Сотрудничество Камбоджи и России в рамках АСЕАН

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируется двустороннее сотрудничество Камбоджи и России в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Авторы опираются на теорию неореализма, которая позволяет объяснить внешнюю политику государств стремлением обеспечить свои национальные интересы. Принципы историзма и научной объективности позволили установить, как Камбоджа и Россия выстраивают двусторонние отношения, используя такую авторитетную региональную организацию, как АСЕАН. Наиболее интересен политический аспект отношений, так как в современных реалиях глобализации помимо военных и экономических аспектов двустороннего взаимодействия государств, претендующих на значимую роль в системе международных отношений, именно политический аспект приобретает особую значимость ввиду необходимости создавать новую модель глобального управления. Цель исследования - определение роли сотрудничества России и Камбоджи в развитии международного режима под руководством АСЕАН, являющейся ядром региональных интеграционных процессов. Для достижения поставленной цели прослежена эволюция отношений России и АСЕАН от их зарождения до придания им статуса стратегического партнерства в контексте российского «поворота на Восток». Затем изучена динамика участия Камбоджи в АСЕАН в контексте национальных интересов, которые данное государство стремится реализовать во внешней политике. В заключительной части было установлено, как взаимодействуют Российская Федерация и Королевство Камбоджа на площадке АСЕАН. Авторами сделан акцент на широкомасштабности структуры сотрудничества России и АСЕАН. По итогам анализа развития двустороннего диалога было выявлено, что вступление Камбоджи в состав АСЕАН стало импульсом для формирования механизмов двустороннего взаимодействия, которое зачастую осуществлялось «на полях» мероприятий Ассоциации. Базовые ценности АСЕАН оказали влияние на внешнюю политику Камбоджи, поспособствовав укреплению ее сотрудничества с Россией на современном этапе.

Полный текст

Введение

В настоящее время становится очевидным, что Азиатский регион в целом, в частности Юго-Восточная Азия (ЮВА), начинает играть все более значимую роль в мировой экономике и политике. И этим успехом страны региона во многом обязаны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Укрепление АСЕАН как признанной международной организации со своим Уставом, нормами, принципами и ценностями позволило ей играть центральную роль в делах ЮВА, основательно продвинуться к созданию Сообщества АСЕАН, а также создать прочный механизм диалоговых партнерств, охвативший девять стран и Европейский союз. Как региональная организация она внесла большой вклад в сохранение мира, стабильности и развития в регионе, раздираемом внутренними противоречиями и конфликтами.

Актуальность темы исследования связана с активизацией внешней политики России на азиатском направлении в рамках «поворота на Восток», целью которого является укрепление политического и экономического взаимодействия со странами Азии ввиду кризиса в отношениях со странами «коллективного Запада». Страны Юго-Восточной Азии в XXI в. перестали играть роль лишь реципиентов международных изменений и все в большей степени становятся значимыми субъектами международных трансформаций, стремящимися отстаивать свою точку зрения в вопросах международной повестки дня. Наиболее показательным видится пример Камбоджи, которая после вступления в АСЕАН в 1999 г. приобрела значительный дипломатический вес, все активнее участвуя в работе данной региональной организации.

Сотрудничество России и Камбоджи в рамках АСЕАН служит воплощению национальных интересов как России, так и Камбоджи. Структурно доказательство данного тезиса представлено в статье следующим образом. Вначале приводится анализ эволюции отношений России и АСЕАН от их зарождения до придания им статуса стратегического партнерства в контексте российского «поворота на Восток». Затем авторы анализируют динамику участия Камбоджи в АСЕАН в контексте национальных интересов, которые данное государство стремится реализовать во внешней политике. В заключительной части было установлено, как взаимодействуют Российская Федерация и Королевство Камбоджа на площадке АСЕАН.

Цель исследования — выявление роли сотрудничества России и Камбоджи в развитии международного режима под руководством АСЕАН, которая интегрировала практически все страны ЮВА и стала ядром региональных интеграционных процессов.

Теоретической основой исследования является концепция неореализма. В работе также использовались принципы историзма и научной объективности, что позволило рассмотреть причинно-следственные связи развития сотрудничества России и Камбоджи. Авторы опирались на труды ряда выдающихся российских ученых-востоковедов. Среди них особое место занимают фундаментальные работы академика М.Л. Титаренко (Титаренко, 2008), а также профессора А.Д. Богатурова (Богатуров, 1997) и профессора А.Д. Воскресенского («Большая Восточная Азия»…, 2010; Воскресенский, 2020). Для глубокого анализа особенностей внешней политики Камбоджи авторы использовали труды Н.Н. Бектимировой (Бектимирова, 2015; 2016), Н.П. Малетина1, Д.В. Мосякова (Мосяков, 2010). Процессы региональной интеграции в ЮВА и деятельность АСЕАН по их развитию освещены в трудах Е.В. Колдуновой (Колдунова, 2015; 2017), Г.М. Костюниной (Костюнина, 2017; 2019), Е.А. Канаева (Канаев, 2017; Канаев, Королев, 2019), Г.М. Локшина, Е.В. Кобелева, В.М. Мазырина (Локшин, Кобелев, Мазырин, 2019).

История развития АСЕАН как общерегиональной организации

АСЕАН возникла в 1967 г. по инициативе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Данная организация появилась в сложных исторических условиях: процесс формирования современных государств региона находился на начальной стадии, особенно в восточной части п-ова Индокитай, где процессы деколонизации были сопряжены с вооруженными конфликтами.

В годы холодной войны отсутствовало представление о Юго-Восточной Азии как едином политическом регионе, так как регион был объектом соперничества между США, СССР и КНР. К 1970-м гг. отношения Москвы и Пекина ухудшились. Это привело к усилению внутренних разногласий в коммунистическом лагере и негативно отразилось на странах ЮВА. На этом фоне страны — члены АСЕАН выразили свое желание избавить регион от внешнего вмешательства, подписав два важных документа — Декларацию о зоне мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН) (1971 г.)2, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (1976 г.), в котором были закреплены принципы суверенитета и невмешательства3.

Принцип невмешательства является одним из основополагающих в международном праве, и его провозглашение странами — членами АСЕАН имело двойную цель. С одной стороны, принцип подчеркивал нежелание региональных стран быть объектами внешнего вмешательства, а с другой — помогал поддерживать стабильность внутренних структур и изолировать местную оппозицию от внешней помощи (Jones, 2012, p. 97). Это позволяло странам АСЕАН демонстрировать свою политическую и экономическую состоятельность, сохраняя при этом автономию от международных игроков, включая США. Этот принцип стал особенно важным во время конфликта между Вьетнамом и Камбоджей, приведшим к вмешательству соседних государств и разрушительным последствиям в регионе (Мосяков, 2010, с. 391). АСЕАН активно участвовала в урегулировании конфликта, изолируя новое камбоджийское правительство и принимая меры по ограничению его доступа к международной помощи (Jones, 2007, p. 527). В дальнейшем АСЕАН нацелилась на замыкание региональных проблем на себя, исключая внешние силы из переговорного процесса и демонстрируя коллективную позицию по ключевым вопросам региона4.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. активное участие АСЕАН в решении камбоджийской проблемы привело к проведению международных переговоров, учитывающих интересы региона и обеспечивающих гарантии невмешательства третьих сторон. Этот период также стал временем, когда АСЕАН разработала новые методы управления регионом и нейтрализации внешнего влияния. Окончание биполярности позволило АСЕАН объединить все 10 стран ЮВА, несмотря на различия в идеологиях и политических системах. Региональная организация смогла поддерживать разумную конкуренцию между внешними игроками, чтобы выигрывать от их соперничества и стать центральным элементом регионального сотрудничества в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) (Severino, 2007, p. 406).

Сегодня региональная институциональная сеть, сформированная вокруг АСЕАН, включает в себя диалоговые партнерства с ключевыми игроками в регионе и за его пределами: Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Форум «Азия — Европа» (АСЕМ) и Восточноазиатский саммит (ВАС). Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), хотя формально и не связан с АСЕАН, отражает ее нормативную культуру, известную как «путь АСЕАН», который подчеркивает предпочтение консультаций, консенсуса и движения к общей цели (Колдунова, 2017, с. 60).

С начала своего существования в 1970-х гг. АСЕАН стремилась к установлению привилегированных отношений с ключевыми внерегиональными партнерами. Это выразилось в установлении диалога с Австралией, Европейским экономическим сообществом, США и Японией. В последующие десятилетия АСЕАН расширила свои партнерства на Китай, Индию, Россию и Южную Корею, сформировав форматы АСЕАН+3 (с Китаем, Японией и Республикой Корея) и АСЕАН+6 (с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией и Новой Зеландией), которые послужили основой для ВАС. К концу ХХ в. АСЕАН стала влиятельным участником макрорегиональных процессов и равноправным партнером для ведущих международных игроков.

В начале 2010-х гг. региональная динамика начала меняться, особенно с усилением экономической роли Китая, что вызвало разнонаправленные реакции политических элит стран ЮВА. Территориальные споры в Южно-Китайском море, начавшиеся в 2011 г., усилили опасения малых и средних стран относительно стратегии Пекина (Понька, Бельченко, Трусова, 2017). Американская политика разворота в АТР, начатая в 2011 г. при Бараке Обаме с целью ограничения влияния Китая, также способствовала поляризации региона. Это выдвинуло китайско-амери-канские противоречия на передний план в региональной политике и подчеркнуло необходимость для АСЕАН расширения своих внешнеполитических контактов.

Политика России в АСЕАН: от диалогового к стратегическому партнерству

За последние 30 лет отношения между Россией и АСЕАН прошли путь от случайных контактов до установления стратегического партнерства. Понятие «стратегическое партнерство» стало распространенным после окончания холодной войны и сейчас принимает различные формы и содержание. Такие партнерства обычно помогают балансировать внешнеполитические контакты и выделять ключевые направления в международных отношениях. Несмотря на это, они не приводят к образованию альянсов или блоков.

Первые официальные контакты между Россией и АСЕАН состоялись в 1991 г., когда заместитель министра иностранных дел Российской Федерации принял участие в министерской встрече АСЕАН по приглашению Малайзии, а через 5 лет с Ассоциацией были установлены отношения диалогового партнерства5. В 1994 г. Россия присоединилась к АРФ6.

Для установления диалогового партнерства с АСЕАН России требовалось подписание Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии от 1976 г. Россия присоединилась к этому договору в 2004 г., а уже в 2005 г. состоялся первый саммит Россия — АСЕАН. В ходе этого саммита были подписаны ключевые документы, определившие направления сотрудничества между Россией и АСЕАН7, которые включали в себя сотрудничество в области безопасности и борьбы с преступностью, а также укрепление экономических связей.

Институциональное взаимодействие между Россией и АСЕАН включало в себя обмен на уровне министров, экспертные мероприятия, участие в саммитах и конференциях. Были созданы инструменты партнерства, такие как Совместный комитет сотрудничества и Финансовый фонд диалогового партнерства для финансирования совместных проектов. Россия присоединилась к ВАС в 2010 г.8, что свидетельствует о росте интересов АСЕАН и ее стремлении к центральной роли в институциональном сотрудничестве вне своего региона.

Второй саммит между Россией и АСЕАН прошел в 2010 г. в Ханое, а в 2016 г. было отмечено 20-летие их диалогового партнерства, которое ознаменовалось проведением юбилейного саммита в Сочи. Перед этим саммитом была сформирована Группа видных деятелей, которая представила свои рекомендации о двусторонних отношениях, включая предложения о более тесном стратегическом партнерстве через улучшение координации на международной арене и интенсификацию встреч на высшем уровне9.

После юбилейного саммита Россия — АСЕАН были утверждены Сочинская декларация и Комплексный план действий на 2016–2020 гг.10 В декларации подчеркивалась важность многополярности и необходимость создания прозрачной и всесторонней региональной безопасности на основе международного права. Также было отмечено стремление к взаимовыгодному сотрудничеству между АСЕАН, Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Это добавило новое, трансрегиональное измерение в диалоговое партнерство, включая поиск возможностей для взаимодействия не только на двустороннем, но и на региональном уровне.

В ноябре 2018 г. на третьем саммите России и АСЕАН в Сингапуре было принято заявление о переходе к стратегическому партнерству11. В заявлении подчеркивалась важность соблюдения международного права, равноправных отношений и развития свободной торговли, а также укрепления ВАС как форума для стратегических обсуждений. Однако процесс движения к стратегическому партнерству не был прямолинейным. Россия изначально была не так активна в Ассоциации по сравнению с другими партнерами АСЕАН и рассматривалась скорее как дополнительный игрок, который должен сдерживать амбиции других крупных держав в регионе.

Россия, частично выполняя эту функцию, поддерживала сотрудничество в военно-технической области с Вьетнамом, Индонезией и Малайзией, а также стала альтернативным партнером в политическом и военно-техническом плане для Таиланда, Филиппин и Мьянмы. Например, после военных переворотов в Таиланде в 2014 г.12 и в Мьянме в 2021 г.13 новое руководство этих стран обратилось к России. Однако в конфликте между Филиппинами и Китаем по поводу спорных островов в Южно-Китайском море Россия предпочитала оставаться нейтральной, чтобы не обострять отношения ни с одной из сторон14.

Таким образом, в условиях эскалации региональной напряженности Россия заинтересована в развитии сотрудничества с АСЕАН, поскольку данную организацию сближает с Россией стремление к формированию полицентричной мировой и региональной системы. Россия в свою очередь оказывает действенную поддержку идее центральности АСЕАН, что укрепляет ее позиции во взаимодействии с другими внешними акторами. В активе Москвы — политика «поворота на Восток», которая постепенно начинает приобретать видимые очертания и готовность выстраивать продуктивные самоценные отношения с Ассоциацией. Вместе с тем Россия демонстрирует нежелание соревноваться за экономическое и политическое внимание объединения только для того, чтобы удобным для АСЕАН способом уравновесить действия Китая и США.

Политика Камбоджи в АСЕАН: от изоляции к проактивному членству

Вступление Камбоджи в Ассоциацию было задержано из-за Камбоджийского конфликта, который начался в 1979 г. после освобождения Пномпеня от режима «красных кхмеров». В тот период главной опасностью для АСЕАН было распространение коммунизма (Keo, 2012, p. 10) и втягивание в конфликты, влияющие на интересы СССР и США. Ситуация улучшилась после встречи представителей конфликтующих сторон в Париже в 1987 г. и сокращения поддержки СССР Вьетнаму. В 1991 г. внутренняя ситуация стабилизировалась с подписанием Парижских мирных соглашений15, что открыло путь к вступлению Камбоджи в АСЕАН. Страна стала наблюдателем в 1995 г. и полноправным членом в 1999 г., после чего начала активно участвовать в укреплении мира, стабильности и процветания в регионе16.

Камбоджа внесла значительный вклад в развитие АСЕАН, выступая в качестве члена и председателя АСЕАН в 2002, 2012 и 2022 гг. Страна приложила немало усилий для проведения саммитов АСЕАН и связанных с ними совещаний и успешно содействовала разработке многих ключевых документов для АСЕАН. Кроме того, Камбоджа активно использовала основные ценности АСЕАН в своей внешней политике и дипломатии, включая принцип неприменения силы и мирного урегулирования споров, в частности на границе с Таиландом в 2008 г.17

В 2002 г. Камбоджа добилась того, чтобы АСЕАН и Китай совместно подписали Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море, в которой предусматривалось заселение необитаемых островов, рифов и других объектов18. Также Камбоджа достигла соглашения о туризме в рамках АСЕАН, направленного на развитие региона как единого туристического направления19.

На XXI саммите АСЕАН в 2012 г. в Пномпене под председательством Камбоджи были приняты Декларация прав человека АСЕАН и документ о создании Регионального центра противоминной деятельности АСЕАН (Strangio, 2014, p. 218). Под руководством Камбоджи в 2012 г. было достигнуто несколько важных соглашений, включая Декларацию VII саммита стран Восточной Азии по борьбе с малярией и Пномпеньскую декларацию о развитии стран Восточной Азии20. Кроме того, во время председательства Камбоджи были приняты Декларация прав человека АСЕАН и Балийский план действий III согласия (2013–2017 гг.), проведен первый Глобальный диалог АСЕАН и создан Институт мира и примирения АСЕАН21. Кроме того, Камбоджа активно участвовала в принятии Заявления из шести пунктов по вопросам Южно-Китайского моря (Var, 2021, p. 198).

В роли председателя АСЕАН на саммите 2022 г. Камбоджа выбрала девиз «АСЕАН: вместе против вызовов» (Lin, 2023). В качестве основных целей деятельности АСЕАН было установлено поддержание мультилатерализма, устойчивого развития и молодежных обменов в рамках создания сообщества безопасности, экономического сообщества и социально-культурного сообщества АСЕАН22. Премьер-министр Камбоджи Хун Сен на церемонии закрытия отметил, что в свете сложной международной и региональной обстановки страны АСЕАН провели эффективные консультации по укреплению роли Ассоциации в развитии отношений с внешними партнерами (Чувилов, 2023).

На саммитах АСЕАН в 2022 г. не было принято значимых решений по ключевым проблемам регионального и глобального политического и экономического развития. В период председательства Камбоджи в Ассоциации стороны предпочли не вносить существенных изменений в региональные связи. Благодаря усилиям Камбоджи было достигнуто соглашение о вступлении Восточного Тимора в АСЕАН в качестве полноправного члена (Bunthorn, 2022).

13 ноября 2022 г. в Пномпене прошел 17-й Восточноазиатский саммит под руководством премьер-министра Камбоджи Хун Сена. На встрече присутствовали представители государств — членов АСЕАН, Австралии, Китая, Индии, Японии, Новой Зеландии, Южной Кореи, России и США. Хун Сен в своем выступлении отметил необходимость укрепления саммита для его актуальности и эффективности в быстро меняющемся регионе23.

Таким образом, Камбоджа активно выступила в роли государства — председателя в АСЕАН, стремясь поддерживать региональную стабильность и решать общие проблемы, такие как пандемия, экономические кризисы и политический кризис в Мьянме.

Диалог России и Камбоджи в рамках АСЕАН

Отношения Москвы и Пномпеня берут свое начало с середины XX в. СССР оказывал материально-техническую поддержку Камбодже, построив здания больницы и Высшего технологического института. Кроме того, Камбоджа хранит позитивную историческую память в отношении России за ту помощь, которая была оказана ей в восстановлении страны после того, как СССР совместно с Вьетнамом свергли режим «красных кхмеров». Создание Национального фронта освобождения Камбоджи и нового правительства страны в 1979 г. стало началом наиболее активного периода сотрудничества между СССР и Камбоджей. Обширные поставки продовольствия, текстиля, нефтепродуктов, отправка многочисленных советников и специалистов, подготовка новых управленцев в СССР — все это стало основными приметами нового этапа отношений24.

Впервые министр иностранных дел и международного сотрудничества Камбоджи Хор Намхонг посетил Москву в 2001 г.25 Интенсификации диалога способствовало присоединение России к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии в 2004 г., в рамках которого в 2005 г. в Пномпене состоялись российско-камбоджийские консультации26. Стороны обсудили пути расширения взаимодействия в политической, торгово-экономической и инвестиционной областях, а также пути углубления диалогового партнерства Россия — АСЕАН. Подобное смещение акцента свидетельствует о ключевой роли Ассоциации в развитии двусторонних контактов.

Более насыщенным политическими контактами ознаменовался период с 2014 г., по итогам которого показатели торговли между государствами увеличились до 132,7 млн долл. США (Костюнина, 2019), а также был отмечен рост числа туристов, посетивших Камбоджу. В следующем году по итогам Российско-Камбоджийской межправительственной комиссии был подписан совместный план действий на 2015–2017 гг. между Ростуризмом и Министерством туризма Камбоджи27.

В ноябре 2015 г. председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев посетил Пномпень. В рамках этого визита были подписаны соглашения о воздушном сообщении, меморандумы о сотрудничестве в инвестиционной сфере, соглашение о сотрудничестве между российскими и камбоджийскими СМИ и др.28

Как уже отмечалось, 2016 г. был юбилейным в истории как диалогового партнерства России с АСЕАН, так и дипломатических отношений между Камбоджей и Россией. В честь юбилея в Сочи был проведен саммит Россия — АСЕАН, в ходе которого состоялась встреча президента РФ и премьер-министра Камбоджи. В этот момент началась реализация узко ориентированных инициатив, был разработан проект строительства гидроэнергетического узла в западной части Королевства Камбоджа29.

В 2017 г. состоялись переговоры глав внешнеполитических ведомств Российской Федерации и Королевства Камбоджи — С.В. Лаврова и Прака Сокхона. Повестка дня встречи в Москве министров иностранных дел России и Камбоджи включала вопросы, которые отражали суть договоренностей, достигнутых на встрече президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Камбоджи Хун Сена «на полях» саммита Россия АСЕАН30.

Доброй традицией стали встречи глав правительств России и Камбоджи, которые проходили ежегодно до начала пандемии COVID-19. Данный формат взаимодействия выступает важным каналом коммуникации и позволяет странам делиться мнениями по поводу насущных проблем в двусторонних отношениях.

Важную лепту в укрепление сотрудничества между двумя странами вносят общественные и научно-образовательные организации. В частности, в 2018 г. состоялась церемония подписания Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Общественной палатой РФ и Форумом гражданского общественного альянса Камбоджи31. В 2019 г. состоялось подписание меморандума о сотрудничестве в сфере науки и образования между Национальным институтом дипломатии и международных отношений (NIDIR) Королевства Камбоджи и МГИМО МИД России32. Позднее, в 2021 г., был подписан Меморандум о взаимопонимании между Российской академией наук и Королевской академией Камбоджи33. Данные факты свидетельствуют о том, что научно-академическое сообщество становится значимым участником двустороннего диалога, продвигая инструментарий публичной дипломатии.

Во время пандемии COVID-19 процесс двустороннего взаимодействия приостановился, поскольку диалог осуществлялся только через Посольство России в Камбодже и все внимание было направлено на поддержание диалоговых форматов в новой реальности. В частности, в 2020 г. стороны обсудили аспекты инициированной Пномпенем идеи проведения онлайн-конференции министров иностранных дел региональных координаторов АСЕМ и Камбоджи в качестве страны — организатора XIII саммита указанного Форума по проблематике коронавируса34.

Традиция поддержания регулярных политических контактов привносит позитивный вклад в двусторонние отношения России и Камбоджи. В частности, среди совпадающих взглядов России и Камбоджи на международные проблемы и мироустройство в целом — «право каждого народа самостоятельно выбирать пути развития». Это является прочной основой для двустороннего сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в рамках ООН и на других международных площадках.

Двустороннее сотрудничество между Россией и Камбоджей характеризуется новыми совместными проектами в области энергетики, торгово-экономической сфере, в военном и военно-техническом взаимодействии, а также подготовке специалистов из Камбоджи в российских вузах. Известно, что «Газпром» рассматривает возможность геологоразведки и освоения месторождений газа на шельфе Камбоджи35. По линии министерств обороны стороны заинтересованы в совместных действиях по борьбе с терроризмом, гуманитарном разминировании и подготовке камбоджийских военных кадров в вузах Минобороны России36. Перспективы взаимовыгодного экономического сотрудничества между Россией и Королевством Камбоджа определяются в рамках Межправительственной российско-камбоджийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Об эффективности работы двусторонней межправительственной комиссии можно судить уже по тому факту, что в 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим союзом, куда входит Россия, и Камбоджей, входящей в АСЕАН, что открывает перспективы для заключения соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Королевством Камбоджа. В рамках данного Меморандума очерчен широкий круг сфер, сотрудничество в которых позволит странам вывести отношения на качественно новый уровень. В документе обозначены 17 сфер — от экономической интеграции до информационных технологий37.

Несмотря на позитивную динамику, следует отметить слабую сторону двусторонних отношений. Таковой можно считать относительно низкую интенсивность реализации принятых политических договоренностей. Однако данную характеристику можно рассмотреть в качестве перспективной зоны роста. По мнению авторов, широкое вовлечение политических и предпринимательских кругов в деятельность форматов АСЕАН позволит странам ускорить воплощение всех планов и проектов.

Влияние Ассоциации на укрепление двусторонних отношений России и Камбоджи можно охарактеризовать как значительное. Оба государства реализуют приверженность принципу АСЕАН о нейтралитете во внешней политике, поэтому после начала Специальной военной операции на Украине Хун Сен заявил, что не поддерживает антироссийские санкции западных стран38. Благодаря такому внешнеполитическому курсу двустороннее сотрудничество было продолжено. Позднее в 2022 г. Россия приняла участие в ВАС в Пномпене и в 2023 г. — в Джакарте.

Кроме того, Камбоджа является страной — координатором отношений «Россия — АСЕАН» на период 2021–2024 гг. По словам замглавы отдела АСЕАН МИД Королевства Чун Сованнарит, Камбоджа намерена вывести стратегическое партнерство России и АСЕАН на новую высоту39. Инициативность Камбоджи в данном вопросе уже принесла свои плоды. Благодаря ее посредничеству Россия и АСЕАН приняли план стратегического партнерства на 2021–2025 гг., в котором определены приоритеты обеих сторон и меры, которые им надлежит принять в целях полной реализации потенциала партнерства во всех областях, представляющих взаимный интерес40. Данный документ позволил России и АСЕАН сблизить свои интересы во внешнеполитической плоскости и укрепить правовую базу сотрудничества.

В июне 2024 г. Королевская армия Камбоджи и Сухопутные войска России подписали Меморандум о взаимопонимании, направленный на укрепление связей и сотрудничества между армиями двух стран на основе взаимного уважения и помощи. Обе стороны высоко оценили российско-камбоджийское военное сотрудничество и обязались укреплять взаимодействие между армиями двух стран, которое уже добилось устойчивого прогресса для достижения плодотворных результатов41. Несмотря на то, что данный меморандум охватывает только один вид войск вооруженных сил двух стран, сам факт заключения документа о двустороннем сотрудничестве в военной сфере в период беспрецедентного давления западных стран на Россию свидетельствует о выходе российско-камбоджийских отношений на новый уровень и трансформации России в провайдера безопасности для развивающихся стран.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что отношения России и Камбоджи, реализующиеся в формате АСЕАН, находятся на пике своего развития. Россия играет важную роль в выстраивании и сохранении баланса сил в АТР. Камбоджа, чья внешняя политика направлена на продвижение инклюзивного, многостороннего подхода к решению международных проблем, основанного на международном праве, принципах справедливости и равенства, заинтересована в присутствии России в регионе. Руководящая роль Камбоджи в АСЕАН в 2002, 2012 и 2022 гг. отражает большее доверие мирового сообщества Камбодже и, следовательно, ее возросшее дипломатическое влияние на международной арене.

На развитие отношений между Россией и Королевством Камбоджа на протяжении всей их истории влияют особенности мировой политической и экономической конъюнктуры. В сложной и противоречивой обстановке в Юго-Восточной Азии, где противоборство США и Китая наиболее заметно, малые государства особенно заинтересованы в том, чтобы иметь сильных друзей для балансирования. Для Камбоджи Россия может стать одним из таких противовесов, снижая зависимость Пномпеня от одной или другой великой державы. Данный курс заметен в шагах двух стран на современном этапе. На данный момент страны стоят на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Королевством Камбоджа. Кроме того, уже состоялось подписание первого в истории военного соглашения, которое откроет возможности для военно-технического сотрудничества и военных обменов между двумя странами. Данный уровень взаимодействия выступает рекордным в двусторонних отношениях Российской Федерации и Королевства Камбоджа.

 

1 Малетин Н. П. Внешняя политика Камбоджи 1953–1998 гг. : учебное пособие. Москва : МГИМО (У), 2004. EDN: QOXNHB

2 1971 Zone of Peace, Freedom and Neutrality Declaration // International Center for Not-for-Profit Law. November 27, 1971. URL: https://www.icnl.org/ wp-content/uploads/Transnational_zone.pdf (accessed: 05.02.2024).

3 Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia // United Nations Treaty Collection. February 24, 1976. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/ Volume%201025/volume-1025-I-15063-English.pdf (accessed: 05.02.2024).

4 Богатуров А. Д. Лидерство и критерии лидерства в мировой системе // Современная мировая политика: прикладной анализ : учебное пособие / отв. ред. А. Д. Богатуров. Москва : Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2009. С. 161.

5 История диалогового партнерства России и АСЕАН // Саммит Россия — АСЕАН. 2016. URL: http://russia-asean20.ru/russia_asean/20160309/7163.html (дата обращения: 05.02.2024).

6 Участие России в деятельности Регионального форума АСЕАН (АРФ) (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 13.03.2002. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/rso/regional-nyj-forum-asean-po-bezopasnosti-arf-/1741131/ (дата обращения: 05.02.2024).

7 См.: Распоряжение Правительства РФ от 09.12.2005 № 2150-Р «О Подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами государств — членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития» // Консультант Плюс. 2005. URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-09.12.2005-N-2150-r/?ysclid=ls8y3wp be0467540425 (дата обращения: 05.02.2024); Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005–2015 гг. // Президент России. 13.12.2005. URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/3708 (дата обращения: 05.02.2024).

8 Восточноазиатский саммит (справочный материал) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 29.12.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/rso/vostocnoaziatskij-sammit-vas/1923920/ (дата обращения: 05.02.2024).

9 Доклад Группы видных деятелей Россия АСЕАН «Россия АСЕАН: обращенное в будущее многоплановое стратегическое партнерство» // Саммит Россия — АСЕАН. 2016. URL: http://russia-asean20.ru/load/194089 (дата обращения: 05.02.2024).

10 Сочинская декларация юбилейного саммита Россия — АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» от 20 мая 2016 г. // Саммит Россия — АСЕАН. 2016. URL: http://russia-asean 20.ru/load/194715 (дата обращения: 05.02.2024).

11 Белуза А. Лидеры РФ и стран АСЕАН приняли заявление о стратегическом партнерстве // Российская газета. 14.11.2018. URL: https://rg.ru/2018/11/14/ lidery-rf-i-stran-asean-priniali-zaiavlenie-o-strategicheskom-partnerstve.html (дата обращения: 05.02.2024).

12 Ehrlich R. S. Russia Boosts Prayuth Chan-ocha’s Military in Thailand as U.S. Steps Aside After Coup // The Washington Times. February 21, 2016. URL: https://www.washingtontimes.com/news/2016/feb/21/russia-boosts-prayuth-chan-ochas-military-in-thail/ (accessed: 05.02.2024).

13 Russian Arms and Influence in Myanmar // East Asia Forum. November 5, 2022. URL: https://eastasiaforum.org/ 2022/11/05/russian-arms-and-influence-in-myanmar/ (accessed: 05.02.2024).

14 РФ поддерживает усилия Китая по выработке кодекса для Южно-Китайского моря // РИА Новости. 14.07.2016. URL: https://ria.ru/20160714/1465931510.html (дата обращения: 05.02.2024).

15 1991 Paris Peace Agreements // Cambodian Information Center. URL: https://web.archive.org/web/ 20140923163627/http://www.cambodia.org/facts/?page=1991+Paris+Peace+Agreements (accessed: 05.02.2024).

16 Cambodia’s ASEAN Chairmanship 2022: Priorities and Challenges // Konrad Adenauer Stiftung. 2022. URL: https://www.kas.de/en/web/kambodscha/ausgaben/detail/-/content/cambodia-s-asean-chairmanship-2021-priorities-and-challenges-2 (accessed: 05.02.2024).

17 Kesavapany K. ASEAN and the Cambodia — Thailand Conflict // East Asia Forum. March 1, 2011. URL: https://eastasiaforum.org/2011/03/01/asean-and-the-cambodia-thailand-conflict/ (accessed: 05.02.2024).

18 Chairman’s Statement of the 21st ASEAN Summit // ASEAN. November 18, 2012. URL: https://www.asean. org/wp-content/uploads/images/documents/Chairman%E2 %80%99s%20Statement%20of%20the%2021st%20ASEAN%20Summit.pdf (accessed: 05.02.2024).

19 ASEAN Tourism Agreement // ASEAN. November 4, 2002. URL: https://asean.org/asean-tourism-agreement/ (accessed: 05.02.2024).

20 Outcomes of the 21st ASEAN Summit Phnom Penh // ASEAN. November 19, 2012. URL: https://asean.org/ outcomes-of-the-21st-asean-summit-phnom-penh/ (accessed: 05.02.2024).

21 Heng S. A Job Well Done: Cambodia as ASEAN Chair in 2012 // East Asia Forum. January 19, 2013. URL: https://eastasiaforum.org/2013/01/19/a-job-well-done-cambodia-as-asean-chair-in-2012/ (accessed: 05.02.2024).

22 40-й и 41-й саммиты АСЕАН открылись в столице Камбоджи // Синьхуа. 11.11.2022. URL: http://russian.news.cn/20221111/5c16454e947b407aabc21deb52d990e4/c.html (дата обращения: 05.02.2024).

23 Chair’s Statement of the 17th East Asia Summit // East Asia Summit. November 13, 2022. URL: https://eastasiasummit.asean.org/storage/chairmans_statements_file/UbWVIu6F71lxHrXxqgZyu3TZBSXnidVBrS7toIMH.pdf (accessed: 05.02.2024).

24 Мосяков Д. В. Непростая история российско-камбоджийских отношений // Центр АСЕАН при МГИМО МИД России. 04.06.2021. URL: https://asean. mgimo.ru/news/2021/russia-cambodian-complicated-history? ysclid=ltd68l3nfk429838153 (дата обращения: 05.03.2024).

25 Российско-камбоджийские политические контакты (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 06.09.2003. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/kh/1739821/ (дата обращения: 05.02.2024).

26 О российско-камбоджийских консультациях в Пномпене // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 08.02.2005. URL: https://mid.ru/ru/ maps/kh/1657009/ (дата обращения: 05.02.2024).

27 Состоялась VIII сессия Российско-Камбоджийской Межправительственной комиссии // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 04.03.2015. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/32796/ (дата обращения: 05.02.2024).

28 Российско-камбоджийские переговоры // Правительство России. 24.11.2015. URL: http://government.ru/ news/20698/ (дата обращения: 05.03.2024).

29 Сокхон П. Камбоджа и Россия: 60 лет крепкого и динамичного партнерства // Международная жизнь. 2016. № 6. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/ material/1494 (дата обращения: 05.03.2024).

30 Главы МИД РФ и Камбоджи обсудят развитие двустороннего сотрудничества и ситуацию в АТР // РИА Новости. 24.08.2017. URL: https://tass.ru/politika/ 4503068 (дата обращения: 05.03.2024).

31 Наблюдатели от Общественной палаты РФ признали парламентские выборы в Камбодже честными // ТАСС. 30.07.2018. URL: https://tass.ru/politika/5413622 (дата обращения: 05.03.2024).

32 Делегация Национального института дипломатии и международных отношений Камбоджи в МГИМО // Центр АСЕАН при МГИМО МИД России. 19.02.2019. URL: https://asean.mgimo.ru/news/2019/delegatsiya-natsionalnogo-instituta-diplomatii-i-mezhdunarodnykh-otnoshenij-kambodzhi-v-mgimo?ysclid=lxufmuu0cu96875 7027&utm_source=ya.ru&utm_medium=referral&utm_ campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru (дата обращения: 05.03.2024).

33 Подписание меморандума о взаимопонимании между академиями России и Камбоджи // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 24.06.2021. URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/ photo/meropriyatiya_v_zagran_uchrezdeniyah/1766643/ (дата обращения: 05.03.2024).

34 Представители России и Камбоджи обсудили онлайн-встречу глав МИД АСЕМ // РИА Новости. 27.05.2020. URL: https://ria.ru/20200527/1572040026. html?ysclid=lxugb9szag599777128 (дата обращения: 05.03.2024).

35 Газпром рассматривает проекты по добыче газа совместно с РТТ на шельфе Таиланда и в России // Neftegaz.RU. 27.04.2017. URL: https://neftegaz.ru/news/ partnership/210649-gazprom-rassmatrivaet-proekty-po-dobyche-gaza-sovmestno-s-rtt-na-shelfe-tailanda-i-v-rossii/ (дата обращения: 05.03.2024).

36 В Москве состоялась первая в истории встреча министров обороны России и Камбоджи // Министерство обороны Российской Федерации. 26.04.2016. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12083979@egNews (дата обращения: 05.03.2024).

37 Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2016 г. № 56 «О проекте Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Королевства Камбоджа» // Альта-Софт. 10.05.2016. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16r00056/ (дата обращения: 05.03.2024).

38 Премьер Камбоджи заявил, что не верит в военную победу Украины, пишут СМИ // РИА Новости. 15.06.2023. URL: https://ria.ru/20230615/kambodzha-1878411581.html (дата обращения: 05.03.2024).

39 The Momentum of ASEAN — Russia Cooperation Continues to Rise // Khmer Times. April 24, 2023. URL: https://www.khmertimeskh.com/501278052/the-momentum-of-asean-russia-cooperation-continues-to-rise/ (accessed: 05.02.2023).

40 Комплексный план действий по реализации стратегического партнерства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (2021–2025 годы) // Президент России. 28.10.2021. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5726 (дата обращения: 05.02.2023).

41 RCA and Russian Ground Forces Sign Cooperation MoU // Khmer Times. June 24, 2024. URL: https://www.khmertimeskh.com/501510889/rca-and-russian-ground-forces-sign-cooperation-mou/ (accessed: 24.06.2024).

×

Об авторах

Паня Пичкхун

Посольство Королевства Камбоджа в России

Автор, ответственный за переписку.
Email: panhapk@yahoo.com
Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Камбоджа в России Москва, Российская Федерация

Усапеа Юок

Посольство Королевства Камбоджа в России

Email: yuokphea2015@gmail.com
торговый атташе Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бектимирова Н. Н. Камбоджа в XXI в.: современные политические процессы. Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. EDN: XVWUKL
  2. Бектимирова Н. Н. Традиционные факторы во внешней политике Камбоджи на современном этапе // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 26. С. 114-137. EDN: UNZFTH
  3. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945-1995). Москва : Сюита, 1997. EDN: TOHSEH
  4. «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации / отв. ред. А. Д. Воскресенский. Москва : МГИМО-Университет, 2010. EDN: PJBXVZ
  5. Воскресенский А. Д. Логика новой мироустроительной архитектоники: практика и теория переосмысления многомерного мира и поиск Китаем своего места // Сравнительная политика. 2020. Т. 11, № 4. С. 5-26. EDN: MLBEJL
  6. Канаев Е. А. Факторы успешности АСЕАН и конституирование Большой Евразии // Международные процессы. 2017. Т. 15, № 3. С. 81-89. EDN: ZTCGRZ
  7. Канаев Е. А., Королев А. С. Большая Евразия, Индо-Тихоокеанский регион и отношения России с АСЕАН // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 1. С. 26-43. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-1-26-43; EDN: LRLAQV
  8. Колдунова Е. В. «Диалоговые партнерства» во внешней политике АСЕАН // Международные процессы. 2017. Т. 15, №. 3. С. 55-66. EDN: ZTCGRF
  9. Колдунова Е. В. АСЕАН на современном этапе и проблемы региональной стабильности // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 28. С. 13-19. EDN: VZENYR
  10. Костюнина Г. М. Внешняя торговля России со странами АСЕАН: основные тенденции развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 3. С. 43-59. EDN: HPPSTO
  11. Костюнина Г. М. Интеграционная модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17, № 3. С. 441-457. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-3-441-457; EDN: ZEWEPT
  12. Локшин Г. М., Кобелев Е. В., Мазырин В. М. Сообщество АСЕАН в современном мире. Москва : ИД «Форум», 2019. EDN: JIQJKP
  13. Мосяков Д. В. История Камбоджи. XX век. Москва : Институт востоковедения РАН, 2010. EDN: QPQMKF
  14. Понька Т. И., Бельченко А. С., Трусова А. А. Двухвекторный подход КНР к разрешению территориальных споров в Южно-Китайском море // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Τ. 17, № 3. C. 518-529. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-3-518-529; EDN: ZEWESV
  15. Титаренко М. Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. Москва : Памятники исторической мысли, 2008. EDN: QPKSJB
  16. Чувилов И. А. Внешняя политика Камбоджи в 2022 году: основные достижения // Международные отношения: история, теория, практика : материалы ХIII научно-практической конференции молодых ученых факультета международных отношений Белорусского государственного университета, Минск, 2 февраля 2023 г. / под ред. Е. А. Достанко. Минск : БГУ, 2023. С. 80-84.
  17. Bunthorn K. Small State Dilemma: Cambodia Between the ASEAN and China in the Indo-Pacific Context // Journal of Liberty and International Affairs. 2022. Vol. 8, no. 1. P. 116-137. https://www.doi.org/10.47305/ JLIA2281116b
  18. Jones L. ASEAN Intervention in Cambodia: From Cold War to Conditionality // The Pacific Review. 2007. Vol. 20, iss. 4. P. 523-550. https://doi.org/10.1080/09512740701672001
  19. Jones L. ASEAN, Sovereignty and Intervention in Southeast Asia. London : Palgrave Macmillan, 2012. https://doi.org/10.1057/9780230356276
  20. Keo Duong. Role of ASEAN in Cambodia Conflict: Road Towards Peace Agreement (1979-1991) [MA thesis]. Bangkok : Chulalongkorn University, 2012. URL: https://www.academia.edu/33214683/ASEAN_Role_in_ Cambodian_Conflict_Road_towards_Peace_Agreement_1979_1989_pdf (accessed: 24.03.2024).
  21. Lin J. Cambodia’s ASEAN Chairmanship in 2022: Rising above Doubts and Pushing Through a Difficult Year // Southeast Asian Affairs / ed. by Thi Ha Hoang, D. Singh. Singapore : ISEAS Publishing, 2023. P. 89-103. https://doi.org/10.1355/9789815104189-007
  22. Severino R. C. ASEAN Beyond Forty: Towards Political and Economic Integration // Contemporary Southeast Asia. 2007. Vol. 29, no. 3. P. 406-423.
  23. Strangio S. Hun Sen’s Cambodia. New Haven, CT : Yale University Press, 2014.
  24. Var V. Cambodia’s South China Sea Policy: From ASEAN Aligned to Echoing Chinese Clientism // Security, Strategy, and Military Dynamics in the South China Sea / ed. by G. Houlden, S. Romaniuk, Nong Hong. Bristol : Bristol University Press, 2021. P. 193-214. https://doi.org/10.1332/policypress/9781529213454.003.0011

© Пичкхун П., Юок У., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах