Стратегии цифрового развития ключевых государств «Глобального Юга» в условиях американо-китайского технологического соперничества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуются стратегии государств «Глобального Юга» в области осуществления цифрового развития в условиях технологического соперничества США и Китая. Дается характеристика основным особенностям американо-китайского технологического соперничества на современном этапе. Американо-китайское технологическое соперничество рассматривается как фактор, влияющий на выработку и реализацию государствами «Глобального Юга» национальных стратегий цифрового развития, предусматривающих активизацию международного сотрудничества по приоритетным направлениям. Выявляются международно-политические аспекты программ цифрового развития наиболее значимых и динамично развивающихся государств «Глобального Юга», расположенных в важных международных регионах: Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Ближнем Востоке и Северной Африке, Африке южнее Сахары, Латинской Америке. Внимание уделяется прежде всего таким стратегическим направлениям цифрового развития рассматриваемых государств «Глобального Юга», как системы обработки и хранения цифровых данных, системы передачи цифровых данных, технологии нового поколения мобильной связи, космические программы, цифровая торговля, комплексные технологии «умный город», технологии кибербезопасности. Проанализированы стратегические подходы рассматриваемых стран «Глобального Юга» в отношении цифрового сотрудничества с США и Китаем, а также взаимодействие государств в цифровой сфере с технологически продвинутыми странами, выступающими в качестве альтернативных технологических партнеров: Японией, ведущими странами Европы, Республикой Корея, Израилем, Россией. В рамках исследования выявляются и характеризуются наиболее значимые цифровые проекты зарубежных корпораций, реализуемые совместно с рассматриваемыми странами. Изучены особенности международного сотрудничества в цифровой сфере между ключевыми странами «Глобального Юга» в рамках обозначенных в исследовании международных регионов, а также на трансрегиональном уровне. Особое внимание уделяется перспективным региональным международным технологическим проектам в цифровой сфере. Определены приоритетные направления внешнеполитической деятельности ключевых государств «Глобального Юга» с точки зрения более эффективной реализации этими государствами своих стратегий цифрового развития. Раскрываются специфические черты, присущие стратегиям цифрового развития рассматриваемых государств «Глобального Юга». Автор приходит к выводу, что эти государства в условиях американо-китайского технологического соперничества стремятся диверсифицировать свои международные связи в цифровой сфере, усилить технологический потенциал национальных цифровых компаний, укрепить национальный «цифровой суверенитет», использовать свои конкурентные преимущества для привлечения зарубежных инвестиций в цифровой сегмент национальных экономик, активизировать свой транспортно-логистический потенциал благодаря внедрению технологий Четвертой промышленной революции, расширить сотрудничество в цифровой сфере с другими странами своих международных регионов, а также на трансрегиональном уровне.

Полный текст

Введение

Современный мир переживает глубокие технологические и экономические изменения, которые оказывают воздействие на трансформацию мирового порядка (Amadi, 2020). Одним из стержневых составляющих этого процесса является стратегическое соперничество США и Китая, которое разворачивается прежде всего в технологической сфере в целом и цифровой в частности (Дегтерев, Рамич, Цвык, 2021). США и Китай реализуют политику «технологического национализма» (Kim, Lee & Kwak, 2020), которая формирует условия для технологического «декаплинга»1. В рамках этого процесса Китай проводит политику, направленную на сокращение своей зависимости от зарубежных компаний в области производства полупроводников. В свою очередь, США, будучи крайне зависимыми от тайваньских производителей полупроводников и микросхем, также стремятся приобрести бóльшую автономию в этой сфере (Shattuck, 2021).

Кроме того, между США и Китаем наблюдаются различия в подходах к определению юридических стандартов и этических норм в области регулирования развития цифровой сферы2. Администрация президента США Дж. Байдена выдвигает идею международного партнерства «технодемократий», противостоящих «техноавтократиям», заложенную в цифровой стратегии Агентства США по международному развитию (USAID)3. Китай же продвигает концепцию «цифрового суверенитета» (Zhao & Feng, 2021), а также выступает с инициативой «создания сообщества с единой судьбой в киберпространстве» (Дегтерев, Рамич, Пискунов, 2021).

Китайские технологические компании, реализуя свои проекты, конкурируют не только с американскими корпорациями, но и с ведущими компаниями Японии и Республики Корея. В свою очередь, основные американские технологические корпорации и цифровые компании других ведущих стран «Глобального Севера» вынуждены конкурировать не только с китайскими компаниями, но и между собой.

В рамках реализации стратегии, направленной на технологическое сдерживание КНР, США стремятся ограничить свои связи с Китаем в сфере критических технологий, вытеснить китайские цифровые компании со своего рынка и рынков своих близких военно-политических партнеров из числа стран «Глобального Севера», а также ограничить присутствие китайских цифровых компаний на перспективных рынках стран «Глобального Юга». С наибольшим давлением со стороны США сталкиваются китайские компании Huawei и ZTE. В этих условиях прослеживается нарастающая конкуренция ведущих американских (например, Meta (здесь и далее упоминается компания Meta, деятельность которой признана экстремистской по решению Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022 г. и запрещена в России. — Прим. ред.), Google, Amazon) и китайских (например, Huawei, ZTE, Alibaba) технологических компаний за цифровые рынки государств «Глобального Юга» и формирование «цифровой геополитики» (Ефременко, 2020). В рамках этого процесса компании стремятся сформировать контролируемую ими инфраструктуру, прежде всего в стратегически значимом Индо-Тихоокеанском регионе (Okano-Heijmans & Vosse, 2021).

Технологическое соперничество США и КНР на пространстве государств «Глобального Юга» реализуется в секторах цифровой экономки, формирующихся в парадигме Четвертой промышленной революции на глобальном уровне, в числе которых развитие технологий и инфраструктуры связи пятого поколения (5G), развитие технологий искусственного интеллекта и развитие облачных вычислений. Данная ситуация порождает прогнозы о перспективах фрагментации мира на техноэкономические блоки4. Тем не менее в условиях продолжающихся глобальных технологических и экономических трансформаций и сохраняющейся высокой взаимозависимости между США и Китаем цифровое будущее мира в определенной степени продолжает оставаться многовариантным, что создает для стран «Глобального Юга» определенное пространство для маневра (Atkinson, 2021).

С учетом того, что цифровые технологии являются технологиями двойного назначения, соперничество США и Китая распространяется и на военно-политическое измерение. Усиливающаяся секьюритизация сферы цифрового развития (Kulesza & Weber, 2021) оказывает прямое влияние на выработку цифровых стратегий странами «Глобального Юга», так как некоторые из этих государств находятся в различной степени военно-технологической зависимости от США и других стран «Глобального Севера». Значимым фактором, оказывающим политическое влияние на реализацию цифровых стратегий странами «Глобального Юга», является также специфика их отношений с КНР. Например, у ряда стран Юго-Восточной Азии, а также у Индии существуют территориальные споры с Китаем (Muraviev, Ahlawat & Hughes, 2021). Еще одним важным фактором, влияющим на выработку странами «Глобального Юга» стратегических подходов в области международного цифрового сотрудничества, является принадлежность этих государств к перспективным торгово-экономическим объединениям (например, Общему рынку стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Тихоокеанскому альянсу или Транстихоокеанскому партнерству). Большое значение для стран «Глобального Юга» имеет и то, какое место занимают Китай и США в их внешней торговле.

На уровне официальных стратегических документов страны «Глобального Юга» провозглашают курс на цифровую трансформацию, которая рассматривается ими в качестве инструмента для решения таких задач, как экономическая модернизация, повышение привлекательности своих внутренних рынков, улучшение позиций в глобальных и региональных производственно-сбытовых цепочках (Ханна, 2019). В данном исследовании представляется важным рассмотреть особенности стратегий цифрового развития ключевых государств «Глобального Юга», находящихся в основных международных регионах мира (Кузнецов, 2021). Нас прежде всего будут интересовать государства, расположенные в зонах ключевых морских маршрутов. С учетом этого обстоятельства представляется необходимым уделить особое внимание странам «Глобального Юга», среди которых Бразилия, Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР и др. В исследовании будут проанализированы такие стратегические направления цифрового развития рассматриваемых государств «Глобального Юга», как системы обработки и хранения цифровых данных, системы передачи цифровых данных, технологии нового поколения мобильной связи, космические программы, цифровая торговля, комплексные технологии «умный город», а также технологии кибербезопасности.

Хотя понятие «Глобальный Юг», по существу, не является географическим и вызывает в современной международно-политической науке определенные дискуссии, этот термин на данный момент является наиболее приемлемым для определения различий между развитым и развивающимся миром. Вместе с тем следует учитывать, что в условиях протекающих в настоящее время динамичных технологических и экономических изменений разделительная линия между «Глобальным Севером» и «Глобальным Югом» зачастую проходит не только между государствами, но и внутри государств, субгосударственных регионов и даже отдельных городов (Растольцев, 2018). С этой точки зрения, мы можем относить к числу стран «Глобального Юга» государства, характеризующиеся значительными техноэкономическими, историко-политическими, культурно-цивилизационными различиями (Яковлев, 2021).

В условиях регионализации мировой политики ключевые государства «Глобального Юга», расположенные в основных международных регионах, пытаются решить сложную задачу. С одной стороны, они стремятся обеспечить достаточный уровень открытости для того, чтобы технологически развитые страны «Глобального Севера» инвестировали в развитие их экономик, способствуя интенсификации цифровой трансформации (Haider et al., 2021). С другой стороны, страны «Глобального Юга» стремятся не допустить «цифровой колонизации» (Benyera, 2021) своих экономик зарубежными технологическими компаниями, сохранив национально-государственный контроль в ключевых сегментах цифровой инфраструктуры. Таким образом, важной составляющей поведения государств «Глобального Юга» является определенного рода реагирование на продвигаемые странами «Глобального Севера» перспективные цифровые инициативы и проекты.

Основные направления цифрового развития стран «Глобального Юга»

В контексте американо-китайского технологического соперничества в мировой политике все более активно проявляется тренд на формирование так называемых «гибких» международных партнерств, в том числе в сфере цифрового сотрудничества (Bogdanov, 2019). «Гибкие» международные партнерства характеризуются рядом особенностей, в числе которых отсутствие жестких обязательств, ситуативность, то есть «собираемость под конкретные задачи» (Bogdanov, 2019), разносторонность и вариативность повестки сотрудничества, разнообразный географический охват участников. «Гибкие» международные партнерства позволяют государствам «Глобального Юга» одновременно как конкурировать, так и сотрудничать в рамках этих партнерств. Актуализация данного тренда обусловлена как заинтересованностью США и Китая в продвижении своих интересов на более широкое пространство «Глобального Юга», так и стремлением наиболее динамично развивающихся государств «Глобального Юга» посредством реализации многовекторной политики расширить спектр своих международных партнеров в цифровой сфере. Государства «Глобального Юга», развивая разнообразные международные цифровые партнерства, в определенной степени способствуют повышению открытости международного технологического сотрудничества. Так, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), заключив в 2020 г. с Израилем договор о нормализации отношений5, стремятся развивать цифровое сотрудничество с этой страной, а Индия сотрудничает в цифровой сфере со странами — членами QUAD (США, Япония, Австралия).

С учетом описанной выше ситуации страны «Глобального Юга», стараясь развивать цифровое сотрудничество с США и Китаем, одновременно стремятся использовать для решения национальных задач цифрового развития формирующуюся при их участии систему «гибких» международных партнерств с третьими странами. Особое значение для государств «Глобального Юга» имеет развитие цифрового сотрудничества со странами «Глобального Севера», обладающими значительным цифровым потенциалом и в силу этого способными стать своеобразным балансиром для США и Китая. К числу таких государств «Глобального Севера» представляется возможным отнести прежде всего Японию, Республику Корея, ведущие страны Европы, Израиль и Россию.

Реализация стратегий цифрового развития требует от стран «Глобального Юга» создания масштабной инфраструктуры, обеспечивающей работу с цифровыми данными. Важным элементом этой инфраструктуры являются центры хранения и обработки данных, обеспечивающие эффективную работу государственных и коммерческих структур в условиях цифровой трансформации. С учетом возрастания ценности любых данных, в том числе персональных, растет необходимость в обеспечении надежности хранения и скорости передачи информации в условиях развития цифровой экономики (Williams, 2021). Страны «Глобального Юга» проявляют заинтересованность в формировании инфраструктуры центров обработки данных на своей территории, внедряют принципы их локализации (Potluri, Sridhar & Rao, 2020), а также вводят правила, обязывающие технологические компании размещать данные на локальных серверах (Mansell, 2021). Решая эту задачу, страны «Глобального Юга» развивают сотрудничество с ведущими мировыми цифровыми компаниями. В частности, в 2018 г. египетская компания Telecom Egypt подписала с Huawei меморандум о создании центра обработки данных6. Одновременно Telecom Egypt развивает сотрудничество в области работы с цифровыми данными с нидерландской компанией AMS-IX. Нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco сотрудничает с Google в области формирования в стране облачных центров обработки данных7. Ключевые страны Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили — развивают сотрудничество в области создания центров обработки данных как с ведущими американскими компаниями (AWS, Microsoft, Google, IBM), так и с китайской Huawei. В частности, в 2021 г. Google и IBM открыли свои «облачные регионы» на территории Бразилии в Сан-Паулу8.

Среди стран Юго-Восточной Азии можно выделить Таиланд, который, учитывая его выгодное географическое положение, стремится превратиться в хаб для региональной цифровой инфраструктуры. Таиланд имеет хороший потенциал для размещения на своей территории центров обработки данных, обслуживающих потребности предприятий, работающих в Юго-Восточной Азии. В частности, в рамках сотрудничества с китайской компанией Alibaba Таиланд планирует на 2022 г. запуск первого центра обработки данных9.

Альтернативным партнером в области создания инфраструктуры центров обработки данных для государств Юго-Восточной Азии является японская компания NTT. Индонезия демонстрирует заинтересованность в сотрудничестве с технологическими компаниями США. В 2020 г. Google открыл «облачный регион» в индонезийской Джакарте10. Индия также развивает сотрудничество с компанией Google, открывшей «облачные регионы» в Дели и Мумбаи11.

Существенным фактором включения стран «Глобального Юга» в глобальную цифровую экономику становится развитие в этих странах современной цифровой инфраструктуры, обеспечивающей передачу электронных данных. Важным направлением международной деятельности, призванной решить эту задачу, в настоящее время является прокладка подводных интернет-кабелей (Bueger & Liebetrau, 2021). Индия активно реализует сотрудничество с Японией в этой области. В частности, речь идет о совместных инфраструктурных проектах в области прокладки подводных интернет-кабелей, призванных обеспечить цифровую связанность между материковой частью Индии и ее островными территориями. Кроме того, японская компания NTT реализует проект прокладки подводного кабеля MIST, соединяющего ключевые порты Индии (Мумбаи и Ченнаи) с Сингапуром, Малайзией, Мьянмой, Таиландом (Iyer & Nanyam, 2021). В свою очередь, реализация индийской компанией Reliance Jio в сотрудничестве с американской компанией SubCom проекта прокладки двух новых подводных кабелей (India — Asia — Xpress и India — Europe — Xpress) призвана способствовать укреплению позиций Индии как связующего звена между странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, а также государствами Европы.

Египет в настоящее время занимает ключевое транзитное положение в международной цифровой коммуникации: 17 % мировых интернет-кабелей проходят именно через его территориальные воды12. Вместе с тем Египет прилагает усилия, направленные на сохранение своих позиций в глобальной инфраструктуре интернет-кабелей. В марте 2021 г. египетская компания Telecom Egypt представила амбициозный проект по созданию новой гибридной оптоволоконной системы Hybrid African Ring Path (HARP), объединяющей подводную и наземную инфраструктуру этой компании и призванной соединить Африку с Европой13.

Ряд африканских стран оказываются вовлечены в проекты прокладки подводных интернет-кабелей, реализуемых ведущими цифровыми корпорациями США и КНР, причем часть этих проектов являются многосторонними. В частности, проект по прокладке самого длинного подводного интернет-кабеля 2Africa реализует консорциум, включающий в себя China Mobile International (КНР), Meta (США), MTN GlobalConnect (Южно-Африканская Республика), Orange (Франция), Telecom Egypt (Египет), Vodafone (Великобритания) и WIOCC (более десяти стран Африки). Кабель 2Africa призван усилить цифровую связанность Африки, Европы и Азии. Еще одним важным проектом, связывающим Ближний Восток, страны Африки и Европу, стал подводный интернет-кабель PEACE (Pakistan East Africa Connecting Europe), прокладкой которого занимался корпоративный консорциум во главе с китайской компанией Hengtong Group.

Страны Латинской Америки стремятся укрепить цифровые инфраструктурные связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Чили в 2020 г. приняла решение реализовывать проект по прокладке первого оптоволоконного кабеля, соединяющего Южную Америку с Азиатско-Тихоокеанским регионом, совместно с Японией14. К этому проекту также присоединились Аргентина и Бразилия. В первоначальном варианте данного проекта предполагалось, что конечным пунктом назначения будет Шанхай, но в дальнейшем территория КНР была исключена из указанного проекта. Одновременно латиноамериканские страны демонстрируют заинтересованность в укреплении своей цифровой инфраструктурной связанности с США. В частности, планируется участие Бразилии, Уругвая и Аргентины в проекте Google по прокладке подводного интернет-кабеля Firmina, соединяющего восточное побережье США с этими латиноамериканскими странами15.

Сотрудничество в области развертывания сетей мобильной связи 5G является важным аспектом стратегий цифрового развития государств «Глобального Юга». Следует отметить, что данное направление взаимодействия стран «Глобального Юга» и «Глобального Севера» проходит в рамках жесткой конкуренции американских, европейских и китайских технологических компаний. Например, в Юго-Восточной Азии Сингапур и Вьетнам с наибольшей настороженностью относятся к продвижению технологий 5G китайской компанией Huawei16. В частности, Сингапур заключил соглашение на строительство сетей 5G со шведской компанией Ericsson и финской компанией Nokia17. Вьетнам не запретил поставки продукции Huawei на свою территорию, однако вьетнамские компании избегают использовать оборудование этой китайской компании в своих сетях 5G. Малайзия также занимает осторожную позицию в отношении сотрудничества с КНР в сфере 5G. В июле 2021 г. правительство этой страны заключило контракт с компанией Ericsson на проектирование и строительство национальной сети 5G18. Тем не менее Малайзия продолжает сотрудничать с Huawei по другим направлениям19. В свою очередь, Индонезия20, Филиппины21 и Таиланд22 в настоящее время демонстрируют готовность развивать сотрудничество с Huawei в области сетей 5G.

Бразилия, испытывая значительное давление со стороны США, отказалась от услуг Huawei в формировании национальной сети 5G (Trevisan, 2021). По итогам проведенного в 2021 г. тендера в Бразилии победителями стали TIM Participacoes (местное подразделение итальянской компании Telecom Italia), Telefonica Brasil (бразильское подразделение испанской компании Telefonica) и бразильско-мексиканская компания Claro, входящая в состав мексиканской телекоммуникационной группы America Movil23. В свою очередь, в Чили победителями тендера на разработку национальной сети 5G стали прежде всего национальные и другие латиноамериканские компании (Movistar, Entel, WOM, Claro), хотя оборудование для чилийской сети 5G должны будут предоставить Nokia и Huawei24.

Страны Африки южнее Сахары, будучи зависимыми от европейских и американских компаний-поставщиков интернет-услуг, тем не менее, стремятся развивать сотрудничество в области 5G с Китаем (Панцерев, 2019). ЮАР и Кения стали первыми странами региона, которые предоставили китайской компании Huawei возможность построить на их территории автономные коммерческие сети 5G25.

Важным направлением в реализации стратегий цифрового развития стран «Глобального Юга» является развитие международной кооперации в сфере освоения космоса и реализация национальных космических программ. Наглядной иллюстрацией этого процесса в последние несколько лет стало создание национальных космических агентств в Египте, ОАЭ, Саудовской Аравии и Турции. Страны Ближнего Востока развивают сотрудничество в космической сфере с США, Россией и Францией. Страны Юго-Восточной Азии в настоящее время сотрудничают в области реализации своих космических программ, прежде всего с США, Францией и Японией. При этом Вьетнам видит Россию в качестве перспективного партнера в области освоения космоса. На уровне двусторонних отношений достигнуто стратегическое намерение сотрудничать в сфере использования и развития глобальной навигационной системы ГЛОНАСС26. Кроме того, страны Юго-Восточной Азии участвуют в работе региональных многосторонних международных объединений в сфере космической деятельности. Речь идет о международном взаимодействии в рамках двух структур — Азиатско-Тихоокеанского регионального форума космических агентств (APRSAF), учрежденного в 1993 г. по инициативе Японии, и Азиатско-Тихоокеанской организации по космическому сотрудничеству (APSCO), созданной Китаем в 2005 г. В последнюю, помимо КНР, входят Таиланд, Монголия, Бангладеш, Пакистан, Иран, Перу и Турция (Yan, 2021). В связи с этим представляется возможным говорить о наличии тенденции к усилению международной конкуренции в космической сфере в Индо-Тихоокеанском регионе (Nie, 2019).

Африканские государства видят для себя перспективным взаимодействие с Китаем в сфере космических технологий. Так, в ноябре 2021 г. состоялся Первый Китайско-Афри-канский форум по сотрудничеству в области навигационной спутниковой системы BeiDou27. Страны Африканского континента намерены использовать китайскую систему BeiDou для решения задач социально-экономического и экологического развития. При этом африканские государства, опираясь на интеграционный потенциал Африканского союза, стремятся развивать общеконтинентальное взаимодействие в области освоения космоса. Реализуя стратегию «Повестка дня 2063», африканские страны достигли взаимопонимания по вопросу создания Африканского космического агентства, которое будет базироваться на территории Египта28.

