Том 21, № 2 (2021): Нарастающее стратегическое соперничество между США и КНР и трансформация глобального миропорядка
- Год: 2021
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1444
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-2
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
США - КНР: «властный транзит» и контуры «конфликтной биполярности»
Аннотация
Феномен глобальной конкуренции КНР и США с точки зрения теории «властного транзита» (Power transition theory) обладает научной новизной и актуальностью в свете повышенного внимания к так называемой «ловушке Фукидида», в которой, по мнению ряда экспертов, оказались оба государства. Авторы предлагают свое видение глобальной конкуренции за лидерство в формировании нового мирового порядка. Эта конкуренция уже приняла форму открытого несилового противостояния и проявляется в рамках технологической и торговой войн, соперничества в научной и культурной сферах. Несмотря на несиловой характер противостояния, этот процесс сопровождается наращиванием военной мощи государств, которая в основном проецируется в бассейны Тихого и Индийского океанов (Индо-Тихоокеанский регион, ИТР). Методологической основой работы являются положения теории «властного транзита», которую на протяжении последних 60 лет развивают А.Ф. Органски, Я. Куглер, Д. Лемке, Р. Таммен и другие исследователи, объединенные в «ТрансРисэрч Консорциум». По мнению авторов статьи, аналитическая призма данной школы более релевантна для анализа текущей международной конкуренции, нежели классические неореалистские подходы баланса сил. Через призму теории анализируются вопросы ребалансировки глобальной системы экономического управления. Проводится сравнительный анализ американо-японской и американо-китайской торговых и технологических войн. Исследуется военный, а также совокупный потенциал двух стран в целом и ИТР в частности. Приводятся выводы и комментарии о влиянии конкуренции КНР и США на систему международных отношений.
Почему «ловушка Фукидида» вводит в заблуждение относительно американо-китайских отношений
Аннотация
«Ловушка Фукидида» стала привычным термином в академическом и даже научно-популярном дискурсе о китайско-американских отношениях. Он отсылает нас к античному соперничеству между Афинами и Спартой как аналогии для современных отношений между Китаем и США. Эта аналогия предупреждает о возрастающей опасности войны, когда восходящая держава достигает уровня развития, схожего с уровнем существующего гегемона. Автор выражает озабоченность по поводу «неправильного» применения данной исторической аналогии - предвзятости, связанной со структурой выборки, проблемами ее оценки, не до конца определенными причинно-следственными механизмами и т. д., которое подрывает обоснованность прогноза, основанного на этой аналогии и других подобных работах. При этом не исключается возможность серьезного конфликта между Китаем и США, который, однако, может проистекать из иных причин, а не из прямого или косвенного изменения их силовых показателей. Не обращая внимания на другие вероятные факторы, которые могут способствовать возникновению открытого конфликта, причинно-следственное объяснение, такое как «ловушка Фукидида», скорее вводит в заблуждение, не проясняя сложившуюся ситуацию в американо-китайских отношениях. Поскольку в ее рамках дается сенсационная, а порой и паникерская характеристика возвышения Китая и упадка США (когда на самом деле США до сих пор обладают рядом важных устойчивых преимуществ по сравнению с КНР), подобный подход может способствовать развитию взглядов, порождающих самоисполняющееся пророчество. Наконец, как и в случае с другими структурными теориями межгосударственных отношений, «ловушка Фукидида» и другие аналогичные теории, такие как теория транзита власти, как правило, недооценивают человеческую свободу действий, в том числе способность людей извлекать уроки из прошлого и, следовательно, избегать ошибок своих предшественников.
Начало падения Америки: стагфляция 1970-х гг.
Аннотация
С момента краха Бреттон-Вудской системы и стагфляции 1970-х гг. трансатлантическое ядро под руководством Соединенных Штатов Америки пыталось расширить свою модель капитализма свободного рынка, охватив все части земного шара, и в то же время урегулировать внутренний кризис чрезмерного накопления. Автор следует исторической методологической перспективе и опирается на концепцию неравномерного и комбинированного развития (НКР), которая помогает рассмотреть структурные причины длительного и продолжительного упадка американской экономической мощи. Вместе с тем, согласно концепции НКР, в мире, развивающемся неравномерно и комбинированно, не существует мировой державы, которая единолично занимает лидирующие позиции в глобальной капиталистической системе. Смена власти по всему миру и новые страны бросают вызов современному гегемонистскому государству и системе его союзников. Новизна исследования заключается в том, что она относит спад американской экономической мощи к 1970-м гг. и рассматривает его в контексте государственной экономической политики неолиберализма и финансиализации (экономика предложения). При этом основной проблемой финансового капитализма трансатлантического объединения является отсутствие промышленной базы для производства, воспроизводства и переработки сырьевых товаров. Отмечается, что попытка этих стран навсегда остаться на вершине глобальной капиталистической системы не увенчалась успехом, в особенности из-за режима, на котором базировалось восстановление ядра - неолиберальной финансиализации. Сделан вывод, что неолиберальная финансиализация угрожает трансатлантическому объединению, подрывая в нем первенство Соединенных Штатов Америки.
Ни новая холодная война, ни новая Пелопоннесская война: зарождающееся кибернарративное соперничество в центре американо-китайских отношений
Аннотация
В отношении текущего состояния американо-китайских отношений, особенно после начала пандемии COVID-19 в январе 2020 г., царят пессимистические настроения. Такой пессимизм привел к тому, что некоторые ученые и комментаторы утверждают, что американо-китайские отношения находятся на пороге либо новой холодной войны, либо, что еще более тревожно, подобия Пелопоннесской войны (в рамках «ловушки Фукидида»), в результате чего США могут принять превентивные меры против Китая. Эта статья отвергает такое сопоставление и утверждает, что из-за важных технологических достижений, произошедших на пересечении цифровой и четвертой промышленных революций, реальная конкуренция во взаимоотношениях между государствами сейчас преимущественно происходит в киберпространстве, особенно в том, что касается утверждения нарративов об «истине». Исследуются два ключевых поля «битв нарративов», которые происходят с момента начала пандемии COVID-19: «Откуда взялась пандемия COVID-19?» и «Кто наиболее успешно отреагировал на пандемию COVID-19?». Показано, что американо-китайская конкуренция в киберпространстве за отстаивание своих правдивых нарративов (связанных с пандемией COVID-19) является жесткой и беспорядочной. Частично это противостояние развивается в сложных внутригосударственных условиях, в которых политики и чиновники оказываются как в Китае, так и в США. Таким образом, конкурирующие нарративы, утверждаемые обеими сторонами, в основном предназначены для внутренней аудитории. Однако, учитывая, что киберпространство более тесно связывает государства с мировой общественностью, международный аспект этой конкуренции также важен и может нанести еще больший ущерб и без того хрупким американо-китайским отношениям. Тем не менее на данный момент не ясно, распространится ли это противостояние на «реальный мир», и по этой причине следует избегать использования исторических аналогий для трактовки современных американо-китайских отношений.
Стратегии китайско-американского соперничества в Африке: с 2000 г. до пандемии COVID-19
Аннотация
Утверждается, что китайско-американское соперничество в Африке основано на конкурирующих стратегиях, используемых каждой державой для укрепления своих интересов и двусторонних связей на континенте, а также реализации попыток превзойти друг друга в проецировании имиджа и общем расширении влияния. Стратегии соперничества и усиления влияния вращаются вокруг содействия тесным военным связям и сделкам на континенте, формирования континента на языке секьюритизации и стратегической важности и постоянного использования дискурса или нарратива, который изображает соперника наносящим ущерб интересам африканских государств. Стратегии сдерживания превосходства или влияния других сил расширились, включив в себя то, что сейчас называется вакцинной дипломатией со стороны Китая, и во время президентства Д. Трампа из США раздавались четкие тревожные сигналы, означающие обеспокоенность Вашингтона попытками Китая маргинализировать Африку посредством так называемой «долговой ловушки». Последствия этих конкурирующих стратегий усиливают авторитаризм в некоторых ключевых африканских государствах, рост джихадизма в ряде регионов Африки в ответ на присутствие двух крупных держав на континенте, случаи применения оружия в рамках государственного насилия и военных преступлений, а также сокращение средств для развития в результате отвлечения ресурсов на милитаризацию. Продолжающаяся пандемия добавит еще одно измерение к соперничеству между США и Китаем, поскольку обе державы пытаются позиционировать себя как страны, наиболее обеспокоенные борьбой с вирусом в Африке.
Перспективы американо-китайских отношений в период правления Си Цзиньпина и Джо Байдена
Аннотация
Двусторонние отношения между Китаем и США приобрели стратегический характер с последствиями для остального мира. Оба государства в последнее время взаимодействуют и конкурируют друг с другом по ряду вопросов. Хотя и КНР, и США стремятся обеспечить свою безопасность и стабильность, что связано с их национальными интересами, они используют разные инструменты для достижения этой цели. В то время как американо-китайские отношения отличались преимущественно сотрудничеством при прошлых президентах США, во вторую половину президентства Д. Трампа двусторонние отношения характеризовались напряженностью по ряду вопросов, включая то, что Китай считал своими «коренными интересами». Внешнеполитическая повестка дня КНР, заключающаяся в том, чтобы «оставаться в тени», была изменена на «делать что-то реальное», в рамках которой Пекин намерен «занять центральное место» в долгосрочной перспективе. Избрание Дж. Байдена президентом США совпало с продолжающейся переоценкой американо-китайских отношений, а также с выходом на первый план напряженности по ряду направлений с Китаем. Распространение пандемии COVID-19, снижение темпов роста мировой экономики, сбои в цепочках поставок и растущая неопределенность только усугубили отношения между США и Китаем. В статье приводится обзор двусторонних отношений за последние годы с выявлением тенденций как к сотрудничеству, так и к соперничеству между США и Китаем. Утверждается, что американо-китайские отношения претерпевают серьезные сдвиги из-за напряженности, хотя оба государства выступают за установление стратегической стабильности. Реферативно излагается восприятие Китая на уровне руководства, в СМИ и на академическом уровне. Автор делает вывод, что отношения с США демонстрируют напряженность по ряду вопросов, которые создают проблемы и возможности для других стран.
Американо-китайское соперничество и инициатива «Один пояс, один путь»
Аннотация
Рассматриваются отношения США и КНР в контексте соперничества государств, а также прослеживается влияние подобного уровня взаимодействия на китайскую инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП). Методологически автор опирается на анализ первоисточников, таких как основные политические документы, выступления представителей политического истеблишмента США, интервью в СМИ с ключевыми лицами, принимающими внешнеполитические решения, а также на выборочное использование вспомогательных материалов, таких как исследования аналитических центров и статьи в научных журналах. Автор полагает, что с момента создания в 2013 г. ОПОП стимулирует конкуренцию в отношениях двух стран, и это, в свою очередь, не может не влиять на подход США к самой инициативе. Во время президентства Б. Обамы Вашингтон занимал довольно сдержанную позицию по отношению к китайской инициативе, демонстрируя умеренную открытость к сотрудничеству с Пекином. Однако подобный подход сменился более жесткой политикой при президенте Д. Трампе. При упоминании проекта в основных документах по безопасности и внешней политике новая республиканская администрация, по сути, сделала ставку на обесценивание ОПОП, инициируя конкурентные схемы развития, такие как Закон о более эффективном использовании инвестиций, ведущих к развитию, и наладив более тесное сотрудничество с союзниками против проекта Китая. Несмотря на возросшую степень беспокойства в отношении инициативы, администрация Д. Трампа так и не предприняла никаких крупномасштабных контрмер. Также объясняется, каким образом экономические, политические и идеологические факторы внутреннего и внешнего характера повлияли на подходы администраций Б. Обамы и Д. Трампа к ОПОП в части определения или изменения политики США или ограничения ее формата и интенсивности. Данные факторы, наподобие тех, о которых говорят представители неоклассического реализма, в частности роль лидеров, лежат в основе оценки ОПОП в период президентства Дж. Байдена.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
США и Китай во внешнеэкономической политике Индии: в поисках баланса для сохранения стратегической автономии
Аннотация
Анализируются основные аспекты экономического сотрудничества Индии со своими ведущими партнерами - США и Китаем в 2000-2010-е гг. Исследование проведено с помощью смешанного метода научного познания, интегрирующего количественные и качественные методы. На основе исторического и статистического методов проведена оценка возможностей расширения их взаимодействия и трудностей, с которыми страны могут столкнуться. Авторы сравнили масштабы и особенности товарной структуры индо-американской и индо-китайской торговли, что позволило прийти к следующим выводам. Внутриотраслевая торговля между Индией и США находится на довольно высоком уровне. В свою очередь, это нетипично для взаимодействия между Индией и Китаем, которое носит межотраслевой характер, являющийся следствием слабой кооперации индийских и китайских предпринимателей. Дана оценка интенсивности индо-американской и индо-китайской взаимной торговли в период 2000-2018 гг. Результаты, полученные на основе расчетов индексов интенсивности экспорта и импорта Индии в / из США и КНР, а также индексов интенсивности экспорта и импорта ее партнеров в / из Индии, свидетельствуют о том, что в настоящее время Индия успешно завоевывает американский рынок, и конкурентоспособность ее товаров на нем неуклонно возрастает. Вместе с тем объем индо-китайского товарооборота остается гораздо ниже возможного при нынешнем участии Индии в мировой торговле. Между тем ни для США, ни для Китая Индия не является ведущим партнером. Также проводится анализ основных проблем как индо-американских, так и индо-китайских двусторонних отношений. В заключение подчеркивается, что в кратко- и среднесрочной перспективе экономическое сотрудничество между Индией и ее ведущими партнерами, вероятнее всего, будет лишь углубляться, а найденный ею разумный баланс при выстраивании двух важнейших векторов ее внешнеэкономической политики сохранится.
Экологическое направление во внешнеполитической стратегии КНР
Аннотация
На фоне усугубления экологических и климатических угроз, которые принимают поистине глобальный масштаб, государства переосмысливают свои подходы к защите окружающей среды для преодоления набирающего обороты экологического кризиса. Интенсивное использование природных ресурсов, характерное для традиционной модели экономического роста, уже не соответствует «духу» современной экологической повестки. Взамен постулируется новая модель экокультуры, предполагающая разумный баланс экономических, экологических и социальных потребностей развития. Взаимосвязь между экономическим развитием и защитой окружающей среды ставит перед государствами, в том числе развивающегося мира, задачи по переходу на чистые возобновляемые источники энергии, атомные станции и строительству экологически чистого жилья. Будучи новым «локомотивом» глобализации, Китай, столкнувшись с обострением экологических проблем, как никто другой, понимает своевременность и важность их решения. В статье анализируется экологическая повестка в современной внешней политике Китая с использованием системного анализа и структурно-функционального метода. Осложнение экологической ситуации в КНР заставляет руководство страны предпринимать активные шаги по борьбе с изменением климата. Пекин вносит «экокультуру» в стратегию национального развития, реализуя курс на строительство «экологической цивилизации», основанной на уважении и защите природы. Решающее значение в концептуальном оформлении экологического измерения принадлежит концепции Си Цзиньпина «Сообщество единой судьбы человечества». Немаловажная роль отводится концепциям «экологической цивилизации» и «двух гор». С отсылкой к неомарксизму в исследовании применяется морфологический анализ идеологии М. Фридена, согласно которому указанные выше теории можно классифицировать как ядерные в генеральном курсе социализма с китайской спецификой. В Китае сохраняется сложная и тревожная ситуация с загрязнением атмосферы. По глубокому убеждению автора, в рамках общего вектора по обеспечению процветания страны руководство КНР вплотную занимается решением экологических проблем, что находит понимание и поддержку мирового сообщества. Практическая реализация экологической повестки характерна для внешнеполитической стратегии Си Цзиньпина.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Фактор США в израильско-китайских и израильско-индийских отношениях
Аннотация
Проанализировано влияние США на политику Израиля в рамках сотрудничества с КНР и Индией. США оказали и до сих пор оказывают значительное влияние на развитие израильско-китайских и израильско-индийских отношений. Актуальность рассматриваемой темы связана с растущей ролью вышеуказанных азиатских держав в мировой политике на фоне усугубления китайско-американских противоречий, перерастающих в торговую войну. Цель статьи - исследовать влияние США на политику Израиля в отношении Китая и Индии. Рассматривается, как израильское руководство адаптировалось к влиянию Вашингтона, при этом соблюдая свои стратегические интересы развития сотрудничества с КНР и Индией. Используя методы историзма, сравнительного анализа и историко-системного анализа, автор приходит к следующим выводам. Во-первых, влияние США на израильско-китайские отношения прошло 5 этапов развития: первый этап (1971-1989 гг.) - косвенная поддержка Вашингтоном развития контактов между Тель-Авивом и Пекином; второй этап (1990-1998 гг.) - критика американской стороны в адрес военно-технического сотрудничества Израиля и КНР; третий этап (1999-2005 гг.) - переход Вашингтона от критики к политике давления с целью отказа руководства Израиля от военного сотрудничества с КНР; четвертый этап (2006-2016 гг.) - принятие Израилем требований США и отказ от поставок вооружений Пекину (при этом Тель-Авив фокусирует свое внимание на развитии торгово-экономических отношений с КНР); пятый этап (2017 г. - н. вр.) - критика американской стороной израильско-китайского сотрудничества в сфере экономики на фоне ухудшения контактов между Пекином и Вашингтоном. Правительство Израиля стремится отвечать требованиям США, при этом учитывая важное экономическое значение взаимодействия с Пекином. Во-вторых, фактор США, напротив, способствовал развитию израильско-индийских отношений, оказав положительное влияние на развитие торгово-экономического и военного сотрудничества Тель-Авива и Нью-Дели. В-третьих, действия США можно объяснить попыткой сохранить свои национальные интересы. При этом отмечается, что влияние Америки на политику Израиля в Азии полностью соответствует региональным приоритетам Вашингтона, установленным в Стратегии национальной безопасности США (2017 г.).
Сравнительный анализ деятельности американских НКО в КНР и китайских НКО в США
Аннотация
Анализируется деятельность американских некоммерческих организаций (НКО) в Китае и китайских НКО в США в контексте глобальной конкуренции между США и Китаем за будущую модель мироустройства. В классической науке о международных отношениях, особенно в ее теоретической парадигме реализма, в анализе преобладает рассмотрение государств как акторов международных отношений, однако в последние десятилетия стал очевидным значительный интерес исследователей и к негосударственным акторам, таким как группы интересов и НКО, которые также оказывают свое влияние на развитие международных отношений. НКО в Китае и США имеют разную историю, условия функционирования, а также оказывают различное влияние на властные институты, однако, несмотря на это, являются сопоставимыми категориями для проведения сравнительного анализа между ними. Объектами анализа выступают китайские НКО, осуществляющие свою деятельность на территории США, и американские НКО, функционирующие на территории Китая. Теоретической основой исследования являются теоретические подходы, сложившиеся в политике групп интересов. Методологической основой послужили сравнительный количественный анализ и анализ социальных сетей (далее - сетевой анализ). Данное исследование является междисциплинарным и использует аналитические возможности сравнительной политологии, политики групп интересов и науки о международных отношениях. Результаты исследования показывают, что, во-первых, несмотря на строгое регулирование деятельности НКО в КНР, у американских НКО больше возможностей для работы в этой стране, чем у китайских НКО - в США, где условия их деятельности, на первый взгляд, представляются более благоприятными. Во-вторых, несмотря на преимущества, которые дает создание партнерских связей и сетей, ни американские, ни китайские НКО их в своей деятельности, по сути, не формируют, из-за чего теряют много возможностей и перспектив развития. В-третьих, хотя условия их деятельности в обеих рассматриваемых странах и разнятся, американские и китайские НКО имеют равные шансы достижения своих целей. В-четвертых, американские НКО в Китае менее зависимы от своего правительства, чем китайские НКО в США - от китайского правительства.
Международный аспект реализации ЦУР 16: роль и практические шаги Российской Федерации
Аннотация
Цель устойчивого развития (ЦУР) 16 «Мир, правосудие и эффективные институты» входит в перечень ключевых направлений долгосрочного развития, определенных ООН в 2015 г. ЦУР, сменившие Цели развития тысячелетия, сформулированы таким образом, что их полноценная реализация предполагает принятие усилий на многосторонней основе. Анализ имеющейся литературы показывает, что международному сотрудничеству в контексте реализации ЦУР 16 уделяется незначительное внимание. Также наблюдается недостаточная проработанность проблематики участия России в международных инициативах по реализации ЦУР 16. Настоящая статья призвана отчасти восполнить данный пробел, представив результаты анализа деятельности России на международной арене, способствующей реализации ЦУР 16. Россия на сегодняшний день является одним из ключевых субъектов международной политики. Деятельность России на международной арене, включая участие в многосторонних программах помощи странам и регионам, испытывающим трудности в разрешении внутренних противоречий, способствует реализации ЦУР 16. Тем не менее данный аспект не освещается как в рамках Добровольного обзора России для форума высокого уровня, так и в рамках имеющихся исследований. Анализируется накопленный отечественными и зарубежными исследователями опыт изучения особенностей реализации ЦУР 16 и роли России в данном процессе. Исследуется международная деятельность России, содействующая построению устойчивых и открытых обществ, равный доступ к правосудию и создание эффективных национальных институтов. Также приведены несколько общих замечаний и рекомендаций относительно стратегических приоритетов России в деле реализации ЦУР 16 в международном масштабе.