Образование детей международных мигрантов как вклад в устойчивое развитие?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Согласно Повестке дня в области устойчивого развития, утвержденной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2015 г., к 2030 г. мировое сообщество должно обеспечить для всех жителей нашей планеты качественное образование и возможность обучения на протяжении всей жизни. Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети из семей международных мигрантов. По состоянию на конец 2017 г. к этой категории относятся около 36 млн детей школьного возраста. В статье рассматриваются проблемы образования детей из семей мигрантов в контексте необходимости достижения Целей устойчивого развития, установленных международным сообществом. Анализируется опыт Европы и России в сфере организации доступа детей из семей мигрантов к дошкольному, начальному и среднему образованию. Приводятся конкретные статистические данные о доле детей из семей международных мигрантов в образовательных учреждениях разных стран. Описываются некоторые подходы к их обучению и созданию благоприятной интеграционной среды. На основе анализа отечественных и зарубежных изданий и собственного исследовательского опыта автором выделяются основные проблемы, препятствующие интеграции детей из семей международных мигрантов в образовательный процесс. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения языковой и социокультурной адаптации обучающихся из семей мигрантов к образовательному процессу. Проводится анализ эффективности ряда конкретных интеграционных практик и возможности их применения в российских условиях. Показывается, что в России пока не сформированы подходы к диагностике процесса и результатов интеграции средствами образования, не разработана законодательная основа регулирования интеграционных процессов. Обосновывается необходимость разработки и реализации в российском образовательном пространстве единого концептуального подхода к социально-культурной, языковой и социально-психологической адаптации обучающихся из семей иноэтничных мигрантов. Доказывается, что образование этих детей - важный долгосрочный стратегический приоритет и инвестиция в будущее России и всего мира.

Об авторах

Елена Александровна Омельченко

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ea.omelchenko@mpgu.su

кандидат исторических наук, директор Центра историкокультурных исследований религии и межцивилизационных отношений, профессор

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Вульфсон Б.Л. Аккультурация иммигрантов на европейском образовательном пространстве. М.: МПСУ, 2015.
  2. Животовская И.Г. Иммигранты в Италии: проблемы интеграции // Актуальные проблемы Европы. Иммигранты в Европе. Проблемы социальной и культурной адаптации: сборник научных трудов РАН. М.: ИНИОН, 2006. С. 115-151.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Засыпкин В.П. Образовательно-адаптационные практики трудовых мигрантов и их детей (на материалах исследований в ХМАО-Югре) // Социология образования. 2015. № 3. С. 70-83.
  4. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М.: Этносфера, 2008.
  5. Ломакина И.С. Проблемы мультикультурализма в сфере образования ЕС // Педагогика. 2015. № 2. С. 118-126.
  6. Мусин Д.А. Этнокультурная политика в Пермском крае: опыт гармонизации межнациональных отношений // Ars Administrandi. 2010. № 2. С. 97-113.
  7. Назарова Е.А. Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы: автореф. дис. ... д-ра социол. н. М., 2010.
  8. Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования: российский и мировой опыт. М.: Этносфера, 2018.
  9. Петрищев В.И. Социально-культурная адаптация детей из семей мигрантов: причина успехов в учебе одних ми¬грантов и неудач других // Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантской молодежи к поликуль¬турному образовательному пространству. Проблемы, поиски, решения. Красноярск: КГПУ, 2014.
  10. Проблемы защиты прав детей, не имеющих гражданства Российской Федерации, в городе Москве. М.: 2018. URL: https://is.gd/oe30xS (дата обращения: 10.01.2019).
  11. Ридель С. Мусульмане в Европейском союзе. Национальные концепции интеграции в сравнении // Вестник ана¬литики. 2007. № 2. С. 103-115.
  12. Тюрюканова Е.В., Зайончковская Ж.А., Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф. Жен¬щины-мигранты из стран СНГ в России / под ред. Е.В. Тюрюкановой. М.: МАКС Пресс, 2011.
  13. Уша Т.Ю. Опыт языковой адаптации инофонов как отражение миграционной политики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 170. С. 26-34.
  14. Jacobs D. The Educational Integration of Migrants. What is the Role of Sending Society Actors and Is There a Transnational Educational Field? INTERACT Research Report 2013/03. URL: http://www.interact-project.eu/docs/publications/ Research%20Report/INTERACT-RR-2013-03.pdf (accessed: 24.12.2018).
  15. Lumayag L.A. A Question of Access: Education Needs of Undocumented Children in Malaysia // Asian Studies Review. 2016. Vol. 40. No 2. P. 192-210. DOI: https://doi.org/10.1080/10357823.2016.1158238.
  16. Schnell P. Education Mobility of Second-Generation Turks. IMISCOE Research Series. 2014. URL: https://www.imiscoe.org/ publications/library/2-imiscoe-research-series/6-educational-mobility-of-second-generation-turks (accessed: 24.12.2018).
  17. Taguma M., Kim M., Brink S., Teltemann J. Sweden. OECD Reviews of Migrant Education. 2010. URL: https://www.oecd.org/ sweden/44862803.pdf (accessed: 13.11.2018).
  18. Teacher Education for Inclusion. International Literature Review. European Agency for Development in Special Needs Education. 2010. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/TE4I-Literature-Review.pdf (accessed: 13.01.2019).
  19. Waslin M. Undocumented Children Face These Challenges in Accessing Public Education. URL: http://immigrationimpact.com/ 2016/04/14/undocumented-children-public-education/ (accessed: 24.12.2018).

© Омельченко Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах