Внешнеполитический имидж Евразийского экономического союза в СМИ Великобритании
- Авторы: Вихрова О.Ю.1, Горлова Я.С.1
-
Учреждения:
- МГУ имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 4 (2024): Сохранение идентичности в глобальном мире
- Страницы: 576-587
- Раздел: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/42198
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-4-576-587
- EDN: https://elibrary.ru/LVIPSQ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В медиатизированном мире образы и имиджи региональных объединений, находясь под пристальным вниманием международных организаций, СМИ и общественности, порой приобретают большее значение, чем территориальные и сырьевые ресурсы, имеющиеся в распоряжении этих объединений. Негативное отношение к объединению, которое может сформироваться у различных аудиторий в условиях международного информационного противоборства при бездействии или недостаточных действиях со стороны властей, а также недооценка реальных успехов интеграции могут не только служить барьером к увеличению объемов прямых иностранных инвестиций, но и негативно влиять на товарооборот с внешними партнерами, а также привлекательность национальных и общего рынков труда. В этой связи в контексте выстраивания системы взаимодействия с международными партнерами крайне важно установить, какие паттерны и дискурсы в сознании различных национальных аудиторий формируют зарубежные медиа. В период передела сфер влияния и наблюдаемого в настоящее время изменения баланса сил на международной арене особый интерес представляет анализ образа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), формируемого средствами массовой информации Великобритании с года подписания договора о Евразийском экономическом союзе до конца 2022 г. В ходе исследования проведен частотный контент-анализ релевантных публикаций британских новостных онлайн-СМИ и анализ эмоциональной тональности данных материалов. Выявлено, что изначально в новостных ресурсах Великобритании сложился негативно окрашенный образ объединения, характеризуемого как собственный проект В.В. Путина по возрождению СССР и противостоянию Европейскому союзу (ЕС), однако уже с 2016 г. начался резкий спад интереса новостных журналистов к данной теме. В связи с обострением политического кризиса в 2022 г. ЕАЭС вернулся в повестку британских СМИ, однако преимущественно в контексте внешней политики России. Это позволяет судить о том, что за 2014-2022 гг. со стороны ЕАЭС не было принято мер, которые бы способствовали формированию его внешнеполитического имиджа, что подчеркивает необходимость подобной работы в текущих условиях.
Полный текст
Введение
Вопросами концептуализации понятия «внешнеполитический имидж» государств на протяжении последних лет занимались отечественные и зарубежные исследователи. В частности, предпринимались попытки операционализации конструкта «образ государства» и анализа основных механизмов, влияющих на поведение государств на международной сцене в связи с изменением их образов (Киселев, 2003; 2007). Следует отметить, что в этом контексте также фигурирует проблема соотношения понятий «образ государства» и «имидж государства». В статье
«Образ ЕАЭС в ведущих новостных СМИ США» О.Ю. Вихрова приводит различные точки зрения на этот вопрос и приходит к тому, что в определенной мере понятия «образ» и «имидж» могут использоваться как синонимы. При этом, как указывает автор, основное отличие имиджа территории от образа заключается в том, что имидж представляет собой результаты спланированной работы по продвижению сформированной позиции, в то время как образ складывается в восприятии аудитории стихийно (Вихрова, 2021, с. 439–440).
Особое внимание вопросам формирования имиджа государств на международной арене уделяется в работах Т.Э. Гринберг. Рассматривая компоненты имиджа «государства как корпорации», исследователь выделяет две группы: условно-статичные и условно-динамичные. И если объективные параметры (условно-статичные), к которым исследователь московской школы относит «природный ресурсный потенциал; национальное и культурное наследие общества и геополитические параметры, можно масштабировать до общих характеристик государств, подходящих для оценки имиджа интеграционных объединений, то компоненты социального блока (субъективные) такому „объединению“ не поддаются. Социально-психологические настроения в каждом из государств союзов, принципы деятельности общественно-политических объединений стран, морально-нравственные аспекты развития обществ, а также соответствие правовых норм международным требованиям не могут быть „усреднены“ или „приведены к единому знаменателю“» (Гринберг, 2008).
В число наиболее заметных отечественных работ, посвященных внешнеполитическому имиджу государств, также входят научные труды Д.В. Тренина (Тренин, 2021), П.И. Жуковой (Жукова, 2010) и Т.А. Пашкиной (Пашкина, 2012). Последняя отмечает, что трактовка понятия «имиджа территории» в трудах современных исследователей многовариантна, но во всех определениях «имидж территории» определяется при помощи понятия «образ». При этом к инвариантной составляющей имиджа ученый относит географические характеристики, климатические условия и сырьевые ресурсы, которые также поддаются условному объединению по «региональному признаку» с целью дальнейшей оценки имиджа интеграционного объединения (Пашкина, 2012, с. 64).
В работах российских и зарубежных исследователей в рамках формирования подходов к определению элементов «внешнеполитического имиджа» также рассматривается понятие «идентичности государства». При этом происходит отождествление понятий «идентичность государства» и «национальная идентичность». В частности, вопросы взаимосвязи образа территории с национальной идентичностью исследуются И.Ю. Киселевым (Киселев, 2003; 2007), Е.А. Тороповой (Торопова, 2010), Ю.П. Горяиной (Горяина, 2012), А.Г. Смирновой (Смирнова, 2011), О.С. Драгачевой (Драгачева, 2006) и др.
Понятие «наднациональной идентичности» в настоящее время закреплено только в Маастрихтском договоре о Европейском союзе (ЕС), а также выделено в работах зарубежных ученых, занимающихся вопросами формирования и изучения европейской идентичности1.
Однако говорить о формировании любой другой наднациональной идентичности в контексте рассмотрения компонентов имиджа интеграционных объединений в настоящее время невозможно. Несмотря на наличие у населения государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) таких объединяющих элементов, как единое языковое пространство и общее историческое наследие, которые могут выступать основой для формирования общей евразийской идентичности, подобный подход представляется искусственным в силу главенствующих после распада СССР стремлений государств к укреплению независимости, часто выражавшихся в радикальной форме, граничащей с дерусификацией.
Вопросы влияния СМИ на формирование и восприятие аудиторией имиджа территорий рассмотрены в работах А.А. Морозовой (Морозова, 2018), М.М. Русяевой и Е.Ф. Черемушкиной (Русяева, Черемушкина, 2017), О.А. Елкова (Елков, 2011), Л.Е. Хрустовой, Е.А. Федоровой и Ф.Ю. Федорова (Хрустова, Федорова, Федоров, 2020) и ряда других отечественных исследователей (Палитай, 2018; Кривохиж, Соболева, Мельникова, 2023).
В частности, А.А. Морозова отмечает, что «политический имидж страны, как и любой другой имидж, образуется в массовом сознании через систему определенных представлений и поступающую информацию, которую преподносят СМИ» (Морозова, 2018, с. 36). Детально влияние СМИ на внешнюю политику рассматривает в своей работе О. Елков, отмечая, что США, например, «добились создания системы, которая обеспечивает информационную поддержку реализации их национальных приоритетов в каждом уголке земного шара… Белый дом не только создает и поддерживает свой имидж, но и в том числе влияет на новостную политику других государств, формирует информационные поводы» (Елков, 2011).
В свою очередь, И.С. Палитай, рассматривая трансформацию образа Великобритании, транслируемого СМИ США и Евросоюза на фоне Брекзита, приходит к выводу, что «изменения внешнеполитического курса страны и ее роли в международных организациях действительно представляют собой значимые факторы в вопросах изменения образа в информационно-коммуникативном пространстве» (Палитай, 2018, с. 52).
В научном сообществе также активно исследуется формирование имиджа международных наднациональных объединений. Так, одна из последних работ в этой сфере, посвященная восприятию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму китайских СМИ, принадлежит С.В. Кривохиж, Е.Д. Соболевой и Е.С. Мельниковой (Кривохиж, Соболева, Мельникова, 2023). При этом отмечается, что «в большинстве случаев в материалах информационных агентств как класс отсутствует серьезный и обстоятельный анализ данных, а имеющиеся сведения подгоняются под готовые субъективные выводы» (Bachmann, Eisenegger & Ingenhoff, 2022).
В работе «Имидж России в зеркале англоязычных СМИ», опубликованной еще в 2017 г., М.М. Русяева и Е.Ф. Черемушкина подчеркивают, что «в СМИ развернута информационная война, где пропаганда занимает одно из главенствующих положений», и «если говорить об имидже России в Великобритании, то в британских СМИ наблюдается процесс оперирования стереотипами о России, сформированными еще во времена холодной войны и снова появившимися в наши дни» (Русяева, Черемушкина, 2017, с. 14).
«Представителями филологического сообщества неоднократно отмечался стереотипный характер изображения России и русского человека в англоязычных средствах массовой информации. Россия зачастую характеризуется как сторона, находящаяся в оппозиции по отношению к ведущим странам — участницам международных отношений. Восприятие зарубежным сообществом России как страны-агрессора с жесткой вертикалью власти формируется, в том числе, в связи со сложившейся тенденцией зарубежных (в т.ч. англоязычных) СМИ к освещению событий, происходящих в стране, в негативной тональности», — справедливо отмечают исследователи (Хрустова, Федорова, Федоров, 2020, с. 294).
Принимая во внимание, что Российская Федерация является доминирующим в торговле и экономике в рамках ЕАЭС государством, можно предположить, что основные тематические доминанты публикаций британских СМИ о ЕАЭС за анализируемый период будут напрямую связаны с Россией и сопряженными с ней стереотипами, а подавляющее большинство материалов будет характеризоваться негативной эмоциональной тональностью. Данное предположение основывается в том числе и на результатах аналогичного исследования, проведенного на материале новостных СМИ США и показавшего, что «нерегулируемое и полностью переданное в управление западных СМИ формирование образа Евразийского экономического союза в медийном пространстве США привело к тому, что в период становления он характеризовался как „сомнительное с точки зрения жизнеспособности интеграционное объединение“… С 2017 г. по настоящее время Евразийский интеграционный союз в информационном пространстве США фактически не присутствует» (Вихрова, 2021, с. 445). Однако для подтверждения или опровержения данной гипотезы необходимо провести соответствующий анализ, так как в настоящее время исследования СМИ Великобритании на данную тему отсутствуют.
Таблица 1
Наиболее популярные новостные сайты Великобритании в 2020 г. и их аудиторные показатели
Название сайта | Ссылка на ресурс | Подписчиков на Facebook*, млн чел. | Подписчиков в Twitter (Х), млн чел. | Подписчиков в Instagram*, млн чел. | Social Media Engagement** |
BBC News | www.bbc.co.uk/ | 51,9 | 10,3 | 11,6 | 25 |
The Guardian | 8,2 | 8,2 | – | 800 | |
Daily Mail Online | 16,4 | 0,3 | 1,1 | 146 | |
The Telegraph | www.telegraph.co.uk | 4,4 | 2,9 | 0,5 | 56 |
The Independent | www.independent.co.uk | 8,8 | 3 | – | 90 |
Daily Mirror | www.mirror.co.uk | 3,2 | 1,2 | 0,2 | 48 |
The Sun | www.thesun.co.uk | 2,7 | 1,3 | – | 94 |
Daily Express | www.express.co.uk/news | 1,4 | 0,8 | – | 93 |
Metro | www.metro.co.uk | 2,4 | 0,3 | 0,06 | 18 |
Channel 4 News | www.channel4.com/news | 4,6 | 2,4 | 0,1 | 31 |
Примечания.
* — Деятельность социальных сетей Facebook и Instagram, принадлежащих компании Meta, признана в Российской Федерации экстремистской.
** — Social Media Engagement — показатель, основанный на количестве репостов, лайков и комментариев аудитории в отношении контента (активности) новостного веб-сайта в социальных сетях.
Источник: составлено О.Ю. Вихровой и Я.С. Горловой на основе: Top 70 UK News Websites to Follow in 2020 // FeedSpot. February 23, 2024. URL: https://blog.feedspot.com/uk_news_websites/ (accessed: 20.08.2024).
Методология и результаты исследования
С целью изучения образа ЕАЭС, формируемого ведущими новостными онлайн-СМИ Великобритании, был проведен частотный и тематический контент-анализ, осуществлена оценка эмоциональной тональности публикуемых текстов новостей за период с января 2014 по декабрь 2022 г., содержащих упоминание интеграционного объединения. Поиск релевантных материалов осуществлялся по следующим ключевым словам: EAEU, Eurasian Economic Union, Eurasian Union.
Наиболее популярными новостными сайтами Великобритании по числу подписчиков в соцсетях в 2020 г.3, когда разрабатывалась методологическая база исследования, стали BBC News, The Guardian, Daily Mail Online, The Telegraph, The Independent, Daily Mirror, The Sun, Daily Express, Metro и Channel 4 News. Более подробная информация представлена в табл. 1. Необходимо отметить, что с целью обеспечения репрезентативности в рамках анализа рассматривались прежде всего общественно-политические медиа, ориентированные на массовую аудиторию, а не деловые или экономические, включающие более широкий спектр тематических материалов, посвященных региональной экономической интеграции.
При этом общее число материалов, в которых упоминается ЕАЭС, за полных 8 лет составляет всего 114. В табл. 2 также представлена динамика, иллюстрирующая заинтересованность британских онлайн-СМИ в создании и размещении материалов, прямо или косвенно касающихся Евразийского экономического союза.
Число материалов сократилось с 36 в год подписания договора о Евразийском экономическом союзе до двух в 2020 г. Необходимо отметить, что резкий спад наблюдается уже в 2016 г. (8 материалов относительно 29 опубликованных в 2015). В период с 2016 по 2021 г. включительно число опубликованных материалов с упоминанием ЕАЭС варьировалось от 2 до 8 и составляло в среднем 5,3. Данные показатели иллюстрируют потерю интереса британских журналистов к интеграционному объединению постсоветского пространства и отсутствие какой-либо целенаправленной работы по формированию своего внешнеполитического имиджа со стороны ЕАЭС.
Небольшой подъем упоминаемости Евразийского экономического союза в 2019 г. связан с освещением разрозненных, не связанных между собой событий: выступление президента РФ В.В. Путина на форуме в Пекине, предложение немецкой бизнес-группы «Восточный комитет» развивать контакты между ЕАЭС и Европой, обсуждение возможного присоединения Северной Македонии к ЕАЭС, отказ американского политика и личного адвоката Д. Трампа Р. Джулиани выступать на одной конференции с В.В. Путиным. Таким образом, незначительное увеличение количества публикаций нельзя связать с определенным инфоповодом и назвать проявлением той или иной тенденции.
Таблица 2
Количество материалов ведущих СМИ Великобритании с упоминанием ЕАЭС, 1 января 2014 г. — 31 декабря 2022 г.
Название издания / Количество материалов за год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | Итого |
BBC News | 5 | 5 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 18 |
The Guardian | 14 | 10 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 | 32 |
Daily Mail Online | 4 | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 13 |
The Telegraph | 6 | 6 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 18 |
The Independent | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 |
Daily Mirror | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4 |
The Sun | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Daily Express | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 0 | 4 | 19 |
Metro | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Channel 4 News | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Всего: | 36 | 29 | 8 | 5 | 6 | 8 | 2 | 3 | 17 | 114 |
Источник: составлено О.Ю. Вихровой и Я.С. Горловой.
Пять материалов Daily Express, опубликованных в 2017 г. на фоне общего игнорирования темы ЕАЭС британскими медиа, посвящены таким явлениям и событиям, как получение Молдовой статуса страны — наблюдателя в ЕАЭС, подписание соглашения между Арменией и Евросоюзом, пресс-конференция Владимира Путина во время саммита Группы двадцати и сотрудничество России и Китая. Непосредственно Евразийскому экономическому союзу при этом посвящены только два материала, касающиеся Молдовы и Армении, в остальных случаях интеграционное объединение упоминается в контексте, но не является предметом публикации.
Материалы также были проанализированы с точки зрения их эмоциональной тональности. Для оценки этого показателя в рамках исследования принимались во внимание такие элементы, как оценочная лексика, упоминание ЕАЭС в позитивном или негативном контексте, характеристика перспектив существования объединения как положительных или отрицательных.
В результате анализа удалось установить, что в подавляющем большинстве онлайн-изданий тексты журналистских публикаций, касающиеся Евразийского экономического союза или содержащие его упоминание, характеризуются негативной тональностью (табл. 3). Обе новости, опубликованные в Channel 4 News, были оценены как негативные, в связи с чем процент преобладания негативного фона в этом новостном канале составил 100 %. В других СМИ отмечались в основном негативно или нейтрально окрашенные публикации.
Единственным медиа, где ЕАЭС упоминался в положительном контексте за исследуемый период, стал сайт издания Daily Express.
Таблица 3
Эмоциональная тональность содержащих упоминание ЕАЭС материалов британских СМИ, %
Название издания | Процент преобладания негативного фона | Процент преобладания позитивного фона | Процент преобладания нейтрального фона |
Channel 4 News | 100 | 0 | 0 |
Daily Mirror | 75 | 0 | 25 |
Daily Express | 72 | 0 | 28 |
The Telegraph | 68 | 5 | 27 |
BBC News | 67 | 0 | 33 |
Daily Mail Online | 62 | 0 | 38 |
The Independent | 56 | 0 | 44 |
The Sun | 53 | 0 | 47 |
The Guardian | 50 | 0 | 50 |
Metro | 0 | 0 | 100 |
Источник: составлено О.Ю. Вихровой и Я.С. Горловой.
Материал, охарактеризованный как позитивно окрашенный, посвящен заявлению С.В. Лаврова о том, что Кремль открыт для расширения экономического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и ЕС. Министр добавил, что В.В. Путин обсуждал это с председателем Европейской комиссии Жаном-Клодом Юнкером, но, видимо, «страны — члены ЕС не очень хорошо знакомы с этими предложениями»4. Тем не менее в данном случае позитивная тональность скорее условна и объясняется тем, что на фоне отрицательной характеристики Ж.-К. Юнкера С.В. Лавров, в данном контексте репрезентирующий Россию и ЕАЭС, выглядит положительно.
Основные тематические направления освещения ЕАЭС британскими СМИ
В общем массиве материалов о ЕАЭС преобладают две тематические доминанты.
В рамках первой из них Евразийский экономический союз характеризуется как «кремлевский проект», созданный для противодействия Европейскому союзу («противник ЕС», «контрмодель ЕС», «оппозиционный ЕС субъект», «соперник Евросоюза», «цель ЕАЭС — победа над Западом»). В некоторых случаях эта доминанта проявляется более нейтрально, без очевидно отрицательных сравнений и коннотаций, например: «Путин надеялся, что Евразийский союз с доминирующей в нем Москвой, будет функционировать как альтернатива ЕС»5.
Однако следует отметить, что даже если непосредственно ЕАЭС не характеризуется негативно в рамках данного направления, то на восприятие его образа могут оказывать влияние отрицательные оценки, данные России как самому крупному государству, которое доминирует в объединении: «Россия относится к Европейскому союзу со все возрастающей враждебностью, а Украина была неотъемлемой частью плана президента Путина по созданию конкурирующего торгового блока — Евразийского союза»[6]. Таким образом, на ЕАЭС проецируются характеристики России, основанные на существующих в западном дискурсе стереотипах: «империя зла», «медвежьи объятия Москвы».
В качестве второго ключевого тематического направления можно выделить объяснение существования ЕАЭС попыткой ресоветизации: авторы публикаций утверждают, что данное объединение создано Россией главным образом с целью возрождения СССР («ЕАЭС является прикрытием для стремления Владимира Путина загнать постсоветских соседей России в тесный политический союз»; «ЕАЭС — попытка воссоздать империю»; «ЕАЭС — замаскированные усилия воссоздать СССР»). Например:
- «Хотя Путин назвал распад Советского Союза „величайшей геополитической катастрофой ХХ века“, он отрицает, что стремится его возродить. Запад не так уверен; бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон охарактеризовала ЕАЭС как „попытку ресоветизировать регион“»7.
- «В качестве президента России Владимир Путин стремился подорвать позиции Запада при каждой возможности, но когда он пытался сформировать блок наций в стиле ЕС, чтобы возродить наследие Советского Союза, то был отвергнут всеми сторонами… После многих лет переговоров ему в конце концов удалось собрать Евразийский экономический союз в январе 2015 года, но он оказался таким же непопулярным, как и блоки, которые были до него»8.
Примечательно, что одной из наиболее частотных оценок является характеристика ЕАЭС как личного проекта В.В. Путина («Армения — участник Евразийского экономического союза президента Владимира Путина», «интеграционный проект Владимира Путина», «мечта Владимира Путина о Евразийском союзе»). Образцы подобной риторики можно встретить в обоих вышеупомянутых тематических направлениях. Например: «Он (Путин) хочет, чтобы Украина была в составе его любимого проекта — Евразийского союза, ответа России Европейскому союзу… Евразийский проект Путина — на самом деле Москва и кучка диктаторов из Центральной Азии»9.
Важно также отметить, что указанные выше темы не являются взаимоисключающими и могут сосуществовать в одной публикации. Например, в материале The Guardian от 11 июля 2016 г. можно выделить риторику, посвященную роли В.В. Путина в ЕАЭС, оппозиции ЕАЭС — ЕС и попытке ресоветизации: «В последние годы Путин стремился продвигать свой собственный Евразийский союз в качестве альтернативы ЕС… Критики назвали Евразийский союз обновленной версией Советского Союза»10.
Активное включение в публикации рассмотренных тематических доминант приводит к тому, что в британских новостных медиа ЕАЭС рассматривается в первую очередь как геополитический блок, соперничающий с Евросоюзом и стремящийся восстановить влияние СССР: «Это может показаться фантастическим, но Кремль, вероятно, будет продолжать приветствовать разногласия внутри ЕС и подъем партий-евроскептиков... В 1960-х и 70-х годах Советский Союз проводил политику, пытаясь вбить клин между США и Европой, между разными европейскими странами... Такая же политика и сейчас»11.
Также политический аспект существования ЕАЭС, который доминирует в материалах британских СМИ, усиливается упоминаниями объединения в одном контексте с Украиной. Это можно объяснить тем, что создание Евразийского экономического союза совпало по времени с обострением отношений между Россией и Украиной, поэтому британские авторы склонны анализировать эти явления в комплексе, особенно в материалах 2014–2015 гг.: «Путин тем временем в равной степени полон решимости эффективно аннексировать Украину и привлечь ее в качестве члена нового торгового блока, называемого Евразийским союзом, с центром в России»12.
В качестве еще одного тематического направления можно выделить сопоставление ЕАЭС с интеграционными инициативами Китая — ШОС и «Один пояс, один путь». Это может быть обусловлено ориентацией обоих проектов на евразийское пространство и, в частности страны Центральной Азии. Авторы публикаций, в которых ЕАЭС и Китай фигурируют вместе, как правило, обращаются к вопросу доминирования в регионе и возможного развития отношений между Россией и КНР. Например: «Вместо сопряжения Евразийского экономического союза и „Пояса и пути“ все может привести к тому, что в конечном итоге ЕАЭС подчинится этой китайской схеме»13.
В свою очередь, исследование материалов британских СМИ за 2021 и 2022 гг. показывает, как изменилась подача новостей, связанных с ЕАЭС, на фоне обострения политического кризиса и начала специальной военной операции. Всего за два года в изучаемых медиа было опубликовано 20 материалов, в которых упоминался Евразийский экономический союз. При этом в 2022 г. подобных публикаций было почти в 6 раз больше, чем в 2021 г. (17 против трех соответственно).
Абсолютное большинство материалов характеризуются негативной эмоциональной тональностью, что особенно свойственно для публикаций 2022 г. Главным образом ЕАЭС упоминается в контексте действий России на Украине, включая экономические явления (санкции и контрсанкции, параллельный импорт), ход и возможные последствия специальной военной операции. Соответственно, в представлении данных СМИ Евразийский экономический союз априори появляется в негативном контексте.
В 2021 и 2022 гг. продолжается основная тематическая линия изображения ЕАЭС как проекта России. В части материалов Союз упоминается исключительно в контексте заявлений Владимира Путина на встрече глав ЕАЭС:
- «Выступая на саммите Евразийского экономического союза в Киргизии, Владимир Путин заявил, что некоторые проблемы, связанные с обеспечением людей, теперь находят решение»14.
- «Подразумевается, что решение блока (Европейского союза), принятое за день до саммита ЕАЭС, должно стимулировать Путина сделать акцент на ослаблении санкций»15.
Также авторы проанализированных материалов британских СМИ утверждают, что ЕАЭС — это кремлевский “pet project” («проект-любимчик»), необходимый России для политических манипуляций и удовлетворения имперских амбиций:
- «Условия капитуляции Украины почти наверняка будут включать обещание украинского нейтралитета и могут распространяться шире, включая передачу Украины в сферу влияния России с членством в российских Организации Договора о коллективной безопасности или ЕАЭС»16.
- «В 2000 году Путин создал Евразийское экономическое сообщество, конкурирующее с Европейским союзом, чтобы обеспечить более тесное сотрудничество между бывшими советскими государствами. Переименованное в 2014 году в Евразийский экономический союз, объединение включает в себя Россию и пропутинские правительства Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана»17.
Еще одна тематическая доминанта материалов 2022 г. — страны ЕАЭС как союзники России в ее политике. Так, два материала из рассмотренных (из Metro и Daily Express) посвящены исключительно перечислению союзников России и Организации Североатлантического договора (НАТО) на фоне военного конфликта на Украине. Примечательно, что эмоциональная тональность этих материалов нейтральная, авторы оперируют фактическими данными и не прибегают к оценкам:
- «У России также есть несколько союзников в ЕАЭС, который по большей части состоит из бывших стран Советского Союза»18.
- «У России есть несколько постоянных союзников, прежде всего это страны Евразийского экономического союза. ЕАЭС представляет собой политический и экономический союз, который Путин предложил создать в 2011 году, а первыми вместе с Россией подписали договор о его создании Беларусь и Казахстан»19.
В двух материалах Евразийский экономический союз также упоминался в контексте протестов в Казахстане в январе 2022 г. Авторы акцентировали внимание на том, что протесты в республике могут вызвать страх у президента России, а также прогнозировали, что для Казахстана более вероятно остаться в ЕАЭС вне зависимости от исхода ситуации. Примечательно, что в отношении Евразийского экономического союза снова использовалась одна и та же формулировка — “pet project”:
- «Для Казахстана маловероятно выскользнуть из орбиты Москвы, даже если нынешнее правительство падет. Москва будет стремиться к тому, чтобы победитель не вышел из ее „проектов-любимчиков“, таких как Евразийский экономический союз»20.
- «Даже если правительство Казахстана полностью падет, страна вряд ли полностью выйдет из-под влияния Москвы, хотя Россия будет беспокоиться о своих „проектах-любимчиках“, таких как Евразийский экономический союз»21.
Материалы 2021 г. в основном характеризуются нейтральной тональностью и посвящены анализу взаимоотношений России с другими государствами. Например, автор публикации BBC News “Vladimir Putin: What Russian President’s India Visit Means for World Politics” от 6 декабря 2021 г. анализирует отношения между Россией и Индией и возможные перспективы их развития, принимая во внимание различные факторы: вступление Индии в «Квад» (альянс с США, Японией и Австралией), конфликты между Индией и Китаем, объемы торговли между Индией и РФ: «Переговоры о соглашении по созданию зоны свободной торговли между Индией и Евразийским экономическим союзом, возглавляемым Россией, также, вероятно, будут продвигаться вперед. Если сделка состоится, это поможет предприятиям легко перемещать товары между двумя регионами»22.
Обсуждение
Изучение восприятия ЕАЭС новостными онлайн-СМИ Великобритании в период с 2014 по 2022 г. характеризует то, как на деятельность объединения реагировали профессиональные журналисты в условиях относительной политической стабильности. Однако на фоне обострения политического кризиса на Украине и конфронтации между Россией и Западом, которая перешла в «горячую» фазу в 2022 г., Евразийский экономический союз снова начал фигурировать в повестке западных медиа, но в негативном ключе. В этой связи интерес представляет дальнейшее исследование актуальных тенденций в западном инфополе, включая восприятие процессов на постсоветском пространстве не только профессиональными журналистами, но и широкой аудиторией.
Заключение
Результаты анализа, проведенного в ходе исследования, показывают, что к 2021 г. Евразийский экономический союз практически исчез из новостного поля британских новостных СМИ. Пристальное внимание медиа к объединению, зафиксированное в 2014–2015 гг., сопряжено с преимущественно негативными оценками целей создания ЕАЭС. Можно предположить, что причиной подобной реакции (или, вернее, отсутствия всякой реакции) стал недостаток целенаправленной работы по выстраиванию внешнеполитического имиджа объединения. Также в первые годы становления политика Евразийского экономического союза была направлена главным образом на внутренние вопросы и взаимодействие с партнерами в Азиатском регионе, и, соответственно, объединение почти не создавало инфоповодов, интересных широкой международной аудитории.
Таким образом, в отсутствие альтернативной повестки в западных медиа сформировался образ Евразийского экономического союза как личного геополитического проекта Владимира Путина, созданного ради противостояния с Евросоюзом и возрождения СССР. Эта тенденция продолжилась в 2022 г., когда ЕАЭС вернулся в повестку медиа Великобритании в контексте российской внешней политики. При этом британские журналисты почти не уделяют внимания экономическому аспекту существования ЕАЭС, хотя именно он является главенствующим в данном интеграционном проекте. В этом контексте представляется важным продемонстрировать международной аудитории успехи объединения на экономическом поле, в том числе в деле установления связей с партнерами за пределами постсоветского пространства: Таиландом, Вьетнамом, Египтом и др. Безусловно, для выстраивания корректного внешнеполитического образа ЕАЭС требуется комплексная информационная работа, и текущий политический кризис делает эту потребность еще более насущной.
1 Tekiner U. The ‘European (Union) Identity’: An Overview // E-International Relations. April 15, 2020. URL: https://www.e-ir.info/2020/04/15/the-european-union-identity-an-overview/ (accessed: 23.08.2022). См. также: (Caporaso, 2005; Haller & Ressler, 2006; Todorov & Bracher, 2008; Latcheva, Datler & Rossbacher 2012; European Identity in the Context of National Identity…, 2016; Royuela & López-Bazo, 2020).
3 Top 70 UK News Websites to Follow in 2020 // FeedSpot. February 23, 2024. URL: https://blog.feedspot. com/uk_news_websites/ (accessed: 20.08.2024).
4 Gutteridge N. What Democracy? Russia Says Juncker Buried Offer of Cooperation from Elected Leaders // Daily Express. October 26, 2016. URL: https://www.express. co.uk/news/politics/725629/Jean-Claude-Juncker-EU-chief-member-states-Russia-Sergei-Lavrov-Vladimir-Putin (accessed: 13.08.2022).
5 Burke J. Post-Soviet World: What You Need to Know About the 15 States // The Guardian. June 9, 2014. URL: https://www.theguardian.com/world/2014/jun/09/-sp-profiles-post-soviet-states (accessed: 23.08.2022).
6 Holehouse M. Brilliant Putin Is the Leader I Most Admire, Says Nigel Farage // The Telegraph. March 31, 2014. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/ vladimir-putin/10733446/Brilliant-Putin-is-the-leader-I-most-admire-says-Nigel-Farage.html (accessed: 23.08.2022).
7 Henley J. A Brief Primer on Vladimir Putin’s Eurasian Dream // The Guardian. February 18, 2014. URL: https://www.theguardian.com/world/shortcuts/2014/feb/18/brief-primer-vladimir-putin-eurasian-union-trade (accessed: 23.08.2022).
8 Bradley Ch. Putin Snub: Russia’s Botched Effort to Form EU-Style Soviet Bloc Revealed // The Daily Express. December 12, 2019. URL: https://www.express.co.uk/ news/world/1216449/putin-news-russia-eu-soviet-union-emmanuel-macron-balkans-nato-spt (accessed: 23.08.2022).
9 Mardell M. Ukraine Crisis: Why Russia and EU Both Stand to Lose // BBC News. February 21, 2014. URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-26299178 (accessed: 23.08.2022).
10 Walker S. What Russia Thinks of Brexit — And How It Could Gain from a Fractured Europe // The Guardian. July 11, 2016. URL: https://www.theguardian.com/ world/2016/jul/11/what-russia-thinks-of-brexit-and-how-it-could-gain-from-a-fractured-europe (accessed: 23.08.2022).
11 Ibid.
12 Burleigh M. Return of the Evil Empire and a Nation on the Brink of Civil War: America and Europe Look on in Fear as Violence Grips Ukraine // The Daily Mail. February 19, 2014. URL: https://www.dailymail.co.uk/ news/article-2563404/Return-evil-empire-nation-brink-civil-war-America-Europe-look-fear-violencegrips-Ukraine.html (accessed: 23.08.2022).
13 Christys P. China and Russia Can Keep GLOBAL PEACE, Says Xi Jingping — But They Can’t Agree on Much... // The Daily Express. May 15, 2017. URL: https://www.express.co.uk/news/world/804730/ Russia-China-trade-infrastructure-Eurasian-Economic-Union-Belt-and-Road (accessed: 23.08.2022).
14 Putin Admits Russia Can’t Supply Clothing to Front Line Troops // The Telegraph. December 9, 2022. URL: https://www.telegraph.co.uk/world-news/2022/12/ 09/ukraine-russia-news-ukraine-russia-news-putin-war-latest-missiles/ (accessed: 23.08.2022).
15 Gottein Martinez T. Putin Health Latest: New Pictures Show Despot Looking Pale as He Speaks from Moscow // Daily Express. May 26, 2022. URL: https://www.express.co.uk/news/world/1616438/ putin-health-latest-pale-pictures-moscow-video-conference (accessed: 23.08.2022).
16 Chivvis C. S. I’ve Studied the Possible Trajectories of the Russia-Ukraine War. None Are Good // The Guardian. March 8, 2022. URL: https://www.theguardian. com/commentisfree/2022/mar/08/russia-ukraine-war-possible-trajectories (accessed: 23.08.2022).
17 Blair A. Evil Empire: Vladimir Putin’s Twisted Dream of a New Russian Empire Stretching 10,000 Miles Encompassing Britain & Europe // The Sun. April 7, 2022. URL: https://www.thesun.co.uk/news/18174670/vladimir-putin-eurasia-ukraine-war-dmitry-medvedev/ (accessed: 23.08.2022).
18 Carey D. NATO vs Russia Allies: Who Is Supporting the World Superpowers? // Daily Express. June 28, 2022. URL: https://www.express.co.uk/news/world/1632481/ nato-vs-russia-allies-who-supports-world-superpowers-evg (accessed: 23.08.2022).
19 Slater J. Do Russia Have Any Allies and What Have They Said About Ukraine? // Metro. March 19, 2022. URL: https://metro.co.uk/2022/02/27/russia-ukraine-war-which-countries-are-russias-allies-16182955/ (accessed: 23.08.2022).
20 Oliphant R. Kazakhstan Crisis Exposes Flaw at the Heart of Vladimir Putin’s Authoritarian Model // The Telegraph. January 5, 2022. URL: https://www.telegraph. co.uk/world-news/2022/01/05/kazakhstan-crisis-exposes-fragility-heart-putins-authoritarian/ (accessed: 23.08.2022).
21 Jewers C. Why Kazakhstan Uprising Will Strike Fear in Putin: Protests Against Another of Vladimir’s Allies Show Citizens of Former Soviet Nations Are Ready to Rise Up After Decades of Suppression // Daily Mail Online. January 6, 2022. URL: https://www.dailymail. co.uk/news/article-10374723/temp.html (accessed: 23.08.2022).
22 Pandey V. What Russian President’s India Visit Means for World Politics // BBC News. December 5, 2021. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-india-59515741 (accessed: 23.08.2022).
Об авторах
Ольга Юрьевна Вихрова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: eurasiamsu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9208-906X
SPIN-код: 1713-1204
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
Москва, Российская ФедерацияЯрослава Сергеевна Горлова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Email: jaroslava.gorlova@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-9505-7933
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Вихрова О. Ю. Образ ЕАЭС в ведущих новостных СМИ США // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 3. С. 437-449. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(3).437-449; EDN: NGUOIE
- Горяина Ю. П. Национальная идентичность как основа формирования имиджа Китая // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 102-107. EDN: OYTENZ
- Гринберг Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/en/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8 (дата обращения: 23.08.2022).
- Драгачева О. С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования : дис. ... канд. полит. наук. Москва : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
- Елков О. А. Роль СМИ во внешней политике и формировании образа государства в международном массовом сознании // Дипломатический вестник Приднестровья. 2011. № 1. С. 109-110.
- Жукова П. И. Имидж России и ее безопасность: диалектика взаимосвязи // Власть. 2010. № 2. C. 53-55. EDN: LAAQVL
- Киселев И. Ю. Образы государства в международных отношениях: механизмы трансформации // Полис. Политические исследования. 2003. № 3. С. 50-57. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.05; EDN: ESCXAF
- Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Т. 3, № 3. С. 253-260. EDN: KNUZZL
- Кривохиж С. В., Соболева Е. Д., Мельникова Е. С. ШОС через призму китайских СМИ: анализ публикаций в «Жэньминь Жибао» и «Хуаньцю Шибао» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23, № 1. C. 105-115. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-1-105-115; EDN: ULEZQK
- Морозова А. А. Средства массовой информации как инструмент управления общественным мнением в процессе формирования политического имиджа государства за рубежом // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13, № 103. С. 33-41. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-33-41; EDN: KWHRGB
- Палитай И. С. Брекзит как фактор трансформации коммуникативного образа Великобритании // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 4. С. 45-54. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-4-45-54; EDN: XNKTFB
- Пашкина Т. А. Понятие «имидж территории» в современной науке и практике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12, № 2. С. 63-66. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2012-12-2-63-66; EDN: PJXOGH
- Русяева М. М., Черемушкина Е. Ф. Имидж России в зеркале англоязычных СМИ // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 6. С. 14-18. https://doi.org/10.5281/zenodo.1049109; EDN: ZRTAIZ
- Смирнова А. Г. Образ государства во внешней политике и международных отношениях: опыт социологического исследования. Санкт-Петербург : Издательский дом Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2011.
- Торопова Е. А. Национальная идентичность как компонент имиджа страны // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 4. С. 219-230. EDN: NCETLP
- Тренин Д. В. Новый баланс сил. Россия в поисках внешнеполитического равновесия. Москва : Альпина Паблишер, 2021.
- Хрустова Л. Е., Федорова Е. А., Федоров Ф. Ю. Тональность освещения позиции России в англоязычных СМИ в период санкций // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13, № 4. С. 292-310. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-4-14; EDN: TIRMFO
- Bachmann P., Eisenegger M., Ingenhoff D. Defining and Measuring News Media Quality: Comparing the Content Perspective and the Audience Perspective // The International Journal of Press/Politics. 2022. Vol. 27, no. 1. P. 9-37. https://doi.org/10.1177/1940161221999666
- Caporaso J. A. The Possibilities of a European Identity // Brown Journal of World Affairs. 2005. Vol. 12, no. 1. P. 65-75.
- European Identity in the Context of National Identity: Questions of Identity in Sixteen European Countries in the Wake of the Financial Crisis / ed. by B. Westle, P. Segatti. New York : Oxford University Press, 2016. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198732907.001.0001
- Haller M., Ressler R. National and European Identity. A Study of Their Meanings and Interrelationships // Revue française de sociologie. 2006. Vol. 47, no. 4. P. 817-850. https://doi.org/10.3917/rfs.474.0817
- Latcheva R., Datler G., Rossbacher E. The Concept of European Identity: Overused and Underspecified? // Methods, Theories, and Empirical Applications in the Social Sciences / ed. by S. Salzborn, E. Davidov, J. Reinecke. Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2012. P. 235-248. https://doi.org/10.1007/978-3-531-18898-0_29
- Royuela V., López-Bazo E. Understanding the Process of Creation of European Identity - the Role of Cohesion Policy // Investigaciones Regionales - Journal of Regional Research. 2020. Vol. 46. P. 51-70. URL: https://investigacionesregionales.org/wp-content/uploads/sites/3/2020/04/3.-Royuela_vf.pdf (accessed: 01.04.2024).
- Todorov T., Bracher N. European Identity // South Central Review. 2008. Vol. 25, no. 3. P. 3-15. https://doi.org/10.1353/scr.0.0030