Рецензия на книгу: China’s Maritime Silk Road Initiative, Africa, and the Middle East. Feats, Freezes, and Failures / Ed. by J.-M.F. Blanchard. Singapore: Palgrave Macmillan, 2021. 291 p.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Среди книг, посвященных одному из базовых проектов инициативы «Один пояс, один путь», книга Жан-Марка Бланшара «Морской Шелковый путь Китая, Африка и Ближний Восток: достижения, застои и неудачи» [Blanchard 2021] занимает особое место. Она состоит из четырех глав, затрагивающих проблематику Африки и Ближнего Востока в контексте продвижения Морского Шелкового пути (МШП).

Данный труд является продолжением серии книг, опубликованных по результатам конференций о китайской инициативе Морской Шелковый путь. В 2018 г. вышла в свет книга «Морской Шелковый путь Китая и Южная Азия» [Blanchard 2018], а в 2019 г. — «Морской Шелковый путь Китая и Юго-Восточная Азия [Blanchard 2019].

Ядром авторского коллектива стали Ж.-М.Ф. Бланшар, доктор философии, исполнительный директор Центра изучения транснациональных корпораций С.Х. Вонга и заслуженный профессор Школы перспективных международных и региональных исследований Восточно-китайского педагогического университета; Мордехай Чазиза, доктор философии, старший преподаватель кафедры политики и управления Академического колледжа Ашкелона (Израиль); Маночехр Доррадж, доктор философии, профессор политологии Техасского христианского университета (США) и др.

В издании книги участвовали Центр изучения транснациональных корпораций г-на и г-жи Ш. Вонг (Wong MNC Center), калифорнийский аналитический центр, специализирующийся на политической экономии транснациональных корпораций Восточной Азии, Восточно-китайский педагогический университет (ECNU) и др.

Цель исследования состоит в анализе участия конкретных регионов в китайской инициативе Морской Шелковый путь. Авторы отмечают важность исследования двух глобальных проектов по отдельности, а не в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Изучение Северной Африки и Ближнего Востока предопределено, по мнению авторов, тем, что два региона являются «физическим сердцем инициативы ОПОП» [Blanchard 2021: 1]. В книге анализируется участие следующих государств в МШП: Эфиопия, Джибути, Танзания, Иран, Ирак, Египет. Помимо прочего авторами изучены позиция Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива по МШП, а также роль МШП в деле сопряжения Африканского континента.

Примечательно, что авторы не только подчеркивают выгоды, которые сулит странам участие в инициативе Морского Шелкового пути, но также подчеркивают, что сотрудничество не будет столь же гладким, как шелк. Отмечается большое значение саммитовой дипломатии (Форум сотрудничества Китай — Африка (Forum on China — Africa Cooperation, FOCAC) и Форум сотрудничества Китая и арабских стран (China Arab States Cooperation Forum, CASCF)); данные форумы стали катализатором расширения взаимодействия в рамках реализации проекта МШП.

Авторы сфокусировали большое внимание на проблемах реализации МШП, отметив важность систематического рассмотрения множества политических и экономических переменных на различных уровнях для анализа перспектив проекта. Китайский Морской Шелковый путь в Африке и на Ближнем Востоке может быть, по мнению авторов, не более чем «старым вином в новых бутылках, …хотя его аромат нравится как Китаю, так и участникам» [Blanchard 2021: 32].

Одним из препятствий, стоящих на пути продвижения МШП, является торговый дисбаланс между КНР и участниками [Blanchard 2021: 71]. Авторами неоднократно подчеркивается высокая значимость реализации инфраструктурных проектов, но они носят лишь среднесрочный, а не долгосрочный характер и не могут способствовать интеграции континента в глобальную экономику [Blanchard 2021: 71].

С точки зрения теоретических выводов, к которым приходят авторы, следует отметить, что внутриполитические переменные требуют внимания, а политико-экономический анализ может лучше пролить свет на то, что происходит в экономике участников проекта [Blanchard 2021: 98]. Особая роль в МШП, безусловно, отводится Джибути. Интересы КНР будут расширяться, и со временем произойдет переход от «защиты» к «обороне дальних морей» и даже к «защите открытого океана» [Alden, Alao, Chun, Barber 2018: 46].

Ключевым выводом книги является то, что успех проекта во многом зависит от его поддержки высшим руководством государств-участников. Красной нитью в работе прослеживается мысль о влиянии внешних факторов на реализацию проекта [Blanchard 2021: 216].

К существенным плюсам рецензируемой книги следует отнести широкий пласт источников и литературы. Рецензируемая монография изобилует наличием статистических данных, что существенно усиливает данный труд. Авторы достаточно полно отразили ретроспективу, основные направления и тенденции сотрудничества между Китаем и изучаемыми странами, организациями. Примечательно, что авторы сами указывают на некоторые ограничения, которые затрудняют изучение прогресса в реализации проекта, например в Иране (недостаток информации; непрозрачное мышление иранских лидеров и сложность выявления их истинных взглядов; давление со стороны США) [Blanchard 2021: 183].

 Вместе с тем книга приобрела бы большую значимость, если бы содержала анализ большего числа африканских государств, например Кении, о которой речь идет в работе, к сожалению, в недостаточной степени. Тем не менее это нисколько не умаляет актуальность данной книги.

×

Об авторах

Анастасия Александровна Забелла

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: zabella-aa@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7082-5073

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений, старший преподаватель кафедры иностранных языков

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Alden, C., Alao, A., Chun, Z., & Barber, L. (Eds.) (2018). China and Africa. Building peace and security cooperation on the continent. Switzerland: Palgrave Macmillan
  2. Blanchard, J.-M.F. (Eds.). (2018). China’s Maritime Silk Road Initiative and South Asia. A political economic analysis of its purposes, perils, and promise. Singapore: Palgrave Macmillan
  3. Blanchard, J.-M.F. (Eds.). (2019). China’s Maritime Silk Road Initiative and Southeast Asia. Dilemmas, doubts, and determination. Singapore: Palgrave Macmillan
  4. Blanchard, J.-M.F. (Eds.). (2021). China’s Maritime Silk Road Initiative, Africa, and the Middle East. Feats, freezes, and failures. Singapore: Palgrave Macmillan

© Забелла А.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах