Рецензия на книгу: Hicks D. The Brutish Museums: The Benin Bronzes, Colonial Violence and Cultural Restitution. London : Pluto Press, 2020. 336 p.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Музеи, классические и современные, продолжают играть существенную роль в формировании культурных и исторических нарративов. В условиях постколониального поворота интенсифицировались процессы переосмысления организации, содержания и этики музейных пространств. Проблемы интерпретации колониального наследия, вопросы репараций и реституций волнуют как бывших колонизированных, стремящихся достигнуть исторической справедливости, так и бывших колонизаторов, готовых признать историческую вину. «Пора всем музеям стать постко-лониальными» — призыв, сформулированный руководителем организации Culture& Эрол-лом Френсисом, был опубликован в 2018 г. на сайте Ассоциации музеев. В дискуссиях о судьбах «колониальных трофеев» и буду-щем коллекций участвуют не только музейные  сотрудники, но и чиновники, журналисты, пользователи социальных сетей и, конечно, ученые, чей труд среди прочего состоит и в том, чтобы обеспечить ту или иную сторону верифицированными аргументами.

19 февраля 2022 г. на страницах The Guardian была опубликована статья о возвращении двух бронзовых бенинских статуэток, захваченных и вывезенных из Бенина во время карательной экспедиции 1897 г. британскими войсками1. «Это национальный праздник, объединяющий всех нас, это поистине историческое событие», — отметила на церемонии передачи артефактов профессор искусствоведения Университета Лагоса Пежу Лайивола2.

Около 90 % национальных предметов искусства королевства Бенин находятся за его пределами, в музеях Франции и Великобритании, в частных коллекциях. На протяжении многих десятилетий, с 1960 г., когда Нигерия обрела независимость, вопрос реституции бенинского наследия является насущным. Ученые и исследователи, писатели и публицисты, общественные деятели выступают с требованием возврата награбленных и незаконно вывезенных в колониальную эпоху культурных артефактов из колоний в метрополии.

Проблема культурной реституции — возврата захваченного и вывезенного в ходе военных действий имущества — нашла отражение в книге профессора современной археологии Оксфордского университета, куратора Музея Питт-Риверса (Оксфордский университет), члена колледжа св. Креста (Оксфорд) Дена Хикса «Жестокосердие музеев: бенинская бронза, колониальное насилие и культурная реституция» (Hicks, 2020). Дизайн обложки нарочито стилизован под логотип Британского музея. Позиция автора проявилась в особом акценте в виде одной буквы  в написании названия крупнейшего хранилища ценностей. Вместо привычного The British Museums читатели увидели The Brutish Museums.

Книга написана аргументированно и жестко, автор в своих тезисах и выводах демонстрирует безапелляционность своей позиции. Д. Хикс утверждает, что музеи не просто создают нарративы; они сами представляют собой пространства знания и способны формировать общественное мнение — «точку зрения» (Hicks, 2020, p. 18), отличную от той, что тиражировалась веками. В музеях, по мнению автора, не должно быть места «проекциям белых». В качестве возможного метода кураторской работы он предлагает «некрографию»3 (Hicks, 2020, рр. 25—36), подразумевающую поиск и вскрытие фактов о колониальных коллекциях, своего рода криминалистическую экспертизу.

По структуре монография включает введение и послесловие автора, фотографии культурного наследия Нигерии, четыре приложения с подробными списками бывшего, настоящего и предполагаемого местонахождения бенинских бронз, основной текст, состоящий из 18 глав.

Каждая из глав — законченный философский, исторический, социально-антропо-логический, культурный очерк, написанный на широком фактологическом материале, имеющий характерную авторскую стилистику, научную терминологию. В главах рассказывается об истории Бенина, карательной экспедиции британских войск в 1897 г., «малых» войнах англичан, колониальном превосходстве и насилии, затрагиваются вопросы культурно-антропологической перцепции «белых» и «черных». Автор касается проблемы малых этнологических и «универсальных» музеев в контексте «современного»  колониализма и реституции, — каждый последующий фрагмент вплетается в единый контекст монографии, что делает ее последовательной и структурированной, многогранной и многохарактерной.

Основная идея Д. Хикса — признание права каждой нации на независимость, историческую исключительность, уникальность развития, свойственную именно ей. Автор считает, что суверенитет, который африканские народы получили в ходе «пробуждения» Африки, позволяет отказаться от навязанного столетиями колониального паттерна существования и де-юре дает обоснование для  реституции. Возвращение реликвий позволит вспомнить забытое величие, возродить историческую память. Отказ выдачи вероломно украденных артефактов сам по себе является таким же проявлением колониальной агрессии, как работорговля.

Д. Хикс рассказывает о том, когда в залах Британских музеев «под стеклом» посетители видят наследие разных народов, они восхищаются, проникаясь их традициями и культурой. Ни на одном описании выставленных артефактов нет информации, каким путем они попали в стены музеев. Хранителей мировых ценностей «греет» мысль о наличии большого числа реликвий со всех уголков света в их музеях, делая их властителями искусств.  На практике в экспозициях, особенно в небольших музеях, выставлен не весь объем «британской добычи», в том числе вывезенной из Бенина, многое (не поставленное на учет!) продолжает лежать в запасниках, покрываясь столетней пылью. Подчас хранители элементарно не представляют всю глубину и полноту исторической ценности культурных сокровищ, которые отражают, хранят в себе, как казалось, утерянный мир. Бенинские статуэтки, скульптуры, маски, барельефы  постигла такая же участь.

Проведя анализ британских локальных войн конца XIX — начала XX в., в том числе военного трактата «Маленькие войны: стратегии и практика» генерал-майора британской армии сэра Чарлза Колдуэлла (1859—1928), исследователь пришел к выводу об одной тотальной войне против африканских народов, которую он назвал «Нулевой Мировой войной». Война, которая уничтожила традиции и историю африканских народов, попрала сакральность их существования.

Заявления автора смелы и неординарны, они провоцируют читателя на действия. Его книга — открытый манифест, обращенный  к властям и общественности, это ружье, которое стреляет точно в цель. Публикация монографии вызвала эмоциональный всплеск, интеллектуальный шок в научной и медиасреде, в умах обывателей. «Такие книги хранят культуру», — просто, без преувеличения и пафоса высказался о монографии британский писатель Бен Окри. Кажется, лишь таким способом можно услышать, по меткому замечанию адвоката, писательницы и телеведущей Афуа Хирш, «видимое меньшинство»,  а также разбудить и поставить перед фактом действия британские The Brutish Museums.

 

 

1 Two of Nigeria’s Looted Benin Bronzes Returned to Traditional Palace // The Guardian. February 19, 2022. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/feb/19/nigerias-looted-benin-bronzes-returned-to-traditional-palace (accessed: 13.04.2022).

2 Owolabi T. Nigeria’s Looted Benin Bronzes Returned, More Than a Century Later // Reuters.  February 20, 2022. https://www.reuters.com/world/africa/nigerias-looted-benin-bronzes-returned-more-than-century-later-2022-02-19/ (accessed: 20.02.2022).

3 Вдохновившись работами философа Ачилла  Мбембе, в частности «Некрополитикой» (2003 г.),  Д. Хикс изобрел собственный неологизм.

×

Об авторах

Надежда Евгеньевна Хохолькова

Институт Африки РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: khokholkova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5165-1925

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории и культурной антропологии

Москва, Российская Федерация

Елизавета Викторовна Блинова

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Email: liztitkova@yandex.ru
соискатель кафедры всеобщей истории Ярославль, Российская Федерация

Список литературы

  1. Hicks, D. (2020). The Brutish museums: The Benin bronzes, colonial violence and cultural restitution. London: Pluto Press

© Хохолькова Н.Е., Блинова Е.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах