Деятельность турецкого просветительского фонда «Маариф» в контексте противостояния движению «Хизмет»
- Авторы: Чедия А.Р.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 23, № 4 (2023): 100 лет Турецкой Республике: международное измерение
- Страницы: 620-642
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/37252
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-4-620-642
- EDN: https://elibrary.ru/OELKDL
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Образовательные программы являются важным инструментом культурной дипломатии современных стран. Выступая в качестве «мягкой силы», организации стремятся расширить географию своей деятельности за счет открытия учебных заведений в разных уголках мира для распространения влияния своего государства. В Турции такой структурой долгое время являлось движение «Хизмет», а в последние годы - организация «Маариф». Впервые в российском востоковедении проведен анализ деятельности турецкого государственного образовательного фонда «Маариф» в рамках противостояния с запрещенным на территории Турции и ряде стран движением «Хизмет». С момента объявления этой структуры террористической организацией на территории Турции фонд «Маариф» осуществляет переподчинение образовательных учреждений по всему миру. В связи с этим важнейшим событием является попытка государственного переворота 15 июля 2016 г., в которой обвинялся идейный вдохновитель движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен. После этого на территории Турции были закрыты практически все школы, связанные с движением «Хизмет». Релевантность исследования определяется тем, что в нем рассматривается чуть ли не единственный в истории случай противостояния двух организаций, являющихся инструментами «мягкой силы» одной и той же страны. Цель исследования - рассмотрение актуальных вопросов деятельности фонда «Маариф» в рамках противостояния с движением «Хизмет». В ходе работы проведен качественный анализ официальных документов турецкого государственного фонда, законов Турецкой Республики, а также дискурс-анализ медиапродуктов «Хизмет». Было выявлено, что, несмотря на довольно успешную работу рассматриваемой турецкой государственной просветительской организации, говорить о полном упразднении «Хизмет» к настоящему времени не приходится. По состоянию на сентябрь 2023 г., государственный фонд «Маариф» регулирует деятельность учебных заведений в 49 странах мира, в то время как движение Ф. Гюлена сохраняет высокий статус в 60 государствах. Выявлено, что деятельность «Хизмет» прямо или косвенно влияет на межгосударственные отношения Турции с теми странами, где функционируют гюленовские школы. Сделан вывод, что требования турецкой стороны закрыть учреждения структуры приводили к непродолжительным дипломатическим кризисам в отношениях Анкары с «принимающей» страной. Показано, что появление «Маариф» в конкретной стране необязательно приводит к закрытию гюленовских учреждений.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Фонд «Маариф» является государственным органом Турции, который реализует проекты в сфере образования во многих странах мира. Организация была создана в 2016 г. Регулирующий деятельность фонда закон № 6721[1] был принят 17 июня 2016 г. в ходе очередного заседания Великого национального собрания Турции (ВНСТ). Вторая статья принятого закона определяет основные полномочия организации, которые заключаются в открытии учебных заведений всех уровней, создании библиотек, лабораторий, культурных и научных центров в разных странах мира2.
Важнейшей целью образовательного фонда является борьба со структурой «Хизмет», то есть с так называемыми «гюленистами», которые начиная с 1980-х гг. организовали учебные заведения в различных государствах мира. «Маариф» участвует в закрытии турецких частных школ и переподчинении их образовательному фонду. Благодаря деятельности этого органа признаваемое в Турции и ряде других стран террористической организацией движение «Хизмет» постепенно утрачивает свои позиции в разных уголках мира. За шесть с небольшим лет существования фонд открыл образовательные учреждения в 49 государствах. Исходя из официальных отчетов организации, в середине 2022 г. количество учебных заведений, подконтрольных «Маариф», достигло 427, а общее число учащихся — 49 тысяч3.
С момента своего основания фонд «Маариф» стал важным инструментом внешней политики Турции наряду с другими проводниками интересов Анкары — Турецким агентством по сотрудничеству и координации (the Turkish International Cooperation Agency, TİKA), фондом Юнуса Эмре, Диянет и другими организациями.
Степень изученности проблемы
Деятельность фонда «Маариф» уже привлекала внимание исследователей образовательной экспансии Турции. Турецкие ученые М. Гюндюз и А. Эрдемир изучали важность колледжей «Маариф» для системы образования страны (Gündüz & Erdemir, 2021). Анализ становления фонда как государственной просветительской организации в Турции отражен в совместной работе Б. Акгюна и М. Озкана (Akgün & Özkan, 2020). Краткий обзор деятельности просветительских организаций, в том числе «Маариф», содержится в статье М. Челика (Çelik, 2022). Роль фонда в образовательной дипломатии Турции исследуется в работе группы турецких авторов (Kaplan, Çimen & Balci, 2022).
Российская историография представлена работами Н.З. Мосаки, который исследовал вопросы образовательной экспансии Турции в Африке (Мосаки, 2013) и анализировал деятельность «Маариф» и «Хизмет» в Иракском Курдистане (Мосаки, 2020). Группа авторов исследует особенности гуманитарной политики Турции, в том числе деятельность «Маариф» (Белоус, Кулиева, Хасанов, 2023). В целом противостояние двух инструментов культурной дипломатии и «мягкой силы» Анкары по всему миру остается малоизученной как в России, так и в самой Турции. В связи с этим данная статья призвана заполнить лакуны в исследовании образовательной экспансии Турецкой Республики в рамках гуманитарной политики.
«Маариф» и гюленовское движение
Структура «Маариф» была создана с целью снижения влияния организации «Хизмет» и ее идейного вдохновителя Фетхуллаха Гюлена в Турции и за ее пределами. Такое решение было принято руководством Турции, которое стремится ослабить влияние «Хизмет» и его структур на политические и социальные процессы в стране. При этом особое внимание уделяется учреждениям и образовательным заведениям, которые были созданы и управлялись представителями организации «Хизмет». Создание государственного фонда «Маариф» является одним из способов аннулирования влияния «Хизмет» и его основателя. Для Турецкой Республики проблема функционирования школ, связанных с «Хизмет», актуальна и по сей день. Образовательные учреждения Ф. Гюлена считаются условно «элитарными», так как во многих странах мира там обучаются представители местных элит или «талантливые» ученики, прошедшие серию экзаменов при поступлении. Многие выпускники этих учебных заведений выбирали гуманитарные (юридические или военные) вузы Турции или других стран для продолжения обучения. Это создавало серьезную проблему для Анкары, так как выпускники гюленовских структур со временем получали высокие должности в административной или военной сферах непосредственно в самой Республике (Надеин-Раевский, 2016).
Поскольку основная направленность турецкого фонда «Маариф» с 2016 г. по настоящее время заключается в лоббировании закрытия или переподчинения школ, связанных с движением Ф. Гюлена по всему миру, следует более подробно рассмотреть образовательную сферу деятельности организации «Хизмет».
В 1970-е и 1980-е гг. Фетхуллах Гюлен был известным в пределах Турецкой Республики религиозным деятелем. В своих проповедях и рассуждениях он неоднократно отмечал важность образования для современной Турции, так как именно оно должно было сыграть важную роль в процессе вхождения Республики в новый постиндустриальный мир эпохи глобализации (Toguslu, 2017, p. 9). Первые частные турецкие школы, открытые за рубежом (преимущественно в странах Центральной Азии и Кавказа, а также на Балканском полуострове), организовывались движением «Хизмет». Идейным вдохновителем этих учебных заведений был Фетхуллах Гюлен, который, однако, в публичных выступлениях старался держаться в стороне от организации (Аватков, 2018).
Важным направлением деятельности этих учебных заведений было воспитание так называемого «золотого поколения», которое осознает гармонию между наукой и религией (Altın, 2020, p. 60). К моменту повсеместного закрытия учебных заведений «гюленистов» в 2010-х. гг. членами организации «Хизмет», по разным оценкам, могло быть от 200 тыс. до 6 млн человек, проживавших как в Турции, так и за рубежом[4]. Такой большой разброс в оценке объясняется тем, что движение Ф. Гюлена не имеет централизованной структуры и описывается как глобальное сообщество (cemaat) c большим количеством «дочерних» организаций и предприятий, которые не были официально аффилированы с «Хизмет» (Tee, 2021, p. 93).
Исследователи Дж. Паркинсон и А. Альбайрак предполагают, что школы движения Ф. Гюлена к 2014 г. располагались в 160 странах мира[5]. Эта цифра представляется завышенной. Впрочем, нужно подчеркнуть, что подсчет точного числа стран, где функционировали или продолжают работать школы «Хизмет», осложняется тем, что в системе организации оказывались учебные заведения, не имевшие внешних атрибутов гюленовских школ и не рассматривавшиеся как школы с определенным идеологическим направлением, косвенно связанным с движением (Иванов, 2014, с. 58).
Посредством распространения в среде учащихся турецкой культуры, языка, а также зачастую и турецкого видения ислама происходило постепенное укрепление позиций страны в тех регионах, где подобные школы были образованы. Обучение в школах «Хизмет» в основном ведется на английском, турецком языках, а также на официальном языке принимающей страны. Во франкоязычных странах вместо английского преподавание ведется на французском языке (Angey, 2022, p. 164).
Наибольшей популярностью гюленовские школы пользовались в Африке. Обучение в этих учебных заведениях давало возможность ученикам из многих африканских стран получить образование более высокого уровня, чем в стране проживания. Абитуриенты учебных заведений имели возможность поступить в вузы Турции, Европы и США. Фактически данные школы оказывались инструментом «мягкой силы» Анкары, так как их выпускники могли становиться проводниками ее внешнеполитических интересов (Khan & Hafeez, 2018, p. 186).
Первоначально деятельность школ «Хизмет» была выгодна Анкаре, несмотря на преимущественно частный характер их функционирования. Особую роль учебных заведений Ф. Гюлена признавал 8-й президент Турции Тургут Озал (1989—1993), который даже направлял официальные письма правительствам разных стран, предлагая открыть образовательные учреждения под руководством Фетхуллаха Гюлена, добавляя при этом, что сам верит в движение, созданное проповедником (Иванов, 2014, с. 61).
Таким образом, в конце 1980-х — начале 1990-х гг. структура «Хизмет» пользовалась серьезным административным ресурсом в Турецкой Республике (Мосаки, 2013, с. 50). Школы Ф. Гюлена получали финансирование от действовавших в Турции после либеральной реформы президента Т. Озала в конце 1980-х гг. так называемых «анатолийских тигров» — происламской группы крупных предпринимателей из центральных и юго-западных районов Республики (Шлыков, 2014, с. 64).
Функционирование гюленовских учебных заведений было очень значимо для Анкары, так как создавало видимость присутствия Турции в «принимающей» стране. Представители школ играли роль культурных послов Республики, так как организовывали языковые олимпиады, фестивали и другие мероприятия. Руководство и бизнесмены, связанные с «Хизмет», устанавливали тесные контакты с элитами стран. В этом вопросе важную роль играло учреждение TUSKON — Турецкая организация бизнесменов и промышленников, закрытая после попытки переворота в июле 2016 г. (Ягья, Колесникова, 2018, с. 45).
Пик деятельности «Хизмет» приходится на 2000-е гг., так как с момента прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития движение Ф. Гюлена еще сильнее укрепило свои позиции в Республике и за рубежом (Shively, 2016, pp. 189—190). В этот период турецкие частные школы были открыты во многих странах мира. В то же время сам Гюлен с 1999 г. находился на территории США, где изначально проходил лечение. Несмотря на свое физическое отсутствие, проповедник продолжал играть важную роль в созданной им организации.
В начале 2010-х гг. начался резкий спад во взаимоотношениях движения «Хизмет» с руководством Турции. Одним из возможных поводов для ухудшения отношений можно указать инцидент у берегов сектора Газа в 2010 г. Это событие связано с попыткой прорвать блокаду сектора Газа для предоставления гуманитарных грузов жителям региона. В результате происшествия погибли члены турецкого пассажирского парохода «Мави Мармара». Действия израильских военных были осуждены лидерами многих стран и организаций, в том числе тогдашним премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В связи с этим в Республике происходили массовые протестные акции. При этом идейный вдохновитель движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен заявил, что попытка разблокировки сектора Газа — «отвратительное решение» и что прежде чем доставлять гуманитарные грузы в регион, необходимо было согласовать свои действия с руководством Израиля6. По мнению исследователя Д. Титтенсора, подобное заявление Ф. Гюлена могло стать важной причиной дальнейшего ухудшения его взаимоотношений с руководством Турции (Tittensor, 2018, p. 124).
Среди других возможных поводов называется коррупционный скандал 2013 г., когда официальные представители прокуратуры Республики начали расследование системного взяточничества, в котором обвинялись некоторые министры и высокопоставленные чиновники из ближайшего окружения премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана (Емельянова, 2017, с. 40). Руководство страны посчитало идейным вдохновителем этих процессов Фетхуллаха Гюлена, наладившего к тому времени крепкие связи с органами надзора Республики7.
Разлад в отношениях в конечном счете привел к тому, что в конце мая 2016 г. Анкара объявила движение «Хизмет» террористической организацией (Дринова, 2022, с. 161). С этого времени в турецких СМИ название объединения последователей Фетхуллаха Гюлена значится как FETÖ — Fethullahçı Terör Örgütü (Террористическая группа фетхуллахистов).
Через несколько месяцев после объявления движения Ф. Гюлена вне закона, в ночь с 15 на 16 июля 2016 г. в Турции была совершена попытка государственного переворота группой военных, представлявших организацию «Мир в стране» (Yurtta Sulh Konseyı). В турецком общественном и научном дискурсе это событие получило официальное название 15 Temmuz darbe gireşim — попытка государственного переворота 15 июля (Karağöl, 2016, p. 37). Волнения происходили в некоторых крупных городах Республики — Стамбуле, Анкаре, Мармарисе и др. Вооруженный мятеж оказался неудачным для его организаторов.
Несмотря на наличие множества версий относительно того, кто является организатором путча (Азимов, 2017, с. 81—91), официальная точка зрения Анкары заключается в том, что попытка переворота осуществлялась движением «Хизмет» или FETÖ (Muttaqien & Yumitro, 2022, p. 28).
Последовавшие за попыткой военного переворота события связаны с деятельностью организации «Маариф». В это время по всей территории Турции осуществлялись аресты лиц, имевших отношение к движению «Хизмет». Происходило задержание государственных служащих, высокопоставленных военных, представителей частных организаций. Репрессивные меры не обошли стороной и образовательные учреждения. Своим указом от 23 июля 2016 г. президент Турции Р.Т. Эрдоган закрыл 1043 частные школы, 15 университетов, 1229 благотворительных фондов, 19 профсоюзов и 35 медицинских учреждений[8].
Закрытые после 23 июля 2016 г. школы и университеты в Турции связывались с движением «Хизмет». Подобные действия уже исходили из логики майского указа об объявлении группы последователей проповедника террористической организацией. Однако именно неудачная попытка государственного переворота стала катализатором планомерной борьбы руководства Турции с представителями учебных заведений, связанных с движением Ф. Гюлена по всему миру, которая происходит и в настоящее время.
Борьба руководства Турции с движением «Хизмет» до образования фонда «Маариф»
Первые школы движения «Хизмет» были закрыты задолго до событий июля 2016 г. В 1993 г., то есть практически через год после появления учебных заведений в Узбекистане, в общественном дискурсе этой страны начало зарождаться мнение о распространении в заведениях Ф. Гюлена экстремистских воззрений. Это было связано с угрозами религиозного экстремизма в Республике на фоне развития гражданского противостояния в Таджикистане. В 1999 г. все турецкие школы в Узбекистане были либо полностью закрыты, либо переведены в разряд общеобразовательных. Их количество в тот период составляло примерно 65[9].
В Российской Федерации с начала 1990-х гг. было открыто около 50 «гюленовских» учебных заведений. Они располагались преимущественно на Северном Кавказе и в Поволжье. Процесс закрытия школ на территории России был запущен в 2001 г. после того, как на них обратил внимание Рособр-надзор (Сулейманов, 2016, с. 80). Начались проверки турецких учебных заведений в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чувашии и в других субъектах Федерации. Это привело к постепенному закрытию всех «гюленовских» образовательных учреждений на территории России после вынесения постановления Верховным Судом РФ о запрете на территории страны секты «Нурджулар». Хотя «Хизмет» официально не признавалась экстремистской организацией, российские правоохранительные органы рассматривали это движение как часть турецкой религиозной секты (Сулейманов, 2016, с. 79).
В 2010 г. начались процессы по закрытию турецкого учебного заведения Başaran Koleji в Абхазии. Школа начала функционировать в 1995 г. после подписания договора между просветительской ассоциацией «Чорум» (имевшей отношение к движению «Хизмет») и Министерством образования Республики. Абитуриенты проходили несколько экзаменационных испытаний. Поступившие в колледж ученики начинали свое обучение в 7-м классе. Многие выпускники учебного заведения получали возможность продолжить образование в вузах Турции, России, Польши, Италии и некоторых других стран. В итоге из-за проблем с финансированием абхазо-турецкий колледж был переведен из частного управления под контроль Министерства образования Республики[10].
Также еще до событий 15 июля 2016 г. большинство гюленовских учебных заведений было закрыто на территории Азербайджана. По мнению исследователя В.В. Иванова, подобное обстоятельство было связано с визитом Р.Т. Эрдогана в Баку в 2013 г. (Иванов, 2014, с. 61). В течение 2014 г. в Азербайджане был закрыт международный образовательный центр, в который входили детские сады, 11 лицеев, курсы «Араз». Многие представители «Хизмет» были выдворены из страны как соучастники «сектантского движения»[11].
В том же году появлялись сообщения о давлении, которое оказывается на «гюленистов» в Сомали, Пакистане и Ираке[12].
Процесс закрытия «гюленовских» учебных заведений продолжился в Туркменистане. В августе 2014 г. между Турцией и Туркменистаном было подписано соглашение «О сотрудничестве в области образования», что привело к закрытию престижных в стране частных туркмено-турецких школ (Иванов, 2014, с. 74).
За год до июльских событий в Турции руководство Таджикистана заявило о закрытии и принудительной передаче образовательных учреждений движения «Хизмет» государственным структурам Республики. Управляемые организацией учебные заведения Selale были переименованы в «Школы одаренных детей». Структура обучения в них претерпела кардинальные изменения[13].
Борьба с движением «Хизмет» турецкого фонда «Маариф» после событий 15 июля 2016 года
Несмотря на многочисленные заявления первых лиц Турции о необходимости упразднения образовательных структур, связанных с Ф. Гюленом по всему миру и передачи их в ведение фонда «Маариф», не везде одинаково отреагировали на просьбы Анкары. В ряде стран все школы «Хизмет» были переданы «Маариф». В других государствах учреждения Ф. Гюлена перешли в ранг общеобразовательных. Наконец, в третьей группе стран «Хизмет» до сих пор сохраняет свои позиции.
С июля 2016 г. по настоящее время основная деятельность по переподчинению турецких учебных заведений за рубежом осуществляется фондом «Маариф». Представители фонда должны были препятствовать тому, чтобы гюленовские школы назывались турецкими (Toguslu, 2017, p. 19). На 14-м саммите G20, проходившем в Японии в 2019 г., президент Турции Р.Т. Эрдоган отметил необходимость борьбы с террористической организацией FETÖ (движением «Хизмет») по всему миру и добавил, что созданный в 2016 г. фонд «Маариф» является главным органом, защищающим от деятельности этого движения14.
Представляя интересы Турецкой Республики, государственный просветительский фонд начал открывать свои отделения в странах, где движение «Хизмет» контролировало учебные заведения. Организация деятельности фонда в конкретной стране начиналась после обращения правительства Турции с просьбой закрыть гюленовские образовательные учреждения или передать их «Маариф». В некоторых случаях контакты с руководством стран происходили после официального визита представителя правительства или посольства Турции, либо даже лично президента Р.Т. Эрдогана.
Хронологически первые гюленовские учебные заведения после событий 15 июля 2016 г. были закрыты на Африканском континенте. Турецкие школы в этом регионе начали появляться в конце 1990-х гг., но бóльшая их часть была открыта в середине 2000-х гг. За относительно недолгий срок движение «Хизмет» сумело завоевать серьезный авторитет среди представителей местных элит, а учебные заведения частной структуры стали крупнейшими образовательными учреждениями на континенте (Shinn, 2015, p. 56).
Тем не менее уже в 2016 г. начался процесс передачи фонду «Маариф» школ, организованных «Хизмет» в Сомали15 (табл. 1) и Гвинее16 (табл. 2). В 2017 г. фонд расширил географию своей деятельности на континенте. В этот период началась организация работы в Танзании (табл. 1), Сенегале, Гамбии, Мали, Нигере, Мавритании, Сьерра-Леоне (табл. 2), Тунисе, Конго, Судане и Демократической Республике Конго (ДРК) (табл. 3)17.
С 2018 г. по настоящее время «Маариф» стремится еще больше расширить свои связи в Африке и ликвидировать учреждения, имеющие отношения с «Хизмет». С этого времени отделения организации были основаны в таких странах, как Бурунди, Джибути, Мадагаскар, ЮАР, Эфиопия (см. табл. 1), Гана, Кот-д’Ивуар (см. табл. 2), Камерун, Экваториальная Гвинея, Габон и Чад (см. табл. 3)[18].
В общей сложности за период с 2016 по 2023 г. фонд «Маариф» сумел переподчинить школы движения «Хизмет» и основать новые образовательные учреждения в 25 странах Африканского континента.
По мнению представителей образовательного проекта Broken Chalk Platform, успех фонда «Маариф» в Африке объясняется тем, что Турецкая Республика проводит политику «жесткой силы» в странах региона, осуществляя давление на разные сферы экономики конкретного государства[19]. Указанное находит подтверждение в анализе экономических отношений Турции со странами Африки южнее Сахары, которое проводят исследователи Е. Дал и С. Дипама (Dal & Dipama, 2019, pp. 245—246, 249).
Таблица 1. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Восточной и Южной Африки
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Бурунди | 3 | – | Бужумбура | – | Средняя школа Начальная школа Детский сад | – |
Джибути | 2 | – | Джибути | – | Детский сад Начальная школа | – |
Замбия | – | 1 | – | Лусака | – | Высшая школа Bedir |
Кения | – | 1 | – | Найроби | – | Колледж Isık |
Мадагаскар | 4 | – | Антананариву | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Малави | – | 1 | – | Лилонгве | – | Высшая школа Bedir |
Мозамбик | – | 3 | – | Мапуту, Матола | – | 2 начальные школы 1 высшая школа |
Руанда | – | 1 | – | Кигали | – | Детская академия |
Сомали | 7 | – | Банадир, Харгейса | – | 3 лицея 2 средние школы 1 детский сад 1 начальная школа | – |
Танзания | 11 | – | Занзибар, Аруша, Дар-эс-Салам | – | 2 лицея 3 средние школы 3 начальные школы 3 детских сада | – |
Уганда | – | 3 | – | Кампала | – | Начальная и высшие школы Galaxy |
Эфиопия | 5 | – | Аддис-Абеба | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа Образовательный центр | – |
ЮАР | 3 | 14 | Йоханнесбург | Кейптаун, Дурбан, Йоханнесбург, Претория | Лицеи | Организации Horizon и Educational Trust Начальные, средние, высшие школы Институт Аль-Азхар и др. |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
Таблица 2. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Западной Африки
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Буркина-Фасо | – | 1 | – | Уагадугу | – | Колледж Horizon |
Гамбия | 4 | – | Банжул | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Гана | 2 | – | Аккра | – | Детский сад Начальная школа | – |
Гвинея | 10 | – | Конакри | – | Лицей для мальчиков и девочек 3 детских сада 3 начальные школы 2 средние школы | – |
Кот-д’Ивуар | 4 | – | Абиджан | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Либерия | – | 1 | – | Монровия | – | Либеро-турецкая школа |
Мавритания | 9 | – | Нуакшот, Нуадибу | – | 3 лицея 3 средние школы 3 подготовительных отделения | – |
Мали | 21 | – | Бамако | – | 3 лицея для мальчиков 3 лицея для девочек 8 средних школ 4 детских сада 4 начальные школы | – |
Нигер | 9 | – | Ниамей | – | Школы дружбы Франко- и арабоязычные лицеи 2 средние школы Начальные школы 1 детский сад | – |
Нигерия | – | 5 | – | Лагос, Абуджа, Кадуна, Кано, Йобе | – | Колледжи организации Surat educational и университет |
Сенегал | 13 | – | Дакар, Сен-Луи, Мбур | – | 3 лицея 3 средних школы 4 начальные школы 3 детских сада | – |
Сьерра-Леоне | 2 | – | Фритаун | – | Детский сад Начальная школа | – |
Того | – | 1 | – | Ломе | – | Международная школа |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
Таблица 3. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Центральной и Северной Африки
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Демократическая Республика Конго | 4 | 1 | Киншаса | – | Колледж Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Ангола | – | 1 | – | Луанда | – | Колледж |
Габон | 4 | – | Либревиль | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Камерун | 14 | – | Дуала, Нгаундере, Яунде | – | Лицеи Детские сады Начальные школы Средние школы | – |
Республика Конго | 4 | – | Браззавиль | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Судан | 6 | – | Хартум, Ньяла | – | 2 лицея для девочек 1 лицей для мальчиков 2 подготовительных курса для мальчиков и девочек Детский сад | – |
Тунис | 4 | – | Тунис | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Центральноафриканская Республика | – | 1 | – | Банги | – | Школа |
Чад | 6 | – | Нджамена | – | Лицей для мальчиков Средняя школа для мальчиков Лицей для девочек Средняя школа для девочек Детский сад Начальная школа | – |
Экваториальная Гвинея | 4 | – | Малабо | – | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | – |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
В других частях света «Маариф» сталкивается с определенными трудностями. Руководство нескольких азиатских государств (табл. 4, табл. 6) фактически отказалось передавать права на учебные заведения «Хизмет» турецкому государственному фонду. При этом некоторые страны начали процедуру закрытия образовательных учреждений. В Монголии деятельность руководителей учебных заведений движения «Хизмет» вызвала кризис во взаимоотношениях Улан-Батора и Анкары. Руководство страны обвинило турецкую сторону в похищении акционера одной из «гюленовских» школ, что было расценено как посягательство на государственный суверенитет. После разрешения кризиса правительство Монголии согласилось закрыть частные школы[39]. Однако контент-анализ медиапродуктов турецко-монгольских школ позволяет предположить, что к настоящему времени некоторые из них могут оставаться открытыми[40]. Школы «Хизмет» в Камбодже были переведены на баланс Министерства образования. Несмотря на попытки закрепления «Маариф» в стране, Пномпень отказался передавать учебные заведения в управление фонда[41].
При рассмотрении деятельности «Маариф» в Южноазиатском регионе можно прийти к заключению, что Пакистан является страной, где фонд сумел закрепиться сильнее всего. На территории страны к настоящему времени функционируют 83 учебных заведения, подконтрольных «Маариф». Движение Ф. Гюлена в этом государстве запрещено на законодательном уровне[42].
В феврале 2018 г. Турция подписала меморандум о взаимопонимании с руководством Афганистана. В документе говорилось о процедурах передачи «гюленовских» школ фонду «Маариф»[43]. В течение нескольких лет Министерство образования Афганистана передало турецкой стороне около 16 учебных заведений, имевших отношение к «Хизмет»[44]. В настоящее время в стране функционирует 49 школ, аффилированных с фондом[45].
Немного по-иному обстоят дела в странах Центральной Азии (табл. 5), где к началу 2000-х гг. функционировало порядка 75 турецких частных учебных заведений (Кудаяров, 2021, с. 49). Первое и на сегодняшний день единственное отделение фонда «Маариф» в Центральной Азии появилось в Киргизии. После попытки переворота 15 июля 2016 г. правительство Турции практически в ультимативной форме обратилось к президенту Киргизии А. Атамбаеву по поводу закрытия гюленовских школ на территории Республики. В ответ на заявление турецкой стороны президент А. Атамбаев сообщил, что Киргизская Республика не собирается закрывать частные турецкие школы, но осуществит контроль над ними[46].
Впоследствии накал между Анкарой и Бишкеком снизился. Между правительством Киргизии и представителями «Маариф» состоялись переговоры о создании в Республике юридического лица и появлении отделения фонда. В 2020 г. фонд «Маариф» организовал 4 учебных заведения в стране. Тем не менее в Киргизии все еще сильны позиции связанной с движением Ф. Гюлена организации «Сапат», которая контролирует до 15 образовательных учреждений в Республике[47].
Таблица 4. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Южной Азии
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Афганистан | 49 | – | Кабул, Кандагар, Герат, Мазари-Шариф | – | Лицеи для мальчиков и девочек Детские сады Начальные школы Средние школы | – |
Бангладеш | – | 9 | – | Дакка, Уттара, Читтагонг | – | Лицеи для мальчиков и девочек Образовательные центры Средние школы Детский сад |
Индия | – | 9 | – | Дели, Бангалор, Мумбаи, Калькутта | – | Учебные заведения организации Panturk schools |
Мальдивы | – | 1 | – | Мале | – | Lale Youth School |
Пакистан | 83 | – | Исламабад, Равалпинди, Лахор, Мултан, Пешавар, Карачи, Джамшоро, Хайдерабад, Хайрпур | – | Подготовительные программы Начальные школы Средние школы | – |
Шри-Ланка | – | 1 | – | Коломбо | – | Международная школа |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
Следует отметить, что новые турецкие лицеи в ближайшие годы могут быть открыты в Узбекистане. В феврале 2022 г. были проведены переговоры представителей фонда «Маариф» с МИД Узбекистана. В ходе встречи рассмотрены возможности двустороннего сотрудничества в области образования[48]. К настоящему времени частные турецкие учебные заведения, функционировавшие в Казахстане, Туркменистане и Таджикистане, остаются недоступными для просветительского фонда.
На Южном Кавказе деятельность «Маариф» началась с открытия первой школы в Тбилиси в 2017 г. Во время своего визита в Грузию в 2019 г. глава МИД Турции М. Чавушоглу посетил это учебное заведение и заверил, что фонд «Маариф» организует обучение в еще большем количестве образовательных учреждений в этой стране[49]. Несмотря на деятельность турецкого фонда, в Республике продолжают работать 15 учреждений под покровительством «Учебно-просветительских заведений Грузии», принадлежащих «ООО Чагла». Эта организация имеет косвенное отношение к «Хизмет». С 1995 г. в Грузии функционирует Международный Черноморский университет (Алексанян, 2016, с. 75). После появления турецкого фонда в Грузии и расширения связей с руководством Турции «гюленовские» школы постепенно начали закрываться[50]. Однако противостояние «Маариф» с «Хизмет» в этой стране продолжается и по сей день.
Движение Ф. Гюлена было практически упразднено на территории Азербайджана еще до июльских событий 2016 г. в Турции. Однако последним учебным заведением, которое функционировало в этой стране, был Кавказский университет, закрытый благодаря многочисленным просьбам турецких организаций в 2017 г.[51] В феврале 2021 г. состоялась встреча президента «Маариф» Б. Акгюна и министра иностранных дел Азербайджана Д. Байрамова. В ходе двусторонних переговоров было принято решение об открытии отделения фонда и специализированной школы в Баку[52].
На Ближнем Востоке в настоящее время отделения «Маариф» открыты в Ираке и Иордании. Движение Ф. Гюлена в Ираке действовало вплоть до 2018 г. Частные школы в городе Эрбиль были переданы в управление фонду «Маариф». К 2023 г. в Ираке функционирует 15 турецких школ[53]. В Иордании не было широкого представительства «гюленовского» движения. До появления «Маариф» в стране функционировал только иорданско-турецкий центр. В 2019 г. представители фонда организовали студенческое общежитие в столичном городе Аммане[54].
Учебные заведения «Маариф» стали появляться в странах Южной и Северной Америки, а также в Океании. Закрытие гюленовских школ в Венесуэле началось после визита президента Турции в декабре 2018 г. В настоящее время в стране функционирует две международные школы «Маариф»[55]. В Боготе, столице Колумбии, в 2023 г. было основано два университета. Отделение фонда открылось в 2022 г. после визита в страну делегации Министерства иностранных дел Турции[56]. В американском штате Нью-Джерси было открыто 4 учебных заведения. В столице Канады, городе Оттава, функционирует международная школа, а в австралийском Сиднее были организованы детский сад и начальная школа (табл. 7).
Начиная с 2018 г. «Маариф» начинает активно проникать в Европу. За время деятельности фонда было закрыто всего несколько учебных заведений либо из-за проблем с функционированием, либо по причине отказа от лицензирования[57].
Таблица 5. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Азербайджан | 1 | – | Баку | – | Международная школа | – |
Грузия | 4 | 15 | Тбилиси, Батуми | Тбилиси, Кутаиси, Рустави, Батуми | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | Школы Международный Черноморский университет Высшие школы Начальные школы |
Ирак | 15 | – | Эрбиль, Киркук | – | Лицеи Детские сады Начальные школы Средние школы | – |
Иордания | 1 | – | Амман | – | Общежитие | – |
Йемен | – | 3 | – | Сана | – | Международные школы |
Казахстан | – | 31 | – | Алматы, Есик, Кызылорда, Астана, Актобе, Атырау, Шымкент, Кокшетау, Тараз, Жезказган и др. | – | Под руководством международного фонда Katev организованы университеты, высшие школы, лицеи для девочек и для мальчиков |
Киргизия | 4 | 27 | Бишкек | Бишкек, Джалал-Абад, Каракол, Кадамжай, Кызыл-Кия, Токмак, Ош, Талас | Детский сад Подготовительная школа Начальная школа Средняя школа | Организация Сапат. Высшие школы Лицеи для мальчиков и для девочек и т. д. |
ОАЭ | – | 5 | – | Абу-Даби | – | Concept schools International Polaris schools Академии и колледжи |
Саудовская Аравия | – | 2 | – | Эр-Рияд, Джидда | – | Международные школы |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
Таблица 6. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Восточной и Юго-Восточной Азии
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Вьетнам | – | 1 | – | Ханой | – | Международная школа |
Индонезия | – | 8 | – | Депок, Семаранг, Бандунг, Тангеранг-Селатан и др. | – | Учебные заведения организации PASAID |
Малайзия | – | 2 | – | Куала-Лумпур | – | Школы |
Мьянма | – | 1 | – | Янгон | – | Образовательный центр |
Монголия | – | 5 | – | Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан и др. | – | Лицеи Колледжи |
Таиланд | – | 3 | – | Бангкок | – | Образовательная компания Marmara Колледжи Двуязычная школа |
Филиппины | – | 3 | – | Манила | – | Языковая академия Школа толерантности Образовательный центр |
Южная Корея | – | 1 | – | Сеул | – | Международная школа |
Япония | – | 4 | – | Осака, Сендай, Нагоя, Окаяма | – | Организация Baharu Education Corporation |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
Таблица 7. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Южной Америки, Северной Америки и Океании
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Австралия | 2 | – | Сидней | – | Детский сад Начальная школа | – |
Аргентина | – | 1 | – | Буэнос-Айрес | – | Колледж |
Боливия | – | 2 | – | Ла-Пас, Санта-Крус | – | Университеты НУР |
Бразилия | – | 1 | – | Бразилиа | – | Колледж |
Венесуэла | 6 | – | Каракас | – | Колледжи | – |
Канада | 1 | – | Оттава | – | Международная школа | – |
Колумбия | 2 | – | Богота | – | Средние школы | – |
Мексика | – | 1 | – | Мехико | – | Колледж |
Новая Зеландия | – | 1 | – | Веллингтон | – | Школа организации Pearl of the Islands Foundation |
Папуа — Новая Гвинея | – | 1 | – | Порт-Морсби | – | Колледж Paradise |
США | 4 | 167 | Штат Нью-Джерси | В крупных городах | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | Все образовательные ступени |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
Таблица 8. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Южной и Восточной Европы
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Албания | 6 | – | Тирана, Эльбасан | – | Университет Лицей Детский сад Начальная школа Средние школы | – |
Белоруссия | 1 | – | Минск | – | Курсы турецкого языка | – |
Болгария | – | 4 | – | София, Пловдив | – | Школы «Дружба» |
Босния и Герцеговина | 4 | 6 | Сараево | Сараево, Тузла, Зеница | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | Международные школы Колледжи |
Венгрия | 2 | – | Будапешт | – | Лицей Подготовительное отделение | – |
Греция | 1 | – | Афины | – | Элитный языковой центр | – |
Кипр | – | 2 | – | Никосия | – | Колледж Университет |
Польша | – | 3 | – | Варшава, Лодзь | – | Начальные школы Средняя школа |
Румыния | 7 | 11 | Бухарест | Бухарест, Констанца, Клуж-Напока, Тимишоара, Плоешти и др. | Лицеи Начальные школы Средние школы | Учреждения организации Lumina Educational Institutions: образовательные центры, школы, университеты |
Северная Македония | 4 | 8 | Скопье, Тетово | Скопье, Струга, Струмица, Тетово | Лицей Детский сад Начальная школа Средняя школа | Международный университет Высшие школы |
Сербия (Косово) | 8 | 3 | Приштина, Призрен, Гнилане | Приштина, Призрен | 2 лицея Детский сад 2 начальные школы 2 средние школы Образовательный центр | Образовательный центр Колледж Международная школа |
Словакия | – | 1 | – | Братислава | – | Образовательный центр |
Хорватия | – | 1 | – | Загреб | – | Образовательный центр |
Чехия | – | 1 | – | Прага | – | Образовательный центр |
Черногория | – | 1 | – | Подгорица | – | Университет |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
Таблица 9. Образовательные учреждения «Маариф» и движения «Хизмет» в странах Западной и Северной Европы
Страна | Количество учебных заведений | Города | Типы учебных заведений | |||
«Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | «Маариф» | «Хизмет» | |
Австрия | 1 | – | Вена | – | Образовательный центр | – |
Бельгия | 2 | 6 | Брюссель | Брюссель, Гент, Антверпен, Генк | Образовательные центры | Колледжи и высшие школы группы Люцерна Школы-интернаты |
Великобритания | – | 3 | – | Брадфорд, Лондон | – | Колледжи |
Германия | 1 | 52—55 | Кельн | Берлин, Мангейм, Мюнхен, Дюссельдорф, Франкфурт- на-Майне, Ганновер, Фрайбург, Нюрнберг, Кройцберг и др. | Образовательный центр | Все ступени образования от детского сада до университета |
Латвия | – | 1 | – | Рига | – | Международная школа |
Норвегия | – | 1 | – | Осло | – | Образовательный и культурный центр OKUF |
Франция | 1 | 2 | Страсбург | Париж | Образовательный центр | Школа Образовательный центр |
Швейцария | – | 6 | – | Базель, Цюрих, Ольтен и др. | – | Международные школы |
Швеция | – | 1 | – | Стокгольм | – | Образовательный центр «Диалог» |
Источник: составлено автором по материалам официальных сообщений турецкого государственного просветительского фонда «Маариф»: Beşinci yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 13.10.2023), а также по данным из интернет-изданий: Education // Gülen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gülen Movement? // Hizmet Movement (Gülen Movement). URL: https://hizmetmovement.blogspot.com/p/ what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gülen Schools Worldwide List // Slideshare. January 25, 2016. URL: https://www.slideshare.net/GulenCemaat/gulen-schools-worldwide-list (accessed: 26.10.2023); Gülen Schools Worldwide List updated // Gülen Schools Worldwide. October 1, 2018. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 26.10.2023).
На сегодняшний день турецкий государственный фонд организовал учебные заведения разных уровней в следующих странах Европы: Албания, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Греция, Северная Македония, Сербия (Косово), Венгрия, Румыния (табл. 8), Бельгия, Германия, Австрия и Франция (табл. 9). Таким образом, за шесть с небольшим лет существования «Маариф» представители фонда сумели открыть учебные заведения в 49 странах мира.
Проблемы в деятельности фонда «Маариф»
Несмотря на довольно быстрое расширение географии деятельности фонда «Маариф» на разных континентах, о полной ликвидации школ «Хизмет» к настоящему времени говорить не приходится. Например, в США к 2016 г. располагалось около 160 частных турецких школ, связанных с движением Ф. Гюлена[39], в то время как «Маариф» осуществляет контроль над деятельностью всего четырех заведений в штате Нью-Джерси (см. табл. 7).
Также частные школы продолжают работать во многих странах Европы, например в Германии, где проживает многочисленная турецкая диаспора. «Маариф» открыл центр в Кельне, в то время как в других частях страны действует 50 частных турецких школ (см. табл. 9). В Бельгии в ведении «Маариф» находятся два образовательных центра, в то время как у связанных с движением Ф. Гюлена колледжей группы «Люцерна» начальные школы, детские сады, высшие школы расположены в таких городах, как Антверпен, Генк, Ген[40].
В Боснии и Герцеговине фонд открыл школы в Сараево, но в других городах, таких как Тузла и Зеница, до сих пор функционируют около 6 учебных заведений, связанных с «Хизмет»[41]. Во Франции «Маариф» организовал школу в Страсбурге, а два «гюленовских» учебных заведения продолжают работать в Париже[42]. В Грузии продолжает функционировать Международный Черноморский университет, к тому же многие школы, в которых работают деятели, связанные с движением Ф. Гюлена, до сих пор не переданы фонду «Маариф». В Северной Македонии фондом были организованы 4 учебных заведения, однако «Хизмет» сохраняет свое положение в 8 высших школах в разных частях страны[43].
Из всех 49 стран, где на сегодняшний день представлены школы «Маариф», только в 25 странах Африки, а также в Пакистане, Венесуэле и некоторых других с 2016 г. закрывались учебные заведения движения «Хизмет». Это говорит о том, что борьба за образовательные учреждения, которую ведет «Маариф» с движением Ф. Гюлена, не закончена.
Представляется крайне сложным определить точное количество школ, связанных с движением «Хизмет», а также стран, где они функционируют. При сопоставлении данных из ежегодных отчетов турецкого фонда «Маариф» и контент-анализа некоторых сайтов, имеющих отношение к движению Фетхуллаха Гюлена[44], можно прийти к выводу, что на сегодняшний день школы «Хизмет» сохраняются в 60 странах мира.
Исходя из многочисленных заявлений официальных лиц Турецкой Республики[45], борьба с частными школами гюленовского движения остается важным направлением внешнеполитической деятельности страны. Переподчинение частных школ государственному органу должно решить вопросы, связанные с дипломатическими кризисами во взаимоотношениях Турции с «принимающими» странами, так как существование гюленовских школ во многом способствует нарастанию напряженности. В данном контексте следует упомянуть о натянутых отношениях Анкары с некоторыми государствами в связи с «гюленовским» движением. Например, непродолжительный кризис имел место во взаимоотношениях Турции с Киргизией[46], Монголией[47], Индонезией[48] и т. д.
Деятельность «Маариф», безусловно, важна для дальнейшего усиления влияния Турции в «принимающих» странах. После того как началась напряженность между руководством Республики и организацией «Хизмет», Анкара не могла должным образом контролировать как образование, так и условно идеологическую составляющую процесса обучения во многих турецких учебных заведениях. Несмотря на деятельность проводников интересов в странах, где открыты «гюленовские» школы, например TİKA, центров Юнуса Эмре и других организаций, движение «Хизмет» продолжает функционировать. Это как раз подчеркивает важность такого образовательного фонда, как «Маариф», для Турции.
Вместе с тем Анкара может столкнуться с рядом проблем в организации процесса обучения в «принимающих» странах. Известно, что школы Ф. Гюлена зачастую позиционировались как условно «элитарные», то есть те учебные заведения, в которых обучаются дети представителей элиты того или иного региона. Указанное наиболее характерно для учебных заведений в африканских и некоторых азиатских государствах. После перехода школ под контроль «Маариф» ситуация в данном вопросе постепенно меняется. Учреждения переводятся на турецкие стандарты обучения. При этом Турция на сегодняшний день, согласно Индексу образования, находится на 54-м месте в мире[49], где безусловно располагается выше, чем многие страны Азии и Африки, но все-таки ниже, чем целый ряд государств, в которых до сих пор продолжает функционировать движение Ф. Гюлена. Подобное обстоятельство может снизить доверие к фонду «Маариф» в «принимающих» странах, в случае если уровень образования в школах будет существенно ниже, чем в период функционирования «Хизмет».
Заключение
Учрежденный в июне 2016 г. турецкий государственный образовательный фонд «Маариф» был призван решить вопросы, связанные с функционированием учебных заведений, имевших прямую или косвенную связь с запрещенным в стране движением «Хизмет», в официальной турецкой литературе упоминающимся под термином FETÖ. После попытки государственного переворота 15 июля 2016 г. большинство связанных с Ф. Гюленом учебных заведений (школы, колледжи и университеты) в Турции были закрыты. Руководство Республики обратилось к лидерам стран мира, на территории которых располагались школы «Хизмет», с просьбами (а иногда и с требованиями) о закрытии частных турецких учебных заведений и передаче их фонду. За шесть с небольшим лет, пользуясь широкой поддержкой руководства страны, а также посольств и консульств Турции в «принимающих» странах, фонд сумел добиться закрытия или перевода под свой контроль многих образовательных учреждений. По состоянию на сентябрь 2023 г. государственная организация открыла или «перезапустила» учебные заведения в 49 странах мира.
В ряде стран (в Пакистане, Ираке, Венесуэле и многих африканских государствах) процесс переквалификации частных турецких школ происходил в ускоренном и приоритетном порядке. В некоторых странах Африки (Эфиопия, ЮАР) передача учебных заведений затянулась, завершившись к 2021—2022 гг. В большинстве случаев у «Маариф» не возникало проблем с открытием отделений и основанием школ. К настоящему времени фонд организовал обучение в 25 государствах Африканского континента. В большинстве из них были закрыты учебные заведения «Хизмет».
По-иному обстоят дела в других регионах мира. Например, требования Турции закрыть школы «Хизмет», первоначально не нашли отклика в Монголии и Камбодже, что привело к непродолжительному дипломатическому кризису между Анкарой и «принимающими» странами. В Киргизии отказывались закрывать гюленовские учебные заведения, рассматривая рекомендации турецкой стороны как вмешательство во внутренние дела государства. В итоге руководство этой центральноазиатской страны приняло решение о создании отделения «Маариф». Тем не менее движение Ф. Гюлена до сих пор имеет крепкие связи и социальную базу в стране. По-прежнему фонд не может закрепиться в Казахстане, Туркмении и Таджикистане, где ранее функционировали учебные заведения «Хизмет». В Азербайджане все образовательные структуры «Хизмет» были ликвидированы в пользу государства, а в Грузии борьба турецких инструментов «мягкой силы» продолжается.
Ухудшение взаимоотношений Турции с некоторыми «принимающими» странами показывает, насколько серьезную значимость для Анкары имеет функционирование «Маариф», а также его противостояние с «Хизмет».
Интересным представляется то, как проходит противоборство двух инструментов турецкого влияния в Европе и США. Известно, что, несмотря на функционирование «Маариф» в 12 странах Европы, «Хизмет» в этих же государствах имеет достаточно серьезные позиции. Показателен также пример с США, где фонд основал лишь четыре школы (причем все в одном в штате — Нью-Джерси), в то время как «гюленисты» контролируют до 170 образовательных учреждений в разных штатах страны.
Ликвидация всех частных школ Ф. Гюлена в Турции, а также организации TUSKON, осуществлявшей финансирование целого ряда учебных заведений, нанесло колоссальный урон движению «Хизмет». Тем не менее сохраняющееся присутствие и влияние «Хизмет» более чем в четверти стран мира демонстрирует, что актуальность фонда «Маариф» для Турецкой Республики сохраняется, а об окончательном разгроме «гюленовского» движения в краткосрочной перспективе говорить не приходится.
1 Türkiye Maarıf Vakfı Kanuni // Resmi Gazete. April 28, 2016. URL: https://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/ 2016/06/20160628-17.htm (accessed: 09.10.2023).
2 Ibid.
3 Maarif // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. P. 4. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/16436790dd02d0.pdf (aссessed: 09.10.2023).
4 Paul A. Turkey on Diplomatic Push to Close Schools Linked to Influential Cleric // Voanews. August 31, 2017. URL: https://www.voanews.com/a/turkey-erdogan-gulen-schools/4010073.html (accessed: 10.10.2023).
5 Parkinson J., Albayrak A. From His Refuge in the Poconos, Reclusive Imam Fethullah Gulen Roils Turkey // The Wall Street Journal. January 20, 2014. URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424052702304027204579332670740491570 (accessed: 10.10.2023).
6 Игнатенко А. Молоко и мясо. Национальный прагматизм и имперский романтизм во внешней политике Турции // Россия в глобальной политике. 07.08.2010. URL: https://globalaffairs.ru/articles/moloko-i-myaso/ (дата обращения: 11.10.2023).
7 Turkish PM Erdogan and Muslim Cleric Gulen Tangle Over Corruption Scandal // Reuters. Deсember 24, 2013. URL: https://www.reuters.com/article/ idUS96584408220131224 (accessed: 11.10.2023).
8 Jones G., Gurses E. Turkey’s Erdogan Shuts Schools, Charities in First State of Emergency Decree // Reuters. July 23, 2016. URL: https://www.reuters.com/article/us-turkey-security-emergency-idUSKCN1030BC (accessed: 13.10.2023).
9 Влияние Турции на ислам в государствах Центральной Азии // Ислам в СНГ. 01.11.2013. URL: http://www.islamsng.com/sng/analytics/7367 (дата обращения: 10.10.2023).
10 В Абхазии закрывается турецкий колледж // Вестник Кавказа. 02.08.2010. URL: https://vestikavkaza.ru/ news/23408.html (дата обращения: 10.10. 2023).
11 В Азербайджане закрыли все школы Фетхуллаха Гюлена // Haqqin.az. 18.06.2014. URL: https://haqqin.az/ news/24542 (дата обращения: 10.10.2023).
12 Agayev Z., Sheikh Nor M., Hacaoğlu S. Erdogan Seeks to Vanquish Opponent Gulen in Global Fight // Bloomberg. September 12, 2014. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2014-09-11/erdogan-seeks-to-vanquish-opponent-gulen-in-global-fight (accessed: 10.10.2023).
13 Tajikistan Greenlights Take Over of Gulen-Run Schools // Anadolu Agency. August 8, 2015. URL https://www.aa.com.tr/en/world/tajikistan-greenlights-take-over-of-gulen-run-schools/18960 (accessed: 10.10.2023).
14 Kaplan E. Japan: Erdogan Slams FETO-linked Schools, Organizations // Anadolu Agency. June 30, 2019. URL: https://www.aa.com.tr/en/politics/japan-erdogan-slams-feto-linked-schools-organizations/1519540 (accessed: 10.10.2023).
15 Учебные заведения «Хизмет» были закрыты в 2016 г. и переданы фонду «Маариф». См.: Maarif // Türkiye Maarif Vakfı. 2017. P. 11. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164358323125f8.pdf (accessed: 28.10.2023).
16 После визита президента Турции фонду были переданы школы, где обучалось свыше 900 учеников. См.: Maarif // Türkiye Maarif Vakfı. 2017. P. 11. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164358323125f8.pdf (accessed: 28.10.2023).
17 Beşinci Yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. P. 148, 165, 166, 176, 178, 180, 188, 190, 194, 197, 198. URL: https://turkiyemaarif.org/ uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 10.10.2023).
18 Beşinci Yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. P. 112, 133, 136, 138, 140, 142, 144, 150, 152, 160, 174. URL: https://turkiyemaarif.org/ uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 10.10.2023).
19 Baldacchino K. Turkey’s Hard Power Turn: Handing Hizmet Schools to the Turkey Maarif Foundation // Brokenchalk. URL: https://brokenchalk.org/turkeys-hard-power-turn-handing-hizmet-schools-to-the-turkey-maarif-foundation/ (accessed: 10.10.2023).
39 Монголы закрывают школы для Эрдогана // Rambler. 05.09.2018. URL: https://news.rambler.ru/ middleeast/40733785-mongoly-zakryvayut-shkoly-dlya-erdogana/ (дата обращения: 10.10.2023).
40 Ulaanbaatar International School. URL: http://elite.edu.mn/ (accessed: 10.10.2023).
41 Turetken M. FETO-linked Schools Closed in Cambodia // Anadolu Agency. December 25, 2018. URL: https://www.aa.com.tr/en/asia-pacific/feto-linked-schools-closed-in-cambodia/1348603 (accessed: 10.10.2023).
42 Beşinci Yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. P. 182—184. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/164367ea1867df.pdf (accessed: 12.10.2023).
43 Afgan-Türk Maarif Okulları. URL: https://www.afganturkmaarif.org/Home/tr (accessed: 12.10.2023).
44 Beşinci Yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. P. 17. URL: https://turkiyemaarif.org/ uploads/editions/files/16435836e8ffcf.pdf (accessed: 12.10.2023).
45 Ibid. P. 114—116.
46 Атамбаев о заявлении главы МИД Турции: не надо пугать нас, пуганые мы // Спутник Таджикистан. 01.08.2016. URL: https://tj.sputniknews.ru/20160801/ 1020395309.html?ysclid=lfl0qe0pez575807000 (дата обращения: 10.10.2023).
47 Aliev N. Kırgızistan’da FETÖ Tehlikesi Devam Ediyor // Anadolu Ajansı. 12.07.2019. URL: https://www.aa.com.tr/tr/dunya/kirgizistanda-feto-tehlikesi-devam-ediyor/1529974 (accessed: 10.10.2023).
48 Uzbekistan, Turkey Consider Strengthening Cooperation in Education // Kun.Uz. February 14, 2022. URL: https://kun.uz/en/news/2022/02/14/uzbekistan-turkey-consider-strengthening-cooperation-in-education# (accessed: 10.10.2023).
49 Kachkachishvili D., Rehimov R. Turkey’s Maarif Foundation to Open Schools in Georgia // Anadolu Ajansı. December 23, 2019. URL: https://www.aa.com.tr/en/ education/turkey-s-maarif-foundation-to-open-schools-in-georgia/1681483 (accessed: 10.10.2023).
50 Georgia Cracks Down on Another Gulen-linked Private School // Democracy and Freedom Watch. August 25, 2020. URL: https://dfwatch.net/georgia-cracks-down-on-another-gulen-linked-private-school-54202 (accessed: 06.07.2023).
51 Университет «Кавказ» окончательно закрылся // Haqqin.az. 18.01.2017. URL: https://haqqin.az/news/ 90288 (дата обращения: 12.10.2023).
52 Turkey’s Maarif Foundation, Azerbaijan Sign Cooperation Protocol // Daily Sabah. May 21, 2021. URL: https://www.dailysabah.com/politics/diplomacy/turkeys-maarif-foundation-azerbaijan-sign-cooperation-protocol (accessed: 10.10.2023).
53 Beşinci Yılında Türkiye Maarif Vakfı // Türkiye Maarif Vakfı. 2022. P. 158. URL: https://turkiyemaarif.org/ uploads/editions/files/16435836e8ffcf.pdf (accessed: 12.10.2023).
54 Turkish Maarif Foundation Jordan. URL: https://maarifjordan.com/ (accessed: 12.10.2023).
55 Venezuela Maarif Okullarında Mezuniyet Heyecanı // Turkish Maarif Foundation. URL: https://turkiyemaarif.org/ news/venezuela-maarif-okullarinda-mezuniyet-heyecani (accessed: 13.10.2023).
56 Bernat E. J. Visita del Canciller Turco a Colombia Culmina con la Apertura Oficial de la Sede de la Fundación Maarif // Anadolu Agency. May 14, 2022. URL: https://www.aa.com.tr/es/cultura/visita-del-canciller-turco-a-colombia-culmina-con-la-apertura-oficial-de-la-sede-de-la-fundaci%C3%B3n-maarif/2574826 (accessed: 13.10.2023).
57 Turkey at a Glance European Lawmakers Urge PACE to Examine Albania’s Closure of Gülen-linked School // Turkish Minute. October 21, 2022. URL: https://www.turkishminute.com/2022/10/21/to-examine-albanias-closure-of-gulen-linked-school/ (accessed: 12.10.2023).
39 Strum B. Gulen Movement’s Charter Schools May Be Caught Up in Turkey — U.S. Standoff // The Wall Street Journal. July 19, 2016. URL: https://www.wsj.com/ articles/gulen-movements-charter-schools-may-be-caught-up-in-turkey-u-s-standoff-1468967536 (accessed: 12.10.2023).
40 Wie is toch die Fethullah Gülen? door Ides Nicaise (reto 1972) // Alumni. May 9, 2017. URL: https://www.alumnizevenkerken.be/speakers-corner/193/ wie-is-toch-die-fethullah-gulen-door-ides-nicaise-reto-1972 (accessed: 12.10.2023).
41 Nurduhan A., Adilovic Z. Bosna Hersek’te FETÖ Bağlantılı Okullar Vergi Borcu Içinde Yüzüyor // Anadolu Ajansi. February 13, 2022. URL: https://www.aa.com.tr/ tr/dunya/bosna-hersekte-feto-baglantili-okullar-vergi-borcu-icinde-yuzuyor/2501561 (accessed: 12.10.2023).
42 Le Bien Être Devos Enfants Est Notre Priorite // Educative. URL: https://educactive.com/ (accessed: 12.10.2023).
43 Fazlagikj А., Aliju D. FETÖ’nün Kuzey Makedonya’daki Yapısı ve Işleyişi Meclisin Gündeminde // Anadolu Ajansı. 30.03.2021. URL: https://www.aa.com.tr/ tr/dunya/fetonun-kuzey-makedonyadaki-yapisi-ve-isleyisi-meclisin-gundeminde/2192531 (accessed: 12.10.2023).
44 См.: Gulen Movement. URL: https://www.gulenmovement.com/ (accessed: 13.10.2023); What Is the Gulen Movement? // Hizmet Movement (Gulen Movement). URL: https://hizmetmovement. blogspot.com/p/what-is-gulen-movement.html (accessed: 13.10.2023); Gulen Schools Worldwide. URL: https://gulenschoolsworldwide.blogspot.com/2015/01/gulen-schools-worldwide-list.html (accessed: 12.10.2023).
45 См.: Gunerigok S. Türkiye Expects US’s Cooperation in Fight Against PKK/YPG, FETO: Erdogan // Anadolu Agency. September 19, 2022. URL: https://www.aa.com.tr/en/americas/turkiye-expects-uss-cooperation-in-fight-against-pkk-ypg-feto-erdogan/2688361 (accessed: 09.07.2023); We Will Continue Our Struggle Until the Last FETO Member Is Brought to Justice // Presidency of the Republic of Türkiye. July 15, 2020. URL: https://www.tccb.gov.tr/en/news/542/120638/-we-will-continue-our-struggle-until-the-last-feto-member-is-brought-to-justice- (accessed: 12.10.2023).
46 В Киргизии не будут закрывать «гюленовские» школы // РИА Новости. 01.12.2016. URL: https://ria.ru/20161201/1482581293.html?ysclid=lnrnwsbxnz82439913 (дата обращения: 12.10.2023).
47 Сосорбарам М. Анкара атакует «турецкие» школы Монголии // ARD. 07.02.2018. URL: https://asiarussia.ru/ news/18929/?ysclid=lnro537j4e721778783 (дата обращения: 12.10.2023).
48 Власти Индонезии отказали Турции в закрытии школ Гюлена // ТАСС. 03.08.2016. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/3505814?ysclid=lnrn65394d 216960833 (дата обращения: 12.10.2023).
49 Рассчитано автором на основе данных Human Development Reports (HDR). См.: Human Development Reports // UNDP. URL: https://hdr.undp.org/data-center/documentation-and-downloads (accessed: 12.10.2023).
Об авторах
Анри Робертович Чедия
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: achedia@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-0742-735X
кандидат исторических наук, научный сотрудник департамента зарубежного регионоведения; научный сотрудник Научной учебной лаборатории исследований современного Ирана
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Аватков В. А. Тюркский мир и тюркские организации // Мировая политика. 2018. № 2. С. 11—25. https://doi.org/10.25136/2409-8671.2018.2.26047
- Азимов К. Кто стоит за попыткой переворота в Турции? // Россия и мусульманский мир. 2017. № 2. С. 81—90.
- Алексанян Л. М. Политика «мягкой силы» Турции в отношении Грузии // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 2. С. 72—79.
- Белоус Ю. А., Кулиева Н. С., Хасанов К. А. у. Особенности гуманитарного аспекта внешней политики современной Турции // Россия и современный мир. 2023. № 1. С. 115—136. https://doi.org/10.31249/rsm/2023.01.07
- Дринова Е. М. Политизация ислама и суфийские традиции в истории Турции // Народы и религии Евразии. 2022. Т. 27, № 4. С. 154—164. https://doi.org/10.14258/nreur(2022)4-09
- Емельянова Н. Эрдоган vs Гюлен: новейшие тенденции в политическом развитии Турции // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. № 2. С. 39—50.
- Иванов В. В. Движение Фетхуллаха Гюлена в России и странах СНГ // Мусульманский мир. 2014. № 3. С. 49—82.
- Кудаяров К. А. Религиозное влияние Турции и Пакистана в Кыргызии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. 2021. № 1. С. 47—63. https://doi.org/10.31249/rva/2021.01.02
- Мосаки Н. З. Образовательная экспансия Турции в Африке // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 49—66. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-49-66
- Мосаки Н. З. Турецкие учебные заведения в Иракском Курдистане: история и современное положение (школы Гюлена и фонда «Маариф») // Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 4. С. 280—294. https://doi.org/10.31696/2618-7302-2020-4-280-294
- Надеин-Раевский В. А. Идейная борьба и «новая Турция» // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 2. С. 22—31.
- Сулейманов Р. Татаро-турецкие лицеи в Татарстане как проводники идеологии Фетхуллаха Гюлена // Современные евразийские исследования. 2016. № 1. С. 78—84.
- Шлыков П. В. Трансформация партийно-политической системы Турции в 1983—2013 гг. и мобилизационные стратегии оппозиции. Часть 2 // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2014. № 1. С. 54—71.
- Ягья В. С., Колесникова М. А. «Три кита» турецкой политики в Африке // Сравнительная политика. 2018. Т. 9, № 1. С. 37—59.
- Akgün B., Özkan M. Turkey’s Entrance to International Education: The Case of Turkish Maarif Foundation // Insight Turkey. 2020. Vol. 22, no. 1. P. 59—70. https://doi.org/10.25253/99.2020221.05
- Altın M. E. Internationalization Through Localization: Gülen Inspired Schools [thesis]. Düsseldorf : Heinrich Heine University, 2020.
- Angey G. Being a Teacher in the Missionary Schools of the Gülen Movement in Sub-Saharan Africa: Interactions, Trajectories, and Differentiated Investments of the Role // Missions and Preaching: Connected and Decompartmentalised Perspectives from the Middle East and North Africa (19th — 21st century) / ed. by N. Neveu, K. Sanchez Summerer, A. Turiano. Boston & Leiden : Brill, 2022. P. 157—185. https://doi.org/10.1163/9789004449633_009
- Çelik M. International Schools in the Context of Cultural Diplomacy: Actors and New Approaches // Education Policies in the 21st Century / ed. by B. Akgün, Y. Alpaydın. Singapore : Palgrave Macmillan Singapore, 2022. P. 161—191. https://doi.org/10.1007/978-981-19-1604-5_7
- Dal E. P., Dipama S. Assessing the Turkish “Trading State” in Sub-Saharan Africa // Turkey’s Political Economy in the 21st Century / ed. by E. P. Dal. London : Palgrave Macmillan, 2019. P. 239—270. https://doi.org/10.1007/978-3-030-27632-4_10
- Gündüz M., Erdemir A. The Place and Importance of the Maarif Colleges in Turkish Education System // Research on Education and Psychology. 2021. Vol. 5, no. 2. P. 267—277. https://doi.org/10.54535/rep.1005145
- Kaplan H., Çimen I., Balci E. Türkiye’nin Eğitim Diplomasisinde Türkiye Maarif Vakfıının Rolü // Akdeniz Havzası ve Afrika Medeniyetleri Dergisi. 2022. Vol. 4, no. 2. P. 120—128. https://doi.org/10.54132/akaf.1209119
- Karağöl E. T. 15 Temmuz Darbe Gerişimi ve Türkiye Ekonomisi // Adam Akademi Sosyal Bilimler Dergisi. 2016. Vol. 6, no. 2. P. 37—49. https://doi.org/10.31679/adamakademi.285017
- Khan W., Hafeez M. Gulen Movement: The Blending of Religion and Rationality // Journal of Research in Social Sciences. 2018. Vol. 6, no. 1. P. 182—192.
- Muttaqien A. I., Yumitro G. The Turkish Government’s Policy in Weakening the Gulen Movement // Britain International of Humanities and Social Sciences Journal. 2022. Vol. 4, no. 1. P. 26—33. https://doi.org/10.33258/biohs.v4i1.567
- Shinn D. Hizmet in Africa: The Activities and Significance of the Gülen Movement. Los Angeles : Tsehai Publishers, 2015.
- Shively K. Pragmatic Politics. The Gülen Movement and the AKP // The Turkish AK Party and its Leader: Criticism, Opposition and Dissent / ed. by U. Cizre. London : Routledge, 2016. P. 183—204.
- Tee C. The Gülen Movement: Between Turkey and International Exile // Handbook of Islamic Sects and Movements / ed. by M. A. Upal, C. M. Cusack. Boston & Leiden : Brill, 2021. P. 86—109. https://doi.org/10.1163/9789004435544_007
- Tittensor D. The Gülen Movement and Surviving in Exile: The Case of Australia // Politics, Religion and Ideology. 2018. Vol. 19, no. 1. P. 123—138. https://doi.org/10.1080/21567689.2018.1453272
- Toguslu E. The Turbulence Between AKP and Hizmet: The African Case. London : Centre for Hizmet Studies, 2017.