Американо-мексиканские отношения в условиях ратификации соглашения ЮСМКА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрен вопрос американо-мексиканских отношений в условиях ратификации нового трехстороннего торгового соглашения между США, Мексикой и Канадой, заменяющего соглашение НАФТА и названного ЮСМКА (United States - Mexico - Canada Agreement, USMCA). С конца 2018 г. после подписания соглашения ЮСМКА и смены в результате проведенных всеобщих выборов президента Мексики американо-мексиканские отношения в течение 2019 г. развивались в непростых условиях политического противостояния, которое заключалось в давлении администрации президента США Д. Трампа и американского Конгресса на мексиканское правительство по включению в соглашение дополнительных условий, связанных с оплатой труда мексиканских рабочих, выполнением новых условий происхождения товара, введением таможенных пошлин на сталь и алюминий, оценкой стоимости фармацевтической продукции, повышением экологических стандартов, а также включением правительственных мер по приостановке транзитной иммиграции из стран Центральной Америки в США через мексиканскую территорию. Эти новации в двусторонних отношениях обусловливают актуальность данной статьи. Цель исследования заключается в оценке происшедших изменений в межгосударственном взаимодействии США и Мексики при обсуждении условий соглашения на стадии его ратификации и первых двух лет его применения всеми участниками. В качестве метода использовался сравнительный анализ текстов: промежуточных переговоров глав государств, торговых представителей, представителей МИД Мексики и Государственного департамента США, текстов выступлений парламентариев и материалов американских и мексиканских СМИ. Результатами исследования следует считать выделенные автором изменения в американо-мексиканских отношениях в период ратификации соглашения ЮСМКА и первых двух лет его применения, а также авторский прогноз этих отношений на ближайшее будущее. В заключении перечислены основные выводы в отношении развития американо-мексиканских отношений за период 2019-2021 гг. в условиях сформированных жестких торговых требований США по отношению к Мексике. Автор приходит к выводу, что США будут руководствоваться собственными интересами и могут недобросовестно выполнять некоторые условия соглашения ЮСМКА.

Полный текст

Введение

Начиная с предвыборной кампании в президенты, Д. Трамп называл соглашение НАФТА худшей из торговых сделок, о которых когда-либо договаривались США, и обещал американцам заключить новый, более выгодный договор с Канадой и Мексикой. Такой подход к своим ближайшим партнерам в различных сферах взаимодействия исследователи из США называют «правым поворотом» в американской политической культуре XXI в. (Соков, 2018). Еще до начала переговоров о пересмотре НАФТА Д. Трамп стал продвигать протекционистский режим в континентальной торговле (Lopez, 2017, p. 253), заявляя, что «протекционизм стал релевантным новым условиям» (Medina, 2021, p. 405).

Когда эти три североамериканские страны завершили продолжавшиеся 13 месяцев переговоры 30 сентября 2018 г. на встрече G20 в Буэнос-Айресе, их лидеры подписали соглашение, получившее название «Соединенные Штаты — Мексика — Канада» — ЮСМКА (USMCA)[1]. Очень важно отметить, что не только из текста, но и из названия соглашения были исключены упоминания о свободной торговле (Blecker, 2021, p. 290).

Подписание этого договора Мексикой противоречило ее интересам по многим причинам.

Во-первых, Мексика не стремилась менять соглашение НАФТА, которое ее вполне устраивало. Мексиканский промышленный Север, фактически возникший в результате заключения этого договора, был основным источником доходов государственного бюджета. По состоянию на 2017 г. дефицит США в торговле с Мексикой составлял 70,95 млрд долл. США, или 90 % (Covarrubias, 2019, p. 89). Именно ежегодно растущий торговый дефицит США с Мексикой был основной причиной в стремлении американцев изменить НАФТА (Gomez Tovar & Ruiz Nápoles, 2021, p. 367).

Во-вторых, соглашение НАФТА позволяло Мексике надеяться на создание в будущем «прозрачных границ», подобных границе между США и Канадой, после значительного сокращения наркотрафика и коррупции в государственных органах[2].

В-третьих, соглашение НАФТА могло способствовать «цивилизованному» решению проблемы нелегальной мексиканской иммиграции в США. Для этого достаточно было бы заключения дополнительного соглашения к нему о сезонной или временной работе мексиканцев на американской территории на легальных условиях.

В-четвертых, еще до подписания ЮСМКА США ввели против Мексики «устрашающие» пошлины, которые пообещали пересмотреть в процессе ратификации соглашения.

По свидетельству экспертов факультета экономики Национального Автономного Университета Мексики (Universidad Nacional Autónoma de México — UNAM), «концепция отношений между двумя странами, которая существовала до Трампа и признавалась значительной частью его администрации и Конгресса, была им отвергнута, и, оказав беспрецедентное давление на договор НАФТА, Соединенные Штаты заставили Мексику пересмотреть его, хотя к принятию ЮСМКА они в одностороннем порядке уже прекратили исполнять его» (Ruiz Nápoles, 2021, p. 285).

Цель и методология исследования

На стадии 13-месячной подготовки соглашения ЮСМКА, заменяющего соглашение НАФТА, многие отечественные и зарубежные исследователи «питали надежды», что новый документ будет включать концепцию фритредерства, которая закладывалась в НАФТА, но эти надежды постепенно растаяли в период ратификации соглашения. В течение всего 2019 г. соглашение ЮСМКА дорабатывалось с включением в него новых, все более жестких требований со стороны США к Канаде и особенно к Мексике. Включение этих многочисленных требований привело к тому, что соглашение ЮСМКА стало больше похожим на преференциальное для Канады и Мексики и протекционистское для США. Автором выдвигается гипотеза, что процесс ратификации ЮСМКА изменил отношения между этими североамериканскими странами как в экономической, так и политической областях. Задача автора заключается в оценке происшедших на межгосударственном уровне между США и Мексикой изменений при обсуждении условий соглашения на стадии его ратификации.

В качестве метода исследования использовался сравнительный анализ различных текстов: промежуточных переговоров глав государств, торговых представителей, представителей МИД Мексики и Государственного департамента США, текстов выступлений парламентариев и материалов СМИ обеих стран.

Процесс создания единого подхода к пониманию соглашения ЮСМКА на стадии его ратификации

Новые требования в области регулирования трудовых отношений для Мексики

Само подписание соглашения ЮСМКА имеет пикантный оттенок: со стороны Мексики его подписал президент Э. Пенья Ньето в свой последний рабочий день. На следующий день, 1 декабря 2018 г., вновь избранный президент А.М. Лопес Обрадор еще только принимал присягу в Мехико. Надо полагать, что А.М.Л.О., как любят называть нового мексиканского президента американские СМИ, имел свой взгляд как на проведение мексиканской политики, так и на положение нелегальных мексиканских иммигрантов в США (López Obrador, 2018). Кроме того, как отмечают эксперты, «торопливое» подписание соглашения ЮСМКА было обусловлено также лоббистским давлением из Техаса, связанным с мексиканской энергетической реформой: целью было «заключить сделку до того, как Андрес Мануэль Лопес Обрадор победит на выборах, чтобы получить возможность ее заблокировать»[3].

Вместе с тем имело место политическое давление президента США на Мексику по вопросам миграции беженцев из стран Центральной Америки, которое проявилось в процессе рассмотрения законопроекта ЮСМКА в Палате представителей (Соков, 2021, с. 252). Во-первых, Д. Трамп требовал от парламентариев дополнительные ассигнования на строительство пограничной стены вдоль границы с Мексикой, мотивируя это необходимостью обеспечения национальной безопасности. Во-вторых, он неоднократно упоминал, что Мексика заплатит за пограничный проект. В-третьих, он угрожал введением дополнительных таможенных пошлин в отношении мексиканских товаров в случае непринятия мер со стороны Мексики по закрытию своих южных границ[4]. Д. Трамп вел свою войну на два фронта (с демократами в Конгрессе и мексиканцами по соглашению ЮСМКА), фактически действуя на грани остановки работы американского правительства (shutdown)[5], которая могла произойти из-за нехватки бюджетных средств для выплаты заработной платы федеральным чиновникам.

По сообщению обозревателя Washington Post М. Герсона, президент создал «жульнический, выдуманный кризис» (fraudulent, a made-up crisis), разрешение которого, по замыслу Д. Трампа, должно обеспечиваться «американскими налоговыми долларами» (U.S. tax dollars)[6]. Как метко подметил периодический журнал National Catholic Reporter, «иммиграционная политика США теперь сводится к двойному выбору: деньги на стену, которая никогда не будет построена, или приостановка работы правительства»[7].

Очевидно, что президент Д. Трамп, которому не откажешь в политическом чутье, просто использовал почти тридцатилетний тренд строительства американцами пограничной стены между США и Мексикой во время своего президентского срока (Косевич, 2019b, с. 40—41) сначала в период проведения промежуточных выборов в Конгресс, а затем в период ратификации соглашения ЮСМКА.

США оказывали давление не только по линиям изменения миграционной политики и введения новых условий в торговый договор ЮСМКА, но и в препятствовании проведению мексиканской энергетической реформы, особенно в нефтедобывающем секторе, а также в препятствовании расширению туристического сервиса в США8. Эти изменения в американо-мексиканских отношениях вызывают обеспокоенность инвесторов: неслучайно Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел свой прогноз роста ВВП Мексики в сторону снижения почти на 1 % в 2019 г.[9]

Что касается требований США о проведении трудовой реформы в Мексике, то, по заявлению заместителя министра торговли Мексики Л.М. де ла Моры, правительство планирует введение нового трудового законодательства вне зависимости от того, будет или нет ратифицировано соглашение ЮСМКА. При этом она добавила, что если даже американские пошлины на сталь и алюминий не будут сняты, то «Мексика будет прекрасно чувствовать себя с текущей версией соглашения НАФТА, действие которого остается в силе»[10].

Как видим, американские таможенные пошлины на мексиканские сталь и алюминий в начале 2019 г. стали средством давления на Мексику с тем, чтобы заставить мексиканское правительство поднять заработную плату рабочим на автосборочных заводах (макиладорас) до 16 долл. США в час[11]. Эта мера сделала бы заводы менее привлекательными для американских производителей и могла бы способствовать переносу производства автомобилей на территорию США. Здесь необходимо пояснить, что к 2017 г. Мексика стала третьей страной в мире после КНР и Индии по доходности автомобильной промышленности, что, прежде всего, следует связывать с существенной девальвацией мексиканского песо, ростом производительности труда, близостью основного рынка сбыта и успешной организацией логистики (Covarrubias, 2019, p. 111). Дивергенцию в области заработных плат в Мексике и США в условиях НАФТА специалисты связывают с отсутствием валютного союза между этими торговыми партнерами (Carbajal-De-Nova, 2019, p. 85).

Для усиления давления на Мексику в пересмотре «вредного» (perjudiciales) соглашения в США был использован прием лоббизма (Ramirez, 2019, рр. 132—133). 14 марта 2019 г. Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов (AFL — CIO) направили заявление в Конгресс о том, что американские профсоюзы выступают против ратификации ЮСМКА, пока мексиканское трудовое законодательство не будет принято правительством и Генеральным Конгрессом Мексиканских Соединенных Штатов (Congress of the Union)[12].

Кроме того, президент Д. Трамп продолжал угрожать введением дополнительных экспортных пошлин на всю мексиканскую продукцию в размере 5 % с помесячным увеличением до 25 %, если мексиканское правительство не остановит поток беженцев из стран Центральной Америки через свою территорию, а также принятием мер вплоть до полного закрытия американо-мексиканской границы. Такой подход многие американские и мексиканские законодатели считают контрпродуктивным.

Во-первых, согласно международному гуманитарному праву, Мексика не имеет права препятствовать перемещению беженцев через свою территорию в страну, назвавшую себя «страной иммигрантов» (Foerster, 2019, p. 36).

Во-вторых, большинство беженцев проходит на американскую территорию через официальные пункты пропуска.

В-третьих, американское иммиграционное законодательство должно рассматривать статус беженца независимо от того, легально или нелегально он перешел границу[13].

В-четвертых, президент А.М. Лопес Обрадор и мексиканское правительство разработали ряд мер, направленных на расселение и обеспечение работой беженцев на территории южных штатов Мексики, подписав с США инвестиционный договор на сумму 35,6 млрд долл. США (Косевич, 2019a, с. 23—37).

В-пятых, угроза президента США о полном закрытии границы практически не осуществима, поскольку, согласно данным Торговой палаты США, американскую границу ежедневно пересекают товары из Мексики на сумму 1,7 млрд долл. США. Ее закрытие вызовет не только торговый коллапс в американских приграничных штатах, но и будет угрожать потерей 5 млн рабочих мест в США[14].

На самом деле проблема латинской иммиграции (а не только нелегальной иммиграции) в США связана с безнадежным положением большинства населения в центральноамериканских странах, отсутствием личной безопасности и экономической стабильности, давлением наркокурьеров, беззащитностью против местной коррупции и прошедшей двухлетней засухи. По данным Службы пограничного и таможенного контроля США, в марте 2019 г. в новом бюджетном году увеличение пересечения мигрантами мексиканской границы составило 300 % по сравнению с прошлым годом, из них 60 % — это многодетные семьи[15].

Губернатор штата Аризоны Д. Дюси заявил, что «общины Аризоны наводнены мигрантами, ищущими убежища, поскольку федеральные чиновники просто высаживают их в пограничных городах после того, как они были задержаны» (Foerster, 2019, p. 21). Мэр Юмы[16] Д. Николс объявил чрезвычайное положение и призвал федеральное правительство облегчить гуманитарный кризис, связанный с мигрантами[17].

4 апреля 2019 г. президент Д. Трамп «отказался от своей угрозы закрыть границу США с Мексикой, заявив, что вместо этого он даст Мексике “годовое предупреждение”, чтобы остановить незаконную иммиграцию и контрабанду наркотиков, прежде чем, возможно, введет пошлины на автомобили»[18].

Надо полагать, что это решение Д. Трампа связано с отчетом МВФ, который был представлен в конце марта 2019 г. В нем эксперты указали, что правила происхождения товаров и трудовых условий, включенные в ЮСМКА, приведут к снижению производства транспортных средств во всех трех странах. Администрация президента США не согласилась с выводами, приведенными в отчете МВФ, заявив, что включение указанных условий необходимо уже потому, что «Мексика все чаще используется в качестве платформы азиатскими и немецкими автопроизводителями, многие из которых имеют свои собственные соглашения о свободной торговле с Мексикой, чтобы обслуживать американский рынок часто автомобилями, собранными в Мексике, но с многочисленными запчастями, произведенными за пределами Северной Америки»[19].

22 апреля 2019 г. нижняя палата мексиканского парламента передала пакет предложений по трудовой реформе в верхнюю палату, у которой остался срок до 30 апреля — окончания весенней сессии. Н. Гомес Уррутия, председатель комитета по трудовым вопросам мексиканского Сената, заявил, что «пакет реформ гарантирует работникам тайное голосование на выборах руководства и при утверждении профсоюзных контрактов. Критики утверждают, что нынешняя система в Мексике позволяет компаниям фальсифицировать выборы и приводить к должностям профсоюзных лидеров труда, обязанных компании, а не рабочим»[20].

Несмотря на то, что к 30 апреля 2019 г. Мексика приняла новое трудовое законодательство, Палата представителей выдвинула новые требования для принятия законопроекта о ЮСМКА. Лидер демократического меньшинства в Сенате Ч. Шумер после встречи с Д. Трампом заявил репортерам, что Конгресс ожидает от Мексики «более соответствующего трудового иммунитета, мер фармацевтического обеспечения и защиты окружающей среды»[21].

Угроза введения пошлин США по соглашению ЮСМКА за миграцию латиноамериканцев

17 мая 2019 г. администрация Д. Трампа решила отменить пошлины на сталь и алюминий, введенные против Мексики и Канады. Это произошло после семидневных трехсторонних переговоров. При этом представители Мексики и Канады заверили США в том, что ЮСМКА будет ратифицировано в июне.

20 мая 2019 г. Мексика и Канада одновременно объявили, что снимают повышенные пошлины в торговле с США, введенные в ответ на американские. Однако «ратификация соглашения ЮСМКА по-прежнему сталкивается с другими препятствиями в Конгрессе. Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, демократ от штата Калифорния, выступая, отметила, что “соглашение должно быть пересмотрено, чтобы создать более эффективные механизмы принуждения для его выполнения”. Мексика и Канада выступают против пересмотра условий соглашения»[22].

Демократы Палаты представителей Конгресса США хотели бы видеть не только новое мексиканское трудовое законодательство, но и новые подходы в разрешении трудовых споров, обеспечивающих в первую очередь сохранение часовой ставки заработной платы для мексиканских рабочих не ниже 16 долл. США в час. Поэтому слушания по ратификации ЮСМКА были вновь отложены. На следующий день, 29 мая, глава штаба вице-президента М. Шорт заявил, что правительство имеет достаточно голосов, чтобы ратифицировать соглашение, но демократы из политических соображений не позволят Д. Трампу одержать быструю торговую победу, поэтому затягивают слушания[23]. Главной политической фигурой в этом процессе противостояния была спикер Палаты Н. Пелоси.

Необходимо также отметить, что и сам Д. Трамп проявил непоследовательность в своих высказываниях. Несмотря на то, что мексиканский президент А.М. Лопес Обрадор внес законопроект в нижнюю палату 30 мая, 31 мая Д. Трамп выступил с угрозами в адрес Мексики о вводе повышенных пошлин в случае, если массовая иммиграция в Соединенные Штаты не будет остановлена24.

Эксперты в связи с этим отметили, что, «угрожая Мексике пошлинами в отношении нелегальных иммигрантов, пересекающих границу, президент Д. Трамп объединил торговлю с иммиграцией — две вещи, которые не связаны между собой. Инвесторы теперь могут справедливо задаться вопросом, где еще торговля может быть использована в качестве оружия. Эта неопределенность не сулит экономике ничего хорошего»[25].

Кроме того, президент, угрожая Мексике пошлинами в 5 % на мексиканские товары стоимостью 360 млрд долл. США с 10 июня и пошлинами в 25 % к октябрю[26], действовал вопреки пожеланиям своего торгового представителя Р. Лайтхайзера, который работал в тесном сотрудничестве со спикером Палаты представителей Н. Пелоси и смог достичь определенных успехов в вопросе ратификации ЮСМКА до начала августа, времени ухода парламентариев на летние каникулы. Реакция спикера Палаты Н. Пелоси на заявления Д. Трампа была особенно жесткой: «Это был „не позитивный шаг“, и он указывает на отсутствие знаний со стороны Администрации о политике и процессе принятия торгового соглашения»[27]. Следует отметить, что в это же время в Торговой палате США рассматривалась возможность подачи судебного иска, чтобы заблокировать пошлины в отношении мексиканских товаров в случае, если они были бы введены президентом США Д. Трампом[28].

В этих условиях президент Мексики А.М. Лопес Обрадор направил в Вашингтон делегацию во главе с министром иностранных дел М. Эбрардом, которая должна была встретиться с госсекретарем США М. Помпео, чтобы обсудить пошлины[29]. На угрозы президента США о введении таможенных пошлин А.М. Лопес Обрадор ответил, что Мексика «делает свою работу», однако перекрыть 100-тысячный поток беженцев, направляющихся в США из стран Центральной Америки, она не в состоянии[30].

Как отмечают американские эксперты, постоянные угрозы Д. Трампа в отношении Мексики подрывали американо-мексиканские отношения, которые с таким большим трудом выстраивались на протяжении последних 30 лет, в том числе и в рамках соглашения НАФТА. На протяжении 150-летней истории взаимоотношений между этими государствами в Мексике были широко распространены антиамериканские настроения, сама она «угнеталась ее своевольным, империалистическим соседом… но, начиная с 1990-х гг., благодаря осторожным усилиям лидеров с обеих сторон границы эта ситуация изменилась, пока не пришел Дональд Трамп»[31]. Однако и в «век Трампа» невозможно было представить, что Североамериканское соглашение о свободной торговле прекратит действовать (Brands, 2017, p. 13).

В это же время в Мексике к власти пришел «левый» президент, готовый со своей командой заняться нерешенными внутренними проблемами и считающий США лучшим другом Мексики. Между тем Д. Трамп из-за своих политических амбиций, связанных с предстоящими президентскими выборами в США, вел торговые переговоры с этой страной в оскорбительном тоне, который напомнил мексиканцам времена развития двусторонних отношений до заключения соглашения НАФТА. Политические обозреватели напоминают, что США импортируют из Мексики 40 % товаров, а экономики двух стран переплетены больше, чем с любой другой страной, включая Китай и Канаду[32]. Более того, «введение пошлин с отменой финансовой помощи Центральноамериканским странам будет производить эффект, приводящий к обратным результатам и увеличению миграционных потоков»[33].

Американских экспертов волнует и другой аспект торговых угроз Д. Трампа. В отношениях с Канадой и Мексикой, ближайшими партнерами США, он создал модель нетерпимых отношений, которые он намеревался распространить и на другие страны. В связи с этим Э. Олден, эксперт по торговле в Совете по международным отношениям, рекомендует понять главный вопрос: «Если Конгресс позволит Трампу выйти сухим из воды, он будет свободен ввести пошлины в отношении любой страны в любое время по любой причине, которую он придумает. Конституционная власть конгресса над торговлей будет совершенно отсутствовать»[34]. Понимая это, 5 июня 2019 г. сенаторы-республиканцы объявили жесткую оппозицию введению Д. Трампом пошлин в отношении Мексики. В то время как президент США находился с визитом в Лондоне, позиция сенаторов была выражена представителям Администрации на продолжительном обеде за закрытыми дверями в Капитолии. Сенаторы предупредили, что они отклонят любые пошлины в отношении Мексики, как они поступили ранее по вопросу выделения финансирования на строительство пограничной стены. Причем их настрой был настолько серьезным, что они готовы были преодолеть президентское вето35.

19 июня 2019 г. мексиканский Сенат одобрил соглашение ЮСМКА: 114 голосов было подано «за», 4 — «против», 3 — воздержались (Ramirez, 2019, p. 134).

Политический контекст ратификации соглашения ЮСМКА

В это время министр иностранных дел Канады Х. Фриленд, посетившая Вашингтон, указала, что демократы Палаты представителей не готовы передать соглашение ЮСМКА на рассмотрение в Сенат, в связи с чем она заявила, что «Канада будет работать “в тандеме” с США по выработке окончательного варианта исторического торгового соглашения... Мы движемся не слишком быстро, не слишком медленно»[36].

25 июня 2019 г. демократы Палаты представителей сняли свое требование о полном пересмотре соглашения ЮСМКА и допустили, что оно может быть исправлено дополнительными соглашениями, тем более они вспомнили, что подобный прецедент уже был[37]. Для этого была создана рабочая группа из парламентариев под руководством спикера Палаты представителей Н. Пелоси, которая стала встречаться с представителями аппарата американского торгового представителя Р. Лайтхайзера, чтобы более четко прописать вопрос реализации соглашения и в связи с этим сделать некоторые изменения в тексте. Однако никто даже не задумался, что в этом случае Мексике придется второй раз принять текст соглашения ЮСМКА в парламенте.

При этом в Мексике не знали, когда же будут готовы американские поправки в соглашение ЮСМКА, так как в сентябре 2019 г. Палата представителей США занялась, по их мнению, более важным делом — вопросом импичмента президента Д. Трампа.

Торможение вопроса ратификации ЮСМКА в Конгрессе, безусловно, отразилось на экономике Мексики и популярности ее недавно избранного лидера А.М. Лопеса Обрадора. Он и его партия обещали мексиканскому народу экономический рост в 4 % ежегодно[38], но прошедшее с того момента время показывает, что эта цель не будет достигнута[39]. Большую часть своего времени мексиканское правительство посвящало вопросам перемещения беженцев из стран Центральной Америки и борьбе с наркокартелями. В июне 2019 г. американский банк Меррилл Линч оценил (по данным агентства Reuters) рост мексиканской экономики всего лишь в 0,1 %, а во втором полугодии указал на ее сокращение[40]. На фоне этих новостей А.М. Лопес Обрадор вполовину сократил свою зарплату и продал президентский самолет[41].

В этих условиях для Мексики огромное значение имела ратификация всеми странами соглашения ЮСМКА. Продолжающаяся неопределенность с этим соглашением создавала призрачные перспективы для мексиканской экономики. Эксперты указывали, что если ЮСМКА не станет законом в 2019 г., то в 2020 г. Мексику ожидает технический спад[42].

Демократы и их союзники в Конгрессе также полагали, что трудности с заключением соглашения подрывают реформы рынка труда в Мексике. В течение месяца после того, как ЮСМКА стала законом, более 100 исков были поданы в мексиканские судебные органы по поводу его нарушения. Кроме того, в Мексике остановились реформы судопроизводства, и демократы в Конгрессе выражали опасения, что все реформы могут полностью прекратиться после ратификации ЮСМКА[43]. 17 октября 2019 г. президент Мексики А.М. Лопес Обрадор в письме на имя председателя бюджетного комитета Конгресса Р. Нила заверил его в том, что реформы ведутся, а их реализация будет завершена через 4 года[44].

9 декабря 2019 г. министр иностранных дел Мексики М. Эбрард сделал заявление, что его страна не может принять условия ЮСМКА по стали и алюминию. Такое решение он мотивировал тем, что сталь поставляется из Бразилии, Японии и Германии, с которыми Мехико связано договорными отношениями. Поэтому условие использования 70 % стали североамериканских производителей Мексика может реализовать только через 5 лет. Что касается алюминия, то в стране вообще нет ресурсов для его производства. Это заявление М. Эбрарда было сделано спустя несколько дней после того, как А.М. Лопес Обрадор отверг предложение США о присутствии американских наблюдателей на мексиканских производствах в целях наблюдения за соблюдением трудового законодательства[45].

Очевидно, что Мексика стала оказывать дипломатическое давление, осознавая, что в Соединенных Штатах разрастается внутриполитический кризис, связанный с импичментом Д. Трампа, а на слушания в Конгрессе по вопросу ратификации ЮСМКА в 2019 г. просто не остается времени. Тем временем Палата представителей США спешно (вопросы климата и экологии вообще не обсуждались) 19 декабря 2019 г. передала соглашение ЮСМКА в Сенат (Trump Administration Continues Trade Negotiations…, 2020, p. 142). При этом «спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси признала, что это торговое соглашение “намного лучше, чем НАФТА”, и “бесконечно лучше, чем то, что изначально было предложено администрацией”»[46]. Между тем Соглашение продолжало включать популистско-националистическое и протекционистское содержание, что отмечалось независимыми экспертами (Wojczewski, 2020, p. 293).

4 февраля 2020 г. в третьем ежегодном послании Д. Трамп отметил «тему реформирования НАФТА, где сообщил, что за шесть дней до своего выступления он подписал соглашение о замене НАФТА на USMCA» (Нелин, 2021, с. 240). Канада последней из трех стран ратифицировала ЮСМКА 13 марта 2020 г., и после взаимного уведомления каждым из правительств, что они готовы к реализации соглашения на национальном уровне, оно вступило в силу 1 июля 2020 г.

Первые результаты реализации ЮСМКА в 2020—2021 гг.

Начавшаяся в 2020 г. пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы не только в реализацию соглашения ЮСМКА, но и в межгосударственное взаимодействие США и Мексики по многим направлениям сотрудничества, значительно изменив подходы в вопросах здравоохранения, миграции, создания рабочих мест, социальной поддержки населения и многое другое.

2020 г. закончился снижением показателей в американо-мексиканской торговле. Общий экспорт Мексики в США снизился на 7,8 %, а импорт из США — на 18,4 % по сравнению с 2019 г. (Cota, 2021, p. 381, 383). Общий торговый оборот снизился на 13,48 % за пандемийный 2020 г. (Cota, 2021, p. 381). Действительно, пандемия COVID-19 усилила тенденции антиглобализации (Curran & Eckhardt, 2020, p. 614). Новые правила происхождения (Rules of origin — ROO) в автопромышленности, включенные в соглашение ЮСМКА, значительно снизили конкурентоспособность автомобилей, произведенных в Мексике, на американском рынке. К концу 2020 г. Мексика запросила у США «альтернативный переходный режим» (Medina, 2021, p. 424). При этом следует отметить, что в этом же году мексиканские компании получили не меньше, а намного больше прямых иностранных инвестиций в размере 21,7 млрд долл. США (Blecker, 2021, p. 305). Поэтому понятно, что первые выводы о действенности соглашения ЮСМКА за 2020 г. были малоутешительны для всех участников соглашения.

2021 г., ставший вторым годом пандемии, внес свои коррективы в реализацию соглашения ЮСМКА.

Во-первых, стало ясно, что цели, которые ставила администрация Д. Трампа в торговых отношениях с Мексикой, не достигнуты: США не удалось добиться увеличения количества рабочих мест на своей территории, а мексиканцы у себя не увидели массового бегства иностранных компаний (Blecker, 2021, p. 306). В то же время цели, поставленные правительством Л. Обрадора при подписании соглашения ЮСМКА в обеспечении высоких темпов роста ВВП, также не были достигнуты, потому что «двухскоростная природа мексиканской экономики» (высокотехнологичного производства с растущей заработной платой в северных и центральных штатах страны и аграрного Юга) в целом не претерпела существенных изменений (Escaith, 2021, p. 34).

Во-вторых, возвращение США в Парижское соглашение по климату 2015 г. и разработка «Зеленого нового курса» (Green New Deal — GND) администрацией президента Дж. Байдена осложнило реализацию соглашения ЮСМКА в рамках достигнутых тремя странами договоренностей (Голуб, Шенин, 2022. с. 7—8).

В американском бюджете на 2022 г. из 1,75 трлн долл. США 555 млрд долл. США заложено на реализацию «Зеленого курса» (MacArthur et al., 2020, рр. 2—3). Канаду и Мексику беспокоит установленный президентом Дж. Байденом налоговый вычет в сумме 7,5 тыс. долл. США из подоходного налога физических лиц, купивших электромобиль, произведенный в США[47]. Число ежегодно продаваемых электромобилей в США к 2030 г. возрастет до 1 млн единиц (Fang, 2021, p. 169).

18 ноября 2021 г. для решения этого вопроса был созван «саммит трех амигос», который был прерван в период президентства Д. Трампа. А.М. Лопес Обрадор и Дж. Трюдо на этом саммите объяснили президенту США, что такое решение является преференциальным, противоречит соглашению ЮСМКА и ставит их национальную автопромышленность в неконкурентные условия. Дж. Байден успокоил обоих президентов тем, что законопроект «Акт о лучшем плане по восстановлению» (Build Back Better Act) пока в Конгрессе не рассматривался, а при его рассмотрении пожелания партнеров будут учтены48. В феврале 2022 г. Палата представителей США проголосовала («за» — 220, «против» — 213 голосов) за законопроект по бюджету в размере 1,9 трлн долл. США, который включает формулировку о предложении потенциальным покупателям налоговой скидки на электромобили до 12,5 тыс. долл. США49. Хотя законопроект и не был принят, настойчивое его продвижение администрацией Дж. Байдена и демократами-конгрессменами говорит о том, что американцы не будут следовать букве соглашения ЮСМКА в части соблюдения интересов своих партнеров, а будут придерживаться экономических интересов США.

Результаты и выводы

Анализ американо-мексиканских отношений в период ратификации соглашения ЮСМКА в 2019 г. и первых двух лет его применения после вступления в силу (2020—2021 гг.) позволил выявить и уточнить новую модель взаимоотношений, которую продвигали Соединенные Штаты в отношении своего ключевого торгового партнера. Данная модель предполагает давление на своего североамериканского партнера с тем, чтобы обеспечить себе максимальные преимущества в новой торговой сделке, заменившей соглашение НАФТА. Отличительной особенностью этого давления было выдвижение не только торговых, но и политических требований — по ограничению миграционных перемещений беженцев через территорию Мексики на территорию США. Причем ни президент Д. Трамп, ни его преемник Дж. Байден не желали учитывать национальные особенности политической культуры в Мексике, сложившиеся характерные черты, традиции и ценности, которые не позволяли новому левому правительству президента А.М. Лопеса Обрадора сразу же провести необходимые многочисленные реформы практически во всех сферах общественной жизни. Кроме того, США не хотели учитывать сложившиеся внешнеэкономические связи Мексики, установившиеся за 30 лет существования НАФТА, которые невозможно было изменить за короткий промежуток времени, не усугубив экономическое положение в стране.

В результате Мексика получила кабальный торговый договор с различными оговорками о праве США вводить штрафные пошлины и квоты. Вряд ли можно считать соглашение ЮСМКА моделью для других торговых договоров, как это неоднократно подчеркивали американцы. Такие акторы, как Китай, ЕС или Великобритания, не позволят так обращаться с собой.

Однако, несмотря на это, США не достигли желаемой цели — изменить баланс американо-мексиканской торговли в свою пользу. В 2020 г. даже в условиях пандемии COVID-19 снижение мексиканского экспорта в США было в 2,3 раза меньше, чем снижение объема экспорта США в Мексику.

В 2021 г. США предприняли новое давление на Мексику, приняв «Зеленый новый курс», а в его рамках пытаясь стимулировать рывок в сфере производства электромобилей, что повлекло за собой несоблюдение договоренностей, установленных соглашением ЮСМКА. Решение о принятии налогового кредита для покупателей электромобилей, произведенных в США, стало равноценным установлению торговой пошлины на мексиканские автомобили с двигателями внутреннего сгорания в размере 30—34 %. В начале 2022 г. Конгрессом был принят бюджет в размере 1,9 трлн долл. США с включением более 500 млрд долл. США на выполнение программы «Зеленого нового курса» без учета интересов мексиканских автопроизводителей.

Исследование американо-мексиканских отношений в условиях ратификации соглашения ЮСМКА и первых двух лет его применения после вступления в силу (2020—2021 гг.) позволяет сделать следующие выводы.

  1. Отношения между США и Мексикой в течение всего исследуемого периода находились в глубоком кризисе по причине наличия как торговых, так и политических разногласий.
  2. Президент Д. Трамп, как и весь американский истеблишмент, не считаясь с национальными чертами, политическими традициями и ценностями мексиканцев, оказал грубое давление на мексиканское правительство в целях досрочной ратификации соглашения в июне 2019 г., а также последующего изменения соглашения в свою пользу в декабре 2019 г.
  3. Мексиканский президент А.М. Лопес Обрадор из-за американского давления был вынужден проводить неподготовленные трудовые реформы, реформу мексиканского судопроизводства и социально-политическую реформу в соответствии со своими предвыборными обещаниями.
  4. Преемник Д. Трампа на посту президента США Дж. Байден, несмотря на отмену большинства исполнительных указов своего предшественника, фактически продолжил его дискриминационную политику по отношению к своему латиноамериканскому партнеру — Мексике — по различным направлениям сотрудничества.
  5. Итоги американо-мексиканских отношений за исследуемый период позволяют прогнозировать углубление политико-экономического кризиса в отношениях США и Мексики в ближайшей перспективе.

 

1 Содержание, структуру и характеристику соглашения ЮСМКА см.: (Комкова, 2019).

2 Идею НАФТА+ (или идею интегрированной Северной Америки) впервые выдвинул президент В. Фокс во время американо-мексиканского саммита в мексиканском городе Гванахуато в феврале 2001 г. как идею о целесообразности создания интегрированного Североамериканского сообщества с открытыми границами наподобие Европейского союза.

3 McCarten J. With Trump’s New Tariff Threats, New NAFTA Once Again Hangs in the Balance // CBC. May 31, 2019. URL: https://www.cbc.ca/news/politics/trump-new-tariff-threatens-new-nafta-1.5158417 (accessed: 27.11.2021).

4 Trump Seeks to Cut Foreign Aid to 3 Central American Nations // WSVN. March 30, 2019. URL: https://wsvn.com/news/politics/trump-seeks-to-cut-foreign-aid-to-3-central-american-nations/ (accessed: 27.11.2021).

5 Шатдаун (англ. shutdown) — приостановка работы правительства США. Поводом для остановки работы служит отсутствие бюджетных ассигнований для финансирования правительства.

6 Trump’s False Crisis Adds to Growing National Unease // National Catholic Reporter. February 1, 2019. URL: https://www.ncronline.org/news/opinion/editorial-trumps-false-crisis-adds-growing-national-unease (accessed: 27.11.2021).

7 Ibid.

8 Ciuriak D. From NAFTA to USMCA and the Evolution of US Trade Policy // C.D. Howe Institute. June 25, 2019. P. 2. URL: https://www.cdhowe.org/sites/default/files/attachments/research_papers/mixed/Verbatim-Ciuriak-2019-June%2025.pdf (accessed: 27.11.2021).

9 Marin D. Hard Struggle Ahead For Latin America and the Caribbean // Global Finance Magazine. March 14, 2019. URL: https://www.gfmag.com/magazine/march-2019/hard-struggle-ahead-latin-america (accessed: 27.11.2021).

10 Blanchfield M. Mexico Pushing Labour Reform, Won’t Ratify New NAFTA with U.S. Tariffs in Place // CBC. March 03, 2019. URL: https://www.cbc.ca/news/politics/mexico-labour-reform-nafta-1.5040975 (accessed: 27.11.2021).

11 Зарплата на мексиканских автосборочных заводах составляет в среднем около 2 долл. США в час. Ее поднятие в 8 раз увеличит стоимость автомобилей и снизит конкурентоспособность американских автомобилей на мировом рынке. См.: Dale D. NAFTA Talks Focus On Low Wages for Mexican Autoworkers // Toronto Star. May 11, 2018. URL: https://www.thestar.com/news/world/2018/05/11/nafta-talks-focus-on-low-wages-for-mexican-autoworkers.html (accessed: 27.11.2021).

12 Noble B. AFL — CIO President: Trade Deal Will ‘Suck Jobs’ from U.S. // The Detroit News. June 19, 2019. URL: https://www.detroitnews.com/story/business/2019/06/19/afl-cio-richard-trumka-trade-deal-canada-mexico-united-states-us/1490544001/ (accessed: 27.11.2021).

13 Trump Seeks to Cut Foreign Aid to 3 Central American Nations // WSVN. March 30, 2019. URL: https://wsvn.com/news/politics/trump-seeks-to-cut-foreign-aid-to-3-central-american-nations/ (accessed: 27.11.2021).

14 Сколько США импортируют из Мексики? // Финансовая энциклопедия. 07.05.2021. URL: https://nesrakonk.ru/how-much-does-us-import-mexico-gm-f/ (дата обращения: 27.11.2021).

15 Noriega R.F. Treating the Root Causes of Illegal Immigration: US Programs and Partnerships in Central America // American Enterprise Institute. April 10, 2019. URL: https://www.aei.org/wp-content/uploads/2019/04/Noriega-HFAC-Central-America-Testimony-04-10-19-.pdf (accessed: 27.11.2021).

16 Юма — город на крайнем юго-западе штата Аризона, США. Административный центр округа Юма. Дата основания: 1888 г. Население: 95 548 чел. (1 января 2020 г.)

17 Zwirz E. Yuma, Arizona Mayor Declares Emergency Over Migrant Situation // Fox News. April 16, 2019. URL: https://www.foxnews.com/us/arizona-mayor-emergency-migrants (accessed: 27.11.2021).

18 Trump Gives Mexico a ‘One-Year Warning’ with Threat of Border Closure and Tariffs // The Western Journal. April 4, 2019. URL: https://www.westernjournal.com/trump-walks-back-border-shutdown-threat-gives-mexico-one-year-warning/ (accessed: 27.11.2021).

19 USMCA Estimated to Support 76,000 Additional American Auto Jobs, Billions in New Auto Manufacturing Investments // Office of the United States Trade Representative. April 18, 2019. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2019/april/usmca-estimated-support-76000 (accessed: 27.11.2021).

20 Mexican Labor Laws on Track to Change Radically // Pulse News Mexico. December 10, 2019. URL: https://pulsenewsmexico.com/2019/12/10/mexican-labor-laws-on-track-to-change-radically/ (accessed: 27.11.2021).

21 Casella M. Democrats Threaten to Block Trump’s Mexico — Canada Trade Deal // Politico. April 30, 2019. URL: https://www.politico.com/story/2019/04/30/democrats-trump-mexico-canada-trade-deal-1397476 (accessed: 27.11.2021).

22 Breuninger K. Pelosi Says Democrats Are ‘Making Progress’ on the USMCA // CNBC. October 2, 2019. URL: https://www.cnbc.com/2019/10/02/pelosi-says-democrats-are-making-progress-on-the-usmca.html (accessed: 27.11.2021).

23 Tausche K. White House Is Likely to Send USMCA Trade Deal to Congress after Sept. 1, Sources Say // CNBC. July 10, 2019. URL: https://www.cnbc.com/2019/07/10/trump-white-house-likely-to-send-usmca-trade-deal-to-congress-after-sept-1.html (accessed: 27.11.2021).

24 Lee Y. N. Trump May ‘End Up Torpedoing’ the New NAFTA after Threatening Mexico with a Costly Tariff // CNBC. May 31, 2019. URL: https://www.cnbc.com/2019/05/31/trump-jeopardizes-usmca-by-threatening-mexico-with-tariff-experts.html (accessed: 27.11.2021).

25 In Our Opinion: Tariffs for Mexico? Blame Congress // Deseret News. May 31, 2019. URL: https://www.deseret.com/2019/6/3/20674647/in-our-opinion-tariffs-for-mexico-blame-congress (accessed: 27.11.2021).

26 Это были угрозы двойного назначения: для президента Мексики и демократов Палаты представителей, потому что они сопровождались указанием на необходимость применения президентом Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act — IEEPA), применение которого является первым шагом для введения чрезвычайного положения в стране, дающего президенту неограниченные полномочия.

27 McCarten J. With Trump’s New Tariff Threats, New NAFTA Once Again Hangs in the Balance // CBC. May 31, 2019. URL: https://www.cbc.ca/news/politics/trump-new-tariff-threatens-new-nafta-1.5158417 (accessed: 27.11.2021).

28 Nazario D., Damicog J.G., Panaligan R.G. Mexican President Says Confident That US Will Negotiate on Tariffs // Manila Bulletin. June 2, 2019. URL: https://mb.com.ph/2019/06/02/mexican-president-says-confident-that-us-will-negotiate-on-tariffs/ (accessed: 27.11.2021).

29 Цель этой встречи, как стало известно позже из дипломатических источников, состояла в том, чтобы внести неофициальное предложение для Мексики о заключении договора с США о беженцах из стран третьего мира, которые должны сначала регистрироваться в Мексике. Подобный договор существует между Канадой и США.

30 Mexican President Obrador Urges Friendship & Dialogue with US under Looming Tariff Threat // Russia Today. June 3, 2019. URL: https://www.rt.com/usa/460986-obrador-urges-friendship-tariff-threat/ (accessed: 27.11.2021).

31 Zakaria F. Trump Is Destroying Three Decades of Hard Work with Mexico // Washington Post. June 9, 2019. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/global-opinions/trump-is-destroying-three-decades-of-hard-work-with-mexico/2019/06/06/9e3f00d4-8898-11e9-a870-b9c411dc4312_story.html (accessed: 27.11.2021).

32 Мексика — Экспорт в США // TradingEconomics. 2021. URL: https://ru.tradingeconomics.com/mexico/exports (accessed: 27.11.2021).

33 Alper A., Daniel F.J. Mexico Draws Red Line on Asylum Ahead of Talks about Trump’s Tariffs // The Globe and Mail. June 3, 2019. URL: https://www.theglobeandmail.com/business/international-business/latin-american-business/article-mexican-officials-in-washington-to-discuss-migration-as-us-tariffs/ (accessed: 27.11.2021).

34 Robert Samuelson: The Nastiness of Trump’s Mexico Tariffs // Sun Journal. June 8, 2019. URL: https://www.sunjournal.com/2019/06/08/robert-samuelson-the-nastiness-of-trumps-mexico-tariffs/ (accessed: 27.11.2021).

35 Palmer D. GOP Senators Warn Trump’s Mexico Tariffs Could Blow up Trade Deal // Politico. May 31, 2019. URL: https://www.politico.com/story/2019/05/31/trump-mexico-tariffs-trade-deal-1494055 (accessed: 27.11.2021).

36 House of Commons Hansard #431 of the 42nd Parliament, 1st Session. Debates of June 11th, 2019 // Openparliament.ca. June 11, 2019. URL: https://openparliament.ca/debates/2019/6/11/chrystia-freeland-1/ (accessed: 27.11.2021).

37 В 2007 г. при заключении соглашения о свободной торговле между США и Колумбией (U.S. — Colombia Free Trade Agreement) американский Конгресс не успел рассмотреть документ. Преемник Дж. Буша-мл. Б. Обама получил измененную доработанную версию, Колумбия согласилась принять дополнительный закон, чтобы ее ратифицированное соглашение соответствовало принятому американскому акту.

38 См.: Martin E. AMLO’s 4% Mexico Growth Goal Looks Ever More Unreachable // Bloomberg. April 2, 2019. URL: https://www.bloombergquint.com/business/amlo-s-4-percent-mexico-growth-goal-looks-ever-more-unreachable (accessed: 27.11.2021); Graham D. Mexico’s Economy Shrinks for First Time in 10 Years, in Blow to President // Reuters. January 30, 2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-mexico-economy-gdp-idUSKBN1ZT1OJ (accessed: 27.11.2021).

39 С учетом других глобальных факторов — пандемии коронавируса и падения нефтяных цен — эта цель становится недостижимой.

40 Graham D. Mexico’s Economy Shrinks for First Time in 10 Years, in Blow to President // Reuters. January 30, 2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-mexico-economy-gdp-idUSKBN1ZT1OJ (accessed: 27.11.2021).

41 Персоны: Лопес Обрадор. Президент Мексики, политик // Свободная пресса. URL: https://svpressa.ru/persons/lopes-obrador/ (дата обращения: 27.11.2021).

42 Gomez C. Five Reasons to Oppose the Now-introduced USMCA Implementation Act // The New American. December 17, 2019. URL: https://thenewamerican.com/five-reasons-to-oppose-the-now-introduced-usmca-implementation-act/ (accessed: 27.11.2021).

43 Oré D. Critics Warn Sweeping Mexican Judicial Reform Threatens Human Rights // Reuters. January 23, 2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-mexico-reform-judicial-idUSKBN1ZM2ZD (accessed: 27.11.2021).

44 Esposito A. Mexico’s President Vows Wage Growth, Labor Reform Funding in Push for Trade Deal // Reuters. October 17, 2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trade-mexico-idUSKBN1WW2T2 (accessed: 27.11.2021).

45 Mexico Rejects US Trade Deal Proposals on Steel, Aluminum // Manila Bulletin. December 9, 2019. URL: https://mb.com.ph/2019/12/09/mexico-rejects-us-trade-deal-proposals-on-steel-aluminum/ (accessed: 27.11.2021).

46 McGhee White K. Klobuchar Is Right about the USMCA: It’s a Win for Both Democrats and Republicans // Washington Examiner. December 19, 2019. URL: https://m.washingtonexaminer.com/opinion/amy-klobuchar-is-right-about-the-usmca-its-a-win-for-both-democrats-and-republicans (accessed: 27.11.2021).

47 Bade G., Blatchford A. Biden’s Made-In-America Push Raises Trade Tensions at Meeting with Canada, Mexico // Politico. November 18, 2021. URL: https://www.politico.com/news/2021/11/18/joe-biden-made-in-america-tensions-canada-mexico-522868 (accessed: 27.01.2022).

48 McCarten J. Trudeau Calls Three Amigos Summit ‘Extremely Effective,’ But Biden Unmoved on EVs // CTV News. November 18, 2021. URL: https://www.ctvnews.ca/politics/trudeau-calls-three-amigos-summit-extremely-effective-but-biden-unmoved-on-evs-1.5671642 (accessed: 26.06.2022).

49 Cochrane C., Weisman J. House Narrowly Passes Biden’s Social Safety Net and Climate Bill // The New York Times. November 19, 2021. URL: https://www.nytimes.com/2021/11/19/us/politics/house-passes-reconciliation-bill.html (accessed: 26.06.2022).

×

Об авторах

Илья Анатольевич Соков

Волгоградский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sokov@volsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-7146-7340

доктор исторических наук, профессор кафедры истории и международных отношений

Волгоград, Российская Федерация

Список литературы

  1. Голуб Ю. Г., Шенин С. Ю. Администрация Байдена и проблемы «зеленого транзита // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66, № 2. С. 5-14. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-2-5-14
  2. Комкова Е. Г. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63, № 4. С. 50-58. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-4-50-58
  3. Косевич Е. Ю. Новые ориентиры внешней политики Мексики // Латинская Америка. 2019а. № 9. С. 23-37. https://doi.org/10.31857/S0044748X0006152-6
  4. Косевич Е. Ю. Приграничные стены: безопасность или угроза для мексикано-американских отношений // Латинская Америка. 2019b. № 6. С. 39-48. https://doi.org/10.31857/S0044748X0005098-6
  5. Нелин Т. В. Латиноамериканское направление политики Д. Трампа во внутриполитической борьбе США 2020 г.: анализ предвыборных программ кандидатов в президенты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26, № 4. С. 236-245. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.4.20
  6. Соков И. А. «Правый поворот»: американский взгляд на формирование политической культуры США во второй половине ХХ века и первой половине XXI века (Рец. на кн.: Stahl, J. Right Moves: The Conservative Think Tank in American Political Culture since 1945 [Text] / J. Stahl. - Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 2016. - 248 p.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23, № 6. С. 217-224. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.6.18
  7. Соков И. А. Положение латинос в США во время президентства Д. Трампа: обзор проблематики политических трансформаций в публикациях американских авторов за 2018-2020 годы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26, № 3. С. 249-263. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.3.22
  8. Blecker, R. A. (2021). The rebranded NAFTA: Will the USMCA achieve the goals of the Trump administration for North American trade? Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 16(2), 289-315. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2021.2.516
  9. Brands, H. (2017). The unexceptional superpower: American grand strategy in the age of Trump. Survival, 59(6), 7-40. https://doi.org/10.1080/00396338.2017.1399722
  10. Carbajal-De-Nova, C. (2019). The manufacturing wage gap: Mexico and the United States. Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 14(2), 67-94. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2019.2.376
  11. Cota, J. E. M. (2021). Determinantes del comercio entre Estados Unidos y México bajo el T-MEC. Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 16(2), 375-402. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2021.2.478
  12. Covarrubias, A. V. (2019). La ventaja competitiva de México en el TLCAN: un caso de dumping social visto desde la industria automotriz. Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 14(1), 89-118. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2019.1.340
  13. Curran, L., & Eckhardt, J. (2020). Mobilizing against the antiglobalization backlash: An integrated framework for corporate nonmarket strategy. Business and Politics, 22(4), 612-638. https://doi.org/10.1017/bap.2020.9
  14. Escaith, H. (2021). From NAFTA to USMCA: Can a good idea that came too late be born again? Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 16(2), 1-40. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2021.2.517
  15. Fang, C. C. (2021). The case for environmental advocacy. Journal of Environmental Studies and Sciences, 11, 169-172. https://doi.org/10.1007/s13412-020-00650-5
  16. Foerster, A. (2019). Solidarity or sanctuary? A global strategy for migrant rights. Humanity & Society, 43(1), 19-42. https://doi.org/10.1177/0160597618817456
  17. Gomez Tovar, R., & Ruiz Nápoles, P. (2021). Efectos potenciales de los cambios en el T-MEC respecto al TLCAN sobre la economía Mexicana. Norteamérica, 16(2), 347-373. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2021.2.518
  18. López Obrador, A. V. (2018). A new hope for Mexico: Saying no to corruption, violence, and Trump’s wall. New York: OR Books.
  19. Lopez, J. E. N. (2017). Trump: comercio, inversiones… y otras amenazas. Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 12(2), 253-271. Retrieved from https://ru.micisan.unam.mx/bitstream/handle/123456789/19881/N_2017_0012_0002_0253.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  20. MacArthur, J. L., Hoicka, C. E., Castleden, H., Das, R., et al. (2020). Canada’s Green New Deal: Forging the socio-political foundations of climate resilient infrastructure? Energy Research & Social Science, 65, 1-10. https://doi.org/10.1016/j.erss.2020.101442
  21. Medina, M. L. Á. (2021). Automotive sector in Mexico impacto de las reglas de origen del tratado México - Estados Unidos - Canadá (T-MEC) sobre el sector automotriz en México. Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 16(2), 403-430. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2021.2.489
  22. Ramirez, M. A. (2019). Reflexiones en torno a la política comercial de Donald Trump: multilateralismo, acuerdos de libre comercio y guerras comerciales. Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 14(2), 121-145. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2019.2.382
  23. Ruiz Nápoles, P. (2021). Introducción: El Tratado de México, Estados Unidos y Canadá (T-MEC) como sustituto del Tratado de Libre Comercio de América del Norte (TLCAN 1994-2019). Norteamérica, Revista Académica Del CISAN-UNAM, 16(2), 285-315. https://doi.org/10.22201/cisan.24487228e.2021.2.519
  24. Trump Administration Continues Trade Negotiations with Major Trade Partners. (2020). American Journal of International Law, 114(1), 137-142. https://doi.org/10.1017/ajil.2019.83
  25. Wojczewski, T. (2020). Trump, populism, and American foreign policy. Foreign Policy Analysis, 16(3), 292-311. https://doi.org/10.1093/fpa/orz021

© Соков И.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах