Японское университетское сообщество в международном окружении: маневры или курс на снижение?
- Авторы: Жилина Л.В.1
-
Учреждения:
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
- Выпуск: Том 19, № 1 (2019): КНР — США: конкуренция или сотрудничество
- Страницы: 119-129
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/20856
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-1-119-129
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, с которыми в последние годы сталкиваются японские университеты, стремящиеся попасть в первые строки рейтингов. Начиная с 2003 г. мировая университетская система вступила в новую фазу своего развития, когда вузы начали получать публичную оценку в глобальных рейтингах университетов. Для многих стран, в том числе и Японии, попадание в их топ-лист стало чуть ли национальной целью. Из новых проблем, возникших в течение последних лет, наиболее важной является «интернационализация» японских университетов, и наиболее очевидным проявлением этой тенденции стал растущий интерес японских вузов к мировым университетским рейтингам. В Японии интернационализация стала приоритетом и для университетов, и для правительства, потому что она рассматривается как признак глобальной конкурентоспособности. С 2000 г. японское правительство представило ряд законодательных и политических инициатив, направленных на повышение автономии и управленческого потенциала вузов, на повышение их оценки и повышение их качества, а также на развитие конкурентоспособных на международном уровне исследований, проводящихся в центрах передового опыта и аспирантуре. Для того чтобы решить эту проблему, правительство Японии решило увеличить число иностранных студентов с нынешних 100 000 до 300 000 к 2020 г. Тем не менее, в то время как вузы других стран Восточной Азии вырываются вперед по разным показателям, рейтинг японских университетов идет по нисходящей траектории. Чтобы стать более конкурентоспособной, Японии необходимо открыть двери своих университетов и активно работать в направлении привлечения новых и талантливых исследователей и студентов из-за рубежа, также целесообразно увеличить количество курсов, доступных на английском языке. Вместе с тем следует отправлять больше японских исследователей и студентов за рубеж, чтобы стимулировать их исследовательскую деятельность и улучшить, таким образом, стандарты, требующиеся для повышения рейтинговых позиций.
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Владимировна Жилина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: larissa-zhilina@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент, факультет иностранных языков, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Список литературы
- Варшавский А.Е., Комкина Т.А. Оценка влияния индекса цитирования на рейтинги университетов // Экономика. Налоги. Право. Финансовый университет при Правительстве РФ. 2011. № 3. С. 94-100.
- Воейкова О.Б., Лукьянова А.А. Глобализация образовательного пространства и ее влияние на национальные системы высшего образования // Вестник УРФУ. 2013. № 3. С. 159-167.
- Дежина И.Г. Межсекторальная мобильность исследователей в России и мире // Вестник РГНФ. 2016. № 1. С. 96-110.
- Денисов Ю.Д. Япония в инновационной гонке // Япония-2009. Ежегодник. ИВ РАН. 2009. С. 88-102.
- Жилина Л.В. Японские университеты: лицом к глобализации // Азия и Африка сегодня. 2015. № 3 (692). С. 19-24.
- Мазурова Н.А. Федеральные образовательные программы как инструмент внешней политики США: 1936-1999 гг.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000.
- Скотт П. Глобализация и университет // Альма-матер: Вестник высшей школы. 2000. № 4. С. 3-8. Campbell Ph. Escape from the impact factor // Ethics in Science and Environmental Politics. 2008. No 8. P. 5-7.
- Eades R.G., Hada Y. The ‘Big Bang’ in Japanese Higher Education: the 2004 Reforms and the Dynamics of Change. Sydney, Australia: Trans Pacific Press, 2005.
- Hazelkorn E. Rankings and the reshaping of higher education: The battle for world-class excellence. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011.
- Hudzik J. Comprehensive Internationalization: Institutional Pathways to Success. New York: Routledge, 2015.
- Knight J. Internationalization of Higher Education Practices and Priorities. Paris: International Association of Universities (IAU), 2003.
- Kuroda K. Regionalization of higher education in Asia // The Palgrave Handbook of Asia Pacific Higher Education / ed. by C. Collins, M. Lee, J. Hawkins, D. Neubauer. New York: Palgrave Macmillan, 2016. P. 141-156.
- Kuroda K., Yuki T., Kang K. The institutional prospects of cross-border higher education for East Asian regional integration: An analysis of the JICA survey of leading universities in East Asia // Emerging international dimensions in East Asian higher education / ed. by A. Yonezawa, Y. Kitamura, A. Meerman, K. Kuroda. Dordrecht, Netherland: Springer, 2014. P. 55-79.
- Lawrence P.A. Lost in publication: how measurement harms science // Ethics in Science and Environmental Politics. 2008. No 8. P. 9-11.
- Macdonald S., Kam J., Aardvark et al. Quality journals and gamesmanship in management studies // Journal of Information Science. 2007. No 33. P. 702-717.
- Ota H., Horiuchi K. How accessible are English-taught programs? Exploring international admissions procedures // EnglishMedium Instruction in Japanese Higher Education / ed. by A. Bradford, H. Brown. Bristol: Multilingual Matters, 2017. P. 108-129.
- Patterson G. Collaboration/competition crossroads: national/supranational tertiary education policies on a collision course // Tertiary Education and Management. 2005. Vol. 11. Iss. 4. Р. 355- 368.
- Rose H., McKinley J. Japan’s English-medium instruction initiatives and the globalization of higher education // Higher Education. 2017. Vol. 75. Iss. 1. P. 1-19.
- Yonezawa A. Challenge for top Japanese Universities when establishing a new global identity: Seeking a new paradigm after “world-class” // Institutionalzation of World Class University in Global Competition / ed. by J.C. Shin, B.M. Kehm. Springer, 2012. P. 125-143. doi: 10.1007/978-94-007-4975-7_8.