ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И «РАЗУМНАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ» КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Авторы: Чихладзе Л.Т.1, Ларичев А.А.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 233-251
- Раздел: КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/23932
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-2-233-251
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье дается анализ соотношения государственной власти и местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации. Авторами отмечается, что взаимодействие соответствующих элементов можно охарактеризовать как дуалистическую модель, базирующуюся на сочетании управленческих принципов централизации и децентрализации. По мнению авторов, в основу взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, особенно в свете последних конституционных изменений, должен быть положен принцип предельно четкого разграничения функций и полномочий, исключающий, в том числе и произвольное, необоснованное их перераспередление. В статье отмечается, что для результативного функционирования местного самоуправления важно взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления, основанное на поддержке последнего государством. Вмешательство государства подразумевает реализацию концепции «разумной централизации» - усиление роли государства в осуществлении как организационных, так и функциональных основ местного самоуправления в строго ограниченных законом случаях, без нарушения положений ст. 12 Конституции Российской Федерации.
Полный текст
Государственная власть и местное самоуправление являются составными элементами системы народовластия в Российской Федерации, лежащей в фундаменте ее конституционного строя. Несмотря на различную правовую природу рассматриваемых институтов, актуальной и до конца не решенной проблемой является обособленность и самостоятельность местного самоуправления от государственной власти. В каждом государстве публично-властные институты имеют набор функций и задачи, отражающих их целевое назначение - это, прежде всего, обеспечение безопасных и комфортных условий устойчивого развития групп населения (в целом - социума), населяющего территорию государства. В обеспечение решения соответствующих задач как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления наделяются публично-властными полномочиями, и это концептуально отделяет их от институтов гражданского общества - как национального, так и локального уровня. Указанный фактор объединяет два субинститута публичной власти - государственную власть и местное самоуправление - в единую систему. С другой стороны, специфика местного самоуправления в полном его концептуальном значении заключается в том, что оно как сложное и комплексное явление, не может и не должно полностью принадлежать государственному механизму. В статье дается анализ соотношения государственной власти и местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации. Авторами отмечается, что взаимодействие соответствующих элементов можно охарактеризовать как дуалистическую модель, базирующуюся на сочетании управленческих принципов централизации и децентрализации. Особенность дуалистической модели заключается в том, что между уровнями государственной и муниципальной власти нет прямого подчинения, однако органы местного самоуправления могут действовать только в рамках законодательно установленных полномочий. В статье, сквозь призму анализа связанного законодательства и решений Конституционного Суда РФ, рассматриваются конституционноправовые элементы указанной модели. Между тем на сегодняшний день взаимодействие уровней публичной власти в рамках дуалистической модели небеспроблемно: это касается, прежде всего, соотношения функциональных основ их деятельности. По мнению авторов, в основу взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, особенно в свете конституционных изменений 2020 г., должен быть положен принцип предельно четкого разграничения функций и полномочий, исключающий, в том числе и произвольное, необоснованное их перераспределение. Применение соответствующего механизма должно быть строго продуманным, регламентированным и детализированным. Субординация местного самоуправления в системе публичной власти не означает диктат, а централизация в рассматриваемом вопросе должна быть разумной. В статье отмечается, что для результативного функционирования местного самоуправления важно взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления, основанное на поддержке последнего государством. Тесное рациональное взаимодействие с органами государственной власти посредством выработки единых (для всех уровней публичной власти) стандартов обеспечения жизнедеятельности местного населения является первоочередной задачей местного самоуправления. В этом контексте следует считать вполне допустимым определение в федеральном законодательстве (законодательстве субъектов РФ) стандартов и объемов предоставляемых на местном уровне социальных и инфраструктурных услуг. Уровень предоставления соответствующих местных услуг, как представляется, не может зависеть от социально-экономического состояния отдельных муниципалитетов, поскольку такой подход нарушает конституционный принцип равенства граждан в реализации ими собственных прав и свобод. Государство, в этой связи, должно вести более активную политику бюджетной и ресурсной поддержки муниципалитетов в сфере решения местных вопросов. Говоря о таком подходе - вмешательстве государства только на отдельных направлениях и разумно обоснованных пределах, в целях обеспечения общенационального благосостояния, подразумевается реализация концепции «разумной централизации» - усиление роли государства в регулировании и реализации как организационных, так и функциональных основ местного самоуправления по мере необходимости и в строго ограниченных законом случаях, без нарушения соответствующих положений ст. 12 Конституции Российской Федерации.
Об авторах
Леван Теймуразович Чихладзе
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: chikhladze-lt@rudn.ru
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права, Юридический институт
117198, г. Москва, Российская Федерация, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Александр Алексеевич Ларичев
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
Email: alexander.larichev@gmail.com
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры международного и конституционного права
117638, г. Москва, Российская Федерация, ул. Азовская, д. 2, к. 1Список литературы
- Андриченко Л.В. Разграничение полномочий между органами публичной власти и органами местного самоуправления // Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. С. 233-251
- Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. 640 с
- Глава муниципального образования: теория, законодательство, правоприменение: монография. Москва: Изд-во Юрлитинформ. 2019. 240 c
- Белоусова Е.В. Становление местного самоуправления как разновидности публичной власти в зарубежных странах // Международное публичное и частное право. 2016. № 1. С. 31-34
- Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2007. 43 c
- Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 69-73
- Актуальные проблемы муниципального права / под ред. Л.Т. Чихладзе, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 559 с
- Чихладзе Л.Т. Концепция смешанной (дуалистической) модели местного самоуправления // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 8. С. 109-114
- Джагарян А.А. Муниципальное правотворчество: природа, специфика, эффективность // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 2. С. 6-9
- Фененко Ю.В.Муниципальные системы зарубежных стран: правовые вопросы социальной безопасности. М.: МГИМО-Университет, 2004. 401 с
- Гулина В.В. Некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 20-23
- Henstra, D. (ed.) (2013) Multilevel Governance and Emergency Management in Canadian Municipalities. Montreal: McGill-Queen’s Univ. Press
- Конституционное право: университетский курс: учебник. В 2 т. Т. II / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. 528 с
- Актуальные проблемы парламентаризма в России: учебное пособие / [П.А. Астафичев и др.] ; под ред. Г.Н. Комковой ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Саратов. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского», Юрид. фак., Каф. конституц. и муницип. права. Москва: Проспект, 2017. 166 с
- Костюков А.Н. Концепция «единой фабрики» в организации местного самоуправления в России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 8. С. 75-79
- Ларичев А.А. Корпоративная модель местного самоуправления: генезис, опыт реализации на примере Канады и его применимость в российских условиях: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2018. 489 с
- Ларичев А.А. Понятие и пределы компетенции субъектов муниципального управления в Российской Федерации и Канаде // Правоприменение. 2017. Т. 1. № 1. С. 66- 78. doi: 10.24147/2542-1514.2017.1(1).66-78
- Lockard, D. (1968) Local Government. International Encyclopedia of the Social Sciences, Vol. 9. New York
- Mendelsohn, M., Hjartarson, J., Pearce, J. (2010) Saving Dollars and Making Sense: An Agenda for a more Efficient, Effective and Accountable Federation: Research Paper. Toronto: Univ. of Toronto
- Миронов Н. Местное самоуправление в России: между реформой и контрреформой // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2 (55). C. 21-27
- Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007. 461 c
- Таболин В.В. Право муниципального управления. М.: «ЭЛИГ» 1997. 151 c
- Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. 2000. № 10. C. 22-32
- Васильев В.И. Правовой статус местного самоуправления: перемены и ожидания // Журнал российского права. 2014. № 11. С. 51-58. doi: 10.12737/6006
- Ведель, Ж. Административное право Франции. Перевод Льва Энтина. М.: Издательство «Прогресс», 1973. 512 c