Генезис евразийской идеи и евразийской практики в Республике Казахстан
- Авторы: Вахшитех А.1, Лапенко М.В.2, Мукашева А.3
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
- Международный научный комплекс Астана
- Выпуск: Том 22, № 1 (2022): Евразийская идеология и евразийская интеграция
- Страницы: 60-76
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/30679
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-1-60-76
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Идея создания Евразийского союза принадлежит первому президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву. До 2011 г. данная инициатива была популярна в академической и экспертной среде Республики Казахстан (РК) и пользовалась широкой общественной поддержкой. Частично она нашла воплощение в создании таких региональных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). С 2011 г. Астана утратила лидерство в продвижении евразийской интеграции, и хотя Казахстан является активным участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС), инициатива постепенно перешла к Российской Федерации. Статья посвящена анализу генезиса евразийской идеи и евразийской практики в РК, выделению качественных этапов в распространении идей евразийства и евразийской интеграции в этом государстве. Использованы методы сравнительного анализа, ивент-анализа, политического мониторинга и отслеживания процессов. Авторы приходят к выводу, что идейное наполнение евразийства в РК прошло определенный генезис и практически исчерпало себя на данном этапе. В настоящее время Казахстан занял позицию жесткого экономического детерминизма в реализации проекта ЕАЭС и отошел от широкого комплекса задач евразийской интеграции в том виде, в каком их первоначально сформулировал Н. Назарбаев. Во многом это обусловлено внутриполитическим развитием РК, изменением этнического состава населения, приходом нового поколения управленцев, а также началом нового этапа формирования национального государства и нациестроительства, что нашло отражение в новых концептуальных документах и национальных программах. При этом именно евразийство отвечало специфике казахстанского общества, способствовало межэтническому взаимодействию и межнациональной гармонии, точно так же как на данном этапе евразийская интеграция способствует сохранению суверенитета Казахстана и укреплению его позиции в системе мировых экономических отношений. Однако присутствует существенный понятийный и смысловой разрыв между пониманием сути евразийства и современной практикой построения устойчивого евразийского интеграционного ядра, активным участником которого мог бы стать Казахстан.
Полный текст
Введение
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет один из наиболее успешных примеров развития региональной интеграции на евразийском пространстве, поскольку он создан уже независимыми государствами, имеющими четкие представления о тенденциях развития мировой экономики и своем месте в системе международных экономических отношений. Даже в условиях пандемии COVID-19 интеграционное взаимодействие не прекращается, а, наоборот, приобретает новую динамику, например, растет доля электронной торговли. При этом дальнейшее развитие Евразийского экономического союза будет зависеть от наличия определенной идеологии или стратегии развития евразийской интеграции, а также устойчивого интеграционного ядра, которое будет задавать темпы интеграции и определять ее перспективы.
Таким интеграционным ядром могла бы стать так называемая «евразийская тройка» — Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Беларусь, поскольку именно эти страны дальше всего прошли по глубине интеграции еще в рамках Евразийского экономического сообщества (а Россия и Беларусь — Союзного государства), именно эти страны лидируют по темпам экономического развития и интеграционному потенциалу. Однако для того, чтобы сформировалось данное интеграционное ядро, необходима не только политическая воля лидеров стран, которая имеется, но и широкая поддержка всех евразийских интеграционных инициатив среди общества, экспертов и бизнеса. И здесь находится самая большая проблема — это отсутствие единого подхода к определению того, что мы считаем «евразийской интеграцией», ее целей и задач, и как мы определяем евразийскую идею и евразийскую идеологию.
В каждой из стран «евразийской тройки» существуют разные подходы к определению евразийства и евразийской интеграции, а также присутствует как большое количество сторонников углубления интеграции, так и достаточно весомое число критиков и противников расширения сотрудничества. И в России, и в Беларуси, и в Казахстане можно выделить идейное и теоретическое течения евразийства, которые при этом находятся в серьезном разрыве с практической реализацией евразийской интеграции и принципами функционирования Евразийского экономического союза (Ларюэль, 2015).
Предпосылки и истоки развития евразийской идеи в Казахстане
Точкой отсчета идеи евразийского проекта в Казахстане принято считать выступление первого президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева 29 марта 1994 г. в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и анонсирование проекта «О формировании Евразийского союза» для представителей российского бизнеса, творческой интеллигенции и СМИ1. Однако еще двумя месяцами ранее, 22 марта 1994 г., президент Казахстана выступил в Королевском институте международных отношений Chatham House (Лондон, Великобритания) с анализом тенденций развития постсоветской интеграции и обоснованием необходимости создания нового эффективного и реально работающего союза на основе интеграционного «ядра» с возможным названием «Евро-Азиатский союз» (Назарбаев, 1997, с. 26).
Известно, что Н.А. Назарбаев был противником распада Советского Союза, и именно он первым из политиков постсоветского пространства выступил с инициативой создания Евразийского союза (ЕАС). Большинство экспертов сходятся во мнении, что именно Н. Назарбаев заложил основы нового этапа в развитии евразийства как политико-философской концепции, так и интеграционной практики.
В проекте ЕАС на 11 страницах дан объективный анализ развития интеграционных процессов на пространстве СНГ и убедительно доказано, что необходим новый этап интеграции, направленный как на экономические преобразования, так и на широкий спектр взаимодействия в сфере культуры, науки, образования и даже территориальной целостности, региональной безопасности и создания общего оборонного пространства. Проект инициировал создание Евразийского союза как «союза независимых равноправных государств, направленного на реализацию национальных интересов каждой страны-участницы», объединения, имеющего «совокупный интеграционный потенциал» (Назарбаев, 1997, с. 44). Союз, по мнению Н. Назарбаева, должен строиться вокруг трех главных опор: общих наднациональных органов управления экономикой, обороной и внешней политикой; единого экономического пространства (ЕЭП); общего оборонного комплекса (Назарбаев, 1997, с. 44—50).
После анонсирования проекта «О формировании Евразийского союза» президент Казахстана дал развернутое интервью под названием «Евразийскому союзу нет альтернативы» в российской «Независимой газете», которое положило начало широкому обсуждению проекта ЕАС среди политиков, ученых и творческой интеллигенции2.
3 июня 1994 г. президент Казахстана поставил свою подпись на «Проекте о формировании Евразийского союза государств». Документ был направлен всем главам стран — участниц СНГ, а также опубликован в казахстанской и российской прессе в течение следующей недели. 6 июня 1994 г. в президентской резиденции состоялась пресс-конференция Марата Тажина (руководителя информационно-аналитического центра аппарата президента Казахстана) и Имангали Тасмагамбетова (помощника Н. Назарбаева). Поводом для проведения пресс-конференции послужило стремление дать адекватную и развернутую оценку предложенному проекту для казахстанцев.
На встрече подчеркивалось, что ЕАС — это не попытка возрождения СССР, как многие могли бы это интерпретировать, а создание принципиально нового интеграционного объединения, которое будет отличаться от СНГ наличием парламента и прямых выборов. М. Тажин заявил, что совокупность структурных и функциональных характеристик Евразийского союза в оборонной и экономической сферах, а также в сфере науки, культуры и образования позволяет рассматривать его как более реалистичный и прогрессивный проект по сравнению с СНГ (Назарбаев, 1997, с. 52). Он также отметил, что проект не является окончательным и будет изменяться в процессе публичного обсуждения.
С этого момента дискуссия вокруг евразийской идеи в Казахстане приобрела качественно новое звучание. Появился новый интерес к произведениям русских мыслителей-евразийцев конца XIX — начала XX в.
Среди политиков и общественников шла оживленная дискуссия по вопросу дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и возможных сценариев реализации евразийского проекта (Головнин и др., 2016).
Для разъяснительной работы в Россию прибыл целый «десант» казахстанских политических и дипломатических деятелей. На круглом столе «Перспективы евразийской интеграции» (г. Москва, 14 июня 1994 г.) в Дипломатической академии МИД России выступил М. Тажин. На слушаниях в Государственной Думе РФ (г. Москва, 5 июля 1994 г.) суть проекта Евразийского союза изложил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в России Таир Мансуров, а министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев сделал специальное сообщение о сути евразийской инициативы Н. Назарбаева на заседании Совета министров иностранных дел стран — участниц СНГ (г. Москва, 18 июля 1994 г.). Так начался период нового развития евразийской идеи в Казахстане и за его пределами.
Данная идея была новаторской и прогрессивной, но при этом неспособной быть услышанной и реализованной в тот исторический промежуток времени, поскольку все бывшие советские республики в начале 1990-х гг. «брали столько суверенитета, сколько могли проглотить»3.
Н.А. Назарбаев же, являясь человеком с масштабным мышлением и стратегическим видением, продолжил развитие евразийской идеи в своих публичных выступлениях, многочисленных статьях и печатных изданиях.
19—21 сентября 1994 г. в г. Алматы состоялась международная научно-практичес-кая конференция «Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация», в которой приняли участие ведущие эксперты, общественные и государственные деятели, политики, дипломаты, ученые, писатели и публицисты из всех стран СНГ, но больше всего было участников от Казахстана и России. Российская делегация была самой многочисленной, в нее вошли известные и авторитетные политические деятели, парламентарии, лидеры политических партий и движений, главные редакторы ведущих СМИ.
В своем выступлении на конференции Н.А. Назарбаев еще раз подробно разъяснил основные положения своего евразийского проекта. Он отметил, что в Евразийском союзе «найдена цивилизованная формула сочетания национальных интересов с необходимостью интеграции на новой основе, прежде всего, в экономической сфере»4.
В итоговой резолюции участники конференции предложили ряд практических шагов по укреплению интеграционного потенциала СНГ и реализации евразийского проекта Н. Назарбаева, в частности создать институт правого обеспечения экономической интеграции, сформировать международный неправительственный фонд по проблемам евразийской экономической интеграции и осуществлению проекта «Евразия — XXI век», а также открыть Евразийский университет.
В октябре 1995 г. Н.А. Назарбаев привел теоретическое осмысление евразийства в своем интервью газете «Россия». Президент Казахстана обратил внимание на то, что в Евразии существует ряд стран, которые еще не определили свою принадлежность ни к Востоку, ни к Западу, и назвал это пространство «поясом выжидания». При этом, по его мнению, будущее Европы и особенно Азии в значительной степени зависит от того, как определят свои позиции страны этого гео-политического пояса. Именно евразийский проект, по убеждению Н.А. Назарбаева, является той конструктивной силой, которая могла бы вывести регион из состояния геополитического «выжидания»5.
Среди наиболее значимых изданий того периода можно назвать путеводитель «Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация» под редакцией М. Тажина (Евразийское пространство…, 1994) и книгу Н. Назарбаева «Евразийский союз: идеи, практика, перспективы», которая включила его статьи и выступления по теме евразийской интеграции в период с 1994 по 1997 г. (Назарбаев, 1997). Книга была опубликована при поддержке Фонда содействия развитию социальных и политических наук и обращена, прежде всего, к российской общественности, поскольку в то время евразийская идея в России не получила широкого распространения. Н.А. Назарбаев в очередной раз отметил необходимость сближения постсоветских республик в экономической, оборонительной, экологической, культурной и информационной сферах. При этом казахстанский лидер подчеркнул, что России принадлежит особая роль в реинтеграции евразийского пространства, и она может стать ее «стержнем» (Назарбаев, 1997).
Под евразийским пространством Нурсултан Назарбаев понимал пространство, образовавшееся в результате распада Советского Союза (Дугин, 2004). Предложенный евразийский проект должен был стать основой нового межгосударственного объединения, созданного на принципах равноправия и добровольности и призванного решить две ключевые задачи: «формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики»6.
В целом необходимо отметить, что на протяжении пятилетнего периода с 1995 по 2000 г. почти все наиболее значимые интеграционные инициативы на постсоветском пространстве исходили именно от Казахстана и лично от Нурсултана Назарбаева (Mostafa, 2013).
Высказывания Н. Назарбаева на тему евразийской интеграции повысило интерес к трудам классического евразийства. Особенно популярными в Казахстане тогда стали труды Льва Николаевича Гумилева. Были опубликованы его отдельные работы в соавторстве с его учениками — К.П. Ивановым и В.Ю. Ермолаевым. Однако особенностью распространения идей евразийства в Казахстане являлось то, что ученые и эксперты, интересующиеся идеями Л.Н. Гумилева, в основном акцентировали внимание на его концепциях «этноса» и «этногенеза», «пассионарности», «комплементарности» и придавали им намного большее значение, чем собственно основам евразийства, а труды отцов-основателей евразийства не пользовались там особой популярностью.
Выбор в пользу Л.Н. Гумилева объясняется тем, что формирование казахстанского евразийства совпадает по времени с поиском модели национального государства, осмыслением истории казахского народа и казахстанской государственности, а также обоснованием основ внешней политики Казахстана, основанной на многополярности.
Л.Н. Гумилев внес значимый научный вклад в изучение истории кочевых народов и их культуры. Анализ трудов Гумилева по истории народов Евразии («Древние тюрки», «Хунны», «Открытие Хазарии», «Этногенез и биосфера Земли», «География этноса в исторический период», «Древняя Русь и Великая Степь», «Тысячелетие вокруг Каспия» и др.) подводит нас к осмыслению истории и происхождения казахского народа.
Особо значимой в этой связи является работа «Происхождение казахского этноса», в которой Л.Н. Гумилев анализирует историю его предков: хуннов, тюрков, кипчаков. Опираясь на концепцию Л.Н. Гумилева, современные казахстанские ученые рассматривают этногенез казахского народа, доказывая, что кочевая цивилизация имела свою собственную систему государственного управления на громадной территории Евразии и была апробирована в Тюркском каганате, государстве кипчаков, Монгольском улусе, Казахском ханстве; что есть целостный цивилизационный процесс в Евразийском регионе; что Евразия имеет самодостаточную культуру и самостоятельный путь исторического развития.
Еще одна идея Л.Н. Гумилева была очень востребованной в Казахстане в начальный период формирования независимого государства — это наличие положительной комплементарности между представителями российского и степного суперэтносов. На момент распада Советского Союза этнические казахи не составляли абсолютного большинства населения, происходил интенсивный отток русского и русскоязычного населения из Казахстана, и поэтому важно было найти самую эффективную формулу взаимодействия с русскими внутри страны и с Россией как соседним государством, минимизировать риски и достичь межнациональной гармонии и баланса. Идеи Льва Николаевича во многом позволяли решить эти задачи.
Теоретическое наследие Л.Н. Гумилева соответствовало и основному принципу внешней политики Казахстана, подразумевающему развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, поскольку в своих трудах ученый не разделял, не противопоставлял, а сближал народы Европы и Азии, Запада и Востока (Дружинин, 2021).
Именно поэтому творчество Л.Н. Гумилева было востребовано в Казахстане в тот период. Казахстанский лидер часто цитировал мыслителя в своих книгах и выступлениях. Именно по инициативе Нурсултана Назарбаева 23 мая 1996 г. был открыт Евразийский национальный университет (ЕНУ), который получил имя Льва Николаевича Гумилева. В ЕНУ был создан музей Л.Н. Гумилева, который принимал гостей со всего мира. С 2003 г. на базе Евразийского национального университета стал ежегодно проводиться Евразийский форум.
Евразийская идея частично находила отражение и в программных стратегиях Казахстана. В послании президента «Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» говорится: «Мы — евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Наша модель не будет похожа ни на чью другую, и она впитает в себя достижения разных цивилизаций»7.
Евразийская инициатива Н. Назарбаева получила свое дальнейшее развитие в статье «Евразийский экономический союз: теория или реальность», опубликованной в российской газете «Известия» в марте 2009 г.8 Статья стала ответом на последствия мирового экономического кризиса и обоснованием того, что евразийское сообщество в XXI в. может стать глобальным фактором мировой политики и экономики9. «Сейчас я еще более твердо убежден в том, что в долгосрочной перспективе альтернативы евразийской интеграции не существует», — утверждал президент и выделял три измерения евразийского пространства: экономическое, военно-поли-тическое и культурно-гуманитарное10.
C 1 января 2012 г. был введен в действие базовый блок документов по Единому экономическому пространству (ЕЭП) Беларуси, Казахстана и России (Боришполец, Чернявский, 2012, с. 142—143.). В статье, приуроченной к началу работы ЕЭП, Нурсултан Назарбаев отметил, что предлагал построить интеграцию, прежде всего, на основе экономического прагматизма. «Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги — вот главный драйвер интеграционных процессов». Здесь он также заявил, что Евразийский союз для него — «союз государств, основанный на принципах равноправия, уважения, суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга»11.
В 2012 г. в Казахстане широко отмечался 100-летний юбилей со дня рождения Льва Николаевича Гумилева. Под эгидой празднования юбилея прошло большое количество мероприятий, издано более двадцати монографий в серии «Мир Гумилева» и «Вопросы Евразии», посвященных выдающемуся тюркологу и историку, проблемам евразийства. Вышел отдельный номер журнала «Диалог Евразии», полностью посвященный творчеству Л.Н. Гумилева и идеям евразийства.
Евразийский национальный университет выступил координатором всех праздничных мероприятий и принял на своей площадке IХ Евразийский международный научный форум «Наследие Л.Н. Гумилева и современная евразийская интеграция», который стал завершающим мероприятием юбилейного года. В работе форума приняли участие более 150 ведущих экспертов, ученых, общественных деятелей ближнего и дальнего зарубежья: России, Венгрии, Болгарии, США, Франции, Украины и других государств. Казахстанская делегация, в составе которой были представители ЕНУ, также приняла активное участие в торжественном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ, посвященном 100-летию Льва Гумилева в г. Санкт-Петербурге.
Определенной рубежной датой в оценке и развитии евразийского проекта Н. Назарбаева стало 20-летие евразийской идеи. Символично, что именно в год 20-летия идеи создания Евразийского союза в Астане был подписан учредительный Договор о ЕАЭС. «Казахстан внес исторический вклад в продвижение идей евразийской интеграции. Именно здесь в начале века создавалось Евразийское экономическое сообщество, принят ряд важных решений, определивших ход и динамику нашего интеграционного процесса. Поэтому закономерно, что колыбелью Евразийского экономического союза стала Астана»12, — заявил Н. Назарбаев на церемонии подписания договора.
Авторитетный казахстанский политический деятель, дипломат, работавший в должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Казахстана в России, Таир Мансуров в своей книге «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. К 20-летию евразийского проекта» отмечает, что «продвижение евразийской интеграции стало делом всей жизни казахстанского лидера, и он сумел убедить в эффективности своих интеграционных идей Владимира Путина, Александра Лукашенко и других лидеров постсоветских государств, при участии которых теперь евразийский проект реализуется поступательно»13.
К 25-летию евразийской идеи в Казахстане был издан целый ряд публикаций, посвященных инициативе Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского союза, в них он назывался автором евразийской интеграции и ее идейным вдохновителем, одним из основоположников современного евразийства, адекватного вызовам XXI в.14 «Именно выдающиеся лидерские качества Елбасы, его неутомимая энергия, пассионарная воля шаг за шагом создавали евразийскую интеграцию, помогли добиться успеха в создании ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза»15, — пишет Таир Мансуров.
Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ) опубликовал сборник материалов «25 лет идеи евразийской интеграции Н.А. Назарбаева (в оценках экспертов КИСИ при Президенте РК)», который включил в себя как собственно статьи Н. Назарбаева, так и экспертные оценки сотрудников КИСИ, спектр которых разнится, однако в целом носит позитивный характер16.
Официальная позиция Н.А. Назарбаева во многом повлияла и на практическую реализацию евразийской идеи в период формирования Евразийского экономического сообщества и региональных объединений в сфере безопасности. Например, казахстанский лидер являлся убежденным сторонником создания наднациональных органов интеграционного объединения, и в итоге была создана Евразийская экономическая комиссия. Н. Назарбаев также выступал за создание евразийской системы безопасности, и она получила частичное воплощение в создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) (Курылев и др., 2021).
Выступая перед студентами и профессорско-преподавательским составом Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева в 2000 г., Нурсултан Назарбаев отмечал: «Евразийская идея как теория была рождена в прошлом веке. Но я уверен, что евразийская Идея как практика организации новой жизни будет воплощена в этом веке. Евразийство — одна из главных идей XXI века»17. «Три кита евразийской идеи практически реализованы по инициативе Казахстана, — это ЕврАзЭС, СВМДА и ШОС. И это — три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи»18.
Первоначально евразийская идея Н. Назарбаева не исключала и геополитического контекста. Нурсултан Абишевич неоднократно говорил и писал, что альтернативы евразийской интеграции в долгосрочной перспективе не существует, а евразийское сообщество в XXI в. может стать глобальным фактором мировой экономики и политики19. В 2016 г. казахстанский лидер даже выдвинул инициативу создания Объединенного Евразийского экономического пространства, выступая в Вашингтоне20, однако эта идея так и не получила своего развития (Султанов, 2017, с. 38).
Некоторые исследователи считают, что евразийство было предложено президентом Казахстана в качестве «конструктивной геополитической доктрины», которая предлагала новый механизм реинтеграции постсоветских государств. «Евразийство стало одним из основополагающих принципов внутренней и внешней политики» (Фаизова, 2011, с. 42). «Инициатива Президента Казахстана Н.А. Назарбаева превратила евразийство из теоретической и интеллектуальной конструкции в действенный политический институт» (Гребениченко, Сагиндиков, 2015, с. 67). «Концепция евразийства и евразийская политика в Казахстане превратилась в государственную идеологию, которая находила отражение во внутренней, региональной и внешней политике, а также в процессе региональной интеграции» (Mostafa, 2013, p. 160). Исследователь А. Сариева писала, что «идея евразийства Н. Назарбаева признана важной идеологической предпосылкой развития стран Евразийского региона» (Сариева, 2016, с. 416).
Отдельные казахстанские ученые пошли еще дальше, выдвинув идею о том, что существует «казахстанский вариант евразийства». «Казахстанское евразийство — это не сухая идеологическая схема, а широкий международный и межцивилизационный подход» (Мармонтова, 2015, с. 25). По мнению доктора политических наук Таира Мансурова, «идея “практического евразийства” Н.А. Назар-баева стала основой многих политических и экономических практик» (Мансуров, 2012, с. 202). Однако это достаточно дискуссионные утверждения, поскольку доктринальные основы евразийства не вошли ни в один программный документ или внешнеполитическую концепцию Республики Казахстан, хотя были популярны.
Позиция Н.А. Назарбаева по развитию евразийского пространства в первое двадцатилетие независимости Республики Казахстан находила отклик и в академической среде, и в обществе (Мансуров, 2014). До 2011 г., того момента, когда Россия начала форсировать создание Евразийского экономического союза, тема евразийства, евразийской идеи была достаточно актуальной в республике (Sadykova, 2013).
Утрата лидерства Казахстана в реализации евразийской идеи
Осенью 2011 г. на страницах российской газеты «Известия» развернулась новая дискуссия вокруг евразийского проекта. Первой вышла статья Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», затем были опубликованы статьи Александра Лукашенко «О судьбах нашей интеграции» и Нурсултана Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего»21. Евразийский проект с этого момента получил новое смысловое содержание и выражение в конкретных инициативах, которые, с одной стороны, способствовали созданию в 2015 г. Евразийского экономического союза, с другой — привели к утрате инициативы Казахстана (Dyussembekova & Dossymkhan, 2018).
Данные статьи вызвали неоднозначную реакцию в казахстанском обществе, а публикация российского лидера на тему евразийской интеграции имела сильный резонанс. Становилось понятно, что инициатива по реализации евразийского проекта переходит от Казахстана к России (Laruelle et al., 2019).
Во многом это было предопределено и внутренними политическими процессами в РК. За 20 лет независимого развития в Казахстане так и не сформировались евразийская идентичность (как гражданская идентичность всех казахстанцев) или национальная идентичность казахстанцев. Отток русского и русскоязычного населения, а также реализация программы возвращения соотечественников (оралманов) привели к изменению этнического состава населения в пользу этнических казахов. На первый план стали выходить задачи развития национального государства, возрождение казахской нации, развитие казахского языка и этнической культуры казахов. Острая дискуссия развернулась вокруг проекта принятия Доктрины Национального единства Казахстана (2008—2010 гг.)22. Протест представителей казахоязычной интеллигенции вызвала идея создания единой казахстанской нации на основе гражданских ценностей. Они требовали от государства защиты этнической культуры казахов со стороны других культур, а также защиты суверенитета и независимости Республики Казахстан от посягательства со стороны других государств.
Данный импульс впоследствии нашел отражение в государственной программе «Рухани жаңғыру», направленной на модернизацию общественного создания и ориентированной на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, а также на сохранение национальной идентичности. Программа включает несколько основных мероприятий: перевод казахского языка на латиницу, «100 новых учебников на казахском языке», «100 новых лиц Казахстана», «Сакральная география Казахстана» и др.
Внутренние процессы нациестроительства находили отражение и в реализации внешней политики и интеграционных инициатив. С этого момента в политическом дискурсе РК стали преобладать идеи о суверенитете, создании и укреплении основ государственности, а также строительстве национального государства. Безусловно, данный процесс требует более глубокого анализа, например, на основе метода отслеживания процессов. Однако открытых источников, которые бы позволили провести такой анализ, пока нет, в Казахстане отсутствует традиция публикации, в частности слушаний в Сенате или Мажилисе или публичного обсуждения той или иной внешнеполитической инициативы.
Казахстан принял активное участие в формировании Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), но все чаще казахстанские эксперты стали акцентировать внимание на необходимости интеграции исключительно в экономической сфере. Поэтому любые инициативы России по форсированию интеграции, развитию ее политической или финансовой составляющих вызывали в Казахстане настороженность и даже критику (Isaacs et al., 2020).
Так, например, резко негативную реакцию вызвало предложение бывшего спикера Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина о формировании наднационального парламента Евразийского союза, которое он вынес на обсуждение 20 сентября 2012 г. на первом заседании Рабочей группы по вопросам парламентского измерения евразийской экономической интеграции. Казахстанские участники встречи заявили о том, что подобные инициативы вообще не могут обсуждаться и нужно использовать уже имеющийся потенциал межпарламентского взаимодействия в рамках ЕврАзЭС. Отдельные депутаты, лидеры национал-патриотического толка в Казахстане, также очень резко и негативно отреагировали на выступление С. Нарышкина.
Известный казахстанский политолог, в то время — секретарь правящей партии «Нур Отан», Ерлан Карин в своем интервью по итогам встречи заявил, что, несмотря на попытки России форсировать создание наднациональных политических структур, ни в ближайшей, ни в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе нет повестки создания Евразийского парламента. Он также особо подчеркнул, что «создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны». Со своей стороны редакция газеты добавила, что это уникальный прецедент, когда Казахстан впервые смог отстоять свою позицию23.
Большинство исследователей отмечают, что к 2013 г. первоначальный проект Н.А. Назарбаева постепенно был лишен таких составляющих, как наднациональный макроэкономический контроль, координация оборонных инициатив и идея валютного союза24.
Идея евразийской интеграции с тенденцией в сторону экономического детерминизма нашла отражение в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014—2020 гг. «Казахстан будет укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство с целью создания Евразийского экономического союза, рассматривая евразийскую экономическую интеграцию в качестве одного из эффективных способов продвижения страны в системе мирохозяйственных связей», — отмечается в документе в разделе «Приоритеты и задачи внешней политики»25. Далее подчеркивается, что «в рамках этого процесса будут соблюдаться такие основополагающие принципы, как незыблемость политического суверенитета, экономическая обоснованность принимаемых решений, поэтапность, прагматизм и взаимная выгода, равное представительство сторон во всех органах интеграции и консенсус на всех уровнях интеграционного взаимодействия»26. При этом в качестве приоритетов также рассматриваются китайский проект Экономического пояса Шелкового пути, американский проект Нового Шелкового пути и ассоциация с ЕС.
Евразийская практика на современном этапе развития Республики Казахстан
С началом украинского кризиса и политического конфликта России и «коллективного Запада» тренд на то, что сотрудничество на евразийском пространстве должно носить прежде всего экономический характер и не должно повлиять на суверенитет Казахстана, стал ведущим в казахстанском истеблишменте. Несмотря на то что Россию продолжали называть стратегическим союзником, предложения о политической интеграции практически исчезли из публичных выступлений первых лиц Казахстана.
Определенная эволюция произошла и во взглядах Н. Назарбаева. В августе 2014 г. в интервью национальному телеканалу «Хабар» Нурсултан Назарбаев отметил, что «ЕАЭС — исключительно экономический союз», более того, Казахстан всегда имеет право выйти из этого союза, если возникнет угроза его независимости. «Казахстан не будет частью организации, которая представляет угрозу для нашей независимости. Наша независимость является высшей ценностью, за которую сражались наши предки. Мы никогда никому не сдадимся и сделаем все, чтобы защитить себя», — заявил Н.А. Назарбаев27.
11 ноября 2014 г. президент Казахстана анонсировал новую экономическую программу развития «Нурлы Жол» на основе послания народу «Нурлы Жол — путь в будущее». Прежде всего, это программа инфраструктурного развития28. Лейтмотивом послания стала переориентация экономической политики Казахстана в свете новых вызовов и угроз мировой экономики. В этой связи были пересмотрены некоторые подходы к достижению экономического роста, а также внесены корректировки в планы развития на предстоящий период. При этом евразийская идея не нашла никакого отражения в данной программе, хотя на момент ее принятия уже был подписан Договор о создании ЕАЭС.
С рубежа 2015—2016 гг. «евразийская тематика» вновь обретает дополнительные грани и импульсы. Запад усилил давление на Россию в виде санкционной политики, обострилась конкуренция трансконтинентальных интеграционных инициатив, и ответной реакцией на эти процессы стала инициатива «Большой Евразии» как нового вектора и формата внешнеэкономического и внешнеполитического сотрудничества.
Впервые о «Большой Евразии» на официальном уровне было заявлено в 2016 г. на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Тогда президент Российской Федерации В.В. Путин обрисовал возможные контуры будущего сотрудничества. Казахстан, безусловно, был заинтересован в развитии новых форматов взаимодействия, однако имел собственные представления о том, как развивать отношения с Западом и Китаем.
В 2018 г. был принят Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 г. в качестве «документа первого уровня системы государственного планирования и реализации долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2050 года»29. Предполагалось, что в результате реализации данного плана Казахстан должен преодолеть «точку невозврата» и перейти к новой модели развития. План предусматривал реализацию мер по десяти «общенациональным» приоритетам. Евразийская интеграция рассматривалась в приоритете № 9 «Активное развитие экономической и торговой дипломатии»30. Из формулировок данного приоритета вытекает вывод, что Казахстан будет и дальше продвигать экономические интересы в Евразийском экономическом союзе наряду с другими интеграционными объединениями. Одна из важных задач — это обеспечение свободного доступа казахстанских товаров на рынки стран ЕАЭС, устранение барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке объединения. Другая — это обеспечение преференциального выхода казахстанских экспортеров на рынки третьих стран путем заключения соглашений о Зоне свободной торговли.
При этом в документе подчеркивается, что «дальнейшее развитие и углубление сфер взаимодействия в рамках ЕАЭС, как и прежде, будут рассматриваться с учетом национальных интересов и приоритетов внутренней экономической политики на основе прагматичного подхода, равенства и экономического приоритета»31. Так, например, запуск в 2025 г. общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, энергетического и финансового рынков требуют определенной подготовки со стороны Казахстана и должны отвечать национальным интересам страны32.
В новой Концепции внешней политики Казахстана на 2020—2030 гг., утвержденной 6 марта 2020 г., говорится, что «Республике Казахстан необходимо закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в регионе Центральной Азии». При этом идея евразийской интеграции отражена только в разделе «Приоритеты в области региональной и многосторонней дипломатии» в пункте 4.3. как необходимость продолжения тесного взаимодействия со странами — участницами Евразийского экономического союза в сферах, установленных Договором о ЕАЭС. Здесь также отмечено, что в целях полноценного учета долгосрочных национальных интересов Казахстана необходима «оптимизация подходов к ведению переговорного процесса в рамках ЕАЭС»33.
Ежегодные послания президента народу Казахстана в 2020—2021 гг. были целиком и полностью посвящены проблемам преодоления последствий пандемии COVID-19 и необходимости развития и консолидации казахстанского общества и не затрагивали евразийский проект34.
К настоящему моменту прошло уже 6 лет с момента создания Евразийского экономического союза, но дискуссия о целесообразности участия Казахстана в данной международной организации продолжается, так же как и обсуждение возможностей и вызовов, связанных с членством Казахстана в ЕАЭС (Shkurkin et al., 2016; Tashtemkhanova et al., 2019).
Сложность заключается в том, что, во-первых, в Казахстане не сформировано сильное гражданское общество, и значимость общественного мнения крайне низкая; во-вторых, в казахстанском обществе нет единства, граждане разделены на отдельные группы интересов, которые конкурируют между собой, и не все группы одинаково воспринимают евразийскую интеграцию; у нее есть как сторонники, так и откровенные противники в лице национал-патриотов.
В предшествующий период фигура Н.А. Назарбаева и его авторитет играли главную консолидирующую роль в сохранении евразийской интеграции как одного из главных приоритетов внешней политики Казахстана. Представление о Нурсултане Назарбаеве как «архитекторе» евразийской интеграции, ее главном инициаторе и активном стороннике преобладало среди зарубежных исследователей и до недавнего времени активно продвигалось на официальном уровне, в частности Библиотекой Первого Президента Республики Казахстана-Елбасы (Isaacs et al., 2020). В казахстанской историографии также преобладала точка зрения, что Казахстан и его первый президент являются основоположниками и идейными вдохновителями созданного Евразийского экономического союза (Saltybayev & Parkhomchik, 2020; Yuneman, 2020). Поэтому неслучайно, что подписание Договора о ЕАЭС произошло именно в столице Казахстана.
В самом Евразийском экономическом союзе также признается выдающийся вклад Н.А. Назарбаева в развитие евразийской интеграции, подтверждением чему стало его назначение на должность председателя Высшего Евразийского экономического совета ЕЭК после его ухода с поста президента Казахстана (Мансуров, 2014).
В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы» Н. Назарбаеву в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам внешней политики35. Таким образом, до настоящего момента он является гарантом продолжения курса на развитие евразийской интеграции. При этом в политической повестке Казахстана в настоящее время преобладает линия на создание национального государства и развитие основ суверенитета, формирование национальной или гражданской, но никак не евразийской идентичности.
Уже покинув пост главы государства, Нурсултан Назарбаев, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета 21 мая 2021 г., предложил вариант снятия противоречия между понятиями «сотрудничество» и «независимость», отметив, что «только в сотрудничестве с надежными проверенными партнерами-союзниками можно обеспечить экономическую безопасность и независимость наших стран». «В сегодняшних условиях нам требуется еще большая интеграция, еще большее взаимопонимание, еще больше идти навстречу друг другу», — заключил он36. Тем не менее евразийская идея в Казахстане стала развиваться по нисходящей линии.
В 2021 г. отмечалось 100-летие развития евразийского движения. Однако никаких значимых событий в Казахстане к этой дате не приурочено. В рамках масштабного XVII Евразийского медиафорума под председательством Дариги Назарбаевой был рассмотрен широкий круг современных вызовов и международных вопросов. Много внимания было уделено 30-летию независимости Республики Казахстан. Однако евразийская идея и евразийство как философско-политическое течение не нашли свое отражение в повестке медиафорума.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что идейное наполнение евразийства в Казахстане практически исчерпало себя в его классическом и современном виде. Если в начале пути, в момент приобретения суверенитета, еще можно было рассчитывать на широкую общественную поддержку идей евразийства, формирование евразийской идентичности, принятие идеи сотрудничества «казахской степи» и «европейской равнины», новой славяно-тюркской интеграции как основы доминирования в Евразии, а также существование Евразийской цивилизации и евразийского региона (Кошель, 2014. с. 51), то в настоящее время классические основы евразийства утратили свою значимость и уступили место экономическому детерминизму как основе развития взаимоотношений Казахстана с партнерами по интеграции.
Евразийская идея для Нур-Султана в настоящее время играет роль фактора региональной (а не глобальной), внешней (а не внутренней) повестки (Буторина, 2021). Поэтому вряд ли следует ожидать того, что в ближайшей перспективе Казахстан будет лидером евразийской интеграции, частью интеграционного ядра или локомотивом создания Большой Евразии. Это отчасти связано и с определенной эволюцией в подходе России к развитию евразийского проекта, который отражается в действующей редакции «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной в ноябре 2016 г.37 Так, углубление и расширение евразийской интеграции отнесено в этом документе к разделу «Региональные приоритеты внешней политики РФ». Инициатива «Большой Евразии», озвученная президентом России В.В. Путиным, так и не получила своего концептуального или институционального оформления. Хотя, по мнению многих экспертов, в том числе зарубежных, ЕАЭС, как международная организация, способен сыграть серьезную роль в геополитике и формировании Большой Евразии, а евразийство / неоевразийство как идеология может внести свой теоретический вклад в появление многополярного мира (Дынкин и др., 2018; Pizzolo, 2020).
При этом, безусловно, Казахстан принадлежит к числу активных участников интеграционных объединений, по-прежнему заинтересован в продвижении евразийской интеграции и сохранит ЕАЭС «как приоритетное направление развития региональной торговли и способа повышения своей конкурентоспособности». Прагматичный подход Нур-Султана к ЕАЭС, ориентация на реализацию прежде всего национальных интересов РК нашли свое отражение в приоритетах председательства Казахстана в ЕАЭС в 2021 г., таких как развитие промышленной кооперации, устранение сохраняющихся барьеров во взаимной торговле, развитие транспортных и инвестиционных возможностей, цифровизация и расширение торгово-экономических отношений с третьими странами и интеграционными объединениями38.
На данный момент отсутствует возможность создания общей для всех стран евразийской идеологии, или евразийской объединительной идеи. При том что экономический потенциал России, Казахстана и Беларуси позволяет создать «сильное интеграционное ядро», общественная поддержка и заинтересованность бизнеса в развитии евразийской интеграции остаются крайне низкими.
Евразийский экономический союз имеет возможность стать конкурентоспособным интеграционным объединением, однако внутри ЕАЭС, в частности в Республике Казахстан, необходимо проводить серьезную просветительскую, аналитическую и информационную работу для создания надежного смыслового фундамента и поддержки среди населения и предпринимателей, в целом необходимо актуализировать развитие интеграции «снизу». Необходима разъяснительная работа на тему того, что такое «евразийство» в современном контексте. Хорошим поводом для актуализации интереса к евразийству может стать 110-летие со дня рождения Л.Н. Гумилева, которое будет отмечаться в 2022 г.
Понятия «евразийство», «Евразия», «Большая Евразия» и проект Евразийского экономического союза требуют нового концептуального и теоретического осмысления. На данном этапе ситуация складывается таким образом, что евразийская идея (евразийская идеология, евразийская доктрина) и практическая реализация евразийского проекта не имеют прямой или причинно-следственной связи. В понятие «евразийство» вкладывается иной смысл и дается различное его толкование в контексте создания Евразийского экономического союза. Чем глубже мы анализируем евразийство и практику реализации проекта ЕАЭС, тем очевиднее становится критический диссонанс. Евразийство в Казахстане получило довольно широкое распространение в силу определенного идейного и терминологического вакуума. При этом оно не стало платформой какой-либо политической партии или политического движения, оно носит персонифицированный характер и получает свою легитимность за счет авторитета первого президента РК Н. Назарбаева. Поэтому на современном этапе участие Казахстана в ЕАЭС приобретает политизированный характер, становясь инструментом политической конкуренции.
1 Евразийский проект Нурсултана Назарбаева // Известия. 13.05.2014. URL: https://iz.ru/news/570751 (дата обращения: 05.10.2021).
2 Панфилова В. Евразийскому союзу нет альтернативы // Независимая газета. 29.04.2014. URL: https://www.ng.ru/cis/2014-04-29/6_nazarbaev.html (дата обращения: 05.10.2021).
3 6 августа 1990 г. глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, выступая в Казани, произнес хрестоматийную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить», которая положила начало «параду суверенитетов» союзных республик. См.: Борис Ельцин: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» // Ельцин Центр. 06.08.2015. URL: https://yeltsin.ru/news/boris-elcin-berite-stolko-suverineteta-skolko-smozhete-proglotit/ (дата обращения: 05.10.2021).
4 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на конференции «Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация» (20 сентября 1994 года) // Online.zakon.kz. 20.09.1994. URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30007146#pos=3;-88 (дата обращения: 05.10.2021).
5 Евразийская идея главы государства // Kazportal. 23.09.2015. URL: https://www.kazportal.kz/evraziyskaya-ideya-glavyi-gosudarstva/ (дата обращения: 05.10.2021).
6 Президент Назарбаев об евразийской интеграции. Избранное // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 1. С. 109—111. URL: https://www.eijournal.ru/jour/article/view/149/134 (дата обращения: 05.10.2021).
7 Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года // Adilet.zan.kz. 1997. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ K970002030_ (дата обращения: 05.10.2021).
8 Назарбаев Н. А. Евразийский экономический союз: теория или реальность? // Известия. 19.03.2009. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1237881900 (дата обращения: 05.10.2021).
9 Там же.
10 Там же.
11 В начале второго десятилетия ХХI в. идея евразийской интеграции обретает реальные черты Единого экономического пространства — Нурсултан Назарбаев // Kazinform. 26.10.2011. URL: https://www.inform.kz/ru/v-nachale-vtorogo-desyatiletiya-hhi-veka-ideya-evraziyskoy-integracii-obretaet-real-nye-cherty-edinogo-ekonomicheskogo-prostranstva-nursultan-nazarbaev_a2414670 (дата обращения: 05.10.2021).
12 Выступление Президента Казахстана Н. Назарбаева на церемонии подписания Договора о Евразийском экономическом союзе // Президент Республики Казахстан. 29.05.2014. URL: https://www.akorda.kz/ru/ speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-ceremonii-podpisaniya-dogovora-o-evraziiskom-ekonomicheskom-soyuze (дата обращения: 05.10.2021).
13 См.: Евразийский проект Нурсултана Назарбаева // Известия. 13.05.2014. URL: https://iz.ru/news/570751 (дата обращения: 05.10.2021); Мансуров Т. Евразийцы XXI века // Евразийское экономическое сообщество. 26.03.2014. URL: http://www.evrazes.com/print/smi/79 (дата обращения: 05.10.2021).
14 25 лет Евразийскому проекту Нурсултана Назарбаева // Казахстанская правда. 26.03.2019. URL: https://kazpravda.kz/articles/view/25-let-evraziiskomu-proektu-nursultana-nazarbaeva (дата обращения: 05.10.2021).
15 Там же.
16 25 лет идеи евразийской интеграции Н.А. Назарбаева (в оценках экспертов КИСИ при Президенте РК). Нур-Султан : Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2019.
17 Нурсултан Назарбаев: «Евразийство — одна из главных идей XXI века» // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2017. № 2. С. 85—87. URL: https://www.eijournal.ru/jour/article/view/114/99 (дата обращения: 05.10.2021).
18 Главная идея века // online.zakon.kz. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30389723 (дата обращения: 05.10.2021).
19 Евразийский Экономический Союз: теория или реальность // Известия. 19.03.2009.
20 Президент Казахстана: Мы призываем сформировать географию устойчивого мира // Kazinform. 01.04.2016. URL: http://www.inform.kz/rus/article/ 2887645/ (дата обращения: 05.10.2021).
21 См.: Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Эхо Москвы. 04.10.2011. URL: https://echo.msk.ru/blog/ statya/817588-echo/ (дата обращения: 05.10.2021); Лукашенко А. О судьбах нашей интеграции // Известия. 17.10.2011. URL: https://iz.ru/news/504081 (дата обращения: 05.10.2021); Назарбаев Н. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // Известия. 25.10.2011. URL: https://iz.ru/news/504908 (дата обращения: 05.10.2021).
22 Доктрина Национального единства Казахстана // Online.zakon.kz. 29.04.2010. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30501158&pos=6;-106#pos=6;-106 (дата обращения: 05.10.2021).
23 Ахматова З. И не мечтайте! // Время. 19.09.2012. URL: https://time.kz/news/archive/2012/09/19/i-ne-mechtayte! (дата обращения: 05.10.2021).
24 Akimbekov S. Needless Rush // Russia in Global Affairs. 2014. No. 1 (January/March). URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/needless-rush/ (accessed: 20.11.2020).
25 О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014—2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 741 // Adilet.zan.kz. 21.01.2014. URL: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/U1400000741 (дата обращения: 05.10.2021).
26 Там же.
27 Косенов А. Назарбаев напомнил о праве Казахстана на выход из ЕАЭС // Tengrinews. 25.08.2014. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-napomnil-o-prave-kazahstana-na-vyihod-iz-eaes-260719/ (дата обращения: 05.10.2021).
28 Госпрограмма «Нұрлы жол»: задачи, итоги, перспективы // Премьер-министр Республики Казахстан. 28.12.2017. URL: https://primeminister.kz/ru/news/ gosprogramma-nurli-zhol-zadachi-itogi-perspektivi-15854 (дата обращения: 05.10.2021).
29Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан // Adilet.zan.kz. 15.02.2018. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636 (дата обращения: 05.10.2021).
30 Там же.
31 Там же.
32 Там же.
33 О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020—2030 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 6 марта 2020 года № 280 // Президент Республики Казахстан. 09.03.2020. URL: https://www.akorda.kz/ru/legal_acts/ decrees/o-koncepcii-vneshnei-politiki-respubliki-kazahstan-na-2020-2030-gody (дата обращения: 05.10.2021).
34 См.: Послание Главы государства Касым-ЖомартаТокаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 г. // Президент Республики Казахстан. 01.09.2020. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (дата обращения: 05.10.2021); Послание Главы государства народу Казахстана: Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны // Премьер-министр Республики Казахстан. 01.09.2021. URL: https://primeminister.kz/ru/addresses/01092021 (дата обращения: 05.10.2021).
35 О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы. Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года № 83-II // Adilet.zan.kz. 20.07.2000. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z000000083_ (дата обращения: 05.10.2021).
36 Елбасы о ЕАЭС: В сегодняшних условиях нам требуется еще большая интеграция // Kazinform. 21.05.2021. URL: https://www.inform.kz/ru/elbasy-o-eaes-v-segodnyashnih-usloviyah-nam-trebuetsya-esche-bol-shaya-integraciya_a3790941 (дата обращения: 05.10.2021).
37 Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/ (дата обращения: 05.10.2021).
38 Основные приоритеты председательства Казахстана в ЕАЭС озвучил Аскар Мамин // Kazinform. 05.02.2021. URL: https://www.inform.kz/ru/osnovnye-prioritety-predsedatel-stva-kazahstana-v-eaes-ozvuchil-askar-mamin_a3749832 (дата обращения: 05.10.2021).
Об авторах
Ахмад Вахшитех
Российский университет дружбы народов
Email: ahmadvakhshiteh@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1128-2448
кандидат политических наук, ассистент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук
Москва, Российская ФедерацияМарина Владимировна Лапенко
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: lapenkomv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1946-5521
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России Института истории и международных отношений
Саратов, Российская ФедерацияАйша Мукашева
Международный научный комплекс Астана
Email: mukasheva.ad@gmail.com
магистр государственного управления, научный сотрудник Нур-Султан, Республика Казахстан
Список литературы
- Боришполец К., Чернявский С. Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана: реальность и перспективы // Центральная Азия и Кавказ. 2012. Т. 15, вып. 1. С. 142—152.
- Буторина О. Цели региональной интеграции: современное понимание // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 10. С. 5—14. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-10-5-14
- Головнин М., Захаров А., Ушкалова Д. Экономическая интеграция: уроки для постсоветского пространства // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 4. С. 61—69. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-4-61-69
- Гребениченко С. Ф. Сагиндиков Р. Е. Евразийская идея Н.А. Назарбаева в условиях Содружества Независимых Государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2015. № 1. C. 65—72.
- Дружинин А. Г. Идеи классического евразийства и современность: общественно-географический анализ. Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021.
- Дугин А. Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. Москва : Евразия, 2004.
- Дынкин А., Телегина Е., Халова Г. Роль Евразийского экономического союза в формировании Большой Евразии // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 4. C. 5—24. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-4-5-24
- Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация / отв. ред. М. М. Тажин. Алматы : Казахстан, 1994.
- Кошель А. С. Реализация концепции евразийства в XXI веке // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2014. № 2 (16). C. 50—58.
- Курылев К. П., Малышев Д. В., Хотивришвили А. А., Шабловский В. С. ШОС и ЕАЭС в контексте Евразийской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 2. C. 81—88. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-2-81-88
- Ларюэль М. Евразия, евразийство, Евразийский союз. Терминологические пробелы и совпадения // ПОНАРС. Евразия. 2015. № 366. С. 1—6.
- Мансуров Т. А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. К 20-летию евразийского проекта. 1994—2014. Москва : Реал-Пресс, 2014.
- Мансуров Т. А. На пути к Евразийскому экономическому союзу // Россия и современный мир. 2012. № 1 (74). С. 191—202.
- Мармонтова Т. В. Евразийская идея — от теории к практике воплощения // Современные евразийские исследования. 2015. Т. 2. С. 21—26.
- Назарбаев Н. А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. Москва : Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
- Сариева А. Т. Идея евразийства в политике Республики Казахстан // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: сборник статей участников Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 25—26 октября 2016 года). Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. С. 416—421.
- Султанов Б. Казахстан и евразийское экономическое пространство: фобии, санкции и перспективы // Россия и новые государства Евразии. 2017. № 3. С. 29—45.
- Фаизова Р. С. Идея евразийства в политике Республики Казахстан: теория и практика // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 7. C. 42—45.
- Dyussembekova M., Dossymkhan Y. The Role of Kazakhstan in Modern Integration Processes in the Eurasian Space // Concorde. 2018. No. 1. P. 74—77.
- Isaacs R., Lemon E., Jardine B., Anceschi L. Russia — Kazakhstan Relations and the Tokayev — Nazarbayev Tandem // Russian Analytical Digest. 2020. No. 248. P. 2—12. https://doi.org/10.3929/ethz-b-000401980
- Laruelle M., Royce D., Beyssembayev S. Untangling the Puzzle of “Russia’s Influence” in Kazakhstan // Eurasian Geography and Economics. 2019. Vol. 60, iss. 2. P. 211—243. https://doi.org/10.1080/15387216.2019.1645033
- Mostafa G. The Concept of ‘Eurasia’: Kazakhstan’s Eurasian Policy and Its Implications // Journal of Eurasian Studies. 2013. Vol. 4, iss. 2. P. 160—170. https://doi.org/10.1016/j.euras.2013.03.006
- Pizzolo P. Eurasianism: An Ideology for the Multipolar World. Lanham : Lexington Books, 2020.
- Sadykova R. Eurasian Idea of N.A. Nazarbayev as the Basis of modern integration // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Iss. 89. P. 377—386. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.863
- Saltybayev Y., Parkhomchik L. The Eurasian Idea of Nursultan Nazarbayev // Regional Integration and Future Cooperation Initiatives in the Eurasian Economic Union / ed. by M. Lagutina. Hershey, PA: IGI Global, 2020. P. 193—208.
- Shkurkin D. V., Ryazantsev S. V., Gusakov N. P., Andronova I. V., Bolgova V. V. The Republic of Kazakhstan in the System of International Regional Integration Associations // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6, iss. 6. P. 174—179.
- Tashtemkhanova R. M., Zhanbulatova R. S., Zhiyenbayev M. B. Kazakhstan in the World Integration Processes. Paris: Editions du JIPTO, 2019.
- Yuneman R. A. Kazakhstan and the Eurasian Economic Union // Russia in Global Affairs. 2020. Vol. 18, no. 4. P. 37—55. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2020-18-4-37-55