Том 22, № 3 (2022): Латиноамериканский дискурс идентичности и новая региональная интеграционная повестка
- Год: 2022
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1582
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-3
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Латиноамериканская интеграция на фоне «правого поворота»: между иррелевантностью и поиском новых смыслов
Аннотация
На эволюцию регионализма в Латинской Америке большое влияние исторически оказывали смены правительств и их идеологических программ. Отталкиваясь от курсов администраций Жаира Болсонару в Бразилии, Ивана Дуке в Колумбии, второго правительства Себастьяна Пиньеры в 2018-2022 гг. в Чили и Марио Абдо Бенитеса в Парагвае, рассмотрены трансформации в интеграционных процессах на фоне успехов правых сил в региональной борьбе за власть в середине 2010-х - начале 2020-х гг., более известных как «правый поворот». Анализируя внешнеполитические шаги, риторику и содержание концептуальных документов указанных латиноамериканских стран, авторы фокусируются на особенностях национальных взглядов различных представителей правых сил на региональные интеграционные инициативы. Уделено внимание упадку Союза южноамериканских наций (УНАСУР) и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), созданию Форума для развития Южной Америки (ПРОСУР) и Группы Лимы, деятельности Тихоокеанского альянса и Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР) в контексте запроса на гибкую и прагматичную интеграцию «без политизации» в регионе. Сделаны следующие выводы, показывающие неоднозначность влияния «правого поворота» на интеграционный ландшафт в Латинской Америке. Во-первых, хотя подъем либерально-консервативных сил и переформатировал философию интеграции, участие в многосторонних группах остается важным для правительств, которые стремятся решать за счет них основные проблемы государства и расширять собственный репутационно-политический капитал. Во-вторых, несмотря на подвижность электоральной динамики, которая скоро может положить конец доминированию правых сил, правыми правительствами был поставлен ряд вопросов, имеющих долгосрочное значение в контексте дальнейшего развития интеграционных объединений в регионе. Исследовательский вклад работы объясняется обращением к самому фактору идеологии в развитии латиноамериканской интеграции, детальным разбором конкретных страновых примеров и новыми выводами с учетом данного фактора.
Динамика и перспективы отношений Китая и Латинской Америки в работах латиноамериканских исследователей
Аннотация
Раскрывается проблематика отношений Латинской Америки и Китая с отсылкой к ключевым работам латиноамериканских исследователей. Актуальность темы связана с ростом значимости и присутствия Китая во внешнеполитической деятельности латиноамериканских стран, поскольку отношения между КНР и странами региона развиваются на фоне роста американо-китайских противоречий. Сегодня Китай является одним из ключевых экономических партнеров ряда латиноамериканских стран, реализует ряд инфраструктурных проектов на континенте. Это вынуждает Латинскую Америку делать выбор между традиционными связями зависимости от Вашингтона и растущим экономическим и инвестиционным сотрудничеством с Пекином. Методологически исследование базируется на изучении и интерпретации идей латиноамериканских ученых и экспертов, содержащихся во вторичных источниках, монографиях и научных статьях. Автор выдвигает две гипотезы. Первая гипотеза заключается в том, что среди латиноамериканских ученых и представителей исследовательских центров нет единой позиции по вопросу влияния двусторонних отношений КНР со странами региона в логике модели «ядро - периферия» на экономическое развитие Латинской Америки. Вторая гипотеза состоит в том, что оценки местного академического сообщества практически не влияют на принимаемые правительствами латиноамериканских стран решения в отношении Китая. Автор приходит к выводу, что в настоящее время, когда Латинская Америка проходит через кризисный цикл интеграционных процессов, регион не в состоянии занять единую позицию по вопросу оценки деятельности Китая.
Латинская Америка и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: конструктивистский анализ
Аннотация
Рассматриваются взаимоотношения между Латинской Америкой и Китаем. Авторы пытаются ответить на вопрос, почему страны региона проявляют пассивность в контексте их взаимодействия с таким проектом, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Актуальность темы обусловлена постепенным ростом значимости и присутствия Китая в Латиноамериканском регионе. Китай является одним из ключевых экономических партнеров ряда латиноамериканских стран. Однако страны региона не проявляют особой активности в своем взаимодействии с АБИИ, несмотря на наличие конкретных материальных стимулов. Методологически исследование базируется на использовании конструктивистского подхода. По мнению авторов, альтернативные парадигмы международных отношений, такие как либерализм и реализм, не в состоянии объяснить парадокс упорного бездействия латиноамериканских стран. Это объясняется тем, что исторически укоренившийся и культурно связанный процессуальный характер международных отношений позволяет конструктивизму раскрыть отдельные факты, которые привели к подобному результату. Авторы приходят к выводу, что правительства латиноамериканских стран «сконструировали» между собой довольно много привычных моделей поведения, которые ослабляют их способность к агентности в международных делах. В результате образовался вакуум эффективной стратегии в отношениях с Китаем в регионе. Более того, такая модель взаимодействия не ограничивается только Китаем и проявляется в отношениях стран региона с США и другими внерегиональными державами.
Двухсотлетие независимости стран Центральной Америки в условиях кризиса: политическая неопределенность, экономические трудности и климатические проблемы
Аннотация
Центральная Америка встречает двухсотлетие независимости государств региона в условиях триединого кризиса: политического кризиса, вызванного деградацией демократических институтов и процедур; экономического кризиса, связанного с пандемией COVID-19 и спровоцированным ею сокращением международной торговли и туризма; наконец, гуманитарного кризиса, вызванного пандемией и климатическими изменениями. Авторы фокусируются на том, как этот кризис ударил по государствам Центральной Америки - странам так называемого Северного треугольника, а также Никарагуа и Коста-Рике, которая в целом является некоторым исключением в регионе и выделяется относительным благополучием. Проводится анализ политических аспектов кризиса как на страновом, так и на региональном уровне. Выделены общие проблемы, возникшие в странах региона в результате воздействия пандемии и климатических изменений, и выдвинуто несколько объяснений сложившейся кризисной ситуации. Во-первых, на протяжении ХХI в. в странах Центральной Америки отмечалась деградация демократических институтов и процедур, которая в ряде случаев была вызвана кризисом традиционных партийных систем либо дефицитом общественного доверия к сложившимся политическим системам, а иногда была следствием концентрации властных полномочий в руках президентов. Во-вторых, кризис связан с природными явлениями, например, пандемией и природными катастрофами, в частности ураганами. В результате воздействия этих явлений усиливается давление на ослабевшие политические институты и обнажаются тяжелые жизненные условия, в которых живет большинство населения региона. В-третьих, для того чтобы справиться с последствиями политического и гуманитарного кризиса, многие жители региона мигрируют на Север. Выбор жителей Центральной Америки в пользу эмиграции с некоторой уверенностью позволяет говорить о том, что они не рассчитывают на улучшение ситуаций путем коллективного действия в их собственных странах.
Латинская Америка: от «Вашингтонского» к «Корнуоллскому консенсусу»
Аннотация
Рассматриваются предложения «Корнуоллского консенсуса» в контексте их возможной реализации в странах Латинской Америки. Выдвигается тезис о том, что эти предложения могли бы способствовать выработке новой стратегии экономического развития взамен экономической политики, применяемой под влиянием «Вашингтонского консенсуса» и попыток реализации альтернативных экономических моделей постлиберального периода. Отмечается, что в ближайшем будущем предложения «Корнуоллского консенсуса» имеют шанс стать доминирующими в формировании глобальной повестки формулирования новой экономической парадигмы. Однако авторы подчеркивают, что на сегодняшний день существуют также «Пекинский» и «Делийский» консенсусы, отражающие китайскую и индийскую модели либерализации экономик. Дается оценка корректировочным механизмам, основанным на рекомендациях «Вашингтонского консенсуса», проводится сравнительный анализ эволюции экономик стран Латинской Америки, имевших как открытый, так и этатистский характер. Рассмотрены альтернативные варианты моделей, возникших в Латинской Америке на постнеолиберальной стадии развития. Предложения «Корнуоллского консенсуса» рассматриваются с позиции их возможной применимости в Латиноамериканском регионе. Анализируются основные тезисы «Корнуоллского консенсуса» и формулируются некоторые методы адаптации Латинской Америки к предложениям нового консенсуса с учетом имеющегося у стран региона опыта реализации модели развития, предложенной в рамках «Вашингтонского консенсуса», а также его последствий и существующих альтернатив в виде построений постнеолиберального периода. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на адаптивность латиноамериканских экономик, сохраняются сомнения по поводу того, смогут ли предложения «Корнуоллского консенсуса» способствовать реанимации политики экономического роста в регионе, направленной на формирование нового типа «государства социального благосостояния». В результате проведенного исследования авторами был сделан вывод, что предложения «Корнуоллского консенсуса» могли бы способствовать выработке новой политики в области экономического развития, поскольку представляется, что «государство всеобщего благосостояния» в его латиноамериканской версии исчерпало себя.
Латинская Америка и Евросоюз: концептуальные подходы и практика экономического сотрудничества
Аннотация
Рассматривается сотрудничество по линии Север - Юг между Европейским союзом (ЕС) и странами Латино-Карибской Америки (ЛКА) через призму торгово-экономического взаимодействия. На протяжении последних десятилетий взаимодействие с ЕС воспринималось в ЛКА как противовес американскому доминированию и занимало одно из приоритетных мест в структуре внешних экономических связей региона. Представлены концептуальные подходы незападной латиноамериканской школы Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, исп. CEPAL) в отношении экономического сотрудничества с Европейским союзом. Особенностью статьи является исследование торгового взаимодействия ЛКА со странами ЕС. В ходе анализа динамики торговли в течение первых двух десятилетий XXI в. автор статьи приходит к выводу, что торговый обмен между ЕС и ЛКА неравномерен. Велика доля латиноамериканских стран, продолжающих экспортировать в ЕС продукцию с низкой добавленной стоимостью. В этом контексте в последние годы дихотомия между двумя моделями коммерческой специализации в ЛКА усугубилась. С одной стороны, существует модель южноамериканских стран, ориентированная в торговле с ЕС на первичный сектор (Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Андское сообщество наций), а с другой стороны - сформировалась модель, включающая экспорт продукции обрабатывающей промышленности и участие в промышленных производственных цепочках (Мексика, Центральная Америка). Сделан вывод о том, что в среднесрочной перспективе МЕРКОСУР столкнется с рядом вызовов в торговле, связанных с его моделью интеграции в мировую экономику, что проявляется в основном в экспорте на внешние рынки сырьевых товаров и продовольствия. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях обострения геополитических противоречий и меняющегося миропорядка важен анализ латиноамериканского подхода к экономическому сотрудничеству со странами ЕС, среди которых, в свою очередь, растет понимание того, что еще свободные на латиноамериканском рынке ниши могут быть заняты Китаем или другими партнерами, не принадлежащими к коллективному Западу.
Латиноамериканский опыт парадипломатии: кейс Меркосьюдадес
Аннотация
В настоящее время сущность и масштабы парадипломатии варьируются в зависимости от уровня политической активности регионов, локальных вызовов и готовности как государств, так и субнациональных единиц к реализации парадипломатических стратегий. Латинская Америка, взятая в качестве объекта изучения, не является исключением. На протяжении последних трех десятилетий в Латинской Америке был накоплен значительный опыт взаимодействия на уровне городов и субнациональных регионов. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить ключевые особенности и проблемы, которые определяют развитие парадипломатии в Южной Америке, на примере Меркосьюдадес - Mercociudades (Mercocities). В данную сеть входят города государств - членов Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР), при этом она остается открытой для других городов. Меркосьюдадес можно считать крупнейшим и наиболее влиятельным субъектом такого рода, целью которого является развитие региональных единиц. Опираясь на кейс-стади, анализ документов, сравнительный анализ и методику SWOT, авторы выявляют проблемы институционального и организационного характера, различия в правовых рамках различных акторов и слабость отдельных проектов и структур Меркосьюдадес. Многие недостатки в деятельности Меркосьюдадес кроются в самой природе Сети, определяются ее структурой и политикой государств - членов МЕРКОСУР. В то же время обосновывается, что сеть Меркосьюдадес можно считать одним из наиболее продвинутых кейсов парадипломатии. Приобретенный опыт можно оценить как относительно успешный, способствующий экономическому, социальному и политическому развитию городов-членов и соответствующих государств. Исследование основано на анализе официальных документов и данных авторитетных академических источников.
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Венесуэльские вынужденные мигранты и беженцы в Бразилии и Эквадоре: вопросы безопасности и социального обеспечения во время пандемии COVID-19
Аннотация
Усугубление экономического и социального кризиса в Венесуэле подтолкнуло граждан к массовой миграции в соседние страны Латинской Америки. Наплыв вынужденных мигрантов из Венесуэлы оказался вызовом региональной безопасности для латиноамериканских стран, которые уже переживали структурные и социальные проблемы. Бразилия и Эквадор, куда прибыло значительное число венесуэльских граждан, столкнулись с огромными сложностями, связанными с необходимостью обеспечить прибывшим мигрантам доступ к медицинскому обслуживанию и образованию для их детей, рабочим местам, обеспечивая одновременно потребности и решая социальные проблемы местного населения. После потрясения, возникшего в марте 2020 г. в связи с пандемией COVID-19, самыми сложными вопросами в регионе оказались такие социальные проблемы, как качественное медицинское обслуживание и вакцинация, школьное образование, обеспечение населения рабочими местами, безопасность и управление. Национальным правительствам приходилось адаптироваться к сложившейся ситуации на самых разных уровнях, дабы удержать под контролем взрывоопасную ситуацию. Однако, как показала ситуация с пандемией, региональные лидеры пренебрежительно отнеслись к борьбе с болезнью, отказавшись от совместных усилий в решении проблемы, что привело к весьма тяжелым последствиям. Анализируется влияние иммиграционного законодательства и политики предоставления убежища, проводимой Бразилией и Эквадором, на положение венесуэльских вынужденных мигрантов и беженцев, которые въехали в эти страны до и во время пандемии COVID-19. Являясь вопросом региональной безопасности, защита венесуэльцев служит основой для обеспечения региональной стабильности, которая может быть достигнута только путем совместной межгосударственной деятельности в правовой сфере. Таким образом, авторы приходят к выводу, что Бразилия и Эквадор через сотрудничество усовершенствовали внутригосударственные законодательства и приступили к реализации государственной миграционной политики как до, так и после пандемии, для приема и интеграции венесуэльских граждан в своих странах, выполнив свои обязательства согласно принятым ранее международным и региональным договорам относительно прав мигрантов и вынужденных переселенцев.
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
Американо-мексиканские отношения в условиях ратификации соглашения ЮСМКА
Аннотация
Рассмотрен вопрос американо-мексиканских отношений в условиях ратификации нового трехстороннего торгового соглашения между США, Мексикой и Канадой, заменяющего соглашение НАФТА и названного ЮСМКА (United States - Mexico - Canada Agreement, USMCA). С конца 2018 г. после подписания соглашения ЮСМКА и смены в результате проведенных всеобщих выборов президента Мексики американо-мексиканские отношения в течение 2019 г. развивались в непростых условиях политического противостояния, которое заключалось в давлении администрации президента США Д. Трампа и американского Конгресса на мексиканское правительство по включению в соглашение дополнительных условий, связанных с оплатой труда мексиканских рабочих, выполнением новых условий происхождения товара, введением таможенных пошлин на сталь и алюминий, оценкой стоимости фармацевтической продукции, повышением экологических стандартов, а также включением правительственных мер по приостановке транзитной иммиграции из стран Центральной Америки в США через мексиканскую территорию. Эти новации в двусторонних отношениях обусловливают актуальность данной статьи. Цель исследования заключается в оценке происшедших изменений в межгосударственном взаимодействии США и Мексики при обсуждении условий соглашения на стадии его ратификации и первых двух лет его применения всеми участниками. В качестве метода использовался сравнительный анализ текстов: промежуточных переговоров глав государств, торговых представителей, представителей МИД Мексики и Государственного департамента США, текстов выступлений парламентариев и материалов американских и мексиканских СМИ. Результатами исследования следует считать выделенные автором изменения в американо-мексиканских отношениях в период ратификации соглашения ЮСМКА и первых двух лет его применения, а также авторский прогноз этих отношений на ближайшее будущее. В заключении перечислены основные выводы в отношении развития американо-мексиканских отношений за период 2019-2021 гг. в условиях сформированных жестких торговых требований США по отношению к Мексике. Автор приходит к выводу, что США будут руководствоваться собственными интересами и могут недобросовестно выполнять некоторые условия соглашения ЮСМКА.
Гуманитарная политика Испании в Латинской Америке: особенности и приоритеты
Аннотация
Рассматривается становление и формирование гуманитарной политики Испании, эволюция концепции «испанизма» в отношении Латинской Америки, когда Испания наряду с расширением инвестиционного и экономического сотрудничества наращивала образовательное, научное, культурное взаимодействие, основанное на общем историческом прошлом, и стала позиционировать себя как «мост» между ЕС и этим регионом. Использован комплексный подход, основанный на применении положений теории конструктивизма, где основой для сближения государств служат «исторические и культурные парадигмы», нормы и верования, а не только экономическая мощь государства. Важное место занимает проблемно-хронологический метод, позволяющий проследить особенности и приоритеты гуманитарной политики страны начиная со второй половины 2010-х гг., которые в результате свелись к доминированию образовательного и научного фактора в публичной дипломатии Испании в отношении Латинской Америки. Испанское государство достигло значительных результатов в совершенствовании системы высшего образования, сделав его привлекательным для иностранных студентов. Деятельность государственных и частных структур (МИД, АЕСИД, Фонд «Каролина», «Каса Америка») направлена не только на формирование позитивного образа Испании (Программа «Испания Глобал»), но и на создание единого иберо-американского научного и образовательного пространства. В Иберо-американском сообществе наций (ИСН), которое объединило страны по признаку языка и культуры, важное место отводится проблемам молодежи, связанным с доступностью качественного образования и занятостью, а также вопросам цифровизации, модернизации экономики, возобновляемых источников энергии. В рамках ИСН работает Группа Тордесильяс, Ассоциация иберо-американских университетов, Группа Ла Рабида и т. д., в задачи которых входит реализация «Целей 2021» в сфере образования. Использование профессиональных исследовательских сетей, внедрение новых навыков и компетенций для студентов и преподавателей, создание Иберо-американского института образования и производительности (IIEYP) для изучения взаимосвязи между образованием и экономическим ростом стали реальной основой для упрочения единого иберо-американского образовательного и научного пространства как основного приоритета в современной гуманитарной политике Испании.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Новая модель инвестиционного договора Бразилии: почему именно сейчас?
Аннотация
Международный режим инвестиционных договоров, в отличие от других экономических режимов, не предполагает общих многосторонних материально-правовых норм и зависит от стран, подписывающих двусторонние или плюрилатеральные инвестиционные договоры. Поскольку режим предоставлял несправедливые преимущества развитым странам, многие развивающиеся страны, особенно в Латинской Америке, избегали подписания инвестиционных договоров вплоть до начала 1980-х гг. Бразилия следовала заданному тренду, инициировав собственную программу инвестиционных договоров только в конце 1990-х гг. Однако договоры так и не вступили в силу. Бразилия также не присоединилась к Международному центру по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), агентству Всемирного банка, ответственному за проведение арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. В 2015 г. Бразилия запустила новую программу инвестиционных договоров. Однако выбор времени для подобного решения не совсем логичный. Международный режим инвестиционных договоров уже подвергался критике по причине неэффективности в привлечении иностранных инвестиций, возможности нарушения государственного суверенитета и недостатка легитимности процедуры разрешения споров между инвесторами и государством. Кроме того, в тот период у Бразилии не было необходимости в привлечении иностранных инвестиций ввиду благоприятных внешних условий. Новые соглашения о сотрудничестве и содействии инвестициям представляются как модель инвестиционного договора, которая учитывает все недостатки международного режима, а также реагирует на запросы важной внутренней группы давления - бразильского промышленного класса - о создании правовых рамок для минимизации политических рисков их деятельности, степень интернационализации которой увеличивается. Бразильская модель соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений может быть заимствована другими развивающимися странами в условиях кризиса традиционной парадигмы разрешения инвестиционных споров.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Некоторые размышления по поводу 40-летия войны в Южной Атлантике : интервью с Борисом Федоровичем Мартыновым, доктором политических наук, профессором, заведующим кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России / интервью провел А. А. Еремин
Аннотация
Отмечаемая в 2022 г. 40-летняя годовщина англо-аргентинской войны в Южной Атлантике - хороший повод поговорить о некоторых остающихся в регионе проблемах, главная из которых состоит в оценке результатов этого конфликта и их влияния на современные реалии. В ходе интервью Борис Федорович Мартынов ответил на ряд важных вопросов касательно концептуальных вызовов для региона Латинской Америки, заключив, что современное состояние международных отношений не позволяет рассчитывать на мирное разрешение англо-аргентинского территориального спора в кратко- или среднесрочный исторический период. По мнению Б.Ф. Мартынова, именно тогда впервые открыто проявилась «солидарность» между США и Великобританией, обозначив истинное положение и приоритет (или его отсутствие) латиноамериканских стран в так называемом «западном» мире. В то же время он считает, что растущая солидарность латиноамериканских стран с Аргентиной дает последней основания рассчитывать на позитивный исход этого спора в более отдаленном будущем. Данное интервью подтверждает, что кризис в Южной Атлантике оказал существенное влияние на современное состояние мировой политики и международного права.