Участие МВД России в повышении миротворческого потенциала полицейского персонала африканских стран

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Увеличение количества внутренних конфликтов в различных регионах мира, включая Африканский континент, и обострение конфликтов, приводящее к массовым нарушениям прав человека, актуализировали миротворческую повестку в международных отношениях. Проблемы обеспечения мира и безопасности стали приоритетом Организации Объединенных Наций (ООН) и региональных акторов, которые постоянно ведут поиск лучших стратегий и практик по урегулированию и разрешению конфликтов. При этом акторы миротворчества признают ключевую роль правоохранительных органов, прежде всего полиции, в обеспечении безопасности в условиях конфликта или постконфликтного восстановления. Именно поэтому ООН активно развивает стратегию использования полицейских методов работы при проведении миротворческих операций. Это привело к увеличению количества стран, предоставляющих под командование ООН полицейские континенты, включая специализированные полицейские подразделения. Совместная работа представителей различных государств, обладающих разным уровнем образования, профессиональным опытом и специализацией, требует проведения качественной подготовки кандидатов в миротворческие операции. Целью исследования является анализ потребностей африканских полицейских в профессиональном развитии и возможностей Министерства внутренних дел Российской Федерации в подготовке полицейского персонала африканских государств для участия в миротворческих операциях ООН. Авторы опирались на междисциплинарный подход, сочетающий внешнее наблюдение и социологический метод, и контент-анализ официальных документов и данных ООН, учебных материалов, используемых для подготовки кандидатов в миротворческие миссии, а также актуальные научные труды отечественных и зарубежных ученых. Результаты исследования подтверждают, что Российская Федерация имеет многолетний опыт подготовки полицейского персонала африканских государств для миротворческих операций ООН. Перспективными направлениями российского участия в развитии миротворческого потенциала африканских полицейских наряду с предоставлением стандартизированного предмиссионного тренинга по унифицированным программам ООН могут стать обучение методике расследования преступлений и подготовка подразделений спецполиции государств - членов ООН.

Полный текст

Введение

Значимость обеспечения безопасности и господства права подтверждается многолетним опытом миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и поэтому вполне обоснованно рассматривается как основа прочного мира. Данное условие актуализирует проблему подготовки персонала для миротворческих операций ООН, так как динамика внутренних конфликтов позволяет предположить увеличение спроса на квалифицированный миротворческий персонал. Поэтому «международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров становится новым перспективным направлением сотрудничества государств и их правоохранительных органов» (Алексеева, 2003, с. 3).

Несомненно, что для оказания помощи в такой узкоспециализированной области, как подготовка миротворческого персонала из числа сотрудников полицейских структур, государства — члены ООН должны обладать опытом в предоставлении национального персонала в состав миротворческих операций ООН, а также инфраструктурой для организации отвечающего современным стандартам процесса обучения.

В этом аспекте Российская Федерация обладает рядом существенных преимуществ среди государств — кандидатов на проведение обучения полицейского персонала для направления в миротворческие операции ООН.

В 2022 г. Министерство внутренних дел (МВД) Российской Федерации отметило 30-летний юбилей активного участия в миротворческой деятельности. Участие сотрудников органов внутренних дел (ОВД) Российской Федерации берет начало в апреле 1992 г., когда первая группа сотрудников ОВД в составе восьми человек была откомандирована для прохождения службы в Силы ООН по охране (СООНО) на территории Хорватии. За это время свыше 700 сотрудников МВД России приняли участие в более чем 24 операциях по всему миру1.

Важно отметить, что российские полицейские миротворцы обладают опытом участия в миротворческих операциях ООН на Африканском континенте и знакомы со спецификой данного региона. В XXI в. с учетом смещения акцентов миротворческой деятельности ООН в направлении Африканского континента российские полицейские участвовали в работе миссий ООН в Демократической Республике Конго (с 2002 г.), Либерии (с 2003 г.), Сьерра-Леоне (апрель 2003 г.),а также на территориях Судана (с 2005 г.) и Южного Судана (с 2011 г.). Для организации качественной подготовки сотрудников МВД России к участию в миротворческих операциях в мае 2000 г., на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (ВИПК), был создан Центр подготовки миротворцев (ЦПМ)2. Создание Центра позволило собрать воедино накопленные учебно-методические материалы и на плановой основе организовать подготовку сотрудников для миротворческих операций, проводимых под эгидой ООН и региональных организаций.

Деятельность Центра вышла на новый международный уровень после подписания распоряжения Правительства Российской Федерации № 1023-р[3], согласно которому на базе ЦПМ должны ежегодно проводиться два курса подготовки миротворцев из числа сотрудников правоохранительных органов африканских государств. Проведение этих курсов является практическим вкладом Российской Федерации в реализацию решений руководителей стран «Группы восьми» в Си-Айленде (США) и Глениглсе (Великобритания) по укреплению миротворческого потенциала африканских государств (Тишков, 2011, с. 133—134).

В 2008 г. учебная программа подготовки, реализуемая ЦПМ, была сертифицирована Секретариатом ООН. В 2012, 2016 и 2020 гг. деятельность ЦПМ была повторно сертифицирована на соответствие стандартам Интегрированной службы учебной подготовки (ИСУП) Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) ООН4.

Ежегодно в стенах ЦПМ реализуется два международных курса обучения полицейских миротворцев. В их рамках стражи правопорядка приобретают компетенции, необходимые сотруднику полиции ООН для реализации профессионального и комплексного подхода к выполнению полицейских задач в условиях проведения миротворческих операций, среди которых знание иностранных языков, умение управлять полноприводным транспортом, владение огнестрельным оружием и средствами связи.

Каждый из ежегодных курсов по подготовке может принять до 40 обучающихся из числа представителей африканских правоохранительных органов, при этом места для кандидатов на обучение распределяются пропорционально заявкам, поданным странами Африки. По окончании курса слушателям предоставляется возможность сдать квалификационный экзамен членам экспертной комиссии ООН.

Считаем важным подчеркнуть, что руководство МВД России откликнулось на призыв ООН о поощрении активного привлечения женщин для службы в полицейских контингентах миротворческих операций.

В ходе выступления на первом саммите руководителей полицейских ведомств государств — членов ООН, который проходил 3 июня 2016 г. в Нью-Йорке, министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев заявил о готовности наращивать участие сотрудников ОВД Российской Федерации в миротворчестве ООН. По мнению В.А. Колокольцева, миротворческие операции ООН являются эффективным инструментом в деле оказания помощи государствам, попавшим в ситуацию внутреннего кризиса. Министр отметил, что «Российская Федерация готова поделиться своими опытом и знаниями с мировым полицейским сообществом, включая практическое применение в миротворческих миссиях ООН, а также поддержать действия мирового сообщества по расширению роли женщин-полицейских в миротворческой деятельности»5.

В 2017 г. на базе ЦПМ был проведен первый специализированный курс подготовки женщин-миротворцев, в котором наряду с представительницами российской полиции прошли обучение сотрудницы правоохранительных органов Центральноафриканской Республики (ЦАР), Бенина, Сенегала, Буркина-Фасо, Ганы, Замбии, Кении, Республики Конго и Судана6. Проведение данного курса стало практическим вкладом России в реализацию повестки дня «Женщины, мир и безопасность», провозгласившей курс на расширение участия женщин в составе полицейских компонентов миротворческих операций ООН. С учетом положительных результатов данного специализированного гендерного курса для кандидатов в миротворческие миссии принято решение, что при отборе кандидатов на обучение на один из ежегодных курсов повышения квалификации преимущество будет отдаваться сотрудникам женского пола, но не исключая возможности направления лиц мужского пола7.

Таким образом, уже на стадии предмиссионного тренинга у обучающихся имеется возможность обсудить основные подходы ООН в контексте реализации гендерной политики миротворчества8 и методы работы с уязвимыми группами населения, включая женщин, детей и лиц с ограниченными возможностями (Holmes, 2019).

С 2000 г. в ЦПМ прошли обучение свыше двух тысяч сотрудников ОВД Российской Федерации и 800 африканских специалистов, многие из которых в дальнейшем несли службу в миротворческих миссиях в государствах Европы, Африки и Латинской Америки9.

Руководство МВД России поддерживает данную работу и выражает готовность к диалогу об участии в специализированных полицейских миссиях ООН. Об этом министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев заявил на саммите глав полицейских ведомств государств — членов ООН 21 июня 2018 г., предложив обменяться опытом в вопросах подготовки миротворцев и обсудить формы сотрудничества в выполнении задач по поддержанию мира и безопасности10.

Важным моментом подготовки полицейских из стран Африки является привлечение к проведению занятий наряду с профессорско-преподавательским составом ЦПМ инструкторов (co-trainers) из числа участников миротворческих операций ООН, в том числе и на территории Африканского континента. Знание особенностей культуры и традиций стран данного региона, специфики проведения операций ООН на Африканском континенте позволяет инструкторам стереть границы между национальным и международным подходами к обучению, установить контакт с обучающимися, а также плодотворно решать проблемы разного плана (Neubauer, 2022, р. 533). При этом создание благоприятных и стимулирующих условий для обучения и применение инструкторами своих личных подходов к преподаванию с использованием имеющихся ресурсов в полной мере соответствует современным подходам к организации обучения полицейского персонала (Kleygrewe et al., 2022).

Необходимо отметить, что в процессе обучения реализуется культурная программа, позволяющая кандидатам из-за рубежа узнать историю нашей страны. В текущей непростой геополитической обстановке формирование мультикультурной среды, основанной на уважении традиций и национальных обычаев, способствует укреплению доверия и уважения между людьми и государствами. Таким образом, через развитие международного сотрудничества в сфере подготовки миротворческого персонала можно организовать использование образовательного компонента политики «мягкой силы» в контексте реализации внешнеполитических целей Российской Федерации в Африке (Огнева, 2016, с. 22).

В условиях политизации полицейской деятельности и масштабного санкционного давления со стороны Запада подготовка кандидатов в миротворческие операции является одним из важных элементов совместной работы в международных организациях для повышения потенциала правоохранительных органов Африки, курс на который продолжает МВД России, в том числе и за счет заключения двусторонних договоров11.

К вопросу о потребностях Африки во внешнем миротворческом вмешательстве

Благодаря личному участию в обучении африканских миротворцев у авторов появилась возможность оценить некоторые подходы кандидатов из африканских стран к проведению миротворческих действий на территории Африки.

Для этого в период 2016—2021 гг. были опрошены 107 кандидатов в миротворческие операции ООН (рис. 1). В опросе приняли участие 60 англоговорящих респондентов (Замбия — 23, Гана — 8, Судан — 6, Зимбабве и Намибия — по 5, Египет, Танзания, Уганда — по 2)12 и 47 франкоговорящих респондентов (Республика Конго — 17, Камерун — 8, Габон — 6, ЦАР — 4, Буркина-Фасо, Бурунди, Сенегал — по 1)13, что позволяет признать данную выборку репрезентативной.

Рис. 1. Мнения опрошенных о наиболее подходящем для Африканского континента типе миротворческой операции, 2016—2021, %
Источник: подготовлено авторами.

Определенный интерес представляет мнение опрошенных о возможности участия коллективных акторов в лице ООН и Африканского союза (АС), а также стран-лидеров в миротворческих акциях на Африканском континенте.

Несмотря на существующие проблемы эффективности в рамках миротворческой деятельности ООН, связанные с бюрократизацией процедур и инертностью на стадии развертывания новых операций, только восемь респондентов, что составляет 7,47 % от общего числа опрошенных (семь франкоговорящих и один англоговорящий), отметили, что Африка не нуждается в помощи ООН в урегулировании и разрешении конфликтов, и пять (все — франкоговорящие) респондентов (4,62 % опрошенных) ответили, что нет потребности в участии АС.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных кандидатов в миротворческие операции допускают внешнее вмешательство в урегулирование конфликтов в Африке, при этом незначительное преимущество отдается региональному актору в лице АС. Это может быть подтверждением поддерживаемой многими странами региона концепции поиска «африканских решений для африканских проблем», а также тенденции расширения роли АС в урегулировании конфликтов на своем континенте.

Необходимо отметить, что в структуре ООН с мая 2003 г. функционирует Канцелярия Специального советника по Африке (КССА), которая была учреждена во исполнение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/57/7 (2002)14. 19 апреля 2017 г. ООН и АС подписали Совместный рамочный документ об укреплении партнерства в области мира и безопасности, что стало продолжением курса на укрепление потенциала АС, провозглашенного в 2006 г.15

В данном направлении считаем возможным также отметить работу Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ) ООН и Отделения ООН при Африканском союзе (ОООНАС), направленную на координацию деятельности ООН и АС в области мира и безопасности, обеспечения согласованного и последовательного консультирования как по вопросам создания потенциала на долгосрочную перспективу, так и краткосрочной оперативной поддержки в целях повышения эффективности их усилий в Африке16.

Примером совместной работы может являться Сомали, где ООН предоставила технические и оперативные рекомендации по развертыванию региональной миссии АС (АМИСОМ), осуществляла мероприятия по материально-технической поддержке ее деятельности (Шагалов, 2011, с. 212), а также планированию перехода от данной миссии к новой форме присутствия в стране — Переходной миссии АС в Сомали (ATМИС). Признав определенные успехи АМИСОМ в силовом противостоянии группировкам «Аш-Шабаб» в Сомали, ведущие акторы поддержали реорганизацию миссии АС совместным решением Совета Безопасности (СБ) ООН и Совета мира и безопасности АС17.

Важным моментом в учреждении данной миссии является применение комплексного подхода к формированию основ мира и стабильности в соответствии с приоритетами, ориентированными на интересы населения Сомали. При этом подавляющее большинство задач новой миссии (8 из 10. — Прим. авт.) в той или иной мере связаны с обеспечением верховенства закона, осуществлением правосудия и деятельностью правоохранительной системы страны: от борьбы с коррупцией и предотвращения организованной преступности до усилий по борьбе с терроризмом и противодействия насильственному экстремизму.

Согласно резолюции СБ ООН 2628 (2022), численность полицейского компонента ATMИС составляет 1040 сотрудников, включая пять сформированных полицейских подразделений (СПП)18. Странами, предоставляющими полицейские силы для развертывания в пяти оперативных секторах, являются Гана, Кения, Нигерия, Сьерра-Леоне, Уганда и Замбия19. Задачи полицейского компонента предусматривают развитие потенциала сомалийской полиции по выполнению основных функций на всей территории Сомали и помощь в противодействии насильственному экстремизму и социальным беспорядкам за счет развития полицейской службы на уровне общин и других стратегий предупреждения преступности.

Подтверждением факта, что в настоящее время именно АС является основным партнером ООН в Африке, являются ответы респондентов на вопрос о наиболее приемлемой форме миротворческой операции для работы на континенте.

Подавляющее большинство респондентов (64,8 %) выбрали в качестве наиболее приемлемой формы миротворческой операции в Африке совместные миссии АС и ООН. При этом данную точку зрения поддерживают 70 % англоговорящих и 59,5 % франкоговорящих респондентов.

Считаем возможным предположить, что данная тенденция основана на относительных успехах ООН в поддержке миротворцев АС в суданском Дарфуре. В 2004—2006 гг. эффективность действия африканских миротворцев была относительно низкой, что не позволяло защитить гражданское население от нападений со стороны незаконных формирований. В этой связи 12 января 2006 г. было принято решение о реформировании Миссии АС в Судане (МАСС) и переходе к Смешанной операции АС — ООН в Дарфуре (ЮНАМИД)20.

Проанализировав деятельность миротворцев АС и ООН, А.С. Шагалов и Л.И. Ромадан делают «вывод о том, что смешанная миротворческая операция ООН и АС стала ключевым инструментом в деле стабилизации положения в Дарфуре» (Ромадан, Шагалов, 2015, с. 177). Мандат ЮНАМИД истек 31 декабря 2020 г.21, но ООН не свернула свое присутствие в стране. В настоящее время поддержку политическим переходным процессам в Судане оказывает политическая миссия ООН (ЮНИТАМС)22.

Второй по значимости организационной формой, по мнению 55,1 % опрошенных, являются миротворческие операции ООН, которые отметили 56,6 % англоговорящих и 53,1 % франкоговорящих респондентов. Третьей по значимости формой операции вполне обоснованно стали миссии АС, которые были выбраны 23,1 % респондентов.

Интересным представляется факт, что целесообразность миротворческой помощи от стран, входящих в Европейский союз (ЕС), или проведения миссий ЕС в Африке поддерживают лишь 11,1 и 8,3 % опрошенных соответственно. При этом за указанные альтернативные миротворчеству ООН формы операций свои голоса отдали преимущественно представители франкофонных государств.

В контексте странового участия или участия групп государств, возглавляемых государством-лидером, можно предположить, что данная позиция во многом сформирована благодаря активной роли Франции во внутренних конфликтах (например, в Мали и ЦАР). Как представляется, используя свои руководящие позиции в ДОПМ, Франция получала поддержку мирового сообщества своим действиям по «управлению конфликтами и возможность контролировать миротворческие миссии ООН в зоне своих традиционных интересов — во франкоязычной Африке» (Амара, Дегтерев, Эгамов, 2022, с. 85). Например, за счет стратегического положения Мали играла роль связующего звена зон французского влияния в Западной Африке и являлась важной частью маршрута транспортировки полезных ископаемых (Давидчук, Дегтерев, Сидибе, 2021, с. 51).

В своем выступлении в ходе международного научного семинара «Дилеммы современного миротворчества в Западной Африке», организованного кафедрой теории и истории международных отношений РУДН 16 июня 2021 г., малийский политик, премьер-министр (с 5 апреля 2014 г. по 8 января 2015 г.) Муса Мара отметил, что «колониальные государства действовали в Африке без учета интересов местного населения»23. При этом участие Франции зачастую имело интервенционистскую направленность, связанную со сменой правящих режимов, что в итоге приводило к негативному эффекту. Например, в 2013—2016 гг. Франция провела для стабилизации обстановки в ЦАР военную операцию «Сангарис». Данная операция может быть рассмотрена как очередная военная акция французских вооруженных сил в ЦАР с момента обретения страной независимости в 1960 г. Для стабилизации ситуации в страну кроме французских подразделений были направлены военные контингенты Международной миссии под африканским руководством по поддержке в ЦАР (АФИСМЦАР), а также силы ЕС, получившие мандат ООН24. В апреле 2014 г. СБ ООН учредил миротворческую миссию в ЦАР (МИНУСКА), основной костяк которой составили уже находившиеся в стране силы25.

При этом деятельность французского контингента миротворческих сил в ЦАР вызывала критику местного населения, заявляющего, что «бывшая метрополия не скрывает своего желания снова захватить контроль над ценными ресурсами бывшей колонии... а Париж готовится к дестабилизации обстановки в республике и использует для этого контингент ООН»26.

В качестве альтернативы французским подходам, которые служат ярким примером «западного подхода», можно рассмотреть российское участие в урегулировании конфликтного противостояния в ЦАР. По мнению директора Института современного государственного развития, эксперта Центра прикладных исследований и программ Д. Солонникова, «Франция не демонстрирует реальных успехов ни в военной мощи, как в той же Мали, ни в экономическом развитии. С силовой точки зрения Париж проигрывает Москве, с экономической — Китаю. При этом обращение ЦАР к России дает возможность и того, и другого»27.

После подписания в 2018 г. соглашения о военном сотрудничестве между Российской Федерацией и ЦАР28 российское военное ведомство поставляет своему партнеру в Африке вооружение и военных специалистов, которые тренируют местную полицию и армию, но при этом не могут применять оружие, то есть открыто вмешиваться в конфликт.

Сотрудничество ЦАР с Россией показало себя эффективным и «позволило модернизировать и обучить армию Республики, что способствовало победе над незаконными вооруженными формированиями в 2020—2021 гг. В результате законное правительство ЦАР смогло взять под контроль значительную часть страны, включая территории, богатые полезными ископаемыми» (Карлов, Карлов, 2022, с. 174—175).

При этом российская помощь ЦАР в укреплении потенциала в сфере обеспечения безопасности позволяет реализовывать «прагматичный подход» во внешнеполитическом курсе, совмещая воздействие на развитие динамики внутреннего конфликта (с учетом интересов России) с защитой основополагающих «общечеловеческих ценностей», гарантированных Уставом ООН и нормами международного права (Шамаров, 2021, с. 14).

Возможные сферы для развития личностно-компетентностного потенциала африканских полицейских

В контексте возможного расширения африканского участия в миротворчестве представляет определенный интерес информация о сферах профессиональной подготовки полицейских, в которых, по мнению респондентов, имеется потребность в правоохранительных органах африканских стран.

В ходе анкетирования полицейским из Африки было предложено выбрать из представленного списка29 наиболее важные сферы полицейской деятельности, в которых, по их мнению, необходимо развитие личностно-компетентностного потенциала кандидатов в миротворческие миссии (табл. 1).

В результате опроса пятью сферами, отмеченными наибольшим количество респондентов, стали:

  • обучение методике расследования преступлений, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий (IT-преступлений);
  • обучение обеспечению прав человека;
  • обучение в области гендерных проблем и защиты детей;
  • обучение в сфере деятельности подразделений спецполиции;
  • обучение в области защиты гражданского населения.

Анализируя полученные результаты, считаем важным отметить, что стратегические документы ООН неоднократно подчеркивали обеспечение прав человека в качестве приоритета в сфере деятельности полицейского компонента.

Доклад Группы высокого уровня по операциям ООН в пользу мира («доклад Брахими»30) провозгласил необходимость расширения роли полиции ООН в более широком контексте мероприятий по обеспечению верховенства права и полной интеграции верховенства права и прав человека в рамках проводимых ею мероприятий. Позднее этот тезис нашел свое отражение в ряде стратегических документов ООН. Например, стратегия «Полиция ООН в составе операций по поддержанию мира и специальных политических миссий»31 подтверждает, что сотрудники полиции и должностные лица органов по поддержанию правопорядка обязаны соблюдать и защищать права человека, включая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека.

Таблица 1. Мнения опрошенных о сферах деятельности полицейского персонала, в которых необходимо повышение профессионального потенциала, % 

Сферы полицейской деятельности

Всего

Англоговорящие респонденты

Франкоговорящие респонденты

Расследования преступлений, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий

62,6

46,7

61,7

Обеспечение прав человека

57,9

46,7

72,3

Решение гендерных проблем и защита детей

54,2

40,0

72,3

Деятельность подразделений полиции специального назначения

40,2

31,7

51,0

Защита гражданского населения

38,3

25,0

55,3

Деятельность экспертно-криминалистических подразделений

34,6

30,0

40,4

Организация полицейской деятельности (планирование и проч.)

34,6

23,3

48,9

Расследование убийств

33,6

23,3

46,8

Внутренняя административная деятельность (управление персоналом, инспектирование и проч.)

25,2

16,7

36,1

Деятельность финансово-экономических подразделений

20,6

20,0

21,2

Источник: составлено авторами.

В этой связи обучение в сфере обеспечения уважения прав человека при проведении миротворческих операций (включая защиту женщин и детей в вооруженных конфликтах, кодекс поведения и дисциплины, действия по предотвращению сексуальной эксплуатации и жестокого обращения) являются важной частью блока «Основных учебных материалов» (Core Pre-deployment Training Materials) стандартизованных программ обучения кандидатов, относящихся к категории «индивидуальные сотрудники полиции».

Учитывая, что мандаты, направленные на защиту, провозглашены одним из приоритетов миротворческих операций ООН32, ИСУП ДОПМ осуществляет ряд учебных программ, таких как программа защиты гражданского населения (оперативный и тактический уровни), программа борьбы с сексуальным и гендерным насилием. Также были разработаны «Специальные учебные материалы по вопросам защиты детей» (Training Materials on Child Protection for UN Police)33.

При этом полиция ООН в соответствии с резолюцией СБ ООН 1325 (2000) взяла обязательство уделять первостепенное внимание набору, развертыванию и удержанию женщин-полицейских в миротворческих операциях на всех уровнях. В этих целях было разработано «Пособие по гендерным вопросам для полиции ООН» (United Nations Police Gender Toolkit)34, которое представляет собой комплект учебных материалов по передовой практике учета гендерной проблематики в деятельности полиции при проведении миротворческих операций.

Считаем важным подчеркнуть, что выбор данной тематики кандидатами из числа африканских полицейских является отражением тренда интеграции норм ООН в сфере обеспечения уважения прав и свобод человека в правовое поле государств Африки в целях обеспечения защиты гражданского населения (Oksamytna & Wilén, 2022).

По нашему мнению, обучение полицейских-миротворцев не должно завершаться на предмиссионной стадии. Важную роль для повышения профессионального потенциала участников миротворческих операций ООН играет организация дополнительного обучения полицейских ООН в ходе их работы в миссии по таким «актуальным направлениям полицейской деятельности, как обеспечение прав человека, реформирование и реструктуризация местной полиции, предупреждение преступлений на сексуальной почве и работа с уязвимыми группами населения» (Тишков, 2016, с. 171—172). При формировании учебных программ подготовки миротворцев, прибывших в конкретную операцию для оказания помощи в сфере обеспечения господства права, необходимо учитывать особенности правовой системы принимающей страны, ее традиций и правовых институтов, характер и причины конфликта, динамику нарушений прав человека и положение уязвимых групп населения, а также содержание положений мирных соглашений в сфере господства права.

Наряду с рассмотренными выше базовыми сферами для обучения полицейских вполне обоснованным является потребность в подготовке специальных подразделений полиции. Именно СПП могут стать альтернативой применения воинских подразделений ООН для защиты гражданского населения в местах их временного проживания, объектов и инфраструктуры ООН.

Для подготовки СПП разработаны отдельные стандарты обучения, которые предусматривают получение кандидатами знаний об основных правах человека, особенно в случаях ареста или задержания, правил применения силы, расширенные знания и навыки в области обеспечения общественного порядка, а также защиты персонала и объектов ООН35.

Важно отметить, что в мае-июле 2009 г. мобильная группа инструкторов ООН провела на базе ЦПМ обучение сотрудников специальных подразделений ООН. После прохождения обучения 36 сотрудников полиции из 32 стран были направлены в миссии в Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуаре, Гаити, Восточном Тиморе и Судане36.

Считаем, что расширение спектра реализуемых задач за счет подготовки командного состава СПП африканских стран для ООН позволит повысить международный статус ЦПМ. Данная работа может быть организована как с привлечением инструкторов ООН, так и после сертификации российских инструкторов.

При этом необходимо учитывать, что проблемным моментом обучения СПП может стать материально-техническое обеспечение тренинга. Обучение данных подразделений «необходимо проводить с использованием специальных средств и снаряжения, которые в дальнейшем поступят на их вооружение» (Тишков, 2017, с. 114). Поэтому данный вопрос целесообразно рассматривать совместно с возможностью организации поставок российской специальной техники и вооружения подразделениям спецполиции африканских стран (Огнева, Тишков, 2011, с. 327).

Однако в контексте расширения спектра миротворческих задач полиция ООН должна также обладать потенциалом в сфере расследования различных видов преступлений для выполнения правоприменительных мандатов или обучения местных полицейских. Так, при анализе потребностей в обучении кандидатов в миротворческие миссии А.И. Тамбовцев вполне обоснованно отмечает целесообразность «организации обучения полицейского персонала ООН основам предупреждения, раскрытия и расследования не только преступлений на сексуальной почве, но и преступлений общеуголовного характера, а также преступлений, наиболее свойственных конкретному региону проведения миротворческой операции» (Тамбовцев, 2014, с.10).

Поэтому наряду с описанными выше достаточно традиционными сферами подготовки миротворцев определенный интерес представляют ответы опрошенных о потребности в подготовке полицейских в такой относительно новой для правоохранительных органов отрасли, как расследование компьютерных преступлений. По нашему мнению, данные ответы показывают растущее внимание кандидатов в миротворческие операции из числа сотрудников правоохранительных органов различных государств к противодействию использованию информационно-телекоммуникационных технологий в преступной деятельности.

Цифровые технологии начинают играть заметную и все более сложную роль на арене конфликтов XXI в., создавая или трансформируя условия для них, а также порождая новые риски для миротворческой деятельности. Поэтому качественное обучение сотрудников методике расследования подобного вида преступлений может в дальнейшем помочь в развитии личностно-компетентностного потенциала кандидатов в миротворцы ООН и правоохранителей стран, на территории которых проводятся миротворческие операции.

Необходимо отметить, что Российская Федерация активно участвует в международных мероприятиях по противодействию использованию информационно-коммуника-ционных технологий в преступных целях, например в рамках реализации «Плана взаимодействия государств — членов ШОС по вопросам обеспечения международной информационной безопасности на 2022—2023 годы»37. Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев отмечает важность создания эффективной правовой базы сотрудничества правоохранительных органов, и прежде всего — в рамках ООН: «Россия первой подняла на этой главной переговорной площадке вопрос создания практического механизма, сфокусированного на борьбе с IT-преступлениями и носящего по содержанию всеобъемлющий характер»38.

При этом необходимо подчеркнуть, что образовательные организации МВД России обладают специалистами и методической базой для организации обучения методике расследования компьютерных преступлений, которая может быть использована для обучения африканских коллег.

Вместе с тем криминальная ситуация в условиях проведения различных миротворческих операций ООН может существенно различаться в соответствии с уровнем развития экономики и инфраструктуры страны, принимающей миротворцев. Зачастую полицейские ООН работают на территориях, не охваченных сетью Интернет, с высоким уровнем общеуголовных преступлений. Поэтому кандидаты в миротворческие операции в обязательном порядке должны обладать базовыми знаниями о методике расследования преступлений различных видов.

Считаем важным отметить, что в ходе исследования дополнительные комментарии оставили 25 респондентов, 11 из которых (10,2 % от общего числа опрошенных) отметили необходимость развития потенциала полиции стран Африки в различных сферах, включая проведение специализированного тренинга для полицейских (шесть комментариев), совершенствование партнерства в развитии потенциала местной полиции (два комментария), реформирование местной полиции (один комментарий), дополнительное изучение миротворческих мандатов (один комментарий), что подтверждает актуальность данной проблематики.

Подводя итог исследованию, подчеркиваем, что его результаты позволяют сформировать общее представление о возможных направлениях повышения личностно-компе-тентностного потенциала сотрудников полицейских органов африканских стран в области обеспечения господства права и правосудия и могут быть использованы для дальнейших научных исследований.

Заключение

Подготовка кандидатов в миротворческие операции ООН из числа полицейского персонала стран Африки становится новым перспективным направлением в области международного полицейского сотрудничества. В последние десятилетия Российская Федерация все активнее участвует в данном процессе, организуя обучение африканских полицейских на базе ЦПМ ВИПК МВД России.

Выборочное анкетирование кандидатов в миротворческие операции ООН из числа полицейского персонала африканских стран показывает, что большинство опрошенных допускают внешнее миротворческое вмешательство во внутренние конфликты на Африканском континенте, как правило под флагом ООН.

Основной формой миротворческой операции кандидаты в миротворцы из стран Африки видят совместные операции АС и ООН. Реализация данного подхода позволит совместить преимущества миротворческого участия ООН, обладающей общепризнанной политической легитимностью и финансами, с оперативностью размещения региональных сил АС и их готовностью к возможным силовым акциям в пользу мира.

При этом альтернативой или дополнением к действиям ООН в Африке может стать участие государств-членов на двусторонней основе в оказании помощи в урегулировании внутренних конфликтов. Реализация потенциала Российской Федерации в данном направлении позволяет совместить свое политическое влияние в странах Африканского континента и военное присутствие с гуманитарными задачами.

Перспективными направлениями российского участия в развитии миротворческого потенциала африканских полицейских наряду с предоставлением стандартизированного предмиссионного тренинга по унифицированным программам ООН могут стать подготовка подразделений спецполиции государств — членов ООН и обучение кандидатов в миротворческие операции методике расследования преступлений различных видов (включая IT-преступления).

Расширение спектра предоставляемых образовательных программ для кандидатов в миротворческие операции позволит не только увеличить вклад Российской Федерации в решение актуальной для ООН проблемы подготовки миротворческого персонала, но и заложить основы для новых «незападных» подходов к миротворчеству.

 

1 29 мая — Международный день миротворцев ООН // МВД-Медиа. 29.05.2022. URL: https://mvdmedia.ru/news/official/29-maya-mezhdunarodnyy-den-mirotvortsev-oon/ (дата обращения: 01.12.2022).

2 Во имя сохранения мира // МВД-Медиа. 06.05.2022. URL: https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/sluzhba/vo-imya-sokhraneniya-mira/ (дата обращения: 03.01.2023).

3 Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1023-р Об организации обучения и содержания миротворцев из африканских стран во Всероссийском институте повышения квалификации работников МВД России и о направлении специалистов МВД России для проведения занятий в центры по подготовке миротворцев в г. Аккре (Республика Гана) и г. Виченце (Итальянская Республика) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/6324683/ (дата обращения: 15.10.2022).

4 Во имя сохранения мира // МВД-Медиа. 06.05.2022. URL: https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/sluzhba/vo-imya-sokhraneniya-mira/ (дата обращения: 03.01.2023).

5 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А. Колокольцева на II саммите руководителей полицейских ведомств государств — членов ООН // Министерство внутренних дел Российской Федерации. 21.06.2018. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/document/13617208 (дата обращения: 15.10.2022).

6 Во имя сохранения мира // МВД-Медиа. 06.05.2022. URL: https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/sluzhba/vo-imya-sokhraneniya-mira/ (дата обращения: 03.01.2023).

7 Информация об обучении сотрудников правоохранительных органов африканских государств на курсе повышения квалификации // ВИПК МВД России. URL: https://xn--b1amgt.xn--b1aew.xn--p1ai/document/31409598 (дата обращения: 03.01.2023).

8 В октябре 2022 г. в ЦПМ завершился очередной международный курс подготовки полицейских миротворцев // ВИПК МВД России. 21.10.2022. URL: https://xn--b1amgt.xn--b1aew.xn--p1ai/Press-sluzhba/Novosti/item/33287835/ (дата обращения: 03.01.2023).

9 Во имя сохранения мира // МВД-Медиа. 06.05.2022. URL: https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/sluzhba/vo-imya-sokhraneniya-mira/ (дата обращения: 03.01.2023).

10 МВД России готово принять участие в спец. миссиях ООН // ИА Красная Весна. 21.06.2018. URL: https://rossaprimavera.ru/news/bf15f280 (дата обращения: 03.01.2023).

11 Например 14 ноября 2022 г. статс-секретарь — заместитель министра внутренних дел Российской Федерации И. Зубов и министр безопасности и гражданской обороны Республики Мали Д.А. Мохаммедин подписали Соглашение о сотрудничестве между МВД России и Министерством безопасности и гражданской обороны Республики Мали. См. подробнее: Игорь Зубов подписал Соглашение о сотрудничестве между МВД России и Министерством безопасности и гражданской обороны Республики Мали // Министерство внутренних дел Российской Федерации. 14.11.2022. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/33749298/ (дата обращения: 03.01.2023).

12 В семи случаях англоговорящие респонденты не указали свою страну.

13 В девяти случаях франкоговорящие респонденты не указали свою страну.

14 Канцелярия Специального советника по Африке // ООН. URL: https://www.un.org/osaa/ru (дата обращения: 03.01.2023).

15 Letter dated 11 December 2006 from the Secretary-General Addressed to the President of the General Assembly // The United Nations. December 12, 2006. URL: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/RO%20A61%20630.pdf (accessed: 13.12.2022).

16 Укрепление партнерства в интересах мира в Африке // Политические вопросы и вопросы миростроительства. URL: https://dppa.un.org/ru/african-union (дата обращения: 13.12.2022).

17 См.: Resolution 2628 (2022) Adopted by the Security Council at its 9009th Meeting, on 31 March 2022 // The United Nations. URL: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/S_RES_2628.pdf (accessed: 13.12.2022); Communique Rev.1, Adopted by the Peace and Security Council (PSC) of the African Union (AU) at its 1068th Meeting Held on 8 March, 2022, on the Reconfiguration of the AU Mission in Somalia (AMISOM) // The African Union. March 8, 2022. URL: https://atmis-au.org/wp-content/uploads/2022/04/communique-for-the-1068th-meeting-on-atmis-mandate-8-march-2022.pdf (accessed: 13.12.2022).

18 Resolution 2628 (2022) Adopted by the Security Council at its 9009th Meeting, on 31 March 2022 // The United Nations. URL: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/S_RES_2628.pdf (accessed: 13.12.2022).

19 Police Component // ATMIS. URL: https://www.atmis-au.org/police-component/ (accessed: 13.12.2022).

20 Communique PSC/PR/Comm.(XLV) // AU Peace and Security Council. January 12, 2006. URL: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/Sudan%20%20PSCPRComm(XLV).pdf (accessed: 13.12.2022).

21 Security Council Terminates Mandate of African Union — United Nations Hybrid Operation in Darfur, Unanimously Adopting Resolution 2559 (2020) // The United Nations. December 22, 2020. URL: https://press.un.org/en/2020/sc14401.doc.htm (accessed: 13.12.2022).

22 Mandate // UNITAMS. URL: https://unitams.unmissions.org/en/mandate (accessed: 13.12.2022).

23 Научный семинар «Дилеммы современного миротворчества в Западной Африке» // ЦПАМТ РУДН. 16.06.2021. URL: https://youtu.be/YEefyIw-xi0 (дата обращения: 13.12.2022).

24 Резолюция 2127 (2013), принятая Советом Безопасности на его 7072-м заседании 5 декабря 2013 года // ООН. 05.12.2013. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/594/45/PDF/N1359445.pdf?OpenElement (дата обращения: 13.12.2022).

25 Франция прекращает военную операцию «Сангарис» в ЦАР // ТАСС. 31.10.2016. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3748355 (дата обращения: 13.12.2022).

26 Граждане ЦАР обвинили миротворцев ООН и Францию в подготовке переворота // ИА Реалист. 29.11.2021. URL: https://realtribune.ru/grazhdane-car-obvinili-mirotvorcev-oon-i-franciju-v-podgotovke-perevorota (дата обращения: 13.12.2022).

27 Дзержинский С. Движущая сила региона: политолог Солонников оценил успехи ЦАР за последний год // РИА ФАН. 01.12.2021. URL: https://riafan-ru.turbopages.org/riafan.ru/s/1563997-dvizhushaya-sila-regiona-politolog-solonnikov-ocenil-uspekhi-car-za-poslednii-god (дата обращения: 13.12.2022).

28 Россия будет обучать в своих военных вузах специалистов из Центральноафриканской Республики // Министерство обороны Российской Федерации. 21.08.2018. URL: https://mil.ru/army2018/news/more.htm?id=12192030@egNews (дата обращения: 13.12.2022).

29 Данный список был сформирован авторами с учетом приоритетных направлений деятельности полиции ООН при мониторинге действий местной полиции или реализации программ по реформированию полиции принимающих государств в ходе миротворческих операций ООН.

30 Report of the Panel on UN Peace Operations (Brahimi Report) // The United Nations. August 21, 2000. URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/a_55_305_e_brahimi_report.pdf (accessed: 13.12.2022).

31 Policy on United Nations Police in Peace Operations and Special Political Missions // United Nations Police. 2014. URL: https://police.un.org/en/policy-united-nations-police-peace-operations-and-special-political-missions-2014 (accessed: 13.12.2022).

32 Report of the Secretary-General on the Protection of Civilians in Armed Conflict // The United Nations. May 10, 2017. URL: https://digitallibrary.un.org/record/1298583 (accessed: 13.12.2022).

33 New Training on Child Protection Available for the United Nations Police // United Nations Police. May 3, 2022. URL: https://police.un.org/en/new-training-child-protection-available-united-nations-police (accessed: 13.12.2022).

34 United Nations Police Gender Toolkit // United Nations Police. 2015. URL: https://police.un.org/sites/default/files/united_nations_police_gender_toolkit_handbook1.pdf (accessed: 13.12.2022).

35 United Nations Police Temporary Training Standards for Formed Police Units // United Nations Police. URL: https://police.un.org/sites/default/files/fpu_training_standards_2010.pdf (accessed: 13.12.2022).

36 Доклад начальника ЦПМ А.Я. Казеева на заседании Ученого совета ВИПК МВД России. Июнь 2011 г. (неопубл.).

37 Выступление на церемонии открытия XVI Форума «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества в обеспечении международной информационной безопасности» // Шанхайская организация сотрудничества. 19.09.2022. URL: http://rus.sectsco.org/archive_news/20220921/913705/Vystuplenie-na-tseremonii-otkrytiya-XVI-Foruma-Partnerstvo-gosudarstva-biznesa-i-grazhdanskogo.html (дата обращения: 13.12.2022).

38 Светлова В. С учетом геополитических реалий // Полиция России. 2022. № 9. С. 4.

×

Об авторах

Сергей Александрович Тишков

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: stishkov@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0406-0900

кандидат политических наук, доцент, заместитель начальника, кафедра криминалистики и предварительного расследования в органах внутренних дел

Орел, Российская Федерация

Дарья Сергеевна Тишкова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Email: tishaulch@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1549-0124

слушатель, международно-правовой факультет

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алексеева Т. О. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва : Московский университет МВД России, 2003.
  2. Амара Д., Дегтерев Д. А., Эгамов Б. Х. «Общие интересы» в миротворческих операциях ООН в Афри-ке: прикладной анализ кадрового состава // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 2. С. 76—101.
  3. Давидчук А. С., Дегтерев Д. А., Сидибе У. Конфликт в Мали. Взаимоотношения основных акторов // Азия и Африка сегодня. 2021. № 12. C. 47—56. https://doi.org/10.31857/S032150750017789-9
  4. Карлов В. В., Карлов В. П. Международно-правовое регулирование военного конфликта в Центрально-африканской Республике и участие в нем Российской Федерации // Вестник Волжского универси-тета им. В. Н. Татищева. 2022. Т. 1, № 3. С. 170—175. https://doi.org/10.51965/20767919_2022_1_3_170
  5. Огнева B. B., Тишков С. А. Миротворческий вектор внешнеполитической деятельности современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 322—330.
  6. Огнева В. В. «Мягкая сила» — инструмент внешней политики современной России // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2016. № 3. С. 19—29.
  7. Ромадан Л. И., Шагалов В. А. Сотрудничество ООН и АС по предотвращению конфликтов, поддержа-нию мира и миростроительству // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 6. С. 174—181.
  8. Тамбовцев А. И. Особенности миссий ООН в странах Африки сквозь призму подготовки миротворцев // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3. С. 6—10.
  9. Тишков С. А. Деятельность многокомпонентных миротворческих миссий ООН по повышению профес-сионального потенциала полицейского персонала постконфликтных государств // Международные отношения. 2017. № 2. С. 107—117. https://doi.org/10.7256/2454-0641.2017.2.19995
  10. Тишков С. А. Деятельность многокомпонентных миротворческих миссий ООН: современная парадигма, императивы совершенствования: дис. … канд. полит. наук. Орел : Орловская региональная акаде-мия государственной службы, 2011.
  11. Тишков С. А. Организация обучения полицейского персонала в условиях миротворческих миссий ООН // Наука и практика. 2016. № 3. С. 170—172.
  12. Шагалов В. А. Гражданская война в Сомали и миротворческая операция Африканского союза // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 1. С. 207—216.
  13. Шамаров П. В. Миротворческая деятельность в системе обеспечения национальной безопасности Рос-сийской Федерации: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Москва : Московский государственный лингвистический университет, 2021.
  14. Holmes G. Situating Agency, Embodied Practices and Norm Implementation in Peacekeeping Training // International Peacekeeping. 2019. Vol. 26, iss. 1. P. 55—84. https://doi.org/10.1080/13533312.2018.1503934
  15. Kleygrewe L., Oudejans R. R., Koedijk M., Hutter R. I. Police Training in Practice: Organization and Delivery According to European Law Enforcement Agencies // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. P. 1—13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.798067
  16. Neubauer Р. Making the International Work: Police Training Experts as Brokers for International Missions // International Peacekeeping. 2022. Vol. 29, iss. 3. P. 522—547. https://doi.org/10.1080/13533312.2022.2080662
  17. Oksamytna K., Wilén N. Adoption, Adaptation or Chance? Inter-organisational Diffusion of the Protection of Civilians Norm from the UN to the African Union // Third World Quarterly. 2022. Vol. 43, no. 10. P. 2357—2374. https://doi.org/10.1080/01436597.2022.2102474

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Мнения опрошенных о наиболее подходящем для Африканского континента типе миротворческой операции, 2016—2021, %

Скачать (40KB)

© Тишков С.А., Тишкова Д.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах