МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЛАВУЧИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ УСТАНОВОК

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Плавучие нефтегазовые установки - ключевые инфраструктурные объекты морской нефтегазовой промышленности. Благодаря своей мобильности такие установки могут использоваться многократно; сегодня они способны обеспечить полный цикл освоения шельфовых месторождений - разведку, добычу, хранение и отгрузку нефтепродуктов. Между тем столь широкий функционал плавучих установок затрудняет определение их международно-правового статуса. По смыслу Конвенции ООН по морскому праву 1982 года международно-правовой статус плавучих нефтегазовых установок неясен. Неопределенность объясняется дуалистической природой этой категории морских объектов. С одной стороны, плавучие установки являются «установками» при проведении разведки или разработки ресурсов морского дна, а с другой, - подпадают под категорию «судов», осуществляя навигацию. Отнесение плавучих установок к той или иной категории имеет важное значение, поскольку обусловливает выбор юрисдикции, влияет на применимость принципов морского права и требований международных договоров. Цель статьи - провести анализ положений международного права, которые определяют международно-правовой статус плавучих нефтегазовых установок, оценить их оптимальность для современной практики и обосновать предложения по их совершенствованию. Для достижения этих целей в статье прослеживается развитие положений о международно-правовом статусе плавучих нефтегазовых установок в контексте режимов Женевских конвенций по морскому праву 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а также сопоставляются подходы к определению статуса плавучих установок для целей и задач различных конвенций, применимых к тем или иным аспектам их эксплуатации. В статье рассматриваются группы конвенций, по смыслу которых плавучие и стационарные установки отождествляются с судами; исключительно плавучие установки относятся к категории судов; плавучие и стационарные установки выделяются в специальную правовую категорию; плавучие установки относятся к категории «судов» при осуществлении навигации, а к категории «установок» в момент разведки и разработки месторождений (дуалистический подход). Автор приходит к выводу о недопустимости дифференциации подходов к определению статуса плавучих нефтегазовых установок для различных целей и задач международно-правового регулирования. В качестве решения проблемы дифференциации обосновывается целесообразность унификации концепции дуалистического подхода, намечаются пути ее совершенствования, вносятся рекомендации по интеграции унифицированного дуалистического подхода в систему международно-правового регулирования.

Об авторах

Никита Сергеевич Абрамов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: AbramovNS@iCloud.com

аспирант кафедры международного права, юридический факультет

119991, Москва, Россия, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 13

Список литературы

  1. Международное публичное право: учебник. Под ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 2009. 1008 с
  2. Berlingieri, F. (2015) International Maritime Conventions (Volume 2): Navigation, Securities, Limitation of Liability and Jurisdiction. New York, Informa Law Publ
  3. Bishop, A. (2016) Law of Salvage. In: Attard, D.J., Fitzmaurice, M., Ignacio, A., Martínez, N., Belja, E. (eds.) The IMLI Manual on International Maritime Law: Volume II: Shipping Law. Oxford, Oxford University Press Publ. 474-501
  4. Бородавкин П.П. Морские Нефтегазовые Сооружения. Учебник для вузов. Часть 1. Конструирование. М.: Недра-Бизнесцентр, 2006. 555 c
  5. Chandrasekaran, S., Jain, A.K. (2017) Ocean Structures: Construction, Materials, and Operations. Boca Raton, CRC Press Publ
  6. Dux, T. (2011) Specially Protected Marine Areas in the Exclusive Economic Zone (EEZ): The Regime for the Protection of Specific Areas of the EEZ for Environmental Reasons Under International Law. Berlin, LIT Verlag Münster Publ
  7. Esmaeili, H. (2001) The Legal Regime of Offshore Oil Rigs in International Law. Aldershot, Ashgate Dartmouth Publ.
  8. Gavouneli, M. (1995) Pollution from Offshore Installations. London, Graham & Trotman Publ.
  9. Гаврилина Е.А. Юрисдикция прибрежного государства в отношении плавучей буровой установки в зависимости от места (расположения) производства буровых работ в пространствах Мирового океана // Правовой энергетический форум. № 1. 2018. С. 43-51
  10. Healy, N.J., Sweeney, J.C. (1991) Basic Principles of the Law of Collision. Journal of Maritime Law and Commerce. 22 (3), 359-404
  11. Kashubsky, M. (2016) Offshore Oil and Gas Installations Security: An International Perspective, Boca Raton, CRC Press Publ
  12. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. Под ред. А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва. М.: Статут, 2007. 637 с
  13. Лазарев М.И. Правовой режим морских буровых и иных установок. М.: Институт государства и права АН СССР. 1972. 185 с
  14. Lowe, V. (2013) Ships. In: Boschiero, N., Scovazzi, T., Pitea, C., Ragni C., (eds.) International Courts and the Development of International Law: Essays in Honour of Tullio Treves. Berlin: Springer Publ. 291-298
  15. Молодцов С.В. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987. 272 c
  16. Nordquist, M.H., Nandan, S., Rosenne, S. (eds.) (1993) United Nations Convention on the Law of the Sea 1982: A Commentary. Volume II. Leiden: Martinus Nijhoff Publ.
  17. O’Connell, D.P. (1984) The International Law of the Sea: Volume II. Oxford: Clarendon Press Publ.
  18. Paik, J.K., Thayamballi, A.K. (2007) Ship-Shaped Offshore Installations. Cambridge: Cambridge University Press Publ.
  19. Papadakis, N. (1997) The International Legal Regime of Artificial Islands. Leyden: Sijthoff Publ
  20. Papanicolopulu, I. (2018) International Law and the Protection of People at Sea, Oxford: Oxford University Press Publ
  21. Park, P. (2013) International Law for Energy and the Environment. Boca Raton: CRC Press Publ
  22. Peplowska, Z. (2010) What is a Ship? The Policy of the International Fund for Compensation for Oil Pollution Damage: The Effect of the Greek Supreme Court Judgment in the Slops Case. Aegean Review of the Law of the Sea and Maritime Law. Vol. 1. No 1. 157-164
  23. Pereira, R. (2016) Pollution from Seabed Activities. In: Attard, D., Fitzmaurice, M., Martinez, N., Hamza, R. (eds.) The IMLI Manual on International Maritime Law: Volume III: Marine Environmental Law and International Maritime Security Law. Oxford: Oxford University Press Publ. 95-138
  24. Проектирование и строительство морских нефтегазовых сооружений: в 2-х ч. Часть 1. Под ред. В.А. Перфилова, В.В. Габова, И.А. Томарева, У.В. Канавец. Волгоград: ВолгГТУ, 2017. 224 с
  25. Richards, K.R. (2011) Deepwater Mobile Oil Rigs in the Exclusive Economic Zone and the Uncertainty of Coastal State Jurisdiction. Journal of International Business and Law. Vol. 10. No 2. 387-411
  26. Rothwell, D.R., Stephens, T. (2016) The International Law of the Sea. London: Bloomsbury Publ
  27. White, M. (1999) Offshore Craft and Structures: A Proposed International Convention. Australian Mining Petroleum Law Journal. Vol. 18. No 1. 21-27

© Абрамов Н.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах