ЭЛЕКТРОННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В ИНДОНЕЗИИ, ТАИЛАНДЕ, МАЛАЙЗИИ
- Авторы: Русакова Е.П.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020)
- Страницы: 1122-1140
- Раздел: ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/25256
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-4-1122-1140
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Электронное судопроизводство в настоящее время становится необходимым условием для эффективного функционирования всей судебной системы. Внедрение цифровых технологий в судебный процесс является одной из задач реформирования, от этого зависит его быстрота, экономичность и доступность. Научно-исследовательской целью подготовленной статьи является выявление общих положительных и отрицательных черт процесса интегрирования современных технологий в гражданское судопроизводство Индонезии, Таиланда, Малайзии. Доказывается, что: 1) правовое регулирование применения технических средств в гражданском процессе зачастую не соответствует современным реалиям; 2) следует создать условия для обеспечения доступности судебной формы защиты прав и законных интересов посредством внедрения цифровых технологий; 3) судебная форма защиты прав в режиме онлайн является гарантией ее реализации; 4) процедура осуществления процессуальных действий с помощью цифровых технических средств нуждается в изменении в сторону упрощения; 5) общей тенденцией в реформировании гражданского процесса является переход на использование технологий искусственного интеллекта. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства и литературы демонстрирует разный уровень достижения электронного правосудия в представленных странах, среди которых Малайзия является лидером по интегрированию современных информационнотелекоммуникационных технических средств в гражданский процесс; 6) уровень реализации цифровой повестки различен в зависимости от вида судопроизводства.
Полный текст
Введение Происходящая в мире четвертая промышленная революция оказала свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества (Dudin, Shakhov, Shakhova, Rusakova, Sizova, 2019:4436-4440). Серьезным изменениям подверглось судопроизводство путем внедрения современных цифровых технических средств в процесс разрешения споров. В исследуемых странах происходит цифровое реформирование судебных систем посредством создания электронных платформ: в Республике Индонезия поэтапно развивается платформа электронный суд (E-court), в Таиланде - интеллектуальный суд (E-Admincourt & Е-Service Systems), в Малайзии - зеленый суд (E-Review, E-Lelong, E-Jamin). Основной проблемой судопроизводства большинства стран Азии является низкая эффективность, это связано с длительными процессуальными сроками, сложностью процедуры рассмотрения дел и плохой инфраструктурой судов. Ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией в мире, вносит свои корректировки в различные сферы общественной жизни, в том числе оказала влияние на судебные системы всех стран мира. Большинство стран просто были не готовы обеспечить бесперебойную работу судов. Единственным возможным механизмом для реализации судебной формы защиты прав и законных интересов является повсеместное интегрирование цифровых технологий в судопроизводство. В настоящее время деятельность судов направлена на стабилизацию работы, путем перехода на электронную форму взаимодействия всех участников судебного разбирательства, активного внедрения современных технических средств в процесс разрешения споров. Достижение поставленных целей и задач возможно при тесной коллаборации представителей законодательной, судебной и исполнительной властей для поиска наиболее результативного подхода (Inshakova, Frolova, Rusakova, Kovalev, 2020). «Электронные суды» Республики Индонезия Судебное разбирательство в Республике Индонезия уже давно не является эффективным способом разрешения споров, это связано с затяжными сроками, трудной процедурой и как следствие - крупными судебными расходами. Многочасовое ожидание судебного процесса в здании суда долгое время оставалось нормой, когда как по многим делам само заседание занимало не больше 10 минут[251]. Привлекательность судебной формы защиты прав постепенно снижалась, многие граждане, осознавая все трудности, связанные с судопроизвод- ством, вообще отказывались от идеи подачи заявления в суд, так как был непонятен результат данной процедуры. Многолетние судебные разбирательства считались нормой, а судебные расходы могли только увеличиться. Не последнюю роль в преодолении данной ситуации сыграл Верховный суд Индонезии, который создал интернет-платформу, которая называется «электронный суд». С момента создания электронного суда стало возможным совершать многие процессуальные действия в режиме онлайн: осуществлять обмен процессуальными документами между судом и участниками процесса, а также оплачивать судебные расходы. Нормативная база постоянно претерпевает изменения, это связанно с появлением новых технологий и необходимостью их регламентации. В настоящее время процедура осуществления процессуальных действий в электронной форме регламентирована: законом № 48 от 2009 года «О судебной власти», Постановлением Верховного суда № 3 от 2018 года «Об отправлении правосудия в судах с применением электронной системы», Постановлением Верховного суда № 1 от 2019 года «Об отправлении правосудия через электронную систему», распоряжением председателя Верховного Суда № 129/KMA/SK/VIII/2019 «О технических рекомендациях проведения разбирательств посредством электронной системы» и другие. Однако многие юристы высказывают мнение, что начиная с 2019 года серьезных изменений в данной области не произошло. Так, по мнению индонезийского юриста Правиды Мурти (Prawidha Murti), данные акты только дополняют действующее Постановление Верховного суда № 3 от 2018 года «Об отправлении правосудия в судах с применением электронной системы», в части, касающейся сферы применения электронной судебной системы, пользователей электронного суда и процедуры электронного разбирательства (Murti, 2019). Нужно отметить, что процесс внедрения электронного правосудия начался еще в 2009 году с принятием закона № 48, касающегося судебной власти, который закрепил, что судебное разбирательство должно иметь следующие качественные признаки - это простота, быстрота и главное - разумная стоимость. Население с низким уровнем жизни лишено возможности в полной мере реализовать свое право на судебную защиту гражданских прав из-за стоимости судопроизводства. Кроме того, в этом законе также были провозглашены способы достижения вышеуказанных задач: одним из которых является внедрение цифровой платформы «электронный суд Индонезии», в которую включены гражданские, религиозные (шариат), военные и административные суды и которая позволит упростить многие судебные процессы и главное - сделать доступным судопроизводство для большинства граждан. На законодательном уровне планировалось интегрировать цифровые технологии в судебный процесс на базе данной платформы, с помощью которой большинство процессуальных действий будут осуществлены в электронной форме, например: подача и получение процессуальных документов, судебных актов, а также хранение судебных дел. Целями принятия Постановления Верховного суда № 3 от 2018 года «Об электронном управлении судебными разбирательствами» являются создание упорядоченного, прозрачного, подотчетного, эффективного, действенного и современного правосудия во всех судах Индонезии. Зачастую в судебной практике складывались ситуации, когда судебные решения по аналогичным делам могли противоречить друг другу, и как результат отсутствовало единообразие судебной практики. Система электронного правосудия позволит предотвратить такую ситуацию за счет возможности ознакомления судей и другими пользователями с судебными решениями, вынесенными ранее, а также председатель суда сможет ознакомиться с материалами дел и вынесенными решениями с целью проверки их законности и обоснованности. По общему правилу платформой «электронный суд» могут воспользоваться адвокаты и зарегистрированные лица в судебной информационной системе. Однако, что касается физических лиц, то предоставление электронного управления делом должно быть дополнительно регламентировано распоряжениями председателя Верховного суда. Однако на практике данной услугой пользуются только адвокаты по делу из-за сложности самой процедуры. Законодательно установлено, что Верховный суд также компетентен осуществлять проверку регистрационных данных, приостанавливать и аннулировать доступ зарегистрированных пользователей, а также принимать меры против всех форм нарушений в виде выговора, временного или постоянного прекращения доступа к услуге. В настоящее время действия, связанные с подачей иска, оплатой судебных расходов, регистрацией дел, получением судебных повесток осуществляются в электронном виде. Судебные уведомления даже не зарегистрированным лицам при их согласии может быть осуществлено аналогичным способом. Важный вопрос, связанный с формой судебного решения, был урегулирован в данном законе, согласно которому судебное решение в письменной форме должно быть направлено участникам процесса не позднее 14 дней с момента вынесения в электронном виде, а по делам о банкротстве в течение 7 дней. Данная формулировка указывает только период времени, а не устанавливает точный срок изготовления решения в письменном виде, что на практике может создавать спорные ситуации, связанные с соблюдением процессуальных сроков. Основной задачей данного положения является параллельное закрепление двух форм судебного решения, а именно письменной и электронной, что не характерно для электронного судопроизводства. С целью реализации цифрового правосудия все действия, связанные с электронной регистрацией дел, должен осуществлять секретарь суда, как по исковым заявлениям, поданным в электронной форме, так и непосредственно в суде, причем информация, содержащаяся в информационной системе суда и книге-регистрации дел, имеют одинаковую юридическую силу. В то же время председатель суда в случае необходимости обязан представить отчет по делу в электронном виде, а также периодически проводить ревизию дел и осуществлять надзор за судопроизводством. Можно предположить, что данные действия со стороны председателей судов должны были гарантировать повсеместное использование системы электронного суда. Однако, несмотря на принятие данного постановления, стала очевидной необходимость усиления контроля на местах за реализацией системы электронного суда, так как многие положения просто не исполнялись сотрудниками. Для реализации на практике правил Постановления Верховного суда № 3 от 2018 года Верховный суд издал указ 271/DJU/SK/PS01/4/2018 «О начале функционирования электронной судебной системы в Индонезии», его целью было достижение более эффективного и действенного правосудия за счет внедрения информационно-телекоммуникационных технических средств. Индонезийское юридическое сообщество позитивно оценивает принятие данных актов, а также мер, необходимых для реализации данной системы (Ahmad Tholabi Kharlie, Achmad Cholil, 2020). В первые в указе были закреплены основные понятия электронного судопроизводства, а именно: - информационная система поиска дел - это система, осуществляющая их учет и регистрацию; - система электронного суда - это приложение, используемое для обработки судебных исков, заявлений, оплаты судебных расходов, вызова лиц, участвующих в деле, в суд, отправки уведомлений и других действий; - электронное управление делами представляет собой серию процессов для управления документооборотом и делопроизводством в суде, а именно получение судебных исков, запросов, ответов, копий, дубликатов, заключений, а также получение и хранение документов по гражданским делам. Особое внимание уделено регистрации в системе «электронный суд», а именно пользоваться ей могут только зарегистрированные пользователи, причем данную процедуру можно осуществить с любого электронного устройства, имеющего доступ к сети Интернет. Данное правило, касается и профессионального представительства, в частности адвокатов, причем для них предусмотрена особая регистрация с подтверждением их статуса Верховным судом. Регистрация будет завершена после подтверждения электронной почты и правильного заполнения общих данных об адвокате. После надлежащей регистрации и подтверждения учетной записи адвокаты могут пользоваться различными услугами системы электронного суда. По сути, это основные пользователи, так как только планируется расширение списка пользователей[252]. Следует отметить, что большинство статей указа касаются порядка оплаты судебных расходов в электронном виде, от этого зависит весь ход судебного разбирательства, так как только после оплаты и ее подтверждения сторона получает номер дела, а также большинство электронных услуг предоставляется за отдельную плату. Несмотря на осуществление процессуальных действий в электронной форме, после принятия дела к производству судья назначает слушание, на которое стороны или адвокаты должны явиться лично и представить оригиналы всех документов, которые были приложены к исковому заявлению, а это в свою очередь снижает эффективность всей системы электронного суда. Стороны или адвокаты обязаны обеспечить явку в суд, а это бывает сделать достаточно сложно и требует немало затрат как времени, так и денег. Дальнейшее взаимодействие суда со сторонами или адвокатами может осуществляться в электронной форме при выражении на это их согласия, в том числе судебное извещение сторон может осуществляться путем видеозвонков, однако если данный вид связи предполагает оплату, издержки возлагаются на ту сторону, которая ходатайствовала об этом. Одно из главных положений указа касается формы судебного решения, которое также направляется сторонам на электронный адрес, указанный в учетной записи, причем оно считается надлежаще оформленным, если отправляется в рабочий день и рабочие часы на электронные адреса сторон и считается зачитанным сторонам, присутствующим на заседании, при загрузке судебного решения в систему электронного суда. Данное положение четко регламентирует порядок выполнения судебного решения в электронной форме. Аналогичное правило действует и для принятия остальных судебных актов. Стороны или адвокаты также могут осуществлять процессуальные действия в электронном виде, но главным является соблюдение процессуальных сроков, например, для направления возражений или ходатайств. Правила и положения, регламентирующие систему электронного суда, впоследствии были уточнены в постановлении Верховного суда № 1 от 2019 года, которое провозгласило создание электронной судебной системы Индонезии. Анализ приведенного постановления указывает на поэтапное достижение поставленных задач в области создания электронного правосудия. Так, с точки зрения Артура Уэйлан Сэнгера и Фебри Арисанди судопроизводство в электронном суде ведется с помощью информационных технологий для осуществления следующих процессуальных действий: • электронное заполнение заявления: онлайн-регистрация; • электронная оплата: онлайн-оплата; • электронная повестка: онлайн-повестка; • электронное судебное разбирательство: онлайн-судебное разбирательство[253]. По мнению зарубежных ученых, работу в области внедрения электронного судопроизводства можно разделить на определенные этапы, которым соответствуют разработанные электронные модули на различных платформах (Zankovsky, Dudin, Zinkovsky, Frolova, Kirsanov, 2018:1236-1242). Каждому модулю соответствует четкий перечень действий зарегистрированного пользователя. Первый этап начинается с заполнения заявления в суд, учитывая, что основным пользователем электронного судопроизводства являются адвокаты, то помимо своих знаний в области юриспруденции они должны иметь навыки в области IT-технологий и гарантировать своим клиентам правильность заполнения электронных форм, так как от этого зависит дальнейшее движение дела. По окончании регистрации адвокаты или стороны автоматически получат расчет стоимости судопроизводства, номер дела, а также в дальнейшем будут получать уведомления и повестки в суд согласно судебному календарю на почтовый адрес или смс сообщение, указанное при регистрации пользователя. Несмотря на амбициозное название постановления Верховного суда, в нем по-прежнему сохраняются старые положения, например: требование в получении судом согласия сторон на осуществление судопроизводства в электронной форме, а также проведение очного слушания для представления оригиналов доказательств и получения показаний свидетелей. Нельзя не согласиться с мнением Правиды Мурти, что электронная судебная система имеет ряд положительных и отрицательных черт, к положительным относятся: малозатратность (дешевизна) процедуры, быстрота процесса, легкий и доступный обмен документами в режиме онлайн, уменьшение халатности и незаконных действий со стороны должностных лиц суда, а к отрицательным: сохранение ряда процессуальных действий, характерных для судопроизводства в обычном порядке (например: присутствие на слушании в суде), допрос свидетелей, несмотря на возможность его осуществления посредством аудиовизуальных средств коммуникаций, по-прежнему проводится в обычном режиме (открытым остается вопрос со свидетелями, находящимися заграницей), а также сохраняются технические проблемы, связанные с юридической оценкой этих действий (Murti, 2019). Совсем недавно Верховный суд опубликовал циркулярное письмо № 04 от 2019 года о требовании регистрировать все гражданские дела на платформе «электронный суд», поскольку, по мнению индонезийских юристов, существенных изменений в части внедрения электронного суда не произошло (Hertiawan, Jesconiah, 2019). В связи со сложной структурой судебной системы распространение и применение ресурсов электронного суда происходит по-разному в зависимости от региона и системы судов. Сложившаяся ситуация, связанная с распространением COVID-19, повлияла в том числе на судопроизводство в Индонезии. Верховный суд опубликовал циркулярное письмо № 1 от 2020 года о корректировке работы судебной системы и судебного аппарата как превентивной меры против распространения коронавирусной инфекции. В данном письме закрепляется проведение электронного судопроизводства по гражданским, административным и гражданским делам, в том числе рассматриваемые шариатскими судами, исключение составляют уголовные и военные дела. Однако на практике судебные разбирательства по многим делам были отложены или приостановлены в связи с принятием ограничительных мер в стране. Серьезно коснулась данная ситуация уголовного судопроизводства, когда обвиняемый мог быть освобожден, еще до окончания судебного разбирательства, в силу нарушения процессуальных сроков, которые не возможно было продлить, так как суды временно не работали. В связи с этим Верховный суд указал, что судебные процессы по особо важным делам должны проводится очно, невзирая на принятие столь серьезных ограничительных мер, с обязательным соблюдением мер социальной дистанцированности[254]. Ряд судов в тоже время начали проводить слушания в режиме видеоконференции или посредством электронного суда (e-court), чтобы предотвратить распространение вспышки коронного вируса в Индонезии. Однако внедрение электронного суда по-прежнему считается труднодостижимым делом, поскольку существует еще целый ряд препятствий[255]. «Умные суды» Таиланда Создание электронного суда включено в национальную повестку страны «Таиланд 4:0», которая предполагает активное интегрирование современных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности страны, в том числе судебную систему. Электронное судопроизводство регламентировано следующими законодательными актами: Гражданским процессуальным кодексом с изменениями, внесенными законами 2558 (2015) и (№ 30) 2560 (2017); Законом об учреждении административного суда и административном судопроизводстве № 2542 (1999), Директивой Верховного суда «Об электронной системе подачи документов» от 4 мая 2017 года; Постановлением председателя Верховного суда «О расходах при получении доказательств в режиме видеоконференции по гражданским делам» 2557 (2014) и другими актами. В 2015 году в гражданский процессуальный кодекс были внесены поправки, связанные с постепенным внедрением цифровых технологий, в частности, была создана электронная система хранения информации, которая позволила подавать исковые заявления и другие состязательные бумаги в электронной форме. Применялась данная система первоначально в некоторых судах, расположенных в Бангкоке и его пригородах, а также в провинции Чиангмай по определенным видам дел (Kancvalskul, Ebrahim, Yiamsamatha, Chantara-opakorn, 2018). Принятие директивы в 2017 году сделало возможным подачу в электронной форме исковых заявлений и приложений к нему, отправлять и получать все судебные акты, а также оплачивать судебные расходы, то есть в результате был налажен электронный документооборот. Ключевой целью данных нововведений является повышение эффективности делопроизводства и уменьшение количества ошибок. Предполагается внедрение электронной системы записи заседаний, которая давно себя зарекомендовала в мировой судебной практике и снизила количество спорных ситуаций в последующем, когда стороны обращаются в вышестоящую судебную инстанцию для обжалования или оспаривания судебного решения[256]. В правиле первом данной директивы закреплены основные понятия, используемые в различных положениях, регламентирующие процессуальные действия - это электроника, электронные данные, электронная подпись, электронный сертификат, открытый ключ, закрытый ключ. Кроме того, закрепляется возможность использования электронной системой сторонами и адвокатами, прошедшими регистрацию. Для определенных профессий устанавливаются дополнительные требования при регистрации - для адвокатов - это загрузка удостоверения, подтверждающее членство в Совете адвокатов или адвокатской лицензии, а для прокурора - служебное удостоверение. После завершения процесса регистрации пользователи по электронной почте получают логин и пароль. Статус зарегистрированного пользователя сохраняется на три года, затем пользователь должен его пролонгировать. Согласно девятому правилу директивы ответственность за достоверность загруженных документов ложится на пользователя, который закачал документы в систему, так как по общему правилу документы, переведенные в цифровой вид, должны сохранить свое первоначальное значение и формат[257]. По общему правилу заявитель, отправивший документы в систему, этим действием подтверждает их наличие у себя. Процедура подачи процессуальных документов в систему четко регламентирована и пошагово разъясняет сторонам порядок и значение данных действий. По окончании процедуры подачи документов пользователь получит электронное подтверждение, в котором будут указаны все документы, приложенные к заявлению, а также дата и время их направления. Такое сообщение будет являться доказательством момента обращения в суд, что имеет огромное значение, так как с этого момента начинают течь процессуальные сроки. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом электронное направление документов в суд приравнивается к их представлению в письменной форме. В процессе судебного разбирательства все документы, загруженные в систему, составляют материалы дела, которые использует судья при рассмотрении дела. Пользователи системы могут распечатать имеющиеся в деле файлы, при чем полученные копии документов будут содержать специальный водяной знак суда, дату, время и лицо, распечатавшее их, и согласно Гражданскому процессуальному кодексу, относятся к надлежаще заверенным копиям. Первым судом, который внедрил платформу «электронный суд», является Центральный суд по интеллектуальной собственности и международной торговле, который был создан в 1996 году. Главной целью его создания является обеспечение профессиональной, эффективной и соответствующей международным стандартам защиты прав и законных интересов в сферах интеллектуальной собственности и международной торговли, так как, по мнению тайских юристов, данные сферы обладают своими специфическими характеристиками. Основными преимуществами производства в данном суде являются: во-первых, сроки рассмотрения, как правило, это одна неделя; во-вторых, решение по делу выносится немедленно сразу после окончания судебного разбирательства; в-третьих, в процессе разрешения споров применяются различные механизмы для ускорения производства по делу, а именно исследование доказательств, дача свидетельских показаний и допросы свидетелей осуществляются посредством видеоконференцсвязи, кроме того, зарегистрированные пользователи в электронной системе суда могут осуществлять взаимодействие с судом в режиме онлайн, однако для этого должна быть достигнута договоренность между сторонами и судом[258]. Юридическое сообщество страны позитивно оценивает идею цифровизации судебной системы. Большинство изменений судебной системы планировалось осуществить в 2020 году, и, возможно, ситуация, связанная с коронавирусом, только ускорит данные процессы. В соответствии с программой «D-Court 2020» будут реализованы следующие процессуальные действия: - электронная подача заявлений и ходатайств; - онлайн-сервис по рассмотрению дел с возможностью отслеживания информации о ходе производства, получение копий судебных актов, а также направление документов в суд; - система доступа общественности в открытые судебные разбирательства без какой-либо предварительной регистрации; - электронное уведомление о доставке документов и расписании судебных заседаний; - использование видеоконференцсвязи для проведения процедуры посредничества, допросов свидетелей и судебных разбирательств в режиме онлайн; - осуществление электронных платежей для оплаты судебных расходов; - создание информационной системы о наложении ареста, тюремного заключения и других ограничительных мер[259]. Ситуация с коронавирусной инфекцией стала толчком для более активной реализации цифрового судопроизводства, так, в марте 2020 года был создан онлайн сервис судебных дел как альтернатива ранее существующей системы, теперь адвокаты или стороны могут подавать документы онлайн, за исключением жалоб, ходатайств, запросов, требующих специальную процедуру подачи. Для осуществления процессуальных действий онлайн сторона или адвокат должны быть зарегистрированы, и их полномочия должны быть подтверждены. После загрузки документов нужного формата и объема должностное лицо суда осуществит их проверку и только потом отправит заявителю регистрационный номер. Особенностью является то, что документ будет считаться поданным в день загрузки, если этот процесс будет завершен до полпятого дня (16.30)[260]. Такое ограничение временных рамок для подачи документов онлайн не соответствуют современным тенденциям в области цифрового правосудия, где таких ограничений нет, и пользователи имеют обратную связь с судом 24 часа в сутки, за счет внедрения технологий искусственного интеллекта, которые позволяют в режиме реального времени обрабатывать огромный массив данных. В отличие от других судов Высший административный суд сделал важный шаг вперед запустив онлайновую систему, с помощью которой заявители могут подавать жалобы или ходатайства в режиме 24/7, что, по мнению председателя вышеуказанного суда г-на Пия Патангта, является важнейшим шагом к модернизации судебной системы и приведения к международным стандартам электронного правосудия[261]. В рамках административного судопроизводства был осуществлен ряд мер по реформированию процесса разрешения споров: разработана электронная система подачи жалоб через сайт суда; залы судебных заседаний оснащены специальным оборудованием для проведения онлайн-заседаний; внедрена система сбора, обработки и копирования документов; а также система контроля за исполнением судебных актов и оплаты судебных расходов. Наиболее важным шагом стал переход работы сотрудников суда на сервисы интеллектуального суда (E-Admincourt & Е-Service Systems), например: безбумажный офис, электронные услуги, базы данных, поддерживающие формат обмена информацией, и другие[262]. Несмотря на достаточно развитую цифровую инфраструктуру в судах, в ситуации с коронавирусной инфекцией по большинству гражданских дел производство по делу было приостановлено как судами первой инстанции, так и апелляционной, за исключением дел, не терпящих отлагательств. Образцом электронного правосудия является Верховный суд, который незамедлительно перешел на рассмотрение споров в режиме видеоконференцсвязи, в том числе и по уголовным делам. Согласно статистическим данным на июнь 2020 года 164 суда, что составляет примерно 64% от общего количества судов первой инстанции, используют электронную систему для подачи документов, и более 8000 тысяч юристов зарегистрированы в данной системе. «Зеленые суды» Малайзии Электронное правосудие в Малайзий базируется на идее создания так называемого «зеленого суда», то есть на основе внедрения современных инновационных технических средств в судопроизводство с целью уменьшения использования бумажных носителей (Ermakova, 2015:43). Правовую базу электронного правосудия составляют законы Малайзии: закон «О регламенте суда» 2012 г. [P. U. (A) 205/2012], закон «О судах общей юрисдикции» 1964 г., Закон «О правилах нижестоящих судов» 1955 г. и другие. В 2004 году в качестве пилотных проектов по созданию электронного правосудия были использованы два высших суда в Куала-Лумпуре. Однако говорить о начале создания полноценной электронной судебной системы в Малайзии можно только в 2011 году, когда были интегрированы в судебный процесс четыре типа систем: видеоконференцсвязи, управление делами, портала общественности и адвоката, записи и транскрибации судебных решений, электронной подачи документов (Kamal Halili Hassan, Maizatul Farisah Mokhtar, 2011:240-244). Процесс создания электронной судебной системы можно разделить на несколько этапов. Первый этап реформирования закончился в 2011 году, в результате которого были созданы: электронная система подачи исков в режиме онлайн; электронная система управления делами; электронное управление графиком посещения суда; электронная запись и транскрибирование судебного разбирательства. Второй этап начался в марте 2016 года, в этот период стали доступны: онлайн-подача заявлений по уголовным делам; открылась апелляционная платформа для апелляционных судов; внедрена система Е-lelong, которая позволит перевести все действия в электронный формат; интегрированы в единую базу малазийская королевская полиция, департамент автомобильного транспорта, иммиграционный департамент, регистрационный департамент, департамент несостоятельности и тюремный департамент (Dudin, Frolova, Kuznetsov, Drobysheva, Krasulya, 2016:8694). Однако многие сервисы электронного суда требуют доработки, так, например, чтобы пользователю осуществить поиск файлов в системе, он должен заплатить пошлину и ровно за 30 минут осуществить данное действие, причем документ будет загружаться постранично, что требует больше времени, и если это многостраничный документ, то это совсем неудобно[263]. Адвокат Foong Cheng Leong на своем сайте дает советы практикующим юристам, как сделать данный процесс более эффективным, сэкономив время и деньги. Судебная система продолжила вектор инновационного реформирования с целью интегрирования в процесс технологий искусственного интеллекта, создания виртуальных залов судебных заседаний и голограмм, с помощью которых получается изображение. Система электронного суда в настоящее время включает: видеоконференцию, виртуальный суд и использование голографических технологий, электронный архив, в котором будут хранится документы в виде виртуальных файлов, система управления делами, база данных вынесенных судебных решений, в которой используется искусственный интеллект, для руководства судьям и судебным должностным лицам при вынесении решения с целью обеспечения единообразной судебной практики, система управления очередью, система взаимодействия адвокатов и сообщества; запись и транскрибация судебных слушаний (Zuhairah, Rabiatul, 2019:548). Существует система электронного суда и в шариатской системе судов, которая включает систему управления делом; электронную платформу, на которой объединены все шариатские суды, департамент шариатской судебной власти Малайзии и различные учреждения с целью обмена информацией; система регистрации адвокатов, специализирующихся в законах шариата; система управления библиотекой. Еще одной особенностью судебной системы Малайзии является создание в 2016 году Киберсуда, расположенного Куала-Лумпуре. Причиной создания данного суда явилось огромное количество совершенных преступлений в сфере IT-технологий. Данный суд призван разрешать дела, связанные с киберпреступлениями, а также иные гражданские споры, связанные с высокими технологиями, в соответствии с практическими указаниями главного секретаря Федерального суда Малайзии № 5 от 2016 года (Edwin Lee Yong Cieh, 2018). В 2020 году судопроизводство было оснащено тремя электронными ресурсами (E-Review, E-Lelong, E-Jamin): системой электронного рассмотрения дел (E-Review), которая позволяет сотрудниками суда и адвокатам осуществлять управление делом в режиме онлайн, системой E-Lelong, которая включает сервисы всех высших судов и системой электронного залога E-Jamin. По мнению малазийских ученых уровень внедрения системы электронного суда в гражданские и шариатские суды является высоким, поэтому многие страны выбрали данный опыт за модель электронного правосудия (Zuhairah, Rabiatul, 2019:545). Нужно отметить, что реализация таких глобальных задач, как внедрение цифровых технологий в различные области общественной жизни на прямую зависят от уровня развития IT-компаний в стране (Gaivoronskaya, Miroshnichenko, Mamychev, 2019:43). Государственные программы Малайзии нацелены на развитие и поддержку данной сферы, поэтому за счет грамотного подхода были достигнуты следующие результаты: увеличилось количество судов, оснащенных современными технологиями; сократились сроки рассмотрения дел; и в результате повысился мировой инвестиционный рейтинг Малайзии (Frolova, 2017:518). Заключение Интегрирование в гражданское судопроизводство различных инновационных технических средств вызывает немало трудностей с точки зрения их правовой определенности, обеспечения безопасности и сохранения базовых гарантий (Kuznetsov, 2020:60). Политика большинства государств Азии направлена на поддержку данного процесса, причем это касается не только судопроизводства, но и других сфер жизни общества. Вне зависимости от принятых целевых программ в этих странах по созданию «зеленого суда», «умного суда» или «электронного суда» основной целью является повышение эффективности судебного процесса посредством внедрения цифровых технологий. Нужно отметить, что данные процессы позволят сохранить природные активы за счет сокращения бумажных носителей, отсутствия необходимости личного присутствия в суде, что снизит выбросы в окружающую среду транспорта, экономию электроэнергии и т.д. Судебная форма защиты прав и законных интересов является универсальной и основной для всего общества, несмотря на популяризацию альтернативных способов разрешения споров. На протяжении многих лет судопроизводство продолжало терять свою привлекательность из-за долгих сроков рассмотрения, сложной процедуры и денежных затрат, что делало данный процесс неэффективным, поэтому широкую популярность приобрели иные методы разрешения споров. С появлением современных технических средств и активного интегрирования их в судебный процесс произошли колоссальные изменения: заметно сократились процессуальные сроки и судебные расходы, а производство по делу стало более прозрачно. Многие зарубежные ученые высказывают мнение, что данный процесс оказывает позитивное влияние и на всю судебную систему в целом, так как судьи теперь могут сосредоточиться на своих основных обязанностях, поскольку большинство действий, связанных с документооборотом, теперь выполняют цифровые технологии. Более того, с появлением различных электронных платформ судьям нужно меньше время тратить на подготовку к процессу. Судьи могут в любой момент ознакомиться с судебными решениями, вынесенными по аналогичным делам, для того, чтобы соблюдалось единообразие судебной практики, а помощником в этом процессе являются технологии искусственного интеллекта, которые могут составить образец судебного решения исходя из имеющихся данных в деле. Успех в достижении цифровых повесток в данных государствах напрямую зависит от уровня экономического развития страны. Реформирование судебной системы требует немало денежных затрат, поэтому данный процесс в исследуемых странах происходит по-разному и с разными результатами (Dudin, Frolova, Kucherenko, Samusenko, Voikova, 2016:8707). Недостаточно принимать законодательные акты в данной области, не обеспечив финансированием их реализацию на практике. Наибольшего успеха в реализации электронного правосудия добилась Малайзия. Это связано с тем, что несмотря на то, что данная страна является новичком в рейтинге по уровню развития IT-технологий, она стремительно развивает данную область, что позволяет ей более интенсивно реализовывать свою цифровую повестку. Помимо создания электронной судебной системы был создан киберсуд, который разрешает споры в области IT-технологий, в котором количество рассмотренных дел постоянно увеличивается. Таиланд выбрал политику постепенного внедрения электронного суда и добился серьезных успехов, внедрив в судопроизводство технологии искусственного интеллекта (E-Admincourt & Е-Service Systems), которые значительно упростили и ускорили процесс разрешения споров. Одним из первых судов стал суд по интеллектуальной собственности и международной торговле, который апробировал современные информационно-телекоммуникационные технологии, главной целью которого является создание механизма защиты прав в указанных областях соответствующему международному уровню. Наиболее затруднительная ситуация с электронным правосудием сложилась в Индонезии, несмотря на принятие новых законов продолжают действовать ранее принятые, которые тормозят цифровое реформирование судебной системы, хотя в целом юридическое сообщество положительно оценивает достигнутые результаты. Как можно заметить, в некоторых исследуемых странах были проанализированы помимо гражданского судопроизводства иные виды производства, это связано прежде всего с тем, чтобы обратить внимание на то, что интегрирование цифровых технологий в судопроизводство происходит неравномерно, в том числе зависит от специфических особенностей процесса разрешения конкретных споров. Для исследуемых стран характерны общие положительные и отрицательные черты, но главным является то, что ситуация с коронавирусной инфекцией стала мощным толчком для реализации цифровой повестки во всех странах. Однако на практике судебные системы этих государств продемонстрировали свою неготовность к отражению поставленных перед ними вызовов, а большинство дел, находящихся в производстве, были не рассмотрены. Происходящие изменения поставили задачу перед судейским сообществом и государством обеспечить независимое от любых обстоятельств правосудие посредством перехода на новое взаимодействие с обществом в цифровом формате (Khabrieva, 2018:11). Новейшие цифровые технологии позволят не только гарантировать соблюдение основных прав и свобод граждан, принципа разумности правосудия, но сделают судебную систему эффективной и доступной, обеспечат целесообразность применения норм материального и процессуального права (Vlasenko, 2011:56).
Об авторах
Екатерина Петровна Русакова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: rusakova-ep@rudn.ru
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Ahmad Tholabi Kharlie, Achmad Cholil (2020) E-court and e-Litigation: the new face of civil court practices in Indonesia. International Journal of Advanced Science and Technology. 29 (02), 2206-2213.
- Dudin, M.N., Frolova, E.E., Kuznetsov, M.N., Drobysheva, L.V., Krasulya, E.V. (2016) “Green” logistics as an instrument for putting together a new model for professional and careerbroadening training in global economic space. International Journal of Environmental and Science Education. 11 (15), 8693-8705.
- Dudin, M.N., Frolova, E.E., Kucherenko, P.A., Samusenko, T.M., Voikova, N.A. (2016) Creating an effective system of education to prepare future human resources within the context provided by the global shift toward a “green economy”. International Journal of Environmental and Science Education. 11 (15), 8706-8717.
- Dudin, M.N., Shakhov, O.F., Shakhova M.S., Rusakova E.P., Sizova, Yu.S. (2019) Digital technologies as a driver of intellectual stratification of human resources: socio-economic inequality. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). 8 (2), Retrieval Number, 4436-4440.
- Фролова Е.Е. Финансовая система Малайзии: понятие финансового спора // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 4. С. 516-521. DOI: 10.18184/ 2079-4665.2017.8.4.516-521
- Гайворонская Я.В., Мирошниченко О.И., Мамычев А.Ю. Нескромное обаяние цифровизации // Legal Concept. 2019. Т. 18. № 4. С. 40-47
- Edwin Lee, Yong Cieh (2018) Special cyber court and E-Court, available at: https://gltlaw.my/ 2018/05/24/special-cyber-court-and-e-court/ (Accessed 21 June 2020)
- Eri Hertiawan, Jesconiah (2019) E-Court registration is now mandatory for civil cases, client update: Indonesia, June, available at: https://id.rajahtannasia.com/media/3431/ ahpclientupdate-27june2019.pdf (Accessed 10 June 2020)
- Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Гонконге, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах. Монография. Сер. Гражданский и арбитражный процесс. М.: Издательство «Юрлитинформ». 2015. 184 с
- Inshakova, A.O., Frolova, E.E., Rusakova, E.P., Kovalev, S.I. (2020) The model of distribution of human and machine labor at intellectual production in industry 4.0. Journal of Intellectual Capital. 21 (4), 601-622, https://doi.org/10.1108/JIC-11-2019-0257
- Kamal, H.H., Maizatul, F.M. (2011) The E-court system in Malaysia, 2nd International Conference on Education and Management Technology IPEDR. (13), pp. 240-244
- Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9 (261). С. 5-16. doi: 10.12737/art_2018_9_1
- Кузнецов М.Н. Влияние цифровизации на некоторые руководящие начала гражданского судопроизводства // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 2 (38). С. 58-67. DOI 10.25688/ 2076-9113.2020.38.2.06
- Kancvalskul, L., Ebrahim, P., Yiamsamatha, W., Chantara-opakorn, O. (2018) The dispute resolution review - edition 10. The law reviews, available at: https://thelawreviews.co.uk/ chapter/1166520/thailand (Accessed 10 June 2020)
- Murti, P. (2019) Electronic proceedings through E-Court system in Indonesia, legal news & analysis - Asia pacific - Indonesia - dispute resolution, available at: http://www.conventus law.com/report/electronic-proceedings-through-e-court-system-in/ (Accessed 29 June 2020)
- Murti, P. (2019) Еlectronic proceedings through E-Court system in Indonesia. Ashurst, available at: https://www.ashurst.com/en/news-and-insights/legal-updates/electronic-proceedingsthrough-e-court-system-in-indonesia/ (Accessed 29 June 2020)
- Zankovsky, S.S., Dudin, M.N., Zinkovsky, S.B., Frolova, E.E., Kirsanov, A.N. (2018) Studying concepts of the breakthrough economic reforms in selected developed and developing countries and regions of the world: economic and legal aspect. Journal of Advanced Research in Law and Economics. (9) 4, 1236-1242
- Zuhairah, A.A.Gh., Rabiatul, A.M.A. (2019) E-court system in the civil and shariah courts: Malaysia perspective, available at: https://www.tatiuc.edu.my/assets/files/ICTM19Papers/ICTM-70.pdf. (Accessed 23 June 2020)
- Власенко Н.А. Разумность и право: связь явлений и пути исследования // Журнал российского права. 2011. № 11 (179). С. 45-57