Том 17, № 1 (2017): Международные организации и незападный мир
- Год: 2017
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/952
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-1
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Международные финансовые институты и вызовы многополярности
Аннотация
Современный мир становится все более многополярным. Однако, несмотря на очевидное перемещение центра экономической тяжести с Запада на Восток, механизмы по разработке правил регулирования в мировой экономике и мировых финансах остаются практически незыблемыми. Региональные экономические игроки (такие, как группа стран БРИКС) активно включились в систему международного разделения труда. Однако существование институциональных финансовых монополий препятствует перераспределению глобальной добавленной стоимости. Вооружившись новейшими информационными технологиями и финансовыми инновациями, страны-лидеры финансовой глобализации осуществляют перераспределение дефицитных глобальных ресурсов в пользу мир-системного ядра. Цель статьи - на основе методов сравнительного и системного анализа представить обобщенную характеристику глобальных финансовых институтов. Обоснован тезис, что широко обсуждаемая реформа квот и управления МВФ не привела к существенному усилению роли наиболее динамично развивающихся рыночных экономик в системе принятия решений фонда. Американское доминирование в международных финансовых институтах способствует дальнейшему глобальному продвижению доллара как резервной валюты центральных банков, валюты международных расчетов, депозитов, займов и инвестиций. Показана взаимосвязь между реализацией концепции финансовой глобализации и функционированием модели «центр-периферия» мирового рынка капиталов. Проанализированы особенности современной структуры мирового валютного рынка. Рассмотрены правовые аспекты глобального регулирования, в частности роль англо-американского права в мировой экономике и мировых финансах. Сделан вывод, что для полноценного участия в процессах глобализации странам БРИКС необходимо создание параллельной финансовой системы, направленной на развитие реального сектора экономики и независимой от правил игры, устанавливаемых в системе действующих международных финансовых институтов.
МВФ и социально-политические процессы на постсоветском пространстве
Аннотация
В статье показано, что практика Международного валютного фонда (МВФ) по предоставлению кредитов нуждающимся странам запускает малоисследованную цепную реакцию изменений социально-политических процессов. В качестве рабочей гипотезы автором предлагается следующее: функционируя в условиях постсоветских обществ, где длительное время ключевую роль в экономике и политике играло государство, МВФ недооценил сильный запрос местного населения на поддержку правительством социальной сферы, что привело к двоякому результату его консультационной деятельности - с одной стороны, рекомендации фонда действительно привели к стабилизации финансовых систем региона, но, с другой стороны, - к непоследовательности модернизации и незавершенности структурных реформ. Граждане критически отнеслись к сокращению дотаций на социальные сегменты своей жизни, поэтому постсоветские элиты постоянно колебались в отношении выполнения полного пакета рекомендаций МВФ. Автор придерживается мнения, что постсоветские правительства на деле ограничивали маневр фонда, отсюда в отдельных случаях международной организации даже приходилось идти на уступки и послабление своих изначальных требований. Отсутствие единого и долговременного подхода кредитования между постсоветской элитой и МВФ провоцировало разочарование населения в необходимости либерализации, ослабления института государства, а также формировало условия для социальной неустойчивости вплоть до «цветных революций». Исследование опирается на данные социологических опросов населения.
«Советская делегация считает целесообразным вступление Советского Союза в состав членов фонда»: СССР и Международный валютный фонд в 1943-1946 гг
Аннотация
В статье на основе неопубликованных и ранее не введенных в научный оборот советских документов, а также малоизвестных американских документов рассматривается эволюция позиции советского правительства по вопросу участия СССР в деятельности Международного валютного фонда (МВФ) в 1943-1946 гг. Настоящая работа проясняет отношение советского правительства к международному экономическому сотрудничеству (существенно искаженное в 1950-1980-х гг. как советской, так и западной пропагандой), тем самым закрывая значительную лакуну в отечественной и зарубежной историографии. Основываясь на принципах историзма и научной объективности, тщательно проработав советские документы и сравнив их с американскими, автор делает вывод о том, что на начальном этапе послевоенного международного сотрудничества в области торговой и валютной политики советское руководство придавало большое значение участию Советского Союза в выработке принципов этого сотрудничества и готово было пойти на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка и поддерживать образ влиятельного игрока на международной арене. Однако с осени 1945 г. позиция советского правительства начала существенно меняться по ряду причин исключительно политического характера. В частности, СССР оказался втянут в большую экономическую и политическую игру между США и Великобританией, всех тонкостей которой советское руководство не могло знать. В результате многие представления и, соответственно, решения Москвы о возможных принципах участия СССР в международном экономическом сотрудничестве осенью 1945 - весной 1946 г. основывались на ложной или недостаточной информации. Этим во многом и объясняется отказ СССР от вступления в МВФ в указанный период.
Колониальное наследие как проблема и ресурс сотрудничества Юг-Юг: случай Бразилии
Аннотация
Целью данной статьи является обозначение ключевых нарративов колониального наследия как узловых точек формирования бразильской внешнеполитической повестки дня в русле сотрудничества Юг-Юг. Стремление Бразилии к региональному лидерству и ее попытки повысить свой международный престиж будут проанализированы на основе конструктивистской методологии, прежде всего, в рамках теории взаимодействия агента и структуры, предложенной А. Вендтом в 1987 г. Подобный подход, во-первых, позволит прояснить основные затруднения, с которыми сталкивается Бразилия в собственном регионе, а также проанализировать ее усилия по устранению проблем колониального наследия в осуществлении одной из важнейших целей политики - достижения регионального лидерства. Во-вторых, позволит увидеть колониальное наследие как безусловный ресурс Бразилии для расширения географического охвата ее влияния и роста количества ее союзников по линии Юг-Юг. В-третьих, мы продемонстрируем чрезвычайно сложную взаимосвязь одного из наиболее интересных современных международных объединений, такого как БРИКС, с проблемой колониального наследия на структурном уровне. На примере Бразилии как страны, с одной стороны, не преодолевшей пока комплекса бывшей колонии, а с другой, как государства, активно осуществляющего политические ритуалы, демонстрирующие его возрастающую мощь, мы сможем проследить за теми возможностями и ограничениями, которые существуют в современной структуре международных отношений. Наконец, исследование поможет прояснить, почему БРИКС, организация во многом претендующая на роль агента артикулирования нового миропорядка, более благоприятного для стран оси Юг-Юг, имеет мало шансов достичь этой цели.
Асимметрия интеграции в рамках ЭКОВАС: вклад регионального гегемона и малой страны
Аннотация
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Дисбалансы в развитии Европейской валютной интеграции: проблемы и современные тенденции
Аннотация
После мирового финансового и долгового кризисов (2008-2009 гг.) разрыв между центром и периферией усилил проблемы еврозоны. В статье анализируется развитие внешних и внутренних диспропорций зоны евро. По итогам проведенного анализа выявлено, что данная проблема остается нерешенной. Высокие уровни безработицы и государственной задолженности в периферийных странах Европы отражают внутренние дисбалансы. Во многих североевропейских странах отмечается тенденция к увеличению задолженности. Существенные диспропорции текущего платежного баланса между странами свидетельствуют о наличии внешних дисбалансов. Большие профициты текущего счета платежного баланса Германии и Нидерландов при одновременном дефиците Греции препятствуют дальнейшему углублению европейской интеграции. Проведенный анализ показал уменьшение внешних дисбалансов за счет улучшения платежного баланса периферии. Решение проблемы потребует большей координации макроэкономических политик между национальными органами и европейскими институтами. Подчеркивается ограниченность европейских институтов в проведении общей экономической политики. Автор акцентирует внимание на необходимости повышения конкурентоспособности с помощью структурных реформ, так как политика фискальной дисциплины не будет достаточной для достижения внутреннего равновесия. Также необходимо внедрение европейских инвестиционных проектов для обеспечения устойчивого экономического роста. Автор приходит к выводу, что усиление экономического роста нужно использовать для сокращения уровней государственного долга. При отсутствии возможности регулирования валютного курса внутри зоны евро необходима дальнейшая конвергенция текущих счетов платежного баланса.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Роль ООН в разрешении международных конфликтов
Аннотация
В последние годы наблюдается обострение перманентных конфликтов, а также усиливается рост конфронтации государств на международной арене, что безусловно вновь актуализирует вопрос о роли ООН в области разрешения международных кризисов. В этой связи целью статьи является определение степени влияния ООН на процесс урегулирования международных конфликтов на современном этапе. Автором делается краткий анализ посреднической деятельности ООН, определяется ее правовая база. Кроме того, рассматривается специфика функционирования Международного суда ООН и разрешенные им территориальные споры за прошедшие годы. Основным методом исследования является сравнительно-исторический подход, использующийся для выявления динамики функционирования ООН на современном этапе. В настоящее время ООН активизирует усилия в решении ряда международных кризисов, а также пытается снизить их эскалацию. Однако до настоящего момента наиболее серьезные международные конфликты остаются неразрешенными, что может быть доказательством недостаточной эффективности организации в решении данных вопросов.
Роль резолюции A/RES/S-30/1 в формировании новых подходов ООН к противодействию незаконному обороту наркотиков на глобальном уровне
Аннотация
Статья рассматривает роль и влияние резолюции Генеральной ассамблеи ООН A/RES/S-30/1 «Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней» на современное состояние общемировых усилий по борьбе с глобальной проблемой наркотиков и формирование тенденции противодействия наркотрафику. Показано развитие тенденции к поиску сбалансированных подходов формирования антинаркотической политики на национальном, региональном и глобальных уровнях, которая находит свое проявление в уходе от стандартных практик силового воздействия, характерных для концепции «Войны с наркотиками», в сторону ориентированных на человеколюбие и гуманизм альтернатив. В заключительной части статьи делается вывод о существовании консенсуса среди отдельных развитых и развивающихся стран различных регионов относительно необходимости разработки и внедрения новых решений для глобальной проблемы наркотиков. Авторы приходят к выводу, что все больше внимания в рамках международного сообщества уделяется социальной составляющей проблемы наркотиков, подразумевающей разработку и внедрение альтернативных судов и исправительных учреждений, стимулирование социально-экономического развития, мер по декриминализации и в отдельных случаях легализации.
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
Современное состояние белорусско-израильских отношений: тенденции развития
Аннотация
Статья посвящена белорусско-израильским отношениям на современном этапе. Автор отмечает отсутствие израильских комплексных исследований данной проблемы и полагает, что тема нуждается в дальнейшем изучении. Приводится краткий исторический очерк двусторонних межгосударственных отношений. В статье дана характеристика политического диалога двух стран. Подчеркиваются тесные связи белорусских властей с представителями одной из крупнейших партий Израиля. Исследуется тенденция развития двустороннего политического взаимодействия. В статье приводятся примеры совместной кооперации в экономической сфере. Дается характеристика наиболее успешных проектов в различных отраслях экономики. Автор систематизирует информацию о проделанной совместной работе двух сторон по наращиванию двустороннего товарооборота. Автор статьи обращает внимание на оживление двусторонних контактов по всем направлениям за последнее время. Подводятся итоги и результаты двустороннего сотрудничества в этой сфере. Уделяется особое внимание деятельности Всеизраильского объединения выходцев из Беларуси в Израиле. В частности, автор рассматривает историю создания объединения и ее деятельность на современном этапе, анализирует процесс интеграции выходцев из Беларуси в Израиле, подчеркивает важность наличия связей объединения с белорусским диппредставительством в Тель-Авиве. В статье рассмотрены причины, по которым было принято решение о закрытии израильского посольства в Минске. Автор отмечает роль различных субъектов международных отношений в урегулировании данного процесса.
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Модели взаимодействия форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) с международными институтами в процессе осуществления многостороннего управления
Аннотация
После мирового финансового кризиса 2008 г. Азиатско-Тихоокеанский регион превратился в основной драйвер глобального экономического роста, оставив далеко позади США и европейские экономики. Одним из факторов экономических успехов стали процессы региональной интеграции и упрощения условий ведения бизнеса благодаря деятельности многосторонних региональных объединений, таких как форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В процессе регионального управления АТЭС взаимодействует с различными международными и региональными организациями, выбирая модели, позволяющие ему наилучшим образом реализовать приоритеты своей повестки дня. В данной статье предпринята попытка выявить, какие модели взаимодействия с международными и региональными организациями наиболее характерны для АТЭС, причины и результаты обращения АТЭС к этим моделям, проследить эволюцию взаимодействия, а также оценить эффективность использования форумом международных организаций для реализации своих приоритетов. Для проведения исследования автор использовал количественный и качественный контент-анализ, а также сравнительный исторический анализ. Автор приходит к выводу, что форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» обладает четко сформулированной повесткой дня, направленной на реализацию изначальных задач объединения по обеспечению либерализации торговли, инвестиций и благоприятных условий ведения бизнеса в регионе. Реализуя задачи своей повестки дня, АТЭС чаще всего использует политический, финансовый и экспертный потенциал, а также инструменты и механизмы международных организаций (модель «управление через многосторонние организации). В ряде случаев АТЭС использует модель «каталитического воздействия» и «параллельного управления».
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Исследования международных организаций в РФ. Интервью с доктором политических наук, директором Центра исследований международных институтов (ЦИМИ) РАНХиГС М.В. Ларионовой
Аннотация
Ларионова Марина Владимировна является ведущим исследователем международных институтов в РФ. В 2007 г. она защитила докторскую диссертацию на тему: «Формирование общего образовательного пространства в условиях развития интеграционных процессов в Европейском Союзе» в Российском университете дружбы народов. В период с 2002 г. по 2009 г. занимала должность проректора НИУ ВШЭ, в настоящий момент является профессором Департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. В 2005-2016 гг. возглавляла Институт международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ. С 2014 г. Марина Владимировна является управляющим директором и вице-президентом по международному сотрудничеству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). С 2016 г. возглавляет Центр исследований международных институтов (ЦИМИ) в РАНХиГС. Имеет более 100 научных публикаций, состоит в Академии политической науки, Ассоциации университетов в сфере современных европейских исследований и занимает пост президента Ассоциации экспертов в области содействия международному развитию. Ларионова Марина Владимировна - главный редактор научного журнала «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика», член редакционной коллегии Вестника Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения и Global Summitry Journal - GSJ. В интервью М.В. Ларионова рассказывает об исследовании деятельности международных институтов (организаций) в РФ и в мире, основных школах, направлениях и методах анализа в данной сфере.
Региональная интеграция развивающихся стран. Интервью с Генеральным секретарем ЛАГ (2001-2011 гг.) Амр Мусой
Аннотация
Амр Муса является одним из наиболее опытных дипломатов с богатым опытом работы в международных организациях. В 1958-1972 гг. он работал в нескольких департаментах и египетских зарубежных миссиях, включая миссию в ООН. Начиная с 1974 г., на протяжении трех лет занимал пост помощника и советника министра иностранных дел Арабской Республики Египет. Дважды (1977-1981 гг.; 1986-1990 гг.) возглавлял Департамент международных организаций МИД Египта. В период 1981-1983 гг. занимал пост заместителя постоянного представителя Египта в ООН. После чего до 1986 г. продолжил дипломатическую карьеру в качестве посла в Индии. С 1990 г. до 1991 г. работал в качестве постоянного представителя Арабской Республики Египет в ООН. После чего на протяжении 10 лет Амр Муса возглавлял МИД Египта. С 2001 г. по 2011 г. занимал пост Генерального секретаря Лиги арабских государств. В своем интервью г-н Амр Муса говорит о роли международных организаций в развивающемся мире, особенностях региональной политической и экономической интеграции развивающихся стран. Особое внимание уделяется проблематике миротворческой деятельности на региональном уровне.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Международные аспекты создания Южно-Африканского Союза в 1910 г
Аннотация
История формирования Южной Африки как единого государства в XIX - начале XX в. тесно переплетена с событиями мировой политики того времени. Колонизация юга Африки происходила в основном за счет переселения голландцев и англичан, занимавшихся различной предпринимательской деятельностью - торговлей, добычей минерального сырья, сельским хозяйством и пр. Образованию Южно-Африканского Союза предшествовал весьма продолжительный период, в ходе которого последовательно формировалась идея объединения английских колониальных владений на юге Африки и создавались долгосрочные планы реализации намеченного. За экономическое проникновение в Южную Африку кроме Германии с Англией соперничали еще нескольких европейских держав и США. С 1869 г. по 1886 г. на данной территории были обнаружены крупнейшие в мире месторождения алмазов и золота, что коренным образом изменило ситуацию в регионе. Конфликт интересов в борьбе за контроль над богатейшими ресурсами привел к первой войне XX в. - англо-бурской, которая оставила заметный след и в истории России. Правительство России стремилось поддержать буров и извлечь выгоды из затруднений своего тогдашнего главного соперника на мировой арене, а буры в свою очередь нуждались в поддержке мировых держав. Хотя дипломатические отношения с Россией были установлены, российское посольство в Претории так и не появилось, через год началась война. В результате возник британский доминион Южно-Африканский Союз. Утверждение британским парламентом «Акта о Южной Африке» ликвидировало последние препятствия на пути создания союза, 31 мая 1910 г. было официально провозглашено создание нового государства - Южно-Африканского Союза. Так происходившие на юге Африки социально-экономические и политические процессы находили свое отражение в мировой политике того времени. Они оказали важное влияние на формирование стратегии нового государства, пока еще доминиона Великобритании.
