ИДЕЯ САМООРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- Авторы: Зырянов А.В.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 1 (2020)
- Страницы: 60-81
- Раздел: МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- URL: https://journals.rudn.ru/law/article/view/23199
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-1-60-81
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме теории и практики государственного управления в современных условиях. Актуализация осуществляется посредством поиска нового парадигмального подхода с целью определения исходных моментов, касающихся оптимизации и повышения эффективности соответствующей сферы общественных отношений. Явившийся следствием развития идей кибернетики, тектологии, теории систем и теории диссипативных структур самоорганизационный подход, развиваемый как синергийно-информационный, соответствующий методологическим принципам современной постнеклассической парадигмы научной рациональности, представляет особый (отличный от «классического» (механистического)) взгляд на отношения организации и управления государственными процессами. Установлено, что процесс организации направлен на выявление новых социальноконструктивных качеств становящейся системной формы и обеспечивает фиксирование и достраивание соответствующих самоорганизующихся структур государственного механизма. Самоорганизация включается в организационный процесс, обеспечивая гибкость и ею обусловленную адаптивную способность целенаправленно создаваемых структур. Однако в этом процессе одновременно возникают устойчивые структуры статического значения, формирующие подсистемы управления, предназначенные для сохранения статики формы, независимо от их социальной ценности. Объективный консерватизм этих образований стагнирует креативное обновление способа деятельности социальных индивидов, замыкая тем самым процесс становления общества в целом и превращая его в систему финального типа. Самоорганизация в этом случае проявляет себя противостоящей такому состоянию стороной и в историческом масштабе времени разрушает косные структуры государственного управления, с присущими им аномалиями государственного аппарата. В синергийно-информационном понимании смысла государства его управленческое предназначение заключается в обеспечении условий для динамического становления общества, способного преодолевать экстремальные, кризисные процессы. Результирующим можно считать положение о единстве форм общественной упорядоченности - самоорганизации, организации и средства их обеспечения - государственного управления. Последнее рассматривается не только как функция организации и проявление самоорганизации, а как средство реализации общественной упорядоченности в обеих формах. Это предполагает преодоление в государственной политике рассогласования интересов-целей народа и системы власти. Поскольку становление такой политики государства связано с переходом от силовой основы регулирования общественных связей к информационной, этот процесс приобретает объективное значение и не может не лежать в основе разработки стратегии социальноэкономического и социально-политического развития страны, всех общественно значимых управленческих проектов.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Викторович Зырянов
Южно-Уральский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zav-nauka@mail.ru
кандидат юридических наук, доцент, доцент, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права, Юридический институт
454080, Челябинск, Россия, пр. Ленина, д. 76Список литературы
- Астафьева О.Н. Синергетика как мировоззренческая и методологическая парадигма системного взаимодействия. М.: Изд-во МГИДА, 1999. 198 с
- Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юридическая литература, 1997. 314 с
- Барышников О.В. Синергетика и теория государства и права // Законность. 2001. № 7. С. 29-32
- Буданов В. Г. Принципы синергетики и управление кризисом. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М.: РАГС, 2003. 254 с
- Делокаров К.Х. Синергетика и управление: методологическое замечание // Самоорганизация, организация, управление. М.: Изд-во РАГС, 1995. 387 с
- Егоров B.C. Философский реализм. M.: КомКнига, 1994. 511 с
- Иванов А.В. Синергетика в юридических и политических науках: (Тез. и дискуссии) // Фил. Дескрипторы. Барнаул, 2001. С. 84-90
- Калиниченко Л.А. Социальная организация государственной службы. М.: Издательство ЛКИ, 2000. 335 с
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 64-70
- Лесков Л.В. Чего не делать? Футуросинергетика России. М.: Мысль, 1998, 198 с
- Малинецкий Г.Г. Исторические механизмы и нелинейная динамика // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы. 2000. М.: Изд.-во Янус-К. С. 190-209
- Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 287 с
- Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: (Синергетика, психология и футурология). М.: PerSe, 2001. 170 с
- Петров В.К. Устойчивость государства. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2005. 491 с
- Потатурин И.О. Методологический подход к исследованию проблемы политического хаоса // «Новые» и «вечные» проблемы философии. Новосибирск: Арека, 2000. 178 с
- Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. М.: Новый Юрист, 2001, 240 с
- Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. М.: Изд-во РАГС, 2003. 189 с
- Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 227-233
- Шабров О. Политическое управление: проблемы стабильности развития. М.: Наука, 1997. 297 с
- Шалаев В.П. Социосинергетика: Истоки, теория и практика в современном мире. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского государственного университета, 1999. 312 с
- Туманов Г.А. Организация как функция государственного управления // Советское государство и право. 1986. № 1. С. 40-41
- Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 42-47
- Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. 352 с