Университетские кодексы этики: правовая сущность и регулирующее воздействие

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вопросы определения предмета этического кодекса высшего учебного заведения, выявления его правовых характеристик, а также особенности применения на практике являются малоизученными в России. С целью восполнить отмеченный пробел в правовом знании мы предприняли попытку, начав с анализа этики образования в широком смысле, обобщить российский и зарубежный опыт внедрения кодексов этики и предложить современное видение сущности и регулятивной функции этических сводов. Исследование проведено с использованием общенаучных и специальных методов познания: логического, функционального, системно-структурного, методов обобщения, синтеза, индукции и дедукции. Ряд значимых выводов сделан с опорой на социологический метод исследования. Этический кодекс вуза - это свод правил поведения добросовестного участника образовательного процесса. Кодекс является удачным «компромиссом» между разными видами «этик»: преподавателя и студента, студента и работника администрации. В этой связи особенную ценность приобретает процесс обсуждения сценариев поведения участников отношений в критических ситуациях и закрепление наиболее эффективных выработанных подходов в кодексе. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но, как правило, неправовыми актами, поскольку они принимаются органами профессиональных сообществ и часто не подкрепляются силой государственного принуждения.

Об авторах

Мария Михайловна Панарина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: mmpanarina@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-4560-0857

кандидат юридических наук, доцент Департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин, факультет права

101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Ольга Владимировна Фонотова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: ofonotova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-2255-9684

кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования бизнеса, факультет права

101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Список литературы

  1. Апресян Р.Г. Об этическом кодифицировании университетской жизни. Условия возможности // Ведомости НИИЭП. Вып. 34: Этический кодекс университета. 2009. C. 69-85.
  2. Бакштановский В.И., Богданов М.В., Согомонов Ю.В. Университет как научно-образовательная корпорация: дуализм самоидентификации и выбор приоритета // Философские науки. 2009. № 3. С. 78-95.
  3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие по экономическим специальностям. М.: Финансы и статистика, 2003. 206 с.
  4. Сrosser, P. (1955) The Nihilism of John Dewey. Michigan, Philosophical Library.
  5. Габов А.В., Ястребов О.А. Локальные акты вузов как средство противодействия коррупции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 2. C. 252-273. doi: 10.22363/2313-2337-2020-24-2-252-273
  6. Goode, W.J. (1957) Community within a Community: The Professions. American Sociological Review. 22 (2), 194-200.
  7. Гулиус Н.С. Этический кодекс университета как инструмент трансформации корпоративной культуры (кейс на материале деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета) // Управление талантами и трансформация корпоративной культуры: материалы Международной конференции «HR-тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры». Томск, 2016. С. 184-188.
  8. Habermas, Jü. (1983) Moralbewusstsein und Kommunikatives Handeln. Social theory, 2nd edition. Suhrkamp. (in German).
  9. Hamza, M.A. & Ahmed, A. (2016) The Existential Paradox between Code and Conduct: Decoupling and Its Far-Reaching Consequences in Higher Education. Pakistan Journal of Commerce and Social Sciences. 10 (3), 547-568. Available at: https://ssrn.com/abstract=2986377 [Accessed: 07th February 2021].
  10. Heermance, E.L. (1926) The Ethics of Business: A Study of Current Standards. New York, Harper & Bros.
  11. Johnson, V. (2012) Higher Education, Corruption, and Reform. Contemporary Readings in Law and Social Justice. 4 (1), 478-495. Available at: https://ssrn.com/abstract=2891936 [Accessed: 07th February 2021].
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Т. 3. М.: Политиздат, 1956. 629 c.
  13. Moore, G. (2006) Managing Ethics in Higher Education: Implementing a Code or Embedding Virtue? Business Ethics: A European Review. 15 (4), 407-418. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8608.2006.00462.x
  14. Сафонов К.Б. Этические кодексы: проблемы создания и применения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 1 (13). С. 54-57.
  15. Саввина О.В. Академическая этика: общие принципы и прикладные аспекты: дис ... канд. философ. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2011. 169 c.
  16. Sharma, J. & Kapoor, N. (2013) Teachers’ Role in University Governance - A Study of University of Delhi. Journal of Commerce and Business Studies, Delhi School of Economics, University of Delhi. Available at: https://ssrn.com/abstract=2996376 [Accessed: 07th February 2021].
  17. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Этический кодекс вуза как основа корпоративной культуры технического университета. Типовая модель // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 104-119.
  18. Тугуз Ф.К., Ляушева С.А. Этический кодекс университета как ресурс социализации студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 4 (130). С. 164-173.
  19. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / составление, общая редакция и послесловие Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  20. Weingartner, R.H. (1999) Moral Dimensions of Academic Administration. Lanham.
  21. Запорожец О.Н. Университет как корпорация: интеллектуальная картография исследовательских подходов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 48 c.

© Панарина М.М., Фонотова О.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах