ВЕНЕСУЭЛА В ЭПОХУ УГО ЧАВЕСА И СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ЛИНИИ ЮГ-ЮГ
- Авторы: Брисеньо-Руиз Х.1
-
Учреждения:
- Кооперативный университет Колумбии
- Выпуск: Том 18, № 3 (2018): Перспективы сотрудничества Юг—Юг. К 40-летию Буэнос-Айресского плана действий
- Страницы: 479-496
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/20099
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-3-479-496
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одним из ключевых трендов международных отношениях нового тысячелетия стало сотрудничество Юг-Юг. Инициативы политического сотрудничества, предоставления экономической и технической помощи в этом направлении можно проследить с 1960-х гг., например, в рамках Бандунгской конференции неприсоединившихся стран или по линии создания Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) под эгидой Рауля Пребиша [Braveboy-Wagner 2009; Prebisch 1954, 1969]. Последовавшее возвышение Китая и БРИКС и новый период высоких цен на нефть привели к увеличению доли участия стран со средним уровнем доходов в сотрудничестве с другими странами Глобального Юга. В период президентства Уго Чавеса Венесуэла активно участвовала в рамках сотрудничества Юг-Юг. Разумеется, данное направление не является полностью новаторским во внешней политике Венесуэлы. Начиная с 1970-х гг. Каракас поступательно реализовывал программы сотрудничества по поставке нефти на особых условиях в некоторые страны Центральной Америки и Карибского бассейна. В качестве примеров выступают Соглашение в Пуэрто-Ордасе, подписанное во время правления Карлоса Андреса Переса (1974-1979 гг.), и Соглашение Сан-Хосе, венесуэльско-мексиканская инициатива, запущенная в начале 1980-х гг. [Grayson 1985]. Карлос Андрес Перес, используя аналогичные методы и стратегию, оказал значимое влияние на продвижение нового международного экономического порядка и создание Латиноамериканской экономической системы (известной на испанском языке как SELA) [P é rez 1980, 1983]. Однако логика участия Венесуэлы в сотрудничестве по линии Юг-Юг изменилась именно после прихода к власти У. Чавеса в 1999 г. и, в частности, после его победы на референдуме в 2004 г. С самого начала своего президентства Чавес стремился преобразовать внешнюю политику Венесуэлы. Одной из его целей было существенное углубление сотрудничества с Глобальным Югом. Венесуэла как страна со средним доходом стала своего рода локомотивом в новой динамике сотрудничества Юг-Юг как в Латинской Америке и Карибском бассейне, так и за пределами Западного полушария. В данной статье анализируется все более активное участие Венесуэлы в инициативах по линии Юг-Юг, в частности, причины подобной активизации в рамках правления У. Чавеса. На фоне активного использования венесуэльским правительством особой риторики в вопросах диалога Юг-Юг с опорой на принципы солидарности, взаимодополняемости и сотрудничества, автор сравнивает стратегию международного сотрудничества Венесуэлы с более традиционными формами сотрудничества по линии Север-Юг. Для достижения поставленной цели в статье используются качественные методы анализа, включающие анализ литературы по международному сотрудничеству с позиций разных теоретических подходов и оценку международного сотрудничества, проводимого правительством Венесуэлы.
Ключевые слова
Об авторах
Хосе Брисеньо-Руиз
Кооперативный университет Колумбии
Автор, ответственный за переписку.
Email: bricenoruiz@hotmail.com
доктор политических наук, профессор Колумбийского кооперативного университета
Список литературы
- Дабагян Э.С. Венесуэла после Уго Чавеса // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 7. C. 67—77.
- Дабагян Э.С. Внешняя политика Венесуэлы в начале XXI в.: основные направления // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. № 1. С. 95—123.
- Axelrod, R. (1984). The Evolution of Cooperation. New York: Basic Books Inc., Publishers.
- Bagley, B.M. & Defort, M. (eds.). (2015). Decline of the US Hegemony?: A Challenge of ALBA and a New Latin American Integration of the Twenty-First Century. Lanham, MD: Lexington Books.
- Benzi, D. & Zapata Mafla, X. (2013). Geopolítica, economía y solidaridad internacional en la nueva cooperación sur-sur: el caso de la Venezuela bolivariana y Petrocaribe. América Latina Hoy, 63, 65-89.
- Benzi, D. & Zapata Mafla, X. (2014). Petrolio e petrodollari nella politica internazionale del Venezuela. Una breve rassegna storica (1958-2012). Visioni LatinoAmericane, 1, 63-80.
- Benzi, D. (2016). El exitoso ocaso del ALBA: Réquiem para el último vals tercermundista. Nueva Sociedad, 261, 77-91.
- Braveboy-Wagner, J.A. (2009). Institutions of the Global South. Abingdon, Oxon: Routledge.
- Briceño-Ruiz, J. (2011). El ALBA como propuesta de integración regional. In: ALBA ¿Una nueva forma de integración regional? Ed. by Jossette Altmann Borbón. Buenos Aires: Teseo. p. 19-83.
- Briceño-Ruiz, J. (2011). Los cambios en la Política Exterior de Venezuela y el giro hacia el sur de Chávez. In: La Política Internacional en un mundo en mutación. Ed. by L. Bizzozero, I. Clemente. Montevideo: Ediciones de la Banda Oriental. p. 47-75.
- Briceño-Ruiz, J. (2014). El ALBA: una discusión de su modelo, sus resultados y sus perspectivas. Anuario de la Integración Regional de América Latina y el Caribe, 10, 151-178.
- Briceño-Ruiz, J. (2015). ¿Gobernanza regional o soft balancing de “Estados revolucionarios”? El discurso y la práctica del ALBA. Pensamiento Propio, 42, 167-194.
- Briceño-Ruiz, J. (2006). The Free Trade Area of the Americas in the foreign policy of Hugo Chávez. Unisa Latin American Report, 22 (1), 31-46.
- Chávez Frías, H. (2009). Intervención del presidente de la República Bolivariana de Venezuela, Hugo Chávez Frías. In: II Cumbre América Del Sur-África ASA 2009 Cerrando brecha, abriendo oportunidades. Caracas: Colección Cuadernos para el debate, Ministerio del Poder Popular para la Comunicación y la Información.
- Clem, R.S. & Maingot, A.P. (2011). Venezuela's petro-diplomacy: Hugo Chávez's foreign policy. Gainesville: University Press of Florida.
- Corrales, J. (2009). Using social power to balance soft power: Venezuela's foreign policy. The Washington Quarterly, 32(4), 97-114.
- Dabagyan, E.S. (2012). Foreign Policy of Venezuela at the Beginning of the 21st Century: Key Trends. Moscow University Journal of World Politics, 1, 95-123. (in Russian).
- Dabagyan, E.S. (2014). Venezuela after Hugo Chávez. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 7, 67-77. (in Russian).
- De Renzio, P. & Seifert, J. (2014). South-South cooperation and the future of development assistance: mapping actors and options. Third World Quarterly, 35 (10), 1860-1875. DOI: https://doi.org/10.1080/01436597.2014.971603.
- Forite, C. (2011). Chávez et l’Afrique. Dix ans de politique extérieure vénézuélienne. Paris: Institut des Hautes Études de l’Amérique latine (IHEAL).
- Giacchi, M.F. (2012). La política exterior del gobierno de Hugo Chávez hacia África (2004-2010). Humania del Sur, 7(12), 41-60.
- Grayson, G.W. (1985). The San José Oil Facility: South-South Cooperation. Third World Quarterly, 7 (2), 390-409. DOI: https://doi.org/10.1080/01436598508419844.
- Grieco, J. (1990). Cooperation among Nations: Europe, America, and Nontariff Barriers to Trade. Ithaca: Cornell University Press.
- Halliday, Fred. (1999). Revolutions and the World Politics. The rise and fall of the sixth Great Powers. Houndmills and London: Palgrave.
- Hattori, T. (2003). The Moral Politics of Foreign Aid. Review of International Studies, 29 (2), 229-247. DOI: https://doi.org/10.1017/S0260210503002298
- Hellinger, D. (2011). Obama and the Bolivarian Agenda for the Americas. Latin American Perspectives, 38 (4), 46-62. DOI: https://doi.org/10.1177/0094582X11406209
- Jaguaribe, H. (1979). Autonomía periférica y autonomía céntrica. Estudios Internacionales, 12 (46), 91-130.
- Kennan, G. (1971). Foreign Aid as a National Policy. Proceedings of the Academy of Political Science, 30 (3), 175-183.
- Keohane, R.O. (1984). After Hegemony. Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton: Princeton University Press.
- Labaqui, I. (2014). Who’s afraid of reversing neoliberal reforms? Financial statecraft in Argentina and Venezuela. In: The financial statecraft of emerging powers. Shield and sword in Asia and Latin America. Ed. by L.E. Armijoand, S.N. Katada. Houndmills: Palgrave, p. 21-46.
- Lancaster, C. (2007). Foreign Aid. Diplomacy, Development, Domestic Politics. Chicago and London: The University of Chicago Press.
- Lecchini, G. (2012). Reflexiones en torno a la cooperación sur-sur. In: Argentina y Brasil: proyecciones internacionales, Cooperación Sur-Sur e integración. Ed. by C. Morasso, G.P. Doval. Rosario: Editorial de la Universidad Nacional de Rosario, p. 13-26.
- Lumsdaine, D.H. (1993). Moral vision in international politics: The foreign aid regime, 1949-1989. Princeton: Princeton University Press.
- Maldonado-L. G. (1982). El SELA y la cooperación Sur-Sur. Revista Nueva Sociedad, 60, 39-56. Mata Carnevali, M.G. (2012a). Relaciones Venezuela-Sudáfrica En el camino de la Cooperación Sur-Sur (2005-2010). Humania del Sur, 7 (13), 155-174.
- Mata Carnevali, M.G. (2012b). Venezuela's African Agenda in a South-South Context. The Cases of Algeria, Gambia and South Africa, 2005-2010. Africa Insight, 41 (4), 17-35.
- Mawdsley, E. (2011). The changing geographies of foreign aid and development cooperation: contributions from gift theory. Transactions of the Institute of British Geographer, 37, 256-272. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-5661.2011.00467.x.
- Morgenthau, H. (1962). A Political Theory of Foreign Aid. The American Political Science Review, 56 (2), 301-309. DOI: https://doi.org/10.2307/1952366.
- Opeskin, B.R. (1996). The Moral Foundations of Foreign Aid. World Development, 24 (1), 21-44. DOI: https://doi.org/10.1016/0305-750X(95)00118-V.
- Pérez, C.A. (1977). La social democracia y las relaciones político económicas internacionales. Revista Nueva Sociedad, 31-32, 5-12.
- Pérez, C.A. (1980). El diálogo Norte-Sur. Nueva Sociedad, 51, 33-46.
- Pérez, C.A. (1983). El SELA como instrumento político para sus Estados miembros. Nueva Sociedad, 65, 45-53.
- Prebisch, R. (1954). International Cooperation in Latin America Development Policy. New York: United Nations.
- Prebisch, R. (1969). Reflexiones sobre la cooperación internacional en el desarrollo latinoamericano. Comercio Exterior, 19 (10), 758-766.
- Puig, J.C. (1980). Doctrinas internacionales y Autonomía latinoamericana. Caracas: Universidad Simón Bolívar, Instituto de Altos Estudios de América Latina.
- Romero, C.A. (2003). Dos etapas en la política exterior de Venezuela. Politeia, 30, 319-343. Romero, C.A. (2010). La política exterior de la Venezuela bolivariana. URL: http://www.plataformademocratica.org/arquivos/la%20politica%20exterior%20de%20la%20 venezuela%20bolivariana.pdf (accessed 12.06.2018).
- Romero, C.A. & Curiel, C. (2009). Venezuela: política exterior y rentismo. Cadernos Prolam/USP, 8(14), 39-61. DOI: https://doi.org/10.11606/issn.1676-6288.prolam.2009.82330.
- Romero, C.A. & Mijares, V.M. (2016). From Chávez to Maduro: Continuity and Change in Venezuelan Foreign Policy. Contexto Internacional, 38 (1), 165-201. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/ S0102-8529.2016380100005.
- Ruttan, V.W. (1989). Why Foreign Economic Assistance? Economic Development and Cultural Change, 37(2), 411-424. doi: 10.1086/451730.
- Salazar Santos, F. (1985). El SELA: Antecedentes y realizaciones. Integración Latinoamericana, 10 (107), 3-27.
- Serbin, A. & Serbin Pont, A. (2014). Quince años de política exterior bolivariana: ¿entre el softbalancing y la militarización? Pensamiento Propio, 19 (39), 287-326.
- Revised Guidelines for the Review of Policies and Procedures Concerning Technical Cooperation among Developing Countries. TCDC/13/3. (2003). United Nations - Technical Cooperation Among Developing Countries. New York: United Nations.
- What is South-South Cooperation. (2015). UNOSSC - United Nations Office for South South Cooperation. URL: http://ssc.undp.org/content/ssc/about/what_is_ssc.html (accessed 02.04.2015).
- Younas, J. (2008). Motivation for bilateral aid allocation: Altruism or trade benefits. European Journal of Political Economy, 24, 661-674. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2008.05.003.