Университетские кодексы этики: правовая сущность и регулирующее воздействие
- Авторы: Панарина М.М.1, Фонотова О.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 25, № 2 (2021)
- Страницы: 414-433
- Раздел: МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/26707
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2021-25-2-414-433
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопросы определения предмета этического кодекса высшего учебного заведения, выявления его правовых характеристик, а также особенности применения на практике являются малоизученными в России. С целью восполнить отмеченный пробел в правовом знании мы предприняли попытку, начав с анализа этики образования в широком смысле, обобщить российский и зарубежный опыт внедрения кодексов этики и предложить современное видение сущности и регулятивной функции этических сводов. Исследование проведено с использованием общенаучных и специальных методов познания: логического, функционального, системно-структурного, методов обобщения, синтеза, индукции и дедукции. Ряд значимых выводов сделан с опорой на социологический метод исследования. Этический кодекс вуза - это свод правил поведения добросовестного участника образовательного процесса. Кодекс является удачным «компромиссом» между разными видами «этик»: преподавателя и студента, студента и работника администрации. В этой связи особенную ценность приобретает процесс обсуждения сценариев поведения участников отношений в критических ситуациях и закрепление наиболее эффективных выработанных подходов в кодексе. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но, как правило, неправовыми актами, поскольку они принимаются органами профессиональных сообществ и часто не подкрепляются силой государственного принуждения.
Ключевые слова
Об авторах
Мария Михайловна Панарина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: mmpanarina@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-4560-0857
кандидат юридических наук, доцент Департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин, факультет права
101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20Ольга Владимировна Фонотова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: ofonotova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-2255-9684
кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования бизнеса, факультет права
101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20Список литературы
- Апресян Р.Г. Об этическом кодифицировании университетской жизни. Условия возможности // Ведомости НИИЭП. Вып. 34: Этический кодекс университета. 2009. C. 69-85.
- Бакштановский В.И., Богданов М.В., Согомонов Ю.В. Университет как научно-образовательная корпорация: дуализм самоидентификации и выбор приоритета // Философские науки. 2009. № 3. С. 78-95.
- Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие по экономическим специальностям. М.: Финансы и статистика, 2003. 206 с.
- Сrosser, P. (1955) The Nihilism of John Dewey. Michigan, Philosophical Library.
- Габов А.В., Ястребов О.А. Локальные акты вузов как средство противодействия коррупции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 2. C. 252-273. doi: 10.22363/2313-2337-2020-24-2-252-273
- Goode, W.J. (1957) Community within a Community: The Professions. American Sociological Review. 22 (2), 194-200.
- Гулиус Н.С. Этический кодекс университета как инструмент трансформации корпоративной культуры (кейс на материале деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета) // Управление талантами и трансформация корпоративной культуры: материалы Международной конференции «HR-тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры». Томск, 2016. С. 184-188.
- Habermas, Jü. (1983) Moralbewusstsein und Kommunikatives Handeln. Social theory, 2nd edition. Suhrkamp. (in German).
- Hamza, M.A. & Ahmed, A. (2016) The Existential Paradox between Code and Conduct: Decoupling and Its Far-Reaching Consequences in Higher Education. Pakistan Journal of Commerce and Social Sciences. 10 (3), 547-568. Available at: https://ssrn.com/abstract=2986377 [Accessed: 07th February 2021].
- Heermance, E.L. (1926) The Ethics of Business: A Study of Current Standards. New York, Harper & Bros.
- Johnson, V. (2012) Higher Education, Corruption, and Reform. Contemporary Readings in Law and Social Justice. 4 (1), 478-495. Available at: https://ssrn.com/abstract=2891936 [Accessed: 07th February 2021].
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Т. 3. М.: Политиздат, 1956. 629 c.
- Moore, G. (2006) Managing Ethics in Higher Education: Implementing a Code or Embedding Virtue? Business Ethics: A European Review. 15 (4), 407-418. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8608.2006.00462.x
- Сафонов К.Б. Этические кодексы: проблемы создания и применения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 1 (13). С. 54-57.
- Саввина О.В. Академическая этика: общие принципы и прикладные аспекты: дис ... канд. философ. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2011. 169 c.
- Sharma, J. & Kapoor, N. (2013) Teachers’ Role in University Governance - A Study of University of Delhi. Journal of Commerce and Business Studies, Delhi School of Economics, University of Delhi. Available at: https://ssrn.com/abstract=2996376 [Accessed: 07th February 2021].
- Сидорин А.В., Сидорин В.В. Этический кодекс вуза как основа корпоративной культуры технического университета. Типовая модель // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 104-119.
- Тугуз Ф.К., Ляушева С.А. Этический кодекс университета как ресурс социализации студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 4 (130). С. 164-173.
- Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / составление, общая редакция и послесловие Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
- Weingartner, R.H. (1999) Moral Dimensions of Academic Administration. Lanham.
- Запорожец О.Н. Университет как корпорация: интеллектуальная картография исследовательских подходов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 48 c.