Рецензия на книгу: To Write the Africa World / ed. by A. Mbembe, F. Sarr. Cambridge; Hoboken, NJ : Polity Press, 2023. 324 p.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Рецензируемая монография была опубликована в 2023 г., став результатом работы группы африканских исследователей — участников выставки Ateliers de la pensée («Мастерских мысли») в 2016 г. в Дакаре. Ранее эти материалы издавались частично на французском языке и ограниченным тиражом, что препятствовало их широкой популяризации.

Тем не менее работы данного авторского коллектива, собранные в одной книге под  редакцией А. Мбембе (Achille Mbembe)  и Ф. Сарра (Felwine Sarr), представляют исследовательский интерес и крайне важны для формирования современного взгляда на  разнообразные процессы, происходящие на  Африканском континенте, а также на уровне африканских диаспор.

Сам по себе факт того, что в 2016 г. 30 интеллектуалов и художников из Африки, ее диаспор и других стран собрались вместе в Дакаре и Сен-Луи, Сенегал, чтобы поразмышлять о настоящем и будущем Африки в разгар преобразований, охвативших современный мир, вызывает глубокое уважение, и, на наш взгляд, свидетельствует о том, что на Африканском континенте развивается локальная экспертиза и формируется собственное аналитическое сообщество.

Объектом изучения монографии To Write the Africa World, как заявляют сами авторы, является подведение итогов обновления критической мысли афро-диаспоры и обсуждение новых перспектив, возникающих в  результате текущих проектов по созданию политических, культурных и социальных  образов для Африканского континента и за его пределами. Как представляется, публикация этой монографии именно в 2023 г. особенно актуальна с учетом того, что модель Франсафрики находится в глубоком кризисе и такие страны, как Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Центральноафриканская Республика и многие другие, все сильнее отдаляются  от бывшей метрополии и предпринимают радикальные попытки разорвать неоколониальные узы.

В связи с этим авторы монографии затрагивают широкий круг вопросов, включая  деколонизацию, развитие социальных систем и поиск новых форм политического, экономического и социального развития на Африканском континенте. На этом пути ими движет желание создать новые понятные рамки, через которые можно увидеть нынешние  реалии Африки и ее будущее. В целом для работы характерен выраженный африкано-центризм, что обусловливает ее новизну и непохожесть на многие другие работы по этой проблематике, написанные в русле европоцентризма.

Исследователи представляют Африку как претендента на основную «сцену», где разыгрывается будущее планеты. В то же время континент представляется им в виде лаборатории, в которой мир апробирует новые  социальные, экономические, политические  и культурные модели, нередко вступающие  в конфликт с национальным традиционным мировосприятием, что, в свою очередь, порождает новые синтетические пути развития.

Интересно, что некоторые авторы книги рассуждают о том, что современный мир «преследует призрак его собственного  конца», и это как раз обусловлено кризисом европоцентризма и смещением политических процессов в сторону Глобального Юга,  где Африка может стать своеобразной  «отправной точкой», так как «единственная Африка, которая существует, — это та, которая будет создана» (To Write the Africa World, 2023).

В этой связи следует отметить, что авторы работы, рассуждая об «африканском  мире», исходят из тезиса Э. Глиссана о Tout-Monde («мире в целом»), который движется по пути универсализации при сохранении  локальной уникальности. Как отмечал  Э. Глиссан в своей работе 1981 г., «озабоченность универсальным является отчужденной обратной стороной уникальной западной претензии осуществлять универсальный контроль» (Glissant, 1981, р. 224), и сторонники Антилланите (Antillanité)[1] должны занять «твердую оппозицию любой идеологии универсальной культуры» (Glissant, 1981, р. 213). Исходя из этого авторы монографии заявляют, что в реальности Африка всегда оставалась частью мира со всей самодостаточностью и полноценностью, несмотря на желание метрополий представить ее как неполноценного сателлита с догоняющим развитием.

В самой работе данная общая идея распадается на целый комплекс авторских интерпретаций под разными углами зрения. Так, например, А. Мбембе и Ф. Сарр в главе  «Думая о новом столетии» размышляют о месте Африки в меняющемся мире и о тех сильных и слабых сторонах развития, которыми этот континент обладает и которые помогут ему вырваться вперед в глобальном цивилизационном развитии.

 М. Диуф в главе «Универсализм: испытание историей коренных народов» обращается к вопросу локальной идентичности и ее трансформации (а в некоторых случаях  и упадка) под воздействием комплексного развития государств в русле заложенной неоколониализмом парадигмы.

Н. Яла Кисукиди («Африканская Летиция: философия, деколонизация, меланхолия») рассуждает о сложности выбора нового пути развития для африканских обществ, необходимость которого становится очевидна в процессе деколонизации.

Такие авторы, как Б. Сиссе («Заново  открываем африканскую современность»)  и Х. Бентоухами («Как можно быть африканцем?»), на страницах книги рассуждают о проблемах африканской идентичности и об африканце как представителе современного глобализирующегося мира, человеке, который в силу последствий колониализма часто не может иметь равных возможностей с жителями других континентов. Это в свою очередь указывает на историческую несправедливость, которая должна быть преодолена.

Б. Мве-Ондо («Новое открытие смысла») и С. Коджо-Гранво («Самоуважение: создание собственного смысла / Прокладывание собственного пути») рассуждают о том, что страны Африки, равно как и весь континент, не должны оставаться заложниками  западных стереотипов, предписывающих конформистский вектор развития. Вместо этого африканские общества сами должны определять свои приоритеты и действовать в соответствии с национальной выгодой, в том числе осуществляя межгосударственное  сотрудничество.

Н. Самба Силла в главе «Перед лицом демографических проблем и технологических мутаций: есть ли будущее у хорошо оплачиваемой работы в Африка?» обращается к более прагматичной проблематике, выраженной в низком уровне жизни и благосостояния большинства африканцев, что связано как  с традиционным восприятием семьи и брака, так и с отсутствием реальных возможностей получить высокооплачиваемую работу и  хорошее образование.

Заключительный крупный блок тем, представленный разделами А. Сека («Исцеление общего»), С. Чака («Пути универсума»), Н. Ндойе («Переосмысление мира: Гуссерль после колонии»), Ф. Сарра («Писать о гуманитарных науках с точки зрения Африки») и А. Мбембе («Осмысляя мир с точки зрения Африки»), объединен проблемой поиска новой парадигмы развития, подходящей разным странам континента и способной трансформировать как идентичность самих африканцев, так и их восприятие в рамках глобального сообщества.

Не случайным в этой связи является обращение Н. Ндойе к работам Э. Гуссерля,  который, в частности, рассуждал о структуре интенционального переживания сознания, которое состоит из ноэзиса, то есть реального содержания переживания, и ноэмы, когда содержание переживания рассматривается в связке с чем-то трансцендентным, выходящим за пределы чувственного опыта индивида (Гуссерль, 1999, рр. 208–209, 253–266, 277–280), как, например, опыт и историческая судьба народов Африки.

Таким образом, авторы книги создают у читателя устойчивое впечатление, что Африка, по выражению Л. Миано, «это повествование», которое продолжается в будущем  (To Write the Africa World, 2023, р. 77).

Нельзя сказать, что книга полностью лишена недостатков, к которым некоторые  читатели могут отнести выраженный уклон  в сторону панафриканизма и достаточно жесткое отрицание колониального и неоколониального исторических периодов, закрепление за ними однозначно негативного ярлыка. Тем не менее рецензируемая работа является крайне интересной для любого исследователя современной Африки или специалиста-международника, так как показывает развитие континента через новую, до этого  практически не применявшуюся, призму  исследования.

 

1 Антилланите — литературное и политическое движение, возникшее в 1960-х гг. в среде творческой интеллигенции Мартиники, которое подчеркивает создание особой идентичности Вест-Индии из множества этнических и культурных элементов (Прим. ред.).

×

Об авторах

Николай Андреевич Медушевский

Российский государственный гуманитарный университет; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: medushevskiy-na@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0475-6713
SPIN-код: 4547-0007

доктор политических наук, профессор кафедры современного Востока и Африки, Российский государственный гуманитарный университет; доцент кафедры сравнительной политологии, Российский университет дружбы народов

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии : Т. 1. Москва : ДИК, 1999.
  2. Glissant E. Le Discours Antillais. Paris : Editions de Seuil, 1981.
  3. To Write the Africa World / ed. by A. Mbembe, F. Sarr. Cambridge; Hoboken, NJ : Polity Press, 2023.

© Медушевский Н.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах