Январские события 2022 г. и миротворческая операция ОДКБ в Казахстане

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В январе 2022 г. в Казахстане была предпринята попытка насильственной смены власти на фоне вспыхнувших по всей стране массовых протестов, для организации которых были использованы основные технологии цветных революций. В условиях, когда собственными силами правопорядка справиться с радикально настроенными гражданами, мародерами и террористами было уже невозможно, главой государства К.К. Токаевым было принято решение запросить поддержку у союзников по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые незамедлительно направили объединенные коллективные войска в республику. Успешная миротворческая операция ОДКБ, координируемая Российской Федерацией (РФ), позволила восстановить конституционный порядок в стране и не допустить насильственного государственного переворота. Автор поставил цель провести анализ январских событий, действий ОДКБ и их влияния на Казахстан, регион и саму организацию, опираясь на интервью с экспертами из стран - членов ОДКБ, реализованные ранее исследования, а также заявления официальных властей. Обобщенные результаты анализа заключены в тематические блоки и дополнены выводами автора. Затронуты такие аспекты, как транзит власти, последствия январской трагедии для внутренней и внешней политики Казахстана, эффективность организации и расширение сфер применения потенциала ОДКБ. Даны предложения по углублению оборонной интеграции и необходимости развития общей региональной идентичности. Уникальность статьи заключается также в том, что работа вбирает в себя заключения экспертов из всех шести стран - членов ОДКБ, исследователей из России и Казахстана и дальнего зарубежья, которые пишут по данной проблематике, и теоретическую терминологию западной политической мысли. Автор также представляет зону ответственности ОДКБ как Евразийское сообщество безопасности, основанное не только на коллективной безопасности, но и на экономической взаимозависимости и чувстве общности народов ее государств-членов.

Полный текст

Введение

Миротворческая операция Организации Договора о коллективной безопасности  6—19 января 2022 г. в Республике Казахстан (РК)1 способствовала сохранению конституционного строя в этой центральноазиатской республике, подвергшейся попытке государственного переворота на фоне массовых протестов, парализовавших страну. Цель статьи — исследовать ход январских событий, включая ввод миротворческого контингента ОДКБ, и оценить их масштаб воздействия на внутреннюю и внешнюю политику Казахстана. Также в статье проанализировано, как миротворческая операция повлияла на саму организацию, расширила сферы ее применения и углубила сотрудничество стран-участниц в рамках регионального сообщества безопасности ОДКБ.

Материалы и методы

Основой исследования являются экспертные интервью ученых из шести стран — участниц ОДКБ. Эксперты, включенные  в выборку, занимаются данной проблематикой в рамках своей академической деятельности и/или уже комментировали январские события в Казахстане в средствах массовой информации. В статье представлены обобщенные результаты данных экспертных интервью, дополненные выводами автора на основе включенного наблюдения за событиями  и анализа фактов и официальных документов; результаты интервью ранее нигде не публиковались.

В общей сложности автор опросила  11 экспертов. С целью сохранения этики исследования все результаты экспертного опроса были обезличены. От Республики Казахстан в опросе приняли участие Т.В. Мармонтова, к.и.н., профессор Международного университета «Астана» (Астана, онлайн, апрель 2022), А.Т. Тажибаев, директор Центра аналитических исследований «Евразийский  мониторинг» (Астана, лично, январь 2023) и О.А. Шегирбаев, директор департамента аналитики международных рынков АО QazTrade (Астана, лично, январь 2023). От Российской Федерации: Ю.А. Никитина, к.полит.н.,  доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (Москва, онлайн, январь 2023), А.А. Перминова, шеф-редактор портала Информационно-аналитического Центра МГУ (Москва, онлайн, апрель 2022), А.А. Казанцев, д.полит.н., главный научный сотрудник МГИМО (Москва, онлайн, апрель 2022),  и С.А. Притчин, к.и.н., старший научный  сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД (Москва, онлайн, апрель 2022). От Киргизской Республики: П.С. Воробьев, научный сотрудник  Института стратегического анализа и прогноза ИСАП (Бишкек, онлайн, январь 2023).  От Республики Армения: Г. Микаелян, старший научный сотрудник Института Кавказа  (Ереван, онлайн, январь 2023). От Республики Беларусь: И.М. Авласенко, к.и.н., доцент  кафедры международных отношений  Белорусского государственного университета (Минск, онлайн, январь 2023). От Республики Таджикистан: Р.Ш. Шукруллозода, к.полит.н., независимый исследователь (Душанбе,  онлайн, апрель 2023).

Помимо результатов экспертных интервью автор проанализировала официальные заявления руководства стран — членов ОДКБ, а также уже имеющиеся публикации российских (Боброва, 2022; Джанталеева, 2022; Каширина, Епифанова, 2022; Корниленко, 2020; Малышев, 2022; Морозов, 2022; Чаевич, 2022; Шамаров, 2022a; 2022b) и казахстанских авторов (Қоңырбаева, 2022; Kudaibergenova & Laruelle, 2022; Мұрат, 2022; Sairambay, 2022), а также исследователей из стран дальнего зарубежья (Hudson, 2022; Santos, 2022) в рецензируемых журналах.  С целью концептуализации произошедших событий автор опиралась на предложенную К. Дойчем (Deutsch, 1957) терминологию,  относящуюся к сообществу безопасности,  и концепции Э. Солинген (Solingen, 2007)  и Р. Патнэма (Putnam, 1988) о взаимоотношениях государства и общества.

На основе анализа вышеуказанных  источников результаты исследования были систематизированы и объединены в тематические блоки, представленные ниже.

Ход январских событий

Январская трагедия 2022 г. представляла собой «попытку государственного переворота» и «террористическую атаку» на Казахстан2. По результатам ее расследования было возбуждено более четырех тысяч уголовных дел по статьям, относящимся к убийствам, грабежам, мародерству, похищению оружия и повреждению имущества, погибло более  200 человек и пострадало около 5 тысяч3.

«Методология организации» январской трагедии была заблаговременно разработана и представляла собой слаженный комплексный подход с широкой информационной поддержкой. Если говорить о хронологии событий, то на начальном этапе имели место митинги в наиболее протестном западном регионе республики, далее распространились по всей стране и переросли в разбои в густонаселенных южных регионах страны. На третьей фазе, которая представляла собой уже  «боевые действия», основным фронтом стал юг страны, и в частности финансовый, транспортный и деловой центр РК — Алматы. Слаженность и профессионализм действий, нацеленных на захват стратегических объектов, таких как здание мэрии (акимата) и Комитета национальной безопасности (КНБ), и оружейных магазинов показывает, что деятельность была скоординирована из единого центра принятия решений. Помимо Алматы, еще 9 областных центров были захвачены мародерами4. В погромах активно участвовали объединенные преступные и исламистские группировки. Вооружались радикалы, грабя оружейные магазины и ведомства с боеприпасами и разоружая представителей правопорядка5.

На мирном этапе контингент протестных групп включал местных активистов, журналистов, представителей профсоюзов и лиц, которые были проинформированы о митингах через социальные сети (Sairambay, 2022,  p. 585). На радикальном этапе в события были вовлечены организованные преступные группировки (ОПГ), спонтанные и заранее  организованные агрессивно-настроенные жители и мародеры, деструктивные элементы и террористические группы.

Формальным поводом для недовольств послужило подорожание сжиженного газа, цена на который сразу же после выражения требований митингующими, была снижена  с 0,28 до 0,20 долл. США за литр6.

На фоне радикализации протестов в стране было введено чрезвычайное положение и комендантский час, возникли перебои  с электроснабжением и был отключен Интернет. Состоятельные граждане покинули страну (Шамаров, 2022а, с. 27). Примечательно, что у лиц и групп, которые непосредственно участвовали в январских событиях, не было лидера и каких-либо четких требований.  Эксперты сходятся во мнении, что конечной целью беспорядков был государственный переворот и захват власти. Также большинство опрошенных экспертов и исследователей, пишущих по данной проблематике, считают, что январская трагедия представляла собой неудавшуюся попытку «цветной революции» в Казахстане (Джанталеева, 2022, с. 210;  Чаевич, 2022; Сергеев, Волков, 2023, с. 25).

Миротворческая операция ОДКБ

Столкнувшись с вооруженной попыткой государственного переворота, глава государства обратился к союзникам по ОДКБ  «с просьбой ввести объединенный миротворческий контингент для оказания содействия в наведении конституционного порядка»7. ОДКБ незамедлительно ответила на обращение, направив коллективные войска в республику.

Миротворческая операция ОДКБ проводилась с 6 по 19 января 2022 г., активные действия — с 7 по 13 января (Шамаров, 2022а, с. 23). В контингент миротворческой операции от Армении вошли 70 военных, от Беларуси — 5-я отдельная бригада специального назначения и 103-я воздушно-десантная Витебская бригада, от Киргизии — 25-я бригада специального назначения «Скорпион», от России — подразделения 31-й отдельной десантно-штурмовой миротворческой бригады, 98-й воздушно-десантной дивизии,  38-й гвардейской бригады управления  и 45-й отдельной бригады специального назначения Воздушно-десантных войск,  от Таджикистана — 200 военнослужащих  (Малышев, 2022, с. 126). В общей сложности в операции было задействовано 2,5 тыс. военнослужащих, 250 единиц военной техники и 75 самолетов, координация и переброска войск в рамках операции осуществлялась Российской Федерацией (Шамаров, 2022а,  с. 23—24, 30). Коллективные миротворческие силы были дислоцированы в Алматинской области и городах Астана и Алматы с командным пунктом в Военном институте  Сухопутных войск (Боброва, 2022, с. 24).

Операция проходила без мандата ООН, так как, согласно нормативно-правовой базе ОДКБ, он требуется только в случае ввода миротворческих войск на территории стран, не являющихся ее членами (Шамаров, 2022а, с. 23; Каширина, Епифанова, 2022, с. 385).

Благодаря вводу миротворческого контингента, который встал на защиту институтов власти, государственных ведомств, электростанций, аэропортов, складов вооружений, объектов критической инфраструктуры и продовольственной безопасности, правительству Казахстана удалось высвободить военные и полицейские силы и направить их на противодействие террористам и участникам массовых беспорядков на юге страны (Сергеев, Волков, 2023, с. 25). Операция была проведена без потерь среди личного состава, высокоэффективно и в максимально сжатые сроки, и уже на третьи сутки с момента ее начала ситуация в республике стабилизировалась (Шамаров, 2022а, с. 24).

Де-факто миротворческая операция была направлена на поддержку правящей власти в республике и президента К.К. Токаева  (Шамаров, 2022а, с. 25), что продемонстрировало национальным элитам и мировому  сообществу легитимность действующего руководства и института президентства в глазах ближайших союзников.

Ввод войск ОДКБ также стал сигналом для силовых структур Казахстана, чью сторону принимать. В подготовку событий были вовлечены чиновники из высших кругов власти, особая роль за сложившиеся трагические события возлагается на представителей Комитета национальной безопасности, которые либо были вовлечены в подготовку атак, либо бездействовали в то время, когда от них требовалось защищать страну. Так, КНБ насчитывает около 30 тыс. сотрудников, МВД — 140 тыс. и вооруженные силы — 135 тыс., однако до начала миротворческой операции они самоустранились от подавления беспорядков (Морозов, 2022, с. 9). Силовой перевес действующей власти после ввода войск ОДКБ консолидировал все правозащитные силы  на стороне президента. Им был дан приказ  в рамках антитеррористической операции внутренними силами уничтожать лиц, которые отказались сложить оружие (Шамаров, 2022а, с. 22). Январские события стали переломным моментом в истории постсоветского Казахстана и оказали влияние на его политическую модернизацию, масштаб которой уже можно оценить.

Влияние январской трагедии  и миротворческой операции  на Казахстан

Январские события обнажили ряд проблем в республике, десятилетиями зревших  в «отношениях государства — общества»,  и поставили под удар «политическое выживание» конституционного строя в стране и сложившейся вертикали власти (Solingen, 2007, p. 760). Среди назревших внутренних проблем можно выделить раскол политических и бизнес-элит, активную работу неправительственных организаций (НПО), которых в республике зарегистрировано около 22 тысяч, низкий уровень патриотизма у молодежи,  недоверие к избирательной системе, обеднение населения вследствие пандемии коронавируса, социальное неравенство, а также  серьезную демографическую трансформацию  из-за массовой миграции из сел в города (Джанталеева, 2022, с. 213; Чаевич, 2022,  с. 114; Қоңырбаева, 2022, с. 156; Мұрат, 2022, с. 43; Iermano & Gutorova, 2022, p. 34).

Последствия январских событий на настоящий момент наиболее очевидны во внутренней политике и в переходе власти  к действующему главе республики. В деятельности страны на мировой арене изменений не наблюдается. Мнения экспертов по данным вопросам приведены ниже.

Завершение транзита власти

Нурсултан Абишевич Назарбаев возглавил Казахстан еще до распада СССР (в 1989 г.) и оставался на посту главы государства  до добровольной передачи власти в марте 2019 г. После ухода Н.А. Назарбаева руководство было передано Касым-Жомарт Кемелевичу Токаеву. Несмотря на то, что первый президент отошел от дел, его влияние оставалось очень важным в силу исторической значимости и неоспоримого политического веса Елбасы. Январские события завершили это двоевластие и подтолкнули к консолидации общества и правящих кругов вокруг действующего главы государства.

Данный прием усиления власти через признание странами-союзниками и в целом на мировой арене применялся в Казахстане и при правлении Н.А. Назарбаева. Подобная «двухуровневая игра» (Putnam, 1988, p. 434) позволяла показать правильность действий правительства в глазах избирателей, повысить самосознание народа и служила  показателем достижений страны. В политическом плане для ее реализации использовались  инициированное Казахстаном Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Астанинский процесс по Сирии, получение статуса непостоянного члена в Совете Безопасности ООН и т. д., в экономическом — вхождение РК в рейтинг 50 конкурентоспособных стран мира, в имиджевом — проведение EXPO-2017 и Азиады. Отличие в том, что при правительстве первого президента этот прием был более мягким и основывался на достижениях и признании Казахстана на мировой арене, и основной уклон был сделан на «мягкую силу». В случае январских событий подход был более глубинный и основывался уже на «жесткой силе».

Внутренние реформы

После завершения миротворческой операции и возвращения страны в привычное русло руководство страны на высшем уровне признало такие глубинные экономические и социальные проблемы, как сырьевая направленность экономики, нехватка технологий, инноваций и профессиональных кадров, низкая производительность труда и то, что зачастую финансово-олигархические группы и олигополии были главными бенефициарами экономического роста республики8.

После январских событий был взят курс на построение «справедливого Казахстана» и политическое реформирование через модернизацию отношений «гражданин — бизнес — государство» (Джанталеева, 2022, c. 214). Началось кадровое обновление, в рамках  которого организаторы беспорядков, включая представителей власти и военных кругов, в первую очередь КНБ, были осуждены за  государственную измену9. Были увеличены  социальные выплаты, в том числе через созданный Фонд «Народу Казахстана», средства которого направлены на поддержку уязвимых слоев населения, повышение уровня общественных благ, макроэкономическую устойчивость, индустриализацию производства и развитие малого и среднего бизнеса. Также в рамках политической модернизации в июне 2022 г. был проведен общенациональный референдум по избранию президента на один срок на семь лет, а в марте 2023 г. прошли внеочередные парламентские выборы, на  которых количество представленных в парламенте партий было расширено с четырех  до шести10.

Внешняя политика

Эксперты сходятся во мнении, что очевидных изменений во внешней политике  Казахстана не наблюдается. Страна продолжила проводить многовекторную политику, которая предполагает ее участие в интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и развитие стратегических отношений с ЕС, Китаем и США. Несмотря на то, что лидирующую роль в миротворческой операции ОДКБ сыграла Россия, явно пророссийского поворота во внешней политике Казахстана не произошло, о чем свидетельствует тот факт, что и после  печальных январских событий, которые поставили под удар государственность и суверенитет республики, в стране не были закрыты американские биолаборатории и было продолжено взаимодействие со спецслужбами США (Шамаров, 2022а, с. 25—26).

Главным лейтмотивом внешнеполитической деятельности является убеждение инвесторов в стабильности инвестиционного климата в республике, который заметно пострадал, лавирование между интересами двух великих держав-соседей, РФ и КНР, и внерегиональных держав, таких как США, ЕС и Турция, а также избежание вторичных санкций в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию как главного торгового партнера Казахстана. При нынешнем «геополитическом шторме» поддерживать такую многовекторную политику крайне сложно11. Однако ожидать ее изменения в условиях неопределенности очертаний нового передела мирового порядка, зависимости страны  от международных финансовых институтов  и спроса на казахстанские экспортные товары на внешнем рынке сырьевых ресурсов и относительно невысокого «индекса геополитической самостоятельности» от Казахстана не приходится (Джанталеева, 2022, c. 212).

Влияние миротворческой операции  в Казахстане на сообщество  безопасности ОДКБ

Успешная миротворческая операция повлияла не только на Казахстан, но и на весь регион. Последствия имеют долгосрочный эффект и положительно повлияли как на внутреннюю структуру ОДКБ, так и на значимость организации на глобальном уровне.

Подтверждение действенности ОДКБ

Данную организацию коллективной  безопасности называли «бумажным тигром», так как на практике она не была задействована и не вела ни самостоятельных миротворческих операций, ни операций под эгидой ООН (Корниленко, 2020, с. 716). Миротворческая операция в Казахстане изменила подобное отношение, и эффективность ОДКБ была зафиксирована как на мировой арене, так и в Кремле. Это подтверждается упоминанием Организации в новой Концепции внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 г., где говорится о необходимости «укрепления миротворческого и антикризисного потенциала» организации12.

ОДКБ — это уникальная организация, так как в военно-политическом плане она объединяет страны из разных географических регионов на Кавказе (Армения), в Европе (Россия и Беларусь) и Центральной Азии (Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Создание и трансформация ОДКБ были продиктованы историческими реалиями и вызовами мирового порядка. Так, распад СССР, связанное с ним прекращение действия единой союзной доктрины по безопасности и дезинтеграция единого управления родами войск и материально-технической базы негативно отразились на боеспособности армий новых независимых государств и взаимодействии между ними. В связи с этим для сохранения преемственности безопасности в 1992 г. был  заключен Договор о коллективной безопасности, на основе которого в 2002 г. вместе  с подписанием Устава была создана ОДКБ13. Организация имеет статус наблюдателя при ООН; перед ОДКБ стоит ряд важных задач, включающих в себя совместные мероприятия по борьбе с терроризмом и наркотрафиком, обновление оснащения вооруженных сил, поддержание в рабочем состоянии армий стран-участниц и формирование коллективного ответа на новые угрозы региональной безопасности (Iermano & Gutorova, 2022,  pp. 38—39).

Одной из таких угроз была попытка государственного переворота и террористическая атака на Казахстан, с которой ОДКБ справилась в кратчайшие сроки. Успешность операции также доказала, что организация способна дать молниеносный ответ в условиях острого кризиса эффективнее, чем миротворческие усилия под эгидой НАТО, ОБСЕ и ООН, которые зачастую сопровождаются  потерями среди личного состава и отличаются затяжным характером (Шамаров, 2022а,  с. 23—24). Помимо этого, операция укрепила «геополитическое влияние» ОДКБ и РФ в регионе и на мировой арене наряду с российской миротворческой деятельностью в Сирии и Нагорном Карабахе (Santos, 2022, p. 101; Шамаров, 2022а, с. 31; Шамаров, 2022b, с. 19).

Расширение сфер применения ОДКБ

Эксперты полагают, что январская трагедия по технологии организации представляет собой гибридный методологический подход попытки государственного переворота и не имеет аналога ранее реализованной незаконной смены конституционного строя. Ситуация схожа с «арабской весной», событиями  1 марта 2008 г. в Армении, протестами в Иране в 2019 г. и украинским Евромайданом, однако отличительной чертой январских  событий в Казахстане является их «явный насильственный характер». Можно также привести пример революций в Киргизии, однако и причины этих революций, и в целом социальный фон событий в Киргизской Республике значительно отличался от казахстанского. Присутствует сходство с белорусскими событиями 2020 г., но в Беларуси протесты развивались на фоне оглашения результатов выборов, в Казахстане же на момент трагедии выборов не проходило. Какими бы ни были технологические приемы попытки государственного переворота в республике, ОДКБ оперативно их нейтрализовала и проявила себя на практике в новом статусе защитницы конституционного строя и правопорядка  в странах-участницах, показав свою миротворческую дееспособность в региональном  и глобальном контексте.

Однако это не единственная новая  сфера применения потенциала организации.  В рамках ОДКБ может также продвигаться и оборонная интеграция. Восстановление оборонных предприятий и заводов, которые на территории Казахстана после распада СССР либо закрылись, либо пришли в упадок,  значительно сократив производство, и их  встраивание в обеспечение материально-технических нужд организации могло бы стать одним из направлений подобной оборонной интеграции. Эти инициативы могли бы положительно сказаться на развитии  северных и центральных регионов республики и создать тысячи рабочих мест, которые сгенерируют как сами оборонные предприятия, так и обслуживающий бизнес, который образуется вокруг них.

Помимо наведения правопорядка и углубления оборонной интеграции ОДКБ должна развиваться и в институциональном аспекте, что является одной из задач нового Генерального секретаря ОДКБ Имангали Нургалиевича Тасмагамбетова, который  занимал посты премьер-министра и министра обороны Казахстана, акима Астаны и Алматы и зарекомендовал себя как эффективный  хозяйственник.

Углубление интеграции  в рамках евразийского сообщества  безопасности

Некоторые из экспертов считают ОДКБ сформировавшимся региональным сообществом безопасности. Однако большинство полагают, что организации предстоит решить еще немало проблем в данном направлении14.

Сообщество безопасности в теоретическом понимании основоположника соответствующей теории К. Дойча и его последователей представляет собой территорию,  субъектами которой достигнуты реальные гарантии того, что они не будут применять друг к другу силу и все социальные проблемы между ними будут решаться мирными средствами (Deutsch, 1957, p. 5). Региональные сообщества безопасности — это «зоны стабильного мира», созданные «регионализмом безопасности» и базирующиеся на коллективной безопасности, экономической взаимозависимости, общих демократических органах и транснациональных коалициях внутриполитических групп (Solingen, 1998, p. 3; Mansfield & Solingen, 2010, p. 153).

В рамках зоны ответственности ОДКБ организация отвечает за безопасность, в то время как остальные составляющие сообщества безопасности реализуются в рамках ЕАЭС, который представляет собой общий рынок товаров, капитала, труда и услуг и в который входят все страны — участницы ОДКБ, кроме Таджикистана. Таким образом, согласно К. Дойчу и его последователям, проводится параллель между безопасностью и интеграцией (Hyde-Price, 2015, p. 29),  и в рамках ОДКБ институционально уже проделана колоссальная работа по построению регионального сообщества безопасности на территории действия организации. Конечно, в данном направлении еще много нерешенных задач, это относится и к неурегулированной (на момент написания статьи) ситуации вокруг Нагорного Карабаха, а также конфликту между Киргизией и Таджикистаном.

Еще одной сферой, которая требует доработки с целью успешного построения регионального сообщества безопасности, является наличие «чувства общности» среди его граждан (Deutsch, 1957, p. 5). То есть организации необходимо чувство единой идентичности и общая идеология, которые объединили бы граждан стран-участниц, углубили бы  сотрудничество между ними и улучшили бы восприятие ОДКБ как единого блока в глазах мирового сообщества (Nikitina, 2012, p. 51). Наиболее логично в данном направлении развивать евразийскую идентичность, которая не противоречит национальным идентичностям народов сообщества, а дополняет их (Syssoyeva, 2015, p. 298).

Таким образом, региональное евразийское сообщество безопасности членов ОДКБ уже оформлено институционально, и в рамках ЕАЭС развивается его экономическая  составляющая «четырех свобод», но перед сообществом стоят вызовы безопасности ее стран-участниц и необходимость развития единой идентичности. Решение проблем  безопасности требует консолидации стран — членов ОДКБ между собой и вокруг Российской Федерации как гаранта безопасности в регионе, и то, что подобная консолидация возможна и эффективна, показала успешная миротворческая операция ОДКБ в Казахстане.

Заключение

В начале января 2022 г. Казахстан подвергся террористической атаке и попытке государственного переворота на фоне массовых протестов по всей стране, и «методология организации» этого неудавшегося переворота отличается от уже реализованных сценариев «цветных революций» на постсоветском пространстве и в ряде других регионов, но вбирает их основные технологии. На первоначально мирном этапе протестные группы включали местных активистов и политически активных граждан. Радикальный же этап реализовали преступные криминальные группировки, террористы и мародеры. На этом этапе у радикалов не было лидера и определенных требований, и их целями являлись сеяние страха среди населения и дестабилизация ситуации в стране и в перспективе — во всем регионе. В сложившихся условиях, когда казахстанские правоохранительные органы не могли собственными силами стабилизовать обстановку, действующим президентом  К.К. Токаевым было принято решение привлечь миротворческий контингент ОДКБ. Объединенные войска организации, координируемые и переброшенные в республику Российской Федерацией в считанные часы, встали на защиту институтов власти и стратегических государственных объектов, что позволило высвободить казахстанские военные и полицейские силы и успешно реализовать контртеррористическую операцию.

Ввод войск ОДКБ, позитивно оцененный экспертным сообществом, показал легитимность действующей власти для стран-союзниц, обеспечил силовой перевес, консолидировав республиканские правозащитные силы на  стороне действующего президента, и позволил сохранить конституционный строй в республике.

На уровне взаимоотношений государства и общества события проявили ряд слабых сторон казахстанской государственности, среди которых расслоение и обнищание населения, социальные и экономические проблемы, низкий уровень патриотизма, демографический дисбаланс в распределении богатств  и противоборство внутренних элит, что в совокупности привело к январской трагедии. После неудавшейся попытки государственного переворота завершился транзит власти  к действующему президенту К.К. Токаеву, проведен референдум и внеочередные парламентские выборы и был взят курс на строительство «справедливого Казахстана». Во внешней политике страны изменений не произошло, и многовекторность осталась основой казахстанской дипломатии, несмотря на то, что основополагающую роль в стабилизации ситуации и решении острого кризиса  в Казахстане сыграла Российская Федерация.

После успешной миротворческой операции в Казахстане ОДКБ перестала быть  «бумажным тигром», доказав свою миротворческую эффективность, а Российская Федерация в очередной раз выступила в качестве гаранта безопасности в регионе. Реализовав операцию в РК, ОДКБ предотвратила катастрофу регионального масштаба и расширила свои сферы применения как защитница конституционного строя и законной власти в странах-участницах.

Потенциал организации многогранен, и новыми направлениями ее развития могут стать интеграция в сфере оборонной промышленности и продвижение общей идентичности. В настоящее время организация движется к построению регионального евразийского сообщества безопасности, на пути к которому уже много пройдено с целью консолидации стран — членов ОДКБ.

 

1 Шашкина А. Миротворческая миссия ОДКБ  в Казахстане: первая и успешная // Sputnik Казахстан. 19.01.2022. URL: https://ru.sputnik.kz/20220119/mirotvorcheskaya-missiya-odkb-kazakhstan-19176096.html (дата обращения: 18.03.2023).

2 Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ // Президент Республики  Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-kemelevicha-na-vneocherednoy-sessii-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-1002245 (дата обращения: 10.01.2023).

3 Мәжілісте Қаңтар оқиғасының мән-жайы айтылды // Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің. 05.01.2023. (На казахском языке). URL: https://www.parlam.kz/kk/mazhilis/news-details/id49908/1/15 (дата обращения: 08.01.2023). См. также: (Шамаров, 2022a, с. 22).

4 Президент Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына үндеуі // Қазақстан Республикасы Президентінің. 07.01.2022. (На казахском языке).  URL: https://www.akorda.kz/kz/prezident-kasym-zhomart-tokaevtyn-kazakstan-halkyna-undeui-70434 (дата обращения: 10.01.2023).

5 Казахстан: кто и зачем поджигает Центральную Азию? // Институт стратегического анализа и прогноза. 28.01.2022. URL: https://isap.center/analytics/79 (дата обращения: 08.01.2023).

6 Формальность данного повода заключается в низком спросе на газ в республике среди населения  (так, потребление и природного газа, и сжиженного природного газа (СПГ) на душу населения в Казахстане в четыре раза ниже, чем в России), и его низкой цене, даже несмотря на подорожание. Расчеты сделаны автором на основании баз данных. См.: Gas consumption, 2021 // Our World in Data. URL: https://ourworldindata.org/grapher/gas-consumption-by-country (accessed: 10.01.2023); Liquefied Petroleum Gases Consumption by Country // Index Mundi. URL: https://www.indexmundi.com/energy/?product=lpg&graph=consumption&display=rank (accessed: 10.01.2023). См. также: (Kudaibergenova & Laruelle, 2022, рр. 449—451).

7 Президент Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына үндеуі // Қазақстан Республикасы  Президентінің. 07.01.2022. (На казахском языке).  URL: https://www.akorda.kz/kz/prezident-kasym-zhomart-tokaevtyn-kazakstan-halkyna-undeui-70434 (дата обращения: 10.01.2023).

8 Мемлекет басшысы Қ.К. Тоқаевтың Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің отырысында сөйлеген сөзі // Қазақстан Республикасы Президентінің. URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kk-tokaevtyn-kazakstan-respublikasynyn-parlamenti-mazhilisinin-otyrysynda-soylegen-sozi-1105319 (дата обращения: 08.01.2023).

9 Экс-глава Комитета нацбезопасности Казахстана Масимов приговорен к 18 годам заключения // Интерфакс. 24.04.2023. URL: https://www.interfax.ru/world/ 897479 (дата обращения: 16.05.2023).

10 Kazajistán: El partido gobernante gana las elecciones legislativas en Kazajistán con más del 53% de los votos, según los sondeos // RTVE.es. 19.03.2023. URL: https://www.rtve.es/noticias/20230319/partido-gobernante-gana-elecciones-legislativas-kazajistan/2432198.shtml (accessed: 10.04.2023).

11 Жаңа Қазақстан: Жаңару Мен Жаңғыру Жолы // Қазақстан Республикасы Президентінің. 22.03.2022. (На казахском языке). URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kasym-zhomart-tokaevtyn-kazakstan-halkyna-zholdauy-1622340 (дата обращения: 08.01.2023).

12 Концепция внешней политики Российской Федерации // Президент России. 31.03.2023. URL: http://kremlin.ru/acts/news/70811 (дата обращения: 11.04.2023).

13 См.: Договор о коллективной безопасности от  15 мая 1992 года // Организация Договора о коллективной безопасности. 26.04.2012. URL: https://odkb-csto.org/documents/documents/dogovor_o_kollektivnoy_bezopasnosti/#loaded (дата обращения: 18.05.2023); Устав Организации Договора о коллективной безопасности  от 7 октября 2002 года // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_ kollektivnoy_bezopasnosti_/#loaded (дата обращения: 18.05.2023).

14 Двое из опрошенных 11 экспертов считают  пространство ОДКБ сложившимся сообществом  безопасности, остальные полагают, что оно еще не сформировано.

×

Об авторах

Ригина Валерьевна Сысоева

Международный университет «Астана»

Автор, ответственный за переписку.
Email: dra.syssoyeva@outlook.com
ORCID iD: 0000-0001-9216-363X

доктор философии (PhD), постдокторант по проекту «Жас ғалым» Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан; доцент Школы социальных и гуманитарных наук, Международный университет «Астана»

Астана, Казахстан

Список литературы

  1. Боброва О. Г. Роль миротворческих сил ОДКБ в обеспечении безопасности государственных границ // Вестник военного права. 2022. Вып. 1. С. 22—27.
  2. Джанталеева М. Ш. Политический кризис в Казахстане 2022 года и роль России в урегулировании конфликта // Современная наука и инновации. 2022. Вып. 2 (38). С. 209—217. https://doi.org/10.37493/2307-910X.2022.2.21
  3. Каширина Т. В., Епифанова Т. В. Проблема «координирующего государства» в миротворческой деятельности ОДКБ // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9, № 3. С. 384—388. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.3
  4. Корниленко А. В. Миротворческий потенциал Организации Договора о коллективной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20, № 4. С. 707—720. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-4-707-720
  5. Қоңырбаева С. Қазақстандық патриотизм — жастардың құндылық бағдарының өзегі (қаңтар оқиғасынан кейін жастар тәрбиесіне талдау мен тұжырым) // ҚазҰУ хабаршысы. Педагогикалық серия. 2022. № 2 (71). С. 156—173. (На казахском языке). https://doi.org/10.26577/JES.2022.v71.i2.014
  6. Малышев Д. В. Миротворчество на постсоветском пространстве: Нагорный Карабах и Казахстан // Россия и новые государства Евразии. 2022. Т. 56, № 3. С. 120—132. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2022-3-120-132
  7. Морозов Ю. В. Внутренние и внешние факторы событий в Казахстане в начале 2022 года и возможные стратегии Запада и России в республике // Восточная Азия: факты и аналитика. 2022. № 1. С. 6—16. https://doi.org/10.24412/2686-7702-2022-1-6-16
  8. Мұрат А. «Халық үніне құлақ асатын мемлекет» тұжырымдамасын іске асыру мәнмәтініндегі қазақстандық қоғамдық диалог // Қоғам және дәуір. Ғылыми-сараптамалық журнал. 2022. № 3 (75). С. 32—45. (На казахском языке). https://doi.org/10.52536/2788-5860.2022-3.03
  9. Сергеев Н. М., Волков Г. Ю. Союзное государство в современных геополитических реалиях // Постсоветский материк. 2023. № 1 (37). С. 24—44. https://doi.org/10.48137/23116412_2023_1_24
  10. Чаевич А. В. «Цветная революция» в Казахстане как очередная угроза национальной безопасности России // Власть. 2022. Т. 30, № 1. С. 110—115. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i1.8792
  11. Шамаров П. В. Концептуализация миротворчества России как объективное требование сложной международной обстановки // Проблемы национальной стратегии. 2022b. № 2 (71). С. 14—34.
  12. Шамаров П. В. Миротворческая операция ОДКБ в Казахстане: первые итоги, уроки и выводы // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2022а. № 5—6. С. 22—35. https://doi.org/10.54449/20739532_2022_5-6_22
  13. Deutsch K. W. Political Community and the North Atlantic Area: International Organization in the Light of Historical Experience. Princeton : Princeton University Press, 1957.
  14. Hudson V. The Impact of Russian Soft Power in Kazakhstan: Creating an Enabling Environment for Cooperation between Nur-Sultan and Moscow // Journal of Political Power. 2022. Vol. 15, no. 3. P. 469—494. https://doi.org/10.1080/2158379X.2022.2127280
  15. Hyde-Price A. Security Communities // Democracy, Peace, and Security / ed. by H. Gärtner, J. W. Honig, H. Akbulut. New York : Lexington Books, 2015. P. 25—40.
  16. Iermano A., Gutorova A. Protests against Gas Prices in Kazakhstan: The First-Ever Intervention by the CSTO in One of Its Member States // Proceedings of the Southwest State University. Series: History and Law. 2022. Vol. 12, no. 2. P. 32—41. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-2-32-41
  17. Kudaibergenova D., Laruelle M. Making Sense of the January 2022 Protests in Kazakhstan: Failing Legitimacy, Culture of Protests, and Elite Readjustments // Post-Soviet Affairs. 2022. Vol. 36, no. 6. P. 441—459. https://doi.org/10.1080/1060586X.2022.2077060
  18. Mansfield E. D., Solingen E. Regionalism // Annual Review of Political Science. 2010. Vol. 13, no. 1. P. 145—163. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.13.050807.161356
  19. Nikitina Y. The Collective Security Treaty Organization through the Looking Glass // Problems of Post-Communism. 2012. Vol. 59, no. 3. P. 41—52. https://doi.org/10.2753/PPC1075-8216590304
  20. Putnam R. Diplomacy and Domestic Politics: The Logic of Two-Level Games // International Organization. 1988. Vol. 42, no. 3. P. 427—460. https://doi.org/10.1017/S0020818300027697
  21. Sairambay Y. The Contributions of New Media to Young People’s Political Participation in Russia and Kazakhstan // Central Asian Survey. 2022. Vol. 41, no. 3. P. 571—595. https://doi.org/10.1080/02634937.2021.1978929
  22. Santos J. C. D. dos. Por Que a Organização do Tratado de Segurança Coletiva Foi Utilizada na Crise do Cazaquistão? // Boletim de Conjuntura (BOCA). 2022. Vol. 9, no. 26. P. 96—104. https://doi.org/10.5281/zenodo.5935093
  23. Solingen E. Pax Asiatica versus Bella Levantina: The Foundations of War and Peace in East Asia and the Middle East // American Political Science Review. 2007. Vol. 101, no. 4. P. 757—780. https://doi.org/10.1017/S0003055407070487
  24. Solingen E. Regional Orders at Century’s Dawn: Global and Domestic Influences on Grand Strategy. Princeton : Princeton University Press, 1998.
  25. Syssoyeva R. Eurasian Integration as a Way to Respond to Global Challenges [thesis]. Leioa : University of the Basque Country, 2015. URL: https://addi.ehu.es/bitstream/handle/10810/15842/TESIS_RIGINA_SYSSOYEVA.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 14.01.2023).

© Сысоева Р.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах