ю.В., Строгович М.С. Проблемы судебной этики. Под ред.: Строгович М.С. М.: Наука, 1974. 272 c.
- Зеленский В.Д. Качество расследования преступлений: понятие и определяющие факторы // Качество расследования: криминалистические и уголовно-процессуальные проблемы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016. С. 6-9.