МВФ и социально-политические процессы на постсоветском пространстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье показано, что практика Международного валютного фонда (МВФ) по предоставлению кредитов нуждающимся странам запускает малоисследованную цепную реакцию изменений социально-политических процессов. В качестве рабочей гипотезы автором предлагается следующее: функционируя в условиях постсоветских обществ, где длительное время ключевую роль в экономике и политике играло государство, МВФ недооценил сильный запрос местного населения на поддержку правительством социальной сферы, что привело к двоякому результату его консультационной деятельности - с одной стороны, рекомендации фонда действительно привели к стабилизации финансовых систем региона, но, с другой стороны, - к непоследовательности модернизации и незавершенности структурных реформ. Граждане критически отнеслись к сокращению дотаций на социальные сегменты своей жизни, поэтому постсоветские элиты постоянно колебались в отношении выполнения полного пакета рекомендаций МВФ. Автор придерживается мнения, что постсоветские правительства на деле ограничивали маневр фонда, отсюда в отдельных случаях международной организации даже приходилось идти на уступки и послабление своих изначальных требований. Отсутствие единого и долговременного подхода кредитования между постсоветской элитой и МВФ провоцировало разочарование населения в необходимости либерализации, ослабления института государства, а также формировало условия для социальной неустойчивости вплоть до «цветных революций». Исследование опирается на данные социологических опросов населения.

Об авторах

Сергей Николаевич Федорченко

Московский государственный областной университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.n.fedorchenko@mail.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Алиджанов Д.А. Денежно-кредитные механизмы стимулирования импортозамещающего экономического роста в республике Таджикистан // Экономический журнал. 2016. № 3 (43). С. 12-29
  2. Ананьев А.С. Сравнительный анализ МВФвстранах с трансформируемой экономикой: Автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М:. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. 2008. С. 18-19
  3. Арсеенко А.Г. Антисоциальные инновации ВБ и МВФ на постсоветском пространстве (на примере Украины) // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Нижний Новгород: НИСОЦ; 2014. С. 117-121
  4. Архипова В.В. Влияние «внезапных остановок» потоков капитала на национальную экономику // Вестник Финансового университета. 2016. № 5. С. 115-125
  5. Бардин А.Л. Принципы глобального управления на основе международных финансовых институтов // Полис. Политические исследования. 2013. № 4. С. 168-172
  6. Бардин А.Л. Политические аспекты деятельности МВФ и Всемирного банка в Украине // Власть. 2014. № 10. С. 220-224
  7. Вардомский Л.Б., Пылин А.Г. Глобальный кризис в Украине: причины глубокого спада и противоречия экономической политики // Белорусский экономический журнал. 2010. № 1. С. 4-16
  8. Дегтерев Д.А. Политическое влияние в международной финансовой системе // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 4. С. 77-105. doi: 10.17323/1996-7845-2016-04-77
  9. Игамбердиев Б.А., Тегизбекова Ж.Ч. История Кыргызстана как процесс реализации индивидуального интереса в свете неэффективного экономического управления // Вестник КРСУ. 2014. № 6. С. 118-122
  10. Коннов В.А. К вопросу о юридических особенностях выделения Международным валютным фондом финансовой помощи Украине // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 159-161
  11. Одлинг-Сми Дж. Взаимоотношения МВФ и России в 1990-е годы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. 2005. № 3. С. 79-88
  12. Сидорова Е.А., Баранова М.С. Проблема глобального управления и роль Международного валютного фонда // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15. Выпуск 2. С. 15-22
  13. Смыслов Д.В. История отношений России с международными финансовыми организациями. URL: http://www.ru-90.ru/node/1215 (дата обращения: 07.12.2016)
  14. Толочко О.Н. Реализация норм международного экономического права посредством участия в международных экономических организациях (на примере Республики Беларусь) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. № 1. С. 170-176
  15. Хачатрян А. Армения: кризис и фундаментальные проблемы экономики // Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 6 (66). С. 50-59
  16. Чантуридзе Л. Рекомендации МВФ для Грузии: дорога в «храм изобилия» или путь к проращиванию нищеты? // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 6 (42). С. 140-151
  17. Чантуридзе Л. Кыргызстан на перепутье: экономические причины «революции тюльпанов» // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 4 (46). С. 74-84
  18. Barisitz St. Belarus in recession, banking sector in difficulties - Russia to the rescue // Focus on European economic integration. 2016. № 3. P. 41-49
  19. Dabrowski M. Belarus at a crossroads // Bruegel Policy Contribution. 2016. № 2. P. 1-10
  20. Huygen Ch. One Step Forward, Two Steps Back: Boris Yeltsin and the Failure of Shock Therapy // Constellations. 2011. Vol. 3. № 1. P. 63-73
  21. Stone R.W. Controlling Institutions: International Organizations and the Global Economy. Cambridge: University Press, 2011
  22. Woods N., Lombardi D. Uneven Patterns of Governance: How Developing Countries are Represented in the IMF // Review of International Political Economy. 2006. Vol. 13 (03). P. 480-515

© Федорченко С.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах