№ 1 (2015): Восточная Азия: возвышение КНР, сотрудничество в целях развития, партнерство с РФ
- Год: 2015
- Статей: 23
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/631
Статьи
Сотрудничество в целях развития как межкультурный диалог и японский опыт «самопомощи»
Аннотация
При написании этой статьи автор стремился показать уникальность и выявить сильные и слабые стороны японской официальной помощи в целях развития (ОПР). Западные страны неоднократно подвергались критике за свою склонность навязывать собственные ценности путем предоставления ОПР, игнорируя различия в культурном контексте и проявляя неспособность выстроить интерактивные отношения. Истоки этой тенденции можно найти в фундаментальном недостатке западного интеллектуального подхода, который Хабермас критически описал как монолог. Японская ОПР представляется альтернативой, с тех пор как страна стала уделять особое внимание инициативе стран - реципиентов помощи и провозгласила идею о «Поддержке самопомощи». Тем не менее японская ОПР пока не коренится в глубоком понимании культурных аспектов развития, что позволило бы стране-донору выстроить интерактивный диалог со странами-получателями. Уникальный подход Японии отражает исторические отношения с азиатскими странами - реципиентами помощи, где у Японии были общие интересы с другими государствами. ОПР Японии не базируется на ценностях, как у западных доноров, а основана на интересах, но стране также не хватает четкого представления о различиях в культурном контексте. Новые доноры, заявляя, что они не опираются на ценностные ориентиры, рискуют в итоге повторить ошибку Японии. Странам - реципиентам помоши рекомендуется выражать свою культурную самобытность для того, чтобы сотрудничество в целях развития превратилось в процесс творческого межкультурного диалога.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):5-14
5-14
Эволюция корейской политики офицальной помощи в целях развития
Аннотация
С момента вступления в Комитет содействия развитию (КСР) ОЭСР в 2010 г. Республика Корея предприняла немало усилий, чтобы повысить свою роль в области международного сотрудничества в целях развития. В статье анализируется эволюция корейской политики официальной помощи в целях развития (ОПР), рассматривается, каким образом опыт Кореи в области содействия развитию в качестве рецепиента помощи и ее присоединение к КСР формировали политику и стратегии ОПР. Различные интересы и мотивации Министерства стратегии и финансов и Министерства иностранных дел и торговли сильно влияют на корейскую политику ОПР. Корейское правительство взяло на себя обязательство «наводить мосты» между развитыми и развивающимися странами, предложив «корейскую модель ОПР». Тем не менее интеграция принципов и норм КСР в корейскую модель ОПР остается вызовом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):15-23
15-23
Сотрудничество Юг-юг, помощь по линии Север-юг и перспективы архитектуры международной помощи
Аннотация
Сотрудничество по линии Юг-Юг и помощь по линии Север-Юг возникли в различных исторических условиях, и между ними прослеживаются довольно большие различия в философии, принципах и парадигмах. На фоне меняющейся глобальной обстановки для развитых стран стало очевидно, что, с одной стороны, первоначальная архитектура помощи в целях развития должна быть реформирована, а с другой стороны, что в этой архитектуре заметно возрастает роль развивающихся стран. Западные доноры начали пересматривать свои принципы и методы оказания помощи и постепенно приняли концепцию эффективности развития и попытки создать глобальный форум развития, а также установить глобальное партнерство, включающее новых доноров, стран-получателей, гражданское общество и частный сектор. Тем не менее, будучи развивающимися странами, новые доноры сталкиваются с нерешенными вопросами бедности и несовершенными институтами администрирования программ помощи. Это говорит о том, что новые доноры не в состоянии занять доминирующую позицию в нынешней архитектуре помощи. Таким образом, в будущем диалог и сотрудничество между традиционными и новыми донорами должны опираться на принцип, когда обязанности, принятые каждой из сторон, являются коллективными, но не идентичными. При этом развивающиеся страны несут основную ответственность за содействие снижению бедности и экономическое развитие в них. Они должны быть взаимно терпимы к различиям в философии и делиться полезным опытом. Кроме того, новые доноры должны способствовать развитию потенциала в странах-получателях через взаимовыгодное сотрудничество и в то же время решать свои внутренние проблемы развития.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):24-31
24-31
КНР - Африка: новые ориентиры взаимоотношений
Аннотация
Статья посвящена анализу политики «пятого поколения руководства КНР» в отношении государств Африки. Авторы отмечают новые акценты современной китайской дипломатии и их преломление в китайско-африканских отношениях. В статье раскрывается концепция «китайской мечты», впервые озвученная именно в Африке, инновационная модель международного сотрудничества в рамках формирования «экономического пояса Шелкового пути». Раскрываются основные направления сотрудничества - политическое, экономическое и гуманитарное. Политическое сотрудничество характеризуется активизацией взаимных визитов на самом высоком и высшем уровнях, взаимодействием в рамках ГА ООН, участием в миротворческих операциях ООН. Экономическое сотрудничество характеризуется активизацией взаимной торговли, переходом к «модернизированной версии» инвестиционного взаимодействия, реализацией стратегии «выхода за границу» китайской продукции, импортом природных ресурсов из Африки, созданием рабочих мест для местного населения, финансированием инфраструктурных проектов, переносом в Африку трудоемких производств. Гуманитарное сотрудничество заключается в программе подготовки кадров для Африки, в реализации китайско-африканских программ технологического партнерства, научных исследований и обмена, а также китайско-африканского форума «Мозговой Центр». Большую роль играет сотрудничество в области здравоохранения. Авторы отмечают, что новое руководство КНР заявляет о переходе к модернизированной версии китайско-африканского сотрудничества.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):32-42
32-42
Арктика - новый регион внешней политики Китая
Аннотация
Статья посвящена внешней политике Китая в Арктике. Главное внимание уделяется стратегическому видению КНР об Арктике, особенностям формирования двустороннего и многостороннего сотрудничества по вопросам Арктики, также мнению российских экспертов об экономическом партнерстве между Россией и Китаем. Рассмотрены интересы КНР в Арктике: использование арктической транспортной системы Арктики из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу; возможность доступа к арктическим ресурсам; поиск партнеров в реализации арктических проектов и программ. Обозначены шесть направлений многостороннего и двустороннего сотрудничества Китая в Арктике: а) научные исследования, б) природные ископаемые, нефть и газ, в) туризм, г) маршруты арктического судоходства, д) использование высоких технологий в развитие региональной экономики, е) культура и образование. Авторы приходят к выводу о том, что на начальном этапе международного сотрудничества в Арктике полярные научные исследования становятся инструментом «мягкой силы», а в долгосрочной перспективе Китай включил Северный морской путь Российской Федерации в Экономический пояс и Морской шелковый путь Китая в XXI в.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):43-52
43-52
Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (1950-1990-х гг.)
Аннотация
В статье анализируются концептуальные основы внешней политики КНР в период с 1950 по 1990-х гг., а именно: «пять принципов мирного сосуществования», концепция «промежуточных зон», доктрина «трех миров», «четыре модернизации» и др. С момента основания Китайской Народной Республики в 1949 г. азиатское государство прошло несколько этапов формирования независимого внешнеполитического курса, который не только позволяет отвечать на современные вызовы международных отношений, но и обрести право решающего голоса на мировой арене. И если в начале 50-х гг. КНР опиралась исключительно на зарубежной опыт в этой области, то спустя уже десять лет правительство страны вынуждено было выработать новую внешнеполитическую концепцию, не зависящую от СССР и США. В 70-х гг. прошлого столетия Китай не только превращает внешнюю политику в инструмент содействия экономическому развитию, но и фактически становится лидером «Третьего мира». Примечательно, что до сих пор КНР относит себя к развивающимся странам. После распада СССР и краха биполярной системы Пекину вновь пришлось корректировать свои внешнеполитические установки, что привело в итоге к усилению стремления создать полицентричную систему международных отношений. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что современные концепции Китая в области внешней политики явились закономерным итогом эволюции внешнеполитических доктрин КНР со дня ее основания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):53-59
53-59
Политика «мягкой силы» России и КНР в отношении стран Центральной Азии (на примере Казахстана)
Аннотация
Политика «мягкой силы» несколько утратила свое значение в российском внешнеполитическом курсе, но продолжает доминировать в умах исследователей. Доказательством тому служат многочисленные статьи, посвященные этой проблематике и даже изыскания журналистских кругов. Понятие давно уже стало своего рода трендом не только в области изучения международных отношений, но и политологии. Ключевым критерием для определения степени воздействия «мягкой силы» является «привлекательность», то есть насколько субъект может расположить к себе объект для того, чтобы оказывать на него определенное влияние. И Россия, и Китай обладают набором инструментов «мягкой силы», которые в той или иной степени позволяют им воздействовать на объекты, в том числе на страны Центрально-азиатского региона, включая Казахстан. Ввиду того, что КР неофициально стала лидером региона, на ее примере можно наиболее ярко проследить стремления России и Китая стать для Казахстана наиболее привлекательным партнером. Исследование опирается на компаративистский подход, что позволяет не только выявить особенности «мягкой силы» РФ и КНР, но сравнить их эффективность. Деятельность двух стран анализируется сквозь призму используемых в регионе инструментов «мягкой силы», в том числе инвестиций, образовательных, научных и культурных программ.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):60-69
60-69
Внешняя политика США как фактор сближения России и Китая
Аннотация
В статье рассматривается внешнеполитический курс США в отношении России и Китая, а также двустороннее американо-российское и американо-китайское взаимодействие. Автором предпринята попытка раскрыть основные причины и проследить процесс сближения России и Китая в контексте реализации Вашингтоном своей политики на мировой арене. Анализируя конкретные внешнеполитические шаги США с конца 1990-х гг. вплоть до событий 2014 г., автор акцентирует внимание на том, что глобальная стратегия внешней политики Вашингтона не только не отвечает национальным интересам России и Китая, но и представляет угрозу их национальной безопасности. Это является дополнительным фактором для сближения позиций Москвы и Пекина как в двусторонних отношениях, так и по вопросам глобального масштаба. Таким образом, автор приходит к выводу, что в контексте своего внешнеполитического курса США толкают Россию и КНР на сближение, которое следует рассматривать как стратегически продуманный шаг, основанный на стремлении достичь взаимовыгодного сотрудничества и поддержки, сходстве позиций по многим международным вопросам и общности подходов к адаптации в меняющемся миропорядке.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):70-78
70-78
Православие в контексте современных российско-китайских отношений: взгляды китайских ученых
Аннотация
Православие представляет собой значимый символ духовной и общественной культуры России, это один из факторов внутренней и внешней политики страны. Вслед за избранием В.В. Путина в 2012 г. на пост президента российско-китайские отношения обрели более интенсивный характер, и православие стало играть в них немаловажную роль. Деятельность именно православных миссионеров в свое время в значительной степени повлияла на развитие не только российско-китайских отношений, но и китаеведения в России, что значительно упрочило политические, а также духовные связи между двумя странами. В статье описана история «православного вопроса» между Россией и Китаем, выявлены взгляды китайских ученых на проблемы православия в рамках стратегического сотрудничества между двумя странами на современном этапе. Особое внимание уделяется перспективам православия в Китая и возможным вариантам его продвижения на территории этой страны. В результате исследования автор приходит к выводу, что в краткосрочный период православие не получит широкой популярности в Китае ввиду различных особенностей, включая политику правительства, особое отношение к религии у самих китайцев, а также неадаптированность православия для КНР. Тем не менее, по мнению автора, есть шанс, что со временем ситуация изменится.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):79-87
79-87
Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в
Аннотация
Статья посвящена российско-китайскому гуманитарному сотрудничеству в 90-е гг. XX в. Автор выделяет особую значимость гуманитарного взаимодействия двух государств для продвижения национальных интересов и расширения присутствия России в КНР после распада СССР, а также формирования позитивного имиджа российского государства в Китае путем применения механизма «мягкой силы». Автор отмечает, что 90-е гг. XX в. явились отправной точкой сотрудничества РФ и КНР в гуманитарной сфере, заложили его нормативно-правовой фундамент, были определены основные направления и приоритеты сотрудничества двух государств в гуманитарной сфере. Вместе с тем автор подчеркивает, что практическая реализация задач, поставленных в подписанных межгосударственных документах, осуществлялась в недостаточно широком формате. И основной причиной тому являлся глубокий социально-экономический кризис, в котором находилась Россия после распада Советского Союза, и, как следствие, недостаток финансирования совместных российско-китайских инициатив в гуманитарной области. Между тем автор заостряет внимание на том факте, что после прихода на должность министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова с его внешнеполитическим курсом на многополярность и активное сотрудничество со странами восточного полушария, в том числе выдвинутой им идеи о создании геополитического треугольника «Россия-Индия-Китай», увеличились объемы сотрудничества России и Китая в гуманитарной сфере, оба государства осознали значение «народной дипломатии» и важность продвижения межкультурного диалога народов двух стран.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):88-97
88-97
Конкуренция между китайскими и индийскими нефтегазовыми компаниями и ее влияние на двусторонние отношения между Пекином и Дели
Аннотация
Статья посвящена политике китайских и индийских национальных энергетических компаний по приобретению зарубежных нефтегазовых активов, проводимой на протяжении последних двух десятилетий. В работе ставится вопрос - лежат ли в основе инвестиционной политики коммерческие интересы акционеров или воля политического руководства двух стран. Чтобы ответить на него, автор исследует организацию китайских и индийских государственных нефтяных компаний и их структуру собственности, основы которых были заложены в 1990-х гг., когда в национальных энергетических секторах Индии и Китая были проведены кардинальные преобразования, позволившие превратить архаичные административно-командные структуры в современные госкорпорации, способные конкурировать с ведущими западными нефтегазовыми компаниями. Особое внимание в статье уделяется конкуренции между китайскими и индийскими компаниями, исследуется проблема - способна ли эта конкуренция повлиять на политические отношения между Пекином и Дели, а также спровоцировать эскалацию существующих конфликтов или появление новых. Для ответа на этот вопрос автором был проанализирован ряд показательных проектов в различных регионах мира, в рамках которых столкнулись интересы нефтегазовых компаний из Китая и Индии.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):98-107
98-107
Межрегиональное сотрудничество России как инструмент реализации национальных приоритетов экономического развития страны
Аннотация
В статье анализируется межрегиональное экономическое сотрудничество, сосуществующее с концепцией традиционного регионализма. Приводятся примеры Соглашения о транстихоокеанском стратегическом и экономическом партнерстве, которое создается уже на протяжении почти десятилетия; Соглашения между США и ЕС о транстихоокеанском стратегическом и экономическом партнерстве (от 2012 г.), об образовании Трансатлантической зоны свободной торговли (ТАЗСТ); инициатива стран Азии и Океании (на саммите этих стран в 2012 г.) образовать Всестороннее региональное экономическое партнерство. Наиболее подробно в качестве межрегиональной организации рассматривается БРИКС. Анализируются экономические факторы, объединяющие стран-участниц группы. Подчеркиваются перспективы расширения ее сотрудничества - с участием южноамериканских экономик. Затрагивается российская внешняя торговля машинотехнической продукцией и сопутствующими услугами с упомянутыми странами-партнерами. Показано, что данные хозяйственные связи могут быть использованы Россией для решения задач импортозамещения, неоиндустриализации и стимулирования экспорта.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):108-116
108-116
К вопросу о роли стратагем в дипломатии Китая
Аннотация
Зародившаяся в глубокой древности и связанная с приемами военной и дипломатической борьбы, стратагемность не потеряла своего значения и влияния на внешнюю политику и дипломатию Китайской Народной Республики до сих пор. Более того, стратагемы давно уже стали атрибутом не только китайской дипломатии, но и других государств. Несмотря на то, что стратагемы в первую очередь были инструментом дипломатии, свое начало они берут из военного искусства. Как правило, стратагемность предполагала длительное выжидание более выгодных условий и достижение цели любыми средствами. Основной же идеей всех стратагем является постулат о настоящем воине, который не воюет, а побеждает без боя. Такую тактику можно проследить и в современном внешнеполитическим курсе КНР, которая в последнее десятилетие все больше опирается на понятие «мягкой силы», продвигая свои интересы, не используя насильственных методов. На основе анализа китайских источников, а также используя широкий круг литературы, прежде всего китайских исследователей, автор приходит к выводу, что характерной для китайского стратегического мышления тактикой является «победа без применения силы», основанная на традиционной философии конфуцианства.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):117-124
117-124
Председательство ЮАР в БРИКС. Региональная держава у руля глобального объединения
Аннотация
В статье представлен анализ результатов председательства ЮАР в БРИКС, формально начавшегося с саммита в Дурбане 15-17 марта 2013 г. и завершившегося в июле 2014 г. встречей глав государств и правительств БРИКС в г. Форталеза. Для оценки эффективности председательства использована модель обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя в неформальных институтах, таких как БРИКС, «Группа двадцати», «Группа семи». В данной модели (модели «спрос-предложение») эффективность председательства рассматривается как способность председателя обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; 2) баланс внутреннего спроса (собственных приоритетов и интересов) и внешнего спроса (проблем глобального управления и приоритетов стран-партнеров по институту); 3) максимальное использование сложившегося потенциала института. Ключевое значение при этом имеет соответствие выбранной роли страны-председателя (организатора, посредника, политического лидера, представителя национальных интересов) внешним условиям и внутренним обстоятельствам. Для оценки соответствия спроса предложению были использованы методы контент-анализа документов, сравнительный анализ и функциональный подход. Основные источники исследования - документы БРИКС, национальные документы стран-членов БРИКС, программные выступления лидеров ЮАР и других лидеров стран БРИКС. Результаты исследования показали, что значимыми факторами эффективности председательства ЮАР стали приверженность осуществлению согласованных на саммите в Дурбане решений и плана действий, а также стремление к использованию БРИКС для реализации задач развития стран Африки и лидерского потенциала ЮАР на континенте. Причем если в первом случае в основе успеха лежал выбор председателем роли организатора, то во втором случае оптимальным было сочетание роли политического лидера и представителя национальных интересов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):125-134
125-134
Евразийский союз с точки зрения КНР: геополитическая перспектива
Аннотация
В статье проводится анализ геополитической стратегии Евразийского союза президента России Владимира Путина с китайской точки зрения. Авторы рассматривают исторические предпосылки создания Евразийского союза, геополитические цели проекта, достижения и слабые стороны, в основном сквозь призму китайского национального стратегического проектирования и позиции Центральной Азии на Евразийском континенте. Также в статье анализируются возможности для российско-китайского союза и вероятные трудности. Авторы приводят различные точки китайских специалистов, специализирующихся на отношениях России и Запада. Некоторые из них полагают, что в странах СНГ возрождается Варшавский договор и «холодная война» и цель проекта - геополитическое противостояние западным странам под руководством НАТО, МВФ и США. В то время как другие считают, что российско-американский Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений, а также активное участие России в деятельности бывшей Группы восьми, вступление в ВТО и другие инициативы указывают на то, что современная Россия - не Советский Союз, и проект не исключает сотрудничества России в рамках существующей международной системы, где доминирует западный мир. И, наконец, в статье представлен проект Евразийской стратегии Китая, включая варианты внешней политики Китая в Центральной Азии, благодаря которым, вероятно, появится возможность преодолеть некоторые текущие геополитические различия в стратегиях КНР и РФ в целях достижения взаимовыгодных результатов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):135-141
135-141
Грузия-Китай: политические, экономические и гуманитарные аспекты сотрудничества
Аннотация
В статье исследуется внешняя политика Китая на Южном Кавказе. Анализируются средства так называемой «мягкой силы», которые Пекин использует для расширения своего влияния, в частности на Грузию. Исследование охватывает исторический период после распада СССР до настоящего времени. Политические процессы, происходящие на постсоветском пространстве в последние годы, рассматриваются в контексте противостояния между глобальными игроками на Южном Кавказе, стремящимися установить здесь свое доминирование - Россией, США, ЕС и, в последнее время, Китаем. Соперничество между ними за влияние в этом регионе мира сопровождаются массовыми вливаниями капитала в экономики региона. В частности, укрепление китайского присутствия в Грузии ознаменовалось ростом китайских инвестиций в экономику страны. В заключение автор указывает на то, что Китай представляет собой силу, способную конкурировать со странами Запада и Россией за важные геостратегические позиции в Закавказье.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):142-151
142-151
Регион Персидского залива как зона геополитических интересов Китая
Аннотация
Статья посвящена анализу политической ситуации в регионе Персидского залива сквозь призму жизненно важных интересов Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется китайской энергетической дипломатии, механизмам двустороннего и многостороннего сотрудничества, китайскому проекту возрождения «Великого Шелкового Пути», ключевым вопросам энергетической безопасности Китая. Автор рассматривает КНР как крупнейшего потребителя энергоресурсов в мире, чья экономика находится в прямой зависимости от нефтяных поставок, в первую очередь из стран Персидского залива. В статье также анализируются причины острого энергетического дефицита КНР, отмечается повышенный интерес Китая к региону Персидского залива, раскрывается стратегическая важность таких значимых водных транспортных артерий, как Ормузский и Малаккский проливы, затрагивается проблема конкуренции мировых игроков за право обладания и контроля над углеводородами. Акцентируется внимание на гибкости китайской дипломатии и методах внешнеполитического лавирования, успешно применяемых Пекином с целью извлечения максимальной выгоды для реализации собственных национальных интересов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):152-161
152-161
КИТАЕВЕДЕНИЕ В РОССИИ. Интервью с заместителем директора Института Дальнего Востока РАН В.Я. Портяковым
Аннотация
В своем интервью известный синолог В.Я. Портяков рассказывает о достижениях китаеведения в России, о развитии отечественной науки в этой области и современных тематических трендах. Отмечается значительное расширение изучаемого спектра, который затрагивает в настоящее время цивилизационные основы, искусство, литературу. Описаны наиболее крупные научные проекты, над которыми в настоящее время работает Институт Дальнего Востока РАН, в т.ч. шеститомная энциклопедия о духовной культуре Китая, проект тайванских ученых об устной истории китаеведения, архив российской китаистики, десятитомная история Китая с древнейших времен до начала XXI в. и др. Приведены основные центры по исследованию КНР в РФ в советское время (Москва, Лениград и Чита) и в настоящее время, отмечено значительное расширение географии изучения КНР. Выделены основные современные китаеведы России. Показана роль Института Конфуция. Также дается подробный анализ проблем и перспектив китаеведения в современной России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):162-168
162-168
Роль уйгурской диаспоры за рубежом в борьбе за независимость Синьцзяна
Аннотация
В статье рассматривается деятельность организаций уйгурской диаспоры за рубежом, а также ее роль в борьбе за независимость Синьцзяна. Автор приходит к выводу, что большую роль в активизации сепаратизма в СУАР играют уйгурские организации, расположенные в западных государствах и финансируемые ими, преимущественно США. Наиболее известной среди них является «Всемирный уйгурский конгресс», возглавляемый Р. Кадыр. Несмотря на большое количество разногласий, уйгурские организации, располагающиеся в западных государствах, в большой степени делают акцент именно на возможности полного самоопределения уйгур в пределах КНР и соблюдении их прав. После стабилизации и укрепления отношений центрально-азиатских государств с Китаем, а также начала формирования общей системы безопасности в рамках ШОС руководство республик ведет в отношении уйгур политику, основанную на принципах суверенитета, независимости и территориальной целостности. Благодаря тому, что КНР удалось получить официальную поддержку центрально-азиатских государств в необходимости предотвращения сепаратизма, уйгурские организации в этом регионе находятся под жестким контролем властей. В настоящий момент уйгурская диаспора разделена на большое количество организаций, которые создавались на протяжении нескольких десятилетий. Попытки создать единое мощное объединение, представляющее интересы уйгурского народа, способное воздействовать на мировое сообщество, не увенчались успехом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):169-176
169-176
Роль и место черкесского вопроса в политике США, ЕС и Турции на Северном Кавказе
Аннотация
Черкесская диаспора является самой крупной северокавказской диаспорой, чьи представители проживают практически на всех континентах. В некоторых странах «черкесский вопрос» приобрел явно выраженный политический окрас в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты современной северокавказской политики США, ЕС и Турции, относящиеся к проблемам черкесского народа. В США и ЕС преобладает использование «черкесского вопроса» в качестве инструмента негативного давления на Россию. В связи с этим «черкесский вопрос», занимая не самое важное место в политике Америки и Европы, активируется лишь при возможности быть использованным против России. В Турции «черкесский вопрос» имеет весьма важное внутреннее значение, так как там проживает самая многочисленная черкесская диаспора. Турецкие власти уделяют внимание данной проблематике в связи с проблемой национальной идентичности турецкого общества. Также «черкесский вопрос» используется в качестве инструмента сближения с народами Северного Кавказа с целью распространения своего влияния и образования протурецки настроенных слоев населения. В турецкой политике «черкесский вопрос» играет роль моста между Турцией и Северным Кавказом, является примером позитивного сосуществования титульной нации и национального меньшинства в современном государстве.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):177-184
177-184
The Effects of Political Changes in the Relationship between Bangladesh and Russia (USSR) in 1971-2014
Аннотация
The article presents an overview of Bangladesh’s foreign policy. It analyzes the main directions of Bangladesh’s cooperation with its leading partners. The author studies the changing pattern of Bangladesh’s foreign policy since it gained its independence in 1971 till the present. He focuses on the changing pattern of foreign policy of Bangladesh regarding bilateral relation with Russia during different regimes under the leadership of Sheikh Mujibur Rahman (Sheikh Mujib), General Ziaur Rahman (Zia), General H.M. Ershad (Ershad), Khaleda Zia, Sheikh Hasina and the Caretaker Government. The author seeks to link the domestic changes in the country in 1970-2000-ies, namely the change of governments and regimes, with the adjustment of the foreign policy priorities, including relations with Russia. The article shows dependence of Bangladesh’s foreign policy priorities on interests of successive power political forces.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):185-191
185-191
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):192-194
192-194
От редакции
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015;(1):195-198
195-198