Том 20, № 3 (2020): Внешняя политика России в XXI веке в оценках российских и зарубежных экспертов
- Год: 2020
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1364
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-3
Весь выпуск
Статьи
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Владимир Путин, двадцать лет спустя: внешняя политика России
Аннотация
В статье прослеживается основная динамика российской внешней политики с момента прихода к власти Владимира Путина в 2000 г. Следуя конструктивистскому подходу к анализу внешней политики, данное исследование сочетает изучение внутреполитических процессов и международных отношений, а также исходит из понимания внешней политики как сочетания материальных и идейных аспектов. Дискурсивные практики, определяющие формирование внешней политики, являются результатом социального взаимодействия, а значит, сочетания этих элементов в различных форматах и соотношениях. Во внешнеполитическом курсе России выделяются три основных измерения: нормативное, определяющее руководящие принципы для формирования внешней политики, статусное измерение как расстановка сил, лежащая в основе разработки внешней политики, и измерение, основанное на идентичности, онтологически характеризующее внешнюю политику. Все три аспекта анализа соорганизуются и усиливают друг друга в различные моменты и в различных конфигурациях. Автор приходит к выводу, что главная конечная цель российской внешней политики, состоящая в сохранении статуса великой державы, за последние двадцать лет не изменилась. Претерпели изменения лишь средства и способы достижения данной цели как в отношении более активной внешней политики, так и в отношении усиления давления с целью пересмотра международного порядка, в связи с чем в системе международных отношений Россию изображают как ревизионистскую державу.
Разрушение мирового либерального миропорядка и российская внешняя политика: направления, противоречия и перспективы
Аннотация
Русофобия в дискуссии по вопросам внешней политики во время президентства Б. Обамы (2009-2017 гг.)
Аннотация
Внешняя политика России и публичная дипломатия: вызовы XXI века
Аннотация
Внешняя политика представляет собой установление политических целей и задач данной страны в конкурентной среде международных отношений. При ее анализе следует обращать внимание на множество факторов, а именно на экономический и энергетический потенциал, военно-технические средства, наличие торгово-экономических партнеров, политический вес и государственный имидж на международной арене, членство государства в различных международных организациях. Также можно выделить и ряд инструментов, которые также играют большую роль во внешнеполитической деятельности государств. Как конкретный инструмент внешней политики публичная дипломатия касается регулирования и управления международными отношениями с различными мировыми акторами с целью реализации этих целей и задач внешней политики. В частности, публичная дипломатия призвана создать положительную репутацию и бренд страны, одновременно увеличивая потенциал страны в области «мягкой силы», который основывается на внешних и внутренних источниках. Статья призвана отследить и проанализировать проблемы и роль, которую играет российская публичная дипломатия в плане решения задач внешней политики страны в XXI в. Эти проблемы находились в состоянии трансформации по мере изменения характера среды международных отношений. В результате российская публичная дипломатия должна развиваться вместе с изменениями на глобальном уровне и, следовательно, меняющимися требованиями, закрепленными в концепциях внешней политики. Отмечено ее развитие на нескольких этапах: попытке интегрироваться в западный мир, охлаждение отношений с США, доминирующими на мировой арене, и подготовка к многополярному и постзападному глобальному порядку.
Роль санкций в отношениях США и России
Аннотация
Мечтая о Латинской Америке: размышления о российской дипломатии в регионе
Аннотация
В статье представлена схема эволюции так называемого «возвращения» России в Латинскую Америку. Автор анализирует, как изменилась российская внешняя политика в отношении региона Латинской Америки и Карибского бассейна за последние три десятилетия, указывая на некоторые ее ключевые особенности, и рассматривает существующие препятствия для реализации российских внешнеполитических интересов, а также делает некоторые выводы о возможных перспективах положения России в регионе в условиях новых вызовов, с которыми сталкивается континент в последние годы. Основываясь на обзоре литературы и средств массовой информации, на документах и доступных статистических данных, а также на анализе официальных заявлений первых лиц России и стран Латинской Америки и Карибского бассейна, автор проводит глубокий анализ политики России в Латинской Америке. При этом в статье не ставится задача изучения всех деталей возвращения Москвы на континент. В качестве исследовательского кейса автор прибегает к рассмотрению событий в Венесуэле, которые позиционируются как один из наиболее важных вопросов российской политики в регионе на современном этапе. Кризис в Венесуэле стал испытанием для России, поставив вопрос о том, сможет ли она сохранить роль влиятельного игрока в Латинской Америке или окончательно утратит эту роль. Данный случай также показывает, действительно ли российская дипломатия в Латинской Америке является новой или же представляет собой несколько измененную модель советской политики в отношении региона.
Российская стратегия в отношении БРИКС: проблемы и возможности
Аннотация
Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве
Аннотация
После распада СССР существовавшие экономические и политические связи между новыми независимыми государствами предоставляли возможности для развития интеграции. Однако интеграционные процессы на постсоветском пространстве на практике отмечены большим количеством противоречий, разнонаправленных тенденций и попыток более или менее углубленного сотрудничества в рамках различных объединений государств. В статье на основе системного анализа рассматривается состояние интеграционных процессов на постсоветском пространстве в последнее десятилетие с акцентом на Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) для получения целостной, комплексной картины текущей ситуации во взаимосвязи с предыдущими событиями, а также последовательного раскрытия условий развития интеграционных процессов, выделения аспектов, их определяющих, и причинно-следственных связей в международно-политических процессах на постсоветском пространстве. С помощью структурно-функционального анализа авторы исследуют механизмы функционирования соответствующих акторов в современной обстановке и оценивают эффективность механизмов их деятельности в меняющихся условиях. В статье выделяются следующие элементы: исследование этапов интеграционных процессов в регионе, выявление факторов, оказывающих на них влияние, анализ и сравнение статистических торгово-экономических показателей стран - участниц ЕАЭС, а также перспективы развития интеграции на постсоветском пространстве. Применение SWOT-анализа позволяет определить потенциальные сильные и слабые факторы развития ЕАЭС, оценить возможности и риски участия Российской Федерации в данной организации, сформулировать вероятные сценарии дальнейшего функционирования Союза. На основе анализа макроэкономических показателей, политических и экономических процессов в рамках союза России, Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии авторами делается вывод о высоком риске противоречий в этих сферах в отношениях между странами ЕАЭС, что делает наиболее вероятным сценарий дальнейшего развития интеграционных процессов параллельно с нарушением сроков реализации первоначальных планов. Кроме того, существенным фактором является недостаточно проработанный механизм преодоления интеграционных кризисов по сравнению с Европейским союзом. В качестве перспектив развития ЕАЭС наиболее оптимальным путем видится его трансформация в некую экономико-политическую организацию, то есть экономический либо экономический и валютный союз с элементами общей политики в области безопасности для реагирования на современные кризисы, в качестве фактора усиления межгосударственных связей в рамках как Евразийского экономического союза, так и всего постсоветского пространства.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Евразийский регионализм как исследовательское поле. Интервью с Михаилом Александровичем Молчановым, профессором, членом Совета Программы глобальных и международных исследований, Университет Саламанки, Испания
Аннотация
Михаил Александрович Молчанов - ведущий канадский политолог, профессор и публицист. Профессор Молчанов - международно признанный исследователь посткоммунистической Евразии с многолетним опытом работы в системе высшего образования, исследовательском и научно-практическом сообществах за рубежом. С 1994 г. он преподает в университетах Канады. В течение ряда лет М.А. Молчанов занимал позиции старшего аналитика в системе органов государственной службы Канады. В качестве приглашенного профессора он преподавал в Американском университете Шарджи (ОАЭ) и Университете Саламанки (Испания) и занимался исследовательской работой в Университете ООН, Васеда, Аойяма Гакуин (Токио), а также в Институте сравнительных региональных исследований Университета ООН в г. Брюгге, Бельгия. Исследовательские проекты профессора Молчанова посвящены международным отношениям в Евразии и международной политической экономии региональной интеграции. В разное время его исследования были поддержаны присуждаемыми на конкурсной основе грантами таких организаций, как Институт Мира США, Совет Евро-Атлантического Партнерства НАТО, Институт сравнительного регионоведения Университета ООН, Институт перспективных исследований Университета ООН, Японский Фонд, Фонд Сороса, Совет по общественным и гуманитарным наукам Канады и Инновационный фонд Провинции Нью-Брунсвик. В 2011 г. д-р Молчанов стал лауреатом престижной стипендии для поощрения исследований в области японоведения, присуждаемой Японским фондом. В 2012 г. он был избран иностранным членом Национальной Академии педагогических наук Украины. Д-ру Молчанову присуждена первая после учреждения премия Ассоциации международных исследований им. Роберта Доналдсона за лучшую работу по изучению посткоммунистического региона. Профессором Молчановым опубликовано множество работ по сравнительной политологии и международным отношениям посткоммунистических государств. Его перу принадлежит 7 книг, автором или соавтором которых он является, и свыше 120 научных статей и глав в научных изданиях. Среди недавно изданного - монографии «Евразийские регионализмы и внешняя политика России» [Molchanov 2016a] и «Теория управления экономическими системами» [Molchanov, Molchanova 208], а также главы о российской стратегии безопасности и о Евразийском экономическом союзе, написанные, соответственно, для «Справочника Раутледж по безопасности России» [Molchanov 2019] и «Справочника Раутледж по российской внешней политике» [Molchanov 2018а]. По евразийской проблематике написаны также «Евразийские регионализмы и центр России на Востоке: роль АСЕАН» [Molchanov 2014], «Евразийский регионализм: идеи и практика» [Molchanov 2015], «Российское лидерство в региональной интеграции в Евразии» [Molchanov 2016b], «Новый регионализм для Евразии» [Molchanov 2018b] и другие работы. В своем интервью М.А. Молчанов рассказывает о становлении евразийских исследований в США, Европе и постсоветских государствах, ведущих ученых данного направления и периодических изданиях. Отдельное внимание уделяется восприятию евразийского пространства в западных странах, перспективам дальнейшей институционализации ЕАЭС, партнерству РФ с Китаем и отношениям РФ - ЕС.
От системной истории к российской теории международных отношений. Интервью с профессором Алексеем Демосфеновичем Богатуровым
Аннотация
Профессор А.Д. Богатуров - ведущий российский международник, востоковед и создатель научной школы прикладного анализа международных отношений. А.Д. Богатуров окончил факультет международных отношений МГИМО в 1976 г., в 1983 г. в Институте Дальнего Востока АН СССР защитил кандидатскую диссертацию по внешней политике Японии, а в 1996 г. в Институте США и Канады РАН - докторскую диссертацию по отношениям СССР/РФ и США в Восточной Азии. Был приглашенным профессором Института Брукингса, Колумбийского и Принстонских университетов (США). Работал в Институте проблем международной безопасности РАН, ИМЭМО РАН, ИСК РАН, ИДВ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, в Дипломатической академии МИД России. В 2007-2012 гг. - проректор МГИМО МИД России, декан факультета политологии (2006-2007 гг.) и создатель кафедры прикладного анализа международных проблем (ПАМП) МГИМО. Основатель главного российского научного журнала по теории международных отношений - «Международные процессы». Многолетний организатор зимних школ для молодых исследователей России, стран СНГ, многие участники которых стали ведущими международниками. Автор более 200 научных работ, среди которых фундаментальные труды по истории и теории международных отношений, международно-политическому анализу, опубликованные в РФ, а также в США, Японии, ФРГ, Франции, Южной Корее и Италии. В своем интервью А.Д. Богатуров рассказывает о том, как эволюционировало преподавание истории международных отношений в России с учетом системного подхода и как это привело к формированию российской теории международных отношений.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Отношения России с КНДР в XXI веке: итоги двадцатилетия
Аннотация
В феврале 2020 г. исполнилось 20 лет со дня подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Респубикой (КНДР), заложившего основы современных двусторонних отношений, свободных от идеологии и основанных на принципах прагматизма и взаимовыгоды. В статье исследованы основные направления и результаты двусторонних отношений в 2000-2019 гг. с целью выявления приоритетов России и тех результатов, которых Москве удалось достичь по каждому из них. Выстроенная на основе анализа событий, официальных заявлений, документов и экономической статистики иерархия ключевых интересов России в отношении КНДР позволяет оценить текущий уровень двустороннего взаимодействия, обозначить логику его развития и перспективы. Авторами также было определено, что на первом месте по важности для России - приграничная стабильность. На российских границах Москве не выгодны ни военный конфликт, ни гуманитарная катастрофа, ни «еще большая Республика Корея». Поэтому Россия стремится сохранять статус-кво, по возможности (без ущерба для себя) способствуя экономическому развитию Северной Кореи. В отношении ядерного урегулирования Москву волнует не ракетно-ядерный потенциал Пхеньяна per se, а его возможные последствия: налицо четкое понимание, что он не направлен против России. На втором месте - соблюдение Москвой своих международных обязательств, отказ от которых может негативно отразиться на позициях страны на мировой арене и в других регионах. К этой группе приоритетов относится участие России в ядерном урегулировании и соблюдение санкций Совета Безопасности ООН. На третьем месте - защита российских экономических интересов в регионе, которых на данном этапе немного, так как у большинства экономических проектов есть политическая подоплека. Сделан вывод о том, что стратегические цели России (мир и безопасность в Северо-Восточной Азии) пока не достигнуты, а основные тактические (приграничная стабильность) в целом реализованы, хотя и с ущербом для менее значимых приоритетов (среди которых экономические интересы в регионе).
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Символическая политика Грузии и Азербайджана на территории России: два исследовательских кейса
Аннотация
Одной из наиболее широко обсуждаемых тем в политической науке на современном этапе является символическая политика. Особенно актуальной она выглядит применительно к бывшим советским республикам, которые активно действуют в рамках символической составляющей политики. В статье на основе междисциплинарного подхода проанализированы два кейса, связанные с символической политикой двух республик постсоветского пространства - Грузии и Азербайджана. В первом кейсе речь идет о попытке руководства Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) добиться от Русской Православной Церкви (РПЦ), а также российских властей разрешения на перенос праха грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II из Астрахани в Тбилиси. Во втором кейсе исследуются обстоятельства сооружения в Дагестане возле Агачаула памятника турецким солдатам, погибшим там в 1918 г. в период гражданской войны. Два представленных в статье кейса интересны в первую очередь тем, что позволяют на конкретных примерах увидеть методы символической политики. В обоих случаях акторами являлись не государственные структуры, а религиозные, общественные и научные организации. Главный метод акторов заключался в организации коммеморативной акции, вокруг которой затем выстраивалась информационная кампания с целью тиражирования определенной интерпретации исторических событий. В то же время кейсы отличаются друг от друга степенью открытости и масштабности действий акторов. В первом кейсе в вопросе переноса праха грузинских царей грузинская сторона прямо обращалась и к руководству РПЦ, и к руководству России. При этом предпринятые грузинской стороной действия не привели к успеху. Во втором кейсе азербайджанская сторона активно использовала локальную коммеморативную акцию, инициированную местными общинами в Дагестане, для развертывания соответствующей широкой информационной кампании. Сравнение кейсов приводит к выводу, что успешность символической политики не зависит от масштабов предпринимаемых акций.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СССР и государственный переворот 1966 г. в Гане: по материалам российских архивов
Аннотация
В статье исследована роль советских экспертов и дипломатов в формировании экономической политики правительства Кваме Нкрумы и разработке семилетнего плана развития Ганы (1963-1970 гг.). На основе обширного корпуса архивных материалов автор доказал, что посол СССР в Гане рекомендовал президенту Кваме Нкруме советские экономические рецепты, которые не учитывали ганские реалии и возможности, - введение плановой экономики, национализация крупных предприятий и банков, установление государственного контроля над основными отраслями промышленности, создание коллективных хозяйств в деревне. К. Нкрума рассчитывал, что с помощью Советского Союза Гане удастся успешно повторить его опыт форсированной индустриализации. Однако попытки осуществить невыполнимую программу поставили экономику Ганы на грань краха. Советская экономическая и финансовая помощь оказалась неэффективной. Большинство совместных предприятий не были введены в эксплуатацию, превратились в затратные долгострои из-за ошибок в планировании и снабжении. Экономический коллапс и падение жизненного уровня населения в значительной мере обеспечили успех военного переворота 24 февраля 1966 г. Руководство СССР оказалось перед сложной дилеммой. Во имя публично декларируемых идеологических, ценностных принципов советской внешней политики не следовало признавать военно-полицейскую хунту, свергнувшую К. Нкруму. Прагматические интересы (возврат кредитов, сохранение выгодной двусторонней торговли, возможность завершить строительство совместных объектов) требовали сохранения отношений с хунтой. Автор установил, что реакция Советского Союза на военный переворот не была последовательной. Сначала было решено не признавать «реакционный», прозападный режим и помочь К. Нкруме вернуть власть вооруженным путем. К берегам Западной Африки было направлено советское судно с грузом оружия для его сторонников. Вскоре судно было отозвано, а с новым режимом восстановлены полноценные отношения. Эволюция позиции СССР отразила наступление нового этапа в советской политике в Африке. Прагматизм потеснил идеологические императивы, что оказало влияние на смену советских внешнеполитических приоритетов в Африке после ряда неудач там.