Американо-китайское соперничество и инициатива «Один пояс, один путь»
- Авторы: Бланшар Ж.Ф.1,2
-
Учреждения:
- Восточно-китайский педагогический университет
- Центр изучения транснациональных корпораций им. г-на и г-жи С.Х. Вонг
- Выпуск: Том 21, № 2 (2021): Нарастающее стратегическое соперничество между США и КНР и трансформация глобального миропорядка
- Страницы: 288-303
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/26778
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-2-288-303
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются отношения США и КНР в контексте соперничества государств, а также прослеживается влияние подобного уровня взаимодействия на китайскую инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП). Методологически автор опирается на анализ первоисточников, таких как основные политические документы, выступления представителей политического истеблишмента США, интервью в СМИ с ключевыми лицами, принимающими внешнеполитические решения, а также на выборочное использование вспомогательных материалов, таких как исследования аналитических центров и статьи в научных журналах. Автор полагает, что с момента создания в 2013 г. ОПОП стимулирует конкуренцию в отношениях двух стран, и это, в свою очередь, не может не влиять на подход США к самой инициативе. Во время президентства Б. Обамы Вашингтон занимал довольно сдержанную позицию по отношению к китайской инициативе, демонстрируя умеренную открытость к сотрудничеству с Пекином. Однако подобный подход сменился более жесткой политикой при президенте Д. Трампе. При упоминании проекта в основных документах по безопасности и внешней политике новая республиканская администрация, по сути, сделала ставку на обесценивание ОПОП, инициируя конкурентные схемы развития, такие как Закон о более эффективном использовании инвестиций, ведущих к развитию, и наладив более тесное сотрудничество с союзниками против проекта Китая. Несмотря на возросшую степень беспокойства в отношении инициативы, администрация Д. Трампа так и не предприняла никаких крупномасштабных контрмер. Также объясняется, каким образом экономические, политические и идеологические факторы внутреннего и внешнего характера повлияли на подходы администраций Б. Обамы и Д. Трампа к ОПОП в части определения или изменения политики США или ограничения ее формата и интенсивности. Данные факторы, наподобие тех, о которых говорят представители неоклассического реализма, в частности роль лидеров, лежат в основе оценки ОПОП в период президентства Дж. Байдена.
Ключевые слова
Об авторах
Жан-Марк Ф. Бланшар
Восточно-китайский педагогический университет; Центр изучения транснациональных корпораций им. г-на и г-жи С.Х. Вонг
Автор, ответственный за переписку.
Email: executive_director@mnccenter.org
доктор наук, заслуженный профессор Школы передовых международных и региональных исследований Восточно-китайского педагогического университета, Китай; исполнительный директор Центра изучения транснациональных корпораций им. г-на и г-жи С.Х. Вонг, США
Шанхай, Китай; СШАСписок литературы
- Ashbee, E. (2020). ‘We don’t drown our partners in a sea of debt’: U.S. policy responses to China’s Belt and Road Initiative. The Journal of American - East Asian Relations, 27(4), 374-400. https://dx.doi.org/10.1163/ 18765610-27040004
- Blanchard, J.-M.F. (2018a). China’s Maritime Silk Road Initiative (MSRI) and Southeast Asia: A Chinese “pond” not “lake” in the Works. Journal of Contemporary China, 27(111), 329-343. https://dx.doi.org/10.1080/ 10670564.2018.1410959
- Blanchard, J.-M.F. (2021а). Belt and Road Initiative (BRI) Blues: Powering BRI research back on track to avoid choppy seas. Journal of Chinese Political Science, 26(1), 235-255. https://dx.doi.org/10.1007/s11366-020-09717-0
- Blanchard, J.-M.F. (Eds.). (2018b). China’s Maritime Silk Road Initiative and South Asia. A political economic analysis of its purposes, perils, and promise. Singapore: Palgrave Macmillan.
- Blanchard, J.-M.F. (Eds.). (2019). China’s Maritime Silk Road Initiative and Southeast Asia. Dilemmas, doubts, and determination. Singapore: Palgrave Macmillan.
- Blanchard, J.-M.F. (Eds.). (2021b). China’s Maritime Silk Road Initiative, Africa, and the Middle East. Feats, freezes, and failures. Singapore: Palgrave Macmillan.
- Boutin, K. (2019). Challenging security: The United States and the Belt and Road Initiative. China and the World, 2(1), 1-23. https://dx.doi.org/10.1142/S259172931950007X
- Chen, S. (2018). Regional responses to China’s Maritime Silk Road Initiative in Southeast Asia. Journal of Contemporary China, 27(111), 344-361. https://dx.doi.org/10.1080/10670564.2018.1410960
- Flint, C., & Zhu, C. (2019). The geopolitics of connectivity, cooperation, and hegemonic competition: The Belt and Road Initiative. Geoforum, 99, 95-101. https://dx.doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.12.008
- Goldstein, A. (2020). US - China rivalry in the twenty-first century: Déjà vu and Cold War II. China International Strategy Review, 2, 48-62. https://dx.doi.org/10.1007/s42533-020-00036-w
- Liu, F. (2020). The recalibration of Chinese assertiveness: China’s responses to the Indo-Pacific challenge. International Affairs, 96(1), 9-27. https://dx.doi.org/10.1093/ia/iiz226
- Lobell, S.E., Ripsman, N.M., & Taliaferro, J.W. (2009). Neoclassical realism, the state, and foreign policy. Cambridge: Cambridge University Press.
- Medeiros, E.S. (2019). The changing fundamentals of US - China relations. The Washington Quarterly, 42(3), 93-119. https://dx.doi.org/10.1080/0163660X.2019.1666355
- Rajagopalan, R. (2020). Evasive balancing: India’s unviable Indo-Pacific strategy. International Affairs, 96(1), 75-93. https://dx.doi.org/10.1093/ia/iiz224
- Rathbun, B. (2008). A rose by any other name: Neoclassical realism as the logical and necessary extension of structural realism. Security Studies, 17(2), 294-321. https://dx.doi.org/10.1080/09636410802098917
- Rose, G. (1998). Review: Neoclassical realism and theories of foreign policy. World Politics, 51(1), 144-172.
- Starr, S.F. (2019). US perspectives on China’s Belt and Road Initiative in Central Asia and the South Caucasus. International Studies, 56(2-3), 79-91. https://dx.doi.org/10.1177/0020881719851916
- Sutter, R. (2020). Obama, Trump, and US politics and diplomacy towards Asia. In O. Turner & I. Parmar (Eds.), The US in the Indo-Pacific (pp. 143-160). Manchester: Manchester University Press. https://dx.doi.org/10.7765/9781526135025.00017
- Wang, Y. (2016). Offensive for defensive: The Belt and Road Initiative and China’s new grand strategy. The Pacific Review, 29(3), 455-463. https://dx.doi.org/10.1080/09512748.2016.1154690
- Yung, C. (2021). The crisis in US - China bilateral security relations. Asian Perspective, 45(1), 33-47. https://dx.doi.org/10.1353/apr.0.0002
- Zhao, S. (2020). China’s Belt-Road Initiative as the signature of President Xi Jinping diplomacy: Easier said than done. Journal of Contemporary China, 29(123), 319-335. https://dx.doi.org/10.1080/10670564.2019.1645483