Десталинизация внешней политики СССР по отношению к Индонезии в рамках теории изменения внешней политики
Аннотация
Остров Майотта на пути в международное сообщество
Аннотация
В статье рассматривается эволюция территориального статуса Майотты с момента подписания в 1841 г. договора о передаче Майотты под протекторат Франции до настоящего времени. На основе изученных декретов, законов, постановлений, опубликованных в le Journal officiel de la République française - главном французском печатном издании, прослеживается эволюционный путь Майотты от простой колонии до департамента, выделяются основные этапы развития франко-майотских отношений, показана специфика французской колониальной политики в отношении не только Майотты, но и других ее территорий в Индийском океане, а также особенности административного управления. Особо подчеркивается роль Майотты как стратегически важной территории регионального контроля восточной Африки, а также как зоны экономического, научного и культурного сотрудничества. Рассматривается также статус Майотты после департаментализации, ее ускоренное экономическое и социальное развитие как следствие интеграции с ЕС. В результате исследования делается вывод о том, что Майотта не имеет определенного статуса в международной системе. С одной стороны, Майотта законодательно является департаментом Франции, а также частью удаленных заморских территорий ЕС и международное сообщество считает это легитимным. С другой стороны, международные организации, такие как ООН, Африканский союз, Лига арабских государств не признают Майотту частью Франции.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Процессы трансформации системы образования и науки в странах Азии в оценках международных организаций и транснациональных рейтинговых структур
Аннотация
В статье содержится историографический обзор оценок развития высшего образования и науки в Азии, которая, по-видимому, уже превратилась в ключевой экономический район в мире. Особую актуальность исследованию придает господствующий в последнее время тезис, что базовым фактором качественного экономического развития является уровень образования, науки и инноваций, что абсолютно необходимо для создания «экономики, основанной на знаниях». Анализ, представленный в статье, вносит вклад в более корректное понимание процессов развития такой экономики в Азии. В работе дается анализ научной литературы по проблематике развития образования и науки в Азии, которая делится на четыре кластера. Международные организации (например, ООН и ОЭСР) и транснациональные рейтинговые структуры (в частности, QS), основываясь на количественных показателях, отмечают, что Большая Восточная Азия (Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия, Индия) стала одним из мировых лидеров с точки зрения уровня высшего образования и инноваций. Так, в сфере высоких технологий мегарегион по существу отстает только от Соединенных Штатов, причем отставание постоянно сокращается. Иная картина наблюдается на Большом Ближнем Востоке (Ближний и Средний Восток, Центральная Азия). Можно предположить, что возможности арабских стран построить «экономику, основанную на знаниях», весьма незначительны, а возможности государств Центральной Азии и Среднего Востока - ненамного лучше. С точки зрения качественного уровня, Большая Восточная Азия еще уступает Западу (за исключением отдельных самых передовых держав), а в сфере фундаментальной науки - очень серьезно. Вместе с тем проходит процесс и постоянного качественного роста. Особое внимание обращается на то, что азиатские университеты в последнее время прежде всего делают акцент на укреплении преподавания инженерных и точных дисциплин.