Особенности политики правительства Индии в сфере экспорта вооружений в контексте реформирования военно-промышленного комплекса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются основные направления и особенности политики правительства «Бхаратия джаната парти» (БДП) по стимулированию экспорта вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) в контексте общей стратегии по реформированию индийского военно-промышленного комплекса (ВПК). В долгосрочной перспективе политика индийского правительства направлена на достижение «стратегической независимости» в оборонном секторе. В краткосрочной перспективе индийский экспорт вооружений выступает локомотивом программ «Сделай в Индии» и «Самодостаточная Индия», которые играют центральную роль в политической стратегии премьер-министра Нарендры Моди. Значительное увеличение экспортных планов индийского правительства частично обусловлено обострением пограничных противоречий с КНР c 2017 г. Экспорт ВВСТ становится важным инструментом по укреплению двусторонних связей Индии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в противовес Китаю. Тем не менее вхождение Индии в группу мировых лидеров по экспорту вооружений, как и полная «стратегическая независимость», труднодостижимы даже в долгосрочной перспективе. Несмотря на целый ряд системных реформ в ВПК, привлечение частного бизнеса и иностранного финансирования, развитию оборонной промышленности и экспорту индийских ВВСТ препятствует ряд факторов. Среди них недостаточное развитие производственного сектора, зависимость от иностранных технологий и слабое финансирование военно-технических разработок. В то же время политика поддержки оружейного экспорта и реформирования ВПК является устойчивой тенденцией в стратегии правительства БДП и в целом играет важную роль в реализации его краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.

Полный текст

Введение

Глобальная геополитическая турбулентность и обострение ряда региональных военных конфликтов в последние годы вывели «прохладную войну» в отношениях между США и Россией на уровень настоящей конфронтации (Khudoley, 2022). Это актуализирует вопрос о путях обеспечения национальной обороноспособности и стратегии развития военно-промышленного комплекса (ВПК) для многих стран. Индия, как один из ключевых игроков современной системы международных отношений, является ярким примером государства, уделяющего этому аспекту большое внимание. Политика реформирования индийского военно-промышленного  комплекса выступает важной частью общей  парадигмы политики премьер-министра Нарендры Моди после прихода «Бхаратия джаната парти» (БДП) к власти в 2014 г.  Особый акцент в этой политике сделан на снижении стратегической зависимости Индии от импорта иностранных вооружений и техники и скорейшем переходе к производству собственных вооружений и техники широкого спектра. Кроме того, военно-промышленный вектор развития коррелирует с общей стратегией Н. Моди по выводу Индии в авангард мировых держав и встраиванию в глобальные производственно-сбытовые цепочки. Открытость военно-промышленного сектора Индии для иностранных технологий и инвестиций вкупе с активным привлечением представителей частного индийского бизнеса к участию в оборонно-промышленном производстве являются одними из главных составляющих этой политики.

Хотя стратегические цели каждого индийского правительства в 2000-х гг. также предусматривали снижение зависимости  от импорта вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), тогда Индия не проводила акцентированной экспортной политики. Открытие ВПК для частных фирм-производителей в 2001 г. стало важным шагом в реформировании отрасли. Принятый в 2002 г. основополагающий документ «Порядок оборонных закупок» наделял особым приоритетом в государственных закупках произведенную в Индии военную продукцию, обеспечивая государственную поддержку ряду военных производств1. Тем не менее продукция индийских оборонных предприятий зачастую не могла на равных конкурировать с аналогичными видами вооружений и техники других стран и во многом не соответствовала требованиям индийских вооруженных сил. Показательно, что в 2001 г. Индия находилась на 40-м месте в списке 86 стран — экспортеров вооружений, а в 2011 г. оставалась 37-й  в списке из 74 стран2.

Стратегия пришедшего к власти в 2014 г. правительства БДП оказалась гораздо более последовательной и подстегнула развитие ВПК Индии и экспорта индийских вооружений и техники. Принятые меры привели к тому, что Индия продемонстрировала устойчивую тенденцию по снижению импорта ВВСТ: по сравнению с 2011–2015 гг. закупки  иностранных вооружений Индией в 2016–2020 гг. сократились на 33 %3. В 2018 г.  правительство БДП обнародовало амбициозный план, согласно которому к 2025 г. Индия должна будет войти в пятерку мировых лидеров в сфере военной промышленности  и в авиакосмической отрасли4.

Реализация этого плана сопровождалась активной государственной политикой по стимулированию экспорта индийских вооружений и техники. В 2020 г. Индия впервые  попала в список 25 крупнейших экспортеров ВВСТ в мире (23-е место). По данным  министра обороны Индии Р. Сингха, в 2016–2021 гг. рост индийского оборонного экспорта составил 334 %, а покупателями индийских вооружений и техники стали 75 стран мира5. Амбициозные планы индийского правительства заключались в увеличении общего  производства ВВСТ на сумму в 25 млрд долл. США к 2025 г., в том числе получении  экспортной выручки в 5 млрд долл. США[6].

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные направления и особенности политики правительства Индии по стимулированию и расширению национального экспорта ВВСТ, а также оценить промежуточные результаты и возможные перспективы данной политики. Следует  оговориться, что рассмотрение политики по развитию экспорта ВВСТ невозможно в отрыве от ключевых изменений, происходящих в системе оборонного планирования и проводимых реформ военно-промышленного комплекса Индии в целом. Для достижения  данной цели наиболее подходящим представляется структурно-функциональный метод,  а также прикладной политический анализ в его теоретико-фундаментальном и инструментально-эмпирическом измерениях, в том числе ивент- и ретроспективный анализ.

Гипотеза исследования заключается в том, что политика поощрения экспорта ВВСТ в рамках общего реформирования индийского ВПК не только снижает зависимость Индии от импорта вооружений, но и укрепляет  стратегические отношения со странами-покупателями в противовес растущему влиянию КНР в Южной и Юго-Восточной Азии (ЮВА). Кроме того, данная политика в значительной степени направлена на получение политических дивидендов, являясь одной из «витрин» политико-экономического курса реформ премьер-министра Н. Моди. Однако достижение «стратегической автономии»,  а тем более вывод Индии в авангард мировых стран — экспортеров вооружений с учетом фактических возможностей ВПК и производственной отрасли вызывает сомнения даже  в долгосрочной перспективе.

Первый этап реформ и программа  «Сделай в Индии»

После прихода БДП к власти в мае  2014 г. масштабная национальная программа «Сделай в Индии» стала своеобразным знаменем национального правительства и ассоциировалась лично с премьер-министром  Н. Моди. Поощрение государством совместных проектов с иностранными производителями ставило основной целью перенос  развитого промышленного производства на индийскую территорию. Одним из главных условий такой модели сотрудничества стало получение индийской стороной технологий  производства, что, в свою очередь, повышало  как инвестиционную привлекательность промышленного сектора Индии, так и уровень производства в оборонной промышленности (Behera, 2016; Desouza, 2016, pp. 34–35). Программа «Сделай в Индии» была направлена и на военно-промышленный комплекс страны как на одну из важнейших составляющих  ее производственного сектора (Cowshish, 2016, pp. 8–9).

Приступая к реформированию ВПК, новые власти Индии сделали особый акцент на стимулировании экспорта ВВСТ. В сентябре 2014 г. был создан Координационный комитет оборонного экспорта (ККОЭ), который объединил основные профильные организации Индии, в том числе национальные вооруженные силы и Организацию оборонных исследований и разработок (ООИР). ККОЭ был создан для координации государственных органов и предприятий с целью скорейшего решения возникающих сложностей, связанных с экспортом индийских вооружений и военной техники[7]. Кроме того, типовой порядок действий для получения лицензии на  экспорт ВВСТ из Индии был значительно упрощен как для государственных, так и частных производителей с целью их большего привлечения.

В 2015 г. индийские власти впервые рекомендовали индийским оборонным предприятиям государственного сектора нарастить экспорт своей продукции до 10 % от  общего ежегодного объема производства[8]. Подобное вовлечение индийских производителей в высококонкурентную среду на международной арене было призвано повысить качество индийских вооружений и технологический уровень производственных линий. Это считалось необходимой ступенью на пути к созданию более широкой производственной базы и подготовке ВПК к полному циклу производства ВВСТ конкурентного уровня: от разработки до непосредственной реализации на международном рынке.

В 2016 г. Министерство обороны опубликовало обновленную версию «Порядка оборонных закупок», определяющих государственную стратегию планирования и развития военно-промышленного сектора Индии в предыдущие годы (Ganapathi, 2016, pp. 7–9). В рамках этого документа предусматривалось значительно более широкое участие индийских частных малых и микропроизводителей в развитии оборонной индустрии[9]. Этот аспект индийские эксперты часто называют одним из важнейших для реформирования всей отрасли ВПК (Kaushik, 2017, pp. 41–44). Особая роль отводилась возможности совместных проектов с иностранными производителями, готовыми инвестировать в развитие производства на территории Индии с получением технологий производства в рамках «офсетной политики» по трансферу технологий (Chhibber, 2018, p. 39).

Фактор индийско-китайских  противоречий

Следует отметить, что государственная стратегия модернизации Вооруженных Сил (ВС) и ВПК в Индии не могла не испытывать влияния внешних факторов. Очевидным для Нью-Дели становился растущий антагонизм с Пекином. На фоне усиливающейся конкуренции за влияние в государствах акватории Индийского океана обострялись замороженные территориальные противоречия (Cowshish, 2014a, p. 5; Pakanati, 2019). Вытесняя Индию с традиционных рынков сбыта в Южной Азии, Китай цементировал отношения со стратегическим противником Индии — Пакистаном (Chakravorty, 2022, pp. 19–22).

Геоэкономическая экспансия Китая в Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии сопровождалась ужесточением внешнеполитической риторики китайских властей. На фоне сохранения модели «партнерство — соперничество» в отношениях с Индией масштабная реформа китайских вооруженных сил в 2015 г. оценивалась как угроза национальным интересам Индии и ее суверенитету в спорных районах Линии фактического контроля (ЛФК). При этом общий уровень трат на модернизацию индийской армии был  традиционно мал по сравнению с Национально-освободительной армией Китая (НОАК) (Cowshish, 2014b, p. 9). Противостояние индийских и китайских войск на плато Доклам летом 2017 г., по всей видимости, было воспринято в Нью-Дели как проверка Пекином индийской реакции на попытку изменения статус-кво в спорных участках ЛФК. В связи с этим стратегическая важность скорейшего реформирования ВПК и усиления ВС Индии становилась все более очевидной.

Второй этап реформ  и рост экспортных амбиций

C 2018 г. правительство БДП перешло  к более активной политике по развитию ВПК и провело целый ряд реформ, усиливающих слаженность видов вооруженных сил и их командования (Choudhary, 2022, p. 34; The Routledge Handbook…, 2020, pp. 6–7). Одним из главных нововведений стало создание  Комитета оборонного планирования (КОП), который является очень важным институциональным звеном в структуре Министерства обороны, определяющим характер развития индийского ВПК. КОП объединил в одной организации руководителей ключевых  учреждений, ответственных за оборонное планирование в Индии (Behera, 2021a,  pp. 23–24).

Знаковой инициативой стало также создание военно-промышленных коридоров в штатах Уттар-Прадеш и Тамил-Наду. Коридоры были призваны способствовать улучшению производственных возможностей, логистики и взаимодействия между государственными и частными предприятиями, задействованными в сфере военного производства. Кроме того, значительно повысились требования к экспортным показателям: экспортный план 2017 г. повышался более чем в два раза (Suman, 2021, pp. 89–95, 135–139). В 2018 г. в «Проекте политики в сфере оборонного производства» впервые была обозначена сумма в 350 млрд рупий (на тот момент эквивалентно приблизительно 5 млрд долл. США) как  целевой показатель для экспорта индийских ВВСТ к 2025 г.[10]

Для реализации этих очень амбициозных планов правительство БДП предприняло ряд важных шагов.

Во-первых, значительно упростились правила лицензирования для привлечения частных фирм-производителей, ранее не занимавшихся производством ВВСТ. Около 60 % наименований продукции различного типа (в основном компонентов), производимой для военных нужд, теперь было разрешено выпускать без лицензии11. В экспорте вооружений частные компании в Индии вышли на передний план: в 2019–2020 гг. более 85 % всех экспортных лицензий получили именно частные индийские производители12.

Во-вторых, правительство в соответствии с рекомендациями ключевых аналитических центров и профильных организаций Индии разрешило ООИР передавать полученные иностранные военные технологии частным индийским фирмам, непосредственно задействованным в производстве ВВСТ[13]. Предусматривалось, что в перспективе это позволит ООИР сосредоточиться на развитии новых технологий и создании прототипов, в то время как реальный производственный сектор сможет получать готовые решения для  скорейшего развертывания производства  качественной продукции для внутреннего  и внешнего потребителя (Behera, 2021b).

В-третьих, интенсификация экспорта обусловила создание в 2019 г. нового структурного Подразделения по продвижению  экспорта в составе Управления оборонного производства Индии[14].

После безоговорочной победы на всеобщих парламентских выборах 2019 г. новое правительство Н. Моди приступило к перебалансировке управленческих структур в  Министерстве обороны. В 2020 г. была введена должность Начальника штаба обороны (НШО), а также в структуре Министерства обороны Индии было создано Управление по военным вопросам. Эти шаги способствовали значительному усилению роли военных кругов в принятии стратегических решений, связанных с укреплением межведомственного взаимодействия и реформированием системы оборонного планирования. Военные элиты получили решающий голос в рекомендациях правительству при формулировании военной дипломатии в отношениях со странами, развивающими военно-техническое сотрудничество с Индией. Проведенные реформы радикально меняли устоявшуюся в предыдущие десятилетия практику. С 1950-х гг. органы управления Министерства обороны возглавляли только гражданские лица, чтобы у правительства сохранялась возможность предотвратить возможный военный переворот.  Обратной стороной как раз становилась сложность при проведении структурных реформ в управлении вооруженными силами и военно-промышленным комплексом (Singh, 2016, pp. 30–31).

«Самодостаточная Индия»  и «Порядок оборонного заказа»

В своем ежегодном послании нации  12 мая 2020 г. премьер-министр Н. Моди  объявил о старте программы государственной поддержки ключевых секторов национальной экономики в рамках политики «Самодостаточной Индии»[15]. В рамках этой общеиндийской программы развития экономики и промышленности была также расширена стратегия по развитию военного производства: предусматривалось, что в ближайшие годы индийские предприятия будут обязаны производить не менее 75 % от всех закупаемых для нужд ВС Индии вооружений, военной и специальной техники. Политику достижения «самодостаточности» подстегнул новый виток индийско-китайских пограничных противоречий, когда в июне 2020 г. в ходе пограничного инцидента в долине реки Гальван в Ладакхе погибло 20 индийских военнослужащих. Охлаждение индийско-китайских отношений сопровождалось наращиванием численности индийского воинского контингента в западном секторе ЛФК. Ужесточение китайской позиции в вопросе спорных границ на ЛФК рассматривалось в индийских политических и экспертных кругах как одно из проявлений стратегии КНР по сдерживанию растущих  амбиций Индии в рамках региона Южной Азии (Singh, 2020, pp. 4–5; Kalyani, 2021,  pp. 149–155; Sharma, 2021, pp. 14–16).

На этом фоне в сентябре 2020 г. Министерство обороны Индии опубликовало «Порядок оборонного заказа» (ПОЗ), пришедший на смену «Порядку оборонных закупок». Оба документа объединяет усиленный акцент  на «принудительную индигенизацию» оборонного производства и совершенствование  системы планирования государственных  военных закупок. Однако последняя версия закона содержит существенные нововведения. В первую очередь, были увеличены  предельные нормы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в индийские фирмы военно-промышленного комплекса. Получение  лицензии на производство ВВСТ стало автоматическим, если иностранные инвестиции  в капитале компании-производителя составляют менее 74 %. Разрешение индийского правительства потребуется, только если этот лимит превышен. При этом в случае передачи индийской стороне полной технологии  производства или по другим аналогичным причинам уровень ПИИ может достигать 100 %16. Очевидно, что такая открытость  индийского ВПК для иностранных инвестиций направлена не только на активное привлечение иностранного капитала, но и на адаптацию иностранных технологий для индийской военной промышленности с целью ее качественного развития.

Реформирование государственных  оборонных предприятий  и протекционистские меры

Следующим знаковым документом  Министерства обороны Индии стал «Предварительный план развития оборонного производства и содействия экспорту», в рамках которого особое внимание уделяется стимуляции экспорта девяти крупнейших государственных оборонных предприятий, имеющих особый статус «оборонных предприятий  государственного сектора» (ОПГС)[17]. В 2021 г. в рамках этого плана произошла реструктуризация одной из старейших государственных организаций ВПК, давно критикуемой экспертами за низкую эффективность производства и высокую бюрократизацию. На основе объединявшего 41 завод Совета заводов по производству боеприпасов было создано семь новых ОПГС[18]. Главной целью стало снижение высоких издержек производства, повышение уровня качества продукции и сокращение задержек поставок готовой продукции в ВС Индии.

С целью реализации политики «самодостаточности» Министерство обороны Индии с 2021 г. начало последовательно вводить «негативные списки» ВВСТ, которые  подразумевали эмбарго на импорт иностранных составных частей и деталей, применяемых для производства оружия и военной техники. В 2021–2022 гг. было опубликовано несколько списков «позитивной индигенизации», содержащих на сегодняшний день  более 2 500 наименований военной продукции, предметов, материалов и 351 наименование «импортируемой продукции большой  ценности», доступных для закупки только  у индийских производителей19.

Введение подобного эмбарго очевидно направлено на поддержку индийских производителей, выпускающих полные или близкие аналоги запрещенной к импорту военной продукции. Предполагается, что необходимость закупать только индийские версии многих типов вооружений для ВС Индии позволит отечественным фирмам-производителям не только нарастить объемы продаж своей продукции внутри страны, но и будет способствовать выходу на международные рынки в перспективе. Вместе с тем А. Коушиш считает, что большинство наименований в этих списках, особенно в уточняющем дополнительном списке деталей и расходных материалов, опубликованном в августе 2022 г.,  являются «низкотехнологичными и легко индигенизируемыми»20. В то же время такой подход к формированию списков облегчает задачу индийского Министерства обороны отчитываться о растущем проценте индигенизации закупок ВВСТ.

Значение совместных проектов в сфере военно-технического сотрудничества

На этом фоне следует кратко охарактеризовать степень кооперации индийских производителей с компаниями из стран, имеющих развитые отношения с Индией в сфере  военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2021 г. в Индии насчитывалось 44 совместных производства в сфере оборонной  промышленности[21]. Наиболее тесные взаимосвязи в этой сфере Индия поддерживает с Россией, которая остается единственным партнером, готовым к трансферу технологий и предлагающим новейшие типы вооружений и техники по приемлемым ценам (Likhachev, 2018, pp. 67–71).

Наиболее известной совместной военно-технической разработкой является индийско-российский проект сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) BrahMos, которая считается сбалансированной и универсальной системой, привлекающей внимание различных мировых стран — импортеров вооружений. В 2020 г. Россия согласилась на вывод Индией BrahMos на международный рынок для продажи третьим странам.  Безусловно, экспортные перспективы данной ПКР могут быть затруднены риском применения американских санкций (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA), направленных против экспорта российских вооружений. Однако возможные санкции в отношении третьих стран, заинтересованных в приобретении BrahMos, не  мешают индийской компании BrahMos Aerospace нацелиться на получение заказов на сумму в 5 млрд долл. США к 2025 г.  Помимо Филиппин, подписавших в 2022 г. контракт на 375 млн долл. США, приоритетными покупателями ПКР производитель называет Индонезию, Малайзию и Вьетнам22.

При этом традиционное стремление  Индии избегать излишней зависимости  в стратегически важных для себя сферах предусматривает разнонаправленное расширение ВТС. В последние годы стремительно развивается индийско-американское и индийско-французское взаимодействие. Знаковыми стали результаты официального визита  Н. Моди в США и Францию летом 2023 г.  И Вашингтон, и Париж демонстрируют повышенный интерес к совместным разработкам в сфере ВТС, передаче ряда новейших технологий и переносу производства ВВСТ на территорию Индии23. Следует также отметить усиление в 2021–2023 гг. индийско-израильского сотрудничества по совместной разработке и производству беспилотных  летательных аппаратов (БПЛА).

Кроме того, Индия рассматривает перспективы совместной разработки вооружений с Южной Кореей, Сингапуром и рядом других стран. Хотя результаты развития совместных проектов и станут понятны только в среднесрочной перспективе, в 2023 г. стал очевиден крен Нью-Дели в сторону более тесного сотрудничества с производителями вооружений из стран Запада.

Экономические инструменты  содействия экспорту

Немаловажным фактором в политике поддержки экспорта является кредитование контрактов на закупку индийских ВВСТ.  Подобная схема позволяет привлекать к сотрудничеству с индийскими производителями целый ряд стран, имеющих относительно слабые финансовые возможности, но стремящихся перевооружить национальные ВС относительно современными вооружениями. Кредитованием подобных сделок занимается Экспортно-импортный банк Индии (EXIM Bank), который является главной государственной структурой, отвечающей за сопровождение операций экспорта и импорта  в Индии. Например, в 2019 г. EXIM Bank  открыл кредитную линию в 500 млн долл. США, предназначенную для экспорта  различных индийских ВВСТ в Республику Бангладеш[24]. К 2021 г. EXIM Bank выдал кредиты на сумму более 900 млн долл. США25.

Открытие кредитных линий для продажи индийских ВВСТ странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является одним из важных элементов стратегии Нью-Дели по расширению экспорта своей продукции на международных рынках. Кредитование сделок особенно заметно в военно-техническом сотрудничестве Индии со странами Юго-Восточной Азии. Такой подход следует рассматривать как очевидное проявление военно-дипломатической стратегии Индии, которая за счет продажи своих ВВСТ укрепляет свое стратегическое присутствие в этом регионе (Ram, 2018, pp. 59–62, 64–67).

Экспорт ВВСТ  как внешнеполитический механизм

Продажа вооружений и военной техники является действенным способом укрепления отношений Нью-Дели с региональными государствами Южной и Юго-Восточной Азии. На фоне усиления индийско-китайского антагонизма этот аспект будет играть все более важную роль в конфигурации отношений Индии со странами АТР, включая Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланку, Индонезию, Малайзию, а также страны Ближнего Востока. Примечательно, что в октябре 2020 г. Индия в качестве жеста по укреплению стратегического характера отношений подарила Мьянме  дизель-электрическую подводную лодку INS Sindhuvir (модернизированная советская подводная лодка проекта 877 «Палтус»). Целью данного шага во многом была демонстрация преимуществ индийской подводной лодки по сравнению с аналогами, предлагаемыми для продажи Китаем26.

Усиление дипломатической составляющей посредством продажи вооружений, совместных учений и укрепления двусторонних отношений в регионе Индийского океана активизировалось после столкновений с КНР  в Ладакхе в 2020 г. (Thomas, 2020, рр. 10, 23). Индийские эксперты отмечают, что с 2021 г. Нью-Дели целенаправленно наращивает экспорт ВВСТ в страны ЮВА, позиционируя себя в качестве «альтернативы Китаю» и более «надежного партнера в сфере обеспечения безопасности»27 в рамках внешнеполитических стратегий Нью-Дели «Соседи в приоритете» и «Действуй на Востоке» (Ranade, 2022, pp. 63–64).

Актуальное состояние  и основные рынки сбыта

Рассмотренные инициативы правительства «Бхаратия джаната парти», безусловно, создают впечатление эффективной и последовательной стратегии на пути к достижению высоких позиций в мировом производстве и экспорте вооружений и техники. Рост экспорта ВВСТ становится прямым следствием  общего реформирования ВПК и государственного регулирования в этой сфере. Стратегия «стратегической автономии» нацелена на то, чтобы индийские предприятия в ближайшие годы поставляли не менее 75 % всех закупаемых для нужд ВС Индии вооружений, военной и специальной техники.

С одной стороны, показатели уровня закупок вооружений и техники у индийских производителей выросли с 58 % в 2021– 2022 фин. году28 до 68 % в 2022–2023 фин. году29. Однако при этом большинство самых технологически сложных и передовых видов  вооружений и техники, включая самолеты, танки, подводные лодки, новейшие ракетные комплексы противовоздушной обороны (ПВО) и т. д., Индия импортирует. Хотя  страна методично повышает уровень локализации и стремится переносить лицензионное производство или сборку на свою территорию, тем не менее она не может радикально сократить импорт новейших ВВСТ без того, чтобы не ослабить этим свою национальную безопасность.

С другой стороны, уровень собственного производства в Индии растет. Важным индикатором является подписание в 2021 г. контракта на поставку 83 индийских истребителей Tejas Mk.1A для нужд ВВС Индии[30],  которые традиционно выдвигают высокие требования для закупок подобных вооружений. Ожидаемые в 2024 г. серийные поставки данной модернизированной модели смогут придать новый импульс продвижению на международных рынках этого легкого индийского истребителя. Кроме того, следует отметить международный интерес к ПКР BrahMos и зенитно-ракетному комплексу (ЗРК) Akash, переговоры о поставках которых в ряд стран находятся на финальной стадии.

Приведенные примеры показывают, что Индия переходит на новый уровень своих возможностей и предлагает все больше высококонкурентных типов вооружений и техники. Особым направлением индийского  экспорта является создание собственных учебно-тренировочных компьютерных программ и боевых симуляций для развитых в военно-техническом плане держав (в особенности США). В списке наиболее крупных  импортеров находятся страны Ближнего  Востока и Северной Африки (Египет, Саудовская Аравия, Израиль, Ирак и Алжир),  а также несколько крупнейших стран Запада (США, Австралия и Южная Корея). Стратегически важными рынками сбыта индийских ВВСТ являются такие страны АТР, как Вьетнам, Индонезия и Бангладеш, куда Индия продает различные типы военно-морских  вооружений. При этом крупнейшими покупателями индийской военной продукции  в последние годы остаются Мьянма (50 %), Шри-Ланка (25 %) и Армения (11 %)31.

Зависимость от иностранных  технологий и недостаточная  поддержка НИОКР

Несмотря на очевидные успехи индийского экспорта ВВСТ, следует подчеркнуть, что в основе своей он включает устаревшие модели иностранных вооружений, технологии по производству которых были переданы Индии. В этом ряду можно перечислить  всевозможные наименования, начиная от авиатехники или артиллерии и заканчивая стрелковым вооружением или предметами амуниции. Такие модели модернизируются индийской стороной в соответствии с современными потребностями. После этого «индианизированные» виды вооружений и техники  выводятся на международный рынок уже в качестве индийской разработки. Однако решающих конкурентных преимуществ помимо цены у таких моделей вооружений обычно меньше, чем у передовых западных или российских разработок.

На этом фоне следует выделить очевидный системный фактор, который затрудняет развитие индийского ВПК — общую зависимость от иностранных технологий и компонентов в производстве ВВСТ. Например,  в первой половине 2010-х гг. у двух ведущих ОПГС Hindustan Aeronautics Limited (HAL)  и Mazagon Dock Shipbuilders Limited ежегодная зависимость от импортируемых узловых частей, компонентов и материалов составляла в среднем 90 и 67 % соответственно (Behera, 2016, p. 44). Даже с учетом «позитивной  индигенизации» вывести отдельные наименования наиболее приоритетных типов вооружений на высокую степень импортозамещения очень сложно.

В этом же ключе можно рассматривать общий характер сферы совместных разработок вооружений, где сохраняется большая  зависимость от иностранных партнеров. В частности, следует выделить контрактные ограничения по передаче технологий и компонентов для производства, запреты на копирование лицензионных технологий и особые условия предоставления инвестиций для  подобных совместных проектов (Desouza, 2017, pp. 74–78). Все это значительно  затрудняет достижение «стратегической  автономии» Индии и экспортные перспективы совместных проектов по производству ВВСТ.

Реализация амбициозных экспортных целей напрямую зависит от успехов реформирования ВПК и затрудняется недостатком собственных научно-технических и опытно-конструкторских разработок в военной сфере. Одной из очевидных причин является слабое государственное финансирование данного направления в оборонной промышленности Индии. Учитывая гораздо больший объем  китайского и американского оборонных бюджетов, важно понимать, что на новые разработки в КНР в среднем выделяется 20 % от общих трат на военно-промышленный комплекс, а в США — 12 %32. В 2018–2022 гг. на НИОКР Индия тратила в среднем 4,3 %, что совершенно недостаточно, особенно  в контексте повышения расходов Индии на ВС и ВМФ в 2022–2023 фин. году33.

Очевидно, что индийское правительство решило изменить свое отношение к этой застарелой проблеме. В оборонном бюджете на 2023–2024 фин. год предусмотрено повышение общих трат на модернизацию ВС и разработку ВВСТ до 29 % от общего бюджета, а финансирование НИОКР таким образом  увеличивается до 7,2 %34. Вместе с тем  следует учитывать относительно невысокие  показатели оригинальных и перспективных проектов ООИР в предшествующие годы (The Routledge Handbook…, 2020, p. 221). Критика этой организации традиционно  связана со скоростью новых разработок, итоговыми характеристиками новой продукции  и значительным перерасходом средств.

Во многом поэтому Индия нацелена на привлечение частного бизнеса в сферу военно-технических разработок. Примечательной инициативой индийского правительства  в 2022 г. стало поощрение военно-технологических «стартапов» частного сектора. В рамках программы «Инноваций для оборонного превосходства» (iDEX) правительство Индии намерено выделить в 2022–2026 гг. около 70 млн долл. США для поощрения 300 заявок на военно-технические разработки, проводимые малыми частными предприятиями, гражданскими изобретателями, научно-исследовательскими центрами и вузами35. Содействовать реализации данной инициативы призвана Организации оборонных инноваций (ООИ), которая была создана в 2018 г. с целью повышения взаимосвязи государственных и частных производителей  и вовлеченности малых частных оборонных предприятий (Murti, 2020, p. 51). Министерство обороны Индии планирует выделять 25 % от всех трат на опытно-конструкторские и военно-технические исследования в пользу подобных стартапов36. Тем не менее  упомянутые меры смогут показать ощутимые результаты не ранее чем через 5–7 лет,  а скорее в перспективе, превышающей ближайшее десятилетие.

Дисбаланс доли экспорта ОПГС  и частных производителей

В 2021 г. после реструктуризации индийские ОПГС получили задание правительства нарастить к 2025 г. выручку от экспорта ВВСТ до 25 % от продаж[37]. Чтобы лучше  понимать сложность задачи, стоящей  перед ОПГС, можно привести итоги за 2019–2020 фин. год, когда доля их экспортных продаж совокупно составляла лишь 2 % от полученных доходов. Столь слабые экспортные показатели усугубляются очевидным дисбалансом: за указанный период индийские ОПГС совокупно экспортировали менее 10 % от общего объема индийских ВВСТ, а больше 90 % экспорта пришлось на продукцию  индийских частных предприятий. При этом более 95 % от всего экспорта вооружений и специальной техники, произведенной ОПГС Индии, пришлось на продукцию лидеров отрасли — компаний Hindustan Aeronautics Limited и Bharat Electronics Limited (BEL)38. Учитывая крайне малую долю экспортной выручки от всех остальных ОПГС, даже  при выполнении поставленных задач  к 2025 г. их совокупный вклад в общий  индийский экспорт ВВСТ останется совсем незначительным.

«Ловушка малой продуктивности»  и политическая конъюнктура

Другой немаловажной особенностью  является влияние политической конъюнктуры на политику правительства БДП в военно-промышленном секторе. Дело в том, что на фоне стабильно высокого роста ВВП (более 7 % ежегодно) доля производства в ВВП  Индии за последние 14 лет имеет общую тенденцию к снижению и находится на более низком уровне, чем в начале 2000-х гг.39  В целом невысокий вклад производства в ВВП сохраняется с 1960-х гг. и связан с  «ловушкой малой продуктивности» в производстве. Используемые же правительством БДП методы по стимулированию производства посредством усиления внутренних частных инвестиций пока не дают желаемых результатов40.

Подобное отсутствие прогресса в общем промышленном развитии Индии является серьезным вызовом всему курсу экономических реформ Н. Моди. Можно предположить, что во многом по этой причине именно показатели растущего экспорта ВВСТ преподносятся в качестве примера проводимых правительством БДП реформ: рост экспорта индийских вооружений и техники символизирует успехи программ «Сделай в Индии» и «Самодостаточная Индия».

Представляется, что акцент правительства БДП на развитии индийского экспорта ВВСТ в значительной степени обусловлен стратегией политического маркетинга. Динамичный рост индийского экспорта вооружений обеспечивает имиджевые успехи правительства БДП во главе с Н. Моди. За 2022–2023 фин. год Индия увеличила экспорт ВВСТ на 24 % до 159,2 млрд рупий (приблизительно 1,9 млрд долл. США), а c 2016 г.  индийский экспорт вооружений увеличился десятикратно41. С этого ракурса лучше  заметна политизация рассматриваемого вопроса на фоне подготовки БДП к всеобщим парламентским выборам 2024 г.

Вместе с тем впечатляющая динамика последних лет компенсируется относительно малой долей рынка. В общем объеме мирового экспорта вооружений Индия за последние годы увеличила свою долю всего с 0,1 до 0,2 % и при этом не смогла удержаться списке 25 ведущих стран — экспортеров ВВСТ по итогам 2022 г.42 Поэтому присутствие Индии на мировом рынке вооружений и техники в среднесрочной перспективе все равно останется незначительным. В этой связи можно обозначить определенный риск использования правительством экспортных показателей в качестве ресурса во внутриполитической борьбе. Подобная стратегия может негативно отразиться на популярности правительства БДП в случае, если намеченные экспортные показатели в 350 млрд рупий (приблизительно 4,2 млрд долл. США) к 2025 г.43 не будут достигнуты. Это непростая задача с учетом того, что к апрелю 2025 г. совокупные показатели экспорта необходимо увеличить приблизительно на 54 % от текущих показателей.

Заключение

Приведенные выше критические замечания не означают, что в политике индийского правительства БДП конъюнктурные соображения превалируют над стратегическими. Польза от реформирования индийского ВПК и стимуляции экспорта ВВСТ несомненна:

1) в краткосрочной перспективе проводимая политика полезна правящей партии из конъюнктурных соображений;

2) в среднесрочной — ставка на экспорт ВВСТ позволяет Индии усилить свое присутствие на международных рынках вооружений и укрепить стратегические связи с региональными государствами в противовес Китаю;

3) в долгосрочной — будет способствовать выводу индийского ВПК на новый  производственно-технологический уровень, радикальному сокращению импорта вооружений в пользу индийских производителей и приближению к «стратегической самодостаточности».

Безусловно, на этом пути существует  целый ряд факторов, мешающих Индии  достигнуть заявленных целей. Реальный  качественный скачок возможен только при долговременном и системном подходе к  реформированию и финансированию всей  отрасли военного производства и разработок в Индии. Это же, в свою очередь, связано и с общими проблемами производственного сектора Индии, включая его недостаточную модернизацию и финансирование. Во многом поэтому Индия очень заинтересована в привлечении иностранных инвестиций и технологий как в ВПК, так и в целом в национальный сектор промышленности.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже в долгосрочной перспективе выход Индии в группу стран — лидеров по экспорту вооружений и техники маловероятен, а достижение полной стратегической самодостаточности в военно-промышленном комплексе следует рассматривать скорее как вектор  развития Индии под управлением БДП, чем стратегическую задачу с определенными сроками выполнения. Тем не менее очевидно, что развитие экспорта ВВСТ является устойчивой тенденцией и в перспективе ближайшего десятилетия будет значительно влиять на характер внешней политики индийского правительства, нацеленного на укрепление национальной обороноспособности и становление Индии в качестве «великой державы».

 

 

1 Defence Procurement Procedure. Capital Procurement // Ministry of Defence of India. 2008. P. 1. URL: https://mod.gov.in/sites/default/files/DPP2008.pdf (accessed: 05.04.2023).

2 Chander S. India’s Defence Exports. Status, Strategy and Solution // Manekshaw Paper. 2019. No. 83. P. 10. URL: https://www.claws.in/static/India%E2%80%99s-Defence-Exports.pdf (accessed: 05.04.2023).

3 International Arms Transfers Level Off After Years of Sharp Growth; Middle Eastern Arms Imports Grow Most, Says SIPRI // SIPRI. March 15, 2021. URL: https://www.sipri.org/media/press-release/2021/international-arms-transfers-level-after-years-sharp-growth-middle-eastern-arms-imports-grow-most (accessed: 24.03.2023).

4 Defence Production Policy 2018 // Make in India.  P. 4. URL: https://www.makeinindiadefence.gov.in/admin/ writereaddata/upload/Draft_Defence_Production_Policy_ 2018.pdf (accessed: 24.03.2023).

5 Defence Exports Have Grown by 334% in Last Five Years, Says Rajnath // The Hindu. October 25, 2021. URL: https://www.thehindu.com/news/national/defence-exports-have-grown-by-334-in-last-five-years-says-rajnath/article 37167195.ece (accessed: 24.03.2023).

6 Aim to Achieve $25 Billion in Defence Production and 5 Billion Exports by 2025: Rajnath Singh // The Times of India. February 5, 2021. URL: http://timesofindia. indiatimes.com/articleshow/80705233.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst (accessed: 24.03.2023).

7 Chander S. India’s Defence Exports. Status, Strategy and Solution // Manekshaw Paper. 2019. No. 83. P. 17, 22. URL: https://www.claws.in/static/India%E2%80%99s-Defence-Exports.pdf (accessed: 05.04.2023).

8 Kaura P. MSMEs Can Boost India’s Defence Exports with Policy Support // The Economic Times. February 4, 2017. URL: https://economictimes.indiatimes.com/small-biz/sme-sector/msmes-can-boost-indias-defence-exports-with-policy-support/articleshow/56967358.cms (accessed: 05.04.2023).

9 The Defence Procurement Procedure 2016. Capital Procurement // Ministry of Defence of India. 2016. URL: https://www.mod.gov.in/sites/default/files/dppm.pdf_0.pdf (accessed: 05.04.2023).

10 Draft Defence Production Policy 2018 // Ministry of Defence of India. 2018. P. 4. URL: https://www.ddpmod. gov.in/sites/default/files/Draft%20Defence%20Production%20Policy%202018%20-%20for%20website.pdf (accessed: 05.04.2023).

11 Chander S. India’s Defence Exports. Status, Strategy and Solution // Manekshaw Paper. 2019. No. 83. P. 17. URL: https://www.claws.in/static/India%E2%80%99s-Defence-Exports.pdf (accessed: 05.04.2023).

12 Rajiv S. S. C. Promoting Defence Exports // IDSA. March 31, 2021. URL: https://idsa.in/idsacomments/promoting-defence-exports-sscrajiv-310321 (accessed: 05.04.2023).

13 Chander S. India’s Defence Exports. Status, Strategy and Solution // Manekshaw Paper. 2019. No. 83. P. 18. URL: https://www.claws.in/static/India%E2%80%99s-Defence-Exports.pdf (accessed: 05.04.2023).

14 Rajiv S. S. C. Promoting Defence Exports // IDSA. March 31, 2021. URL: https://idsa.in/idsacomments/ promoting-defence-exports-sscrajiv-310321 (accessed: 05.04.2023).

15 PM’s Address to the Nation on 12.5.2020 // PM India. May 15, 2020. URL: https://www.pmindia.gov.in/ en/news_updates/pms-address-to-the-nation-on-12-5-2020/ (accessed: 05.04.2023).

16 Defence Acquisition Procedure 2020 // Ministry of Defence of India. 2020. URL: https://www.mod.gov.in/ sites/default/files/DAP2030new_0.pdf (accessed: 05.04.2023).

17 Government Formulates Draft Defence Production and Export Promotion Policy 2020 // IAS Google.  August 4, 2020. URL: https://iasgoogle.com/current_affair/ news-information-bureau-4th-august-2020 (accessed: 05.04.2023).

18 Seven New Defence Companies, Carved Out of OFB, Dedicated to the Nation on the Occasion of Vijayadashami // Press Information Bureau of Government of India. URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage. aspx?PRID=1764148 (accessed: 05.04.2023).

19 Lok Sabha Unstarred Question No. 3821 to be Answered on 25th March 2022 // Parliament of India. URL: https://sansad.in/getFile/loksabhaquestions/annex/ 178/AU3821.pdf?source=pqals (accessed: 05.04.2023).

20 Cowshish A. Positive Indigenisation Lists and the Truth About India’s Self-Reliance in Defence Equipment // The Wire. August 31, 2022. URL: https://thewire.in/ government/positive-indigenisation-lists-india-self-reliance-defence-equipment-truth (accessed: 05.04.2023).

21 Grevatt J. India Confirms 44 Defence Joint Ventures // Janes. March 11, 2021. URL: https://www.janes.com/ defence-news/news-detail/india-confirms-44-defence-joint-ventures (accessed: 05.04.2023).

22 India — Russia Joint Venture Hopes for $5 Bln in Supersonic Missile Exports by 2025 // Reuters.  October 18, 2022. URL: https://www.reuters.com/ business/aerospace-defense/india-russia-joint-venture-hopes-5-bln-supersonic-missile-exports-by-2025-2022-10-18/ (accessed: 05.04.2023).

23 Another Jet Engine Powers PM Narendra Modi’s France Visit After GE Deal in the US // The Economic Times. July 13, 2023. URL: https://economictimes. indiatimes.com/news/defence/another-jet-engine-powers-pm-narendra-modis-france-visit-after-ge-deal-in-the-us/articleshow/101726966.cms?from=mdr (accessed: 20.07.2023).

24 Bangladesh to Import Defence Items from India under $500-Million LoC // The Economic Times. December 16, 2021. URL: https://economictimes. indiatimes.com/news/defence/bangladesh-to-import-defence-items-from-india-under-500-million-loc/articleshow/ 88318484.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst (accessed: 05.04.2023).

25 Rajiv S. S. C. Promoting Defence Exports // IDSA. March 31, 2021. URL: https://idsa.in/idsacomments/ promoting-defence-exports-sscrajiv-310321 (accessed: 05.04.2023).

26 Chander S. India’s Defence Exports. Status, Strategy and Solution // Manekshaw Paper. 2019. No. 83. P. 12–13. URL: https://www.claws.in/static/India%E2%80%99s-Defence-Exports.pdf (accessed: 05.04.2023).

27 Basu N., Philip Sh. A. Buy Weapons from Us, India Says as It Pushes Exports to Compete with China in Neighborhood // The Print. March 16, 2021. URL: https://theprint.in/defence/buy-weapons-from-us-india-says-as-it-pushes-exports-to-compete-with-china-in-neighbourhood/622216/ (accessed: 05.04.2023).

28 Финансовый год в Индии начинается 1 апреля.

29 Record 75 Per Cent of Defence Capital Procurement Budget Earmarked for Domestic Industry in FY 2023–24, Announces Raksha Mantri at 14th Aero India // Press Information Bureau of Government of India. February 15, 2023. URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx? PRID=1899388 (accessed: 05.04.2023).

30 Make-in-India Mega Deal: 83 Tejas Fighters Cleared for Air Force // The Indian Express. January 14, 2021. URL: https://indianexpress.com/article/india/make-in-india-mega-deal-83-tejas-fighters-cleared-for-air-force-7145472/ (accessed: 05.04.2023).

31 Bikhchandani R. India 3rd Largest Military Spender, 50% Defence Exports Go to Myanmar, Shows Data from SIPRI // The Print. April 26, 2022. URL: https://theprint.in/defence/india-3rd-largest-military-spender-50-defence-exports-go-to-myanmar-shows-data-from-sipri/ 930570/ (accessed: 05.04.2023).

32 Bhalla A. India Spending Less than 1% of Defence Budget on Research: Parliament Panel Raises  Alarm // India Today. March 16, 2022.  URL: https://www.indiatoday.in/india/story/india-spending-less-than-one-per-cent-of-defence-budget-on-research-parliament-panel-raises-alarm-1926233-2022-03-16  (accessed: 05.04.2023).

33 Bali P. Parliament Body Seeks More Funds for DRDO // Deccan Chronicle. April 9, 2023. URL: https://www.deccanchronicle.com/nation/in-other-news/100423/parliament-body-seeks-more-funds-for-drdo.html (accessed: 20.04.2023).

34 Defence Gets Rs 5.94 Lakh Crore in Budget 2023–24, a Jump of 13% Over Previous Year // Press Information Bureau of Government of India. February 1, 2023. URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx? PRID=1895472 (accessed: 20.04.2023).

35 Roy R. In Push to Reduce Imports, India Embraces Private Defense Startups // The Wall Street Journal. January 5, 2023. URL: https://www.wsj.com/articles/in-push-to-reduce-imports-india-embraces-private-defense-startups-11672928368 (accessed: 05.04.2023).

36 Budget 2022 Gives Boost to Domestic Defence Industry, 25% R&D Budget Earmarked for Indian Companies // India Today. February 1, 2022. URL: https://www.indiatoday.in/business/budget-2022/story/ boost-domestic-defence-industry-research-development-indian-companies-1907277-2022-02-01 (accessed: 05.04.2023).

37 Draft of Defence Production and Export Promotion Policy // Department of Defence Production, Ministry of Defence of India. 2020. P. 17. URL: https://www.ddpmod.gov.in/sites/default/files/pdfupload/DraftDPEPP.pdf (accessed: 05.04.2023).

38 Defence Exports: Untapped Potential // KPMG. June 2020. P. 11. URL: https://aidat.in/wp-content/uploads/ 2020/08/Point-of-View-on-Defence-Exports.pdf (accessed: 05.04.2023).

39 Manufacturing, Value Added (% of GDP) — India // The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/ indicator/NV.IND.MANF.ZS?locations=IN (accessed: 05.04.2023).

40 Mohan D. India’s Manufacturing Growth Slowdown a Decadal Problem // The Wire. December 7, 2022. URL: https://thewire.in/economy/indias-manufacturing-growth-slowdown-a-decadal-problem (accessed: 05.04.2023).

41 ‘Clear Manifestation of India’s Talent’: PM Modi On Defence Exports Reaching All-Time High // ETV Bharat. April 1, 2023. URL: https://www.etvbharat.com/english/ bharat/india-defence-exports-reach-all-time-high/na202304 01204932435435025 (accessed: 05.04.2023).

42 India Is No Longer in the List of Top 25 Arms Exporters: SIPRI // The Wire. April 10, 2023. URL: https://thewire.in/government/india-defence-top-25-arms-exporter-sipri (accessed: 05.04.2023).

43 Draft Defence Production Policy 2018 // Ministry of Defence of India. 2018. P. 4. URL: https://www.ddpmod. gov.in/sites/default/files/Draft%20Defence%20Production%20Policy%202018%20-%20for%20website.pdf (accessed: 05.04.2023).

×

Об авторах

Кирилл Александрович Лихачев

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: likhachevkirill@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3017-4194
SPIN-код: 7962-9650

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Behera L. K. India’s Defence Economy. Planning, Budgeting, Industry and Procurement. New York : Routledge, 2021a.
  2. Behera L. K. Indian Defence Industry: An Agenda for Making in India. New Delhi : Pentagon Press, 2016.
  3. Behera L. K. Institutions that Shaped India: DRDO. New Delhi : Rupa Publications, 2021b.
  4. Chakravorty P. K. Future Technologies for the Indian Army. New Delhi : KW Publishers Pvt Ltd, 2022.
  5. Chhibber A. India’s Defence Procurement Procedure. Challenges and Way Forward with Special Reference to Offsets. New Delhi : KW Publishers Pvt Ltd, 2018.
  6. Choudhary L. R. Evaluating Jointness in the Indian Military: A Conceptual and Methodological Approach // Journal of Defence Studies. 2022. Vol. 16, no. 1. P. 19–45.
  7. Cowshish A. Assessing Modernization of the Indian Armed Forces Through Budgetary Allocations // Journal of Defence Studies. 2014a. Vol. 8, no. 1. P. 5–19.
  8. Cowshish A. Distortions in the Discourse on Modernization of Armed Forces // Journal of Defence Studies. 2014b. Vol. 8, no. 3. P. 7–20.
  9. Cowshish A. Galvanizing ‘Make in India’ in Defence: The Experts’ Committee Chips In // Journal of Defence Studies. 2016. Vol. 10, no. 1. P. 5–16.
  10. Desouza K. A. Transfer of Defence Technology to India: Prevalence, Significance and Insights // Journal of Defence Studies. 2016. Vol. 10, no. 4. P. 31–52.
  11. Desouza K. A. Transfer of Defence Technology: Exploring the Avenues for India // Journal of Defence Studies. 2017. Vol. 11, no. 3. P. 69–98.
  12. Ganapathi V. Increasing Efficiency in Defence Acquisitions in the Army. New Delhi : KW Publishers Pvt Ltd, 2016.
  13. Kalyani V. Vision Sagar. Indian Air Force in the Indian Ocean. New Delhi : Pentagon Press LLP, 2021.
  14. Kaushik C. Public-Private Partnership for MRO in Defence: Application to Aerospace and Land Systems // Journal of Defence Studies. 2017. Vol. 11, no. 3. P. 41–67.
  15. Khudoley K. New Russia — West Confrontation: War of Attrition or Escalation? // Strategic Analysis. 2022. Vol. 46, no. 6. P. 571–584. https://doi.org/10.1080/09700161.2022.2149980
  16. Likhachev K. The Key Features of Relations Between Russia and India in the Context of a Shifting Balance of Power in Asia // Stosunki Międzynarodowe — International Relations. 2018. Vol. 54, no. 2. P. 51–78. URL: http://www.irjournal.pl/pdf-124128-52128?filename=The%20Key%20Features%20of.pdf (accessed: 01.04.2023).
  17. Murti M. A Comparison of Defence Sector Innovation Ecosystems in China and India // Strategic Analysis. 2020. Vol. 44, no. 1. P. 45–53. https://doi.org/10.1080/09700161.2020.1700001
  18. Pakanati R. India’s Domestic Debate over China’s Growing Strategic Presence in the Indian Ocean // Journal of Defence Studies. 2019. Vol. 13, no. 1. P. 5–31.
  19. Ram V. India’s Defence Diplomacy with Southeast Asia: An Impetus to Act East // Journal of Defence Studies. 2018. Vol. 12, no. 3. P. 55–78.
  20. Ranade V. S. Bridge on the Bay // Journal of Defence Studies. 2022. Vol. 16, no. 1. P. 63–71.
  21. Sharma R. The Determinants of India’s National Military Strategy. New Delhi : Vij Books India Pvt Ltd, 2021.
  22. Singh R. Equilibrium in Higher Defence Organization and the Need for Restructuring // Journal of Defence Studies. 2016. Vol. 10, no. 2. P. 19–37.
  23. Singh S. K. A Game Theoretic Analysis for Ladakh Standoff, 2020 // Journal of Defence Studies. 2020. Vol. 16, no. 1. P. 3–18.
  24. Suman M. Of Matters Military: Defence Production and Mission ‘Make in India’. New Delhi : Vij Books India Pvt Ltd, 2021.
  25. The Routledge Handbook of Indian Defence Policy. Themes, Structures and Doctrines / ed. by H. V. Pant. London, New York : Routledge, 2020.
  26. Thomas R. Leveraging India’s Maritime Diplomacy // Journal of Defence Studies. 2020. Vol. 14, no. 3. P. 1–27.

© Лихачев К.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах