Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН)
- Авторы: Иманкулова Н.Б.1, Мошляк Г.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 3 (2019): Международное энергетическое сотрудничество
- Страницы: 499-508
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/22599
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена ролью студенческой мобильности как одной из форм интернационализации высшего образования в России. В последнее время высшее образование становится все более массовым, что напрямую связано с развитием и распространением экспорта образовательных услуг и трансформацией мирового рынка образовательных услуг, где усиление таких факторов конкурентоспособности образования, как его «массовизация» и особая роль в РФ, играет немаловажную роль и становится актуальным предметом для исследований в области международного образовательного сотрудничества. В статье сделан акцент на академическую мобильность в сфере высшего образования на основе опыта Российского университета дружбы народов (РУДН). Цель исследования заключается в выявлении обеспечения эффективного участия России в глобальном процессе образования на примере международной академической мобильности студентов посредством сравнительного анализа трудов российских и зарубежных исследователей. Задачами исследования являются изучение передового опыта и внедрения наилучших разработок в российскую практику, а также анализ формирования инфраструктуры и институциональных условий мобильности студентов, исследователей на всех уровнях. Академическая мобильность представляет собой часть интеграционных процессов в сфере образования и отвечает за перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания. В статье представлен опыт реализации академической мобильности на примере РУДН на основе сравнительного анализа статистических данных. Организация и реализация академической мобильности, по сути, и выполняет функции одного из инструментов механизма интернационализации высшего образования. Обсуждается проблема конкурентоспособности российского высшего образования в контексте интернационализации.
Об авторах
Назым Бакытжановна Иманкулова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: nazym_0507@mail.ru
аспирант кафедры сравнительной образовательной политики
Москва, Российская ФедерацияГабриэль Алексеевна Мошляк
Российский университет дружбы народов
Email: moshlyak-ga@rudn.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики, начальник отдела развития межвузовского сотрудничества
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Адилханулы Н.А. Конкуренция ведущих зарубежных школ за будущее Казахстана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 201-206
- Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования / под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018
- Борзова А.Ю., Медина Гонзалес Винисио Ксавиер. РУДН и Латино-Карибская Америка: новые направления взаимодействия в образовательной сфере // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. № 1. С. 208-220. doi: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-208-220
- Коваленко С.А., Смолик Н.Г. Участие РУДНвдеятельности Сетевого университета СНГ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 207-213
- Курылев К.П., Савичева Е.М. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего Содружества Независимых Государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 1. С. 61-72
- Маслова О.В. Международная неделя обмена опытом по программе Erasmus+ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. № 3. С. 364-367. doi: 10.22363/2313-16832018-15-3-364-367
- Мошляк Г.А. Организация сотрудничества в сфере образования и науки со странами Латинской Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 218-221
- Ткач Г.Ф., Филиппов В.М. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг. М.: РУДН, 2014
- Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. C. 203-211
- Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление. 2012. № 2. С. 7-11
- Филиппов В.М., Сунь Ю. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (98). С. 15-17
- Чистохвалов В.Н., Мошляк Г.А. Интегративные тенденции в реализации приоритетных направлений сотрудничества высших школ России и европейских стран // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2010. № 4. С. 77-83
- Knight J. Internationalization: Concepts, Complexities and Challenges // International Handbook of Higher Education. Springer Dordrecht, 2007. P. 207-227
- Lawton W. Digital Learning, Mobility and Internationalisation in European Higher Education // Internationalisation of Higher Education / Ed. by H. de Wit, F. Hunter, L. Howard & E. Egron-Polak. Brussels: European Parliament, 2015. P. 77-81