Российско-индийское научно-техническое сотрудничество в первом десятилетии XXI в.
- Авторы: Курылев К.П.1, Черешнева Л.А.1,2, Старикова М.Н.1,3, Белоусова Л.А.1,2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
- МГИМО МИД России
- Выпуск: Том 24, № 4 (2024): Сохранение идентичности в глобальном мире
- Страницы: 643-654
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/42203
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-4-643-654
- EDN: https://elibrary.ru/MMTPCY
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются развитие научно-технического стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Индия в первом десятилетии XXI в., основные направления, цели и достигнутые результаты, а также перспективы этого партнерства. Авторы используют официальные документы и материалы, посвященные двусторонним отношениям, международные российско-индийские акты, касающиеся научного, технологического сотрудничества в области точных наук, биологии, биотехнологии, океанографии, экологически чистых технологий, фармацевтики, военно-технического производства, исследования космоса, метеорологии, и демонстрируют спектр форм российско-индийского сотрудничества, направленных на взаимопонимание и прогресс обоих государств и народов. Статья является частью научно-исследовательского проекта, посвященного советско-индийскому сотрудничеству в сфере науки и технологий как ресурсам так называемой «мягкой силы». Цель исследования - охарактеризовать перспективы двусторонней кооперации России и Индии, начавшейся в XX в., в рамках культурно-цивилизационных аспектов системы межгосударственных отношений. Авторы анализируют проблемы повышения результативности сотрудничества двух стран на современном этапе, обусловленного необходимостью взаимодействия в научно-технологической, инновационной и образовательной сферах, для противодействия новым вызовам, связанным с техногенными, климатическими и социокультурными угрозами, а также терроризмом и религиозным экстремизмом. Предметом статьи является российско-индийское сотрудничество в научной и технологической сферах, его международная законодательная база и реальное наполнение. Для исследования социальных процессов, демонстрирующих связь социума и политики, использован конструктивистский подход, раскрывающий влияние международного сотрудничества на институционализацию, развитие научного и технологического сотрудничества СССР и Индии на межгосударственном и межинституциональном уровнях. При рассмотрении культурно-цивилизационной специфики России и Индии используются цивилизационный и модернизационный подходы. Авторы приходят к выводу, что сотрудничество России и Индии в научно-технической сфере является показательным примером межгосударственного взаимопонимания и дружбы в контексте современных геополитических процессов, согласуясь с национальными интересами обеих держав и их обществ.
Полный текст
Введение
Первое десятилетие XXI в. открылo новую эпоху в развитии двустороннего сотрудничества России и Индии в многополярном мире: оно вышло на новый уровень взаимодействия — особо привилегированное стратегическое партнерство (Шавлай, 2020). Важным вектором такого партнерства стало двустороннее экономическое и научно-техни-ческое сотрудничество. Страны взаимодействуют в областях, представляющих для них первостепенную важность. Особо привилегированное стратегическое партнерство двух государств и их лидеров — президента Владимира Путина и премьер-министра Нарендры Моди — направлено на развитие и обновление двустороннего сотрудничества, которое опирается на устойчивые традиции, заложенные еще во второй половине XX в. и продолжающие определять отношения в XXI в.
Отмечаемые в 2022 г. 100-летие образования СССР, 75-летие независимости Индии и установления советско-индийских дипломатических отношений подчеркивают актуальность изучения истории сотрудничества в сфере науки и технологий, его концептуализации, реалий и востребованности для России и Индии в XXI в.
Целью исследования является выявление этапов развития научно-технического стратегического партнерства Российской Федерации и Республики Индии в изменившихся геополитических условиях нового тысячелетия. Для достижения этой цели авторы концентрируются на решении следующих задач: охарактеризовать межинституциональный и межгосударственный уровни сотрудничества и его восприятие обществами лидеров двух государств, а также раскрыть содержание и приоритетные традиционные и инновационные направления двустороннего научно-технического сотрудничества.
Для анализа социальных процессов, демонстрирующих связь социума и политики, использован конструктивистский подход, раскрывающий влияние международного сотрудничества на институционализацию, развитие научного и технологического сотрудничества России и Индии на межгосударственном и межинституциональном уровнях. Для понимания роли исторических связей рассматриваемого периода привлекаются концептуальные понятия диалога и диалогизма, получившие развитие в теоретических построениях В.С. Библера и используемые в гуманитарных науках, в том числе в истории. В.С. Библер развивает идею диалога культур, подчеркивая, что идея взаимопонимания, а не понимания мира как предмета познания, которая являлась центральной в Новое время, должна стать господствующей на современном этапе (Библер, 1991).
Исследование опирается на труды современных историков, изучающих советско-индийские и российско-индийские отношения. Для понимания основ стратегического партнерства была полезна статья С.И. Лунёва о становлении советско-индийских отношений (Лунёв, 2017). Автор отмечает «определенную схожесть двух стран при всех колоссальных различиях цивилизаций: для них свойственен срединный путь цивилизационного развития, а духовность, имманентно присущая двум цивилизациям, противостоит материализму и духу потребительства развитых государств» (Лунёв, 2017, с. 24).
В коллективном труде специалистов Института востоковедения РАН «Индия сегодня» указывается, что с распадом СССР поступательное движение в двусторонних отношениях «оборвалось» и «многие направления сотрудничества были свернуты», но в то же время подчеркивается, что к началу XXI в. «политическое доверие стало восстанавливаться». А.А. Куценков считает важнейшей основой этого процесса «общность подходов» России и Индии «к актуальным международным проблемам глобального и регионального характера», а также «национальные интересы двух стран» (Куценков, 2005, с. 412).
В современной отечественной и зарубежной историографии также анализируются особенности научно-технического сотрудничества двух держав. Ведущие специалисты вносят свой вклад в это важное направление исследований. Так, Б.Н. Кузык, Т.Л. Шаумян, С.И. Лунёв в своих работах показывают, что Индия стремительно развивается и раскрывает потенциал своего сотрудничества с Россией в политическом, экономическом, военно-техническом и научно-техническом направлениях (Кузык, Шаумян, 2009; Лунёв, 2023). Т.Н. Загородникова, В.П. Кашин и Т.Л. Шаумян анализируют цивилизационную составляющую двусторонних отношений (Загородникова, Кашин, Шаумян, 2011). Ф.Н. Юрлов и Е.С. Юрлова анализируют историю Индии в XX в., подчеркивая важность индийско-российских экономических, научно-технических, политических и военно-технических отношений в 2000–2006 гг. (Юрлов, Юрлова, 2010; Юрлов, 2019).
Индийские и другие зарубежные ученые также анализируют тенденции и содержание советско-индийского и современного российско-индийского партнерства. В статье приводятся данные и оценки таких авторов, как П.Г. Альтбах и П. Джалоте1, Г. Дизен (Diesen, 2019), Р.Э. Эриксон (Ericson, 2008), K. Мэттью (Matthieu, 2010), А. Моханти (Mohanty, 2017), М. Райану (Raianu, 2021), А. Валиани (Valiani, 2011) и др.
В основу исследования положены принципы объективности, историзма, системности.
Новый этап сотрудничества
Концепция внешней политики России от 28 июня 2000 г. провозглашала, что Азия является регионом «важного» и «растущего» значения для нашей страны, а одним из важнейших направлений выступает партнерство с Индией, которое «нужно углублять, в том числе и в сфере международных дел»2. Концепция внешней политики России от 15 июля 2008 г. дополняла и развивала положения документа 2000 г. и касательно Индии утверждала, что, «углубляя стратегическое партнерство с Индией, Россия проводит принципиальную линию на упрочение взаимодействия по актуальным международным проблемам и всемерное укрепление взаимовыгодных двусторонних связей по всем направлениям, особенно на обеспечение существенного подъема в торгово-экономической сфере»3.
Такой внешнеполитический подход придал новый импульс российско-индийским отношениям. Через несколько месяцев после принятия Концепции 2000 г., 2–5 октября состоялся первый визит президента России Владимира Путина в Индию4. В Нью-Дели прошли его переговоры с премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи, по итогам которых была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия5, предусматривающая развитие двустороннего сотрудничества во многих важных отраслях. Предполагалось углубить взаимодействие в области сельскохозяйственных наук, медицины, океанологии, метеорологии, природоохранных технологий. Основными направлениями научных исследований в обеих странах также традиционно оставались атомная энергетика и освоение космоса.
Всего на встрече в Нью-Дели было подписано 17 документов, в том числе в научно-технической сфере (например, «Комплексная долгосрочная программа научно-технического сотрудничества на 2001–2010 годы»6). Среди приоритетных направлений сотрудничества перечислены биотехнологии, технические науки, космические исследования, вычислительная техника и электроника. Фундаментальные науки, такие как математика, механика, физика и астрофизика, науки о Земле, химия, науки о жизни и др., были выделены в отдельную сферу российско-индийского сотрудничества.
Индия является центром успешных научных исследований в технической сфере, располагая одной из самых мощных научно-технических инфраструктур в мире, поэтому Комплексная долгосрочная программа была сосредоточена на фундаментальных и прикладных науках. В результате ее реализации обе стороны вышли на новейшие разработки, которые могут конкурировать на внешнем рынке (Mohanty, 2017, p. 348–349; Лебедева, 2018). В то же время внутренние риски для индийской экономики включают ее неэффективное сельское хозяйство, подрывающее продовольственную безопасность страны, финансовый сектор с его большим государственным долгом, а также множество социальных проблем, среди которых контраст между богатыми и бедными, низкий уровень жизни и коррупция. Что касается основных внешних сдерживающих факторов для индийского государства, то это снижение темпов роста в развитых странах — традиционных торговых партнерах Индии, изменчивость мировых финансовых рынков и зависимость индийской экономики от импорта энергоносителей (Умгаев, Ланцынов, Басангов, 2019, с. 53). В целях решения указанных проблем Индии необходимо развивать сотрудничество с Россией.
В реализации Комплексной долгосрочной программы были задействованы 71 институт России и 55 институтов и лабораторий Индии, которые реализовывали около 286 проектов по указанным направлениям, а также в новых сферах сотрудничества, таких как компьютеризация, робототехника и информационные технологии7. Наиболее значимые проекты разрабатывались в области космических исследований, гражданской авиации, медицины, энергетики, математики и физики (Маляров, 2010, с. 666; Raianu, 2021, p. 125, 269).
Следующая встреча президента России и премьер-министра Индии состоялась в ноябре 2001 г., когда в Москву с официальным визитом прибыл Атал Бихари Ваджпаи8. По итогам встречи было подписано 17 документов, в том числе совместное российско-индийское заявление9. В пунктах о научно-технических связях подчеркивалась важность дальнейшего сотрудничества в области науки и технологий. Обе стороны выразили согласие с участием Индийской комиссии в реализации нефтегазового проекта «Сахалин-1». Также был подписан Меморандум о реализации проекта АЭС «Куданкулам». Партнеры отметили, что двустороннее научно-техническое сотрудничество поднялось на новый уровень, выйдя за рамки торговли оружием и военной техникой. Индия и Россия реализовали ряд новых проектов и совместных исследований в таких областях, как черная металлургия, машиностроение и энергетика. Были обозначены перспективы реализации проектов по строительству тепловых электростанций в Индии стоимостью 3 млрд долл. США и возведению комплексов по опреснению морской воды в Ченнаи стоимостью 1 млрд долл. США. Также планировалось обновить автобусный парк в Ченнаи. Кроме того, партнеры договорились о поставках высококачественных труб из России, строительстве газо- и нефтепродуктопроводов, продаже Индии оборудования для работы в сфере энергетики10.
Следующий саммит состоялся в Нью-Дели 3–5 декабря 2002 г.11 Лидерами были подписаны два документа: Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Республикой Индия об охране интеллектуальной собственности12 и Совместная декларация об укреплении и расширении экономического, научного и технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индия13. В первом документе рассматривалось понятие интеллектуальной собственности, под которым подразумевались новейшие разработки двух стран и предыдущая интеллектуальная собственность, которая также охранялась данным законом, даже если разработка велась вне рамок проекта. Протокол гарантировал использование научно-технических достижений только Россией и Индией, а также исключение проникновения в систему двусторонних разработок третьих сторон. В документе отмечалась материальная выгода от вклада сторон в научно-техническое сотрудничество и разработки, а также содержалось обязательство защищать авторство проектов. Партнеры согласились, что даже если Протокол прекратит свое действие, право интеллектуальной собственности останется неприкосновенным14.
Второй документ был в основном посвящен проблемам экономического сотрудничества двух стран. Особое внимание было уделено областям высоких технологий и передовых исследований, таким как телекоммуникации, информационные технологии, космические исследования, равно как и их практическому применению.
В 2002 г. Российская Федерация достигла соглашения с Индией об инвестировании части индийского долга (в рупиях) в индийскую экономику, в частности в развитие информационных технологий, металлургии и угольной промышленности. Реализацию планов и подписание соответствующих документов планировалось осуществить в 2003 г. Представители двух стран встретились в Москве в ноябре 2003 г.15 Следует отметить, что тогда товарооборот увеличился до 2 млрд долл. США, что сопоставимо с объемом советско-индийского сотрудничества в 1980-х гг., когда товарооборот с Индией составлял 3,5 млрд долл. США (Умгаев, Ланцынов, Басангов, 2019). Такая динамика открывала хорошие перспективы для расширения сотрудничества не только в области науки и технологий, но и в других сферах.
Одним из важнейших документов для российской и индийской науки стало соглашение о научном сотрудничестве и обмене учеными между Российской академии наук (РАН) и Индийской национальной академией наук (ИНАН)16. Стороны договорились, что национальные академии выступят посредниками для ученых, которые смогут обмениваться информацией, идеями, проводить встречи и симпозиумы, организовывать международные научные конференции, а также при необходимости выезжать в другую страну для проведения исследований. Документ был новаторским, в нем подробно описывались новые условия сотрудничества ученых двух стран. Также был подписан Протокол о сотрудничестве между РАН и ИНАН, согласно которому предполагалось расширить вклад ученых в содействие научно-техническому прогрессу. Работа должна была осуществляться в форме лекций, обмена технологиями, исследовательской деятельности ученых на территории обеих стран, а также реализации совместных научных проектов в интересах России и Индии17. Протокол оговаривал условия пребывания ученых на иностранной территории, финансирования их деятельности и был рассчитан сроком действия на 5 лет (до 2008 г.).
В 2003 г. был подписан специальный Меморандум между Росавиакосмосом (Роскосмосом) и Индийской организацией космических исследований (Indian Space Research Organization, IORC)18, которые планировали наладить взаимодействие по восстановлению и эксплуатации навигационной системы ГЛОНАСС, а также сотрудничать в рамках индийской программы изучения Луны «Чандраян-1», исследований космических двигателей и других приборов. В 2004 г. и последующие годы договорно-правовая база сотрудничества между Роскосмосом и IORC была существенно расширена (Воробьёва, 2016; Титаренко, 2012, с. 400).
В декабре 2004 г. в Нью-Дели было подписано соглашение в области совместного развития и использования спутниковой системы ГЛОНАСС19, которое с российской стороны реализовывало Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство обороны РФ и Федеральное космическое агентство, а с индийской — Индийская организация космических исследований. Формы сотрудничества включали обмен научно-технической документацией, совместные работы по ней, а также обмен учеными20. Еще один протокол, подписанный министерствами иностранных дел, был посвящен подготовке совместного сборника архивных (дипломатических документов), касающихся отношений между двумя государствами21, что свидетельствовало о намерении сторон сохранять и распространять информацию о двустороннем сотрудничестве, его традициях и новациях в целях ее научного осмысления и популяризации в России, Индии и других странах (Valiani, 2011, pp. 156, 200).
6 декабря 2005 г. лидеры России и Индии вновь встретились на высшем уровне22. В повестку дня были включены важные вопросы, затрагивающие сферу науки и технологий. Продолжались переговоры по разработке, эксплуатации и использованию спутниковой системы ГЛОНАСС. Также было подписано соглашение о сотрудничестве в области физики Солнца и солнечно-земных связей в рамках проекта «Коронас-Фотон»23.
Самой важной для Индии является проблема обеспечения энергией, потребность в которой неуклонно возрастает в связи с быстрорастущей экономикой страны. Необходимость закупки газа способствовала возникновению идеи создания газопровода «Иран — Индия — Пакистан» (Куценков, 2005, с. 416). Российские специалисты принимали участие в создании не только этого трубопровода, но и других газо- и нефтепроводов в различных регионах страны. Велись работы по сооружению АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнад (Куценков, 2005, с. 416) при участии российской стороны. АЭС была введена в эксплуатацию в 2007–2008 гг.24 Кроме того, российские энергетические компании «Росатом» и «Росатомэкспорт» привлекли индийских партнеров к своим энергетическим проектам в регионе Южной Азии, например к строительству АЭС «Руппур» в Бангладеш (Печищева, 2018, с. 153).
Очередная встреча лидеров России и Индии, на которой обсуждались вопросы, в том числе научно-технического сотрудничества в сфере коммуникаций, состоялась 17 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге25. Позднее, 25 января 2007 г., в Нью-Дели президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Индии Манмохан Сингх провели переговоры и подписали соглашение, связанное с использованием Индией части радиочастотного спектра Российской глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС26. По договору индийская сторона получила более расширенный доступ к данной системе.
Итак, в первое десятилетие XXI в. Россия и Индия активно сотрудничали в области науки и технологий по следующим направлениям.
- Космическая программа, реализуемая в рамках проекта «Фотон». Этот проект развивался с советских времен, в 1990-х гг. он был замедлен и возобновлен только в 2000 г. К 2009 г. был создан прибор «Коронас-Фотон» с устройством для измерения и регистрации рентгеновского излучения27. Целью проекта было изучение процессов накопления энергии и ее преобразования в энергию ускоренных частиц во время солнечных вспышек, а также взаимодействие этих частиц в атмосфере.
- Гражданская авиация: был запущен совместный проект по созданию самолетов «Сарас-Дуэт», М-102 («Дуэт»), в лаборатории которого проходили обучение индийские специалисты. В дальнейшем модернизацией данного типа самолетов занялся Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева) (Кузык, Шаумян, 2009, с. 759).
- Медицина: Россия и Индия проводили совместные исследования в области иммунологии, эпидемиологии, биофизики, биохимии, онкологии, эндокринологии и кардиологии. Для Индии это очень важная отрасль, в рамках развития которой страна тратила 2/3 своего бюджета на исследования, разработку лекарственных средств и медицинских технологий. Российская компания «Медэкспорт» (Москва) закупала товары у индийской компании State Trading Corporation of India (Кузык, Шаумян, 2009, с. 759).
- Математика и физика: проектирование электроядерных установок для переработки ядерных отходов, создание специальных фильтров для очистки питьевой воды в Индии, производство термостойких конструкций, создание ускорителя электронов ИЛУ-6 (Кузык, Шаумян, 2009, с. 760).
- Информационные технологии — одно из важнейших направлений сотрудничества, особенно для России. Стороны договорились, что Индия предоставит России в пользование суперкомпьютер Param-10,000, разработанный в Пуне. В свою очередь, на базе Российской академии наук был создан Российско-индийский компьютерный исследовательский центр, оснащенный индийскими компьютерами (Кузык, Шаумян, 2009, с. 759).
- Топливо. В 2000-х гг. продолжались работы по нефтегазовому проекту по добыче сырья «Сахалин-1» (Кузык, Шаумян, 2009, с. 761).
- Черная металлургия, где в рамках модернизации и реконструкции металлургических предприятий работы велись в следующих городах: Бхилаи, Руркела, Дургапур, Бокаро, Вишакхапатнам, Бурнпур (Кузык, Шаумян, 2009, с. 761).
- Военная промышленность: велась работа в рамках проекта BrahMos по созданию противокорабельной ракеты. Проект стартовал в 1998 г., а в 2001 г. состоялся первый пуск ракеты. Существует несколько модификаций ракет — для воздушного и наземного носителей: первая категория носит название BrahMos-A[28], вторая — BrahMos-2[29].
- Энергетика: достигнуто соглашение о поставках слабообогащенного урана для индийской АЭС в Тарапуре (Кузык, Шаумян, 2009, с. 760).
В 2005 г. индийская компания ONGC Videsh LTD начала инвестировать в реализацию российского проекта «Сахалин-1», вложив 2 700 млн долл. США30. В 2007 г. был подписан Меморандум о дополнительном строительстве четырех энергоблоков на АЭС «Куданкулам»31. В 2008 г. Imperial Energy Company инвестировала в разработку нефтяных месторождений в Томской области32. - Машиностроение и автомобилестроение: индийская компания TATA MOTORS работала над сборкой среднетоннажных грузовиков в Новоуральске (2007)33.
- Фармацевтика: целый ряд фармацевтических компаний из Индии начали работу в России, например Aurobindo Pharma, которая наладила производство фармацевтической продукции в Москве34.
Также следует отметить, что в первое десятилетие XXI в. Индия показала себя привлекательной страной — донором студентов для России и других крупных игроков на международном образовательном рынке, которые вкладывали значительные средства в расширение научного сотрудничества, используя многочисленные стипендиальные программы для привлечения индийских студентов. Усиление роли государства — как России, так и Индии — в сфере международного образовательного партнерства способствовало возрождению и развитию благоприятной среды для российско-индийской научной кооперации за счет создания межгосударственной площадки для диалога по субсидированию образовательных обменов между российскими и индийскими вузами, привлечения крупных промышленных партнеров, взаимного признания дипломов и степеней. По мнению П.Г. Альтбаха и П. Джалоте, «для ведения масштабных научных и технологических изысканий у Индии есть несколько важных преимуществ, поскольку она становится академической державой. Широкое использование английского языка означает, что Индия немедленно становится частью глобальной научной коммуникации. Она также имеет значительный корпус кадров опытных ученых и исследователей — как внутри страны, так и в составе диаспоры. Создание продуктивной академической среды для самых талантливых ученых требует тщательного внимания, хорошей организации и адекватного финансирования»35. Эти преимущества послужили основой для взаимодействия с российской наукой в рамках реализации совместных исследовательских проектов.
Таким образом, в первое десятилетие научно-техническое сотрудничество России и Индии получило импульс дальнейшего развития. Впоследствии в связи с приходом к власти в Индии новой партии — Бхаратия джаната парти и нового премьер-министра Нарендры Моди в отношениях произошел ряд изменений. Индия инициировала возрождение собственного промышленного сектора под лозунгом «Делай в Индии», что стало важным шагом в направлении замещения импорта и поддержки национального производства. Индию интересовали не только готовые материалы, но и, прежде всего, зарубежные технологии. Увеличились расходы на военный и энергетический секторы.
В свою очередь Россия при президенте В.В. Путине в процессе суверенизации всех отраслей экономики, науки и техники стала одним из важнейших партнеров для Индии, продолжая исторические традиции сотрудничества двух стран, что особенно ярко проявилось в условиях кризисов и обострения международной обстановки (Коновалова, 2015; Mohanty, 2017, рр. 362–363). Встречи лидеров двух стран регулярно проходят на полях многосторонних форумов, где стороны признают важность ускорения создания и реализации совместных проектов России и Индии по ряду приоритетных направлений, в том числе в металлургии, автомобилестроении и фармацевтике (Mohanty, 2017, p. 361; Акарашов, 2018).
По мнению индийского историка Аруна Моханти, «Индия и Россия, пожалуй, единственные главные державы в мире, которые черпают уверенность в растущей силе друг друга. Эти отношения между двумя странами примечательны своей преемственностью и динамикой, последовательностью, стабильностью, они избежали резкого ухудшения, возможного при политических кризисах в обеих странах. В развивающемся мире, который становится все более многополярным и где G-2, состоящая из США и Китая, планирует лидировать, Индия и Россия не могут позволить себе понизить уровень своего партнерства… В широких интересах Индии проявлять чуткость к российским проблемам» (Mohanty, 2017, рр. 362–363).
Заключение
В первом десятилетии XXI в. наблюдалось расширение сотрудничества между двумя державами в различных секторах, на равных условиях и с положительным эффектом. Актуальность научно-технического сотрудничества России и Индии не снижается ввиду новых вызовов современности: необходимости защищать суверенитет и независимость государств, обеспечивать свою конкурентоспособность на мировом рынке научных открытий, высоких технологий и практикоориентированных технологичных услуг. Партнерство Москвы и Дели ориентируется на новейшие, прорывные ноу-хау в сферах естественных, прикладных и гуманитарных наук, в том числе — нано- и биотехнологий, исследования космоса и океана, в части обучения кадров, а также эксплуатации, сборки и ремонта техники. Обе страны много внимания уделяют инновационным подходам к решению проблем в научно-технической сфере, расширяют правовую базу для инвестиций в науку, проводят совместные научно-исследовательские изыскания. Расширение спектра направлений научно-технического сотрудничества особо привилегированных стратегических партнеров строится на принципах взаимного уважения национальных интересов сторон, международного права, признания полицентричности современного мира, при сохранении открытости и привлекательности культур обеих стран. Консолидация двух стран не только укрепляет экономическое положение России и Индии, но и повышает их авторитет на международной арене.
1 Altbach P. G., Jalote P. When Will India Build World-Class Research Universities? // University World News. September 26, 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200921112203767 (accessed: 17.04.2024).
2 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации от 28 июня 2000 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 25.04.2024). Cм. также: (Lewis, 2018; Diesen, 2019).
3 Концепция внешней политики Российской Федерации. 15 июля 2008 г. // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 30.05.2024).
4 Состоялись переговоры В. Путина с Премьер-министром Индии Аталом Бахари Ваджпаи 2–5 декабря 2000 г. // Президент России. 03.10.2000. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/39450 (дата обращения: 27.10.2023).
5 Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией. Подписана 5 октября 2000 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/901783728 (дата обращения: 27.10.2023).
6 Комплексная долгосрочная программа сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии. 21 декабря 2010 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 902264225 (дата обращения: 27.10.2023).
7 Лазер видит будущее. Реализованы сотни двусторонних научно-технических проектов // Российский научный фонд. 15.08.2016. URL: https://rscf.ru/news/media/lazer_vidit_budushchee_realizovany_sotni_ dvustoronnikh_nauchno_tekhnicheskikh_proektov/ (дата обращения: 11.03.2024).
8 Заявление для прессы и ответы на вопросы по итогам переговоров с Премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи // Президент России. 06.11.2001. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21390 (дата обращения: 05.04.2024).
9 Совместное российско-индийское заявление от 6 ноября 2001 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/901810961 (дата обращения: 05.11.2023).
10 Заявление для прессы и ответы на вопросы по итогам переговоров с Премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи // Президент России. 06.11.2001. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21390 (дата обращения: 05.04.2024).
11 Совместное заявление Президента России и Премьер-министра Атала Бахари Ваджпаи // Президент России. 03.12.2002. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3549/print (дата обращения: 06.12.2023).
12 Протокол между Российской Федерацией и Республикой Индия об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве от 30 июня 1994 года. 4 декабря 2002 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901866487 (дата обращения: 06.05.2024).
13 Совместная декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индией. 4 декабря 2002 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/901857451 (дата обращения: 06.02.2024).
14 Протокол между Российской Федерацией и Республикой Индия об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве от 30 июня 1994 года. 4 декабря 2002 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901866487 (дата обращения: 06.05.2024).
15 Российско-индийское межрегиональное сотрудничество // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 16.08.2010. URL: https://www.mid.ru/ ru/maps/in/1675631/ (дата обращения: 07.05.2024).
16 Соглашение о научном сотрудничестве и обмене учеными между Российской академией наук и Индийской национальной академией наук от 12 ноября 2003 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901882110 (дата обращения: 07.11.2023).
17 Протокол о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Департаментом науки и технологий правительства Индии от 12 ноября 2003 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901882116 (дата обращения: 15.07.2024). См. также: (Шубкина, 2009).
18 Меморандум о взаимопонимании между Российским авиационно-космическим агентством и индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. 12 ноября 2003 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901882118 (дата обращения: 22.02.2024).
19 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о предоставлении Индийской Стороне доступа к части радиочастотного спектра российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС от 25 января 2007 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902029758 (дата обращения: 27.02.2024).
20 Там же.
21 Протокол между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики Индии о подготовке совместного сборника архивных (дипломатических) документов от 12 ноября 2003 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/901882129 (дата обращения: 08.04.2024).
22 В Кремле состоялись переговоры Владимира Путина и Премьер-министра Индии Манмохана Сингха // Президент России. 06.12.2005. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/34612 (дата обращения: 08.05.2024).
23 О переговорах Президента России В.В. Путина с Премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, Москва, Кремль, 6 декабря 2005 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 07.12.2005. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1679308/ (дата обращения: 24.05.2024).
24 «Куданкулам»: как строят атомную станцию // РИА Новости. 03.12.2008. URL: https://ria.ru/20081203/155923367.html (дата обращения: 24.05.2024).
25 О встрече Президента России В.В. Путина с Председателем КНР Ху Цзиньтао и Премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, Санкт-Петербург, Стрельна, 17 июля 2006 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 18.07.2006. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/cn/ 1748264/ (дата обращения: 10.02.2024).
26 Россия и Индия договорились о сотрудничестве в использовании ГЛОНАСС // РИА Новости. 25.01.2007. URL: https://ria.ru/20070125/59674944.html (дата обращения: 23.03.2024).
27 Космический аппарат КОРОНАС-ФОТОН // Российская академия наук. Совет по космосу. URL: http://stp.cosmos.ru/index.php?id=1163&tx_ttnews%5Btt_news%5D=2152&cHash=b1fad8b517b61a91474ff4e8115a7d3b (дата обращения: 22.04.2024).
28 Военно-техническое сотрудничество России и Индии // Деловой совет по сотрудничеству с Индией. 12.01.2016. URL: https://russiaindiabusiness.com/ru/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-i-indii/ (дата обращения: 17.04.2024).
29 Индия хочет закупить новую версию ракетного комплекса «БраМос» // Известия. 02.10.2010. URL: https://iz.ru/news/465756 (дата обращения: 03.04.2024).
30 С. Раха: инвестиции в Сахалин-1 — это только начало // Neftegaz.ru. 28.11.2005. URL: https://neftegaz.ru/news/gas/297030-s-rakha-investitsii-v-sakhalin-1-eto-tolko-nachalo/ (дата обращения: 04.04.2024).
31 Меморандум о намерениях между Федеральным агентством по атомной энергии, Российская Федерация, и Департаментом по атомной энергии Правительства Республики Индии, о развитии сотрудничества по строительству дополнительных энергоблоков на атомной электростанции на площадке Куданкулам, а также строительству атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индии от 25 января 2007 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/902029774 (дата обращения: 22.05.2024).
32 Крупнейшая нефтяная компания Индии решила купить второй актив в России // Коммерсант. 15.07.2008. URL: https://lenta.ru/news/2008/07/15/ imperial/ (дата обращения: 23.05.2024).
33 Автозавод «АМУр» приступил к сборке грузовиков индийской компании ТАТА // Autonews. 07.04.2004. URL: https://www.autonews.ru/news/5825a 1b29a79474743123c3b?from=copy (дата обращения: 27.05.2024).
34 Индийские фармкомпании стремятся стать в России отечественными производителями // Известия. 18.09.2011. URL: https://iz.ru/news/500937 (дата обращения: 01.06.2024).
35 Altbach P. G., Jalote P. When Will India Build World-Class Research Universities? // University World News. September 26, 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200921112203767 (accessed: 17.04.2024). См. также: (Устюжанцева, 2016; Matthieu, 2010).
Об авторах
Константин Петрович Курылев
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kurylev-kp@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3075-915X
SPIN-код: 3131-8642
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияЛариса Александровна Черешнева
Российский университет дружбы народов; Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Email: chara.62@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1491-4968
SPIN-код: 6101-7447
доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского; ведущий научный сотрудник кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов
Москва, Российская Федерация; Липецк, Российская ФедерацияМария Николаевна Старикова
Российский университет дружбы народов; МГИМО МИД России
Email: m.starikova@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0002-2704-2425
SPIN-код: 7438-0960
кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов; старший преподаватель кафедры индоиранских и африканских языков, МГИМО МИД России
Москва, Российская ФедерацияЛюдмила Андреевна Белоусова
Российский университет дружбы народов; Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Email: klioljuda@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8031-0193
SPIN-код: 3904-1498
кандидат исторических наук, старший преподаватель Института истории, права и социальных наук, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского; стажер-исследователь кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов
Москва, Российская Федерация; Липецк, Российская ФедерацияСписок литературы
- Акарашов И. С. Россия — Индия: новые горизонты стратегического альянса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18, № 1. С. 148–161. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1-148-161; EDN: YVXKMA
- Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. Москва : Политиздат, 1991. EDN: TMAILB
- Воробьёва М. А. Ведущие индийские бизнес-группы // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 3 (48). С. 265–272. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-3-48-265-272; EDN: WEZRUL
- Загородникова Т. Н., Кашин В. П., Шаумян Т. Л. Образ России в общественном сознании Индии: прошлое и настоящее. Москва : Институт востоковедения РАН, 2011. EDN: OPMCRQ
- Коновалова Ю. А. Российско-индийское торгово-экономическое сотрудничество на современном этапе // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7, № 2. С. 1–12. http://dx.doi.org/10.15862/157EVN215; EDN: UHMJRT
- Кузык Б. Н., Шаумян Т. Л. Индия — Россия: стратегия партнерства в XXI веке. Москва : Институт экономических стратегий, 2009. EDN: SUPYON
- Куценков А. А. Российско-индийские отношения // Индия сегодня / под ред. Т. Л. Шаумян. Москва : Институт востоковедения РАН, 2005. С. 412–420. EDN: QKFKLR
- Лебедева Н. Б. Индийский океан: вызовы XXI века и Индия. Москва : Институт востоковедения РАН, 2018. EDN: YURHRR
- Лунёв С. И. Россия и Индия // Страны Востока во внешней политике России / под ред. Д. В. Стрельцова, К. А. Ефремовой. Москва : Аспект Пресс, 2023. С. 138–174. EDN: ABGYKB
- Лунёв С. И. Советско-индийские отношения (1955–1971 гг.): рождение дружбы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 2(53). С. 24–51. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-2-53-24-51; EDN: YZHWUL
- Маляров О. В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие экономики : в 2 кн. Кн. 1. Москва : Восточная литература, 2010. EDN: QUQBJR
- Печищева Л. А. Россия — Индия: новый «атомный союз» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 4. С. 151–156. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2018-4-151-156; EDN: YMJSJV
- Титаренко М. Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. Москва : Форум, 2012. EDN: QPVUBV
- Умгаев С. А. Ланцынов И. В., Басангов С. В. Россия и Индия: развитие торгово-экономического сотрудничества // Научная мысль Кавказа. 2019. № 4 (100). С. 52–54. EDN: AWCONF
- Устюжанцева О. В. Образовательное сотрудничество в российско-индийских отношениях // Сибирские исторические исследования. 2016. № 3. С. 43–64. https://doi.org/10.17223/2312461X/13/3; EDN: WWYWJZ
- Шавлай Э. П. Инновационная политика Индии: современное состояние и особенности индийской модели // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020. Т. 11, № 4. С. 370–383. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2020.11.4.370-383; EDN: RKNXGI
- Шубкина Н. П. Российско-индийский диалог по формированию мира и защиты космического пространства // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 10. С. 177–181. EDN: LDHPJJ
- Юрлов Ф. Н. Россия и Индия в меняющемся глобальном мире // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 1(10). С. 36–45. EDN: NIKJFB
- Юрлов Ф. Н., Юрлова Е. С. История Индии. XX век. Москва : Институт востоковедения РАН, 2010. EDN: QPSGWR
- Diesen G. The Geoeconomics of Russia’s Greater Eurasia Initiative // Asian Politics & Policy. 2019. Vol. 11, no. 4. P. 566–585. https://doi.org/10.1111/aspp.12497
- Ericson R. E. The Russian Economy: From Lenin to Putin // Comparative Economic Studies. 2008. Vol. 50. P. 713–716. https://doi.org/10.1057/ces.2007.37
- Lewis D. G. Geopolitical Imaginaries in Russian Foreign Policy: The Evolution of “Greater Eurasia” // Europe — Asia Studies. 2018. Vol. 70, no. 10. P. 1612–1637. https://doi.org/10.1080/09668136.2018.1515348
- Matthieu C. Assessing Russia’s Space Cooperation with China and India — Opportunities and Challenges for Europe // Acta Astronautica. 2010. Vol. 66, iss. 3–4. P. 355–361. https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2009.07.026
- Mohanty A. Indo-Russian Relations under UPA Rule // Eurasian States. Socio-Economic and Political Processes / ed. by A. Mohanty, A. Patnaik. New Delhi : KW Publishers Pvt Ltd., 2017. P. 353–363.
- Raianu M. Tata: The Global Corporation that Built Indian Capitalism. Cambridge : Harvard University Press, 2021. https://doi.org/10.2307/j.ctv1p6hq95
- Valiani A. A. Militant Publics in India: Physical Culture and Violence in the Making of a Modern Polity. New York : Palgrave Macmillan, 2011. https://doi.org/10.1057/9780230370630