Стратегии зарубежных университетов на образовательном рынке АСЕАН
- Авторы: Асмятуллин Р.Р.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 1 (2019): КНР — США: конкуренция или сотрудничество
- Страницы: 130-138
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/20857
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-1-130-138
Цитировать
Полный текст
Аннотация
АСЕАН, характеризующийся неуклонным ростом экономики, растущим средним классом и большой численностью населения школьного возраста, является одним из наиболее перспективных рынков для экспорта образовательных услуг. Уровень выездной учебной мобильности из региона постоянно увеличивается. При этом складывается заметная тенденция к диверсификации географии мобильности с появлением новых стран и ослаблением позиций таких традиционных направлений, как США, Франция и Германия. АСЕАН не только является перспективным рынком в качестве крупнейшего донора иностранных студентов, но и становится заметным игроком на мировом образовательном рынке в качестве направления обучения. Особое внимание уделено анализу рынков Сингапура и Малайзии как крупнейших образовательных центров в регионе. Стратегии данных стран основаны на создании особых экономических зон в сфере образования, привлекая тем самым ведущие зарубежные вузы. Такой подход положительно сказывается на качестве образования, повышая привлекательность страны в качестве места обучения. Целью данной статьи является исследование особенностей стратегий зарубежных вузов на рынках стран АСЕАН для выявления потенциала экспорта образовательных услуг российскими вузами. Стратегии иностранных университетов основываются на использовании целого ряда механизмов, таких как открытие кампусов на территории стран блока, создание совместных вузов и работа через систему франчайзинга. В статье определены основные проблемы, препятствующие расширению экспорта российского образования в страны АСЕАН, среди которых недостаточная информационная и маркетинговая поддержка, слабое развитие образовательных программ на английском языке и механизмов финансовой поддержки иностранных студентов. Дана оценка привлекательности региона для России с точки зрения экспорта образовательных услуг.
Об авторах
Равиль Рамилевич Асмятуллин
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: asmyatullin-rr@rudn.ru
аспирант кафедры международных экономических отношений, ассистент Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов
Список литературы
- Айдрус И. А. Конкурентоспособность стран на мировом рынке высшего образования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2012. № 3-4. С. 128-132.
- Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. C. 203-211.
- Alfaro L., Ketels C. Singapore’s Higher Education Cluster. Harvard Business School, 2016.
- Chan S.J. Shifting patterns of student mobility in Asia // Higher Education Policy. 2012. Vol. 25. No 2. P. 207-224. DOI: https://doi.org/10.1057/hep.2012.3.
- Feuer H.N., Hornidge A.K. Higher education cooperation in ASEAN: building towards integration or manufacturing consent? // Comparative Education. 2015. Vol. 51. No 3. P. 327-352. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03050068.2015.1031474.
- Knight J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales // Journal of studies in international education. 2004. Vol. 8. No 1. P. 5-31. doi: 10.1177/1028315303260832.
- Knight J. Higher education in turmoil // The Changing World of Internationalisation. Rotterdam, The Netherlands: Sense Publishers, 2008.
- Lek D. Cross border higher education in ASEAN: Structures, policies, development and integration // ASEAN-Canada Research Partnership Working Paper Series. 2014. Vol. 4. P. 1-26.
- Marginson S. Higher education in East Asia and Singapore: Rise of the Confucian model // Higher education. 2011. Vol. 61. No 5. P. 587-611. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-010-9384-9.
- Ng P.T. Singapore’s response to the global war for talent: Politics and education // International Journal of Educational Development. 2011. Vol. 31. No 3. P. 262-268. doi: 10.1016/j.ijedudev.2010.05.009.
- Stroupe R., Kimura K. Opportunities and Challenges Across ASEAN: Looking Ahead to the ASEAN Economic Community // ASEAN Integration and Role of English Language Teaching. Phnom Penh: IDP Education (Cambodia) Ltd, 2015. P. 1-12. doi: 10.5746/LEiA/ASEAN_Integ_ELT.
- Yavaprabhas S. SEAMEO RIHED and higher education harmonisation // JSPS AA Science Platform Program Seminar. January 2009. P. 23-25.
- Yavaprabhas S. The Harmonization of Higher Education in Southeast Asia // Emerging International Dimensions in East Asian Higher Education. Springer Netherlands, 2014. P. 81-102. doi: 10.1007/978-94-017-8822-9