В Латинской Америке также наметились предпосылки к развитию макрорегиональной кооперации в космической сфере. По инициативе Мексики и Аргентины в сентябре 2020 г. ряд стран Латинской Америки подписали Конвенцию об учреждении Космического агентства Латинской Америки и Карибского бассейна, а в июле 2021 г. шесть латиноамериканских стран (Мексика, Аргентина, Боливия, Коста-Рика, Эквадор и Парагвай) заключили соглашение о создании Космического агентства Латинской Америки и Карибского бассейна29. Параллельно ряд стран Африки и Латинской Америки инициировали подписание с Россией рамочных документов о развитии сотрудничества в космосе. В частности, в декабре 2020 г. вступил в силу федеральный закон «О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях»30. Запланирована реализация совместных проектов по установке на территории Аргентины наземных станций ГЛОНАСС, оптико-электронного комплекса для предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве, а также оказанию пусковых услуг и совместному созданию космической техники. Индия, обладающая собственной региональной навигационной спутниковой системой (NavIC), в рамках сотрудничества с Россией планирует разместить на российской территории наземные станции своих навигационных систем, предоставив России возможность разместить на своей территории системы ГЛОНАСС (Santra et al., 2019).

С учетом того, что во многих странах «Глобального Юга» в настоящее время формируются перспективные капиталоемкие потребительские рынки, эти государства прилагают усилия, направленные на развитие международного сотрудничества в сфере цифровой торговли. Среди динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии особенно выделяется Вьетнам, который стремится к тому, чтобы в перспективе играть более активную роль в выработке правил цифровой торговли как на уровне Всемирной торговой организации, так и на региональном уровне (Kim, 2019). В рамках решения этой задачи Вьетнам в июне 2021 г. договорился с Сингапуром о создании совместной рабочей группы по цифровому партнерству, призванной изучить возможности разработки двустороннего соглашения о цифровой экономике31. Вьетнам также развивает сотрудничество в сфере электронной торговли с американской компанией Amazon32.

Важным направлением развития электронной торговли латиноамериканских стран является сотрудничество по линии «Юг — Юг». Бразилия способствует развитию кооперации в области электронной торговли в рамках МЕРКОСУР, в том числе в целях решения задач региональной экономической интеграции (Коваль, Андрианова, 2020). В свою очередь, Мексика поддерживает формирование регионального цифрового рынка в рамках Тихоокеанского альянса, внутри которого была разработана дорожная карта в области «цифровой повестки дня»33.

Существуют перспективы подключения государств Азиатско-Тихоокеанского региона, участвующих в Транстихоокеанском партнерстве, к возможному соглашению о цифровой торговле с участием США и других государств «Глобального Севера», расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе и являющихся союзниками США34. Предполагается, что новое соглашение может базироваться на тех соглашениях в области цифровой торговли, которые ранее были заключены между США и Японией, Сингапуром и Австралией, а также Сингапуром, Новой Зеландией и Чили.

Индия, реализуя Национальную стратегию финансовой инклюзии на 2019—2024 гг., развивает сектор цифровых финансовых технологий, рассматривая его в качестве инструмента раскрытия потенциала внутреннего рынка, обеспечивающего вовлечение граждан страны в эффективную экономическую деятельность (Кириченко, 2021). Саудовская Аравия стремится активизировать развитие цифровой торговли между странами Ближнего Востока, соседних регионов и Африки посредством созданной в 2020 г. Организации цифрового сотрудничества, в которую, наряду с Саудовской Аравией, вошли Бахрейн, Кувейт, Иордания, Пакистан, Оман и Нигерия.

Важным аспектом глобальной цифровой конкуренции не только государств «Глобального Юга», но и отдельных территорий этих государств является внедрение комплексных технологий «умный город» (Ross, Banerjee & Chowdhury, 2020). В частности, Индия с 2015 г. реализует программу «Миссия 100 умных городов»35. Выполнение данной программы помогло заинтересовать инвесторов и внедрить технологии из таких стран, как США, Великобритания, Франция и Израиль (Перминов, 2020). Кроме того, Индия осуществляет сотрудничество с российской компанией NtechLab, разрабатывающей программные решения для видеоаналитики, обеспечивающие функционирование видеокамер с функцией распознавания лиц. В частности, на Западной железной дороге в Индии были установлены системы видеоаналитики NtechLab на 30 железнодорожных станциях между западно-индийскими штатами Гуджарат и Махараштра, включая Мумбаи36.

Страны АСЕАН стремятся к активному внедрению технологий «умный город» на своей территории (Kong & Woods, 2021), в том числе с привлечением ведущих зарубежных цифровых компаний. Индонезия сотрудничает с китайской Huawei, например, в рамках реализации проекта «умный город» в Бандунге37. Филиппины и Вьетнам развивают взаимодействие с технологическими компаниями Японии и Республики Корея. Кроме того, в мае 2019 г. Вьетнам заключил соглашение с Россией о поставке на свой рынок российских IT-решений в области электронного правительства, информационной безопасности и «умного города». В рамках достигнутой договоренности были заключены соглашения между ведущим поставщиком телекоммуникационных и IT-услуг Вьетнама Vietnam Posts and Telecommunications Group (VNPT) и российскими компаниями «Ростелеком», «Альтарикс», Kaspersky Lab, FORS и Netris38.

Внедрение технологий «умный город» осуществляют и страны Ближнего Востока — Египет, Турция, Саудовская Аравия и Катар. Египет развивает сотрудничество в области внедрения технологий «умный город» с французской компанией Orange. Турция взаимодействует в этой области с Агентством США по торговле и развитию (USTDA). В 2020 г. USTDA запустило американо-турецкую инициативу «Города следующего поколения», призванную содействовать внедрению технологий «умный город» на территории Турции39. Другая ближневосточная страна — Саудовская Аравия — стремится позиционировать себя в качестве активного драйвера цифровой трансформации в регионе. Совместно с ведущими мировыми технологическими корпорациями саудовская компания Neom Tech & Digital Company реализует проект по созданию крупнейшего плавучего промышленного комплекса «Оксагон». В частности, американская цифровая корпорация Oracle планирует разместить на территории комплекса «Оксагон» облачный центр хранения и обработки данных40. При этом, внедряя в городе Янбу технологии «умный город», Саудовская Аравия привлекала китайскую компанию Huawei41. В свою очередь, Катар реализует программу Tasmu Smart Qatar совместно с Microsoft Qatar42.

В связи с тем, что цифровое развитие напрямую связано с умножением разнообразных технологических уязвимостей, а в мире возрастает интенсивность кибератак, страны «Глобального Юга» уделяют все большее внимание проблематике киберугроз. В частности, Мексика утвердила Национальную стратегию кибербезопасности в 2017 г.43, а Бразилия — в 2020 г.44 В стратегии кибер-безопасности Мексики сделан акцент на необходимости усиления международного взаимодействия в области кибербезопасности, в том числе в целях повышения качества обеспечения национальной безопасности. Что касается Бразилии, то она подчеркивает важность развития международного сотрудничества в области кибербезопасности с максимально возможным количеством стран мира посредством расширения сотрудничества со странами Латинской Америки.

Страны АСЕАН стремятся укреплять свой потенциал в области кибербезопасности, в том числе в рамках международного сотрудничества. Сингапур подписал двусторонние соглашения о сотрудничестве в области кибербезопасности с Австралией, Канадой, Эстонией, Францией, Германией, Индией, Японией, Нидерландами, Великобританией и США. В августе 2019 г. государственные структуры Вьетнама заключили контракт с российской компанией «Лаборатория Касперского»45. Достаточно активно наращивает потенциал кибербезопасности Малайзия. В 2020 г. на территории этой страны был открыт совместный австрийско-малазийский центр компетенций в области информационных технологий и безопасности данных46. Вместе с тем Малайзия в 2021 г. объявила о создании совместно с компанией Huawei лаборатории, которая займется вопросами обеспечения кибербезопасности сетей 5G47. В свою очередь, базирующаяся в Дубае компания Spire Solution, специализирующаяся в области кибербезопасности, в 2021 г. заключила соглашение о сотрудничестве с работающей в этом сегменте цифрового рынка израильской компанией XM Cyber48.

Кибербезопасность представляет собой сферу, в которой для стран «Глобального Юга» особое значение имеет сотрудничество с Россией. Такие страны Юго-Восточной Азии, как Вьетнам и Индонезия, демонстрируют намерение развивать партнерство в области кибербезопасности с Российской Федерацией. Индия, сталкиваясь с серьезными угрозами в киберпространстве49, в настоящее время завершает разработку национальной стратегии кибербезопасности. Индийская группа реагирования на компьютерные чрезвычайные ситуации (CERT-In) осуществляет сотрудничество с компанией «Лаборатория Касперского»50. Одновременно Индия демонстрирует заинтересованность в сотрудничестве в сфере кибербезопасности со странами QUAD и АСЕАН. Малайзия разместила у себя региональный офис «Лаборатории Касперского» в 2008 г.51, а ЮАР — в 2009 г.52

Заключение

Страны «Глобального Юга» подошли к фазе обострения американо-китайского соперничества с различными стартовыми позициями в цифровой сфере. Индия, как страна, обладающая значительным потенциалом, занимающая стратегическое положение в Индо-Тихоокеанском регионе и имеющая глобальные амбиции, стремится развивать цифровые партнерства с технологически продвинутыми государствами, в числе которых США, Япония, Франция, Великобритания, Израиль и Россия. Государства АСЕАН, прежде всего расположенные в зоне Малаккского пролива, осознают свою значимость для США и их союзников в Индо-Тихоокеанском регионе и потому демонстрируют определенную уверенность в перспективности выстраивания международных цифровых партнерств на многовекторной основе.

Страны Ближнего Востока, исторически игравшие важную роль на пространстве Шелкового пути наряду со странами Юго-Восточной Азии, в настоящее время демонстрируют заинтересованность в том, чтобы принять активное участие в формировании цифровой связанности Индо-Тихоокеанского региона, в которой будут учитываться как интересы Китая и Индии, так и интересы других ведущих международных акторов. Арабские монархии Персидского залива, прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ, в условиях усиления американо-китайского технологического соперничества стремятся проводить политику стратегического хеджирования рисков. Занимая сбалансированную позицию, страны Ближнего Востока развивают цифровое сотрудничество с КНР, однако при этом формируют систему цифровых партнерств с ведущими странами Европы, Израилем и Россией.

Государства Африки южнее Сахары, рассматривающие цифровую трансформацию как исторический шанс для себя преодолеть многолетнее экономическое и технологическое отставание, демонстрируют готовность не только продолжать, но и расширять сотрудничество в цифровой сфере с Китаем. В свою очередь, государства Латинской Америки, будучи экономически тесно связаны с рынком США и испытывая на себе их политическое давление, вынуждены подходить к цифровому сотрудничеству с китайскими компаниями со все бóльшей осторожностью, преимущественно развивая отношения в этой сфере с технологическими компаниями США, европейских государств и Японии.

Американо-китайское стратегическое соперничество имеет сложную природу, которую страны «Глобального Юга» пытаются учитывать. Конкурируя между собой, США и Китай вносят определенный вклад в технологическую модернизацию стран «Глобального Юга». В свою очередь, страны «Глобального Юга», реализуя стратегии цифрового развития в условиях стратегического соперничества США и Китая, стремятся получить как от американских, так и от китайских цифровых корпораций доступ к наиболее передовым технологическим решениям в сфере цифровой экономики, в том числе для того, чтобы на основе этих решений повысить уровень собственного «цифрового суверенитета».

В условиях динамично меняющейся международно-политической ситуации стратегии цифрового развития государств «Глобального Юга» характеризуются гибкостью и адаптивностью. Реагируя на американо-китайское соперничество, государства «Глобального Юга» различным образом модифицируют свои стратегии. Можно ожидать, что стратегии стран «Глобального Юга» будут корректироваться с учетом дальнейшей трансформации американо-китайских отношений.

Менее развитые в технологическом отношении страны «Глобального Юга», прежде всего государства Африки южнее Сахары, опасаются «цифровой колонизации» как со стороны американских, так и со стороны китайских корпораций. Эти страны «Глобального Юга» заинтересованы в том, чтобы сохранять на своем внутреннем рынке присутствие и американских, и китайских корпораций, в том числе в целях получения от них новых технологий и конкурентных цен. Наиболее мощные страны «Глобального Юга» стремятся максимально диверсифицировать свои цифровые связи, разнообразие которых призвано в том числе способствовать хеджированию этими странами «Глобального Юга» политических и экономических рисков, а также решению таких задач, как усиление технологического потенциала национальных цифровых компаний, использование своих конкурентных преимуществ для привлечения зарубежных инвестиций в цифровой сегмент национальных экономик, а также активизация своего транспортно-логистического потенциала благодаря внедрению технологий Четвертой промышленной революции.

В условиях трансформации регионального международно-политического пространства параллельная реализация странами «Глобального Юга» амбициозных программ цифрового развития указывает на то, что в перспективе вероятно усиление конкуренции между этими странами в цифровой сфере. Вместе с тем в настоящее время страны «Глобального Юга» стремятся создавать определенные условия для осуществления регионального и транс-регионального международного сотрудничества в области разработки и применения цифровых технологий, в том числе в целях укрепления своих позиций в Индо-Тихоокеанском регионе. Для решения этой задачи государства «Глобального Юга» предпринимают меры, направленные на формирование и развитие «гибких» международных партнерств с участием зарубежных государств и технологических компаний по линии «Юг — Север» и «Юг — Юг».

 

1 Capri A. US — China Techno-Nationalism and the Decoupling of Innovation // The Diplomat. September 10, 2020. URL: https://thediplomat.com/2020/09/us-china-techno-nationalism-and-the-decoupling-of-innovation/ (accessed: 22.07.2021).

2 Хунжуй Ч. Киберпространство и суверенитет. Введение в законодательство о кибербезопасности. Москва; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020.

3 National Security Policy // American Edge Project. February 2021. P. 1—14. URL: https://americanedgeproject.org/wp-content/uploads/2021/02/American-Edge-Project-National-Security-Policy.pdf (accessed: 22.07.2021).

4 Безруков А. О., Мамонов М. В., Сучков М. А., Сушенцов А. А. Международная конкуренция и лидерство в цифровой среде // Международный дискуссионный клуб «Валдай». Январь 2021. С. 1—28. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/36581/ (дата обращения: 22.07.2021).

5 Full Text of the Abraham Accords Signed by Israel, the UAE and Bahrain // The Times of Israel. September 16, 2020. URL: https://www.timesofisrael.com/full-text-of-the-abraham-accords-signed-by-israel-the-uae-and-bahrain/ (accessed: 22.07.2021).

6 Telecom Egypt, Huawei Sign $200M Long Term Financing Agreement // Egypttoday. May 30, 2018. URL: https://www.egypttoday.com/Article/3/51218/Telecom-Egypt-Huawei-sign-200M-long-term-financing-agreement (accessed: 22.07.2021).

7 Murphy D. Google Is Partnering with Oil Giant Aramco to Access Saudi Arabia’s $10 Billion Cloud Market // CNBC. December 23, 2020. URL: https://www.cnbc.com/2020/12/23/google-aramco-eye-10-billion-cloud-market-in-saudi-arabia.html (accessed: 22.07.2021).

8 См.: Stiver D. GCP Arrives in South America with Launch of São Paulo Region! // Google Cloud. September 19, 2017. URL: https://cloud.google.com/blog/products/gcp/gcp-arrives-in-south-america-with-launch-of-sao-paulo-region (accessed: 22.07.2021); Judge P. IBM Opens Multizone Cloud Region in Brazil // DatacenterDynamics. March 18, 2021. URL: https://www.datacenterdynamics.com/en/news/ibm-opens-multizone-cloud-region-brazil/#:~:text=IBM%20has%20opened%20a%20multizone,offer%20customers%20reliable%20web%20services (accessed: 22.07.2021).

9 Alibaba Cloud Furthers Its Commitment in Thailand by Launching Partner and Talent Initiatives // Alibaba Cloud. October 28, 2021. URL: https://www.alibabacloud.com/blog/alibaba-cloud-furthers-its-commitment-in-thailand-by-launching-partner-and-talent-initiatives_598189 (accessed: 22.07.2021).

10 Hart D. The New Google Cloud Region in Jakarta Is Now Open // Google Cloud. June 24, 2020. URL: https://cloud.google.com/blog/products/infrastructure/new-google-cloud-region-in-jakarta-now-open (accessed: 22.07.2021).

11 Naik R. K. Google Launches Second Cloud Region in India // Analytics India Magazine. July 15, 2021. URL: https://analyticsindiamag.com/google-launches-second-cloud-region-in-india/ (accessed: 22.07.2021).

12 Could Egypt Make Better Use of Its Position as a Subsea Internet Cable Hub? // Enterprise. July 15, 2020. URL: https://enterprise.press/stories/2020/07/15/could-egypt-make-better-use-of-its-position-as-a-subsea-internet-cable-hub-18969/ (accessed: 22.07.2021).

13 Menear H. Telecom Egypt’s HARP to Encircle Africa with Fibre // Mobile Magazine. March 05, 2020. URL: https://mobile-magazine.com/connectivity/telecom-egypts-harp-encircle-africa-fibre (accessed: 22.07.2021).

14 Hirose Y., Toyama N. Chile Picks Japan’s Trans-Pacific Cable Route in Snub to China // Nikkei Asian. July 29, 2020. URL: https://asia.nikkei.com/Business/Telecommunication/Chile-picks-Japan-s-trans-Pacific-cable-route-in-snub-to-China (accessed: 22.07.2021).

15 Koley B. Hola, South America! Announcing the Firmina Subsea Cable // Google Cloud. June 9, 2021. URL: https://cloud.google.com/blog/products/infrastructure/announcing-the-firmina-subsea-cable (accessed: 22.09.2021).

16 Sacks D. China’s Huawei Is Winning the 5G Race. Here’s What the United States Should Do to Respond // Council on Foreign Relations. March 29, 2021. URL: https://www.cfr.org/blog/china-huawei-5g (accessed: 22.07.2021).

17 Singapore Telecoms Operators Select Nokia, Ericsson to Build 5G Networks // Reuters. June 24, 2020. URL: https://www.reuters.com/article/singapore-telecoms-5g-idINKBN23V1OA (accessed: 22.07.2021).

18 Media Statement on Ericsson’s Contract to Deploy 5G for Malaysia // Ericsson. March 03, 2022. URL: https://www.ericsson.com/en/press-releases/2/2022/3/media-statement-on-ericssons-contract-to-deploy-5g-for-malaysia#:~:text=Ericsson%20will%20deliver%20a%20world,Malaysia%20to%20embrace%20Industry%204.0. (accessed: 22.03.2022).

19 AsiaDB, Huawei Malaysia Inks MoC to Develop Cloud-Based Digital Solutions // New Straits Times. April 18, 2022. URL: https://www.nst.com.my/business/2022/04/789781/asiadb-huawei-malaysia-inks-moc-develop-cloud-based-digital-solutions (accessed: 22.07.2021).

20 Rakhmat M. Z., Purnama Y. For Indonesia, Chinese 5G Cooperation Brings Promise and Peril // The Diplomat. January 20, 2021. URL: https://thediplomat.com/2021/01/for-indonesia-chinese-5g-cooperation-brings-promise-and-peril/ (accessed: 22.02.2022).

21 Cuyegkeng S. 5G Geopolitics and the Philippines: The Huawei Controversy // Asia Pacific Foundation of Canada. December 22, 2021. URL: https://www.asiapacific.ca/publication/5g-geopolitics-and-philippines-huawei-controversy (accessed: 22.02.2022).

22 Janssen P. Huawei On a 5G Roll in US Ally Thailand // Asia Times. January 7, 2022. URL: https://asiatimes.com/2022/01/huawei-on-a-5g-roll-in-us-ally-thailand/ (accessed: 22.02.2022).

23 Lennighan M. Brazil Finally Gets Its 5G Act Together // Telecoms.com. November 5, 2021. URL: https://telecoms.com/512058/brazil-finally-gets-its-5g-act-together/ (accessed: 21.02.2022).

24 Chile Completes First 5G Spectrum Auction in Latin America // European 5G Observatory. March 18, 2021. URL: https://5gobservatory.eu/chile-completes-first-5g-spectrum-auction-in-latin-america/ (accessed: 21.02.2022).

25 Huawei Technologies: A Chinese Trail Blazer in Africa // Knowledge at Wharton. April 20, 2009. URL: https://knowledge.wharton.upenn.edu/article/huawei-technologies-a-chinese-trail-blazer-in-africa/ (accessed: 21.02.2022).

26 Россия и Вьетнам намерены сотрудничать в использовании и развитии ГНСС ГЛОНАСС // Вестник ГЛОНАСС. 01.12.2021. URL: http://vestnik-glonass.ru/news/vo_vlasti/rossiya-i-vetnam-namereny-sotrudnichat-v-ispolzovanii-i-razvitii-gnss-glonass/ (дата обращения: 22.02.2022).

27 The First China — Africa BDS Cooperation Forum Held in Beijing // Embassy of the People’s Republic of China in the Republic of South Africa. November 10, 2021. URL: http://za.china-embassy.org/eng/sgxw/202111/t20211110_10446583.htm (accessed: 22.02.2022).

28 Statute of the African Space Agency // African Union Commission. January 29, 2018. URL: https://au.int/sites/default/files/treaties/36198-treaty-statute_african_space_agency_e.pdf (accessed: 22.02.2022).

29 Volterra R. G., Tuma R. G. Latin America and the Caribbean Join the Space Race with the Creation of a Regional Space Agency (ALCE) // Mondaq. October 27, 2021. URL: https://www.mondaq.com/uk/technology/1124938/latin-america-and-the-caribbean-join-the-space-race-with-the-creation-of-a-regional-space-agency-alce (accessed: 22.02.2022).

30 О Федеральном законе «О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 02.12.2020. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/121937/ (дата обращения: 08.01.2022).

31 Singapore, Vietnam to Work on Digital Economy Agreements // The Strait Times. June 22, 2021. URL: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/singapore-vietnam-to-set-up-working-groups-to-develop-agreements-on-digital-economy (accessed: 22.02.2022).

32 Phuong H. Amazon Announced to Strengthen Collaboration with iDEA // Vietnam Investment Revie. April 28, 2021. URL: https://vir.com.vn/amazon-announced-to-strengthen-collaboration-with-idea-83931.html (accessed: 22.07.2021).

33 Pacific Alliance’s Digital Agenda // Alianza del Pacífico. 2022. URL: https://alianzapacifico.net/en/technical-group-digital-agenda/#:~:text=During%20the%2011th%20Pacific%20Alliance,what%20is%20established%20in%20the (accessed: 22.02.2022).

34 The US Appears Poised to Pursue a Digital Trade Agreement in Asia — What Does that Mean? // Steptoe & Johnson LLP. October 15, 2021. URL: https://www.steptoeglobaltradeblog.com/2021/10/the-us-appears-poised-to-pursue-a-digital-trade-agreement-in-asia-what-does-that-mean/ (accessed: 22.02.2022).

35 Smart Cities. Mission Statement & Guidelines // Government of India. June 2015. URL: https://web.archive.org/web/20170801155633/http://164.100.161.224/upload/uploadfiles/files/SmartCityGuidelines(1).pdf (accessed: 22.02.2022).

36 Железные дороги Индии начали применять российскую технологию распознавания лиц // ТАСС. 26.08.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/12222333 (дата обращения: 08.01.2022).

37 Innovative ICT to a Better Connected Smart City: Huawei and PT. PINS Indonesia Collaborate to Develop Smart City Project in Bandung // Huawei. April 3, 2015. URL: https://www.huawei.com/en/news/2015/04/hw_422361 (accessed: 22.07.2021).

38 РФ поставит во Вьетнам «умный город» и электронное правительство // Российская газета. 22.05.2019. URL: https://rg.ru/2019/05/22/rf-postavit-vo-vetnam-umnyj-gorod-i-elektronnoe-pravitelstvo.html (дата обращения: 08.01.2022).

39 USTDA Announces U.S. — Turkey Next Generation Cities Initiative // U.S. Embassy and Consulates in Turkey. June 29, 2020. URL: https://tr.usembassy.gov/ustda-announces-u-s-turkey-next-generation-cities-initiative/ (accessed: 22.07.2021).

40 Neom Announces Oxagon Floating Industrial District That Will House Data Center // DCD. November 19, 2021. URL: https://www.datacenterdynamics.com/en/news/neom-announces-oxagon-floating-industrial-district-that-will-house-data-center/ (accessed: 22.07.2021).

41 Providing a Secure and Efficient Traffic Environment for Yanbu, Saudi Arabia, with Huawei’s ITMS // Huawei. 2020. URL: https://e.huawei.com/en/case-studies/industries/government/2020/traffic-management-solution-yanbu (accessed: 22.07.2021).

42 Microsoft Technologies Power Up TASMU Platform, the World’s Most Innovative Cloud-based Smart City Solution // Microsoft News Center. July 27, 2021. URL: https://news.microsoft.com/en-xm/2021/07/27/microsoft-technologies-power-up-tasmu-platform-the-worlds-most-innovative-cloud-based-smart-city-solution/ (accessed: 22.07.2021).

43 National Cybersecurity Strategy of Mexico // Gobierno de México. 2017. URL: https://www.gob.mx/cms/uploads/attachment/file/399655/ENCS.ENG.final.pdf (accessed: 22.07.2021).

44 Estratégia Nacional de Segurança Cibernética // Portal da Imprensa Nacional. February 5, 2020. URL: https://www.in.gov.br/en/web/dou/-/decreto-n-10.222-de-5-de-fevereiro-de-2020-241828419 (accessed: 22.07.2021).

45 «Лаборатория Касперского» займется созданием антивирусов для властей Вьетнама // Ведомости. 07.08.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2019/08/07/808321-laboratoriya-kasperskogo-vetnama (дата обращения: 08.01.2022).

46 TÜV AUSTRIA Cybersecurity Lab Official Launch in Malaysia // Advantage Austria. January 20, 2021. URL: https://www.advantageaustria.org/my/news/TUeV_AUSTRIA_Group_and_Malaysian_LGMS_.en.html (accessed: 22.07.2021).

47 Lee J. The Internet of Things: China’s Rise and Australia’s Choices // Lowy Institute. December 8, 2021. URL: https://www.lowyinstitute.org/publications/the-internet-of-things-chinas-rise-and-australias-choices (accessed: 22.07.2021).

48 XM Cyber Partners with Spire Solutions to Offer Its Solutions in The Middle Eastern Market // Help Net Security. May 11, 2021. URL: https://www.helpnetsecurity.com/2021/05/11/xm-cyber-spire-solutions/ (accessed: 22.07.2021).

49 Куприянов А. В. Индия в эпоху кибервойн // Российский совет по международным делам. 07.08.2019. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indiya-v-epokhu-kibervoyn/ (дата обращения: 08.01.2022).

50 Abraham R. Kaspersky Joins Hands with CERT-In to Keep Cyber Threats at Bay, Focus on Privacy Protection // The Economic Times. December 2, 2020. URL: https://economictimes.indiatimes.com/magazines/panache/kaspersky-joins-hands-with-cert-in-to-keep-cyber-threats-at-bay-focus-on-privacy-protection/articleshow/79529391.cms (accessed: 22.07.2021).

51 «Лаборатория Касперского» открывает офис в Юго-Восточной Азии // РИА Новости. 08.10.2008. URL: https://ria.ru/20081008/152789378.html (дата обращения: 08.01.2022).

52 «Лаборатория Касперского» открыла офис в ЮАР // РИА Новости. 20.11.2009. URL: https://ria.ru/20091120/194724571.html (дата обращения: 08.01.2022).

×

Об авторах

Олег Владимирович Столетов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: oleg-stoletov1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0479-7865

кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Дегтерев Д. А., Рамич М. С., Пискунов Д. А. Подходы США и КНР к глобальному управлению киберпространством: «новая биполярность» в «сетевом обществе» // Вестник международных организаций. 2021. Т. 16, № 3. С. 7-33. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2021-03-01
  2. Дегтерев Д. А., Рамич М. С., Цвык А. В. США - КНР: «властный транзит» и контуры «конфликтной биполярности» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21, № 2. С. 210-231. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-2-210-231
  3. Ефременко Д. В. Формирование цифрового общества и геополитическая конкуренция // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13, № 2. С. 25-43. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-2-2
  4. Кириченко И. В. Индия: программа цифровизации как ключ к решению социальных проблем // Азия и Африка сегодня. 2021. № 7. С. 5-13. https://doi.org/10.31857/S032150750014771-0
  5. Коваль А. Г., Андрианова Е. К. Перспективы развития цифровой экономики в Mercosur // Латинская Америка. 2020. № 3. С. 18-32. https://doi.org/10.31857/S0044748X0008389-6
  6. Кузнецов Д. А. Соотношение трансрегионализации и глобализации в мировой политике // Вестник МГИМО-Университета. 2021. Т. 14, № 5. С. 65-80. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-5-80-65-80
  7. Панцерев К. А. Страны Африки южнее Сахары в цифровую эпоху: к вопросу обеспечения информационного суверенитета // Азия и Африка сегодня. 2019. № 10. С. 10-16. https://doi.org/10.31857/S032150750006520-4
  8. Перминов В. А. Развитие умных городов в Индии // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 8. С. 120-125.
  9. Растольцев С. В. «Глобальный Юг»: происхождение и эволюция термина // Мировое развитие: «Глобальный Юг» в полицентричном миропорядке. Вып. 19 / под ред. К. Р. Воды, Т. А. Воротниковой, О. С. Кульковой, А. А. Невской, П. П. Тимофеева, А. А. Шинкаренко. Москва : ИМЭМО РАН, 2018. C. 5-11. https://doi.org/10.20542/978-5-9535-0547-5
  10. Ханна П. Коннектография. Будущее глобальной цивилизации. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019.
  11. Яковлев П. П. Глобальный Юг: концептуальные подходы и социально-экономические процессы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14, № 2. С. 6-27. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-2-1
  12. Amadi L. Globalization and the Changing Liberal International Order: A Review of the Literature // Research in Globalization. 2020. Vol. 2. P. 1-9. https://doi.org/10.1016/j.resglo.2020.100015
  13. Atkinson R. D. A U.S. Grand Strategy for the Global Digital Economy // Information Technology & Innovation Foundation. 2021. P. 1-61. URL: https://itif.org/publications/2021/01/19/us-grand-strategy-global-digital-economy (accessed: 07.08.2021).
  14. Benyera E. The Fourth Industrial Revolution and the Recolonization of Africa. The Coloniality of Data. London : Taylor & Francis, 2021. https://doi.org/10.4324/9781003157731
  15. Bogdanov K. V. Flexible Coalitions: Origins and Prospects // Russia in Global Affairs. 2019. Vol. 17, no. 3. P. 132-150.
  16. Bueger C., Liebetrau T. Protecting Hidden Infrastructure: The Security Politics of the Global Submarine Data Cable Network // Contemporary Security Policy. 2021. Vol. 42, no. 3. P. 391-413. https://doi.org/10.1080/13523260.2021.1907129
  17. Haider S. A., Zeeshan M., Irshad M., Noman S. M., Arshad J., Shah S. M. A. et al. The Inclusive Analysis of ICT Ethical Issues on Healthy Society: A Global Digital Divide Approach // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 183. P. 801-806. https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.03.001
  18. Iyer K. C., Nanyam V. P. S. N. Technical Efficiency Analysis of Container Terminals in India // The Asian Journal of Shipping and Logistics. 2021. Vol. 37, no. 1. P. 61-72. https://doi.org/10.1016/j.ajsl.2020.07.002
  19. Kim H. Globalization and Regulatory Change: The Interplay of Laws and Technologies in E-commerce in Southeast Asia // Computer Law & Security Review. 2019. Vol. 35, no. 5. P. 1-20. https://doi.org/10.1016/j.clsr.2019.03.009
  20. Kim M.-J., Lee H., Kwak J. The Changing Patterns of China’s International Standardization in ICT under Techno-nationalism: A Reflection through 5G Standardization // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 54. P. 1-8. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2020.102145
  21. Kong L., Woods O. Scaling Smartness, (De)provincialising the City? The ASEAN Smart Cities Network and the Translational Politics of Technocratic Regionalism // Cities. 2021. Vol. 117. P. 1-8. https://doi.org/10.1016/j.cities.2021.103326
  22. Kulesza J., Weber R. H. Protecting the Internet with International Law // Computer Law & Security Review. 2021. Vol. 40. P. 1-12. https://doi.org/10.1016/j.clsr.2021.105531
  23. Mansell R. Adjusting to the Digital: Societal Outcomes and Consequences // Research Policy. 2021. Vol. 50, no. 9. P. 1-10. https://doi.org/10.1016/j.respol.2021.104296
  24. Muraviev A. D., Ahlawat D., Hughes L. India’s Security Dilemma: Engaging Big Powers while Retaining Strategic Autonomy // International Politics. 2021. P. 1-20. https://doi.org/10.1057/s41311-021-00350-z
  25. Nie M. Asian Space Cooperation and Asia-Pacific Space Cooperation Organization: An Appraisal of Critical Legal Challenges in the Belt and Road Space Initiative Context // Space Policy. 2019. Vol. 47. P. 224-231. https://doi.org/10.1016/j.spacepol.2019.01.008
  26. Okano-Heijmans M., Vosse W. Promoting Open and Inclusive Connectivity: The Case for Digital Development Cooperation // Research in Globalization. 2021. Vol. 3. P. 1-10. https://doi.org/10.1016/j.resglo.2021.100061
  27. Potluri S. R., Sridhar V., Rao S. Effects of Data Localization on Digital Trade: An Agent-based Modeling Approach // Telecommunications Policy. 2020. Vol. 44, no. 9. P. 1-16. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2020.102022
  28. Ross A., Banerjee S., Chowdhury A. Security in Smart Cities: A Brief Review of Digital Forensic Schemes for Biometric Data // Pattern Recognition Letters. 2020. Vol. 138. P. 346-354. https://doi.org/10.1016/j.patrec.2020.07.009
  29. Santra A., Mahato S., Mandal S., Dan S., Verma P., Banerjee P. et al. Augmentation of GNSS Utility by IRNSS/NavIC Constellation over the Indian Region // Advances in Space Research. 2019. Vol. 63, no. 9. P. 2995-3008. https://doi.org/10.1016/j.asr.2018.04.020
  30. Shattuck T. J. Stuck in the Middle: Taiwan’s Semiconductor Industry, the U.S. - China Tech Fight, and Cross-Strait Stability // Orbis. 2021. Vol. 65, no. 1. P. 101-117. https://doi.org/10.1016/j.orbis.2020.11.005
  31. Trevisan C. The Risks to Latin America from the Breakdown of US - China Relations // Asian Perspective. 2021. Vol. 45, no. 1. P. 191-201. https://doi.org/10.1353/apr.0.0012
  32. Williams L. D. Concepts of Digital Economy and Industry 4.0 in Intelligent and Information Systems // International Journal of Intelligent Networks. 2021. Vol. 2. P. 122-129. https://doi.org/10.1016/j.ijin.2021.09.002
  33. Yan Y. Capacity Building in Regional Space Cooperation: Asia-Pacific Space Cooperation Organization // Advances in Space Research. 2021. Vol. 67, no. 1. P. 597-616. https://doi.org/10.1016/j.asr.2020.10.022
  34. Zhao B., Feng Y. Mapping the Development of China’s Data Protection Law: Major Actors, Core Values, and Shifting Power Relations // Computer Law & Security Review. 2021. Vol. 40. P. 1-16. https://doi.org/10.1016/j.clsr.2020.105498

© Столетов О.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах