Новая модель инвестиционного договора Бразилии: почему именно сейчас?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Международный режим инвестиционных договоров, в отличие от других экономических режимов, не предполагает общих многосторонних материально-правовых норм и зависит от стран, подписывающих двусторонние или плюрилатеральные инвестиционные договоры. Поскольку режим предоставлял несправедливые преимущества развитым странам, многие развивающиеся страны, особенно в Латинской Америке, избегали подписания инвестиционных договоров вплоть до начала 1980-х гг. Бразилия следовала заданному тренду, инициировав собственную программу инвестиционных договоров только в конце 1990-х гг. Однако договоры так и не вступили в силу. Бразилия также не присоединилась к Международному центру по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), агентству Всемирного банка, ответственному за проведение арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. В 2015 г. Бразилия запустила новую программу инвестиционных договоров. Однако выбор времени для подобного решения не совсем логичный. Международный режим инвестиционных договоров уже подвергался критике по причине неэффективности в привлечении иностранных инвестиций, возможности нарушения государственного суверенитета и недостатка легитимности процедуры разрешения споров между инвесторами и государством. Кроме того, в тот период у Бразилии не было необходимости в привлечении иностранных инвестиций ввиду благоприятных внешних условий. Новые соглашения о сотрудничестве и содействии инвестициям представляются как модель инвестиционного договора, которая учитывает все недостатки международного режима, а также реагирует на запросы важной внутренней группы давления - бразильского промышленного класса - о создании правовых рамок для минимизации политических рисков их деятельности, степень интернационализации которой увеличивается. Бразильская модель соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений может быть заимствована другими развивающимися странами в условиях кризиса традиционной парадигмы разрешения инвестиционных споров.

Об авторах

Лукас Силва Аморим

Университет Сан-Паулу

Автор, ответственный за переписку.
Email: amorimlucas@usp.br
ORCID iD: 0000-0002-8993-9967

аспирант Института международных отношений

Сан-Паулу, Бразилия

Энрике Зеферино де Менезес

Федеральный университет Параиба

Email: hzmenezes@ccsa.ufpb.br
ORCID iD: 0000-0002-1385-7957

доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений

Жуан-Песоа, Бразилия

Список литературы

  1. Ahmad, F., Draz, M. U., & Yang, S. C. (2018). Causality nexus of exports, FDI and economic growth of the ASEAN5 economies: Evidence from panel data analysis. The Journal of International Trade & Economic Development, 27(6), 685-700. https://doi.org/10.1080/09638199.2018.1426035
  2. Amorim, L. S., Baccarini, M. P. O., & Menezes, H. Z. (2021). Missing Calvo? Latin America’s love-hate relationship with the Investment Treaty Regime. Conjuntura Austral, 12(60), 53-65. https://doi.org/10.22456/2178-8839.113289
  3. Aust, V., Morais, A. I., & Pinto, I. (2020). How does foreign direct investment contribute to Sustainable Development Goals? Evidence from African countries. Journal of Cleaner Production, 245, 1-10. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.118823
  4. Badin, M. R. S., & Morosini, F. (2017). Navigating between resistance and conformity with the international investment regime: The Brazilian agreements on cooperation and facilitation of investments (ACFIs). In F. Morosini & M. R. S. Badin (Eds.), Reconceptualizing international investment law from the Global South (pp. 188-217). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781316996812.007
  5. Baer, W. (1972). Import substitution and industrialization in Latin America: Experiences and interpretations. Latin American Research Review, 7(1), 95-122.
  6. Baumann, R. (2020). O debate sobre a facilitação de investimentos. Brasília: IPEA. https://doi.org/10.38116/td2591
  7. Bonnitcha, J., Poulsen, L., & Waibel, M. (2017). The political economy of the investment treaty regime. Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/law/9780198719540.001.0001
  8. Calvo, C. (1896). Le droit international théorique et pratique. Paris: Arthur Rousseau Éditeur.
  9. Campello, D., & Lemos, L. (2015). The non-ratification of bilateral investment treaties in Brazil: A story of conflict in a land of cooperation. Review of International Political Economy, 22(5), 1055-1086. https://doi.org/10.1080/09692290.2014.987154
  10. Carvalho, L. (2018). Valsa brasileira: Do boom ao caos econômico. São Paulo: Todavia.
  11. Choi, W. (2007). The present and future of the investor-State dispute settlement paradigm. Journal of International Economic Law, 10(3), 725-747. https://doi.org/10.1093/jiel/jgm024
  12. Elkins, Z., Guzman, A., & Simmons, B. (2008). Competing for capital: The diffusion of bilateral investment treaties, 1960-2000. International Organization, 60(4), 811-846. https://doi.org/10.1017/s0020818306060279
  13. Garcia-Mora, M. R. (1950). The Calvo clause in Latin American constitutions and international law. Marquette Law Review, 33(4), 205-219.
  14. Hira, A. (2007). Did ISI fail and is neoliberalism the answer for Latin America? Re-assessing common wisdom regarding economic policies in the region. Brazilian Journal of Political Economy, 27(3), 345-356. https://doi.org/10.1590/S0101-31572007000300002
  15. Hirsch, J. (2010). Teoria materialista do estado. Rio de Janeiro: Editora Revan.
  16. Lazo, R. (2014). The no of Tokyo revisited: Or how developed countries learned to start worrying and love the Calvo doctrine. ICSID Review - Foreign Investment Law Journal, 30(1), 172-193. https://doi.org/10.1093/icsidreview/siu028
  17. Lowenfeld, A. (2009). The ICSID convention: Origins and transformation. Georgia Journal of International and Comparative Law, 38(1), 47-61. Retrieved from https://digitalcommons.law.uga.edu/gjicl/vol38/iss1/5
  18. Morosini, F., & Xavier Jr., E. (2015). Foreign direct investment regulation in Brazil: From resistance to investment bilateral treaties to the emergence of a new regulatory model. Brazilian Journal of International Law, 12(2), 421-447. https://doi.org/10.5102/rdi.v12i2.3586
  19. Poulsen, L. (2011). Sacrificing sovereignty by chance: Investment treaties, developing countries, and bounded rationality [thesis]. London: London School of Economics and Political Science.
  20. Tavares, M. (1992). Ajustes e reestruturação nos países centrais: A modernização conservadora. Economia e Sociedade, 1(1), 21-57. Retrieved from https://periodicos.sbu.unicamp.br/ojs/index.php/ecos/article/view/8643308
  21. White, L. (2013). Emerging powers in Africa: Is Brazil any different? South African Journal of International Affairs, 20(1), 117-136. https://doi.org/10.1080/10220461.2013.781257
  22. Zeng, H. (2014). Balance, sustainable development, and integration: Innovative path for BIT practice. Journal of International Economic Law, 17(2), 299-332. https://doi.org/10.1093/jiel/jgu019

© Аморим Л.С., Менезес Э.З., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах