Рецензия на книгу: Shiraev E., Khudoley K. Russian Foreign Policy. London: Red Globe Press, 2019. 297 p.
- Авторы: Курылев К.П.1, Енокян А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 21, № 2 (2021): Нарастающее стратегическое соперничество между США и КНР и трансформация глобального миропорядка
- Страницы: 398-401
- Раздел: РЕЦЕНЗИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/26787
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-2-398-401
Цитировать
Полный текст
Аннотация
-
Полный текст
Внешняя политика любого государства относится к одной из самых сложных сфер его деятельности. Актуальным научным исследованием считается комплексное изучение состояния, эволюции и приоритетов внешней политики России. На протяжении прошедших десятилетий российская внешняя политика изменялась кардинальным образом, удивив не только международное сообщество, но и экспертов. Этот процесс отразился в формулировках приоритетов, содержащихся в концепциях внешней политики РФ (1993, 2000, 2008, 2013, 2016 гг.).
Учитывая актуальность и критическую важность темы, коллективная монография «Внешняя политика России» Эрика Шираева и Константина Худолея направлена не только на всеобъемлющий обзор российской внешней политики современного периода, но и анализ пути ее эволюции.
Авторы рецензируемой монографии — Эрик Шираев, политический психолог из Университета Джорджа Мейсона и глава лаборатории по репутационной политике, и Константин Худолей, профессор факультета между-народных отношений Санкт-Петербургского государственного университета — признанные исследователи в области внешней политики и международных отношений.
Рецензируемый труд содержит пять разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на главы — их в работе 11. В первом разделе рассмотрены основные теоретические подходы к объяснению российской внешней политики. Во втором — представлен эволюционный путь внешней политики России. Третий раздел посвящен роли институтов и личностей в выработке внешнеполитического курса России, в четвертом разделе выявлены принципы, стратегии и цели данного курса. Пятый раздел содержит обзоры региональных направлений внешней политики России, а также анализ ее участия в международных организациях. Особое внимание авторы уделяют последним трем десятилетиям, которые были временем непрекращающегося процесса поиска, переосмысления, восстановления и реструктуризации внешней политики России.
Для исследователя-международника чрезвычайно важным является первый раздел рецензируемой монографии, которая посвящена истории и теоретическим основам изучения внешней политики России. Он включает и подчеркивает подход критического мышления. Как отмечают авторы, «этот подход должен побудить читателя быть осведомленным и помочь отличить факты от мнений» [Shiraev, Khudoley 2019: 2]. В этом разделе авторы утверждают, что за внешней политикой России стоит комплексная стратегия, основанная на всеобъемлющем видении сегодняшнего мира и роли России в нем. Некоторые элементы данной стратегии меняются, но наиболее важные из них, вероятно, останутся неизменными. В выводах авторы подчеркивают, что сегодня Россия «вернулась» в качестве крупной державы, важного игрока в международной политике.
В первом разделе представлены теоретические воззрения представителей школ реализма, либерализма и конструктивизма. Авторы отмечают, что доминирующими теориями последних 60 лет были реализм и либерализм. В последние несколько десятилетий внимание привлекла теория конструктивизма.
Второй раздел включает изучение эволюционного пути внешней политики России. Особо выделяются ряд факторов периода ХХ в., которые после 1990-х гг. повлияли на внешнюю политику и привели к выбору политики «независимости» (focused on an independent). Первая группа факторов связана с внешней политикой других государств, вторая группа — с внутренней ситуацией в России. Третий фактор — культурно-психологический. В дальнейшем авторы подводят к тому, что Россия, выбрав курс самостоятельности, бросила вызов Западу в качестве еще одного державного центра.
Третий раздел посвящен изучению государственных институтов. Особое внимание уделено институту президента России, роли его личности во внешней политике страны, его влиянию на внешнеполитическую ориентацию, которая была передана как наследие имперского и советского периодов. Развивая мысль, авторы задаются вопросом: «Каковы основные причины низкой активности гражданского общества в России во внешнеполитических вопросах?». В качестве ответа исследователи предлагают несколько причин, выявляющихся в политической культуре России.
Во-первых, традиционно многие органы исполнительной власти склонны рассматривать неправительственные группы как неважные (и даже неудобные) (unimportant and even inconvenient subordinates).
Во-вторых, российские гражданские лидеры, члены бизнес-сообщества, журналисты и ученые, как правило, расходятся во мнениях по ключевым вопросам внешней политики.
Наконец, российские СМИ по большей части контролируются государством. Большинство журналистов, работающих на крупные медиакорпорации, склонны поддерживать официальную линию внешней политики, какой бы она ни была. Как итог — администрация президента остается ключевым фактором проведения внешней политики.
В четвертом разделе авторы, основываясь на предыдущих главах, резюмируют, что российские лидеры эволюционируют (evolve). Даже внутри элит существует множество разногласий по некоторым важным деталям внешней политики. Меняющаяся международная ситуация, а также внутренние экономические и политические факторы мгновенно влияют как на принципы, так и стратегию внешней политики России. Россия видит мир все более многополярным и стремится занять в нем более заметную роль. Как отмечают авторы, хотя Россия переходит к прагматичной внешней политике, идеология иногда становится серьезным фактором, определяющим международные стратегии и действия России. Таким образом, Россия обычно встает на сторону стран, открыто критикующих США и Запад. При этом Россия крайне болезненно относится к восприятию себя как младшего партнера со стороны других государств; она полна решимости стать равноправным игроком в мировой политике.
Наконец, в заключительном разделе рассматриваются вопросы, касающиеся внешней политики России в отношении постсоветских государств, США, Европейского союза, Китая, Ближнего Востока, Северной Африки и Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки. Раздел занимает значительную часть работы, в котором авторами была предпринята попытка представить приоритеты, трудности и результаты внешней политики России по отношению к данным странам и регионам.
В выводах отмечается, что Россия 1990-х гг. пережила глубокий шок, вследствие чего страна и ее народ пережили беспрецедентный идеологический, экономический спад и гиперинфляцию. С исторической точки зрения период с начала 1990-х гг. до наших дней был невероятно коротким. Внешняя политика России за этот период претерпела кардинальные изменения. Даже прошлое страны неоднократно переписывалось и переоценивалось. Россия в начале 2000-х гг. демонстрировала признаки устойчивого экономического роста. Высокие цены на нефть и сочетание контролируемой государством политики и политики свободного рынка были полезны в стимулировании устойчивого экономического роста России. Во внешней политике Россия стала более уверенной и предсказуемой. В целом политическая реструктуризация России как государства за последние 30 лет была переходом к демократическому правлению. Однако, как пишут авторы, тот тип демократии, который был построен в России, полон двусмысленностей. Как итог — страна перешла от тоталитарного советского режима к авторитарным формам с некоторыми элементами демократии.
В поисках нового места в глобальном мире и проводя все более агрессивную внешнюю политику, к концу 1990-х гг. Россия окрепла и стала более уверенной. В то же время усилилась напряженность между Москвой и многими другими странами, преимущественно на Западе. Внутренние идеологические и политические причины, а также международные события (и то, как Россия их видит) способствовали усилению этой напряженности. Россия утверждает, что в ухудшении отношений полностью виноват Запад [Shiraev, Khudoley 2019]. Большинство западных экспертов не согласны с этим [Shiraev, Khudoley 2019]. В новых условиях Россия добивается принятия новой реальности, нового и растущего многополярного (полицентричного в российской лексике) мира. Ее отличительной чертой стала активная позиция, отвечающая объективным условиям мирового развития.
Актуальность рецензируемой работы не вызывает сомнений, поскольку, как показывает практика, высшая школа на современном этапе испытывает острую необходимость в учебниках и учебных пособиях нового поколения по внешней политике России. Можно сказать, что издание является емким трудом, глубоко и всесторонне анализирующим современное состояние международных отношений, международную деятельность России, внешнюю политику государства с ее задачами и перспективами. В целом представленная работа имеет большое практическое и научное значение, поскольку дает общее, четкое и целостное представление о поставленных вопросах, что позволяет рекомендовать ее для изучения студентами направления «Международные отношения».
Об авторах
Константин Петрович Курылев
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kurylev-kp@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3075-915X
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияАртем Вачаганович Енокян
Российский университет дружбы народов
Email: enokyan-av@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5758-7637
аспирант кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Shiraev, E., & Khudoley, K. (2019). Russian foreign policy. London: Red Globe Press